Содержание
Введение
Избирательная комиссия муниципального образования
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность темыисследования заключается в том, что обеспечение свободных, равных справедливыхи подлинно демократических политических выборов — одна из важнейших проблем длягосударства и общества. Выборы в условиях демократии призваны гарантироватьверховенство народной воли, ее воплощение в деятельности государственной имуниципальной власти, высокую степень ответственности государства передгражданским обществом. Таким образом, актуальность исследования деятельностиизбирательных комиссий по реализации политических прав граждан обусловленапротиворечием между их демократическим предназначением и практикой применениянормативных актов, регулирующих правовое положение избирательных органов вполитической системе российского общества. Орган, осуществляющий контроль запроходящими выборами является избирательная комиссия. Мне бы хотелосьрассмотреть в рамках данного реферата избирательные комиссии муниципальногообразования.
Деятельностьизбирательных комиссий — это разновидность политической деятельности,отражающая специфику общественных и государственных задач по обеспечению игарантированию свободных, периодических и конкурентных выборов. Особенностифункционирования избирательных органов в условиях демократии выражаются вбеспристрастном отношении к участникам избирательного процесса, уваженииполитического плюрализма и многопартийности, реализации принципов верховенстваправа и равенства кандидатов, избирательных объединений и блоков перед закономи судом.
Избирательная комиссиямуниципального образования
Избирательная комиссиямуниципального образования организует подготовку и проведение муниципальныхвыборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборногооргана местного самоуправления, выборного должностного лица местногосамоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципальногообразования, преобразования муниципального образования.
Формирование избирательных комиссий муниципальногообразования осуществляется законодательными (представительными) иисполнительными органами государственной власти данных субъектов на основепредложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественныхобъединений, выборных органов местного самоуправления, избирательной комиссиисубъекта Федерации или соответственно окружной избирательной комиссиипредыдущего состава. Половина членов избирательной комиссии назначаетсязаконодательным (представительным) органом государственной власти субъектаРоссийской Федерации. Другая половина назначается исполнительным органомгосударственной власти субъекта Федерации. При этом государственные служащие немогут составить более одной трети от общего числа членов избирательнойкомиссии.
Избирательная комиссия муниципальногообразования вправе сформировать одну либо несколько специальных территориальныхкомиссий для руководства деятельностью участковых комиссий, сформированных научастках референдума, которые образованы на судах, находящихся в плавании, иполярных станциях. Такие специальные территориальные комиссии формируются ссоблюдением общих условий формирования комиссий, а также порядка формированиятерриториальных комиссий, установленных законодательством Российской Федерациио выборах и референдумах.
Компетенция при подготовке ипроведении выборов в органы государственной власти субъектов РоссийскойФедерации, органы местного самоуправления, а также референдумов субъектовРоссийской Федерации, местных референдумов устанавливаются настоящимФедеральным законом, конституциями (уставами), законами субъектов РоссийскойФедерации, уставами муниципальных образований.
Совмещение комиссиямиполномочий по подготовке и проведению выборов, референдумов различных уровнейвозможно по решению комиссии, организующей выборы, референдум на определеннойтерритории, которое принято на основании обращения комиссии, организующейвыборы, референдум на части этой территории. Совмещение комиссиями полномочийпо подготовке и проведению выборов, референдумов одного и того же уровняпроизводится по решению комиссии, организующей выборы, референдумы.
Избирательная комиссия муниципальногообразования при подготовке и проведении выборов и референдума:
1) осуществляет контроль засоблюдением права на участие в выборов и референдуме на территории муниципальногообразования;
2) координирует деятельностьнижестоящих комиссий выборов и референдума на территории субъекта РоссийскойФедерации, оказывает им методическую, организационно-техническую и иную помощь;
3) обеспечиваетвзаимодействие Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с органамигосударственной власти субъекта Российской Федерации;
4) распределяет средства,выделенные ей на подготовку и проведение референдума, в том числе междутерриториальными комиссиями, а также осуществляет контроль за целевымиспользованием этих средств на территории субъекта Российской Федерации;
5) заслушивает сообщенияпредставителей органов исполнительной власти муниципального образования ипредставителей органов местного самоуправления по организационно-техническимвопросам подготовки и проведения референдума;
6) регистрирует региональныеподгруппы;
7) обеспечиваетединообразное использование на территории муниципального образования ГАС«Выборы» в соответствии с порядком, установленным Центральнойизбирательной комиссией Российской Федерации;
8) обеспечивает соблюдениепорядка хранения, передачи в архив и уничтожения по истечении сроков хранениядокументов, связанных с подготовкой и проведением референдума;
9) контролирует иобеспечивает соблюдение на территории субъекта Российской Федерации единого порядкаподсчета голосов участников референдума, установления итогов голосования ипорядка их опубликования (обнародования);
10) устанавливает единуюнумерацию участков референдума на территории субъекта Российской Федерации;
11) контролируетсвоевременность и правильность составления списков участников референдума;
12) осуществляет контроль зафинансированием деятельности инициативной группы по проведению референдума иинициативных агитационных групп на территории субъекта Российской Федерации;
13) осуществляет контроль засоблюдением порядка проведения агитации по вопросам референдума, информированияучастников референдума на территории субъекта Российской Федерации;
14) информирует участниковреферендума о вопросе (вопросах) референдума, о порядке и сроках подготовки ипроведения референдума;
15) в случаях и порядке,предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, утверждает текстбюллетеня на государственном языке республики в составе Российской Федерации,на языках народов Российской Федерации на территориях их компактногопроживания;
16) обеспечивает всоответствии с решениями Центральной избирательной комиссии РоссийскойФедерации изготовление бюллетеней и их передачу в территориальные комиссии;
17) обеспечивает передачу внижестоящие комиссии референдума открепительных удостоверений, другихдокументов, связанных с подготовкой и проведением референдума;
18) устанавливает итогиголосования в субъекте Российской Федерации и передает их в Центральнуюизбирательную комиссию Российской Федерации;
19) опубликовывает(обнародует) итоги голосования в субъекте Российской Федерации в региональныхгосударственных средствах массовой информации;
20) рассматривает жалобы(заявления) на решения и действия (бездействие) территориальных комиссий, ихдолжностных лиц и принимает по ним мотивированные решения;
21) осуществляет иныеполномочия в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом,федеральными законами.
Финансовое обеспечениедеятельности осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования и(или) местного бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти целизаконом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерациина очередной финансовый год и (или) нормативным правовым актом органа местногосамоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год. Избирательнаякомиссия муниципального образования представляет отчеты об использованиисредств соответствующих бюджетов, выделенных на обеспечение их деятельности,проведение выборов и референдумов, в порядке, устанавливаемом законодательствомРоссийской Федерации.
Избирательные комиссиимуниципальных образований формируется на основе предложений политическихпартий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные краспределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального СобранияРоссийской Федерации, законодательном (представительном) органе государственнойвласти соответствующего субъекта Российской Федерации, общественныхобъединений. Избирательные комиссии муниципальных образований формируются наоснове предложений избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувшихсписки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов впредставительном органе местного самоуправления.
Как законодательный, так и исполнительныйорган государственной власти обязаны назначить не менее одной третиназначаемого ими числа членов избирательной комиссии на основе поступившихпредложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющихфракции в Государственной Думе, а также на основе поступивших предложенийизбирательных объединений и блоков, имеющих фракции в законодательном органегосударственной власти субъекта Федерации. При этом в избирательную комиссиюможет быть назначено не более одного представителя от каждого избирательногообъединения и блока.
Избирательное объединение — политическоеобщественное объединение (политическая партия, иная политическая организация,политическое движение), которое создано и зарегистрировано в соответствии сфедеральными законами, законами субъектов Российской Федерации на уровне,соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне. Политическоеобщественное объединение либо изменения и дополнения, вносимые в уставобщественного объединения в целях придания ему статуса политического, должныбыть зарегистрированы не позднее чем за год до дня голосования, а приназначении выборов законодательного (представительного) или исполнительногооргана государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправленияв случае досрочного прекращения полномочий соответствующего органа этот сроксокращается до шести месяцев. Эти сроки не распространяются на другие измененияи дополнения, вносимые в устав политического общественного объединения.
Избирательный блок — добровольноеобъединение двух и более избирательных объединений для совместного участия ввыборах. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения.
Формирование территориальныхизбирательных комиссий, а также окружных избирательных комиссий по выборам ворганы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местногосамоуправления осуществляется на основе предложений избирательных объединений,избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства,работы, службы, учебы, избирательных комиссий предыдущего состава, а участковыхизбирательных комиссий — на основе предложений избирательных объединений,избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по местужительства, работы, службы, учебы выборным органом местного самоуправления.
Представительный орган местногосамоуправления обязан назначить не менее одной трети состава территориальной,участковой избирательной комиссии, а также окружной избирательной комиссии повыборам в органы государственной власти субъектов Федерации и органы местногосамоуправления на основе поступивших предложений каждого из избирательныхобъединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе, атакже на основе поступивших предложений избирательных объединений и блоков,имеющих фракции в законодательном (представительном) органе государственнойвласти субъекта Федерации и в представительном органе местного самоуправления.При этом может быть назначено не более одного представителя от каждого изизбирательных объединений, блоков.
Членами избирательных комиссий с правомрешающего голоса не могут быть депутаты законодательных (представительных)органов государственной власти, органов местного самоуправления, выборныедолжностные лица органов государственной власти и органов местногосамоуправления, судьи, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, их доверенныелица, уполномоченные представители и доверенные лица групп избирателей иизбирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов, атакже члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, супруги иблизкие родственники кандидатов, зарегистрированных кандидатов или лица,которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов изарегистрированных кандидатов.
После регистрации кандидатаизбирательное объединение, блок, выдвинувшие кандидата (список кандидатов), илисам кандидат вправе назначить в избирательную комиссию, зарегистрировавшуюкандидата, и в нижестоящие избирательные комиссии по одному члену с правомсовещательного голоса. Члены избирательной комиссии с совещательным голосомимеют право доступа ко всем материалам и документам соответствующейизбирательной комиссии, должны оповещаться о всех заседаниях избирательнойкомиссии, вправе выступать на ее заседаниях.
Полномочия членов избирательной комиссиис совещательным голосом в случаях, если кандидаты или избирательныеобъединения, их назначившие, были избраны, продолжаются до окончаниярегистрации кандидатов на следующих выборах в тот же орган или на ту жедолжность;
полномочия остальных членовизбирательной комиссии с совещательным голосом прекращаются через 30 дней послеопубликования результатов выборов.
Полномочия и порядок деятельностиизбирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектовРоссийской Федерации и в органы местного самоуправления устанавливаютсязаконами субъектов Российской Федерации.
Деятельность избирательных комиссийосуществляется гласно и открыто. На заседаниях избирательной комиссии вправеприсутствовать члены вышестоящих избирательных комиссий, кандидаты и ихдоверенные лица, представители избирательных объединений, избирательных блокови средств массовой информации.
Решения избирательных комиссийпубликуются в печати и передаются в иные средства массовой информации в сроки,установленные соответствующими федеральными законами, законами субъектовРоссийской Федерации.
В день голосования, с момента началаработы участковой избирательной комиссии и до получения сообщения о принятиивышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, наизбирательных участках вправе присутствовать члены вышестоящих избирательныхкомиссий, кандидаты или их доверенные лица, наблюдатели, направленныеобщественными и избирательными объединениями, блоками, кандидатами, а такжеиностранные (международные) наблюдатели, которые осуществляют свою деятельностьв соответствии с федеральными законами, представители средств массовойинформации.
Избирательные комиссии действуют наоснове коллегиальности. Заседание избирательной комиссии является правомочным,если в нем приняло участие большинство от установленного числа членовизбирательной комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательныхкомиссий об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря избирательнойкомиссии по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения выборов, орегистрации кандидатов (списков кандидатов), об отмене регистрации кандидатов,об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборовнесостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования илиповторных выборов, об отмене решения избирательной комиссии принимаются назаседаниях избирательных комиссий большинством голосов от установленного числачленов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательныхкомиссий по иным вопросам принимаются большинством голосов от числаприсутствующих членов комиссии с правом решающего голоса.
Решения избирательной комиссииподписываются председателем и секретарем комиссии. Члены избирательнойкомиссии, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменнойформе высказать особое мнение, которое должно быть рассмотрено этой комиссией идоведено председателем комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссиине позднее чем в трехдневный срок, а в день голосования и в день, следующий заднем голосования, — незамедлительно.
Решение избирательной комиссии,противоречащее федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации либопринятое избирательной комиссией с превышением установленных полномочий,подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией (соответственно уровнюпроводимых выборов) или судом.
Заключение
Такимобразом, указанные две стороны статуса избирательных органов взаимосвязаны,взаимозависимы, образуют некую целостную систему, которую удобно именовать«политико-правовой». Политико-правовая сущность деятельностиизбирательных органов имеет сложную структуру, которая не ограничиваетсярамками политологического или отраслевого юридического знания. В частности,деятельность избирательных комиссий регулируется нормами конституционного,административного, трудового, гражданского и иных отраслей права, каждая изкоторых имеет свой специфический предмет, методы, задачи и функции.Обособленное же исследование политического содержания деятельностиизбирательных органов, в отрыве от их участия в правоотношениях, также не даетнам целостного представления о познаваемом объекте. Таким образом, имеются всеоснования к комплексному исследованию сущности избирательных комиссий каксубъектов политико-правовых отношений.
Так же, хотелось бы добавить, что избирательная комиссиямуниципального образования по согласованию с избирательной комиссией субъектаРоссийской Федерации вправе взять кредит на финансирование выборов вкоммерческом банке на конкурсной основе. Выплаты кредита и процентов по немуосуществляются за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в течениекалендарного года, следующего за годом проведения выборов.
Списоклитературы
1. ФКЗ«О референдуме Российской Федерации» от 28.06.2004 № 5-ФКЗ
2. ФЗ«Об основных гарантиях избирательных прав на участие в референдуме гражданРоссийской Федерации» от 12.06.2002 № 67-ФЗ
3. ФЗ «Овыборах депутатов государственной думы Российской Федерации» от 20.12.2002 №175-ФЗ
4. ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации»от 06.10.2003 № 131-ФЗ
5. ПостниковА.Е. Избирательное право России. М.: ИНФРА М-НОРМА, 1996 .
6. БарабашевГ.В. Избирательная кампания: цели и средства// Советское государство и право.1987, № 4
7. Комментарийк Конституции Российской Федерации / Отв. ред. Л.А. Окуньков. М.: БЕК, 1996