Реферат по предмету "Государство и право"


Правовое регулирование и организация получения образования осужденными к лишению свободы в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы

Содержание
Введение
Глава 1. Становление системыобразования осужденных и его нормативно-правовое обеспечение
1.1 История становления системы образованияосужденных к лишению свободы
1.2 Российский и международный опытнормативно–правового регулирования образования осужденных
Глава 2. Особенности организацииполучения образования осужденными к лишению свободы
2.1 Организация получения общего образованияосужденными
2.2 Организация полученияпрофессионального образования осужденными
Заключение
Список литературы

Введение
Актуальность темыисследования. Образование в современном обществе рассматривается какприоритетное направление деятельности государства. В отношении осужденных,отбывающих наказание в местах лишения свободы, оно выступает, согласноуголовно-исполнительному законодательству, одним из основных средствисправления осужденных.
Право на образованиеявляется конституционным социально-экономическим правом гражданина России (ст.43 Конституции РФ), однако в отношении осужденных к лишению свободы механизмего реализации имеет свои особенности. В представленной работе предпринятапопытка исследования проблем реализации этого весьма важного в условияхрыночных отношений социально-экономического права осужденных к лишению свободы.Образование является не только средством повышения конкурентоспособностирабочей силы на рынке труда, но и необходимым условием формирования личности.
Одним из важнейшихнаправлений реформирования уголовно-исполнительной системы является приведениенационального законодательства в соответствие с международными стандартами.Вместе с тем, правоприменительная практика показывает, что для более полноговоплощения законодательных положений, относящихся к реализации прав и законныхинтересов осужденных в процессе отбывания наказания, требуетсясовершенствование механизмов их реализации.
Учитывая сказанное,актуальность рассматриваемой темы состоит в рассмотрении проблем правовогорегулирования и организации получения образования осужденными к лишению свободыв условиях реформирования уголовно-исполнительной системы и применения новыхобразовательных технологий.
Цель курсовой работы –рассмотреть особенности организации получения общего и профессиональногообразования осужденными к лишению свободы.
Для достижения указаннойцели были поставлены следующие задачи:
— изучить историческийаспект развития норм, закрепляющих возможность получения образованияосужденными к лишению свободы, на разных этапах формированияуголовно-исполнительной системы;
— проанализировать нормыуголовно-исполнительного права, а такжемеждународно-правовых актов,регламентирующих реализацию конституционного права на получение образованияосужденными к лишению свободы;
— изучить особенностиорганизации процесса получения осужденными общего и профессиональногообразования.
Теоретико-методологическойосновой написания данной курсовой работы послужили работы А.И. Зубкова, А.С.Михлина, С.В. Познышева, В.И.Селиверстова, И.Л. Трунова и др.
Нормативную базуисследования составили международно-правовые документы по правам человека,Конституция Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Закон РФ«Об образовании», Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовныенаказания в виде лишения свободы», другие федеральные законы, подзаконные актыв сфере исполнения наказания в виде лишения свободы.

Глава 1. Становлениесистемы образования осужденных и его нормативно-правовое обеспечение
 
1.1 История становлениясистемы образования осужденных к лишению свободы
Изменениегосударственного устройства России в XX веке привело, в том числе, к изменениюполитики в области пенитенциарных проблем. В 20-е годы прошлого столетия вРоссии кардинальным образом меняется отношение к проблеме средств наказаниялиц, осужденных за преступления различной степени тяжести. Наряду с режимом итрудом, как основными средствами исправления осужденных, немалую роль начинаетиграть обучение. Одним из первых, кто подчеркивал позитивное воздействиеобучения на исправление осужденных, был С.В. Познышев. Еще в 20-х годахпрошлого столетия он писал: «Образование в пенитенциарном учреждении должноиметь место, поскольку оно необходимо, чтобы уничтожить тот умственный мрак, вкотором порок и преступление скрывают свои глубокие корни… Образование,даваемое в школе мест заключения, должно, насколько возможно, затрагивать мирнравственных понятий и жизненных идеалов» [13].
Значительнымизменениям подверглась вся система исполнения уголовных наказаний в советскийпериод, приведшая к разработке гибкой системы условий пребывания в местахлишения свободы. Именно в этот период стал утверждаться принцип – от тюрем квоспитательным учреждениям. Организаторы системы исполнения наказания исходилииз гуманистического в своей основе положения, что изоляция человека от обществауже сама по себе несет карательную функцию, поэтому ужесточение условийсодержания и еще большее ограничение прав заключенного вступают в противоречиес задачами исправления и перевоспитания.
Особенноевнимание стало уделяться проблеме обучения осужденных, которое становитсясоциально ответственным. В стране началась широкая кампания борьбы снеграмотностью. Были изданы Декреты «О мобилизации грамотных» (1918 г.) и «Оликвидации безграмотности среди населения РСФСР» (1919 г.), которые имелинепосредственное отношение, в том числе, и к организации обучения лиц,содержащихся в местах заключения. Обучение осужденных закреплялось рядомнормативных актов. Так, в Положении о работных домах (1918 г.) определялосьсоздание при каждом работном доме школы. Во временной инструкции «О лишениисвободы как мере наказания и о порядке отбывания такового» (1918 г.)разъяснялись вопросы организации общего образования и воспитания заключенных,формирования учительских кадров и т.п.
«Положениеоб общих местах заключения» (1920 г.) определяло обязательность обучения длявсех заключенных, не достигших пятидесятилетнего возраста, и содержало описаниесистемы норм, регулирующих не только учебный процесс, но и воспитательнуюработу с осужденными. Успехи в учебе наряду с примерным поведениемрассматривались в Положении как показатели исправления и перевоспитаниязаключенных. В обязательном порядке они отражались в характеристиках иучитывались при решении вопросов об условно-досрочном освобождении (применялосьв лагерях до 1939 года) или о предоставлении заключенным тех или иных льгот.
Следуетотметить, что тенденция к увеличению роли воспитательной работы и образованияосужденных из числа трудящихся, а также культурно-просветительской работы срединих прослеживается во всех законодательных актах 20-х годов. В то же время спринятием в 1922 году Уголовного кодекса РСФСР среди научных и практическихработников шли споры о возможности применения воспитательно-исправительных мерк заключенным – выходцам из классово-враждебной среды. Здесь, в отличие отабсолютно принимаемой позиции применения воспитательного воздействия напреступников из числа рабочих и крестьян, в применении такого же воздействия кпредставителям классово-враждебных слоев единства не было.
16октября 1924 года ВЦИК утвердил Исправительно-трудовой кодекс РСФСР,законодательно определивший систему мест заключения с различными видами режимасодержания осужденных. В кодексе впервые было дано определение понятию режима вместах заключения, который основывался на правильном сочетании принциповобязательного труда заключенных и культурно-просветительской работы. В качествезадачи-минимум определялись ликвидация неграмотности, обучение политическойграмоте, культурно-просветительское воспитание осужденных.
В30-е годы продолжалась работа по развертыванию культурно-просветительскойработы в лагерях. Традиционно культпросвет работа соответствовала классовомухарактеру исправительно-трудовой жизни заключенных, происходящих из рабочегокласса и крестьянства. Такая работа должна была показывать, что исправительнаясистема лагерей, построенная на обязательном труде, дает заключеннымвозможность постепенного облегчения лагерного режима, включительно до приближенияего к вольным работам.
Винструкции по проведению политико-воспитательной работы в лагерях особогоназначения в разделе «Школьная работа» приводятся следующие рекомендации иположения:
–минимум школьной работы заключается в ликвидации неграмотности средизаключенных. Причем преподавание должно поставить себе задачей научитьзаключенного читать книгу, газету и подтолкнуть его на путь самообразования;
–занятия с неграмотными проводить ежедневно не менее одного часа, а смалограмотными не менее двух раз в неделю;
–посещение школы является обязательным для всех неграмотных и малограмотных, недостигших 50-летнего возраста;
–наряду с общеобразовательными школами могут организовываться школыпрофессионально-производственного типа (сельскохозяйственные и др.) взависимости от производственного уклона того или иного лагеря;
–программы занятий разрабатываются учителями и заведующим культурным отделом иутверждаются начальником лагеря.
Дальнейшаятенденция на гуманизацию пенитенциарной системы продолжилась в Исправительно-трудовомкодексе 1933 года. Правда, в нем была предусмотрена уже некультурно-просветительская, а политико-воспитательная работа, в сферу которойвключалось и общеобразовательное обучение. В 30-е годы проблема малограмотностиуже не являлась для большинства населения колоний актуальной. На первое местовыходят задачи подготовки грамотных кадров для развивающейся промышленности исельского хозяйства. В то же время наряду с привитием трудовых навыков сзаключенными проводились мероприятия по поднятию их интеллектуального уровня иполитической грамотности путем общеобразовательного и профессиональногообучения.
Вгоды Великой Отечественной войны культурно-воспитательная работа с заключенныминаправлялась, главным образом, на развитие их трудовой активности. Но еевозможности на первых порах в значительной степени ограничивались тем, чтоплана перевода ИТУ на новый режим работы в условиях военного времени несуществовало. Но очень скоро заключенные стали привлекаться к строительствуважнейших предприятий оборонного значения. Особенностью этого периода являетсято, что впервые ставилась задача перевоспитания основной массы заключенных наоснове высокопроизводительного, общественно полезного труда. При этом, несмотряна трудности, проводившаяся среди заключенных массово-политическая икультурно-просветительская работа оказывала на них значительное воспитательноевоздействие.
Усилениевнимания воспитательной работе требовало более четкого определения ее основныхнаправлений, форм и методов ее реализации, что нашло отражение во Временныхуказаниях о работе культурно-воспитательных отделов колоний. Так, в частности,были выделены такие направления работы как: политико-массовое,производственно-массовое, культурно-массовое, обеспечение режима содержания,улучшение быта. Стали организовываться стационарные и передвижные библиотекидля обслуживания заключенных книгами. Открывались начальные школы по ликвидациинеграмотности и малограмотности. Для лиц, не владеющих русским языком,организовывались кружки.
Новыйэтап развития общеобразовательного обучения осужденных к лишению свободы связанс постановлениями партии и правительства об улучшении деятельности ИТУ,принятыми в 1954-1956 годах. В колониях стала создаваться системавоспитательных мер – политинформации, лекции, встречи с руководящим составомгородов и районов, промышленных предприятий и сельскохозяйственных органов.Позднее было принято «Положение об общеобразовательных школах приисправительно-трудовых учреждениях МВД СССР» (1958 г.). Все осужденные имели возможностьполучить среднее образование в школе при колонии, получить избраннуюспециальность. В этом же году приказом МВД СССР № 622 от 26 сентября вводитсяновое Положение «О совете коллектива осужденных», согласно которому былизакреплены и нашли дальнейшее развитие принципиальные положения организацииработы советов актива заключенных. Благодаря этому положению появиласьвозможность повысить роль самодеятельных организаций – советов отрядов, которыестали играть значительную роль в укреплении дисциплины и правопорядка. Советыактива вникали в производственные дела, интересовались учебой осужденных вобщеобразовательных школах, приобретением ими профессии до выхода из колонии.
Вэтот период значительно расширяется сеть средних школ и учебно-консультационныхпунктов, в которых преподаватели придерживались принципа воспитывающегохарактера обучения. Общеобразовательное обучение осужденных, согласно статье 7«Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик»(1969 г.), признано одним из основных средств их исправления и перевоспитания.
Всоответствии с исправительно-трудовым законодательством повсеместноосуществляется обязательное восьмилетнее обучение осужденных, успешноразвивается тенденция максимального вовлечения их в старшие классы (IX-XI)классы. Два десятилетия спустя в целях приведения в соответствие с КонституциейСССР исправительно-трудового законодательства Указом Президиума ВерховногоСовета СССР от 13 августа 1981 года внесено изменение в ст. 31. Согласно этойстатье, должно осуществляться всеобщее обязательное среднее образованиеосужденных из числа молодежи и обязательное общеобразовательное восьмилетнееобучение осужденных, не достигших сорокалетнего возраста. С переходом квсеобщему обязательному среднему образованию в местах лишения свободыусиливается значение воспитательного аспекта обучения.
В1997 году было принято новое уголовно-исполнительное законодательство, вкотором наиболее полно и последовательно отражены идеи гуманизации системыисполнения уголовных наказаний. Сделан значительный шаг на пути приведения всоответствие отечественных пенитенциарных норм международным требованиям.Законодательно были закреплены жизненно важные для пенитенциарной системыпринципы: законности, гуманизма, демократизма, дифференциации ииндивидуализации исполнения наказания. Новое уголовно-исправительноезаконодательство Российской Федерации, следуя гуманистическим традициям,рассматривает уголовное наказание уже не только как кару за содеянноепреступление, но и, в первую очередь, как процесс исправления осужденных, каквозможность предотвращения рецидивной преступности.
Таким образом, извышеизложенного можно сделать вывод, что пенитенциарная и образовательнаясистемы нашли общие точки соприкосновения в практическом решении вопросовпрофилактики правонарушений и предупреждения преступности и ее рецидивности,совершенствования процесса воспитания в условиях исправительного учреждения,ресоциализации и реабилитации осужденных после освобождения.
Получение осужденнымиобщего и профессионального образования сегодня признано одним из основныхсредств их исправления и ресоциализации. Статистика свидетельствует о прямойзависимости между уровнем образования правонарушителей и снижением количествасовершаемых ими рецидивных преступлений, между ростом образовательного уровня иускорением процесса исправления осужденных.
1.2 Российский имеждународный опыт нормативно – правового регулирования образования осужденных
Понимание важности изначимости образования, как для личности, так и для общества в целом, нашлоподтверждение в законодательных актах российского государства. Образование вРоссийской Федерации осуществляется в соответствии с российскимзаконодательством и нормами международного права. Права граждан на образованиезакреплены в основном законе – Конституции Российской Федерации [1]. Часть 2ст. 43 гарантирует каждому гражданину общедоступность и бесплатностьдошкольного, основного общего и среднего профессионального образования вгосударственных или муниципальных образовательных учреждениях и напредприятиях. Кроме того, каждый россиянин вправе на конкурсной основебесплатно получать высшее образование. Вместе с тем, основное общееобразование, как гласит Конституция, является обязательным. Это значит, что нетолько свободные, законопослушные граждане, но и осужденные имеют право иобязаны получить основное общее образование.
Вконце 80-х – начале 90-х годов при сокращении спецконтингента в три разавечерние (сменные) общеобразовательные школы в исправительных учреждениях ссогласия органов местных органов самоуправления стали закрываться или в лучшемслучае преобразовываться в учебно-консультационные пункты. После принятияПравительством РФ Постановления «Об учреждении типового положения о вечернем(сменном) общеобразовательном учреждении» 1994 г. [5] и введения в действиенового Уголовно-исполнительного кодекса РФ 1997 г. [2], где указано на созданиеусловий в исправительных учреждениях для обязательного получения общегообразования осужденными, не имеющими это образование и не достигшими 30 лет,были предприняты попытки вновь открыть школы при колониях. Но так какметодическая литература, учебно-наглядные пособия были переданы в другие школы,а классные комнаты переоборудованы в помещения для нужд учреждений,положительное решение вопроса затягивалось.
Всеобъемлющееподкрепление конституционного права на образование нашло отражение в ФЗ «Обобразовании» 1992 г. [3], в котором говорится, что «гражданам РоссийскойФедерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола,расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения крелигии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям),возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностногоположения, наличия судимости». Это значит, что, находясь в местах лишениясвободы, гражданин имеет право на получение образования установленного закономуровня. Для этого государство обеспечивает право на образование путем созданияв пенитенциарных учреждениях системы образования.
Законвносит уточнения относительно гарантий гражданам на определенный уровеньполучения образования. Так, если в Конституции речь идет о бесплатности идоступности основного общего и среднего профессионального образования, то часть3 ст. 5 Закона «Об образовании» гласит: «государство гарантирует гражданамобщедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основногообщего, среднего (полного) общего образования и начального профессиональногообразования…». Как видим, среднее профессиональное образование какобщедоступное и бесплатное здесь не упоминается. Зато в Конституции получениесреднего профессионального образования гарантируется как общедоступное ибесплатное.
В ФЗ«Об образовании» внесено уточнение, что получение среднего профессиональногообразования возможно только на конкурсной основе. Этот закон при получениигражданами профессионального образования вводит еще одно ограничение: «…еслиобразование данного уровня гражданин получает впервые». В Конституции же обэтом не говорится ни слова. Например, согласно части 3 ст.43 Конституции РФосужденный как любой другой гражданин «вправе на конкурсной основе бесплатнополучить высшее образование в государственном или муниципальном образовательномучреждении и на предприятии». Таким образом, мы видим некоторую двусмысленностьв прочтении этих двух важных законов.
Вчасти 5 той же статьи 5 ФЗ «Об образовании» отстаиваются права граждан,нуждающихся в социальной поддержке: «В целях реализации права на образованиеграждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частичнонесет расходы на их содержание в период получения ими образования». И этосовершенно справедливо, но этим категориям граждан нужно еще поступить вучебное заведение. Особенно трагично в этой ситуации складывается положение техсирот и лиц, лишенных попечения родителей, которые отбывают наказание в виделишения свободы в воспитательных колониях и хотели бы после освобожденияпоступить в среднее или высшее профессиональное учебное заведение.
Обратимсяк статье 16 ФЗ «Об образовании», где идет речь о внеконкурсном приемеконкретных категорий абитуриентов при поступлении в вузы. Сегодняшние реалиитаковы, что при складывающейся тенденции сокращения бюджетных мест увыпускников вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений, из числа ранееосужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы, значительно снижаютсяшансы поступления в профессиональные средние и высшие учебные заведения,поскольку им крайне трудно конкурировать с выпускниками обычных школ. Новаяпроблема возникла с введением ЕГЭ, как основного критерия оценки качестваобразовательного уровня, и обязательствами высших учебных заведений зачислятьабитуриентов только на основании результатов ЕГЭ (речь идет о дневной формеобучения, при которой эта категория студентов может получать социальнуюстипендию, либо находиться на полном государственном обеспечении).
Стоитобратить внимание еще и на такой момент, что в законе ФЗ «Об образовании» слабоотражена концепция непрерывного образования. Концепция предполагает, что всистему образования в государстве должно быть включено практически всенаселение — подрастающее поколение, взрослое население, а также люди, такназываемого, третьего возраста. И для сохранения интеллектуальной, социальной ипрофессиональной активности человек должен быть включен в структуруобразовательной системы в течение всей своей жизни. В законе же явнопросматривается школоцентристская позиция — от дошкольного через школьное кпослешкольному образованию. Такая позиция проявляется в сведенииобразовательных программ до общеобразовательных и профессиональных (п.1 ст.9),которые полностью исключают образовательные программы по интересам.
Вернемсяк вопросам нормативно-правового обеспечения образования осужденных. Согласночасти 12 ст. 50 ФЗ «Об образовании» для граждан, содержащихся в воспитательныхи исправительных учреждениях, администрацией этих учреждений и органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации создаются условия дляполучения основного общего и начального профессионального образования, дляпрофессиональной подготовки, а также для самообразования. Право осужденных наполучение общего образования обеспечивается путем создания такихобразовательных учреждений при исправительных колониях и тюрьмах как вечерние (сменные)общеобразовательные школы или учебно-консультационные пункты.
УИКРФ устанавливает обязательность получения основного общего образованияосужденными к лишению свободы, не достигшими 30 лет (ст. 112), а такженачального профессионального образования для лиц, не имеющих профессии (ст.108). Согласно переписи осужденных 2005 года, в местах лишения свободы около 4% осужденных имели образование в пределах начального, 29,5 % – в пределахнеполного среднего образования. По переписи 2009 года уже 6,6% осужденных вместах лишения свободы имеют только начальное образование. Налицо угрожающаятенденция — число осужденных, не имеющих среднего образования, растет. Этопотенциальные учащиеся школ и учреждений профессионального образованияпенитенциарной системы.
Однакона сегодняшний день проблема реализации осужденными к лишению свободы своихправ на общее и начальное профессиональное образование не во всехисправительных учреждениях решена. Прежде всего, из-за отсутствия в некоторыхколониях общеобразовательных школ (либо малого количества учебных классов всуществующих) и учреждений НПО, недостаточности современного учебногооборудования и крайне слабой материальной базы. То есть еще не выполнены вполной мере требования, указанные в п. 3 ст. 16 Закона РФ «Об учреждениях иорганах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» [4].
Вчасти 1 ст. 112 УИК РФ указывается, что «в исправительных учрежденияхорганизуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, недостигшими возраста 30 лет, основного общего образования. Осужденным, желающимпродолжить обучение в целях получения среднего (полного) общего образования,администрацией исправительного учреждения и соответствующими органами местногосамоуправления создаются необходимые условия». Стоит заметить, что снижениевозрастного потолка обязательности получения общего образования с 40 до 30 лет,учитывая соотношение возрастных категорий лиц, отбывающих наказание висправительных колониях (а лиц такого возраста почти 35 %), исключает из этого процессазначительную массу осужденных зрелого возраста, которым общеобразовательныезнания и профессиональная подготовка необходимы.
Вчасти 2 ст. 112 УИК указывается, что «осужденные старше 30 лет и осужденные,являющиеся инвалидами первой или второй группы, получают основное общее илисреднее (полное) общее образование по их желанию». Что касается осужденных,отбывающих пожизненное лишение свободы, то они «к общему образованию непривлекаются». Условия отбывания осужденными пожизненного лишения свободы исключаютвозможность учиться в общеобразовательном учреждении исправительной колонии. Вэтом случае законодатель не счел необходимым привлекать их к общемуобразованию. Однако для того, чтобы обеспечить реализацию их конституционногоправа на образование, обязал администрацию колоний создавать необходимыеусловия для самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбываниянаказания» (часть 6 ст. 112 УИК РФ). Для этого используются возможностибиблиотеки учреждения, консультации, в том числе и заочные, педагогов испециалистов, подписка на отдельные издания и т.п.
Встатье 16 ФЗ «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишениясвободы» указано, что образовательные учреждения в УИС создаются,реорганизуются и ликвидируются по согласованию с Министерством юстиции РФ. В ч.7 ст. 112 УИК РФ отмечено, что организация получения осужденными основногообщего и среднего (полного) общего образования, создание, реорганизация иликвидация образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы (школ иучебно-консультационных пунктов) осуществляется в порядке, устанавливаемомМинистерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерствомобщего и профессионального образования Российской Федерации» (ныне Министерствообразования и науки РФ).
Внастоящее время, в соответствии с Положением «Об организации полученияосновного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающиминаказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмахуголовно-исполнительной системы», утв. Приказом Министерством юстиции РФ иМинистерства образования и науки РФ от 27.03. 2006 г. № 61/70, разграниченакомпетенция в данной сфере указанных министерств и подведомственных имучреждений [10]. На исправительные учреждения возложены обязанности учетаосужденных, подлежащих обучению, создания соответствующей материальной базы, атакже обеспечение безопасности работников школы и осуществление контроля надсоблюдением ими режимных требований. На руководство муниципальных органов ипедагогический состав школы возлагается ответственность за организациюобразовательного процесса в соответствии с образовательными стандартами,учебным планом и программами, соблюдение установленных режимных правил,оказание помощи в воспитательной работе пенитенциарного учреждения.
Согласноп. 7 Типового положения о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении,утв. Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 года № 1237,образовательное учреждение в исправительном учреждении открывается при наличиине менее 80 обучающихся, УКП – при наличии не менее 30 обучающихся. Именнопоэтому в колониях, где содержится часто более 1000 осужденных, возможнооткрытие школы. Но, например, в колонии-поселения не всегда можно открыть дажеУКП из-за малого количества осужденных, подлежащих обучению.
Внастоящее время в местах лишения свободы совместно с органами управленияобразования формируется новая гибкая система образования осужденных,предоставляющая им возможность получить среднее и высшее профессиональноеобразование с использованием заочной и дистанционных форм обучения. Такиепроекты осуществляются в Амурской, Калининградской, Кемеровской, Московской,Самарской, Свердловской, Ярославской и ряде других областей. По-видимому, сучетом развития новых информационно-коммуникационных технологий в части 4статьи 129 и других подобных пунктов следует исключить упоминание о пределахтерритории, т.е. окончание фразы «…расположенных в пределах территориисоответствующего административно-территориального образования» потеряло в настоящеевремя свое значение.
Нельзяобойти вниманием и такую проблему, как продолжение образования послеосвобождения. В статье 181 УИК РФ указываются разные формы оказания помощиосужденным, освобождаемым от отбывания наказания, но нет упоминания об оказаниипомощи тем осужденным, которые не завершили обучение в школе вследствиеосвобождения. Поскольку общее образование является обязательным, надообеспечить таким лицам сопровождение в образовательной траектории на свободе. Сэтой целью необходимо заблаговременно ставить в известность соответствующиемуниципальные органы (отделы образования, органы надзора и т.п.) о созданииусловий для завершения образования освободившимся из мест заключения, особеннонесовершеннолетним и тем, кто не достиг 30-летнего возраста. Необходимодополнить статью 182 новой редакцией, озаглавив ее «Права освобождаемыхосужденных на трудовое и бытовое устройство, на образование и другие видысоциальной помощи». В текст статьи, наряду с упоминаемыми правами, следуетвключить дополнение о том, что они имеют право на перевод в соответствующееобразовательное учреждение (вечерняя общеобразовательная школа, учебныезаведения профессионального начального, среднего или высшего образования), дляприобретения ими того уровня образования, которое они начали получать вколонии.
Существуети другой вариант, который приводится в ч. 3 ст. 106 Европейских пенитенциарныхправил, где говорится, что «образовательные программы для осужденныхзаключенных должны быть адаптированы к предполагаемому сроку пребывания впенитенциарном учреждении» [14, с. 133]. В ПТУ это сделать проще, там срокиобучения кратковременные, поэтому процесс регулируется и сроки адаптированы кпребыванию лиц в колонии. Однако добиться этой вариативности вобщеобразовательной школе крайне затруднительно при существующей в нашей странемодели обучения. Здесь должна быть применена персонализированная системаобучения, к сожалению, не практикуемая в российских школах.
Впринятых в Женеве 30 августа 1955 года Конгрессом ООН по предупреждениюпреступности и обращению с правонарушителями Минимальных стандартных правилахобращения с заключенными в ст. 77 указано:
1)заключенным, способным извлечь из этого пользу, следует обеспечиватьвозможность дальнейшего образования, включая религиозное воспитание в странах,где таковое допускается. Обучение неграмотных и молодежи следует считатьобязательным, и органы тюремного управления должны обращать на него особоевнимание;
2)обучение заключенных следует по мере возможности увязывать с действующей в странесистемой образования, с тем, чтобы освобождаемые заключенные могли учиться идалее без затруднений [14, с. 107].
ВЕвропейских пенитенциарных правилах в ст. 28 «Обучение» приводится переченьнекоторых рекомендаций для организации образовательного процесса осужденных.Там, в частности, указано, что образовательные программы должны бытьмаксимально широкими и отвечать индивидуальным потребностям заключенных,соответствуя при этом их устремлениям. Такая проблема действительно существуетв общеобразовательных школах уголовно-исполнительной системы. Законодательноопределено, что все дополнительные образовательные услуги должныпредоставляться только на платной основе. Однако в основной своей массезаключенные и осужденные не имеют финансовых возможностей оплачивать элективныекурсы. Здесь необходимо разработать механизм предоставления такихобразовательных услуг, развивая социальное партнерство с общественнымиорганизациями и некоммерческим сектором.
Вэтих же правилах указывается, что образование заключенных, насколько этореально осуществимо, должно проходить под патронажем внешних учебных заведений[14, с. 117]. Тем самым расширяются возможности образовательных учрежденийколоний в привлечении специалистов, преподавателей высших и средних специальныхучебных заведений для проведения курсов, лекториев, социально-психологическихтренингов и т.п.
Такимобразом, в настоящее время в России многое делается для того, чтобыгарантировать осужденным к лишению свободы реализацию их конституционного правана получение общего и профессионального образования. Достаточные усилияпредпринимаются для организации начальной профессиональной подготовки ипрофессионального обучения. Однако немало еще существует недоработок взаконодательной базе, что не позволяет в полном объеме воспользоватьсяосужденным этим правом.

Глава 2. Особенности организацииполучения образования осужденными к лишению свободы
 
2.1 Организацияполучения общего образования осужденными
Все заключенные имеютправо участвовать в культурной и общеобразовательной деятельности, направленнойна всестороннее развитие человеческой личности. В ч. 2 ст. 43 Конституции РФгарантируются общедоступность и бесплатность основного общего и среднегопрофессионального образования в государственных или муниципальных образовательныхучреждениях и на предприятиях. В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона «Обобразовании» государство гарантирует общедоступность и бесплатность начальногообщего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начальногопрофессионального образования.
Общеобразовательныепрограммы обучения направлены не только на получение обучающимися определеннойсуммы знаний, но и на их воспитание и развитие, поэтому они в наибольшей мереподходят для выполнения основной задачи исправительных учреждений — исправленияосужденных.
Образовательные стандартыисправления осужденных разрабатываются педагогическими коллективами учебныхзаведений при исправительных учреждениях с учетом личностных особенностейразличных категорий осужденных, их образовательного, профессионального икультурного уровня; при этом правовой основой разработки таких программявляются государственные образовательные стандарты [16, с. 178].
Как отмечается висправительной педагогике, образовательный стандарт применительно к осужденнымдолжен включать в себя три норматива (компонента): минимальное количествоучебных предметов, которые должен освоить обучающийся: обязательные знания иумения по каждому из них (стандарт обученности); уровень нравственности(степень исправления). Акцент в таких программах необходимо делать наформирование личности, развитие ее сознания, повышение культурного уровня сучетом национальных традиций и обычаев, на воспитание культуры общения, что вконечном итоге стимулирует исправление осужденных.
Общее образование осужденныхк лишению свободы организуется Министерством юстиции по согласованию сМинистерством образования и науки Российской Федерации в соответствии стребованиями уголовно-исполнительного законодательства. Образование являетсяодним из средств воспитательного воздействия на различные категории осужденных.
Порядок организацииполучения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами,отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях итюрьмах уголовно-исполнительной системы регулируется Положением «Об организацииполучения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами,отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях итюрьмах уголовно-исполнительной системы» (далее – учреждения), утвержденногоПриказом Министерства юстиции РФ и Министерства образования и науки РФ от27.03. 2006 г. № 61/70 [10].
Организация получениялицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы (далее — осужденными),основного общего и среднего (полного) общего образования осуществляется всоответствии с Уголовно – исполнительным кодексом РФ, Законами РоссийскойФедерации «Об образовании», «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовныенаказания в виде лишения свободы».
Право осужденных наполучение общего образования обеспечивается путем создания вечерних (сменных)общеобразовательных школ, учебно-консультационных пунктов (далее — школы) приисправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы,осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации «Обобразовании» и Типовым положением «О вечернем (сменном) общеобразовательномучреждении», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от3 ноября 1994 г. № 1237.
Школы создаются,реорганизуются и ликвидируются органами исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации (далее – учредитель) по согласованию с Министерствомюстиции Российской Федерации. Причем, общеобразовательные школы открываются висправительных учреждениях при наличии не менее 80 обучающихся (четыре классапо двадцать человек). Если такого числа обучающихся нет, то при исправительныхучреждениях создаются учебно-консультационные пункты (при наличии 30обучающихся и отсутствии условий для очного обучения) [19, с. 227].
Учредитель школы:
— осуществляетфинансирование школы за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации;
— создает необходимыеусловия для повышения квалификации и методического обеспечения педагогическихработников школы;- назначает на должность директора школы по согласованию садминистрацией учреждения;
— в установленном порядкеоказывает практическую помощь в подборе педагогических кадров;
— организует обеспечениешколы в установленном порядке бланками документов об образованиигосударственного образца, классными журналами и другой документацией, а такжеучебно-наглядными пособиями, учебниками, техническими средствами обучения,химическими реактивами.
Школа создается на базеимущества, предоставляемого ей учреждением по согласованию с Федеральнойслужбой исполнения наказаний на основании договора о предоставлении имуществана период функционирования школы, заключенным в соответствии сзаконодательством Российской Федерации.
Организация обученияосужденных осуществляется на основе договора, заключенного между школой и учреждением.
Исправительное учреждение:
— ведет учет осужденных,подлежащих обязательному обучению, а также желающих повысить свойобщеобразовательный уровень;
— обеспечивает условиядля проведения образовательного процесса: безвозмездно предоставляет и содержитна должном санитарно-гигиеническом уровне помещения школы, производит ихремонт, оборудует их мебелью, обеспечивает письменными принадлежностями,организует их надежное хранение и правильное использование обучающимися;
— выделяет для школыобслуживающий персонал и содержит его за счет учреждения в пределах лимиташтатной численности работников учреждения;
— организует в дни учебывнеочередное бытовое обслуживание обучающихся, приобретение ими продуктовпитания и предметов первой необходимости;
— оказывает помощьработникам школы в изучении документов, регламентирующих деятельностьучреждения;
— осуществляет контрольза соблюдением работниками школы режимных требований, установленных вучреждении;
— обеспечиваетбезопасность работников школы во время нахождения их на территории учреждения;
— ставит в известностьдиректора школы о предстоящем переводе обучающегося из одного учреждения вдругое.
Представителиадминистрации учреждения могут по согласованию с администрацией школыприсутствовать на занятиях и других мероприятиях, связанных с образовательнымпроцессом, с целью улучшения работы по обучению осужденных, участвовать вработе педагогического совета, конференций, совещаний и других мероприятиях,организуемых и проводимых школой.
Школа:
— проводит совместно садминистрацией учреждения необходимую работу по обеспечению прав осужденных наполучение основного общего и среднего (полного) общего образования;
— организуетобразовательный процесс в соответствии с учебными планами и программами сучетом особенностей режима отбывания наказания обучающихся, внедряетсовременные педагогические технологии;
— оказывает помощь:обучающимся — в подготовке к учебным занятиям, овладении методамисамообразования; администрации учреждения — в воспитании осужденных, их социальнойадаптации;
— ходатайствует передадминистрацией учреждения о поощрении обучающихся за успехи в учебе исоблюдение дисциплины;
— вносит предложенияадминистрации учреждения по вопросам обеспечения условий для обученияосужденных;
— обеспечивает соблюдениепедагогическими работниками режимных требований, установленных в учреждении.
Непосредственноеуправление школой осуществляет директор, прошедший в установленном порядкеаттестацию, во взаимодействии с администрацией учреждения. Директор школы ипедагогические работники могут входить в состав советов воспитателей отрядов иучаствовать совместно с администрацией учреждения в воспитательной работе сосужденными.
Работники школы обязанывыполнять правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемыеМинистерством юстиции РФ по согласованию с Генеральной прокуратурой РФ.
Согласно положениямст.112 УИК РФ, обязательному обучению в школе подлежат осужденные к лишениюсвободы, не достигшие возраста 30 лет и не имеющие основного общего образования.Осужденные старше 30 лет и осужденные, являющиеся инвалидами первой или второйгруппы, получают основное общее или среднее (полное) общее образование по ихжеланию.
Осужденные, отбывающиепожизненное лишение свободы, к общему образованию не привлекаются. Им создаютсяусловия для самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбываниянаказания.
Прием в школу осужденных,не достигших возраста 30 лет и не имеющих основного общего образования,производится по представлению администрации учреждения, а остальных осужденных- по их личному заявлению. Зачисление осужденных в школу оформляется приказомза подписью директора школы по согласованию с начальником учреждения.
Обязанности обучающихсяопределяются уставом и правилами внутреннего распорядка школы с учетомособенностей режима отбывания наказания.
Обучающиеся, успешновыполняющие учебный план, на период проведения государственной (итоговой) ипромежуточной аттестации освобождаются от работы с сохранением заработной платыпо месту работы, не привлекаются в дни занятий к сверхурочным работам,связанным с отрывом от учебных занятий, имеют право на сокращенную рабочуюнеделю.
Государственная(итоговая) аттестация выпускников IX и XII классов осуществляется всоответствии с положением, утверждаемым Министерством образования и наукиРоссийской Федерации. Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX иXII классов, освобождаемых от отбывания наказания за три месяца до ее начала,может проводиться досрочно.
Обучающиеся, водворенныев штрафной изолятор, переведенные в помещение камерного типа, единое помещениекамерного типа, одиночную камеру в исправительных колониях особого режима, настрогие условия отбывания наказания, осваивают образовательные программы позаочной форме.

2.2 Организация полученияпрофессионального образования осужденными
Профессиональноеобразование и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободыосуществляются по правилам ст. 108 УИК РФ.
Согласно положениямданной статьи, в исправительных учреждениях организуются обязательное начальноепрофессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных клишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденныйможет работать в исправительном учреждении и после освобождения из него.
Осужденные из числаинвалидов первой или второй группы, мужчины старше 60 лет и женщины старше 55лет могут по их желанию также получить соответствующую профессиональнуюподготовку. Для инвалидов I и II группы, а также для осужденных женщин старше55 лет, а мужчин старше 60 лет профессиональное образование и профессиональнаяподготовка не являются обязательными, но при наличии у указанных лиц желанияполучить профессиональное образование и профессиональную подготовку, они могутпринимать участие в образовательном процессе.
Отношение к получениюначального профессионального образования и профессиональной подготовкиучитывается при определении степени исправления всех категорий осужденных.
Насегодняшний день уголовно-исполнительной системе известны следующие виды профессиональногообразования и профессиональной подготовки: обучение в ПТУ системыпрофессионально-технического образования, филиалы которых создаются в местахлишения свободы; обучение на производстве исправительных учреждений [15, с.130].
Осужденные,отбывающие пожизненное лишение свободы, профессиональную подготовку получаютнепосредственно на производстве.
Порядок организацииполучения профессионального образования лицами, отбывающими наказание в виделишения свободы в исправительных учреждениях, регулируется Инструкцией поорганизации начального профессионального образования осужденных в учреждениях,исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, утвержденной ПриказомМинобразования РФ от 22 ноября 1995 г. № 592 (далее – Инструкция) [8].
Инструкция разработана всоответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», ЗакономРоссийской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказанияв виде лишения свободы», Типовым положением об учреждении начальногопрофессионального образования, утвержденным постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 5 июня 1994 г. № 650 (в настоящее время, Типовым положениемоб образовательном учреждении начального профессионального образования,утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 521) [6].
Профессиональное училищеявляется государственным образовательным учреждением начальногопрофессионального образования, учреждается (создается), реорганизуется иликвидируется Министерством образования и науки Российской Федерации посогласованию с центральным органом управления уголовно-исполнительной системыМинистерства внутренних дел Российской Федерации по предложению органауправления образованием (профессиональным образованием) субъекта РоссийскойФедерации и территориального органа управления уголовно-исполнительной системыМВД России.
Администрация учреждения,исполняющего наказания, обязана:
— Обеспечить создание исодержание учебно-материальной базы профессионального училища на уровнетребований, определенных соответствующими нормативами для качественнойподготовки квалифицированных рабочих кадров из числа осужденных с учетомреальных потребностей производства, рынка труда и интересов осужденных.
— Вести учет осужденных,не имеющих специальности, а также осужденных, желающих повысить своюквалификацию.
— Создавать условия длятеоретического и производственного обучения и производственной практикиобучающихся, включая безвозмездное предоставление помещений для организацииобразовательного процесса, формирование заказов на изготовление продукции вучебно-производственных мастерских и предоставление рабочих мест на основномпроизводстве.
— Оказывать помощьадминистрации профессионального училища в подборе специалистов для работы вкачестве преподавателей и мастеров производственного обучения, изучении имиправовых и методических документов, регламентирующих деятельность учреждения,исполняющего наказания.
— Осуществлять контрольза соблюдением режимных требований, установленных в учреждениях, исполняющихнаказания, всеми работниками профессионального училища.
— Обеспечиватьбезопасность работников профессионального училища во время нахождения их натерритории учреждения, исполняющего наказания.
— При переводеосужденных, обучающихся в профессиональном училище, из одного учреждения вдругое, если это вызвано оперативно-режимными требованиями или другимиисключительными обстоятельствами, своевременно ставить об этом в известностьруководителей училища.
Администрация учреждения,исполняющего наказания имеет право:
— Присутствовать по согласованиюс директором профессионального училища на уроках, различных занятиях имероприятиях, давать инженерно-педагогическим работникам училища рекомендации ипредложения по улучшению процесса производственного обучения.
— Участвовать в работепедагогических советов, конференций, совещаний, организуемых профессиональнымучилищем.
— В случаях грубогонарушения работниками профессионального училища режима, установленного вучреждении, исполняющего наказания, ставить вопрос перед руководством училищаоб их увольнении.
Руководители,преподаватели и мастера производственного обучения профессионального училищаобязаны:
— Проводить совместно садминистрацией учреждения, исполняющего наказания, необходимую работу пообеспечению полного охвата профессиональным образованием осужденных, не имеющихспециальности, повышению качества обучения.
— Организовыватьобразовательный процесс в соответствии с рабочими учебными планами ипрограммами по профессиям и специальностям с учетом требований режимасодержания осужденных.
— Осуществлятьучебно-методическое обеспечение процесса обучения, совершенствовать формы иметоды проведения занятий, внедрять современные технологии в профессиональномобучении осужденных.
— Оказывать администрацииучреждения, исполняющего наказания, организационно-методическую помощь ворганизации и проведении профессионального обучения осужденных на производстве,а также осужденных, самостоятельно осваивающих профессию.
— Соблюдать режимныетребования, установленные в учреждении, исполняющего наказания, непрепятствовать их персоналу в осуществлении функций по соблюдению осужденнымиправил внутреннего распорядка.
Директорпрофессионального училища осуществляет свою деятельность при непосредственномвзаимодействии с администрацией учреждения, исполняющего наказания.
Порядок приема впрофессиональное училище определяется руководством профессионального училища посогласованию с администрацией учреждения, исполняющего наказания, изакрепляется в уставе. Зачисление обучающихся оформляется совместным приказом директораучилища и администрации учреждения, исполняющего наказания.
Обязанности обучающихсяопределяются уставом профессионального училища и «Правилами внутреннегораспорядка исправительно-трудовых учреждений».
Профессиональное училищеможет ходатайствовать в установленном порядке перед администрацией учреждения,исполняющего наказания, о поощрении обучающихся за успехи в учебе, труде исоблюдении дисциплины. Меры взысканий к обучающимся, допустившим те или иныенарушения установленного порядка, применяются администрацией учреждения,исполняющего наказания, по представлению директора профессионального училища.
Обучающиесяпрофессионального училища объединяются по профессиям (специальностям) в учебныегруппы. Их численность должна составлять, как правило, не менее 25 человек назанятиях теоретического обучения.
Производственное обучениепо всем профессиям осуществляется в группах по 12 — 15 человек, а попрофессиям, связанным с обслуживанием сложного оборудования, выполнениемопасных работ — по 8-10 человек. Численность учебных групп при теоретическом ипроизводственном обучении может быть уменьшена с учетом требований режимасодержания осужденных. Продолжительность обучения составляет от 6 месяцев дополутора лет и зависит от сложности приобретаемой обучающимися профессии и ееспецифики.
Профессиональное училищеимеет право производить досрочный выпуск обучающихся в случае истечения сроканаказания или перевода осужденных в другие исправительно-трудовые учреждения.При этом обучающиеся аттестуются по фактически достигнутому уровнюквалификации.
Мастер производственногообучения ведет дневник наблюдений, на основе которого составляет характеристикуна каждого обучающегося, приобщаемую к личному делу, принимает меры посовершенствованию индивидуальной воспитательной работы с осужденными,обучающимися в закрепленной за ними учебной группе.
Осужденным, окончившимкурс обучения и успешно сдавшим выпускные экзамены, выдаются документыгосударственного образца. Документы об образовании хранятся в личных делахосужденных и выдаются им под расписку при освобождении из учреждения,исполняющего наказания.

Заключение
Итак,из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.
Правона образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных правграждан Российской Федерации.
Уголовно-исполнительныйкодекс Российской Федерации в статье 9 называет получение общего образования,профессиональную подготовку в качестве одного из средств исправления осужденныхи в статьях 108, 112 регулирует вопросы получения осужденными общего ипрофессионального образования.
Общее образование,начальное профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденныхосуществляются на базе вечерней образовательной школы,профессионально-технического училища и учебно-производственной (трудовой)мастерской воспитательной колонии.
Порядокполучения основного общего образования лицами, отбывающими наказание в виделишения свободы, установлен Положением «Об организации получения основногообщего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание ввиде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмахуголовно-исполнительной системы».
Порядокорганизации получения профессионального образования лицами, отбывающиминаказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях, регулируетсяИнструкцией по организации начального профессионального образования осужденныхв учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.
Чтокасается нормативно — правового обеспечения системы образования осужденных, томожно сказать, что существует еще немало недоработок в законодательной базе, аэто, в свою очередь, не позволяет в полном объеме воспользоваться осужденнымправом на образование.
Всвязи с чем, необходимо постоянно совершенствовать нормы действующего законодательства,учитывая международные принципы, опыт зарубежных стран. Например, существуетявное отличие в правовом обеспечении образования в России и за рубежом.Современная тенденция, как это и было показано выше, создания в Россиинормативных актов в данной области исходит из институциональной структурысистемы образования, обозначения функций учреждений. А в западной традицииакцент делается на удовлетворение потребности многообразных групп потребителейобразовательных услуг, реализации идеи «образование через всю жизнь».По сути, разрабатываются законы о непрерывном образовании, уделяя значительноевнимание образованию взрослых.
Многиеисследователи пенитенциарной науки отмечают, что назрела необходимость всоздании единого законодательного документа, закрепляющего права лиц,находящихся в местах заключения. В нем должны быть собраны воедино все нормыотносительно прав осужденных, которые в настоящее время разбросаны по разнымдокументам, и порой просто дублируют друг друга. Один из разделов уголовно-исполнительногокодекса может регулировать получение образования осужденными, изолированными отобщества. Вместе с тем, целесообразно сформулировать в кодексе принципы,которые отражали бы основные идеи, заложенные в международных документах,относящихся к защите прав осужденных, в том числе в области образования.

Список литературы
1. Конституция Российской Федерации. Сборник нормативных актов.- СПб: Изд-воСанкт-Петербургского университета.- 1996.- 345 с.
2. Уголовно –исполнительный кодекс Российской Федерации 8 января 1997 года №1 – ФЗ (в ред. Фед. закона от 01.07.2010 № 132-ФЗ). – Консультант, 2010.
3. Закон от10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании». – Консультант,2010.
4. Закон РФ от21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказанияв виде лишения свободы» (ред. от 03.11.2010). – Консультант, 2010.
5. ПостановлениеПравительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1237. «Об утверждении Типового положенияо вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении».- Консультант, 2010.
6. ПостановлениеПравительства РФ от 14.07.2008г. № 521 «Об утверждении Типового положенияоб образовательном учреждении начального профессионального образования» //Собрание законодательства РФ. — 21.07.2008. -№ 29 (ч. 2). — Ст. 3519.
7. Распоряжение ПравительстваРФ от 7 июня 2006 года №839-р) «Об утверждении Концепции Федеральной целевойпрограммы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)». — Консультант, 2010.
8. ПриказМинобразования РФ от 22 ноября 1995 г. № 592 «Об утверждении Инструкции поорганизации начального профессионального образования осужденных в учреждениях,исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». – Консультант, 2010.
9. Приказ Минюста РФот 25.01.1999г. № 20 «Об утверждении Положения о следственном изолятореуголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ». — Консультант, 2010.
10.  Приказ Министерства юстиции РФ иМинистерства образования и науки РФ от 27.03. 2006 г. № 61/70 «Об утвержденииПоложения об организации получения основного общего и среднего (полного) общегообразования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы висправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы»// Бюллетеньнормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 24.04.2006г. — №17.
11.  Комментарии к Уголовно-исполнительномукодексу Российской Федерации / Под ред. проф.А.И. Зубкова. – М.: Норма, 2009. –193 с.
12.  Перминов О.Г. Уголовно –исполнительное право РФ: Учебное пособие. – Пенза: ИИЦ ПГУ. – 148 с.
13.  Познышев С.В.Основы пенитенциарнойнауки. – М.: Минкомпрос, 1993. – 371 с.
14.  Сборник нормативных правовых актов,закрепляющих права и обязанности осужденных, отбывающих наказание в виделишения свободы / Сост. С.К. Акимов, О.Б. Лысягин. – М.: PRI, 2007.
15.  Уголовно–исполнительное право России:теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика концаXIX начала XX века / Под ред. проф. А.И. Зубкова. – М.: Норма, 2007. – 720с.
16.  Уголовно-исполнительное право России:Учебник / Под ред. проф. О.В.Филимонова. – М.: Институт актуального образования«ЮрИнфоР - МГУ», 2006. – 400 с.
17.  Уголовно-исполнительноеправоРоссийской Федерации: Учебник / Под ред. И.Л. Трунова. — М.: Эксмо, 2006. — 768с.
18.  Уголовно-исполнительное право:Учебник / Под ред. А.С. Михлина. - М.: Юрайт, 2009. – 422 с.
19.  Уголовно-исполнительное право:Учебник / Под ред. д.ю.н. В.И. Селиверстова. — М.: Проспект, 2010. – 400 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Кодекс адміністративного судочинства України
Реферат Современная наука о сущности этноса и этничности
Реферат Концепция атомизма как концепция корпускулярноволнового дуализма
Реферат Компетенція міської ради була дуже широка вона повинна була стежити за господарством міста
Реферат Колективні форми організації праці
Реферат Контрольна робота з історії України за перший семестр
Реферат Корпоративное мышление в пермских бизнес-структурах на примере ОАО Уралсвязьинформ
Реферат Конституція Пилипа Орлика 1710 року
Реферат Компетенція парламентів Статус депутатів
Реферат Анализ структуры затрат и издержек предприятия ООО "Фабэр"
Реферат Координація боротьби з організованою злочинністю і корупцією в Україні та за кордоном
Реферат Козлятник лікарський комонник лучний конвалія звичайна
Реферат Конкуренція - як рушійна сила розвитку економіки
Реферат Комплексное исследование природных ресурсов Республики Бурятия на основе данных дистанционного
Реферат Концепция атомизма как концепция корпускулярно волнового дуализма