Реферат по предмету "Государство и право"


Россия в 90-е годы XX века

МПС  России
                               Уральский  Государственный  Университет
                                                   Путей  Сообщения
 
                              Кафедраисториииполитологии
 
 
 
 
 
 
 
 
        Реферат на тему:
                     “Россия в 90-ые годы XX века”
                                                     Выполнил:
                                                      Бубликов  А.В. студент группы  СЖД132
                                      Проверила:
                                      Дмитриева  Т.В., доцент
                                                     
                                 Екатеринбург
                                                                          2003 г.   План:
 
       Введение.
1)   Российское государствов постсоветском пространстве. Радикальные
и экономические реформы 1992 года.
2)  Основные направления социальноэкономического развития России
после 1993 года.
3)   Кризис.
4)   Международные связи России: принципывнешней политики.
Заключение.
Библиография.
Введение.
Современная Россия.Ведь это то время и та страна, в которой мы живем. У каждого человека есть свояточка зрения на творящуюся вокруг него историю, и она может отличаться от моей.Вообще очень трудно писать о политических, экономических  и социальныхпроцессах проходящих в настоящее время, потому что мы не знаем, а только можемпрогнозировать их историческую значимость.
 
«Три пути ведут к познанию:
путь размышления — самый благородный,
путь подражания — самый легкий,
путь опыта — самый горький!»
КОНФУЦИЙ
На историческом опыте видно что Россияпохоже выбрала тритий (взять к примеру реформы Горбачева), может быть по этомуна сегодняшний день Россия, из 150 стран мира находиться месте так на сотом слишнем.  Слишком много осталось пережитков старого, и слишком мало решено нашимправительством новых проблем.
Сконца 1991г. на международной политической арене появилось новоегосударство-Россия, Российская федерация (РФ). В её составе находилось 89субъектов Федерации, включая 21 автономную республику. Руководству Россиипредстояло продолжить курс на демократическое преобразование общества исоздание нового государства. В числе первоочерёдных было принятие мер по выходустраны из экономического и политического кризиса. Надлежало создать новыеорганы управления народным хозяйством, сформулировать российскуюгосударственность.
В политической сферевсе тоже вроде не к лучшему. Если  вдуматься в то что говорят наши “политики”,то кажется что они сами не понимают, что происходит.
Правящая элита России, включая ее президента, говорит и пишет о том, что Россия — великая держава,  ио том, что она, т.е. Россия, должна занять «достойное место»  вмировом сообществе. Не очень тогда становится понятно: если Россия – “великаядержава”, то это уже само по себе «достойное место» в мире. Тогда тутчто-то не клеится.
В своём реферате я быхотел изложить это самое “становление и формирование” России в 90-ые годы 20-говека. Я выбрал эту тему потому, что- это “новейшая история”- это время, вкотором мы  живём в данный момент, и осознаём всё до мельчайших подробностейт.к. это происходило на наших глазах, тем более в наше время гораздо большеисточников информации, таких как радио, телевидение, газеты, журналы и др.
 
ГлаваI
Независимость Россиибыла провозглашена Декларацией 12 июня 1990 г.
 на 1 съезде народныхдепутатов РСФСР. Но в составе СССР независимость России могла быть лишь номинальной.Российские органы власти, Верховный Совет РСФСР и его Председатель, началиборьбу с союзными властными структурами. Противостояние двух центров властиперсонифицировалось в борьбе двух президентов – избранного 15 марта 1990 г. насоюзном съезде народных депутатов Президента СССР М. Горбачева и избранного 12июня 1991 г. всенародным голосованием Президента России Б. Ельцина.
Противостояниероссийской и союзной властей оказывало дестабилизирующее влияние на общественно-политическуюи социально-экономическую жизнь страны. Одним из главных методов сокрушениясоюзного центра Россия сделала всемирную поддержку национальных суверенитетов,пробудившихся национальных движений на окраинах Союза. Союзное руководство встремлении сохранить всласть все больше склонялось к использованию силовыхметодов.
Кульминациейпротивоборства двух властей стали события 19 — 21 августа 1991 г., известныекак августовский путч ГКЧП. Российское руководство, возглавившее борьбу противпутчистов, действовавших, по всей вероятности, с молчаливого одобренияГорбачева, сокрушило не только ГКЧП, но и обеспечило тем самым победу России иее верховных органов над союзным Центром. С осени 1991 г. Конституция и законыРСФСР, съезд народных депутатов и Верховный Совет РСФСР, Президент РСФСРполучили полное верховенство на территории России. Независимость РоссийскойФедерации стала реальной.
Перед новой независимой Россией стояли оченьтрудные и масштабные задачи. И наиболее заметными и осознанными стали достиженияРоссии во внешней политике. Было фактически прекращено состояние “холоднойвойны”, снята угроза глобального военного конфликта социалистического Востока икапиталистического Запада. Прекратилась идеологизация внешней политики, авместе с ней и поддержка антиамериканских режимов в “третьем мире”, ивдохновление региональных конфликтов. Но военно-политические уступки проводилисьзачастую в одностороннем порядке и не сопровождались реальной интеграциейСоветского Союза в мировые сообщества. СССР постепенно утрачивал свои позициимировой державы, а новой России это предвещало серьезные внешнеполитическиепроблемы. А именно внешняя политика разделилась на два направления: отношения снезависимыми государствами, бывшими ранее союзными республиками – “ближнимзарубежьем”, и отношения с государствами, ранее являвшимися “внешними” для СССР– “дальним зарубежьем”.
После распада СССРРоссия сократилась не только географических, но и политических параметрах. Онапотеряла ряд важных морских портов, военных баз, курортов, появиласьКалининградская область, отделенная от России Белоруссией и Литвой. Она нетолько лишилась традиционных союзников в Восточной и Центральной Европе(социалистический лагерь распался), но и получила вдоль своих «прозрачных»границ ряд государств с недружественно настроенным руководством (особенно вПрибалтике). Россия как бы отдалилась от Европы, стала еще более северной иконтинентальной страной.
Значительно пострадалаобороноспособность, практически отсутствовали границы с бывшими республиками.Российский флот лишился баз в Балтийском море, предстояло делить черноморскийфлот с Украиной. Бывшие республики национализировали наиболее мощные военныегруппировки на своих территориях. Необходимо было выводить войска из Германии,Польши, Венгрии, Прибалтики. Развалилась единая система противовоздушнойобороны. Было потеряно былое влияние на страны Центральной и Восточной Европы.Бывшие партнеры по СЭВ и Варшавскому договору связывали свои планы на будущее сЕвропейским союзом и НАТО.
Обострились проблемырусских в ближнем зарубежье и беженцев из соседних государств в Россию.Разрастались военные конфликты у ее границ (Нагорный Карабах в Азербайджане,Абхазия в Грузии, Таджикистан). Все это ставило принципиально новыевнешнеполитические вопросы. Приоритетным становились отношения с ближнимзарубежьем, но руководство не сразу осознало это.
В конце 1991-начале1992 годов Президент России выступил впервые по внешнеполитическим проблемам.Он официально заявил, что ядерные ракеты не направлены на территорию США. Вподписанной во время визита Президента Ельцина с США кэмп-дэвидской декларации1992 года было зафиксировано окончание «холодной войны» и заявлено,что «Россия и Соединенные Штаты не рассматривают друг друга в качествепотенциальных противников. Их отношения характеризуются отныне дружбой ипартнерством, основанными на взаимном доверии, уважении и общей приверженностидемократии и экономической свободе». Стремление внешнеполитическихведомств укрепить связи с Западом любой ценой вело к тому, что Россия в те годыследовала в фарватере США.
Формально РФ  быласуверенной, хотя и в составе СНГ, но страна не имела ни границ, ни армии, нитаможни, ни понятия гражданства, ни системы управления экономикой. В отношенияхс партнерами по СНГ Россия отошла от двух крайних позиций – имперских попытоксилового восстановления союзного государства и самоустранения от проблем бывшегоСоюза. Именно благодаря этому удалось избежать серьезного конфликта в рамкахСНГ. Все бывшие республики СССР, став членами ООН, несколько “отдалились” отРоссии. Однако продолжалось это не долго, у каждой из этих стран появилосьмножество проблем, решить которые им было не под силу. Возникли и обострилисьвооруженные конфликты в Таджикистане, Грузии, Нагорном Карабахе, Молдове.
В этих условиях другого выхода, чемукрепление СНГ не виделось. За 1992 год было принято свыше 250 документов,регулирующих отношения в рамках Содружества. Тогда же был подписан Договор околлективной безопасности подписанный 6 странами из 11 (Армения, Казахстан,Россия, Узбекистан, Таджикистан, Туркмения).
Но с началомэкономических реформ в России Содружество пережило в 1992 году первый серьезныйкризис. Экспорт российской нефти сократился вдвое (в то время как в другиестраны вырос на треть). Начался выход стран СНГ из рублевой зоны.
Провал ГКЧП и крахперестройки означал не только конец социалистического реформирования экономики,но и победу сторонников либеральных реформ. Руководство России выбралолиберальный путь, провозгласив в октябре 1991 года переход к рыночнымотношениям, а затем к либеральной политической модели. В мировой практикесуществует 2 модели перехода от командно-административной к рыночной экономике:постепенная и «шоковая терапия».
 Главным архитектором«шоковой терапии» стал вице-премьер правительства Гайдар со своимиединомышленниками, молодыми экономистами, сторонниками монетаристских методовуправления экономикой Чубайсом, Шохиным и др. Их программа экономических реформвключала 3 основные направления: либерализация цен, свобода торговли,приватизация. В результате освобождения цен с 1.1.92 года денежные средстванаселения практически обесценились, в результате оказалось, что покупать акцииприватизируемых предприятий уже было не на что. С 1.10.92 года началась выдачавсему населению ваучеров (приватизационных чеков на которые затем можнопокупать акции предприятий).
 Началасьнеконтролируемая скупка ваучеров у населения новыми предпринимателями,банкирами. С помощью ваучеров сколачивался первоначальный капитал, а в процессеприватизация возникли многие огромные состояния. Одновременно с освобождениемцен упразднялась система централизованного распределения ресурсов.Правительство пыталось добиться стабилизации прежде всего на макроэкономическомуровне (т.е. стабилизировать показатели экономики всей страны, контролируяосновные показатели — ВВП, дефицит бюджета, инфляцию, объемы производства).
Микроэкономическиепоказатели (на уровне предприятий) выпали из поля зрения правительства ипредприятия, в условиях свободных цен, взлетевших в сотни раз, испытывалиогромные трудности — не могли закупить сырье и комплектующие, сбыть товар. Вроссийской экономике существовали огромные перекосы: доминировали сырьевыеотрасли и ВПК (военно-промышленный комплекс) процветали монополии, многиеустаревшие производства выпускали ненужную продукцию, а потребительский рынокбыл пуст. После распада СССР России достались не только его проблемы, но ипроблемы, связанные с его распадом: остался огромный внешний и внутренний долг,предприятия, связанные ранее производственным циклом оказались в разныхгосударствах, исчезли рынки сбыта многих товаров.
В результате положениев экономике ухудшалось. Промышленное производство упало в 1992 году на 35%. Этатенденция сохранялась до 1996 года.
При высокой степенимонополизации производства, производители диктовали свои цены, что привело к ихувеличению в 100-150 раз, при росте средней зарплаты в 10-15 раз. Наиболеесильно пострадали «бюджетники», начался отток научных кадров и специалистов ВПКв коммерческие структуры и за границу. Медленно разворачивалась приватизациягоссобственности и ее децентрализация, в отличие от приватизации сферыторговли.
Условия были таковы,что значительная доля госсобственности на предприятиях отошла управленческомуаппарату, трудовые коллективы, которым предоставлялись преимущества, не смоглиими воспользоваться. Акции многих перспективных предприятий были скупленыновыми предпринимателями и банкирами.
Снизился жизненныйуровень населения (сократилось потребление, ухудшилась структура питания,отсутствие у малообеспеченных получить квалифицированную медицинскую помощь илекарства), что привело к сокращению продолжительности жизни. Растетбезработица.
Итоги первого (92) годареформ:
1.  спад промышленногопроизводства — 35%, взаимные неплатежи предприятий достигли 3,5 трлн. рублей;
2.  не удалось добитьуспеха в финансовой реформе — жесткая кредитная политика под давлениемдиректорского корпуса, депутатов, профсоюзов сменилась политикой уступок (даныновые кредиты убыточным предприятиям, денежная масса увеличивалась в 4 раза);
3.  увеличение денежноймассы привело к новой волне инфляции;
4.  внешний долг рос, наего обслуживание уходило треть годового дохода страны;
5.  снижение жизненногоуровня, рост социальной напряженности, рост безработицы, забастовки.
К лету десяткисубъектов Федерации – Татарстан, Башкорстан, Якутия (Саха), Удмуртия,Новосибирская, Тюменская области – задерживали или прекращали перечислять налогив федеральный бюджет. Более того, они начали сами устанавливать цены на товары,производимые на их территории.
Отдельные субъектыФедерации все настойчивее предлагали преобразовать ее в конфедерацию. Ситуацияосложнялась непоследовательностью самого правительства. Советник помежнациональным отношениям Г.В. Старовойтова, например, считала, что полные суверенитетывсех народов бывшего СССР – неизбежный этап становления государства, а вперспективе РФ превратиться в одну из форм конфедерации (объединение государствпри их полной политической и юридической самостоятельности, отсутствиицентральной власти, общего законодательства). Но эта точка зрения не нашлаподдержку в правительстве. В течение 1992 года продолжалось финансовоесубсидирование республик взявших курс на отделение, не смотря на отказотчислять налоги в федеральный бюджет.
 В основе сепаратизмалежало желание республик самостоятельно распоряжаться плодами своего труда. Ипоэтому так болезненно воспринималось то, что, например, в Татарии почтибезвозмездно проводилась перекачка нефти, в Якутии – алмазов. Край, дающийболее 80% алмазных поступлений России не был способен прокормить себя.
Первым серьезным шагомна пути сохранения единства России стал Федеративный договор, включивший в себятри близких по содержанию договора о разграничении полномочий междуфедеральными органами государственной власти и органами субъектов Федерациивсех трех типов (республик, краев, областей, автономных областей и округов,городов Москва и Санкт-Петербург). Работа над этим договором началась еще в1990 году, но шла очень медленно. Тем не менее в 1992 году был подписанФедеральный договор между субъектами Федерации (89 субъектов).
С некоторыми субъектамипозднее были подписаны договоры на особых условиях, расширяющих их права,началось это с Татарстана.
Обостряютсямежнациональные отношения в некоторых регионах — конфликт между осетинами иингушами в 1992 году. Сначала Чечено-Ингушская республика разделилась на двечасти, затем произошли кровавые столкновения между ингушами и северо-осетинами.Особенно напряженные отношения сложились у федерального центра с Чечней, приведшиев последствии к затяжному военному конфликту «по наведениюконституционного порядка», отличившемуся большими жертвами с обеих сторони гибелью под бомбежками мирных жителей. В Россию хлынул поток беженцев сСеверного Кавказа, из Закавказья и Средней Азии (с 1991 года общая их численностьдостигла 1 миллион человек). Две трети из них – русские по национальности.
Важным вопросом дляРоссии начала 90-х был,  выбор формы правления: президентская республика(сильный президент, формирующий правительство и имеющий право на роспускпарламента при определенных условиях) или парламентская республика (сильныйпарламент, назначающий правительство) или смешанная форма —президентско-парламентская республика. На протяжении 1992 года шла борьба междузаконодательной и исполнительной ветвями власти. Разочарование ходомрадикальных реформ значительной части общества, экономические трудности лишилиреформаторские силы поддержки многими слоями населения и усилили блок старойноменклатуры. В условиях, когда власть продолжала оставаться главным источникомсобственности, стратегия оппозиции изменилась. Ее перестала устраиватьвозможность влиять на исполнительную власть за счет численного преобладания впарламенте. Целью становилась власть и возможность контролировать правительство.Именно эту цель отражал лозунг митингов «Трудовой России» и Фронтанационального спасения -– «Вся власть Советам». В свою очередь, квесне 1992 года сторонники жесткой линии в окружении Президента взяли курс нароспуск парламента.
В феврале 1992 годаПрезидент предложил законодательной власти сделать выбор: или заключить сисполнительной властью соглашение о продолжении радикальных реформ, илипредоставить возможность избирателям на референдуме выбрать, кому вручитьвласть: Президенту или парламенту.
На протяжении 1992 годаборьба вокруг конституционного строя России шла с переменным успехом. ВерховныйСовет во главе с Хасбулатовым все более активно вмешивался в делаисполнительной власти. Исполнительная власть и в центре и на местах былапредставлена органами Советской власти. В стране фактически возниклодвоевластие.
12 декабря 1993 годасостоялся первые выборы законодательной власти и референдум по одобрениюпроекта новой конституции. Проект получил одобрение. Конституция установилапринцип разделения властей на 3 самостоятельные ветви власти (исполнительную,законодательную и судебную). Главой государства становился Президент,избираемый прямым голосованием на 4 года, определяет основные направлениявнутренней и внешней политики, формирует Правительство.
Законодательная власть — Федеральное Собрание,состоящее из двух палат (Совет Федерации и Государственная Дума). Выборы вФедеральное Собрание и принятие Конституции закрепило суверенитет России.Декабрьские выборы — первые выборы на многопартийной основе показали, чтообщественное мнение колеблется.
Результатом явилсявыбор большой части населения: 25% голосов получила партия ЛДПР (Жириновский),«Выбор России» Гайдара получил 15%.
Создание ФедеральногоСобрания и принятие Конституции способствовали стабилизации общества, в апреле1994 года большинством политических партий и общественных организаций былподписан Договор об общественном согласии.
 
 
 
 
ГлаваII
В конце 1992 года Съезднародных депутатов сменил главу правительства, взамен Е.Гайдара пришелВ.Черномырдин. С его приходом началась корректировка курса реформ, вернее курсостался (рыночная экономика), но ставка была сделана на поддержкугосударственных (в том числе и убыточных) производств. Особое внимание былоуделено топливно-энергетическому (газ, нефть, уголь, электроэнергия) и военно-промышленному(ВПК) комплексам, т.е. проводилась политика протекционизма. Была принята единаятарифная система оплаты труда, что смягчило ситуацию в бюджетной сфере. Все этопотребовало новых денежных средств, взаимозачетов долгов предприятий и какследствие — новый виток инфляции. Только путем ужесточения финансово-кредитнойполитики к концу 1993 года темпы роста удалось снизить.
Но непоследовательностьв принятии решений в финансовой сфере и протекционизм были присущиправительству и последующие годы.
 В 1993 году чековаяприватизация продолжалась, росло количество коммерческих банков, в сельскомхозяйстве государственными остались не более 15% колхозов, но фермеры безподдержки государства разорялись. Продолжался спад производства промышленности(16%) и сельского хозяйства (4%), сократились грузовые перевозки. Внегосударственном секторе было занято уже 40% работающих. Дефицит бюджета — 12трлн. руб. Цены выросли в 9 раз, происходит расслоение населения на богатых ибедных, 10% богатых имеет доходы в 11 раз превышающие доходы остальных. Ночисло забастовок постепенно сокращается. Хотя официально численностьбезработных не велика, но растет скрытая безработица (неполный рабочий день,вынужденные отпуска).
К концу 1993 годазавершилась первая стадия приватизации («ваучерная»), в результате реальнопоявился частная собственность, возникают экономические методы регулирования.Произошла частичная адаптация производителей и потребителей к рынку, заработалпотребительский рынок. Центр деловой активности
переместился внегосударственный сектор. Удалось обеспечить конвертируемость рубля, пополнитьзолотовалютный запас. Россия постепенно интегрировалась в мировое хозяйство.
В 1994 годуправительство сосредоточило свои усилия на стабилизации уровня жизни населения,поощрении предпринимательской деятельности, целевой поддержки наиболеенезащищенных слоев населения, получении западных кредитов и инвестиций.
В 1995 годуприоритетной задачей была жесткая финансовая политика с целью обуздатьинфляцию.
 В 1996 году —прекращение падения производства и стабилизация экономики. Уровень инфляцииудалось снизить, но связанные с этим надежды на инвестиции и подъем производстване оправдывались. Нестабильная политическая обстановка (выборы вГосударственную Думу 1995 года и Президента 1996 года), непоследовательнаяфинансово-кредитная политика не способствовали стабилизации экономики иотпугивала западных инвесторов.
Проводимый 2 этапприватизации (денежный) выявил противоречия в политической ипромышленно-финансовой элите, разразились скандалы по поводу условийприватизации и ее результатов. На фоне падения производства (многие отрасли свысоким уровнем технологий угасали) все заметнее становился перекос в сторонупроизводства сырья. Например, доля отчислений в бюджет такого монополиста какГазпром составляет 25%. Росла доля импорта, особенно продовольствия на фонеснижения производства продуктов питания.
 В 1997 году удалосьостановить падения производства, но инвестиций было недостаточно для подъема.Высокая энергоемкость промышленности России и устаревшее оборудование делалитовары неконкурентоспособными. Экспорт единственное что росло в годы реформ,теперь уже сокращается, в 1997 году экспорт упал на 2%. Дефицит бюджета в 1997году составил 6,8%.
Падение за всепредыдущие годы производства достигло 50%, 45% предприятий стали убыточными,взаимонеплатежи между предприятиями и невыплаты налогов в бюджет, приотсутствии инвестиций в производство, замены и обновления оборудования. Инфляциябыла не высока, курс доллара в основном стабилен благодаря достаточным золотовалютнымзапасам Центробанка, но на обслуживание внутреннего и внешнего долга уходило30% доходов. Сохранялась высокая социальная напряженность, вызванная скрытойбезработицей невыплатой зарплат, пенсий и социальных пособий. За чертойбедности оказались от 30 до 40 млн. человек (по разным оценкам), забастовки,голодовки, перекрытие железных дорог.
Издержки реформ можнообъяснить следующим:
1.  Плохие стартовыеусловия реформ, экономика находилась на грани краха, с распадом СССР распалисьхозяйственные связи, рухнул прежний механизм управления и нужно было создаватьновый. Обесцененный рубль, отсутствие золотовалютных запасов, долги СССР, отсутствиев стране продовольственных запасов, высокая социальная напряженность,диспропорция в промышленности с перекосом к ВПК и добывающей промышленности итяжелой индустрии.
2.  Политическаянестабильность, борьба законодательной и исполнительной властей, а затем междуфинансово-промышленными группировками.
3.  Ошибки теоретиков иисполнителей реформ в выборе стратегии и в оценке ситуации и последствийпринимаемых решений («хотели как лучше, а вышло как всегда»). Например,расчеты на приток инвестиций и подъем производства после стабилизации курсарубля и победой над инфляцией не оправдались.
Нельзя сказать, чтоданный курс не дал обществу каких-либо позитивных импульсов. Может быть, самымсущественным сдвигом было преодоление трудного психологического барьера переходак рынку, возникновение предпринимателей и появление рыночных механизмов.
 
 
ГлаваIII
Далее хочется сказатьнесколько слов о той напасти, которая постигла нас не так давно, и которую мыеще хорошо помним. Это очередной кризис, потрясший экономику России.
В 96 году, впервые запоследние три года, мы ощутили, — что такое рост цен по 10-100% в неделю,покупка продуктов питания «про запас», очереди в магазинах, обесценениебанковских вкладов, банкротство самих банков. Незнакомое слово «дефолт» сталовполне понятным и привычным. Пошли разговоры о национализации банковскихучреждений, крупных фирм, чуть ли не о диктатуре.
Принято считать, что кризис начался 17 августа,с решением правительства Сергея Кириенко о моратории на выплату долговиностранным кредиторам, а так же с расширением валютного коридора до 9.5 рублейза один доллар.
Но большинство аналитиков говорит о другом: 17августа всего лишь открылся нарыв, который зрел очень давно, и достояниемобщественности стала та информация, которая уже довольно давно была известнаизбранным деятелям политики и экономики.
Итак, 1996 год. «Черныйвторник» благополучно забылся. Доллар взят  в коридор, и валюта спокойнопродаются на каждом углу по цене около 6 рублей за одну условную единицу.Только что закончилась кампания по выборам в Государственную Думу, и полнымходом идет подготовка к выборам Президента. Уровень жизни постепенноповышается, зарплаты выплачиваются вовремя, торговля процветает. Но при этомпродолжают падать объемы производства на отечественных предприятиях, что и неудивительно — из-за низкой стоимости доллара импорт вполне доступен массам, аговорить о том, что он почти всегда красивее и качественнее наших товаров неприходится. Задолженности предприятий также продолжают расти, и, кажется, никтоне волнуется по этому поводу. А из-за границы продолжают поступать кредиты,потому что испуганные иностранцы не хотят видеть “русского Ивана’’ с краснойзвездой во лбу и ядерной ракетой за спиной голодным, — лучше его подкормить,чтобы не дай Бог воевать не захотелось. На эти кредиты, об источниках возврата которых никто, кажется, даже не задумывается, государство поддерживаетвидимость стабильности и даже некоторого подъема.
Первый звоночек длявсех должен был прозвенеть еще осенью 1996 года. Борис Ельцин с трудом заявил отом, что он очень серьезно болен, предстоит сложная операция. Оппозициярадостно готовится к досрочным выборам. А на биржах полное спокойствие. Рубльне дешевеет, стоимость акций предприятий остается стабильной. А ведь на Западе,где экономика намного стабильнее нашей, серьезные колебания стоимости акцийпроисходят даже тогда, когда выясняется, что президент США еще и мужчинойбывает в рабочее время. Сразу падает индекс “Доу-Джонсона”, и все говорят окризисе. У нас же известие о болезни Президента на экономике не сказываетсясовершенно. Странно? Конечно! Но отчего ни один из экономистов не задалсявопросом — почему все это происходит? Почему наша экономика такая устойчивая?Теперь мы можем ответить на этот вопрос: а потому, что она являлась ПОЛНОСТЬЮрегулируемой, но не административными, а псевдо-экономическими методами, когдана поддержку курса акций и национальной валюты расходывались колоссальныесредства, получаемые из иностранных кредитований.
В 1997 году Президентвроде бы выздоравливает. В правительство приходят молодые реформаторы, которыеначинают реформировать Россию во все тяжкие. То пересаживаем чиновников на«Волги», собранные из импортных комплектующих, и стоящих подороже «Мерседеса»,то собирают звезд эстрады, и уговаривают их платить налоги, то проводят деноминацию,потому что в России-де начался рост, и старые деньги при таком росте неподходили.
И правда — ростначинается. Проявляется он очень странно — почему-то увеличивается стоимостьакций ряда российских предприятий, в основном, разумеется, добывающих отраслей.Опять ни у кого  не возникает вопросов — почему, скажем, так дорожают акцииГазпрома, когда на мировом рынке продолжается падение цен на нефть? А ведьнефть — это, пожалуй, единственный товар, торговля которым приносила Россииреальную прибыль (о торговле оружием говорить не стоит, потому что, каквыяснилось совсем недавно, казна от этого бизнеса несла лишь убытки, а всяприбыль доставалась кому угодно, но не государству), и уменьшение поступлений вбюджет от реализации «черного золота» явно должно было пробить в нем серьезнуюбрешь. Но правительство продолжает заявлять о том, что трудные временазакончились, и мы вступаем в эпоху процветания России. Только вот почему-товозобновляются с новой силой задержки зарплат и пенсий. И население, котороесовсем недавно «выбрало сердцем», опять начинает роптать. Промышленныемероприятия не заработали, жалования рабочим предпочитают не платить, но ибанкротиться никто не собирается. Получается странная картина: ничего неработает, но граждане страны живут, в целом, неплохо, да вот и рост наметился.
Пожалуй, последнимшироким жестом правительства времен эпохи “нового застоя” стала кампания повозврату долгов по пенсиям в конце 1997 года. Выглядело это довольно убедительно:изыскали резервы, и смогли сразу все отдали. Официально. На практике далеко невсе и не всем. Как  выяснилось, деньги на погашение долгов были простоНАПЕЧАТАНЫ, а выпуск необеспеченных денег лишь значительно усилил давление настабильность рубля, но не решил макроэкономических проблем.
Итак, подведем итог подпериодом относительной стабильности 1996 — 1997 годов. Этому времени, как никакому другому, подходит термин «виртуальная экономика». И действительно,экономика России превратилась в некую искусственную реальность, которая имеломало общего с истинным положением дел. Нельзя сказать, что создание такой экономикиимело лишь отрицательные стороны. Ведь сохранялись рабочие места, пусть и приминимальных заработках. В результате мы имели социальную стабильность, которуютрудно было бы достичь в случае массовых банкротств, массовой и свободнойпродаже предприятий в частные руки  и т.д. Но, к сожалению, мирноесосуществование социалистической и капиталистической моделей экономики в рамкаходного общества невозможно, что и привело к возникновению дисбаланса,вызвавшего нынешний глобальный кризис. Государство, собирая по всему мируогромные кредиты, истратило их на поддержание остатков старого, ожидая, что онидадут новые, жизнеспособные всходы. Увы, чуда  не произошло, и сегодня намприходится начинать все почти сначала, но уже в гораздо более сложных условиях.
События 1998 года можновоспринимать, как последние попытки удержать экономическую ситуацию в прежнемрусле. Несмотря на то, что курс акций российских предприятий началкатастрофически падать, рубль продолжали удерживать на прежнем, малореальном,но таком желанном уровне — около 6 рублей за доллар. Смена правительств,переговоры по получению новых кредитов, написание новой красивой программы,выполнять которую после демонстрации западным кредиторам явно никто несобирался — мы знаем, к чему это привело. А заявление Президента за день дообъявления о девальвации рубля, о том, что девальвация невозможна в принципе,окончательно лишило его доверия даже тех, кто продолжал питать некоторыеиллюзии по поводу его компетентности.
Рост курса доллара,который привел к резкому подорожанию товаров как импортного, так иотечественного производства. Полное недоверие к России, как к партнеру на мировомпоприще.  Реальные перспективы банкротства страны. Серьезный кризис банковскойсистемы и крушение самых, казалось бы незыблемых, монстров, вроде «Инкомбанка»и прочих. А самое главное — невозможность попыток исправить ситуацию ПРЕЖНИМИметодами. Ведь на Западе очень боялись, что если Россия останется совсем безсредств к существованию, то она потянет за собой и всю мировую экономику. Ноэтого не произошло. Да, есть некоторые неприятные нюансы от наших неурядиц, нов целом — ничего глобального и непоправимого не произошло. И теперь получатькредиты, пугая Запад заклинаниями, вроде «Лучше дайте, а то всем плохо будет!»,не получится. Мы так и не вписались в мировую экономику, и все наши бедыкасаются только нас самих.
31 декабря 1999 годапрезидент России Борис Николаевич Ельцин снимает с себя обязанности главыгосударства и как он сам говорит, оставляет достойную себе замену. ВладимирВладимирович Путин – новая фигура в правительстве. Страна узнала его буквальнопол года назад, но ему верят народные  массы, как мне кажется необоснованно.Есть ли гарантии того, что новое будет лучше старого? Путин побеждает навыборах неверное лишь потому что о всех минусах других кандидатов кроме  у негострана уже давно знает. Ну а “Путинские ” минусы страна еще познает (мнение экспертов).
 
 
 
ГлаваIV
Распад СССР изменил положение России на международной арене, ееполитические и экономические свя­зи с внешним миром. Внешнеполитическаяконцепция Российской Фе­дерации выдвигала приоритетными задачами сохранениетерриториаль­ной целостности и независимости, обеспечение благоприятных условийдля развития рыночной экономики и включения в мировое сообщество.
Предстояло добиться признания России в качестве правопреемницы бывшегоСоветского Союза в ООН, а также помощи западных стран в проведении курсареформ. Важная роль отводилась внешней торговле России с зарубежными странами.
 Внешнеэкономические связи рассмат­ривались как одно из средствпреодоления хозяйственного кризиса в стране.
Россия и страны дальнего зарубежья. После августовских собы­тий 1991 г.началось дипломатическое признание России. Для перегово­ров с российскимпрезидентом прибыл глава Болгарии Ж. Желев. В конце того же года состоялсяпервый официальный визит Б.Н. Ельцина за рубеж — в ФРГ. О признаниисуверенности России, о переходе к ней прав и обязанностей бывшего СССР заявилистраны Европейского Со­общества. В 1993-1994 гг. были заключены соглашения опартнерстве и сотрудничестве между государствами ЕС и Российской Федерацией.Правительство России присоединилось к предложенной НАТО про­грамме«Партнерство во имя мира». Страна была включена в составМеждународного валютного фонда. Ей удалось договориться с круп­нейшими банкамиЗапада об отсрочке платежей за долги бывшего СССР. В 1996 г. Россия вступила вСовет Европы, в компетенции кото­рого находились вопросы культуры, правчеловека, защиты окружаю­щей среды. Европейские государства поддерживалидействия России, направленные на ее интеграцию в мировую экономику.
Заметно повысилась роль внешней торговли в развитии экономики России.Разрушение народнохозяйственных связей между республиками бывшего СССР и распадСовета Экономической Взаимопомощи вызва­ли переориентацию внешнеэкономическихсвязей. После долгого пере­рыва России был предоставлен режим наибольшегоблагоприятствова­ния в торговле с США. Постоянными экономическими партнерами яв­лялисьгосударства Ближнего Востока и Латинской Америки. Как и в предшествующие годы,в развивающихся странах при участии России строились тепло- игидроэлектростанции (например, в Афганистане и Вьетнаме). В Пакистане, Египте иСирии возводились металлургические предприятия и сельскохозяйственные объекты.
Сохранились торговые контакты между Россией и странами бывшего СЭВ, потерритории которых пролегали газо- и нефтепроводы в Запад­ную Европу.Экспортируемые по ним энергоносители продавались и этим государствам. Ответнымипредметами торговли выступали медика­менты, продовольственные и химическиетовары. Доля стран Восточной Европы в общем объеме российской торговлисократилась к 1994 г. до 10%.
Отношения с государствами СНГ. Развитие взаимоотношений с Со­дружествомНезависимых Государств занимало важное место во внеш­неполитическойдеятельности правительства. В 1993 г. в состав СНГ входили, кроме России, ещеодиннадцать государств. На первых порах центральное место в отношениях междуними занимали переговоры по вопросам, связанным с разделом имущества бывшегоСССР. Устанавли­вались границы с теми из стран, которые ввели национальныевалюты. Были подписаны договоры, определившие условия перевозки россий­ских грузовпо их территории за рубеж.
Распад СССР разрушил традиционные экономические связи с быв­шимиреспубликами. В 1992-1995 гг. падал товарооборот с государст­вами СНГ.
 Россия продолжала поставлять им топливно-энергетические ресурсы, преждевсего нефть и газ. В структуре импортных поступле­ний преобладали товарынародного потребления и продовольствие. Од­ним из препятствий на пути развитияторговых отношений являлась об­разовавшаяся в предшествующие годы финансоваязадолженность Рос­сии со стороны государств Содружества. В середине 90-х годовее раз­мер превышал б млрд. долл.
Российское правительство стремилось сохранить интеграционные связи междубывшими республиками в рамках СНГ. По его инициативе был созданМежгосударственный комитет стран Содружества с центром пребывания в Москве.Между шестью (Россией, Белоруссией, Казах­станом и др.) государствами былзаключен договор о коллективной безопасности, разработан и утвержден устав СНГ.Вместе с тем Содру­жество стран не представляло собой единой оформленнойорганизации.
Межгосударственные отношения России с бывшими республиками СССРскладывались непросто. Велись острые споры с Украиной из-за разделаЧерноморского флота и владения Крымским полуостровом. Конфликты справительствами государств Прибалтики вызывались дис­криминацией проживающеготам русскоязычного населения и нерешенностью некоторых территориальныхвопросов. Экономические и страте­гические интересы России в Таджикистане иМолдавии явились причи­нами ее участия в вооруженных столкновениях в этих регионах.Наибо­лее конструктивно развивались взаимоотношения между Российской федерациейи Белоруссией.
Деятельность российского правительства внутри страны и на между­народнойарене свидетельствовала о его желании преодолеть конфликты в отношениях с государствамикак дальнего, так и ближнего зарубежья. Его усилия были направлены надостижение стабильности в обществе, на завершение перехода от прежней,советской, модели развития к но­вой общественно-политической системе, кдемократическому правовому государству.
Итак, анализируя всевышесказанное, можно подвести итог.
Россия, начиная с 1991года. оказалась в принципиально новой ситуации. Каковы результаты проводимойнашей страной политики в последнее десятилетие XX века? Существуетразные мнения на этот счет, как пессимистичные, так и оптимистичные. Я жепридерживаюсь нейтральной точки зрения. Наиболее важные, поистине эпохальныесобытия произошли в конце столетия. Именно  90-е годы стало вполне очевидно,что исторический спор между большевистской моделью социализма и капитализмомпромышленно развитых стран решен в пользу Запада.
После 1991 годакоренным образом изменился внешнеполитический курс России, ее отношения с НАТО:покончив с политикой экспансии и конфронтации, Москва внесла решающий вклад воздоровление международного климата, обеспечила достижение успехов в развитиидиалога, взаимопонимания, сотрудничества и партнерства с демократическимистранами Запада, произошло значительное продвижение на пути интеграции Росси вмировое сообщество.
Ликвидация раскола мирана две антагонистические системы устраняет основы конфронтационной блоковойполитики в Европе. Именно этот факт, а так же развитие международногосотрудничества открыли перспективу построения нового мирового порядка, вкотором Россия будет частью мирового общества. С 1992 года Россия занятапоисками своего места в постконфронтационном мире, внося по мере необходимостиопределенные коррективы в свои отношения со странами мира.
Так же немало былодостигнуто по отношению к СНГ. Именно благодаря нашему государству началсяпроцесс реинтеграции внутри Союза. Однако, на этом фронте была допущена массаошибок приведших к усилению антироссийских настроений в бывших союзныхреспубликах. Это показывает сомнительность  однозначного отношения к проводимойполитике как в СНГ, так в Азии и Европе. Не стоит идеализировать реальнуюситуацию и замалчивать очевидное: у России и Запада (в частности) естьнерешенные проблемы, несовпадение интересов и взглядов, различные оценки техили иных событий. Плюс к тому существует немало фактов наводящих  мысли о том,что НАТО все еще пытается смотреть на нас как на врага. В общем еще многоостается недосказано и нерешено. Одно точно ясно: Россия, явившись в мир вновом качестве, стремлением наладить конструктивный диалог с другими странамиоткрывает путь к укреплению сотрудничества между членами многообразной, ноединой человеческой цивилизации, ибо оно основано на реалиях современного мираи отвечает коренным интересам всего человечества.    
             
Заключение
Взаключении реферата мне хочется показать Россию с иной стороны, чем обычно мыеё видим. Слишком много осталось пережитков старого, слишком мало решено нашимправительством новых проблем.
Вот взять, например,Трагедию Чернобыля. Мы знаем о тяжелой судьбе чернобыльцев-ликвидаторов: властина протяжении многих лет с циничной наглостью не выполняют своих обязательств.Но то, что произошло c ними 25 октября в Москве, — особенно позорно.
   Вся страна следит за эпопеей извлечения тел погибших моряков «Курска», а в этоже самое время против живых — еще живых — инвалидов-ликвидаторов, приехавших встолицу выразить свой протест против равнодушного к ним отношения властей,выставляются кордоны милиции.
Ихне пропускают на Красную площадь, где они хотели сложить свои ордена и медали,их окружают и загоняют в автобусы, выдворяют из Москвы. Милиционеры,переговариваясь между собой по телефонам, называют их мутантами.
Только небольшойгруппке инвалидов удалось прорваться к памятнику Жукову и бросить на постаментсвои награды.
В Туле их товарищи начинают бессрочную голодовку протеста. В который раз! И всеэто — на периферии общественного мнения и СМИ. (Как мало уже обращают вниманияи на чеченскую войну.) Всех занимает операция на «Курске» или крушениеАмериканских небоскребов, все сочувствуют близким погибших моряков и семьямамериканцев, но забывают, что и у погибающих в Чечне тоже есть близкие. Как и уинвалидов-чернобыльцев. Ситуация почти патологическая.
В последнем варианте концепции внешней политикитоже какая-то несуразица. Говорится: в интересах России «как великойдержавы, как одного из влиятельных центров современного мира» необходимодобиваться «формирования многополярной системы международныхотношений». Зачем ей это надо, когда Россия и так «центр мира»,ответственная «за поддержание безопасности в мире как на глобальном, так ирегиональном уровне».         
Авторы, концепциивнешней политики для начала определили бы что такое «великая держава»и чем отличается «мировой полюс» от «центра силы». Идоказали бы, как можно с ВВП приблизительно в 300 млрд. долл. претендовать наодин из «полюсов». И как-то объяснить, почему страны с ВВП,превосходящим российский в 5 и даже 13 раз (Япония) не претендуют на«центр силы» или хотя бы на какой-нибудь «полюсишко», анищая и голодная Россия претендует. 
Сложившаясясоциально-экономическая система была в последнее время недостаточноэффективной. Отсутствовала юридическая защита прав собственности иотечественных производителей. Не был разработан план социальной защитынаселения. Не уменьшались размеры внешнего долга; ежегодные платежи по немупревышали уже половину федерального бюджета.
 Так же продолжаетсяуглубляться сотрудничество РФ с государствами – членами СНГ. Однако развитиюинтеграциональных процессов препятствовал ряд факторов.
 Среди них немаловажноеместо занимала нестабильность руководства в некоторых странах содружества.
Распад СССР изменилположение России на международной арене, её политические и экономические связис внешним миром.
Внешнеполитическаяконцепция Российской Федерации выдвигала приоритетными задачами сохранениетерриториальной ценности и независимости, обеспечения благоприятных условий дляразвития рыночной экономики и включения в мировое сообщество. Предстоялодобиться признания России в качестве правопреемницы бывшего Советского Союза вООН, а так же помощи западных стран в проведении курса реформ.
Важная роль отводиласьвнешней торговле России с зарубежными странами, поэтому сейчасвнешнеэкономические связи рассматриваются как одно из средств, преодоления хозяйственногокризиса в стране.
Реформы 90-х годовоказали глобальное воздействие на жизнь российского общества.
В результатерадикальных преобразований резко повысился уровень преступности, вырослабезработица, высокая смертность населения, низкий уровень рождаемости, а так жеуровень реальных доходов.
И всё же вступив втретье тысячелетье, следует надеяться на исправления социально-экономическойситуации в нашей стране, тем более, что положительные сдвиги во всех сферахнашей жизни нельзя не принимать во внимание. Каждому нужно приложить усилия исделать нашу страну процветающей и великой.
Переход к рынку, как яуже отмечал,- очень сложный и длительный процесс. Пройдёт ещё немало лет,прежде чем перед нами  предстанут результаты реформ Российской экономики. Ноэто уже показатель возражения России. И пусть переход к рынку у нас происходиточень болезненно, медленно что впрочем естественно, однако я уверен, если мыпройдём этот трудный путь до конца, Россия будет современным, цивилизованнымгосударством во всех отношениях.
 
Библиографическийсписок:
1)Афанасьев Ю.К. “Вздыбленная Россия” // Общая газета 1998г. №37
2)Борисов Н.С. ”Ключ к истории отечества”. Февраль 1997г.
3)Боханов А.Н., Горинов М.М.   История России 20 век. Октябрь 1996г.
4)Данилов А.А., Косулина А.Г.  История России 20 век. Май 1996г.
5)Селезнёв Г.К.  Новейшая история России и Запада. Октябрь 1998г.
6)Суринов А.Е. “Социально-экономическая ситуация в 1992-2000гг.,                                                              
    воздействие на население России”. Август  2001г.
7)“Проблемы и перспективы.Развитие федеративных отношений
    в России ” // Независимая газета 20 янв.1998г.
8)Уткин А.Г. “Кризис реформы, разные взгляды на то, почему монетаризм вроссийских условиях оказалось абстракцией”
    // Независимая газета 18 сент.1998г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Комплекс утренней физической зарядки
Реферат Снижение себестоимости продукции путем использования организационно-экономических методов на при
Реферат Система действий ученика и учителя на уроке с использованием телекоммуникационных технологий
Реферат Формирование доходов бюджетов различных уровней
Реферат Методические материалы по учебной дисциплине "Высшая математика" для студентов I курса заочной формы обучения
Реферат Юридична особа 2
Реферат Геометрические свойства регулярного круглого конуса в пространстве
Реферат «Педагогический сценарий» обнаружение хлоридов в модельном растворе водопроводной и минеральной воде
Реферат Отчизна и воля останься мое божество
Реферат Правовые нормы и этика Public relations мировой и российский опыт
Реферат England The City Of Today Essay Research
Реферат Гепатит С. Строение вируса, профилактика, лечение, этиология, etc.
Реферат Twelfth Night Essay Research Paper Twelfth NightWhen
Реферат Senator Joeseph Mccarthy
Реферат Анализа коэффициентов Корнеева Елена Финансовый директор группы компаний Carlo Pazolini Журнал , №7-8 за 2007 год