Реферат по предмету "Государство и право"


Особенности политической мысли мусульманского Востока

Содержание
 
Введение
1. Ислам — как религия, предопределившаяполитическую мысль арабского Востока
2. Коран и Сунна — священные книги мусульман
3. Сунниты и шииты
4. Идеи Ибн-Халдуна
5. Политическое мышление в современном исламе
Заключение
Список литературы
Интернет источники
 

Введение
 
Цель моейработы –выявление особенностей политической мысли мусульманского Востока.
Задачи:
1. Рассмотретьполитико-правовые теории арабо-мусульманского Востока,
2. ихисторическое развитие и связь с современностью,
3. выявитьвзаимосвязь политических и правовых явлений, о тесном единстве религии,политики и права.
Мусульманскаяцивилизация сыграла значительную роль в мировой истории и продолжает оказыватьсущественное влияние на различные области жизни разных стран мира. Сегодня вмире насчитывается более миллиарда мусульман, более 40 стран являются членамиорганизации Исламская конференция, существуют многочисленные мусульманскиедиаспоры в странах Европы и Америке. Традиционно принято считать, что понятиецивилизация связано с какой-либо страной или континентом, например Европа,Китай, Индия и т.д., и только мусульманская цивилизация не связана напрямую скаким-либо географическим местоположением, а фактически охватывает весьсовременный континентальный и субконтинентальный мир. Таким образом, народы истраны, причисляющие себя к мусульманской цивилизации, идентифицирующие себякак часть мусульманского мира, консолидированы именно особенностью того, чтоназывается понятием ислам и мусульманская цивилизация. Принимая во внимание,что ислам – это нечто большее, чем религия, то мусульманская цивилизацияобъединяет народы, которые принадлежат к различным этносам, культурам, языкам итрадициям от Европы до Азии, от Африки до Америки.
 

1. Ислам — как религия,предопределившая политическую мысль арабского Востока
ислам мусульманскийполитический мысль
Теснаясвязь политики и религии заложена в самом учении ислама. Такие «столпы» ислама,как вера в единого Бога и пророчество Мухаммеда, молитва, пост, милостыня впользу нуждающихся, паломничество в Мекку, способствуют единству и сплоченностимусульман независимо от их расовой, национальной, территориальной,государственной или любой другой принадлежности. Сама жизнь Пророка служитпримером создания политической стабильности на огромной территории Аравийскогополуострова, и далее — единства и сплоченности людей различной этническойпринадлежности на обширных пространствах средневекового мира.
Политикаисламских государств обусловлена главным образом следующими принципами веры:
Единобожие — это один из основныхпостулатов веры (равно как и признание пророчества и загробной жизни), накотором базируется жизнь мусульманской общины.
Принципединобожия (ат-таухид) заложен в суре ал-Ихлас (Искренность), которая гласит:«Скажи: «Он — Бог Единый. Господь предвечный. Не родил Он и не был рожден, инет никого, равного Ему»» (Коран, 112:1-4). Ат-таухид означает признаниеединого Бога, отрицание Его множественности и исключение возможностисуществования равного Ему. Пророк Мухаммед объединил исламское общество идеейединобожия. На основе этого принципа ислам проповедует единство и сплоченностьмусульман, которые верят, что Бог един, и человечество, созданное по Его образуи подобию, должно быть единым. В основном, ат-таухид должен способствоватьстремлению человеческого духа к «единому началу», к поиску Бога.
Идеяединобожия призвана устранить рознь и вражду, этническое и расовое неравенство,объединить мусульман вокруг общей оси — веры в Бога и следования Егопредписаниям.
Принциправенства и отрицания родового превосходства - устранение языческихтрадиций и привилегированного положения правящей элиты, в частности привилегийпо родовому и племенному признаку в среде язычников и идолопоклонников.Согласно преданию, Мухаммед наставлял: «О, люди! Внемлите моим словам ипоймите. Знайте, мусульманин мусульманину — брат, все мусульмане — братья», «Олюди, у вас один Бог, и отец у вас единый. Вы все начинаете свой род от Адама,а Адам сотворен из глины. Самый любимый перед Богом из вас тот, кто болеебогобоязнен и целомудрен. Нет превосходства у араба перед не арабом (инаоборот), разве что в уровне богобоязненности».
Висламском обществе были упразднены родоплеменные и классовые привилегии.Никакое племя не могло по каким-либо причинам притеснять другое племя илидемонстрировать свое превосходство над ним. Естественно, на пути объединениябыли преодолены многочисленные трудности. Пророк, устранив традиции временязычества создал исламское общество, основанное на принципах единобожия идобродетели.
Современ Пророка по настоящее время многие религиозные ритуалы и обязанности(молитва, пост, паломничество, пожертвование в пользу нуждающихся) стимулируютединство исламской общины. Их выполнение обязательно для всех верующих,независимо от классовых, имущественных, этнических и других различий. Все это,в зависимости от степени проникновения исламских идей в государственныеструктуры и в общественные институты, в той или иной степени переноситсяна все аспекты жизни общества.
Принциппревосходства на основе религии и веры и богобоязненности — согласно Корану,ближайшими к Богу людьми провозглашаются самые праведные и богобоязненные изних.
Длямусульман религия — это образ жизни, как индивидуальной, так и общественной.Вера основывается на признании Бога создателем и абсолютным господином всегосущего и на следовании указанной Богом дорогой, ибо счастье обоих мировдостается праведным последователям божественных предписаний. [1]
Комментаторышариата утверждают, что вера — это признание того, что передано Пророком, а еестолпами являются «словесное признание, убежденность в сердце и следованиеблагочестивым деяниям».
 
2. Коран и Сунна — священные книги мусульман
Источникамивероучения ислама являются Коран (запись проповедей, наставлений и изреченийМухаммеда) и Сунна (рассказы о высказываниях и поступках Мухаммеда). Коран иСунна (у шиитов – Ахбар) — основа религиозных, правовых и моральных норм,регулирующих все стороны жизни мусульманина, сформирована в рамках теориимусульманского права (фикх), нормативно закреплена в шариате.
Особенностьислама в том, что Коран и Сунна считаются действующим правом. Предполагается,что в них содержатся решения всех вопросов, возникающих в жизни.
Каки всякая религия, ислам содержит ряд положений, привлекательных для широкихмасс верующих. Мухаммед проповедовал религиозное единство арабов, братствоверующих, необходимость соблюдать элементарные общепризнанные нормы морали. Внекоторых мекканских сурах Корана осуждаются жадность и нечестность богатых ивласть имущих. Кораном запрещено ростовщичество: «Аллах разрешил торговлюи запретил рост»; «уничтожает Аллах рост и выращиваетмилостыню». Одна из обязанностей мусульманина — уплата обязательногоналога на имущество и доходы, который должен расходоваться на нужды общины, дляпомощи беднякам и малоимущим. Каждому состоятельному мусульманину предписанадобровольная милостыня, пожертвования для нищих, бедняков, путешествующих,участников войны за веру, для выкупа мусульман, находящихся в неволе.
Вместес тем Коран оправдывал социальное и имущественное неравенство. «Мы, — говорит Аллах устами пророка Мухаммеда, — разделили среди них (людей) ихпропитание в жизни ближней и возвысили одних степенями над другими, чтобы однииз них брали других в услужение». Коран считал законным рабство. Порицаяненасытную жадность богачей, Коран осуждал и завистливость бедняков: «Незасматривайся очами твоими на те блага, какими наделяем мы некоторые семейства».За посягательство на собственность Коран определил жестокое наказание:«Вору и воровке отсекайте руки за то, что сделали они, в назидание отбога».
Корани Сунна предписывают безусловную покорность властям: «Верующие!Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь посланнику его и тем из вас, которые имеютвласть». Власть изображается как божественное установление: «ПоистинеАллах дарует свою власть, кому пожелает».
Теоретическипризнавалось, что власть принадлежит общине верующих либо ее (выборному илинаследственному) предводителю, единолично или при опоре на совет авторитетныхзнатоков религии и права, направляющих поведение верующих на правильный путь.Все течения ислама смыслом и основой власти считают осуществление религиозныхпредписаний, а саму власть — чем-то второстепенным и производным по отношению кправу, источник которого — Коран и Сунна. Духовная и светская власти считаютсяедиными, хотя церковь и государство в мусульманских странах не во всем и невсегда совпадают, причем между ними порой возникали острые конфликты.
Умусульман нет иерархически организованного сословия духовенства, аналогичногокатолическому или православному, но есть «люди религии». К нимотносятся проповедники, знатоки и учителя богословия, теории и практикимусульманского права, кади и муфтии, вершившие суд по шариату, служителимечетей, руководители общин, братств. «Люди религии» (мусульманскоедуховенство) имели громадное влияние на массу верующих, считали своим правом иобязанностью контролировать и направлять политику халифов, султанов, эмиров,других носителей светской власти.[2]
3. Сунниты и шииты
Висламе существует ряд направлений и течений, каждое из которых притязало наистинное исповедание религии. Тесная связь государства и общины верующих,богословия и права, религии и политики предопределила прямую зависимостьбольшинства религиозных течений и сект ислама от политических раздоров и борьбыза власть. Политические перевороты нередко опирались на движения народных масспротив угнетения; во главе этих движений чаще всего стояло мусульманскоедуховенство, придерживающееся одного из направлений ислама.
Впроцессе борьбы за власть в халифате уже в первые десятилетия существованияислама в нем произошли расколы и определилось несколько крупных направлений.
Сунниты считают, что халифизбран общиной или ее представителями. Шииты признают законными халифамитолько четвертого халифа Али (родственника Мухаммеда) и его прямых потомков,считают их власть божественным установлением и отстаивают принцип передачивласти по наследству.
Сунниты признают Коран и Сунну,придерживаются религиозно-правовых правил согласно одному из четырех толков,различия между которыми — в методах толкования текстов Корана и Сунны прирешениях вопросов шариата.
Посколькуэти тексты не содержат оценок и решений многих вопросов и ситуаций, возникающихв жизни, при разборе ряда дел поначалу допускался иджтихад — самостоятельноесуждение авторитетных правоведов, подчиненное определенным правилам и приемам,к которым относятся кияс (суждение по аналогии) и иджма (единодушное мнениезнатоков права, считающееся мнением всей общины верующих).
Впроцессе развития мусульманского правоведения (фикх — право и доктрина права) всуннизме к Х в. сложилось несколько мазхабов (влиятельных религиозно-правовыхшкол). Ханбалиты (наиболее строгий мазхаб) признают источником права толькоКоран и Сунну, отвергают все логико-рационалистические истолкования догматовверы и права. Ханафиты (самый распространенный мазхаб) признают Коран, Сунну,иджму, кияс, т.е. шире других школ допускают рационалистические методыформирования норм фикха-права. Еще два мазхаба (шафииты и маликиты) занимаютпромежуточное положение между названными.
Вразных частях арабского мира действовали (и поныне действуют) разные доктрины,определяющие приемы толкования — применения права. В конце концов суннитскиебогословы решили, что число правовых школ достигло критической точки. Послесоздания четырех толков и выработки исламской догматики (X в.) было признаноневозможным дальнейшее развитие богословия, права, морали, социальныхустановлении. «Двери иджтихада были закрыты». Люди религии строгостояли на страже таклида (традиция, подражание, недопущение новшеств). Этопривело к длительному застою в культуре, экономике, науке тех областей ирайонов, где господствовал ислам.
Суннизм — преобладающее течениеислама, официальное вероисповедание в ряде средневековых государств АрабскогоВостока. Теократическая трактовка власти в суннизме претерпевала изменения:если вначале халифы считались преемниками Мухаммеда, то при Омейядах они былиобъявлены наместниками самого Аллаха, а затем в Аббасидском халифате сложиласьконцепция перепоручения светской власти султанам и эмирам (халиф — «прямойпредставитель Аллаха» — оставался мусульманским первосвященником);наконец, халифами стали именоваться султаны в Оттоманской империи.
Шииты(аш-шиа — «сторонники») считают Али и его потомков единственно законнымихалифами — имамами, преемниками Мухаммеда. Они признают Коран и те части Сунны,которые относятся к Али. Шииты делятся на ряд ветвей, сект, течений. Одна изособенностей шиизма — вера в «скрытого имама» (им считаетсядвенадцатый шиитский халиф, пропавший без вести в IX в.), который должен явитьсякак махди (аналогично христианскому мессии) и наполнить мир справедливостью (усуннитов явление махди знаменует конец света). Ряд шиитских сект наделяет людейрелигии правом говорить от имени «скрытого имама»; это придаетшиитскому духовенству особый авторитет в глазах верующих.[3]
Вотличие от суннитов шиитские богословы-правоведы считают, что «вратаиджтихада» всегда открыты. На основании Корана и ахбаров (так называютсяте хадисы Сунны, которые шииты признают достоверными) шиитские муджтахиды имеютправо по запросу общины выносить фетву — предписание по правовому вопросу. [4]
Вомногих мусульманских странах шииты составляли меньшинство; оппозиционностьшиитов господствующим династиям, культ «мучеников», мессианскиечаяния нередко делали их вдохновителями и руководителями народных движений. Подвлиянием шиитов менялись династии, в разных концах мусульманского миравозникали теократические имаматы, возглавляемые потомками Али. Тесная связьрелигиозной и политико-правовой идеологий ислама средних веков, громадноевлияние «людей религии» на массы верующих, бурная и нестабильнаяполитическая жизнь Арабского Востока вели к тому, что в результате смендинастий и правителей оппозиционные секты становились господствующими и,наоборот, ранее официальное исповедание объявлялось еретическим. [5]
 
4. Идеи Ибн-Халдуна
ВXIV в. очень своеобразную концепцию развития государства разработал выдающийсяарабский историк Ибн-Хальдун (1332-1406 гг.). Его перу принадлежит получившийширокую известность труд «Большая история» («Книга поучительныхпримеров»). Идеи Ибн-Хальдуна о государстве сложились под влияниемАристотеля и его среднеазиатских последователей.
Ибн-Хальдунразличал общество и государство, стремился выявить их соотношение изакономерности развития. Согласно его концепции, люди создали общество длясовместного добывания средств к жизни, поскольку способность одного человеканедостаточна для удовлетворения его потребности в пропитании. Разделение труда- первейший фактор объединения; люди объединяются также для защиты от внешнейопасности и обеспечения общей безопасности от возможных проявлений агрессивнойприроды самих людей, объединившихся в общества. На общество влияют климат идругие природные факторы, но главное — формы хозяйства, способ производства:«Условия, в которых живут поколения, различаются в зависимости от того,как люди добывают средства к существованию».
Всвязи с этим Ибн-Хальдун различает два этапа (состояния) общества:
1)примитивное или «сельское», когда люди занимаются только земледелиеми скотоводством,
2)цивилизованное или «городское», когда получают развитие ремесла,торговля, науки, искусства.
Напервом этапе люди производят «только то, что достаточно для существованиябез какого-либо избытка». Развитие разделения труда и объединение усилиймногих людей создают производство избытка, который порождает роскошь,обусловливает переход общества ко второму этапу (состоянию).
Развитиеобщества обусловливает эволюцию устройства и задач государственной власти. Впримитивном («сельском») состоянии формой общества являетсяорганизация кровных родственников на началах полного равенства. В такомобществе предводитель — только первый среди равных; за ним следуют безпринуждения. Проблема распределения продуктов перед этой организацией вообще нестоит — производится только необходимое. Производство излишков и роскоши ведетк возникновению организации, основанной на неравенстве и принуждении. Второму этапу,состоянию общества соответствует владычество (власть-собственность).«Владычество же — это верховенство и властвование с помощьюпринуждения». Поскольку один человек владычествовать не в силах, онсоздает группировку, самую сильную в обществе. Опираясь на эту группировку,владыка покоряет подданных, собирает деньги в казну. «Налоги и поборыобразуют материю государства».
Поначалуноситель власти опирается на членов своего рода; затем склонность властителя ксамообожествлению и стремление к единовластию ведут к отстранению от властиродственной правителю группы, к созданию искусственной группировки лиц,служащих ему за деньги.
Государствоотрывается от основы, на которой возникло, правители отделяются от простогонарода; происходит «закрытие двери перед массой из-за страха быть убитымивыступающими против власти и другими людьми». Стремление владыки оперетьсяна чуждые народу элементы является хронической болезнью государства, ведущей кего гибели. С одной стороны, для содержания искусственной группы, на которуюопирается владыка, он взимает все большие и большие налоги, изымая у подданныхне только излишки, но и необходимое, вмешивается в торговлю, с помощьюпринуждения скупает товары по самым низким ценам и продает по самым высоким.Это ведет к упадку рынков, убивает надежды подданных, связанные с торговлей,подрывает стимулы к труду. Разрушение экономики ослабляет государство:
«Государство- форма общества, с необходимостью приходящая в упадок, если пришла в упадокего материя». С другой стороны, искусственная группа — зыбкая опоравласти: «Незначительны те, которые за денежное вознаграждение согласятсяумереть. Это становится немощью государства и сламывает его».
ОтсюдаИбн-Хальдун делает вывод о неизбежности гибели любого государства, среднийвозраст которого он определяет в 120 лет соответственно смене трех поколенийправящей династии:
1)первому поколению свойственны простота нравов и относительное равенство;
2)второе поколение уже изнежено роскошью, живет в условиях неравенства и взаимнойвраждебности, трусливо, неспособно к самозащите, нуждается в наемной армии иохране;
3)при третьем поколении происходят окончательная деградация, разрушениегосударства, распад его на более мелкие или захват другим государством.
Обычноконец одного и начало другого цикла наступают в результате захвата кочевникамицивилизованных областей. Ссылаясь на историю арабов, персов и берберов,Ибн-Хальдун пишет, что, создав новое государство, завоеватели «предаютсясамоизнурению» и истощают общество. «Рано или поздно неизбежно наступаетдряхлость империй, которые, как и люди, растут, достигают зрелого возраста, азатем клонятся к упадку»
Втечение жизни трех поколений государство проходит пять этапов- 1) возникновениеновой принудительной власти взамен прежней;
2)расправа правителя с теми, кто помог ему прийти к власти, сосредоточение властив одних руках;
3)расцвет государства; утверждение порядка, спокойствия и уверенности; 4) переходк насилию и деспотическим методам для подавления оппозиции; 5) упадок и гибельгосударства.[6]
Ибн-Хальдунделит государства с учетом их политики, религии, отношений между правящим иуправляемыми на три типа:
1)«естественная монархия» — это деспотическое государство,осуществляющее только интересы правителей, опирающееся на силу;
2)«политическая монархия», которая проводит разумную политику, защищаетземные интересы подданных, но остается для подданных «чужой»,поскольку не связана с ними общей религией;
3)«халифат» — государство, защищающее веру, поддерживающее земнойпорядок, мусульманская община со «своим» правителем.
Втрудах Ибн-Хальдуна немало наблюдений и выводов о влиянии на общество,государство и право географической среды, разделения труда, экономики, культуры.[7]
5.Политическое мышление в современном исламе
 
В концеХХ столетия на фоне глобальной политики ворвалась новая сила мирового масштаба- исламизм, или политический ислам.
Ислампрактически во всех странах, где его исповедуют, в силу специфики историческогоразвития является не только религией, но также образом жизни подавляющегобольшинства мусульман и в значительной мере основой их цивилизационной самоидентификации.На протяжении веков ислам становился неотъемлемым элементом общественногосознания мусульманских народов, во многом определяющим их исторические традициии менталитет. В этом смысле роль религии в мусульманском мире отличается оттаковой в странах, где исповедуют христианскую веру, которая в немалой степенипревратилась в личное дело человека. Ислам, напротив, в значительной меререгулирует социокультурную сферу общества, частью которой во многихмусульманских странах является исламистское движение (исламизм), илиполитический ислам.
Не следуетсмешивать понятия «исламизм» (политический ислам) и «исламский фундаментализм».Исламский фундаментализм представляет собой религиозное явление, означающеестрогое соблюдение изложенных в Коране и Сунне правил и норм в повседневнойжизни и общественной практике. Исламизм, или политический ислам, есть в большейстепени политическое явление. Оно отражает стремление определенной частимусульманского общества сохранить свои исторические традиции, религию,культуру, т.е. национальную идентичность в условиях глобализации. В то же времяэти два явления, взаимосвязаны.
Историяполитического ислама в современной его форме начинается с создания в 1928 г. вЕгипте ассоциации «Братьев-мусульман», которая продолжает оставаться донастоящего времени активной политической силой. Идеологи исламизма ратуют засохранение «исламских ценностей» как непременное условие дальнейшего развития.Свою стратегическую цель они видят в построении основанного на «вечных исправедливых» законах Корана «исламского государства», где восторжествует«исламская социальная справедливость», опирающаяся на законы шариата. Идеясправедливого миропорядка, отраженная в Коране (4:135), в определенной мередействительно присуща мусульманской традиции и, в том числе, закреплена воВсеобщей исламской декларации прав человека, принятой в 1981 г. ОрганизациейИсламская конференция (ОИК). Там, в частности, говорится, что «любой человек нетолько имеет право, но и обязан протестовать против несправедливости».Подтверждением «исламской социальной справедливости» мусульманские идеологисчитают и такой институт, как «закят». В создании «исламского государства» иразвитии общества на основе «исламских ценностей» исламистские лидеры виделинекий третий исламский путь, альтернативный и либеральной демократии, исоциализму.
Вподтверждение необходимости борьбы за возврат к«первоначальному, подлинному исламу» и создание «исламского государства»исламисты наиболее часто цитируют видного мусульманского идеолога Таки ад-ДинАхмада Ибн Таймийю (1263-1328). В одной из своих фетв он подтверждал наосновании айята из Корана (5:49) возможность «объявления джихадаправителю-тирану, управляющему государством не в соответствии с шариатом».Такие высказывания, в частности, использовались радикальными течениямиисламизма для оправдания вооруженной борьбы с правящими режимами, которые онисчитали «неверными».
Теченияполитического ислама
Современныйисламизм представлен как умеренным, так и радикальным течениями.
Умеренныйисламизм, к которому принадлежит большинство сторонников данной идеологии икоторый отвергает практику политического террора, существует практически вовсех арабских и многих других мусульманских странах в форме легальнодействующих политических партий либо общественно-просветительских,благотворительных, правозащитных организаций, выступающих за сохранение ираспространение мусульманской культуры. Причем политические партии, стоящие напозициях умеренного исламизма, не декларируют в качестве своей политической целисоздание исламского государства (использование религии в политических целяхзапрещено в конституциях почти всех мусульманских стран), но проповедуютсохранение «исламских ценностей» как непременное условие дальнейшего развитиямусульманского общества.
Крадикальному (джихадистскому) исламизму относятся экстремистские группировки,провозглашающие джихад как единственный способ создания исламского государства.Современные радикальные исламисты, или исламо-экстремисты, определяют своихпротивников как «ближнего врага». Таким врагом они считают вышеупомянутыеправящие режимы в мусульманских странах, которые, по их мнению, предализабвению «подлинный, справедливый ислам» и стали марионетками в руках «дальнеговрага», то есть «мирового сионизма» и «новых крестоносцев», под которымиподразумевается Запад в целом и США в частности, ведущие, по утверждениюидеологов джихада, войну против ислама и мусульман. Например, Бен Ладен в своемпослании американскому народу (переданному телеканалом «Аль-Джазира»), полемизируяс президентом Дж. Бушем, обвинившим радикальных исламистов в ненависти к «американскойсвободе», заявил: «Мы люди, которые любят свободу, поэтому мы хотим освободитьнаши страны от вашего угнетения, и поэтому мы боремся с вами». Одно изнаправлений радикального исламизма — такфиристы(от арабск. «такфир» – обвинение в неверии) — причисляет к «ближнему врагу»даже умеренных исламистов и мусульман, сотрудничающих с «тираническими»режимами.
Подъемисламистского движения в конце 80-х – начале 90-х годов во многом былобусловлен двумя важными факторами. Первый – исламская революция в Иране (1979г.), свергнувшая проамериканский шахский режим, пытавшийся осуществитьвестернизацию («белую революцию») Ирана. Она явилась своеобразным импульсом дляраспространения и экспансии исламистской идеологии в мусульманском мире. Второйфактор – гражданская война в Афганистане (1979 – 1992 гг.), привлекшая тысячимусульман со всего исламского мира в ряды муджахидов(борцов за веру), воевавших против афганского режима, выступавшего под флагомсоциалистической идеи, и поддерживавших его советских войск. Впоследствииафганские наемники-муджахиды (арабы и выходцы из других мусульманских стран)составили ядро многих радикальных исламистских группировок по всему миру. Сначала 90-х годов на авансцену начинает выдвигаться радикальное салафитское (саляф – праведный предок(араб. яз.) течение, одной из наиболее экстремистских группировок которогоявлялась возглавлявшаяся Уссамой Бен Ладеном «аль-Каида», базировавшаяся вАфганистане и частично в Пакистане. В этот период радикальные исламистыпереориентируют свою деятельность. Если ранее главной задачей для них былосвержение путем джихада просоветского правительства в Афганистане и изгнаниеоттуда советских войск, то теперь главным противником объявляются США.Необходимо отметить, что антиамериканизм всегда присутствовал в исламистскомдвижении, еще со времен исламской революции в Иране, когда США считался врагомномер один, а СССР – врагом номер два.
В ХХI в.,лидеры радикальных исламистских группировок объявляют США своим главнымпротивником и «врагом ислама». В феврале 1998 г. Уссама Бен Ладен издал фетву осоздании «Всемирного исламского фронта против сионистов и крестоносцев»,которую подписали лидеры радикальных исламистских организаций из Египта,Пакистана, Бангладеш и позднее из Алжира. С этого момента исламистскиеэкстремистские группировки совершили целую серию террористических актов, в томчисле самый кровавый в новейшей истории — 11 сентября 2001г. в США, затем в мае2003 г. в Марокко и Саудовской Аравии и в марте 2004 г. в Испании.
Исламистские движения
Наибольшееразвитие исламизм или политический ислам получил в арабо-мусульманском мире.Показательнее всего в этом плане пример Алжира, где в конце 80-х – начале 90-хгодов на волне демократизации и в условиях социально-экономического иполитического кризиса сформировалось самое массовое исламистское движениеИсламский фронт спасения, за кандидатов которого на парламентских выборах 1992г. проголосовало около 50% избирателей.
В Тунисе иМарокко развивались во многом аналогичные процессы. Подъем радикальногоисламизма происходил на фоне социально-экономического кризиса, только в разныевременные периоды. В Тунисе он пришелся на конец 80-х годов и сопровождался,как и в Алжире, политическим кризисом и попыткой радикального исламистскогодвижения «Нахда» совершить государственный переворот, подавленный силовымиструктурами. В то же время сторонники умеренного исламизма не имеют в Тунисеполитической партии и представлены только благотворительными иобщественно-просветительскими организациями. Есть экстремистские группировки(Тунисская исламская салафитская группа), но их активность гораздо ниже, чем всоседних Алжире и Марокко.
В Египтеисламистское движение представлено довольно широко, и прежде всего ассоциацией«Братья-мусульмане», хотя ее политическая деятельность запрещена с 1954 г. Темне менее «Братья», современную генерацию которых можно определить как умеренныхисламистов, участвуют в избирательных кампаниях, выставляя своих кандидатов вкачестве независимых.
В СаудовскойАравии исламистское движение, оппозиционное правящей королевской династии,стало формироваться в начале 90-х годов. Основной причиной стало недовольствочасти саудовского общества, в том числе известных улемов, присутствиемамериканских войск на территории королевства (которое считается всемимусульманами хранителем мусульманских святынь – Мекки и Медины), прибывших сюдапо просьбе саудовских властей во время агрессии Ирака против Кувейта, а такжекризисными явлениями в экономике. Общее обострение ситуации на Ближнем Востокеи в прилегающих регионах, связанное с вторжением США в Ирак, эскалациейпалестино-израильского конфликта, войной в Ливане, также способствовалорадикализации исламистов внутри Саудовской Аравии и проникновению сюдаэкстремистских сил извне, создавших несколько радикальных исламистскихгруппировок. Наиболее известные из них – «Муджахидины Аравийского полуострова»и «Исповедующие истинную веру» — осуществили серию терактов, в том числе в 2003г. в столице Эр-Рияде. Тем не менее саудовским властям удается достаточноуспешно противостоять экстремистским группировкам, что подтверждаетпредотвращение готовившихся террористами взрывов объектов нефтедобывающейиндустрии и госучреждений в апреле 2007 г. [8]
Несколькоиная форма политического ислама представлена в Палестинской национальнойавтономии (ПНА) и Ливане. Это «Хамас» (Движение исламского сопротивления) идвижение «Хизб Алла» (Партия Аллаха), основными факторами возникновения которыхбыли этноконфессиональный и политический. Суннитское движение «Хамас»,основанное в 1987 г. в секторе Газа (ПА) как отделение ассоциации«Братья-мусульмане», в настоящее время ставит своей целью освобождение всехоккупированных Израилем палестинских территорий и создание палестинскогогосударства на основах шариата.
Шиитскоедвижение «Хизб Алла», созданное в 1982 г. в Ливане и провозгласившее своейзадачей освобождение оккупированных Израилем ливанских территорий (район ФермШебаа), является не только вооруженной группировкой, но и политическимдвижением. Будучи частью общественно-политических сил Ливана, оно представлено14 депутатами в парламенте (где общее число мест равно 128) и 2 министрами(из 24) в правительстве страны.
Ирак послевторжения войск США и крушения режима Саддама Хусейна в 2003 г. превратился всвоеобразный «полигон» для радикального исламизма, где по существу разгораетсямежконфессиональный конфликт между шиитами и суннитами. Шииты, в большейстепени представленные в государственном аппарате Ирака (премьер-министр НуриАль-Малики – представитель шиитской партии «Призыв»), включая силовыеструктуры, имеют, кроме того, свои вооруженные формирования (наиболее известное- «Армия Махди»). Аналогичные формирования есть у суннитов и курдов, создавшихде-факто свое государственное образование в иракском Курдистане. Часть этихформирований, как шиитских, поддерживаемых Ираном, так и суннитских, связанныхс «Аль-Каидой» (самое известное — «Джунуд Алла» — «Воины Аллаха») ведутпартизанскую войну против оккупационных сил США и их союзников (причем в рядахэтих формирований действуют «муджахиды» со всего мусульманского мира, как этобыло во время афганской войны). Активно вмешиваются в дела Ирака внешние силы –прежде всего Иран, а также Саудовская Аравия, Турция и Израиль.
Иран(Исламская республика Иран) по существу представляет собой единственный примерпостроения «исламского государства» (в шиитском варианте), где политическийислам является государственной политикой. Были приняты меры по либерализацииэкономики, осуществлена приватизация ряда убыточных госпредприятий, сделаныопределенные шаги в сторону демократизации общественно-политической жизни, вчастности предоставлена большая свобода иранской прессе. В политический лексиконвошло слово «исламская демократия», которую современные иранские руководителиопределяют как одну из главных целей исламской революции. В то же время виранском руководстве имеются консервативные силы — противники реформ,представленные, в том числе, в Совете экспертов, куда избираются толькошиитские улемы и который по статусу стоит выше парламента.
В Турции виюле 2007 г. можно было наблюдать приход во власть умеренных исламистов изпартии «Справедливость и развитие», получившей в результате парламентскихвыборов 46,7% голосов избирателей и 342 депутатских места из общего числа в550. Однако термин «исламисты» (даже умеренные) по отношению к нынешнемутурецкому руководству можно использовать достаточно условно. Ислам здесь вбольшей степени является символом национальной самоидентификации и историческихтрадиций.
В Индонезии,наиболее крупном государстве Юго-Восточной Азии (население – 210 млн. чел. 87,5%которого исповедуют ислам), наблюдается определенный подъем исламизма, в томчисле радикального. Необходимо отметить, что периодические вспышкиконфликтов между мусульманами и христианами в Индонезии происходят примерно с60-х годов ХХ в. Возникновение этих конфликтов было обусловлено в основномсоциально-экономическим фактором – усилением позиций, в том числеэкономических, христианских общин, которым активно помогали западныеорганизации-спонсоры, стремившиеся не допустить здесь возрождения влияниякоммунистических идей. Руководители мусульманских общин активно протестовали,считая такую ситуацию нарушением межконфессионального баланса в стране(конституция Индонезии утверждает религиозный характер индонезийскойгосударственности, но в то же время декларирует свободу вероисповедания иравноправие всех официально признаваемых религий – ислама, католицизма,протестантизма, индуизма, буддизма). Современный же подъем исламизма вИндонезии имеет как социально-экономические, этноконфессиональные, так иполитические причины (некоторые исламистские группировки активно выступаютпротив политики США в отношении мусульманского мира, определяя ее как «войнупротив ислама»). В Индонезии действуют легальные исламистские организации,требующие исламизации страны, такие как «Дар аль-ислам» и Фронт защитниковислама. Существуют и подпольные радикальные группировки, ставящие цельюсоздание исламского государства и прибегающие к террору, наиболее известные изних — Революционный исламский совет Индонезии и «Ласкар джихад» (Группаджихада). [9]
Подъемсовременного исламизма, или политического ислама (исламистские идеологиопределяют это явление, используя понятие «нахда» — исламское возрождение)обусловлен комплексом причин. Наряду с выше отмечавшимсясоциально-экономическим фактором, действующим по-разному в каждой отдельновзятой стране, и внешне-политическим фактором, обусловленным новой расстановкойсил на международной арене и усилением процесса глобализации, сказываются такжесоциокультурные, этноконфессиональные и цивилизационные моменты.

ЗаключениеСегодня практически во всех аспектах жизнисовременного общества, в быту, культуре, внутренней и внешней политике — присутствует «исламский фактор». Очевидна возрастающая социальнаязначимость мусульманской религии. Ислам восстанавливает некогда утраченные имфункции — регулятивные, коммуникативные, интегративные, вновь превращаясь вобраз жизни. Возрождение морально-этических, нравственных норм ислама можетзаметно оздоровить современное общество.В то же время, исламская проблема имеет ярковыраженный политический аспект. Рост религиозности масс на фоне политизацииислама может превратить его в политическую силу. Это, в свою очередь, переводитпроблему изучения ислама из научно-исторической, социо-демографической сферы вполитологическую. В настоящее время общественность серьезно обеспокоена угрозойисламского фундаментализма.Каковы в действительности политическиеперспективы ислама? Представляет ли ислам угрозу?Хотелось бы действительно верить в то, что,мусульмане начнут акцентировать свое внимание на тех общих принципах, которыеимеют значение для всех людей, затрагивающих их жизнь, честь и собственность.Исходя из «исламской самокритичности», можнонапомнить мусульманам, что они должны соответствовать всечеловеческойориентации своей религии, поднимаясь до понимания которой они будутсодействовать установлению мира и благоденствия не только для последователейИслама, но и для всего человечества в целом.
Литература
1. Основырелигиоведения: Учеб. Ю.Б. Борунков, И.Н. Яблоков, К.И. Никонов, 2-е изд.,дополн. и переработанное. М:. Высшая школа 1998., 480с.
2. Историяполитических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.Э. Лейста. – М.:Юридическая литература, 1997. – 576 с.
3. Исламклассический. Энциклопедия. Составление К. Королева. М:. изд. Эксмо. Спб.,Мидгард. Тайны древних цивилизаций. 2005. 416с.
4. БуйчикА. Зайнагабдинова Э. Сорокина Е. История социума и демократии. 2007. -150с.Интернет источники:
1. Публичнаябесплатная политико-правовая интернет-библиотека Пашкова Романа. Мусульманскоеправо и политика: constitutions.ru/archives/3755/4
2. Правовоенаследие Кавказа. Кавказкий Интернет-портал Пашкова Романа. kavkaznasledie.ru/archives/790/2
3. Философскаяэнциклопедия. dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/409/%D0%98%D0%91%D0%9D
4. ДолговБорис Васильевич — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центраарабских исследований Института востоковедения РАН. Политический ислам всовременном мусульманском мире. www.perspektivy.info/misl/idea/politicheskij_islam_v_sovremennom_musulmanskom_mire_2007-10-04.htm
5. БУДУЩЕЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ИСЛАМА. Грехем Фуллер.www.strana-oz.ru/?numid=14&article=674


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.