Оглавление
ВВЕДЕНИЕ_ 3
ГЛАВА 1. ДОЗНАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ_ 5
1.1. ПОНЯТИЕ ДОЗНАНИЯ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ_ 5
1.2. СОДЕРЖАНИЕ ДОЗНАНИЯ_ 8
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВДОЗНАНИЯ_ 16
2.1. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ_ 16
2.2. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ_ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ_ 30
введение
Актуальность темы исследования вызвана тем, что современныйэтап развития Российской Федерации характеризуется интенсивнымипреобразованиями системы уголовной юстиции. Серьезные изменения, тем более спринятием нового УПК 2007 года, происходят в сфере правового регулированияуголовного судопроизводства, в том числе и в части регламентации досудебногопроизводства.
В основе модернизации дознания ¾идея усиления защиты прав и свобод человека. Однако практический опытприменения нового института дознания высветил массу прикладных проблем.Указанные проблемы касаются в первую очередь ряда ограничений, введенных УПКРФ для дознания.
Анализ правовых норм и практики их применения, атакже доводов разработчиков[1] существующей формыдознания приводит к выводу о том, что задачи предварительного расследования побольшинству криминальных ситуаций не могут быть практически реализованыпосредством уголовно-процессуальной формы, установленной новым УПК РФ длядознания. Сами разработчики предлагают преодолевать проблемы дознаниянепроцессуальным путем, посредством оперативно-розыскной и организационно-управленческойдеятельности. Однако нормы, регламентирующие названные отрасли и коррелирующиес институтом дознания, минимизируют эффективность и этих средств. Так,например, часть 2 статьи 41 УПК РФ запрещает производить дознание лицу,осуществляющему по делу оперативно-розыскные мероприятия.
Все сказанное свидетельствует о наличии кризисасовременного дознания. Соответственно актуализируется потребность в поискезаконных путей выхода из критической ситуации.
Цель курсовой работы ¾на основе исследования теоретических работ законодательства и практики выявитьимеющиеся проблемы и сформулировать предложения, направленные насовершенствование действующего законодательства.
Исходя из цели курсовой работы, определены следующиезадачи:
1. Рассмотретьдознание в процессе предварительного расследования.
2. Раскрытьособенности процессуальной деятельности органов дознания.
3. Проанализироватьнаправления совершенствования процессуальной деятельности органов дознания настадии предварительного расследования.
Объектом исследования являются общественныеотношения, возникающие в процессе производства дознания.
Предмет исследования ¾дознание как форма предварительного расследования.
В процессе исследования использовались следующиеметоды: исторический, сравнительный, статистический, формально- юридический.
Настоящая курсовая работа состоит из введения, двухглав, разделенных на подпункты и заключения. Во введении обоснована актуальностьтемы, определены цель, задачи, предмет и объект исследования, в первой главерассмотрено дознание в процессе предварительного расследования, во второй главераскрыты особенности процессуальной деятельности органов дознания, в заключениисформулированы выводы.
ГЛАВА 1. ДОЗНАНИЕ В ПРОЦЕССЕПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
1.1.ПОНЯТИЕ ДОЗНАНИЯ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ
Предварительноерасследование представляет собой порядок раскрытия следователем, органом дознанияи дознавателем преступления до суда. Оно является частью досудебногопроизводства. Ему предшествует обнаружение признаков преступления и возбуждениеуголовного дела. Предварительное расследование проводится по большинствууголовных дел и является основной формой досудебного установленияобстоятельств преступления. Исключение предусмотрено лишь для преступлений,преследуемых в порядке частного обвинения. Фактические данные, полученные вином порядке, в том числе посредством оперативно-розыскной деятельности, немогут служить основаниями для рассмотрения дела в суде.
Предварительноерасследование осуществляется следователями, органами дознания и дознавателями,что служит важной гарантией правильного применения уголовного иуголовно-процессуального законов, соблюдения прав и свобод человека игражданина.
Предварительноерасследование составляет основу, существо деятельности следователя, органадознания и дознавателя. Сутью его является принятие ими предусмотренных закономмер к установлению события преступления, лиц, виновных в совершениипреступления, и к их наказанию. Во многих случаях оно венчает работу органов,осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Однако фактические данные,полученные оперативно-розыскными мерами, приобретают юридическое значение лишьв рамках уголовно-процессуальной деятельности[2].
Задачами предварительногорасследования является быстрое и полное раскрытие преступления, изобличениевиновных и правильное применение закона с тем, чтобы каждый совершившийпреступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не былпривлечен к уголовной ответственности и осужден.
Раскрытие преступленияпредставляет собой протяженный во времени процесс установления обстоятельств,подлежащих доказыванию. Преступление считается раскрытым полно, когда доказанывсе обстоятельства, предусмотренные ст.73 УПК РФ. Непременным условием полнотыраскрытия преступления является необходимая и достаточная совокупностьдоказательств, устанавливающих событие преступления, виновность лица всовершении преступления, формы его вины и мотивы, обстоятельства,характеризующие личность обвиняемого, характер и размер вреда, причиненногопреступлением, и другие обстоятельства. Полное раскрытие преступленияобеспечивает правильное разрешение уголовного дела в суде, вынесениесправедливого приговора и определение соразмерного виновности подсудимогонаказания[3].
Раскрытым преступлениесчитается тогда, когда обвинительный приговор вступил в законную силу, а быстрораскрытым оно считается, если оно завершается в установленные законом сроки.
Изобличение виновныхпредусматривает доказывание вины лиц, действительно совершивших преступление.Оно одновременно создает условия для того, чтобы к уголовной ответственности небыли привлечены невиновные.
Дознание ¾ предварительное расследование,осуществляемое дознавателем по уголовному делу, по которому производствопредварительного следствия необязательно (п.8 ст.5 УПК РФ). Дознание проводитсяпо подследственности определенными органами по определенным категориям дел,указанным в ч. 3 ст. 151 УПК РФ.
Законность,всесторонность, полнота и объективность предварительного расследования вомногом зависит от соблюдения ряда общих условий его производства. Онипредставляют собой установленные законом и обусловленные принципами уголовногопроцесса правила, выражающие специфические особенности данного видауголовно-процессуальной деятельности, наиболее существенные требования,предъявляемые к ней. Они обеспечивают установление обстоятельств преступления вмаксимально короткий срок и с наименьшими затратами сил и средств. Одновременноони гарантируют соблюдение прав и свобод личности и гражданина, предотвращаютвозможные ошибки[4].
УПК РФ к этим правиламотносит: формы предварительного расследования; подследственность; местопроизводства предварительного расследования; соединение уголовных дел;выделение уголовного дела; выделение в отдельное производство материаловуголовного дела; начало производства предварительного расследования;производство неотложных следственных действий; окончание предварительногорасследования; обязательность рассмотрения ходатайства; недопустимостьразглашения данных предварительного расследования.
Некоторые исследователи[5]делают вывод о существовании в современном УПК трех форм предварительногоследствия: дознание, предварительное следствие и смешанная форма, при которойнеотложные следственные действия органов дознания предшествуют предварительномуследствию, что ведет к «полному смешению процессуальных институтов».
Заслуживающие поддержкирадикальные решения законодателя об укреплении самостоятельности дознавателя(ч. 3 ст. 41 УПК РФ), расширении подследственности органов дознания,распространении последнего на дела о преступлениях несовершеннолетних (ч. 3 ст.150, ч. 3 ст. 151, ст. 421 УПК РФ) парадоксально сочетаются в Кодексе сотсутствием должной регламентации дознания по неочевидным преступлениям инепродуманной схемой дознания по уголовным делам, возбуждаемым в отношенииконкретных лиц, то есть по очевидным преступлениям (гл. 32 УПК РФ).1.2.СОДЕРЖАНИЕ ДОЗНАНИЯ
Нормы, регулирующие дознание, входят в раздел 8«Предварительное расследование» УПК РФ. Тем самым подчеркивается, что дознаниеесть часть предварительного расследования, одна из его форм.
Дознание возможно и наступает лишь послеофициального признания наличия объективной реальности преступления и отраженияэтого факта в постановлении о возбуждении уголовного дела. Его сущность ¾раскрытие уголовно наказуемого деяния, то есть принятие всех предусмотренныхзаконом мер к установлению события преступления, виновности лиц, егосовершивших, и других обстоятельств, которые должны быть доказаны[6].
Выполнение неотложных следственных действий поуголовным делам, по которым производство предварительного следствияобязательно, дознанием не считается (ч.2 ст. 40 УПК РФ). Оно рассматриваетсякак особый, самостоятельный вид уголовно-процессуальной деятельности.Исключительность этой деятельности состоит еще в том, что она возлагается нетолько на органы дознания (п.2 ч.2 ст.40, п.3 ст.149 УПК РФ), но также: накапитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании ¾по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; руководителейгеологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органовдознания, указанных в части первой настоящей статьи ¾по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данныхпартий и зимовок; глав дипломатических представительств и консульскихучреждений Российской Федерации ¾ по уголовнымделам о преступлениях, совершенных в пределах территории данныхпредставительств и учреждений (ст.40 ч.3 УПК РФ)[7].
Статьями 5, 41 УПК РФ устанавливается, что дознаниепроизводится дознавателями.
Дознание осуществляют и органы дознания (п.1 ч.2ст.40, п.3 ст.149 УПК РФ). Очевидно, что здесь имеются в виду органы дознаниядолжностные лица (например, командир воинской части).
Это подтверждается, в частности, тем, чтокомпетенция между органами дознания и дознавателями в области предварительногорасследования преступлений не разграничивается.
Правило о производстве дознания в установленномзаконом порядке означает точное и неуклонное исполнение органом дознания,дознавателем и другими участниками процесса норм, регламентирующих данный видрасследования преступления. Обязательное соблюдение правил производстваследственных и иных процессуальных действий обеспечивает достижение задачуголовного судопроизводства, служит гарантом прав и свобод человека игражданина.
Порядок дознания представляет собой совокупностьобязательных процессуальных действий и решений. Их можно разбить на три четковыраженные группы: начало дознания ¾ раскрытиепреступления ¾ окончание дознания. В целом онисоставляют систему дознания[8].
Начало дознания состоит из действий и решений,осуществляемых до принятия мер по установлению обстоятельств преступления. Сюдавходят: возбуждение уголовного дела как отдельный процессуальный акт, то естьпринятие решения начать расследование, возбудить уголовное преследование;решение вопроса о принятии дела к своему производству; сообщение заявителю овозбуждении уголовного дела.
Дознание начинается с момента возбуждения уголовногодела (ст.156 ч.1 УПК РФ), то есть оформленного в установленном законом порядкерешения начать расследование, уголовное преследование. Это правило по своемузначению принадлежит к основополагающим идеям уголовного судопроизводства.Возбуждение уголовного дела свидетельствует о наличии в объективной реальностиявления (события), содержащего признаки преступления, и обусловливаетнеобходимость раскрытия его. Дознаватель и орган дознания в пределахкомпетенции, установленной настоящим Кодексом, возбуждает уголовное дело приналичии повода и основания, предусмотренных ст.140 УПК РФ, о чем выноситсоответствующее постановление (ст.146 ч.1 УПК РФ). Содержание постановления овозбуждении уголовного дела определяется ст.146 УПК РФ. В нем должно бытьуказано: время и место его вынесения; кем оно вынесено; повод и основание дляего возбуждения; пункт, часть, статья УК РФ, по признакам которых оновозбуждается, и др.
Данный процессуальный документ свидетельствует, содной стороны, об окончании первой стадии уголовного процесса, а с другой, ¾о начале новой, второй стадии ¾ предварительногорасследования. Постановление о возбуждении уголовного дела служит правовойосновой не только для последующих процессуальных действий, но и дляпроизводства следственных действий по собиранию и проверке доказательств. Онообязывает орган дознания и дознавателя принять в пределах их компетенции всенеобходимые меры к установлению обстоятельств совершенного преступления[9].Без вынесения постановления о возбуждении уголовного дела производство дознаниянезаконно. Полученные в этом случае фактические данные признаются не имеющимиюридической силы. В рассматриваемом документе решается вопрос, кто проводитдознание.
Обязанность начать дознание в день возбужденияуголовного дела диктуется задачей быстрого и полного раскрытия преступления[10].
Приняв решение о возбуждении уголовного дела,дознаватель должен определить, вправе ли он производить расследование, нет лиобстоятельств, препятствующих этому. Так, дознаватель не может производитьдознание, если он по данному делу проводил или проводит оперативно-розыскныемероприятия (ст.41 ч.2 УПК РФ). При наличии этого и других обстоятельств,устраняющих дознавателя от участия в судопроизводстве, он подлежит отводу.Обнаружение их в последующем ставит под сомнение результаты всего производства.Оно приводит к необходимости повторного проведения дознания, что, в своюочередь, ведет к напрасной трате времени и сил дознавателя и других участниковпроцесса.
Установив отсутствие обстоятельств, исключающихвозможность его участия в уголовном процессе, дознаватель принимает решение опринятии дела к своему производству. Об этом он указывает в постановлении овозбуждении уголовного дела (ст.156 ч.1 УПК РФ). Если дознаватель принимает ужевозбужденное уголовное дело, то он выносит отдельное постановление о принятииуголовного дела к своему производству (ст.156 ч.2 УПК РФ). Принятие дела ксвоему производству означает определение и процессуальное оформлениедознавателем своего исключительного права расследовать преступление. Другиеорганы предварительного расследования с этого момента не имеют правапроизводить следственные и иные процессуальные действия по делу. Кроме того,принятие дела к своему производству нужно для того, чтобы всем было ясно, ктоведет дознание, кто отвечает за законность и быстроту его производства.Наконец, оно создает надлежащие предпосылки и условия для установлениядейственного надзора и контроля за исполнением законов дознавателем[11].
В тот же день о принятом решении сообщаетсязаявителю (ч.2 ст.145, ч.4 ст.146 УПК РФ). Форма сообщения законом неустановлена, однако в деле должна быть, по крайней мере, отметка о сделанномсообщении. Об этом может свидетельствовать копия письма, справка о состоявшемсяразговоре и т.д. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данноерешение и порядок обжалования (ч.2 ст.145 УПК РФ).
О возбуждении уголовного дела сообщается также лицу,в отношении которого принято данное решение (ч.4 ст.146 УПК РФ).
Первая группа действий является подготовительной поотношению ко второй. Она обеспечивает законность принятия мер по установлениюобстоятельств преступления, соблюдению прав и свобод участников уголовногопроцесса и граждан.
Между началом и окончанием дознания находятсяследственные и иные действия и решения, направленные на собирание доказательстви установление на этой основе обстоятельств совершенного преступления, иначе ¾раскрытие преступления ¾ принятие мер по установлениюобстоятельств преступления[12].
Дознаватель самостоятельно проводит следственные ииные процессуальные действия и принимает процессуальные решения. Исключениесоставляют случаи, когда на это требуются согласие начальника органа дознания,санкция прокурора или судебное решение (ст.41 ч.3 УПК РФ).
Заканчивается дознание выполнением рядапроцессуальных действий, связанных с принятием решения об окончании дознания.Их совокупность и содержание зависят от вида окончания дознания.
Дознание проводится в течение 20 суток со днявозбуждения уголовного дела и до принятия решения о направлении уголовного делапрокурору. При исчислении срока дознания не принимается во внимание тот день, вкоторый было вынесено постановление о возбуждении уголовного дела (ст.128 ч.1УПК РФ). Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 суток.Порядок продления срока не определен.
Статья 224 УПК РФ регламентирует особенностиизбрания в качестве меры пресечения заключения под стражу.
Заключение под стражу подозреваемого допустимо висключительных случаях при наличии оснований, предусмотренных статьей 97, и сучетом обстоятельств, указанных в ст.99 УПК РФ (ст.100 УПК РФ). Эта мерапресечения может быть избрана в отношении подозреваемого в совершениипреступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срокдо двух лет, при наличии одного из следующих обстоятельств: подозреваемый неимеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации; еголичность не установлена; им нарушена ранее избранная мера пресечения; онскрылся от органов предварительного расследования или от суда (ч.1 ст.108 УПКРФ).
При необходимости избрания в качестве мерыпресечения заключения под стражу дознаватель возбуждает перед судомсоответствующее ходатайство (ст.108 ч.3 УПК РФ) ¾выносит постановление о возбуждении перед судом ходатайства об избрании мерыпресечения в виде заключения под стражу, в котором излагаются сущностьпредъявленного обвинения (подозрения), основания, в силу которых возникланеобходимость в заключении обвиняемого (подозреваемого) под стражу и невозможноизбрание иной меры пресечения, фамилия, имя, отчество, дата рождения и другиеданные о лице, в отношении которого избирается данная мера процессуальногопринуждения. К постановлению прилагаются материалы, подтверждающиеобоснованность ходатайства[13].
Материалы представляются прокурору личнодознавателем.
Прокурор изучает материалы и, в случае согласия навозбуждение ходатайства перед судом, делает на постановлении резолюция«Согласен», при несогласии с ходатайством ¾ «Не согласен».
Затем задержанный подозреваемый доставляется всудебное заседание.
Постановление о возбуждении ходатайства об избраниимеры пресечения в виде заключения под стражу рассматривается судьей районногосуда или военного суда соответствующего уровня с участием подозреваемого,прокурора и защитника, если последний участвует в деле.
Избрание в отношении подозреваемого меры пресеченияв виде заключения под стражу обязывает дознавателя предъявить обвинениеподозреваемому не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения, а еслиподозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу ¾в тот же срок с момента задержания (ст.100 УПК РФ). В этот же срокпредписывается составить обвинительный акт (ст.224 ч.2 УПК РФ)[14].
При наличии достаточных доказательств, дающихоснования для обвинения подозреваемого в совершении преступления, дознавательвыносит постановление о привлечении данного лица в качестве обвиняемогоСодержание постановления определяется ст.171 ч.2 и 3 УПК РФ.
По выполнении требований, предусмотренных ч.2 и 3статьи 225 УПК РФ дознавателем составляется обвинительный акт, которыйпредставляется начальнику органа дознания. Начальник органа дознаниярассматривает данный документ, при отсутствии возражений утверждает акт ивместе с уголовным делом направляет его прокурору.
Копия обвинительного акта вручается обвиняемому иего защитнику. В деле должна быть сделана отметка о вручении копииобвинительного акта, удостоверяемая подписями указанных выше участниковпроцесса. Затем дело направляется в суд.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ
2.1.ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ
Основные уголовно-процессуальные функции перечислены в ст. 15 УПК РФ (обвинение, защита и разрешение уголовного дела). Всоответствии с пунктами 45, 46, 47, 55 статьи 5 УПК РФ, стороны ¾это «участники уголовного судопроизводства, выполняющие на основесостязательности функцию обвинения (уголовного преследования) или защиты отобвинения; сторона защиты ¾ обвиняемый, а такжеего законный представитель, защитник, гражданский ответчик..»; «Сторонаобвинения ¾ прокурор, а также следователь,начальник следственного отдела, дознаватель, частный обвинитель…». Таким образом,лиц, производящих предварительное расследование, законодатель однозначнопризнал стороной обвинения, т.е. должностными лицами, осуществляющими функциюобвинения (уголовного преследования)[15].
УПКРФ введен термин «дознаватель», под которым понимается должностное лицо органадознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознанияосуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иныеполномочия, предусмотренные настоящим Кодексом (п. 7 ст. 5 УПК РФ).
Под это понятие не подпадает дознаватель,производящий следственные действия и оперативно — розыскные мероприятия попоручению следователя (ч. 4 ст. 157 УПК РФ)[16].
К счастью, Законодатель не пошел по путиперечисления всех полномочий дознавателя, полагая, что они должны содержаться вспециальной статье, посвященной данному участнику уголовного судопроизводства.
Ранее в правовой литературе уже предлагалось ввестив Уголовно — процессуальный кодекс отдельную статью, которая определяла бы всистематизированном виде полномочия лица, производящего дознание[17].В настоящее время в УПК РФ такая статья есть. Она посвящена правовому статусудознавателя (ст. 41 РФ), которого закон относит к участникам уголовногосудопроизводства со стороны обвинения.
Уголовно — процессуальный закон детально определяетполномочия дознавателя по принятию решений и по производству процессуальныхдействий. Так, согласно ч. 3 ст. 41 УПК РФ дознаватель уполномоченсамостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия ипринимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствиис УПК РФ на это требуются согласие начальника органа дознания, санкцияпрокурора и (или) судебное решение.
Анализ гл. 32 и ст. 41 УПК РФ, регламентирующихпорядок производства дознания и полномочия дознавателя, позволяет сделать выводо том, что процессуальные полномочия дознавателя и следователя практически неотличаются друг от друга. Исключение составляет только обвинительный акт,завершающий дознание, который подлежит утверждению начальником органа дознания(ч. 4 ст. 225 УПК РФ), а также обязательное выполнение указаний прокурора иначальника органа дознания (ч. 4 ст. 41 УПК РФ).
Анализ действующего уголовно — процессуальногозаконодательства приводит к выводу о том, что дознаватель наделен следующимиосновными правами:
· рассматриватьи проверять сообщения о совершенных и готовящихся преступлениях в порядке ст.144 УПК РФ;
· ходатайствоватьо продлении 3-суточного срока проверки сообщения о преступлении до 10-ти суток(ч. 3 ст. 144 УПК РФ);
· приниматьрешения по результатам рассмотрения сообщений о преступлении (ст. 145 УПК РФ);
· производитьдознание в порядке, предусмотренном гл. 32 УПК РФ;
· применятьмеры процессуального принуждения, а также принимать иные процессуальные решенияв соответствии с уголовно- процессуальным законодательством;
· осуществлятьпроизводство неотложных следственных действий по поручению органа дознания (ст.157 УПК РФ);
· обжаловатьуказания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору (ч. 4 ст. 41 УПК РФ);
· осуществлятьиные полномочия, предусмотренные уголовно — процессуальным законодательством.
В соответствии с уголовно — процессуальнымзаконодательством дознаватель обязан:
· осуществлятьсвою деятельность, руководствуясь принципами уголовного судопроизводства (гл. 2УПК РФ);
· производитьдоказывание по уголовному делу по правилам, сформулированным в гл. 11 УПК РФ;
· применятьмеры уголовно — процессуального принуждения строго в рамках, предусмотренныхзаконом (гл. гл. 12 — 14 УПК РФ);
· информироватьзаявителя о решении, принятом им по результатам рассмотрения сообщения опреступлении (ч. 2 ст. 145 УПК РФ);
· вслучае принятия решения, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ,осуществлять меры по сохранению следов преступления (ч. 3 ст. 145 УПК РФ);
· выполнятьуказания прокурора и начальника органа дознания (ч. 4 ст. 41 УПК РФ);
· заявлятьсамоотвод при наличии предусмотренных законом обстоятельств, исключающих егоучастие в расследовании уголовного дела (ч. 1 ст. 61 УПК РФ);
· разрешатьвопрос об отводе, заявленном во время проведения неотложных следственныхдействий, переводчика, эксперта, специалиста, защитника, представителяпотерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика (ст. ст. 69 — 72УПК РФ);
· осуществлятьиные обязанности, предусмотренные уголовно- процессуальным законодательством.
Из анализа норм нового УПК РФ видно, что основноеназначение дознавателя — осуществление дознания по уголовным делам, по которымпроизводство предварительного следствия необязательно.
По завершении расследования дознаватель составляетобвинительный акт. Решение, принимаемое в форме обвинительного акта,оформляется по правилам ст. 225 УПК РФ и сочетает в себе два процессуальныхакта и постановление о привлечении в качестве обвиняемого и обвинительноезаключение. Этим процессуальным документом подводятся итоги исследованияобстоятельств преступления и личности лица, привлекаемого к уголовнойответственности. Составление обвинительного акта обязывает дознавателяознакомить обвиняемого и его защитника с этим документом, а также с материаламиуголовного дела. Потерпевшему или его представителю по его ходатайству можетбыть предоставлено право ознакомления с обвинительным актом и материаламиуголовного дела в том же порядке, который предусмотрен для обвиняемого и егозащитника. Обвинительный акт, составленный в порядке ст. 225 УПК РФ,утверждается начальником органа дознания и служит правовым основанием дляпередачи уголовного дела прокурору и последующего его рассмотрения судом посуществу.
В юридической литературе нередко возникали споры отом, вправе ли начальник органа дознания делегировать полномочия своимсотрудникам. Новый УПК РФ ответил на этот вопрос положительно, указав, чтополномочия органа дознания, предусмотренные уголовно- процессуальным законом,возлагаются на дознавателя начальником органа дознания (ст. 41 РФ). Ксожалению, в законе нет специальной нормы о передаче органом дознаниядознавателю полномочий на производство неотложных следственных действий. К томуже ничего не сказано, каким образом это «возложение» должно происходить.Представляется, что начальник органа дознания вправе делегировать лишь такиеполномочия, к осуществлению которых закон допускает дознавателя. Остальныепроцессуальные полномочия, которыми закон наделяет только орган дознания, онделегировать другому лицу не может и обязан осуществлять сам. Необходимоотметить, что уголовно — процессуальное законодательство запрещает возложениеполномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит поданному уголовному делу оперативно — розыскные мероприятия (ч. 2 ст. 41 УПК РФ)[18].
Дознаватель несет персональную ответственность засвоевременное и качественное проведение процессуальных и следственных действий,законность и обоснованность принимаемых им решений. 2.2.ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ
Процессуальные средства органов расследования – этоконкретные полномочия, представляемые для осуществления процессуальных действийи принятия решений, сами процессуальные действия и процессуальные формы[19].
Средства дознанияобладают следующими особенностями[20]:
1. Сокращенные сроки.Дознание должно быть закончено в срок до 20 суток. Этот срок может быть одинраз продлен прокурором еще до 10 суток. Таким образом, максимальный срокдознания не превышает 30 дней.
Срок дознанияисчисляется со дня возбуждения уголовного дела (при этом текущие сутки, поправилам ст. 128 УПК РФ, учитываются). Из этого правила следует, что все времяпроизводства неотложных следственных действий органом дознания в порядке ст.157 УПК РФ включается в срок дознания. Заканчивается срок дознания составлениемобвинительного акта, то есть время ознакомления потерпевшего, обвиняемого и егозащитника не входит в срок дознания (в отличие от следствия). Этот выводследует из буквального толкования ч. 1 ст. 225 УПК РФ («По окончании дознания…»)и ч. 3 ст. 223 УПК РФ в редакции Закона РФ № 58-ФЗ от 29.05.02 г. (в прежнейредакции срок дознания исчислялся до дня принятия решения о направлении делапрокурору).
Однако между составлениемобвинительного акта и моментом предъявления дела для ознакомления сторонамможет пройти какое-то время, которое остается неопределенным. В связи с этимсрок дознания целесообразно исчислять до дня начала ознакомления с материаламидознания.
2. При производстведознания, как правило, отсутствует:
а) процедура привлеченияв качестве обвиняемого;
б) сам обвиняемый (онобычно появляется в конце дознания – после вынесения обвинительного акта всоответствие с п. 2 ч. 1 ст. 47, ст. 225 УПК РФ);
в) обычно не применяютсясамые строгие меры пресечения в виде заключения под стражу и домашнего ареста.Данные меры пресечения избираются в крайних случаях.
3. Особый, упрощенныйпорядок окончания дознания с обвинительным актом.
4. Из всех вышеуказанныхспециальных упрощенных средств дознания вытекают дополнительные особенностиприменения норм, содержащихся в главах 21-22, 24-29 УПК РФ.
При возникновениисерьезных препятствий для движения дела, при необходимости производствабольшого объема процессуальных действий продолжение дознания становитьсяпрактически невозможным. Отсюда следует, что дознание:
— не производится принеобходимости выполнения следственных или розыскных действий в другом районе(не применяются отдельные положения ч. 1 ст. 152 УПК РФ);
— порядок продления срокадознания определяется по аналогии с ч. 7-8 ст. 162 УПК РФ;
— не производится«дознавательской группой» (не применяются положения ст. 163 УПК РФ);
— при дознании, какправило, не осуществляются наложение ареста на почтово-телеграфные отправления(ст. 185 УПК РФ) и контроль и запись переговоров (ст. 186 УПК РФ) какследственные действия (небольшой срок дознания в большинстве случае делаетбессмысленным данные действия, рассчитанные на несколько месяцев);
— при дознании непроизводятся длительные экспертизы. В том числе подозреваемый не помещается вмедицинский стационар для производства судебно-медицинской илисудебно-психиатрической экспертизы (ст. 203 УПК РФ), которая длится 30 суток;
— дознание неприостанавливается по п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ (в связи с неустановлением лица,подлежащего привлечению в качестве обвиняемого). Дознание нецелесообразноприостанавливать и в связи с сокрытием подозреваемого, неизвестностью егоместонахождения по иным причинам (п. 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ). За 30 дней срокадознания принять все возможные меры по розыску подозреваемого практическиневозможно;
— после возобновленияприостановленного или прекращенного дела прокурор не может установить срокдополнительного дознания, поэтому по таким делам дознание не производится(прокурор направляет их для производства предварительного следствия);
— дознаниенецелесообразно проводить по делам, имеющим особое общественное значение(например, получившим широкий резонанс в СМИ).
В качестве базовой процессуальной деятельностидознавателя, рассмотрим, прежде всего, средства по сбору материалов и подоказыванию.
Определение доказательств дано в ч. 1 ст. 74 УПК РФ,которая гласит: «Доказательствами по уголовному делу являются любые сведения,на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель в порядке,определенном настоящим Кодексом, устанавливает наличие или отсутствиеобстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, атакже иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела».
Между тем в ч. 1 ст. 74 УПК РФ не названы средстваполучения (установления) «любых сведений», на основе которых суд, прокурор,следователь, дознаватель в порядке, определенном настоящим Кодексом,устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию припроизводстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значениедля уголовного дела[21].
В словосочетании «любые сведения», содержащемся в ч.1 ст. 74 УПК РФ, нельзя не видеть использования законодателем прилагательного«любые». Отсюда круг сведений, которые могут убедить следователя и суд всуществовании тех или иных обстоятельств, законом не ограничен. Поэтомусоставляющими термина «любые» являются, по моему мнению, как полученные ссоблюдением норм УПК РФ, так и сведения, содержащиеся в анонимных заявлениях,показаниях потерпевшего, свидетеля, основанные на догадке, предположении,слухе, а также показаниях свидетеля, который не может указать источник своейосведомленности, т.е. недопустимых доказательствах, результатахоперативно-розыскных действий, полученных в результате действий, неуполномоченных на то лиц (например, сведения, содержащиеся в показанияхсвидетеля, допрос которого произведен оперативным работником без порученияследователя). Таким образом, с точки зрения содержания сведений, которые могутбыть использованы для установления фактов, составляющих предмет доказывания,закон не устанавливает каких-либо ограничений. И это вполне понятно, посколькуследы, которые может оставить событие преступления, столь же разнообразны ииндивидуальны, как и каждое конкретное общественно опасное деяние. Отграничениедоказательств от любых иных сведений достигается с помощью закрепленных взаконе требований, касающихся источника сведений и способа его получения.
Требование закона (ч. 1 ст. 74 УПК РФ) обустановлении доказательств в порядке, определенном УПК РФ, не решает вопроса,из каких именно источников могут быть получены сведения дознавателем,следователем, прокурором, судом или судьей, устанавливающие наличие илиотсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. Такимиисточниками или видами доказательств являются показания свидетеля,потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, эксперта, вещественныедоказательства, протоколы следственных и судебных действий (заседаний), иныедокументы.
Таким образом, содержанием доказательств являютсясведения, информация, зафиксированная в установленном законом порядке, исключаяту, что содержится в анонимных заявлениях или сообщениях, утверждениях,предположениях, догадках, слухах, недопустимых доказательствах, сообщенияхконфидентов, сотрудничающих с должностными лицами оперативных подразделений[22].Кроме того, следует иметь в виду, что доказательственная информация (сведения)об определенных обстоятельствах может быть получена только из прямо указанных взаконе источников. Ст. 196 УПК РФ устанавливает правило, согласно которомупричины смерти, характер и степень вреда, причиненного здоровью, возрастподозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и т.д. могут устанавливаться толькозаключением эксперта (экспертов). Эти сведения должны быть полученыдознавателем в установленном законом процессуальном порядке, предусмотреннымспособом. Получением доказательств являются следственные действия, что неисключает и иных способов, указанных в законе.
Эти сведения должны иметь предусмотренный закономпроцессуальный носитель доказательственной информации (лицо, вещь, документ)[23].Если речь идет о показаниях, то они должны исходить от лица, поставленного впроцессуальное положение соответствующего участника процесса, если одоказательственной информации, получаемой с помощью предметов и вещей, топоследние должны быть надлежащим образом процессуально оформлены и приобщены кделу в качестве вещественного доказательства и т.д[24].
Принципиальное значение для дознавателя в процессесбора доказательств имеет требование соблюдать определенный УПК РФ порядокустановления сведений о наличии или отсутствии обстоятельств, подлежащихдоказыванию. Часть 1 ст. 75 УПК РФ, согласующаяся с ч. 2 ст. 50 Конституции, вотличие от ранее действующего УПК РСФСР (ч. 3 ст. 69) уточняет, чтонедопустимыми являются доказательства, полученные с нарушением требований УПКРФ, а не закона вообще. Значит, если те или иные сведения были получены сигнорированием предписаний других правовых актов, это еще не свидетельствует оневозможности их введения в уголовное дело, последующей проверки оценки ииспользования процедуры, предписанной уголовно-процессуальнымзаконодательством.
Например, если были нарушены предусмотренные ФЗ РФ«Об ОРД» правила проведения оперативных мероприятий: отсутствие постановления,утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскнуюдеятельность при проведении проверочной закупки, либо даже отсутствие судебногорешения при проведении мероприятий, в значительной степени затрагивающих праваи законные интересы граждан, их результаты, после проверки процессуальнымпутем, могут использоваться в доказывании по уголовному делу. В частности,показания оперативного работника, проводившего данное мероприятие,зафиксированные в установленном законом порядке, отвечают требованиямдопустимости доказательств. Вместе с тем это не освобождает данное лицо отвозможной ответственности за допущенные нарушения[25].
Доказательства должны признаваться полученными снарушением закона, если при их собирании и закреплении были нарушеныгарантированные права человека и гражданина или установленныйуголовно-процессуальным законодательством порядок их собирания и закрепления, атакже если собирание и закрепление доказательств осуществлено ненадлежащимлицом или органом либо в результате действий, не предусмотренныхпроцессуальными нормами[26].
Заключение
Сущность дознания ¾раскрытие уголовно наказуемого деяния, то есть принятие всех предусмотренныхзаконом мер к установлению события преступления, виновности лиц, егосовершивших, и других обстоятельств, которые должны быть доказаны.
Статьями 5 и 41 УПК РФ устанавливается, что дознаниепроизводится дознавателями. УПК РФ был введен термин «дознаватель», под которымв настоящее время понимается должностное лицо органа дознания, правомочноеосуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иныеполномочия, предусмотренные УПК РФ.
Дознание осуществляют и органы дознания (п.1 ч. 2ст. 40, п. 3 ст.149 УПК РФ). Здесь имеются в виду органы дознания должностныелица, например, командир воинской части. Это подтверждается, в частности, тем,что компетенция между органами дознания и дознавателями в областипредварительного расследования преступлений не разграничивается.
Правило о производстве дознания в установленномзаконом порядке означает точное и неуклонное исполнение органом дознания,дознавателем и другими участниками процесса норм, регламентирующих данный видрасследования преступления. Обязательное соблюдение правил производстваследственных и иных процессуальных действий обеспечивает достижение задачуголовного судопроизводства, служит гарантом прав и свобод человека игражданина.
Необходимо отметить, что новое уголовно — процессуальное законодательство запрещает возложение полномочий по проведениюдознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делуоперативно — розыскные мероприятия (ч. 2 ст. 41 УПК РФ).
Дознаватель несет персональную ответственность засвоевременное и качественное проведение процессуальных и следственных действий,законность и обоснованность принимаемых им решений.
Выявленные в процессеисследования проблемы, возникающие при производстве дознания, как формыпредварительного расследования, осуществленного в данной курсовой работе, можно подразделить на следующие группы:
1. Проблемыразграничения форм предварительного следствия.
2. Проблемыпроцессуальных функций органов дознания.
3. Проблемыфункциональных средств дознания как формы предварительного следствия.
4. Проблемапрокурорского надзора на стадии возбуждения уголовного дела в отношенииконкретного лица.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативныеисточники
1. КонституцияРоссийской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1996 года (сизм. от 25 июля 2003 года) // СЗ РФ.¾2003.¾№30.
2. Уголовно-процессуальныйкодекс российской федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001)(ред.от 06.06.2007)// «Российская газета», N 249, 22.12.2001.
3. Уголовный кодексроссийской федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред.от 10.05.2007)// «Российская газета», N 113, 18.06.1996, N 114,19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996.
4. ПостановлениеПленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8 «О некоторых вопросах применениясудами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // БВСРФ, 1996. — № 1.
Литература
5. Дознание всовременном уголовном процессе России: проблемы совершенствования: Автореф.дис. канд. юрид. наук / Масленков С.Л. ─ Нижний Новгород, 2004.
6. Досудебноепроизводство по уголовным делам: концепция совершенствованияуголовно-процессуальной деятельности: Монография / Химичева Г.П… — М.;Экзамен, 2005.
7. Васильев О.Л.Укрепление законности и борьба с преступностью // Вестник МГУ, сер.11,право,2003.- №4.
8. Абдуллаев Ф.,Зайцев О. Дознание по УПК РФ // Уголовное право. — М.; Интел-Синтез, 2006. — №3.
9. Арестова Е.Н.Производство органами дознания неотложных следственных действий по уголовнымделам, по которым обязательно производство предварительного следствия //Российский следователь. — М.; Юрист, 2003. — № 10.
10. Гирько С.И.Расследование преступлений в форме дознания в системе МВД России // Юридическийконсультант:. — М.; ЮРМИС, 2003. — № 7.
11. Дознание в ОВД:Учебное пособие / Сергеев А.Б… — Челябинск; Изд-во Челяб. юрид. ин-та МВДРоссии, 2003.
12. КосоваС.А. Особенности производства дознания по делам, по которым предварительноеследствие не обязательно // Законодательство и практика. — Омск; Изд-во Ом.юрид. ин-та МВД России, 2002. — № 1.
13. Рыжаков А.П.Орган дознания: понятие и проблемы // Юридический мир. — М.; Юрид. мир ВК,2002. — № 1.
14. Сергеев А.Б.Особенности формирования органов дознания в России // История государства иправа. — М.; Юрист, 2002. — № 5.
15. Суслов В.М.Вопросы регламентации деятельности органов дознания в УПК РФ // Новыйуголовно-процессуальный закон: теория и практика применения: Материалымежведомственного «круглого стола». — М.; Изд-во Моск. ун-та МВД России, 2003.
16. Смирнов А.В.Калиновский К.Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российскойфедерации /Под ред. А.В.Смирнова. СПб.: Питер, 2003.
17. Кругликов А.Следственные действия и проблемы их производства органами дознания по поручениюследователя // Уголовное право. — М.; Интел-Синтез, 2003. — № 3.
18. ЯкуповР.Х. Уголовный процесс: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Галузо. М., 1998.
19. БаяхчевВ.Г. Недопустимые доказательства // Комментарий к Уголовно-процессуальномукодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.В. Мозякова. М., 2002.