Реферат по предмету "География"


Миграционные процессы и политика Германии

Оглавление
 
Введение
Глава1. Сущность и виды миграции
1.Понятие и виды миграции
2.Международная миграция
3.Внутренняя миграция
4.Политика Евросоюза в отношении нелегальной миграции
Глава2. Миграционные процессы в Германии и их регулирование
1.Миграционная политика в Германии
2.Иммиграция в Германию
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение
 

 
Введение
 
Моя курсовая работакасается такой проблемы как миграционные процессы в современной Германии. Вусловиях глобализации происходит стремительное передвижение не толькокапиталов, но и людей. Невиданные ранее потоки мигрантов из стран сослаборазвитой экономикой или кризисной экономикой в поисках лучшей жизниустремляются в благополучные государства. Интерес к миграцииусилился после того, как на международном уровне стали ощущаться негативныепоследствия миграционных процессов, а человечество столкнулось с необходимостьюкоординации усилий многих стран по разрешению острых и проблемных ситуаций,связанных с миграцией, и осознало важность создания механизма ее регулирования.После второй Мировой войны миграция стала нести массовый характер и привела кощутимым последствиям. Государства уже тогда предпринималипопытки управления, систематизации и фиксирования процессов миграции. И тольков наши дни эти попытки приводят к положительным результатом. Неудивительно, чтомиграция стала актуальной проблемой. Миграционные потоки достигли такойинтенсивности, что связанные с ними перемещения можно характеризовать как самуюнастоящую проблему. Также актуальность заключается в том,что у многих есть возможность беспрепятственного въезда на территориюиностранных государств. Миграционные потоки устремляются из одних регионов истран в другие. Порождая определенные проблемы, международная миграцияобеспечивает несомненные преимущества странам, принимающим переселенцев ипоставляющим их.  Наблюдающееся в последние десятилетия увеличение потоковмиграции выражается как в количественных показателях, так и в качественных:изменяются формы и направления передвижения мигрантов.
При изучении даннойтемы необходимо использование различных информационных ресурсов: научнойлитературы, официальных документов, публикаций Европейского союза и ООН,интернет-сайтов. Анализ миграционных процессов и политики невозможен без знаниязаконодательной базы, поэтому в качестве источника была использована Конституция ФРГ, которая дает возможность проследитьмиграционную политику в Германии. Доклад о международной миграции за 2002 годООН показывает значимость такого явления, как миграция, дает более четкоеопределение этому понятию и определяет ее виды. Уточнить список стран Шенгенскойзоны и цели Шенгенского соглашения помогли публикации из Европейского союза.Книги В.М. Моисеенко, А.Н. Сухова, А.С. Брука, Г.И. Касперович излагают сущность миграции, раскрываютпонятия, виды, системы миграции, ее состояние тенденции развития и последствия,а также дают анализ миграционной политики в Европе. В статье Г. Менцарассматривается нелегальная миграция и ее последствия на экономику государстваи на общество в целом. Е. Щербакова в своей статье анализируетвнутреннюю миграцию населения, рассматривает динамику развития городов. Встатье «Берлин — город иммигрантов» приводится статистика проживающихиностранцев в столице Германии, их территориальное распределение, даннаякартина типична для всей страны в целом. А.В. Похлебаева в своей работеприводит собственное определение миграции, а также дает определение ее видам.Смирнов В. анализирует способы, возможности и сроки получения гражданства вГермании.
A. Geddes в своей статье раскрываетособенности иммиграции в Европе. Petra Bendel анализирует изменения в миграционной политике Германии.
Цель настоящей работы –показать особенности миграционных процессов в Германии рубежа XX-XXIвв. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Уточнитьпонятие миграции и ее виды;
2. Определитьфакторы, влияющие на миграционные процессы;
3. Выявитьсоциальные и этнические слои, которые участвуют в миграционных процессах;
4. Рассмотретьмиграционную политику Германии;
5. Показатьтенденции развития миграционных процессов в современной Германии.
Для выполненияпоставленных задач было необходимо применение различных как общенаучных, так испециальных методов исследования. При помощи метода системного анализа наоснове изучения научной литературы и источников была рассмотрена миграционнаяполитика Германии как система. Миграционная политика ФРГ представляет собойсложную структуру различных элементов, которые взаимосвязаны друг с другом инаходятся в постоянном взаимодействии. Управление данной структурой, контрольнад исполнением функций каждого элемента происходит в соответствии с имеющейсязаконодательной базой.
Регулированиемиграционными процессами представляет собой один из элементов политикиГермании. Для его подробного изучения был использован метод сравнительногоанализа, позволяющий выявить изменения в миграционной политике ФРГ.Классификация миграционных процессов позволила выполнить одну из поставленныхзадач работы, а также доступнее изложить материал.
Так как в настоящейработе миграционные процессы ФРГ рассматривались в процессе развития, то былонеобходимо применение хронологического метода.
Также в работеиспользован междисциплинарный метод, который позволил рассмотреть миграционныепроцессы с политической, экономической и демографической сторон.
Курсовая работа состоитиз введения, двух глав и заключения. Первая глава «Сущность и видымиграции» состоит из четырех параграфов: «Понятия и виды миграции»,«Международная миграция», «Внутренняя миграция», «Политика Евросоюза в отношении нелегальной миграции».В данной главе рассмотрены различные определения миграции, ее виды, мотивы.
Вторая глава «Миграционныепроцессы в Германии и их регулирование» состоит из двух параграфов. Впервом параграфе рассматриваются законодательные акты и их обновления, регулирующиевъезд в страну, пребывание в ней, способы получения гражданства и политическогоубежища. Во втором параграфе освещены иммиграционные потоки в Германию, ихпричины, последствия, виды, процентное соотношение приезжих в крупных городахстраны.
Хронологические рамкиработы – с объединения Германии (1990г.) до настоящего времени.
 

 
I.Сущность и виды миграции
 
1.1 Понятие и виды миграции
На современном этапемиграция представляет собой не только социально-экономическое, но исоциально-психологическое, этнографическое, нормативно-правовое, политическоеявление, которое нельзя назвать однозначным ни по своей сущности, ни посодержанию. Формируются качественно новые миграционные потоки, появлениекоторых обусловлено складывающейся политической и экономической обстановкой вмире.
Однако, несмотря наогромную значимость миграционных процессов в современном мире, до сих пор внаучной литературе и международном праве нет четкого, всеобъемлющего иоднозначного определения этого явления. В современном понятийном аппаратеотсутствует единое представление о миграции как научной категории.Теоретические обобщения проблем миграции носят фрагментарный характер, чтосвязано с отсутствием полных и достоверных данных о мигрантах, миграционныхпотоках и процессах.
Не оказались в сторонеот общего направления в изучении миграционных процессов и отечественныеисследователи, сделавшие попытку охарактеризовать отдельные категории мигрантови дать унифицированное определение понятия «миграция». А.В.Похлебаева, аспирантка кафедры международного права факультета международныхотношений Белорусского государственного университета, предложила следующееопределение миграции — перемещение населения в пределах одной страны(внутренняя миграция) или из одной страны в другую (международная миграция). Она различает внешнюю (эмиграция, иммиграция) и внутреннюю (изсела в город, межрайонные переселения и другие) миграцию населения. Подэмиграцией имеется в виду переселение жителей за пределы страны своегопроисхождения или проживания. Иммиграция подразумевает поток, наплыв, въездиностранцев или переселенцев из другого региона с последующим получениемпостоянного места жительства.
Начальник Главногоуправления кадров и образования Министерства обороны РФ Г.И. Касперовичвыделяет иной аспект, рассматривая, прежде всего, трудовую миграцию: «миграциейрабочей силы, или миграцией трудовых ресурсов называется миграция населения сцелью трудоустройства за рубежом или в другом регионе страны в личныхинтересах.». Зачастую рабочая миграция носит незаконный характер. Здесьимеется в виду различного рода способы и ухищрения проникновения за рубеж приотсутствии у иммигранта рабочей визы и разрешения на работу.
Нелегальная миграция –одна из наиболее актуальных проблем международной миграции. Незаконность этойформы миграционного передвижения связана либо с нарушением режима въезда встрану, либо с нарушением режима пребывания в стране. Одной из проблем прианализе этого вида миграции является сложность определения количестванелегальных мигрантов.
Анализ документов ООН инаучной литературы дает возможность конкретизировать определение международноймиграции. Международная миграция населения — это территориальные передвижениялюдей через государственные границы, связанные с изменением постоянного местажительства и гражданства, обусловленные различными факторами (семейными,национальными, политическими и другими) или с пребыванием в стране въезда,имеющим долгосрочный (более 1 года), сезонный или маятниковый характер, а такжес циркулярными поездками на работу, отдых, лечение.
Существует нескольковариантов классификаций миграционных процессов. Одной из наиболее полныхявляется классификация, предложенная В.И. Моисеенко, который положил в ееоснову фактор времени:
l безвозвратнаямиграция — переселение из одной страны в другую, чаще всего связанная со сменойгражданства;
l постояннаямиграция — миграция на продолжительный срок;
l краткосрочнаямиграция — выезд или въезд в другую страну на срок до 1 года (по классификацииООН) или иной срок, определяемый национальным законодательством;
l сезоннаямиграция — временный въезд или выезд трудовых мигрантов на трудовые работы;
l маятниковаямиграция — временная трудовая миграция, связанная с ежедневными илиеженедельными передвижениями;
l эпизодическаямиграция подразумевает временный въезд в другую страну с деловыми,туристическими целями.
Таким образом, можносделать вывод, что специфика миграции связана с естественным стремлениемчеловека переменить место жительства и работы. Ключевым понятием в определениисущности миграции является понятие родного дома как жилища. Поэтомукомандировка или пребывание в гостинице не являются разновидностями миграции.Следует подчеркнуть, что международное право не давало общей концепциимиграции, хотя имелись определения конкретных категорий мигрантов.
 
1.2 Международнаямиграция
Международная миграциянаселения– это внешняя, межгосударственная миграция населения, движениенаселения через государственные границы. Для выделения потоков мигрантов,направляющихся из страны, применяется термин эмиграция, для потоков в страну –иммиграция. Несмотря на предпринимаемые мировым сообществом с 1991 г. попыткиунифицировать показатели международной миграции населения, до сих пор в ихопределении существуют различия. Так, в Германии иммигрантами считаются «лица,пересекающие границу с намерением устроиться в стране», в США – «иностранцы,допущенные на законных основаниях с целью постоянного проживания в стране»,в Российской Федерации – «лица, приезжающие работать или учиться (заисключением обучения сроком менее 1,5 месяцев), и лица, их сопровождающие».
Определенныетрудности при анализе международной миграции населения обусловлены такжезначительной разнородностью источников данных о ней. По мнению экспертов ООН,необходимо выделять три основных источника: пограничный контроль; регистрынаселения (например, данные, получаемые при вручении загранпаспортов);различные обследования, среди которых главное место принадлежит переписямнаселения. Данные, получаемые из последнего источника, являются наиболеедостоверными.
Основнаяроль в современной международной миграции населения принадлежит трудовоймиграции. Характерная закономерность современной международной миграциинаселения – постоянное увеличение ее масштабов, вовлечение в мировоймиграционный процесс населения практически всех стран мира. На начало 1993 г. вмире насчитывалось около 30 млн. трудящихся-мигрантов; с учетом членов ихсемей, мигрантов-сезонников, рабочих, нелегальных иммигрантов и беженцев общаячисленность мигрантов в 5–6 раз выше. Причем более половины из них – выходцы изразвивающихся стран (2/3 таких мигрантов находятся в индустриально развитыхгосударствах) .
Характернаязакономерность современной международной миграции населения заключается также впроизошедших в ней качественных изменениях, суть которых — в значительномувеличении среди мигрирующих доли лиц с высоким уровнем образования ипрофессиональной квалификации (так называемая «утечка умов»). Так,трудовая миграция увеличивает долю экономически активного населения в общейчисленности населения страны, а также долю мужского населения, поскольку вбольшей степени мигрируют в поисках работы мужчины.
Вотношении международной миграции населения проводится более жесткая и строгорегламентированная, по сравнению с внутренней миграцией, политика. Принимающиеи передающие страны стремятся регулировать потоки мигрантов по объему,национальному и профессиональному составу. В Германиивласти предъявляют высокиетребования к владению немецким языком и это, пожалуй, служит одним из главныхпрепятствий на пути к желанной натурализации. В связи с массовым наплывомиммигрантов условия были ужесточены в 2007 году. В результате уже в следующемгоду число иностранцев, получивших германский паспорт, упало на 16%. К этомудобавилось требование отказа от прежнего гражданства, что нанесло удар помиллионам натурализованных турок, поскольку они лишились права получениянаследства на родине. Правда, это требование не распространяется на гражданстран ЕС.
Такимобразом, международная миграция населения играет важную роль в демографическомразвитии отдельных стран (Германия, Франция) и регионов мира. Международнаямиграция населения влияет не только на динамику роста населения страны, онаоказывает существенное воздействие на его возрастно-половую структуру (средииммигрантов преобладают лица наиболее трудоактивного возраста), на выравниваниерегиональных диспропорций, на сами стереотипы демографического поведения, какместного населения, так и мигрантов, численность которых при этом можетувеличиваться благодаря чистой иммиграции и за счет естественного приростасреди иммигрантов.
миграция нелегальный население германия
1.3Внутренняя миграция
Внутренняямиграция — это добровольное перемещение населения в границах своей страны. Квнутренней миграции относятся перемещения в пределах одной страны междуадминистративными или экономико-географическими районами, населенными пунктамии т.д. В странах с обширной территорией, разнообразными географическими иэкономическими условиями особенно распространена внутренняя миграция населения,в основе которой лежат те же причины, что и у внешней: поиск работы и жилья,различия в оплате труда и уровне жизни, возможность профессионального роста,национальная и социальная безопасность и др. Срединаиболее значимых причин миграции населения можно назвать следующие:
· неблагоприятнаяэкономическая обстановка;
· гражданскиевойны;
· экологическаякатастрофа в данном регионе;
· желаниегражданина улучшить своё экономическое благосостояние;
· показателидемографического развития (в том числе численность населения региона, темпестественного прироста населения, ожидаемая продолжительность жизни для обоихполов)
· показатели,характеризующие федеральную и региональную государственную политику (в томчисле наличие специфических региональных налогов и их величина, сложностьпроцесса регистрации)
· показателисоциального развития (в том числе индикаторы развития региональных системобразования, здравоохранения, культуры, сферы торговли, криминогеннаяобстановка в регионе).
Различаетсямиграция сельского населения и миграция городского населения, межгородскаямиграция и миграция в сельской местности — миграционные потоки «село — город», «город — город», «город — село», «село — село». Решающее значение, особенно в развивающихся странах, имеет миграция«село — город», но с развитием урбанизации повышается роль миграции «город- город». Выделяется миграция в пределах крупных территориальных единиц,например, области, края, республики, экономического района и между ними. По этомупризнаку миграция делится на внутриобластную и межобластную, внутрирайонную имежрайонную.
Таким образом,отличающиеся друг от друга масштабностью и формами, внутренняя и международнаямиграция схожи в одном – у них общие мотивы и причины. В правоведческой,демографической, политологической литературе международной миграции уделенобольшее внимание, внутренняя же миграция остается пока на периферииисследовательского поля. Имеющиеся теоретические разработки почти незатрагивают, однако, региональной и страноведческой специфики.
1.4. Политика Евросоюза в отношении нелегальной миграции
Зачастую миграция носитнезаконный характер. Здесь имеется в виду различного рода способы и ухищренияпроникновения за рубеж при отсутствии у иммигранта рабочей визы и разрешения наработу.
Нелегальная миграция —миграция с нарушением миграционного законодательства страны.
По данным МОМ(Международная организация по миграции) в настоящее время в мире насчитываетсяоколо 150 миллионов иммигрантов, беженцев, легальных мигрантов и нелегальноработающих за границей, причем около половины их численности сосредотачиваетсяв Западной Европе.
/>Всвязи с растущим количеством людей, обращающихся с просьбой о  политическомубежище (беженцы), некоторые государства-члены ЕС приняли три важных соглашения:Шенгенское (1985), Дублинское соглашение ЕГ (1997) и Маастрихтский договор(1992). Все договоры вступили в силу в 1993 году. Черезрасширенную шенгенскую зону в Европу хлынул поток нелегальных мигрантов.В частности, со времени отмены в декабре шенгенского пограничного контролярезко возросли нелегальная миграция и переправка людей в Германию из ВосточнойЕвропы, причем, по мнению издания «FinatialTimes», многие новыемигранты оказались родом из Чечни.
Шенгенскоесоглашение было подписано в июне 1985 года и вступило в силу в марте 1995 года.Расширение Шенгенской зоны — пространства без контроля на внутренних границах — произошло 21 декабря 2007 года. К Шенгену присоединились девять новых стран:Эстония, Латвия, Литва, Чехия, Венгрия, Польша, Словакия, Словения и Мальта. С21 декабря посольства этих стран, начали выдавать шенгенские визы, действиекоторых одновременно распространяется на все 24 государства-участникаодноименного соглашения.
До этого вШенген входили Австрия, Бельгия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Исландия,Италия, Греция, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Испания и Швеция.С 1 ноября 2008 года к Шенгену присоединилась Швейцария.
Цели странШенгена:
· выработкажестко ограничительной политики доступа мигрантов на рынок труда;
· включениесоседних стран в режим контроля за миграцией;
Занятость на легальном рынке труда в странах Западной Европы гражданЦентральной и Восточной Европы в последние годы увеличилась незначительно прирезком росте численности нелегальных трудовых мигрантов. Нелегальная миграциятрудно регистрируема, так как для многих стран Центральной Европы виза не нужна.Многие мигранты, стремящиеся в западные страны, прибывают сначала в Чехию,Венгрию и Польшу по легальным документам как туристы, по делам бизнеса илистуденческим визам.  Правительствам западноевропейских стран экспертамирекомендовано увеличить легальную трудовую миграцию, поскольку, по их мнению,она выгодна для экономики и рынка труда Европейского союза. Одной из наиболееважных причин для рекомендации роста трудовой миграции в западноевропейскиестраны стал кризис пенсионной системы и нехватка рабочей силы здесь.
Итогом миграционной политики стран Евросоюза 1980-х — 90-х годов можносчитать то, что, начиная с момента подписания Маастрихтского договора, наряду сразработкой собственной политики в отношении приема иностранцев, все страныпытаются осуществлять единую интеграционную политику. Однако пока это им слабоудается.
Таким образом, ростнелегальной миграции привел к изменениям в законодательной политикезападноевропейских стран в области миграции. Это выразилось в изменении ихзаконодательства в сторону отхода от моноэтнической модели государственногоустройства и принятие элементов иммигрантской модели государства, котораявключает разработку интеграционных программ вовлечения мигрантов в социальнуюжизнь общества стран приема.
Проблема миграции оченьактуальна сейчас, потому что у многих есть возможность беспрепятственноговъезда на территорию иностранных государств. По большей части люди выезжают натерриторию другой страны (или города своей) в попытках найти хотя бы временнуюили более высокооплачиваемую работу. Активно происходящий во всем мире процессинтернационализации производства сопровождается интернационализацией рабочейсилы. Международная миграция стала частью международных экономическихотношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие.Одной из наиболее важных проблем, требующих решения и регулирования, являетсянелегальная миграция. Наблюдающаяся в последние десятилетия интенсификацияпроцессов миграции выражается как в количественных показателях, так и вкачественных: изменяются формы и направления передвижения миграционных потоков.

II.Миграционные процессы в Германии и их регулирование
 
2.1 Миграционнаяполитика в Германии
 
/>Однимиз важнейших аспектов общественно-политического развития нашего времениявляется миграция с ее социальными, культурными, экономическими и политическимипроблемами. С вступлением в силу права получения гражданства Германии (2000) изакона о миграции (2005)  миграционная политика Германии предопределила то, чтоГермания  фактически стала страной мигрантов. Политика интеграции стала  важнымаспектом германской миграционной политики. Правительственная коалиция ХДС / ХСС/ СПД под руководством канцлера ФРГ Ангелы Меркель в ноябре 2005 года приняла решениеоб оказании всестороннего содействия интеграции мигрантов и привлечении вГерманию новых мигрантов. Главной задачей федерального правительства, по мнениюуполномоченной по делам иностранцев Марии Бёмер, является интеграция миллионовчленов семей мигрантов в германское общество.
Принятие закона омиграции стало кульминационным пунктом в изменении федеральной политики вГермании по отношению к мигрантам, начиная с рынка труда, использованиягуманитарных технологий в процессе их интеграции в германское общество,обеспечения права на безопасное проживание в стране.
Во многом современнаямиграционная политика определилась законами, принятыми после второй Мировойвойны (1949).
В1949 году принята Конституция ФРГ. Статус беженца был вписан в отдельный параграфосновного Закона государства (116: «Лица, преследуемые по политическиммотивам, имеют право на убежище»). Определение условий получения статусарепатрианта оставалось в полномочиях земель. Статус был уточнен затем в Законео репатриантах.
В1953 году принят Закон о репатриантах. В Законе были объединены в единуюкатегорию использовавшиеся до этого разные категории беженцев; установленыобщие для всех земель правила определения статуса репатрианта; при этомфинансовая ответственность за прием и обустройство была распределена междувсеми уровнями власти.
В1957 году вступили в силу дополнения в Закон о репатриантах. Расширен круг лиц,имеющих право стать репатриантом – за счет всех немцев, которые проживали натерриториях с военными действиями до 1945 г. (по списку, в том числе СССР,Польша, Китай, Албания и прочие социалистические страны), и испытывали гоненияи преследования из-за своей этничности.
В1982 году принят Закон о предоставлении политического убежища – предполагалускорение процедуры при сохранении конституционных гарантий защиты беженцев.
В1982 году вступили в силу поправки к Закону об иностранцах – введение визовогорежима для иностранцев вне ЕС, намеревающихся находиться в ФРГ более трехмесяцев.
В1988 году стала действовать программа интеграции переселенцев. Была предложенане односторонняя модель интеграции, когда мигранты «подстраиваются»под новые социумы, а взаимное приспособление и культурное обогащение.
В1989 году принят Закон о распределении переселенцев. Предписывал обязательнуюрегистрацию репатриантов в федеральных лагерях для переселенцев и дальнейшееразмещение их по землям в строгом соответствии с направлением лагеря для техрепатриантов, которые получают социальную помощь государства.
В 1990году вступил в силу Закон о въезде и пребывании иностранцев на территории ФРГ,называемый сокращенно «Закон об иностранцах». Обозначил возможностипопадания в Германию для этнических мигрантов – теперь это можно было сделатьтолько при наличии разрешения на прибытие и заявление. Ряду категорий мигрантов- иностранцам, прожившим постоянно и легально в ФРГ 15 лет, если они могут самисодержать себя и членов своей семьи без привлечения социальной помощи илипособия по безработице; молодым иностранцам (в возрасте от 16 до 23 лет) приусловии отказа от предыдущего гражданства, восьми лет постоянного и законногопроживания и шести лет посещения школы в ФРГ и отсутствия судимости — предлагается облегченный вариант предоставления гражданства.
В1990 году подписано Шенгенского соглашения, которое предусматривает свободупередвижения и особые миграционные преференции гражданам Шенгенской зоны.
Такжев 1990 году произошло подписание Дублинской конвенции. В ней перечисленыкритерии для определения того, какое из государств-участников несетответственность за рассмотрение ходатайства о предоставлении убежища. Такаятактика была призвана пресечь попытки ищущих убежища лиц выбирать себе наиболееподходящую страну для рассмотрения ходатайства, а также решить проблему лиц,ищущих убежища, за которых ни одна страна не желает брать на себяответственность.
В 1992году принят Закон о предоставлении политического убежища. Вводится правовойстатус позднего переселенца, под который попадают этнические немцы из ВосточнойЕвропы, родившиеся до 1993 г. В соответствии с этим законом для того, чтобыстать поздним переселенцем необходимы индивидуальные доказательства своейпринадлежности к немецкому народу.
В1993 году произошли поправки к статье 116 и 118 Конституции: ст. 116 «а»Конституции ФРГ с изменениями от 1993 года имеет следующую редакцию: «п.1.Лица, преследуемые по политическим мотивам, имеют право на убежище; п.2. Неимеют право на политическое убежище граждане стран ЕС, а также граждане другихстран, в которых соблюдаются права человека; п.3. Лицо, выехавшее из страны,где по определению Бундесрата, нет политического преследования, может получитьубежище, если докажет факты политического преследования со стороны государства;п.4. He могут получить политического убежища лица, выехавшие в Германию черезтретью страну, в которой нет преследований по политическим мотивам».
В1994 году принят Закон о регистре иностранцев. Закон предписывает заноситьданные об иностранных гражданах в «Центральный регистр иностранцев» — компьютерную базу данных, к которой имеют доступ несколько ведомств, в томчисле полиция.
В1997 году вступили в силу поправки к Закону «О помощи лицам, претендующимна политическое убежище», согласно которым на 20% по отношению к ранееустановленным размерам сокращается социальная помощь, а также расходы намедицинское обслуживание данной категории иностранцев. Кроме того, в связи сбольшим числом безработных в стране, запрещена выдача разрешений на работу втечение двух лет лицам, претендующим на политическое убежище. Принятие подобныхпоправок вызвано большой нагрузкой на федеральный и земельные бюджеты, которыене в состоянии полностью обеспечивать социальной помощью около 440 тыс.иностранцев, претендующих (на тот момент) на политическое убежище в ФРГ.
В 1999-2000гг. приняты новые Законы о гражданстве ФРГ и о правах иностранцев.Предусматривается возможность получения немецкого гражданства по рождению длядетей, оба родителя которых являются иностранцами при соблюдении ряда условий:дети рождены на территории Германии, по крайней мере, один из родителей легальнои постоянно проживает в Германии не менее восьми лет и этот родитель имеетразрешение на проживание по статусу «Правомочие на пребывание» либо — на протяжении не менее трех лет — неограниченное по сроку разрешение напроживание по статусу «Разрешение на жительство». Другое новшествоэтого Закона: если раньше переселенцы, их потомки и супруги (с более чем3-летней продолжительностью брака до выезда в ФРГ) по приезду в Германиюполучали конституционный статус немца, что, в свою очередь, давало им право«автоматического» обретения немецкого гражданства по своемузаявлению, то теперь эти лица становятся гражданами Германии одновременно свыдачей им свидетельства позднего переселенца, то есть по завершении процессапризнания их статуса.
В2005 году принят Закон об управлении и ограничении иммиграции. Для проведенияпроцедуры предоставления иностранцам вида на жительство должно быть созданофедеральное ведомство по делам миграции. Для них предусмотрена облегченнаяпроцедура получения вида на жительство. Более того, теперь статус беженца могутполучить иностранцы, подвергающиеся преследованиям на родине в связи с ихнетрадиционной сексуальной ориентацией. На жительство в Германию длявоссоединения семьи могут переехать и дети претендентов на политическое убежище,а также беженцев, если возраст детей не превышает 18 лет. В отличие отпредыдущих документов, в Законе оговаривается возможность в течение одного годаподыскать себе место работы иностранным студентам. Высококвалифицированныеспециалисты, работающие в сфере компьютерных технологий, могут получитьбессрочный вид на жительство сразу по прибытии в Германию (в отличие отстудентов). Вновь прибывшим в страну иммигрантам гарантирована помощь винтеграции. Она должна осуществляться в первую очередь с помощью интеграционныхкурсов. Интеграционный курс предполагает базовый и расширенный курс немецкогоязыка (600 учебных часов), а также ориентационный курс (30 учебных часов) обистории, культуре и правовой системе Германии. Интеграционный курсзаканчивается экзаменом, который необходимо сдать в определенные сроки. Поокончании курса выдается сертификат об успешном участии в интеграционном курсе.Без сертификата постоянный вид на жительство теперь, как правило, не выдается.В случае получения прав гражданства при предъявлении сертификата об успешномокончании интеграционного курса, требуемый 8-летний срок законного ипостоянного пребывания в Германии может сократиться на 1 год.
В2005 году приняты поправки к Закону об иностранцах. Право на иммиграцию вГерманию вновь предоставлено людям, имеющим одного родителя-еврея, которыемогут въехать в страну вместе со своими супругами и несовершеннолетними детьми.Главное условие: их должна принять еврейская община Германии. Правом на выдачуприглашений теперь наделен не только Центральный совет евреев Германии, но иДвижение прогрессивного иудаизма.
С2007 года действуют поправки к Закону об иностранцах. В основном они касаютсялиц, подавших прошение о предоставлении политического убежища, но не получившихстатуса беженца. В соответствии с предлагаемыми поправками непризнанные беженцымогут получить ограниченный по сроку вид на жительство, если смогут в течениедвух с половиной лет после принятия поправок (до конца 2009 г.) найти работу.Обладатели этого статуса при этом обладатели не смогут пользоваться социальнымиблагами наравне с гражданами ФРГ.
Такимобразом, приведенный перечень законодательных актов страны в зоне «иммиграционныхвопросов» позволяет увидеть актуальность миграционной проблематики длясовременной Германии. В немецких СМИ часто появляются аналитические статьи осостоянии миграции в стране и мире. В законодательстве страны вряд ли найдетсядругой вопрос, привлекающий в последние годы столько внимания. Измененияследует за изменениями. По всей вероятности, современная Германия являетсяодной из самых регламентированных в мире стран в вопросах пребывания на своейтерритории иностранцев.
 
2.2 Иммиграция вГерманию
Германия испытывает насебе рост иммиграции. На рубеже столетий наблюдался рост миграционного потока в ФРГ. За последние 40 лет вГерманию въехало более 30 млн человек. Высокие показатели иммиграции были вначале 1990-х годов (в 1992 году в Германию въехали 1,5 млн мигрантов). К началу 1993 года в Германии проживало 6,5миллионов иностранцев; около четверти из них является гражданами странЕвропейского Союза. Наиболее крупная национальная группа среди иностранныхсограждан — турки, которых в Германии насчитывается 1,8 миллионов. На второмместе — 950.000 лиц из бывшей Югославии, на третьем — 560.000 итальянцев, начетвертом — 342.000 греков, на пятом — 279.000 поляков, на шестом 135.000испанцев. Среди прибывающих в Германию мигрантов особое место занимают гражданеРумынии; в 1991 и 1992 году их приехало 139.000 человек; в 1990 году — около35.000.Вконце 1990-х наплыв мигрантов снизился, таккак трудовой европейский рынок оказался насыщен. В 1999 г. в Германию въехало875 тыс. человек.
Иммиграция в Германиюпривлекает людей по многим причинам:
· Германияявляется экономически развитым государством;
· Встране сравнительно гибкая система налогообложения, достаточно простаяпроцедура регистрации предприятий и не строгие требования к их деятельности;
· Германияпредоставляет возможность получить бесплатное высшее образование.
Иммиграция в Германиюможет быть осуществлена несколькими путями. Основным иммиграционным потоком являетсяпереселение с целью получения работы. Как правило, заявитель должен быть либоученым с ученой степенью не ниже кандидата наук, либо специалистом с большимопытом работы и отличными резюме, чтобы доказать отсутствие аналогичногокандидата во всем ЕС.
Еще одним важным каналомв Германию является возвращение этнических немцев. В этой группе иммигрантовучитывается, что на момент рождения заявителя, по крайней мере, один из егородителей имел гражданство Германии, даже если это не было в тот моментзафиксировано документально.
Другой путь иммиграциив Германию — по еврейскому признаку. Для данной категории иммигрантовнеобходимо, чтобы на момент рождения заявителя, по крайней мере, один из егородителей был евреем, что было документально зафиксировано либо в свидетельствео рождении заявителя, либо в советском паспорте его родителей.
Еще один вариант — бизнес-иммиграция. Для этой категории иммигрантов предъявляется следующеетребование — заявитель должен быть в состоянии вложить в экономику Германии 500тыс. Евро и создать 5 рабочих мест.
Другой возможный путь иммиграции в Германию- воссоединение семей. При этом заявитель должен состоять в браке или собираться это сделать с гражданином Германии.
Иностранное населениенеравномерно расселено по территории Германии. Более 80% всех мигрантовпроживают в четырёх крупных землях: Баден-Вюртемберг (18%), Бавария (21%),Гессен (15,8%) и Северный Рейн-Вестфалия (29,8%).
В новых федеральныхземлях Бранденбург, Мекленбург-Передняя Померания, Саксония-Анхальт, Саксония иТюрингия доля иностранцев весьма невелика. Она превышает 2% только вБранденбурге и Саксонии. В крупных индустриальных районах федеральных земель, атакже в Берлине мигрантов вдвое больше, чем в сельской местности.
Города обладаютзначительным интегрирующим общество потенциалом. Как правило, именно в городанаправляются иммигранты из других стран, чтобы начать новую жизнь, а, возможно,и получить новое гражданство. В городах доля иностранных жителей достигает всреднем 15%, а в некоторых случаях даже превышает этот показатель. Например, в12 районах города Берлина проживают около 470 000 человек не немецкойнациональности, прибывших сюда почти из 190 стран мира. Их доля от общего числанаселения составляет около 13 %. Доля населения с миграционным фоном составляетоколо 25 %. К самым крупным четырем сообществам мигрантов относятся: около 200000 человек с турецким миграционным фоном; примерно 100 000 человек составляютпредставители «русского Берлина» (эта цифра включает в себя мигрантовиз государств-преемников бывшего Советского Союза, среди которых и еврейские контингентные беженцы (преимущественноевреи и члены их семей, которые согласнорешению конференции МВД ФРГ от 9.01.1991 по закону «О контингентныхбеженцах» переселились из стран бывшего СССР в Германию, где их в группах(контингентах) равномерно распределяли по территории страны) или переселенцы немецкого происхождения); около 60000 человек прибыли из бывшей Югославии, и около 45 000 являются польскимигражданами. Данная картина типична для всей Германии в целом.
Последствия иммиграциив Германию неоднозначны. С одной стороны, она позволяет решить проблемустарения населения. Примерно через 30 лет количество пожилого населения вдвое превыситдолю молодежи. Прогрессирующее демографическое «старение» населенияГермании таит серьезные проблемы. Они касаются экономической динамики исолидарности поколений. Происходит «столкновение» приезжей молодежи иместного пожилого населения. Иммигранты, занимая рабочие места, вызываетнедовольство коренных жителей. Иммиграция положительно сказывается на рынкетруда и системах социального обеспечения. Таким образом, тенденция увеличениячисла иммигрантов обуславливается высоким качеством жизни, безопасности,потребностями в рабочей силе, перспективами и решениями демографическойситуации.
Подводя итоги, следуетотметить, чтов политическом и демографическом плане Германия стоит напороге принципиального решения. Население страны стареет и сокращается, апотоки мигрантов увеличиваются. Возникает необходимость в приспособлении кновым реалиям, экономики, инфраструктуры, социального обеспечения. Создаются иобновляются законодательные акты, регулирующие потоки миграции, правила въездав страну и получение гражданства. В миграционном законодательстве отмеченатенденция к переносу акцентов с «гастарбайтеров» на «новыхграждан», остающихся в стране надолго, хорошо образованных, молодых,активных. Для решения этой задачи Германии придется привлекать иммигрантов вконкурентной борьбе с другими индустриально развитыми странами.

 
Заключение
 
Процессы резкого ростамиграции характерны в настоящее время для всего человечества, в особенности дляпромышленно развитых стран, где  демографический рост коренного населениязаторможен, и прослеживается  ощутимый спад рождаемости. Развитиеиндустриального, информационного общества требует все новых человеческихресурсов. Несмотря на актуальность миграции, в научной литературе нетвыработанного общего ее понятия. В данной работе было использовано определениеООН, которое, на мой взгляд, является наиболее точным. ООН определяетмеждународную миграцию как территориальные передвижения людей черезгосударственные границы, связанные с изменением постоянного места жительства игражданства, обусловленные различными факторами или с пребыванием в страневъезда имеющим долгосрочный (более 1 года), сезонный или маятниковый характер,а также с циркулярными поездками на работу, отдых, лечение. Миграцияразделяется на внешнюю и внутреннюю. В литературе больше изучена внешняямиграция. Так как международная миграция имеет большое влияние, то Евросоюзразрабатывает законодательные акты, регулирующие этот процесс. ФРГ в этомотношении является типичной страной. В конце 90-хгодов Германия приняла более половины миграционных потоков ЕС. На сегодняшнийдень иностранцы составляют почти десятую часть населения страны. Миграционныепроцессы в Германии обусловлены в основном экономическими причинами: высокиезаработная плата и уровень развития производства привлекают в страну большоеколичество иностранных рабочих.
Главной тенденций насегодняшний день является включение мигрантов в число граждан страны.Происходит отказ от «гастарбайтеров» в пользу высококвалифицированных,имеющих высшее образование специалистов. Видимо, эта тенденция будетсохраняться и в следующие годы.
Списокиспользуемых источников и литературы
Источники:
1. Доклад о международноймиграции за 2002 год// www.un.org/russian/whatnew/docs/migration.htm
2. Конституция ФРГ// www.uznal.org/constitution.php
3. Европейский союз//http://eulaw.edu.ru/documents/articles.htm
Литература:
4. Берлин-город иммигрантов//http://www.berlin.de/lb/intmig/migration/index.ru.html
5. Брук А.С., КабузанВ.М. Миграциология. М.: Владос, 1989.
6. Касперович Г.И.Миграция населения в города и этнические процессы. Минск: Весь мир,1985.
7. МенцГ. «Полезные»гастарбайтеры, обременительные беженцы и вторая волна сокращения социальныхрасходов: связь между миграцией и государством всеобщего благосостояния//Прогнозис. 2007. № 1 (9). С.2-15
8. МоисеенкоВ.М.Внутренняя миграция населения. М.: Владос, 2004.
9. Похлебаева А.В.Понятие миграции и её классификация // Журнал международного права и международныхотношений 2005. № 3. С.23-27
10. Смирнов В. Легко листать европейцем // Вся Европа.ru. 2010. №3 (42) С.10-13
11. Сухов А.Н. Миграция вЕвропе и ее последствия. М.: Флинта, 2008. С.14.
12. Щербакова Е. Миграциявсе чаще играет ключевую роль в динамике населения городовЕвропы//http://demoscope.ru/weekly/2009/0363/barom06.php
13. Geddes A. Immigrationand European Integration. Toward fortress Europe, Manchester ,UK.: ManchesterUniversity Press. 2000. С.1-17
14. PetraBendel. Geschichte der europaischen Migrationspolitik. Erste Phase:Koordinierte Politik der Mitgliedsstaaten – Bundeszentrale fur politischeBildung. 2005.С.5-26


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.