Системное рассмотрение проблем возникающих при банкротстве юридическоголица
Введение
Значение института банкротства заключается в том, что из гражданскогооборота исключаются неплатежеспособные субъекты (в случае их ликвидации), чтослужит оздоровлению рынка, а с другой стороны, этот институт дает возможностьответственно действующим предприятиям, организациям и добросовестнымпредпринимателям реорганизовать свои дела и вновь достичь финансовойстабильности.
Тема банкротства юридических лиц является очень актуальной в современныхусловиях, так как из-за неустойчивости экономики, финансовых кризисов,завышения налогов и других негативных обстоятельств организациям трудно нетолько развиваться, но даже «удержаться на плаву».
В настоящее время число разорившихся предприятий, организаций постояннорастет. Вместе с увеличением числа предприятий (организаций) – банкротов растетколичество неплатежей в бюджет, задолженностей по обязательствам перед другимиорганизациями. Участились случаи правонарушений в области финансовой деятельностипредприятий.
Наиболее часто с заявлениями о признании должников банкротами обращаютсяналоговые органы. Данная ситуация складывается главным образом из-за того, чтопредприятия (организации), обязанные заявить о своей несостоятельности неделают этого, а кредиторы, в свою очередь, не могут получить информацию оплатежеспособности данных предприятий (организаций). Согласно информации изарбитражных судов следует, что в настоящее время наметилась тенденция подачизаявлений о признании банкротами крупнейших предприятий.
Проблема банкротства является наисерьезнейшей, наиострейшей, требующейгибкого, продуманного эффективного правового регулирования.
1. Правовое регулирование института банкротства
1.1 Понятие банкротства юридического лица
На сегодняшний день в юридической литературе неоднократно поднимаетсявопрос: что такое несостоятельность и что такое банкротство, являются ли онисинонимами или нет. На этот счет существуют различные точки зрения. Так,например, Г. Шершеневич считает, что банкротством следует считатьнесостоятельность, сопряженную с таким виновным поведением должника, котороепричиняет или ставит цель причинить вред кредиторам [11].
Щенникова Л. также указывает на то, что проведение различий междупонятиями несостоятельность и банкротство «…принципу вины представляется нелишенным глубокого смысла» [12]. Интересна и позиция С. Жилинского,который помимо указанных понятий оперирует еще и таким понятием, какнеплатежеспособность, выстраивая все три в определенную цепочку: «Всеначинается с неплатежеспособности. Если она оказывается вовсе непосильной длядолжника и последний теряет всякую возможность рассчитаться с кредиторами, тотакой неплательщик тем самым приобретает новое качество – становитсянесостоятельным. Третье и завершающее качество на тернистом пути незадачливогопредпринимателя – банкрот. Им его наделяет арбитражный суд» [3].
В соответствии со статьей 2 Федерального закона РФ «О несостоятельности(банкротстве)» под несостоятельностью (банкротством) понимается – признаннаяарбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полномобъеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или)исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (Приложение А). Рассматриваяпонятие банкротства, стоит обратить внимание на тот факт, что Федеральный законРФ «О несостоятельности (банкротстве), в отличие от традиционного подхода,принятого в гражданском праве к определению понятия должника, более узкоподходит к его пониманию, подразумевая под ним сторону, должную уплатитькредитору только лишь денежную сумму, тогда как статья 307 ГК РФ говорит, чтодолжником является – сторона, обязанная совершить определенные действия потребованию кредитора, как-то – передать товар, выполнить работу, оказатьуслуги, уплатить денежную сумму и т.п. С другой стороны, закон, неограничивается только гражданско-правовыми обязательствами, имея ввиду такжепублично-правовую обязанность по уплате налогов и других обязательных платежей.
В качестве основного признака банкротства закон избрал критерий «неплатежеспособности»,состоящий в неспособности удовлетворить требования кредиторов по обязательствами (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующиеобязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев смомента наступления даты их исполнения (п. 2. ст. 3 ФЗ РФ «Онесостоятельности (банкротстве)»). Состав и размер денежных обязательств иобязательных платежей определяются на момент подачи в арбитражный суд заявленияо признании должника банкротом.
При определении размера денежных обязательств принимается вовнимание задолженность за переданные товары, выполненные работы и оказанныеуслуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, а такжеразмер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения, иразмер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществукредиторов, за исключением обязательств перед гражданами, перед которымидолжник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью,обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих потрудовому договору, обязательств по выплате вознаграждения по авторскимдоговорам, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника,вытекающих из такого участия; размер обязательных платежей без учетаустановленных законодательством РФ штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.Подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательстванеустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки, подлежащиевозмещению за неисполнение обязательства, а также иные имущественные и (или)финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплатеобязательных платежей, не учитываются при определении наличия признаковбанкротства должника.
Размер денежных обязательств считается установленным, если он определенсудом. Таким образом, при определении признаков несостоятельности (банкротства)закон исходит из критерия неоплатности [5].
Законодательством предусмотрен один способ признания должниканесостоятельным, это может быть сделано только по решению арбитражного суда.Федеральный Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» (ст. 32) предусматривает,что споры по делам о несостоятельности рассматриваются арбитражными судами.
1.2 Арбитражный процессуальный кодекс РФ о банкротствеюридических лиц
Дела о несостоятельности юридических лиц, рассматриваются арбитражнымсудом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом РФ от 24июля 2002 года, с особенностями, установленными федеральными законами,регулирующими вопросы несостоятельности (банкротстве).
Помимо норм, закрепленных в главе третьей, отдельные процессуальные нормысодержатся и в других статьях, поэтому глава «Рассмотрение дел о (банкротстве)в арбитражном суде» применяется, если иное не предусмотрено другими главами.
В статье 33 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)»предусмотрена подведомственность дел арбитражному суду. Дела о банкротствеюридических лиц рассматриваются по месту нахождения должника, это сформулированов указанной статье как исключительная подсудность, и не позволяет изменить еепо выбору заявителя или по соглашению сторон (статья 38 АПК РФ).
Для подачи заявления в арбитражный суд необходимо наличие двух признаков:во-первых – требование к должнику – юридическому лицу должно в совокупностисоставлять не менее ста тысяч рублей; во-вторых – указанная задолженность не былапогашены в течение трех месяцев (пункт 2 ст. 33) ФЗ РФ «Онесостоятельности (банкротстве)». Отсутствие какого-либо из указанных признаковявляется основанием отказа в принятии заявления о признании должника банкротом.
Особенностью данного процесса является то, что в нем отсутствуют истец, аесть заявитель, впрочем нет и ответчика. Заявление о признании несостоятельным (ПриложениеБ) может быть подано как конкурсным кредитором, так и самим должником. Взависимости от того, кто подает заявление, закон о банкротстве устанавливаетразличный порядок его оформления и содержания. Здесь стоит обратить внимание натот факт, что подписание заявления производится только руководителем должникаили его заместителем.
Должник обязан направить копии заявления кредиторам и иным лицам, участвующимв деле. Перечень документов, которые должны быть приложены, содержится встатьях 38 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)» и ст. 126АПК РФ и является исчерпывающим. Порядок и содержания заявления, подаваемогоконкурсным кредитором, регулируется статьями 39–40 закона о банкротстве.Заявление, подается в письменной форме, но отличительной особенностью являетсято, что данное заявление может быть подписано не только руководителемконкурсного кредитора – юридического лица, но и его представителем. В техслучаях, когда требования кредитора к должнику основаны на различных обязательствахдолжника, они могут быть объединены. Также в одном заявлении могут бытьобъединены требования нескольких кредиторов.
Заявление уполномоченного органа должны отвечать требованиямпредъявляемым к заявлению кредитора. Под уполномоченными органами понимаются – федеральныеорганы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять вделе о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательныхплатежей и требования РФ по денежным обязательствам, а также органы исполнительнойвласти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченныепредставлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования поденежным обязательствам соответственно субъектов РФ и муниципальныхобразований.
При соблюдении всех необходимых требований и отсутствия оснований дляотказа в принятии или возвращения заявления, судья единолично, не позднее пятидней с даты поступления указанного заявления, выносит определении о его принятии.В определении указывается саморегулируемая организация, из числа членов которойсуд утверждает временного управляющего.
Арбитражный суд принимает меры по обеспечению требований кредиторовпредусмотренные статьей 91 АПК РФ: наложение ареста на имущество или денежныесредства, принадлежащие ответчику и находящиеся у него или других лиц;запрещение ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиесяпредмета спора; возложение на ответчика обязанности совершить определенныедействия в целях предотвращения порчи, ухудшения состояния спорного имущества;передача спорного имущества на хранение истцу или другому лицу; приостановлениевзыскания по оспариваемому истцом исполнительному или иному документу,взыскание по которому производится в бесспорном (безакцептном) порядке;приостановление реализации имущества в случае предъявления иска об освобожденииимущества от ареста.Так, арбитражный суд может запретить совершать безсогласия арбитражного управляющего определенные сделки. Вышеперечисленные меры,принимаются на любой стадии арбитражного процесса, только по ходатайству лица,участвующего в деле о банкротстве, по собственной инициативе суда принятие данныхмер не допускается. Решение о принятии мер по обеспечению требований кредитороврассматривается арбитражным судом не позднее следующего дня после поступлениязаявления.
При отсутствии оснований предполагать, что имущество должника будетиспользовано в ущерб интересам кредиторов и при наличии ходатайства об отменепринятых мер, суд вправе отменить обеспечение требований.
Суд рассматривает заявления, жалобы и ходатайства лиц, участвующих в делео банкротстве, устанавливает обоснованность требований кредиторов. Судья можетпринять меры для примирения сторон. Осуществление таких мер не может являтьсяоснованием для приостановления производства по делу о банкротстве.
Две категории лиц привлекаются к разбирательству дел. Первая – «лица,участвующие в деле о банкротстве». К ним относятся: должник; арбитражныйуправляющий; конкурсные кредиторы; уполномоченные органы; федеральные органыисполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов РФ иорганы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаяхпредусмотренных законом; лица, предоставившее обеспечение для проведенияфинансового оздоровления. Вторая категория – «лица, участвующие в арбитражномпроцессе по делу о банкротстве»: представитель работников должника;представитель собственника имущества должника – унитарного предприятия; иныелица в случаях, предусмотренных АПК РФ.
Дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании арбитражного судав срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления заявления о признаниидолжника банкротом в суд.
В указанный срок должно быть принято одно из следующих решений: опризнании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; об отказев признании должника банкротом; определение о введении финансового оздоровления(новая процедура); определение о введении внешнего управления; определение опрекращении производства по делу о банкротстве, а также определения: обоставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения и об утверждениимирового соглашения. Сообщение о признании должника банкротом публикуетсяарбитражным судом, принявшим такое решение, в официальном издании, определенномПравительством РФ («Вестнике Высшего Арбитражного суда») и иных средствахмассовой информации.
2. Процедуры банкротства
2.1 Наблюдение
Федеральный закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» (ст. 27)выделяет пять процедур банкротства для юридических лиц. При рассмотрении дела обанкротстве должника – юридического лица применяются следующие процедурыбанкротства: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление;конкурсное производство; мировое соглашение. Основной целью процедурынаблюдения является принятие комплекса мер, направленных на сохранение имуществадолжника, проведение анализа финансово – экономического и хозяйственногосостояния должника, установление размера задолженности перед кредиторами.
Наблюдение – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечениясохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояниядолжника, оставления реестра требований кредиторов и проведения первогособрания кредиторов. Осуществляет наблюдение временный управляющий. Наблюдениевводится с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должникабанкротом. В отличие от таких процедур банкротства, как внешнее управление,конкурсное производство и мировое соглашение, которые могут применяться либо неприменяться в делах о банкротстве, наблюдение является обязательной процедуройпри рассмотрении дел о банкротстве, которая вводится на основании определенияарбитражного суда[6].
Арбитражный суд выносит определение о принятии заявления о признаниидолжника банкротом к производству. В данном определении указывается о введениипроцедуры наблюдения и о назначении временного управляющего. Вынесение данногоопределения является начальным моментом, с которого вводится процедуранаблюдения. Процедура наблюдения вводится на период до даты проведения первогозаседания арбитражного суда. Наблюдение может вводиться на срок, не превышающийсеми месяцев с момента принятия арбитражным судом заявления о признаниидолжника банкротом.
С момента введения процедуры наблюдения требования кредиторов по денежнымобязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которымнаступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику толькос соблюдением установленного законом порядка предъявления требований кдолжнику.
По ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам,связанным с взысканием с должника денежных средств. Кредитор в этом случаевправе предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном законом. Основаниемдля приостановления исполнения исполнительных документов является определениеарбитражного суда о введении наблюдения.
Администрация (органы управления) должника с момента введения процедурынаблюдения имеет право совершать исключительно с согласия временного управляющегоследующие сделки:
– связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчужденияпрямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которогосоставляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на датувведения наблюдения;
– связанные с получением и выдачей займов (кредитов), выдачейпоручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также сучреждением доверительного управления имуществом должника.
Органы управления должника не вправе принимать решения:
· о реорганизации(слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидациидолжника;
· о создании юридическихлиц;
· о созданиифилиалов и представительств;
· о выплатедивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями(участниками);
· о размещениидолжником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;
· о выходе изсостава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранеевыпущенных акций;
· об участии в ассоциациях,союзах, холдинговых компаниях, финансово – промышленных группах и иныхобъединениях юридических лиц; о заключении договоров простого товарищества.
В этом случае государственная регистрация отчета об итогах выпускадополнительных обыкновенных акций и изменений учредительных документов должникадолжна быть осуществлена до даты судебного заседания по рассмотрению дела обанкротстве.
Контроль за указанными сделками должника обеспечивается путем дачисогласия временного управляющего на совершение таких сделок. Если данные сделкисовершены в период наблюдения без согласия временного управляющего, они могутбыть признаны недействительными в судебном порядке в соответствии с нормами ГКРФ. При дачи согласия на совершение таких сделок временный управляющий долженрешить вопрос о их целесообразности для должника, проанализировать последствияэтих сделок для имущества должника, учесть, что последствием заключенияуказанных сделок может стать невозможность восстановления платежеспособностидолжника [4].
В случае, если руководитель должника не выполняет требований, установленныхзаконом, не принимает должных мер, направленных на сохранение имущества должника,чинит препятствия временному управляющему при осуществлении им своих обязанностей,а также допускает иные нарушения действующего законодательства, арбитражный судвправе отстранить его от занимаемой должности. В этом случае полномочия поуправлению должником возлагаются на временного управляющего.
Временный управляющий действует с момента его назначения арбитражнымсудом до момента окончания процедуры наблюдения и назначении, соответственно,внешнего или конкурсного управляющего (в том случае, если не было заключеномировое соглашение).
На стадии наблюдения проводится финансовый анализ состояния должника вцелях определения стоимости принадлежащего должнику имущества для покрытиясудебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим,а также в целях определения возможности или невозможности восстановленияплатежеспособн6ости должника.
Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторовпринимает одно из следующих решений:
– о введении финансового оздоровления;
– внешнего управления;
– об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должникабанкротом и об открытии конкурсного производства;
– о заключении мирового соглашения.
Таким образом, в целом процедура наблюдения оправдала свое существование.Данная процедура фактически дает руководству должника шанс на ликвидациюзадолженности и восстановление платежеспособности, при этом большинстводействий руководства должника, способных нанести вред интересам кредитораотслеживаются временным управляющим и в случае необходимости опротестовываютсяв суде.
2.2 Финансовое оздоровление
Под финансовым оздоровлением понимается процедура банкротства,применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности ипогашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.Финансовое оздоровление может быть введено по ходатайству должника, егоучредителей, собственника имущества должника – унитарного предприятия, а такжетретьего лица. Снабженное планом финансового оздоровления и графиком погашениязадолженности, ходатайство рассматривается либо на собрании кредиторов, либо варбитражном суде. Основным фигурантом на этом этапе банкротства выступаетвременный управляющий либо руководивший наблюдением за предприятием, либоновый, назначенный арбитражным судом. Последнее обстоятельство весьма важно,поскольку интересы временного управляющего, руководившего наблюдением, могут,мягко говоря, быть отличными от интересов предприятия-должника, стремящегосясохранить свой бизнес.
Еще одна страховка на случай конфликта интересов – это предоставлениелицами, претендующими на проведение финансового оздоровления, доказательствтого, что они выполнят график погашения задолженности. Иными словами,арбитражный суд должен быть уверен, что уводя предприятие от банкротства,учредители, собственники или третьи лица имеют возможность оплатить долгиданного предприятия. Финансовое оздоровление рассматривается, как шанс дляпредприятия избежать недружественного поглощения со стороны конкурентов.
2.3 Внешнее управление
Внешнее управление вводится при возможности восстановления платежеспособностипредприятия. Внешнее управление – это процедура банкротства, применяемая кдолжнику в целях восстановления его платежеспособности.
Внешнее управление – реорганизационная процедура, суть которой состоит вназначении судом арбитражного управляющего имуществом должника на основанииходатайства собрания кредиторов должника, которое собирается временным управляющимв период наблюдения. Эта предупредительная мера применяется в том случае, еслиесть основания полагать, что платежеспособность предприятия может быть восстановлена.По мнению А. Агеева: «Основной целью внешнего управления являетсявосстановление платежеспособности должника» [1].
Для достижения основной цели внешнего управления назначается внешнийуправляющий. Целесообразность, проведения внешнего управления, определяетсясобранием кредиторов. При этом, анализ практики свидетельствует, что фактвозможности восстановления платежеспособности должника должен признать суд,одного согласия кредиторов не достаточно. Максимальный срок внешнего управлениясоставляет восемнадцать месяцев.
В целом внешнее управление имуществом должника можно разделить нанесколько этапов. Первый – предварительный, начинается с момента введениявнешнего управления и продолжается до утверждения внешнего управления. На этомэтапе перед внешним управляющим ставиться задача инвентаризации имуществадолжника, составление реестра требования кредиторов, принятие решения о мерахпо восстановлению платежеспособности должника, составление плана внешнегоуправления. В плане может быть предусмотрено восстановление или продажа частиимущества, перепрофилирование некоторых нерентабельных производств, продажачасти предприятия как имущественного комплекса и осуществление некоторых другихмер организационного и финансового характера. Второй – основной этап состоит восуществление мер и мероприятий, указанных в плане внешнего управления. Третий –заключительный этап состоит в составлении отчета внешнего управляющего и расчетахс кредиторами. Надо отметить условность деления на этапы, так, к примеру,реестр требований кредиторов ведется в течение всего внешнего управления.
Как указано выше, распоряжение и управление имуществом должника в ходевнешнего управления осуществляет внешний управляющий. Для реализации властныхполномочий внешнего управляющего закон устанавливает, что полномочия органовдолжника и собственника имущества должника в полном объеме передаются собраниюкредиторов и внешнему управляющему. Одновременно с введением внешнегоуправления, снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов,и вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов.
Согласно ст. 95 Федерального закона РФ «О несостоятельности(банкротстве)» мораторий распространяется на денежные обязательства иобязательные платежи, сроки, исполнения которых наступили до введения внешнегоуправления. При этом на суммы требований по денежным обязательства и обязательнымплатежам начисляются проценты в порядке и размере, которые предусмотрены ст. 395ГК РФ.
Для выполнения задачи внешнего управления арбитражный управляющий вправесамостоятельно распоряжаться имуществом должника. К правам внешнегоуправляющего также относятся: право заключать от имени должника мировоесоглашение и заявлять отказ от исполнения договоров должника, предъявлять варбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделоки решений, а также о применении последствий недействительности ничтожныхсделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований закона.
В целом, все обязанности внешнего управляющего можно разделить насвязанные с реализацией внешнего управления и обязанности, перешедшие к нему отруководства и собственников должника. От собственников и учредителей должника карбитражному управляющему переходят обязанности: вести бухгалтерский,финансовый, статистический учет и отчетность; заявлять в установленном порядке возраженияпо предъявленным к должнику требованиям кредиторов; принимать меры по взысканиюзадолженности перед должником. План внешнего управления составляется внешнимуправляющим и утверждается собранием кредиторов. Внешний управляющий обязансоставить план внешнего управления и в процессе внешнего управленияпридерживаться мероприятий, указанных в плане. План внешнего управлениясоставляется на предварительном этапе внешнего управления.
К отчету внешнего управляющего должен быть приложен реестр требованийкредиторов. В отчете внешнего управляющего должно содержаться одно из следующихпредложений: о прекращении внешнего управления в связи с восстановлениемплатежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами; о продленииустановленного срока внешнего управления; о прекращении внешнего управления иоб обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом иоб открытии конкурсного производства, а также о прекращении производства поделу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестромтребований кредиторов.
В случае если собрание кредиторов на основании отчета внешнегоуправляющего вынесет решение о прекращении производства по делу в связи свосстановлением платежеспособности и определением суда и данное решение будетутверждено, то арбитражный управляющий вправе преступить к расчетам скредиторами.
2.4 Конкурсное производство
Под конкурсным производством следует понимать процедуру банкротства,применяемую к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерногоудовлетворения требований кредиторов.
При установлении в ходе рассмотрения дела о признании должника банкротомпризнаков банкротства арбитражный суд принимает решение о банкротстве должникаи об открытии конкурсного производства. Открытие конкурсного производстваозначает, что срок исполнения всех денежных обязательств должника будетсчитаться наступившим, прекратится начисление неустоек, финансовых санкций ипроцентов по всем видам задолженности должника; все требования к должнику,включая требования налоговых органов, могут быть предъявлены только в рамкахконкурсного производства.
Сообщение о признании должника банкротом публикуется арбитражным судом вофициальном издании, определенном Правительством РФ. Продолжительность периода,на который вводится конкурсное производство, зависит от конкретныхобстоятельств и временных условий, необходимых для реализации мероприятий, вчастности, анализа финансового состояния должника, принятия мер, направленныхна поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц,конкурсным управляющим. Закон о банкротстве устанавливает продолжительностьуказанной ликвидационной процедуры – один год. Продажа имущества должника,предъявление исков о признании недействительными сделок, совершенных должником,исполнение решений по указанным искам, поиск и возврат имущества должника могутявляться основанием для продления срока конкурсного производства. При такихобстоятельствах по ходатайству лиц, участвующих в деле арбитражный суд выноситопределение о продлении указанного срока. При принятии решения арбитражный судутверждает конкурсного управляющего. Одна из основных фигур в конкурсномпроизводстве – конкурсный управляющий, поскольку с момента принятия арбитражнымсудом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсногопроизводства он выполняет функции по управлению и распоряжению имуществомдолжника и к нему переходят права и обязанности руководителя должника.
С открытием конкурсного производства наступает срок исполнения всехденежных обязательств и обязательных платежей. После открытия конкурсного производствапрекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых(экономических) санкций по всем видам задолженности должника. Это относится ккредитам банка, неоплаченным платежным требованиям, невыполненным обязательствам,то есть ко всем случаям, когда кредиторы должника имели право при обычныхусловиях на получение указанных санкций. Кроме того, сведения о финансовомсостоянии должника уже не относятся к категории сведений, носящих конфиденциальныйхарактер либо являющихся коммерческой тайной. Так, комитет кредиторов вправетребовать от конкурсного управляющего любую информацию о ходе конкурсногопроизводства, в том числе о финансовом состоянии должника.
Автоматически при открытии конкурсного производства снимаются ранееналоженные аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжениюимуществом. Арбитражный суд и суд общей юрисдикции не вправе наложить новыеаресты на имущество должника, а также ввести иные ограничения по распоряжению егоимуществом[9].
С момента открытия конкурсного производства все требования к должникумогут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства. Имеется ввиду, что после опубликования конкурсным управляющим сведений о признаниидолжника банкротом и об открытии конкурсного производства в официальномиздании, определенном Правительством РФ, кредиторы должны обратиться кконкурсному управляющему в установленный срок, а не в суд.
2.5 Мировое соглашение
Мировое соглашение – это процедура банкротства, применяемая на любойстадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делуо банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.Мировое соглашение означает добровольное соглашение о частичном отказе оттребований одних лиц и одновременно признание оставшихся требований другимиобязанными лицами.
Мировое соглашение заключается конкурсными кредиторами и уполномоченнымиорганами. Допускается участие в мировом соглашении третьих лиц, которыепринимают на себя права и обязанности, предусмотренные мировым соглашением. Голосованиеза заключение мирового соглашения производится большинством голосов от общегочисла голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в соответствии среестром требований кредиторов и решение считается принятым при условии, еслиза него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогомимущества должника.
В мировом соглашении необходимо конкретно указать, кто, когда, какимобразом, в каком размере удовлетворит требования кредиторов. При этом условияудовлетворения требований кредиторов одной очереди должны быть равными,независимо от того, как они голосовали на собрании кредиторов. Мировоесоглашение подлежит утверждению арбитражным судом. Для этого должник, еслимировое соглашение заключено в ходе процедуры наблюдения, арбитражныйуправляющий, если оно заключено при проведении других процедур банкротства, представляютв арбитражный суд заявление об утверждении мирового соглашения в пятидневныйсрок с момента его заключения [6].
Федеральный закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» установилперечень документов, которые прилагаются к заявлению. Прежде всего, это самомировое соглашение, которому арбитражный суд должен дать оценку, проверив,соблюдены ли требования к его оформлению, не противоречит ли оно законам и инымнормативным правовым актам. Обязательным приложением к мировому соглашениюявляется протокол собрания кредиторов и список всех конкурсных кредиторов иуполномоченных органов, не заявивших своих требований к должнику, с адресами иуказанием сумм задолженности. Анализ этих документов подтверждает илиопровергает извещение всех конкурсных кредиторов, должника, соблюдение правилголосования, исполнение решения собрания кредиторов о заключении соглашения,избрание в установленном порядке лица, уполномоченного подписать мировоесоглашение. К мировому соглашению прилагаются также: документы, подтверждающиепогашение задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди, безчего не может быть заключено мировое соглашение, поскольку непременным условиемзаключения и утверждения мирового соглашения является погашение требований кредиторовуказанных очередей. Погашение должно быть произведено до заключения мировогосоглашения. Погашение требований подтверждается, в частности, поручениямиучреждению банка на перечисление денежных средств с отметками об исполнении,почтовыми переводами, росписью в ведомости выдачи денежных средств.
Если мировое соглашение заключено и утверждено в ходе процедур банкротства,производство по делу о банкротстве прекращается. С утверждением мировогосоглашения прекращаются полномочия арбитражного управляющего, но управляющийюридического лица исполняет обязанности руководителя до момента назначения(избрания) руководителя должника. Поскольку мировое соглашение вступает в силунемедленно после его утверждения, с этого момента начинается и его реализация.Безусловным основанием для отказа в утверждении мирового соглашения являетсянарушение п. 1 ст. 158 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)»,то есть если не погашена задолженность по требованиям кредиторов первой ивторой очереди.
Если арбитражный суд отказал в утверждении мирового соглашения, оносчитается незаключенным и все договоренности не действуют, равно как и решениесобрания кредиторов о его заключении. Вместе с тем законодательствопредусматривает возможность вторично обратиться к решению этого вопроса. В этомслучае собрание кредиторов должно вновь принять решение о заключении мировогосоглашения, избрать представителя – того же или другого, который будетзаключать мировое соглашение от имени конкурсных кредиторов [7]. При заключениинового мирового соглашения должны быть устранены те недостатки, которые явилисьоснованием для отказа в его утверждении арбитражным судом.
В случае отказа арбитражного суда в утверждении мирового соглашениярассмотрение дела продолжается с того момента, на котором оно было остановленок моменту подписания мирового соглашения, то есть продолжается соответствующаяпроцедура банкротства.
Расторжение мирового соглашения, утвержденного арбитражным судом, посоглашению между отдельными кредиторами и должником не допускается. Мировоесоглашение может быть расторгнуто арбитражным судом в отношении всех конкурсныхкредиторов и уполномоченных органов по заявлению конкурсного кредитора иликонкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, обладавших на датуутверждения мирового соглашения не менее чем одной четвертой требованийконкурсных кредиторов и уполномоченных органов к должнику.
Конкурсные кредиторы или уполномоченные органы вправе подать заявление орасторжении мирового соглашения в отношении всех конкурсных кредиторов иуполномоченных органов в случае неисполнения или существенного нарушениядолжником условий мирового соглашения.
Заключение
В данной работе рассмотрен институт банкротства (несостоятельности)юридических лиц, раскрыто понятие банкротства (несостоятельности) юридических лиц,определены признаки банкротства и значение института банкротства(несостоятельности) юридических лиц.
Несостоятельность юридических лиц затрагивает различные стороныдеятельности, и не следует забывать, что ответы на вопросы, связанные сбанкротством, разрешаются не только Федеральным законом РФ «О несостоятельности(банкротстве)», но и иными отраслями права. Видна тесная связь сзаконодательством о собственности, залоге, управлении, корпоративным, трудовым,финансовым правом, и иных отраслей частного права. В части наказаний,законодательство о несостоятельности корреспондирует с уголовным и административнымправом.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что проблема банкротства в связи собщемировым кризисом, сейчас встала очень остро. Для ее решения необходимопринять все важнейшие меры. В противном случае в нашей стране вскорепрактически не останется отечественных фирм, возрастет количество импорта.Оставшиеся предприятия в такой ситуации не смогут развиваться без поддержкииностранного капитала. Одна из главнейших проблем разорения предприятий(организаций) в пониженном интересе государства к проблемам финансирования иразвития отечественного производства и предпринимательства.
Вместе с тем, необходимо отметить, что при применении ФЗ РФ «Онесостоятельности (банкротстве)» на практике позволят надежно защитить правакредиторов, собственников и других участников процесса о банкротстве и вконечном счете повысить инвестиционную привлекательность российской экономики.
Список использованных источников
1 Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция РоссийскойФедерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 39 с. – ISBN 5–94462–025–0.
2 Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994 г.№51 – ФЗ с изм. 30.12.2008 г. // Справочно-правовая система«Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Посл.Обновление 30.12.2008.
3 Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 26.01.1996 г.№14-ФЗ с изм. 09.04.2009 г. // Справочно-правовая система«Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Посл.Обновление 09.04.2009.
4 О несостоятельности (банкротстве). Федеральный закон от 26.10.2002 г.№127-ФЗ с изм. 22.08.2004 г. [Текст]: Собрание законодательства РФ, 2002 г.№43, ст. 4190.
5 Агеев, А.А. Банкротство: особенности процедуры внешнего управления[Текст]: журнал Юридический мир / А.А. Агеев – М.: Нома ИНФРА-М, 2000 – ISSN 1604–6490. 2000, №5.
6 Дубинин, А.В. Мировоесоглашение в деле о банкротстве: проблемы теории и практики [Текст]: журналХозяйство и право / А.В. Дубинин – М.: Статут, 2000 – ISSN 1522–5362. 2000, №7.
7 Жилинский, С.П. Правоваяоснова предпринимательской деятельности [Текст]: курс лекций / С.П. Жилинский.– М.: Норма-Инфра, 1998. – 104 с. – ISBN 5–945–6590.
8 Лившиц, Н.А. Миру– мир, войны не нужно [Текст]: журнал Бизнес – адвокат / Н.А. Лившиц. –М.: Дело, 2000. – ISSN 1502–6672.2000, №1.
9 Никитина, О.П. Банкротствопод наблюдением [Текст]: журнал Бизнес – адвокат / О.П. Никитина. – М.:Дело, 1998. – ISSN 4442–5453. 1998, №14.
10 Оленин, А.В. Правовыеосновы и особенности наблюдения как процедуры банкротства [Текст]: журналЗаконодательство / А.В. Оленин. – М.: Норма, 2000. – ISSN 234–0022–4. 2000, №2.
11 Полякова, М.А. Проблемыприменения законодательства о банкротстве: отстранение арбитражногоуправляющего [Текст]: журнал Законодательство / М.А. Полякова. – М.:Норма, 2000. – ISSN 243–0077–8.2000, №6.
12ТелюкинаМ.В. Некоторые проблемы исполнения внешним управляющим своих обязанностей [Текст]:журнал Государство и право / М.В. Телюкина. – М.: Право и экономика, 2000.– ISSN 2333–4532–5. 2000, №4.
13 Телюкина М.В. Субсидиарнаяответственность при несостоятельности (банкротстве) [Текст] / М.В. Телюкина– М.: Юридический мир, 1998. – 132 с. ISBN 5–8654–0042.
14 Хоронжук, О.П. Практическиерекомендации по проведению конкурсного производства [Текст]: журнал Юрист / О.П. Хоронжук.– М.: Норма, 2001. – ISSN 7543–5530–1.2001, №1.
15 ШершеневичГ.Ф. Учебник русского гражданского права [Текст]: в 2 т./ Г.Ф. Шершеневич.– М.: Статут, 2005. – 923 с. – ISBN 5–6354–0259–7.
16 Шипицина, О.В. Порядок,последствия введения и прекращение процедуры наблюдения [Текст]: журнал Юрист /О.В. Шипицина. – М.: Норма, 2000. – ISSN 1605–6580. 2000, №10.
17 Щенникова Л.Д. Банкротствов гражданском праве: традиции и перспективы [Текст]: журнал Российская юстиция/ Л.Д. Щенникова. – М.: Дело, 1998. – ISSN 1502–6481. 1998, №10.