Реферат по предмету "Экономика"


Комплексная система управления качеством

Содержание
I. Теоретическаячасть
1.1 Формирование производственной программы предприятия вусловиях рыночной экономики
1.2 Организация управлениякачеством на предприятии
1.3 Современная концепция управления качеством
1.4 Всеобщее управление качеством
1.5 Заключение
II. Практическаячасть
2.1 Технико-экономическая характеристика работы
2.2 Обоснование типа производства. Расчет параметров поточной линии
2.3 Расчет численности работающих
2.4 Расчет площади цеха (участка)
2.5 Расчет стоимости основных фондов и суммы амортизационных отчислений
2.6 Расчет заработной платы работающих
2.7 Расчет общепроизводственныхрасходов
2.8 Определение себестоимости и отпускной цены
Список используемых источников
I. Теоретическая часть1.1 Формирование производственной программыпредприятия в условиях рыночной экономики
В современных условиях механизмобеспечения высокого качества продукции должен органично вписываться в новыйобщий механизм хозяйствования, основываться преимущественно на экономическихметодах управления, на повышении роли человеческого фактора, демократизацииуправления и общественной жизни, развитии товарно-денежных отношений,применении экономических рычагов и стимулов. В этом свете большое значениеприобретает повышение уровня подготовки специалистов в области управленияэкономическими процессами, и прежде всего менеджеров, призванных глубокоанализировать сложившиеся процессы управления качеством промышленной продукции,выявлять «узкие места», предлагать мероприятия, направленные наповышение качества технологических процессов, рост объемов выпускаемойпродукции высокого качества при снижении затрат материальных, трудовых ифинансовых ресурсов.
Роль и значение коренногоповышения качества продукции для нашей страны на современном этапе социальногои экономического преобразования всей жизни населения является актуальнойзадачей. В любой стране высокое качество производимой продукции повышаетэффективность ее экономики, сокращает сроки внедрения в производство достиженийнауки и техники, обеспечивает наиболее полное использование природных,производственных и трудовых ресурсов, снижает непроизводительные расходы,повышает конкурентоспособность продукции, расширяет ее экспорт, увеличиваетэффективность внешнеторговых операций, повышает авторитет страны на мировойарене.
Актуальность темы обусловленанеобходимостью повышения качества продукции, которое имеет большое значение дляпредприятия-производителя, потребителя и национальной экономики в целом. Выпусккачественных изделий способствует увеличению объема реализации и рентабельностикапитала, росту престижа фирмы.
В теоретической части курсовойработы раскрываются вопросы организации управления качеством на предприятии,рассматривается современная концепция управления качеством, анализируетсявсеобщее управление качеством. В практической части курсовой работы формируютсянавыки экономических расчетов.1.2 Организация управления качеством на предприятии
С термином «качествопродукции» неразрывно связано такое понятие как управление качествомпродукции, под которым понимается деятельность, осуществляемая при создании иэксплуатации или потреблении продукции, в целях установления, обеспечения иподдержания необходимого уровня ее качества. Управление качеством не всегдаозначает обеспечение его совершенства, так как ориентировано на уровенькачества, предполагаемый рынком [6, с.125].
Современный подход к управлениюкачеством отличает его нацеленность на постоянное совершенствование процессов ирезультатов труда во всех подразделениях предприятия. Отличительными элементамиэтого подхода являются ориентация управления на контроль качества процессов ипредотвращение возможности дефектов (вместо контроля качества продукции),полное возложение ответственности за качество результатов труда нанепосредственных исполнителей, а также активное использование человеческогофактора, развитие творческого потенциала рабочих и служащих путем мотивации ихтруда. Важным элементом управления качеством служат также детальноеисследование и анализ возникающих проблем обеспечения качества на всех этапахразработки, производства и эксплуатации продукции по принципу восходящегопотока, то есть от последующей операции этого процесса к предыдущей.
Как всякое управление,управление качеством продукции представляет процесс, осуществляемый поэтапно, втом числе:
а) разработка плана повышениякачества, включая разработку новых требований к качеству продукции имероприятия, обеспечивающие создание новой продукции с желаемыми (проектируемыми)свойствами;
б) оценка соответствия свойствизготовляемой продукции требованиям, которые были предусмотрены в плане;
в) принятие необходимых мервоздействия на процесс создания ценности (качества) продукции в тех случаях,когда не удалось обеспечить соответствие;
г) изучение условий эксплуатации(иди потребления продукции) с целью определения направлений дальнейшего повышениякачества продукции [8, с.32].
В мировой практике сегоднявыделяют 4 уровня деятельности, направленной на достижение гарантированногокачества продукции:
1. Управление качеством (quality control)как деятельность оперативного характера для выполнения установленных требованийпо качеству.
2. Обеспечение качества (quality assurance)как деятельность, направленная на достижение уверенности в том, что требованияпо качеству будут выполнены как внутри предприятия, так и вне его — употребителя, в том числе в процессе всех видов деятельности, соответствующихмодели «петля качества».
3. Общее руководство качеством (quality management)включает деятельность по управлению качеством и его обеспечением, а такжепредусматривает разработку и реализацию политики предприятия в области качества.Осуществляется такая деятельность через функционирование системы качества (системыобеспечения качества).
4. Всеобщее управление качеством(total quality management) подразумеваетдолговременную стратегию общего руководства и управления предприятием,направленную на обеспечение качества и эффективной деятельности предприятия сучастием в этом процессе всех заинтересованных лиц — сотрудников предприятия иего партнеров, потребителей и общества в целом [7, с.43].
Анализ особенностей деятельностина выделенных уровнях позволяет сделать следующие выводы. Первые три уровняприменимы как к предприятию в целом, так и к его подразделениям, всеобщееуправление качеством (четвертый уровень) — только к предприятию в целом. Уровнидеятельности, начиная с обеспечения качества, затрагивают общие вопросыуправления и относятся к сфере менеджмента. При этом обеспечение качествастановится одним из базовых элементов менеджмента, делая его эффективным.
Процесс управления качествомвключает основные направления деятельности в области качества и осуществляетсяпутем реализации управленческих функций. В состав функций входит: планирование,организация, мотивация и контроль обеспечения качества продукции,производственных (технологических) процессов и работы предприятия в целом. Этифункции тесно связаны между собой, и их последовательная реализация в рамкахосновных направлений деятельности предприятия по качеству охватывает все этапыисследований, разработки, производства и эксплуатации продукции. Этот процессможет быть представлен в виде обобщенной модели основных направленийдеятельности в области качества и «петли качества».
Понятие петли качества являетсяцентральным в организации всей деятельности предприятия по качеству, что нашлоотражение в международных стандартах ИСО 9000. Игнорирование или недостаточноевнимание к качеству на любом из этапов петли качества неминуемо приводит кпотере конкурентоспособности выпускаемой продукции и предприятия в целом. Характернойособенностью приведенной модели является то, что деятельность по управлениюкачеством начинается с маркетинга (исследования рынка) и, пройдя все этапыжизненного цикла продукции, приходит к оценке результата и новому циклу работ,начинающемуся также с маркетинга, но уже с учетом возможного изменениятребований рынка (предпочтений и пожеланий покупателей). Следовательно, главнымв обеспечении качества, определяющего эффективную работу предприятия, являетсяправильный выбор направления его деятельности и позиции на мировом рынке, атакже принятие необходимых мер, чтобы его продукция оставаласьконкурентоспособной как можно более длительное время.
Возвращаясь к направлениямдеятельности предприятия в области качества следует рассмотреть ихспецифические особенности, имея ввиду, что эта деятельность носитинтегрированный характер и в сущности может рассматриваться как основныефункциональные элементы (подсистемы) управления качеством.
Планирование качествапредусматривает определение целей и требований к качеству, а также обоснованныйвыбор конкретной модели системы качества на предприятии. Планирование включает:идентификацию и оценку качества с учетом требований покупателей (в том числепрогнозируемых), формулирование целей и нормативных требований к необходимомукачеству продукции и процессов, а также разработку программы качества,конкретных мероприятий по его улучшению и внедрение (совершенствование) конкретноймодели системы качества на предприятии.
Управление качеством охватываетвсе виды деятельности и методы оперативного характера, направленные навыполнение требований к качеству и реализацию планов его совершенствования. Управлениекачеством предусматривает контроль качества (на соответствие стандартам иустановленным показателям качества), выявление отклонений и разработкумероприятий по их устранению и недопущению повторных отклонений и дефектов, атакже организацию и контроль их реализации [6, с.127].
Обеспечение качества охватываети включает в себя все планируемые и систематически осуществляемые видыдеятельности в рамках системы качества на предприятии, которые проводятся длясоздания и подтверждения достаточной уверенности как внутри предприятия, так иво внешней среде, что выпускаемая продукция или услуги, а такжепроизводственные и иные технологические процессы удовлетворяют всемсформулированным требованиям к качеству. Основное назначение процедуробеспечения качества заключается в своевременном предупреждении возникновениявозможных отклонений и дефектов от установленных требований.
Улучшение качества представляетдеятельность предприятия, включающую все виды конкретных действий (мероприятий),непосредственно влияющих или способствующих повышению его эффективности ирезультативности, с целью получения выгоды для него и покупателей. Этадеятельность направлена на достижение постоянного и непрерывного улучшениякачества продукции и всей деятельности предприятия для получения результатов,лучших по сравнению с достигнутыми, что в конечном итоге принесет пользупотребителям, предприятию и его сотрудникам, а также обществу в целом.
При рассмотрении направленийдеятельности и функций управления качеством следует иметь в виду, что вмеждународном стандарте по терминологии (ИСО 8402) особо выделены два аспектауправления качеством: «общее» руководство качеством (quality management)и управление качеством как оперативная деятельность (quality control). При этом к «общему»руководству качеством принято относить планирование качества с учетомопределенной направленности деятельности по его обеспечению, организацию работыпо достижению целей системы управления качеством, обучение и мотивациюперсонала, принятие необходимых стратегических решений по достижению качества,требуемого потребителем, и взаимодействие с внешней средой. Контроль достиженияустановленного уровня и плана работ по обеспечению качества, информация обуровне качества производства и обслуживания продукции, разработка мероприятий ипринятие оперативных решений по их реализации обычно относят к «оперативному»управлению качеством.1.3 Современная концепция управления качеством
В 90-е годы в мировом сообществескладывается совершенно новая ситуация как в экономике, так и в человеческихотношениях. Эта ситуация характеризуется тремя новыми тенденциями, изменившимироль качества в развитии современного мира и отношение к нему.
Первая тенденция заключается вглобализации, интернационализации и открытости мирового рынка, ужесточенииконкуренции на нем. Такой рынок сегодня не может ограничить ни одноправительство. И только этот рынок устанавливает реалистическую шкалу оценкипродукции и производителей. Конкуренция стала всеобщей, в ней практически могутучаствовать все производители. Однако для достижения успеха необходимосущественно повысить качество и производительность конкретной продукции ипредприятия, чтобы обеспечить его устойчивую позицию в отрасли и на рынке вцелом [6, с.130].
Вторая тенденция вызванаповышением активности покупателей в развитии рынка (как «рынка покупателя»)с целью наиболее полного удовлетворения их потребностей и пожеланий. Это нашлоотражение, прежде всего, в изменении ценностей с точки зрения потребителей. Покупателисегодня считают качество наиболее важным фактором при совершении покупок (9 из10 покупателей ставят качество на первое место). Отдавая предпочтения товарамконкретных производителей, тем самым именно покупатель практически распределяетрынок между производителями с учетом достигнутого качества. Сегодня нельзяопределять качество только показателями безотказности, надежности,ремонтопригодности и другими научно-техническими и экономическимихарактеристиками. Главной характеристикой качества становится удовлетворениетребований и удовлетворенность покупателя. Это заставляет производителя делатьдля достижения успеха на рынке именно то, что пожелает покупатель.
Третья тенденция связана сизменением условий конкуренции на рынке. Это огромное новое экономическоедавление, характеризующееся противоречивостью конкретных требований, которыедолжен обеспечить производитель. С одной стороны, затраты предприятия,связанные с максимальным удовлетворением требований и пожеланий покупателя ккачеству продукции, с другой — рыночная цена этого качества, которую можетоплатить покупатель. Эти противоречивые требования определяют поведениепроизводителей и потребителей. Необходимость решения возникшей проблемы привелак концепции всеобщего управления качеством, которое позволяет добитьсяудовлетворения интересов потребителя средствами, имеющимися в распоряжениипроизводителя. Главным элементом для достижения успеха при реализации концепциивсеобщего управления качеством является лидерство руководства предприятия ввопросах качества, которое выступает как связующее звено, объединяющее всеаспекты и проблемы предприятия для обеспечения эффективности и результативностиего деятельности. Лидирующая роль руководства позволяет ему держать в центревнимания стратегические цели, используя человеческие ресурсы и осуществляяуправление процессами. Главная цель производителя в этих условиях заключается втом, чтобы снижение затрат сочеталось с высоким стабильным качеством продукции(услуг) и быстрым выводом ее на рынок. Подход к управлению производством спозиций всеобщего управления качеством стимулирует оптимальное соотношение втриаде показателей, определяющих результативность и эффективность деятельностипредприятия: «качество — затраты — время» [14, с.70].
Вместе с тем, до конца 1980-хгодов производители всегда стремились общее управление предприятием (фирмой) адаптироватьк системе управления качеством. В результате создаваемые концепции оперативногоруководства предприятием стали наталкиваться на концепции управления качеством.Новая концепция менеджмента, разработанная в университете Сент-Галлена (Швейцария)под руководством профессора Г.Д. Сегецци, базируется на использовании новогоподхода, в основу которого положен постулат тесной взаимосвязи общегоуправления предприятием с управлением качеством.
Суть нового подхода заключаетсяв том, что управление качеством является составной частью общего управленияпредприятием (фирмой), оно пронизывает все подразделения и влияет на всепоказатели деятельности (результативности и эффективности) предприятия.
Поэтому для достижения успеханеобходимо адаптировать всеобщее управление качеством к общему управлениюпредприятием, а не наоборот, как это пытались осуществлять в течение многих лет.Это связано, прежде всего, с тем, что изменившиеся условия производства ибизнеса, вызванные необходимостью учета экономических, экологических иресурсных трудностей современного периода, потребовали от руководителей предприятийбольше времени, чтобы осмыслить и соответствующим образом отреагировать наусложнения продукции, процессов, всей обстановки. В то же время существенноизменившаяся динамика происходящих перемен во внешней среде оставляетфактически все меньше и меньше времени на то, чтобы приспособиться и привести впорядок все составляющие управления предприятием. С момента своего зарождения воснове управления качеством лежали специализация и разделение функций. Теперьпоявилась необходимость управлять всем процессом создания, производства иэксплуатации, охватывая все функции (разработку, производство, сбыт и т.д.).
Новая концепция может бытьпредставлена многомерной моделью управления предприятием. Модель имеет триуровня управления: нормативный, стратегический и оперативный (текущий); тринаправления организации и управления качеством и предприятием в целом (структуру,деятельность и поведение); три фактора, формирующих успех предприятия (затраты,качество, время). Все составляющие этой модели существенно влияют на развитиепредприятия, обеспечивая результативность и эффективность его деятельности. Качествооказывается комплексным фактором, который увязывает одномерные подходы вмногомерном процессе [7, с.46].
Качество является необходимым иобъективным фактором, признаваемым рынком (оцениваемым покупателем),обеспечивающим преуспевающее положение предприятия. Внедрение новой концепциитребует проведения обучения как по линии повышения квалификации управленческогоперсонала и специалистов, так и по линии технической учебы всех исполнителей. Дляреализации конкретных систем всеобщего управления качеством необходимыразработка и внедрение практических методов и моделей, используя опыт внедрениясистем качества по ИСО 9000.1.4 Всеобщее управление качеством
Развитие управления качеством, вконце концов, переросло в более широкий подход к обеспечению качества иуправлению его достижением — «Total Quality Management» (TQM) или всеобщееуправление качеством. Такое толкование позволяет включить в это емкое понятиене только руководство деятельностью, но и многоплановое управление процессами,ресурсами, персоналом на всех уровнях управления предприятием и во всех сферахего деятельности. Оно охватывает большинство методов и установившийся порядок вработе предприятия, а также распределение и практическую реализациюответственности для обеспечения качества производимого продукта, требуемогопокупателем [8, с.35].
Всеобщее управление качествомотражает концепцию, предусматривающую целенаправленное и хорошоскоординированное применение систем и методов управления качеством во всехсферах деятельности от исследований и разработок до послепродажногообслуживания при участии руководства и служащих всех уровней и при рациональномиспользовании технических возможностей предприятия. Концепция такжепредусматривает определение необходимого уровня качества, позволяющего внаибольшей мере удовлетворить потребности покупателей с учетом внутреннихзатрат общественного труда на его достижение, и совместную работу по качеству споставщиками и потребителями. Важной составной частью всеобщего управлениякачеством служит управление человеческим фактором путем создания атмосферыудовлетворенности, заинтересованного участия, благополучия и процветания напредприятии, проведение мер по формированию культуры качества.
Современная система управлениякачеством включает выработку политики в области качества и согласование ее собщей стратегией экономической деятельности предприятия, привнесение целейкачества во все аспекты административной, хозяйственной и экономическойдеятельности, принятие мер, обеспечивающих понимание этой политики в областикачества. Условием успешного внедрения TQM являетсятакже участие служащих в финансовой деятельности (в прибыли, акционерномкапитале), воспитание сознательного отношения к качеству, чувства партнерства,совершенствование социальной атмосферы и информированность служащих.
Ключевыми элементами всеобщегоуправления качеством являются: базовая стратегия TQM,вовлеченность в работу всех сотрудников предприятия и смежников, специальнаяметодология «развертывания функции качества», планирование ирегулирование производства, управление человеческими ресурсами, применениелогистики, стоимость качества.
Стратегия всеобщего управлениякачеством базируется на непосредственном участии высшего руководствапредприятия. Это участие должно быть разносторонним (финансирование истимулирование работ, приоритетное обеспечение ресурсами, личный пример участияи т.д.) и достаточным, чтобы не оставлять сомнений у персонала в важности этихработ для процветания предприятия и благополучия коллектива.
Наиболее важными элементами вреализации стратегии TQM являются:
а) акцентирование всейдеятельности предприятия на нужды и пожелания потребителей (внутренних и внешних);
б) обеспечение возможностей иорганизация реального участия каждого сотрудника в этой деятельности;
в) фокусирование внимания напроцессах, рассматривая их как оптимальную систему достижения максимальнойценности продукта для потребителя и его минимальной стоимости для производителяи покупателя;
г) постоянное и непрерывноеулучшение качества;
д) базирование всех решенийпредприятия только на фактах, а не на интуиции или опыте его сотрудников [6, с.134].
Вовлеченность в работу всехсотрудников базируется на овладении специальными знаниями в области качествапутем обучения методам обеспечения качества и повышения квалификации персонала.Важным в этом процессе является овладение персоналом всеми инструментамиконтроля качества, которые обеспечивают необходимые статистические данные дляих последующего анализа специалистами. Авторы TQMрекомендуют семь таких инструментов (контрольный листок возможных состояний ичастоты их проявления, графическое представление статистического материала ввиде гистограммы, диаграмма разброса между параметрами, диаграмма учетавесомости причин — диаграмма Паре-то, причинно-следственная диаграмма Исикавы,контрольная карта хода процесса и метод стратификации).
Специальная методология «развертываниякачества» (РФК) представляет собой процесс трансформации требованийпотребителя в конкретные характеристики продукции в виде соответствующихпараметров (показателей) качества путем развертывания основных видовдеятельности предприятия на всех этапах жизненного цикла вновь создаваемогопродукта, формирующих его качество и ценность в соответствии с ожиданиямипотребителя. При этом полностью развернутая функция качества включает 4 этапаотслеживания требований и пожеланий потребителя («голоса потребителя»):планирование продукта, проектирование продукта, проектирование процесса ипроектирование производства.
Планирование и регулированиепроизводства направлены на минимизацию затрат за счет оптимизации материальныхпотоков в производстве, включая обеспечение его материальными ресурсами, сокращениезапасов в производстве и готовой продукции на складах. Снижение трудозатрат,связанных с обеспечением производства, рассматривается при этом как средствоулучшения качества. Кроме того, сокращение времени производства ведет кповышению оперативности обслуживания покупателя и повышению егоудовлетворенности. Среди большого количества разработанных и используемыхсистем в практике фирм стран с рыночной экономикой на протяжении многих летнаиболее часто применялись четыре системы планирования материальных потоков. Двеиз них созданы в США: системы MRP (ManufacturingResource Planning) и MAP (Material AvailabilityPlanning). Две системы: «Канбан» в «Точно в срок» — вЯпонии. В западноевропейских странах практически используются все названныесистемы оперативного планирования, но до настоящего времени больше сторонниковимеет система MRP [8, с.39].
Традиционное управление кадрамирассматривало предприятие как потребителя, а работающего — как поставщика,предлагающего свой труд (себя самого). Концепция всеобщего управлениякачеством, наоборот, рассматривает предприятие как поставщика в силу того, чтоего деятельность (прежде всего в области качества) базируется наинтеллектуальных и творческих возможностях работающего. Работник в процессевыполняемой работы оставляет предприятию свой интеллект как невидимый ресурс,принадлежащий только ему, которым может воспользоваться предприятие, чтобыдобиться успеха. Поэтому TQM рассматривает работниковкак интеллектуальный потенциал предприятия, в котором оно также заинтересовано,как и во внешнем потребителе, так как он помогает предприятию развиваться иуспешно решать задачи внешнего потребителя. Работник становится внутреннимклиентом предприятия. Только в случае удовлетворенности предлагаемыми условиямипредприятия работники будут отдавать ему полностью свой потенциал. В силу этихизменений концепция всеобщего управления качеством по-иному подходит и ксистеме обучения (образования) своих сотрудников, которое в этом случаеосуществляется через институт наставничества, рассматривающего руководителя какучителя. Предприятие становится заинтересованным в обучении и постоянномповышении знаний сотрудников для развития инновационных процессов, мотивацииперсонала и развития бизнеса.
Применение логистики позволяетболее полно удовлетворить требования потребителя продукции и услуг, повышая ихценность, и одновременно оптимизировать (сократить) затраты производителя напроизводство и обслуживание потребителя. Логистика позволяет создатьдополнительное качество для потребителя и снизить затраты производителя путемизучения и оптимизации процессов эффективного управления движением материальныхи информационных потоков.
Стоимость качества существенновлияет на ценность продукции (услуг) для потребителя и на ееконкурентоспособность. В рамках системы всеобщего управления качествомпредусматривается детальный учет и анализ всех составляющих затрат наобеспечение необходимого покупателю качества продукции и услуг с целью ихоптимизации (минимизации). При этом акцент делается не на выявление иустранение дефектов, а на их предупреждение на всех этапах процесса разработки,производства, сбыта и эксплуатации продукции.
Всеобщее управление качеством посвоей сути является новой технологией руководства процессом обеспечениянеобходимого качества и его постоянного повышения. Эта технология состоит изтрех составных частей:
1. Коренная (ключевая) система,которую составляют методы и средства, применяемые для анализа и исследования. Ониоснованы на общепризнанном математическом аппарате, статистических методахконтроля и поэтому используются во всех организациях. Они могут импортироватьсяв любую страну и внедряться на любом предприятии.
2. Система техническогообеспечения включает приемы и программы для обучения персонала владению этимисредствами и правильному их применению. Эта система отражает специфику страны икаждого предприятия, связана с национальной культурой и традициями. Ее надосоздавать индивидуально. Перенос опыта или перевод документов на другой языкмогут не дать результата, так как требуют определенного творческого подхода вкаждом конкретном случае и на каждом конкретном предприятии.
3. Система непрерывного развитиясамих принципов и содержания всеобщего управления качеством еще болееспецифична, так как на ней сильнее отражаются национальные особенности,экономические порядки внутри страны, действующее законодательство и другаяспецифика конкретного применения [14, с.74].
Внедрение принципов всеобщегоуправления качеством на предприятиях осуществляется по нескольким направлениям.Прежде всего, ведется разработка систем качества в соответствии с требованиямистандартов ИСО серии 9000 и их внедрение. Наличие систем качества становитсяважным фактором повышения конкурентоспособности отечественной продукции,необходимой для выхода на мировой рынок. Ужесточение конкуренции требует отпредприятий дальнейших усилий по совершенствованию своей деятельности.
Важным элементом внедрениявсеобщего управления качеством является долгосрочная политика в областикачества, которая представляет основные направления и цели предприятия вобласти качества, официально сформулированные руководством предприятия. Онаразрабатывается таким образом, чтобы охватить деятельность каждого работника иориентировать весь коллектив предприятия на достижение поставленных целей вобласти качества. Документальное оформление политики дает возможностьработникам предприятия, а также его поставщикам и потребителям получить четкоепредставление об официальном отношении руководителей предприятия к качеству. Основнымифакторами, влияющими на формирование политики в области качества, являются: ситуацияна рынках сбыта, научно-технический прогресс и достижения конкурентов,положение дел внутри предприятия, а также общее состояние экономики и наличиеинвестиций в развитие предприятия.
Ключевым элементом успеха привнедрении всеобщего управления качеством на предприятии, является обучениеперсонала, его стимулирование и вовлечение в работу по улучшению качествапродукции и всей деятельности предприятия, направленной на повышение егорезультативности и эффективности.1.5 Заключение
На основании проведенного втеоретической части курсовой работы исследования можно сделать вывод, чтокачество продукции — это совокупность свойств товара, обусловливающих его пригодностьудовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Онофиксируется на конкретный период времени и изменяется при появлении болеепрогрессивной технологии.
Повышение качества продукцииимеет большое значение для предприятия-производителя, потребителя инациональной экономики в целом. Выпуск качественных изделий способствуетувеличению объема реализации и рентабельности капитала, росту престижа фирмы.
Потребление продукцииулучшенного качества и большей потребительской стоимости уменьшает удельныеиздержки пользователей и обеспечивает более полное удовлетворение потребностей.Национальная экономика от высококачественной продукции имеет ряд преимуществ: увеличениеэкспортного потенциала и доходной части платежного баланса страны, повышениежизненного уровня населения и авторитета государства в мировом сообществе.
Ухудшение качества продукцииприводит к появлению обратных тенденций: уменьшению объема продаж, прибыли ирентабельности, снижению экспорта, национального богатства и благосостояниянарода. Отсюда вытекает необходимость постоянной, целенаправленной, кропотливойработы товаропроизводителей по повышению качества продукции в сравнении саналогами конкурентов.
Рыночная экономика предъявляетособые требования к качеству выпускаемой продукции, поскольку оно обеспечиваетее конкурентоспособность. Значение повышения качества продукции для экономикипредприятия заключается в том, что оно позитивно сказывается на эффективностииспользования производственных ресурсов, эффективности функционированияпредприятия, а также адаптивности предприятия к изменяющимся условиям внешнейэкономической среды, активизирует процесс поиска и внедрения инноваций впроизводство. Повышение качества продукции на макроуровне способствуетформированию экспортного потенциала, усиливающего экономическую независимостьгосударства, а, следовательно, и его безопасность. Кроме того, качествовыступает катализатором ускорения научно-технического прогресса, ростаблагосостояния общества и т.д. Поэтому на государственном уровне проводитсяполитика стимулирования повышения качества продукции, выпускаемой национальнымипредприятиями, а также политика обеспечения конкурентоспособности продукции какусловия достижения устойчивого экономического развития национальной экономики.
II. Практическая часть2.1 Технико-экономическая характеристика работы
Для расчета проектируемогоизделия воспользуемся следующими исходными данными:
1. Программа выпуска изделий — 280тыс. шт.
2. Трудоемкость работ, нормо-ч.:
заготовительные — 0,05;
обрабатывающие — 0,07;
сборка — 0,08; монтаж — 0,11;
регулировка — 0,03.
3. Разряд работ:
заготовительные — 3; обрабатывающие- 4;
сборка — 3;
монтаж — 3;
регулировка — 6.
4. Выполнение норм основными рабочими- 120%.
5. Стоимость комплектующихизделий — 53 тыс. руб.
6. Стоимость материалов — 10 тыс.руб.
7. Коэффициент качества труда — 0,98.
8. Норма амортизации — 10%.2.2 Обоснование типа производства. Расчетпараметров поточной линии
Определим программу запуска (Nз):
Nз = Nв ×(l + l — KT), (2.1)
где Nв — программавыпуска, тыс. шт.;
КТ — коэффициент качества труда.
Nз = 280 × (l +l — 0,98) = 285,6 тыс. шт.
Такт потока r:
r = (Т — Тn) × 60/Nз, (2.2)
где Т — бюджет рабочего времениодного рабочего за год (2038 ч);
Тn — регламентированные перерывы за год (40 ч);
Nз — программазапуска, шт.
r = (2038- 40) × 60/285 600 = 0,42 мин.
Количество рабочих мест (РМ) напоточной линии:
РМ = Тшт × 60/r × К, (2.3)
где Тшт — общаятрудоемкость изготовления изделия, нормо-ч;
К — коэффициент выполнения нормосновными рабочими.
К = ПВ / 100, (2.4)
где ПВ — выполнение нормосновными рабочими.
К = 120/100 = 1,2
РМ = (0,05 + 0,07 + 0,08 + 0,11 +0,03) × 60/0,42 × 1,2 = 40,48 = 41 чел.
Рабочая длина конвейера (Zраб) при двухстороннем расположении рабочих мест:
Zраб= i × PM / 2 +3, (2.5)
где i — шагконвейера (принимается равным 1,2).
Zраб= 1,2 × 41/2 +3 = 27,6 м
Скорость конвейера (V):
V = i / r. (2.6)
i = 1,2/0,42 = 2,86 м/мин.
Темп конвейера (ТМ):
ТМ = (Тсм — Тн)/ r, (2.7)
где Тсм — 480 мин;
Тн — регламентированныеперерывы за смену (принимаются равными 2,3% от Тсм);
ТМ = (480 — 480 × 0,023) /0,42 = 1116,57 шт. = 1117 шт.2.3 Расчет численности работающих
Количество основных рабочихпринимается равным числу рабочих мест на поточной линии (РМ) 41 чел.
Число вспомогательных рабочих (РВ)составляет 10% от РМ: 41 × 0,1 = 4 чел.
Численность руководителей,специалистов и служащих (PC) определяются по штатному расписанию (таблица 2.1).
Таблица 2.1 — Штатное расписаниеДолжность Количество работников (PC), чел. Месячный оклад (МО), руб. Заработная плата за год (ЗПС), (МО × РС × 12) Руководитель 1 339 010 4 068 120 специалист 2 339 010 8 136 240 специалист II категории 1 339 010 4 068 120 Итого 4 1 017 030 16 272 480 2.4 Расчет площади цеха (участка)
Площадь одного рабочего места понормативу (Sнорм) принимается равной 5 м2.
площадь производственная (Sпроизв):
Sпроизв.= Sнорм. × РМ, (2.8)
Sпроизв.= 5 × 41 = 205 м2
площадь проходов (Snpox)составляет 20% от Sпроизв.:
Snpox = 205 × 0,2= 41 м2
площадь административная (Sадм)составляет 10% от Sпроизв.:
Sадм. = 205 ×0,1 = 20,5 м2
площадь склада (Sскл)составляет 15% от Sпроизв.:
Sскл. = 205 ×0,15 = 30,75 м2
площадь бытовая (Sбыт) составляет 7% от Sпроизв.:
Sбыт.= 205 × 0,07 = 14,35 м2
Площадь цеха равна:
Sцеха= Sпроизв. + Snpox + Sадм. +Sскл. + Sбыт. (2.9)
Sцеха= 205 + 41 + 20,5 + 30,75 + 14,35 = 311,6 м22.5 Расчет стоимости основных фондов и суммыамортизационных отчислений
Основные фонды предприятий — совокупностьматериальных ценностей (средств производства), переносящих свою стоимость втечение производственного процесса по частям на изготавливаемую продукцию.
По характеру участия в процессевоспроизводства ОФ подразделяют на две группы:
1. Производственные ОФ, которыеучаствуют в процессе производства, и в свою очередь, делятся на две части: активные- непосредственно участвуют в производственном процессе (станки, оборудование ит.д.); пассивные — создают условия для нормального протекания производственногопроцесса (здания, сооружения).
2. Непроизводственные ОФ,которые не участвуют в процессе производства и предназначены длянепосредственного потребления (медицинские учреждения, дома культуры, жилье).
Эффективность управленияосновными производственными фондами находит отражение в увеличении производствапродукции; улучшении ее качества; повышении производительности труда; снижениииздержек производства.
В условиях ускорения темповнаучно-технического прогресса эффективность основных фондов во многом зависитот того, насколько эффективны новые машины и оборудование, какое влияние ониоказывают на показатели прибыли и производительности. Главный путь повышенияэффективности основных фондов — более полное использование их по времени.
В элементе «Амортизацияосновных средств и нематериальных активов» отражается суммаамортизационных отчислений от стоимости основных средств и нематериальныхактивов, рассчитывается в соответствии с Положением о порядке начисленияамортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденнымпостановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерствафинансов Республики Беларусь, Министерства статистики и анализа РеспубликиБеларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 23ноября 2001 года № 187/110/96/18 в редакции постановления Министерстваэкономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь,Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, Министерства архитектурыи строительства Республики Беларусь от 24 января 2003 г. № 33/10/15/1 (Источникпервоначальной редакции Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,2001 г., № 118, 8/7522; источник последующей редакции Национальный реестрправовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 28, 8/9178)
Амортизация — перенесение почастям стоимости ОФ на производимый продукт или услугу. По степениравномерности списания стоимости оборудования различают равномерную (линейную) инеравномерную (нелинейную) амортизацию. Последняя может быть реализованаразличными способами. Например, суммы списания могут изменяться согласнонекоторому принципу или по специальному графику и т.д.
Можно также разделить методысписания на нормальные, ускоренные и замедленные. Простейший, но неединственный способ ускоренного списания износа — сокращение срока амортизации.
Расчет стоимости оборудования (Со)производится исходя из длины конвейера и стоимости 1 м конвейерной линии,которая принимается равной 250 у. е. (по курсу Национального банка на 23.02.2010г.1 у. е. = 2920 Br).
Стоимость 1 м конвейерной линииравна:
250 × 2920 = 730 000 руб.
Длина конвейерной линии равна21,6 м, тогда стоимость всей конвейерной линии составит:
Со = 730000 × 27,6= 20 148 000 руб.
Стоимость инструментов (Си)принимается в размере 25% от стоимости оборудования.
Си = Со ×0,25 = 20 148 000 × 0,25 = 5 037 000 руб.
Стоимость инвентаря (Син)принимается в размере 6% от стоимости оборудования:
Син = Со× 0,06 = 20 148 000 × 0,06 = 1 208 880 руб.
Стоимость транспортных средств (Ст).В расчет принимаются авто — или мотокары. Стоимость одного авто — или мотокары- 300 у. е. (на 50 основных рабочих). Так как у нас 41 основных рабочих, тостоимость транспортных средств равна 246 у. е. или
Ст = 246 × 2920= 718 320 руб.
Расчет стоимости здания (Сз).Стоимость 1 м3 здания равна 30 у. е. или
30 × 2920 = 87 600 руб.
Высота цеха h = 5 м. Внутренний объем цеха
Vвнут. = Sцеха× h.
Vвнут. = 311,6× 5 = 1558 м3.
Внешний объем цеха
Vвнеш.= Vвнут. × 1,1 = 1558 × 1,1 = 1713,8 м3
Стоимость здания составит:
Сз = 87 600 ×1713,8 = 150 128 880 руб.
Стоимость прочих средствтехнологического оснащения (Сд) принимается равной:
Сд = Со× 0,02 = 20 148 000 × 0,02 = 402 960 руб.
Общая стоимость основных фондовсоставляет:
Оф = Со + Си+ Син + Ст + Сз + Сд. (2.10)
Оф = 20 148 000 + 5 037000 + 1 208 880 + 718 320 + 150 128 880 + 402 960 = = 177 644 040 руб.
Если норма амортизационныхотчислений составляет Na = 10%, то сумма амортизации (А) будет равна:
А = Оф × Nа /100. (2.11)
А = 177 644 040 × 10 /100 =17 764 404 руб.2.6 Расчет заработной платы работающих
Основная заработная платапроизводственных рабочих (Рз) рассчитывается по формуле (2.12) ирезультаты занесены в таблицу 2.2
/>, (2.12)
где n — количествотехнологических операций;
шт — трудоемкостьвыполнении операции, нормо-ч;
Cmi — часоваятарифная ставка рабочего i-го разряда;
Cmi = Стi × Ктi,(2.13)
где Стi — часовая тарифная ставка i-горазряда;
Ктi — тарифный коэффициент, соответствующий i-му разряду.
Таблица 2.2 — Расчет заработнойплаты производственных рабочихНаименование операции Разряд работ Трудоемкость операции, нормо-ч. Часовая тарифная ставка, руб. Сумма, руб. 1 2 3 4 5 заготовительные 3 0,05 1350 67,5 обрабатывающие 4 0,07 1500 105 сборка 3 0,08 1350 108 монтаж 3 0,11 1350 148,5 регулировка 6 0,03 1900 57 Итого
Рз1 = 486
дополнительная заработная плата (10% от Рз1)
Рд = 48,6
премия (20% от Рз1)
Рп = 97,2
Всего: Рз1 + Рд + Рп ЗП = 631,8
Содержание аппарата управленияцеха (АУП) и вспомогательных рабочих (ВР).
В соответствии со штатнымрасписанием годовой фонд заработной платы аппарата управления составит ЗПС = 16272 480руб.
Коэффициент, учитывающийувеличение планового фонда заработной платы за счет доплат, может быть принятравным 1,2.
АУП = ЗПС × 1,2. (2.14)
АУП = 16 272 480 × 1,2 = 19526 976 руб.
Фонд заработной платывспомогательных рабочих-повременщиков (ЗПвсп) определяется поформуле:
ЗПвсп = Cmi× Т × k, (2.15)
где Сmi — часоваятарифная ставка, руб.;
Т — бюджет рабочего времени загод (2038 ч);
k — количествовспомогательных рабочих.
ЗПвсп = 1000 ×2038 × 4 = 8 152 000 руб.
Дополнительная заработная плата(Рд) составляет 10% от ЗПвсп:
Рд = 8 152 000× 0,1 = 815 200 руб.
Премия (Рп) составляет20% от от ЗПвсп:
Рп = 8 152 000× 0,2 = 1 630 400 руб.
ВР = ЗПвсп + Рд+ Рп. (2.16)
ВР = 8 152 000 + 815 200 + 1 630400 = 10 597 600 руб.
Таким образом, содержаниеаппарата управления цеха и вспомогательных рабочих составит:
ЗПц = АУП + ВР. (2.17)
ЗПц = 19 526 976 + 10597 600 = 30 124 576 руб.
Отчисление в фонд социальнойзащиты населения составляет 34% от ЗПц.
СЗ = 30 124 576 × 0,34 = 10242 356 руб.
Общий фонд оплаты труда за годвсех работающих ФОТ (руб).
ФОТ = ЗП × Nз + ЗПц. (2.18)
ФОТ = 631,8 × 285 600 + 30124 576 = 210 566 656 руб.2.7 Расчет общепроизводственных расходов
Общепроизводственными являются расходы, связанные с обслуживанием основныхи вспомогательных цехов и управлением ими. Анализ цеховых иобщехозяйственных расходов имеет большое значение, т.к они занимают большойудельный вес в себестоимости продукции.

Таблица 2.3 — Расчетобщепроизводственных расходовСтатья затрат Условные обозначения Сумма, руб. разработанное изделие Примечание Амортизационные отчисления А 17 764 404 подраздел 2.5 Содержание и эксплуатация оборудования, текущий ремонт заданий, руб. СЭ 8 882 202 5% от ОФ подраздел 2.5 Внутрипроизводственное перемещение грузов, руб. ПГ 17 992 800
0,1% от (Ск + См) × Nз Содержание аппарата управления цеха и вспомогательных рабочих, руб.
ЗПц 30 124 576 подраздел 2.6 Отчисление в фонд социальной защиты населения, руб. СЗ 10 242 356 подраздел 2.6 Расходы на рационализацию и изобретательство, совершенствование технологии, повышение качества продукции, руб. РИ 5 329 321 3% от ОФ Охрана труда и техника безопасности ТБ 13 140 000 100 у. е. на одного человека Прочие расходы
Пр 1 034 757 1% от суммы всех предыдущих затрат Итого
ОРр 104 510 416 2.8 Определение себестоимости и отпускной цены
Себестоимость продукции — этотекущие затраты предприятия на ее производство и реализацию, выраженные вденежной форме. В себестоимости продукции находят свое отражение стоимостьпотребленных оборотных фондов и основных фондов, снашиваемых в процессепроизводства (амортизация), часть стоимости живого труда, выплачиваемаяработникам в виде заработной платы, часть стоимости продукции для общества ввиде отчислений на социальное страхование. Себестоимость продукции являетсячастью ее стоимости. Элементы себестоимости продукции представлены на рисунке 2.1

Рисунок 1.1 — Модель взаимосвязиэлементов и статей себестоимости продукции
/>

Основным документом, которымнеобходимо руководствоваться при формировании себестоимости продукции напредприятии, является Основные Положения по составу затрат, включаемых всебестоимость продукции (работ, услуг).
Снижение себестоимости продукцииможет быть достигнуто за счет сокращения материальных затрат, расходов наоплату труда и накладных расходов на единицу продукции и по производству вцелом.
Основные пути сниженияматериалоемкости продукции связаны с повышением качества сырья и материалов,применением совершенных нематериалоемких конструкций, применением прогрессивныхмалоотходных и безотходных технологий, снижением потерь от брака, расширениемиспользования вторичных ресурсов, усилением контроля за использованиемматериальных ресурсов.
Важнейшим условием снижениясебестоимости продукции за счет экономии фонда заработной платы являютсяопережающие темпы роста производительности труда по сравнению с темпами ростазаработной платы.
Резервы роста производительноститруда на предприятии многообразны:
1. Повышение технического уровняпроизводства:
а) дальнейшая механизация иавтоматизация производства;
б) совершенствование новейшихтехнологических процессов;
в) модернизация действующегооборудования;
г) изменение конструкции,технических характеристик изделий, применяемых материалов и топлива.
2. Улучшение организациипроизводства и труда:
а) увеличение норм и зонобслуживания;
б) совершенствование управления,дальнейшая механизация плановых и учетных работ;
в) сокращение потерь рабочеговремени.
3. Относительное уменьшениечисленности ППП в связи с увеличением объема производства.
4. Повышение качествавыпускаемой продукции.
5. Изменение структурыпроизводства: за счет изменения удельного веса отдельных изделий в общемвыпуске продукции по предприятию; изменение структуры используемого сырья.
6. Освоение производства новыхвидов продукции.
На предприятии необходимопроводить систематический контроль за снижением себестоимости. Контроль долженосуществляться как в процессе составления, так и при выполнениипроизводственно-финансовых планов.
Таблица 2.4 — Расчет отпускнойценыСтатья затрат Условные обозначения Сумма, руб. разработанное изделие Методика расчета 1 2 3 4 1. Сырье и материалы
См 10 000 подраздел 2.1 2. Покупные комплектующие изделия
Ск 53 000 подраздел 2.1
3. Топливо и энергия на технологические цели,
Нтэ = 150-200% ТЭ 947,7
ТЭ = ЗП × Нтэ / 100 4. Зарплата основных производственных рабочих ЗП 631,8 таблица 2.2
5. Отчисления в фонд социальной защиты населения, Нсз = 34% СЗ 214,81
СЗ = ЗП × Нсз / 100
6. Расходы на подготовку и освоение производства, Нрпо = 3 — 5%
Рпо 18,95
Рпо = ЗП × Нрпо / 100 7. Общепроизводственные расходы
Робп 365,93
Робп = итог по таблице 2.3, деленный на Nз
8. Общехозяйственные расходы, Нрх = 30 — 35%
Ррх 189,54
Ррх = ЗП × Нрх / 100
9. Прочие производственные расходы, Нппр = 2 — 3% ППР 12,64
ППР = ЗП × Нппр / 100 10. Производственная себестоимость ПРС 65 381,37 ПРС = Σ 1 +2… + 9
11. Коммерческие расходы,
Нк = 1 — 2%
Рком 653,81
Рком = ПРС × Нк / 100 12. Полная себестоимость ПС 66 035,18
ПС = ПРС + Рком
13. Прибыль, Нпр = 20 — 30%
Пр 13 207,04
Пр = ПС × Нпр / 100 14. Цена предприятия ЦП 79 242,22
ЦП = ПС + Пр 15. Сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки,
Орм 800,43
Орм = ЦП × Нрм / (100 — Нрм)
Нрм = 1% 16. Отпускная цена без учета НДС ОТЦ 80 042,65
ОТЦ = ЦП + Орм
17. НДС, ННДС = 20% НДС 16 008,53
НДС = ОТЦ × ННДС / 100 18. Отпускная цена с учетом НДС Ц 96 051,18 Ц = ОТЦ + НДС
Таким образом, отпускная ценаразрабатываемого изделия составит 96 051,18 руб.
Список используемых источников
 
1.        Бабук И.М. Экономика предприятия: учеб. пособие для студентовтехнических специальностей / И.М. Бабук. — Мн.: «ИВЦ Минфина», 2006.- 327 с.
2.        Головачев А.С. Экономика предприятия. В 2 ч. Ч.2: учеб. пособие /А.С. Головачев. — Мн.: Выш. шк., 2008. — 464 с.
3.        Грибов В.Д. Экономика предприятия / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 336 с.
4.        Золотогоров В.Г. Организация и планирование производства. Практическоепособие / В.Г. Золотогоров. — Мн.: ФУАинформ, 2001. — 528 с.
5.        Ильин А.И. Экономика предприятия: учеб. пособие / А.И. Ильин, В.И.Станкевич, Л.А. Лобан; под общ. ред.А.И. Ильина. — 4-е изд., стер. — М.: Новоезнание, 2006. — 698 с.
6.        Новицкий Н.И., Олексюк В.Н. Управление качеством продукции. — М.:Новое знание, 2004. — 367 с.
7.        Организация производства на предприятии: учеб. — метод. комплекс. Н.В. Шинукевич,Е.А. Зубелик, Ю.В. Карпилович. — Мн.: Издательство МИУ, 2004. — 151 с.
8.        Организация производства. Учебно-практическое пособие/ М.Ю. Пасюк, Т.Н. Долинина,А.А. Шабуня. — Мн.: ООО ФУАинформ, 2002. — 76 с.
9.        Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для ВУЗов. — 3-е изд.,перераб. и доп. / К.А. Раицкий. — М.: Дашков и К, 2002. — 1012 с.
10.     Семенова В.М. Экономика предприятия: Учеб. для вузов / В.М. Семенова.- Спб.: Питер, 2005. — 383 с.
11.     Синица Л.М. Организация производства: Учеб. пособие для студентоввузов. — 2 — изд., перераб и доп. / Л.М. Синица. — Мн.: УП «ИВЦ Минфина»,2004. — 521 с.
12.     Суша Г.З. Экономика предприятия: Учеб. пособие / Г.З. Суша. — М.:Новое знание, 2003. — 384 с.
13.     Титов В.И. Экономика предприятия / В.И. Титов. — М.: Эксмо, 2008.- 416 с.
14.     Управление качеством. А.Л. Ходенков, И.П. Лубчинская. — Мн.: МИУ, 2005.- 135 с.
15.     Чуев И.Н. Экономика предприятия / И.Н. Чуев, Л.Н. Чечевицина. — М.:Дашков и К, 2004. — 416 с.
16.     Экономика предприятия: Учеб. пособие / В.П. Волков, А.И. Ильин, В.И. Станкевичи др. — 2-е изд., испр. — М.: Новое знание, 2004. — 672 с.
17.     Экономика предприятия: Учеб. пособие для сред. спец. учеб. заведений /Под общ. ред.Л.Н. Нехорошевой. — 3-е изд., испр. — Мн.: Вышэйшая школа, 2006. — 383 с.
18.     Экономика предприятия: учеб. пособие / Э.В. Крум и др.; под общ. ред. Э.В.Крум, Т.В. Елецких. — Мн.: Выш. шк., 2006. — 318 с.
19.     Экономика предприятия: Учебник для вузов по экон. спец. / А.Е. Карлик, М.Л.Шухгальтер, Горбашко Е.А. и др.; Под ред.А.Е. Карлика. М.Л. Шухгальтера. — М: Инфра-М,2004. — 432 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.