--PAGE_BREAK--– границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение,
– силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения;
– перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений;
– государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;
– время вступления указа в силу, а также срок действия чрезвычайного положения.
Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также официальному незамедлительному опубликованию.
Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях – 60 суток.
Таким образом, следует подчеркнуть, что институт чрезвычайного положения это способ устранения возникших для населения, государства и его органов угроз правовыми, организационными и иными мерами. Чрезвычайное положение есть особый правовой режим, который является следствием возникшей чрезвычайной ситуации.
Глава 2. Задачи внутренних войск по поддержанию режима чрезвычайного положения. Виды войсковых нарядов, назначаемых в районе чрезвычайного положения. Опыт действий
2.1. Задачи, возлагаемые на воинские части (подразделения) ВВ при обеспечении режима чрезвычайного положения
Воинские части ОН и СМВЧ могут привлекаться для:
1. поддержания особого режима въезда-выезда, а также ограничения свободы передвижения по территории, где введено ЧП;
2. усиления охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения;
3. ограничения движения транспортных средств и их досмотра;
4. поддержания режима комендантского часа;
5. сопровождения и охраны колонн с военными грузами, материальными средствами и людьми;
6. разоружения НВФ, изъятия оружия, б/п, взрывчатых веществ, военной и другой техники[8];
7. обеспечения работы оперативно-следственных групп ОВД, ФСБ и прокуратуры[9].
Задачи, возлагаемые на воинские части (подразделения) ВВ при чрезвычайных обстоятельствах.
Подразделения оперативного назначения и специальные моторизованные части привлекаются для решения следующих задач:
1. Участие в ликвидации НВФ.
2. Участие в освобождении заложников.
3. Участие в пресечении террористических акций на объектах.
4. Участие в предупреждении и пресечении угона транспортных средств.
5. Участие в пресечении (подавлении) вооруженного мятежа.
6. Участие в пресечении массовых беспорядков.
7. Участие в пресечении захвата важных объектов.
8. Участие в розыске и задержании вооруженных преступников (вооруженных дезертиров).
9. Участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.
10. Оказание содействия органам и войскам ФПС России в охране государственной границы РФ.
Таким образом, рассмотренный материал позволяет нам сделать вывод о том, что воинские части и подразделения ВВ могут привлекаться в условиях правового режима ЧП к выполнению различных задач, успешное решение которых невозможно без соответствующей подготовки.
Наряду с этим, для успешного выполнения задач необходимо правовое регулирование действий военнослужащих при несении боевой службы по обеспечению этого режима, а также соответствующий уровень подготовки подразделений и войсковых нарядов. Вопросам боевой службы войсковых нарядов по поддержанию режима чрезвычайного положения будет посвящен следующий раздел.
2.2. Войсковые наряды, назначаемые от подразделений внутренних войск для выполнения задач при поддержании режима чрезвычайного положения. Их состав, предназначение, особенность несения службы
Для поддержания режима ЧП от воинских частей и подразделений могут назначаться: заставы, контрольно-пропускные пункты, маневренные группы, заслоны, патрули и посты охраны порядка, резерв. Для сопровождения и охраны колонн (транспортов), с военными грузами, материальными средствами и людьми назначается группа сопровождения.
КПП — предназначен для контроля за движением транспорта и людей, их проверки и досмотра, пресечения противоправных действий и задержания правонарушителей.
Состав: отделение (взвод) сотрудников органов внутренних дел, отделение (взвод) от внутренних войск со штатной техникой.
Усиление: танк, минометный взвод (расчет миномета), расчет ЗУ-23-2, СПГ-9, АГС-17.
Вооружение: табельное оружие с боеприпасами.
Экипировка: бронежилеты, шлемы, стальные, наручники, резиновые палки, средства «Черемуха», электрофонари, бинокли, приборы ночного видения, противогазы, средства связи, регулировочные жезлы, устройства для принудительной остановки транспорта, ручные гранаты, сигнальные и осветительные ракеты.
В составе наряда назначаются:
1 – группа проверки документов и досмотра транспортных средств — из сотрудников органов внутренних дел;
2 – группа прикрытия – из военнослужащих внутренних войск;
3 – резерв, как правило, из военнослужащих внутренних войск.
На КПП оборудуются:
— места для размещения личного состава, отдыха, приема пищи и т.д., хранения оружия и боеприпасов;
— позиции для личного состава, бронетехники и огневых средств;
— площадка (место) для задержанных граждан и транспорта;
— места для размещения патрульно-розыскных и блок-посты для караульных собак;
— инженерные заграждения на подступах, средства освещения, дорожные знаки, сигнальные мины и др.( См.: Приложение2).
Застава предназначена для локализации и блокирования района чрезвычайного положения (вооружённого конфликта)
Состав: усиленный взвод или рота.
Усиление: 1-2 расчета АГС-17, расчет ЗУ-23-2, расчет СПГ-9, саперное отделение, кинологи с патрульно-розыскными, минно-розыскными и караульными собаками, фельдшер, расчет электростанции, устройство для добычи и очистки воды.
Задачи:
- не допустить проникновения посторонних лиц в охраняемый район, проезд транспорта без пропусков;
- своевременно обнаруживать появление вооруженных лиц (групп) и обеспечить их задержание или уничтожение;
- не допустить внезапного нападения боевиков на наряды и мирных граждан;
- в случае вооруженного нападения оборонять опорный пункт, а также охраняемые объекты (участки).
Район несения боевой службы определяется ее составом, характером выполняемых задач и может составлять участок местности шириной и глубиной 5-7км. Он обеспечивается выделением от заставы на наиболее опасные направления: 1-2 секретов; 2-3 наблюдателей (наблюдательных постов); 1-2 патруля; 1-2 маневренных группы или ПКПП.
Для оказания помощи составу караула при отражении нападения на охраняемый им объекты, а также для прикрытия нарядов при осложнении обстановки выделяются резервы:
- 3-х мин. готовности в составе отделения на БТР (БМП);
- 10 мин. готовности в составе 2-3 отделений на БТР (БМП).
Опорный пункт готовится к круговой обороне. Охрана и оборона заставы осуществляется караулом, а также выставляемыми на наиболее опасных и трудно просматриваемых направлениях секретами и наблюдательными постами.
При организации системы огня создаются 3-4 сектора обороны. В каждом секторе назначаются 3-4 ориентира.
Для прикрытия наиболее опасных направлений подступа выставляется на удалении 400-500м. секрет. Для наблюдения за подступами назначается наблюдательный пост.
В ночное время, при большом удалении постов охраны друг от друга, назначается патруль. ( См.: Приложение3).
Маневренная группа предназначена для контроля за обстановкой в закрепленном районе (участке), пресечения противоправных действий, оказания помощи войсковым нарядам.
Состав: Штатное подразделение от отделения до батальона включительно. Выполняет задачи на боевой технике, автомобилях, вертолётах.
Усиление: артиллерийские и зенитные подразделения; расчеты по применению специальных средств; минно-розыскные собаки; саперы; оперативно-следственные работники; представители комендатуры или органов внутренних дел.
Вооружение: табельное оружие с боеприпасами.
Экипировка: бронежилеты; палки резиновые; шлемы стальные; индивидуальные перевязочные пакеты; электрические фонари; жезлы для остановки транспорта; средства наблюдения (бинокли, приборы ночного видения); радиостанции; ручные гранаты; сигнальные и осветительные ракеты.
Задачи:
— осуществление досмотра транспортных средств, отдельных строений и участков местности;
— пресечение групповых нарушений общественного порядка;
— блокирование (оцепление) районов нахождения незаконных вооруженных формирований, участие в их разоружении;
— отражение нападения на объекты, предприятия, учреждения. ( См.: Приложение 4).
Группа сопровождения предназначена для сопровождения и охраны колонн (транспортов) с военными грузами, материальными средствами и людьми.
Численность и состав зависят от состава колонны, протяженности маршрута, оперативной обстановки в регионе, на маршруте движения и может быть рота, взвод или отделение на БТР (БМП).
Усиление: Бронетехника из расчета один бронеобъект на 5 автомашин, расчет ЗУ-23, СПГ-9М, инженерно-саперное отделение со средствами разминирования, авиа наводчик, артиллерийский корректировщик огня, фельдшер.
Боевой порядок:
— караул;
— разведывательный дозор;
— группа разведки и разминирования. ( См.: Приложение 5).
В условиях угрозы нападения, блокирования дорог для их охраны и обороны заблаговременно могут высылаться войсковые наряды:
— сторожевые заставы;
— секреты;
— дозоры;
— наблюдательные посты;
— караулы;
— маневренные группы;
— а также привлекаться вертолеты.
Таким образом, особо следует подчеркнуть, что институт ЧП — это способ устранения возникших для населения, государства и его органов угроз правовыми, организационными и иными мерами. ЧП есть особый правовой режим, который является следствием возникшей чрезвычайной ситуации (чрезвычайного обстоятельства).
Для поддержания режима ЧП от войсковых частей и подразделений ВВ наиболее часто будут назначаться войсковые наряды: контрольно-пропускной пункт, застава, маневренная группа, группа сопровождения колонн, которые при выполнении задач применяют различные способы войсковых действий.
2.3. Опыт действий воинских частей (подразделений) ВВ при обеспечении режима чрезвычайного положения
Опыт выполнения задач войсками в Чеченской республике показал, что главным содержанием деятельности КПП является досмотр транспортных средств. Он осуществлялся следующим образом.
Машину останавливали, сопровождали и осматривали сотрудники ОМОН. Водитель должен был заглушить двигатель и вместе с пассажирами отойти на 6-8 шагов. Один-два военнослужащих с пулеметом и гранатометом находились в укрытии по направлению движения машины в готовности к открытию огня по транспортному средству в случае его неподчинения требованиям остановки или при попытке прорыва; один-два военнослужащих находились 3-4метрах сзади от транспортного средства и группы досмотра в готовности прикрыть действий сотрудников ОВД. На позициях, подготовленных к круговой обороне, 2-4 военнослужащих вели наблюдение за прилегающей местностью.
Досмотру подвергался одновременно транспорт, идущий с двух направлений. В зависимости от обстановки детальность досмотра на КПП изменялась.
Благодаря установленным инженерным заграждениям на дорогах скорость подъезжавшего к КПП автомобиля снижалась до 5км в час. На специально оборудованной (контрольной) площадке сотрудниками милиции совместно с представителями местной ГАИ производился досмотр транспортных средств. При этом не только велся обыск транспорта на предмет обнаружения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т.п., но и проверялись документы, удостоверяющие личность водителя и пассажиров.
Если обнаруживались запрещенные к провозу предметы, то люди и транспортные средства задерживались и направлялись на площадки, В дальнейшем сотрудники ОВД проводили разбирательство.
На КПП велись журналы учета проходившего транспорта и граждан.
Анализ боевой службы КПП в Чеченской Республике показал, что, несмотря на многолетний «стаж» этого вида наряда, многие вопросы оставались нерешенными:
— насыщенность республики транспортными средствами, отсутствие навыков в производстве расчетов на досмотр и пропуск транспорта приводили к созданию «пробок», и, как следствие, к неэффективному досмотру машин.
Много возникало вопросов при досмотре большегрузных автомобилей, перевозящих различные грузы (доски, кирпич, арбузы и т.д.). Из-за отсутствия элементарных инструментов для обыска (щупы различной длины, шесты с зеркалами) и технических приборов проходящие груженые машины досматривались чисто формально, что позволяло сообщникам боевиков провозить под грузом все, что угодно;
- не была отлажена система доставки задержанных граждан. На КПП отсутствовали комнаты временно задержанных, группа конвоирования прибывала через 1,5-2 часа. За это время местное население, как правило, узнавало о задержанных и принимало все меры к их освобождению;
- несмотря на то, что в нескольких районах города была налажена совместная служба ОМОН и местной милиции, в основе ее все же сохранялось взаимное недоверие: сотрудники ОМОН проверяли одни машины, сотрудники ГАИ ОВД Чеченской Республики — другие;
- несмотря на насыщенность города боевой техникой и транспортными средствами федеральных войск, проблемы их пропуска не были решены. Военные колонны, отдельные военные автомобили, БТР, танки двигались по городу, не обращая внимания на КПП;
- серьезная проблема – притупление бдительности личного состава КПП при длительном выполнении задач, утрата чувства ответственности;
- несмотря на неоднократную достоверную информацию о том, что женщины-чеченки проносят через КПП оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, досмотр их не проводился, т.к. в составе войсковых нарядов не было женского персонала;
- документы на право владения транспортными средства, как правило, оформлялись по доверенности в ГУОШ (ВУ МВД России в Чеченской Республике). В МВД Чечни отсутствовал банк данных на угнанный транспорт, поэтому по таким документам достоверность права владения транспортными средствами определить было невозможно.
Регулярные попытки блокирования и захвата застав и КПП начались практически сразу после ввода войск.
31 мая 1996г. был захвачен боевиками личный состав КПП-5 2 пон ОДОН. Причинами были: отсутствие инженерных заграждений перед позициями, фортификационных сооружений в опорном пункте, неподготовленность системы огня, отсутствие дублирующих каналов и резервных средств связи, низкая боевая готовность подразделения, отсутствие зрительной связи с соседями и взаимодействия (особенно по вопросам вызова огня артиллерии старшего начальника). Все это позволило боевикам беспрепятственно приблизиться к позициям, открыть кинжальный огонь и с начала боя вывести из строя открыто расположенные важные огневые и иные средства (БТР, склад с боеприпасами, радиостанции), подавить зенитную установку и отдельные огневые точки.
В качестве примера тактики действий заставы при выполнении задач в Чеченской республике можно провести следующее.
Как правило, для непосредственного несения службы задействовалось до половины личного состава. Остальные военнослужащие находились в резерве.
При нападении на обороняемый объект, обстреле боевиками заставы наблюдатели установленным сигналом сообщали об этом командиру заставы и производили указание сигнальной ракетой или трассирующими пулями в направлении цели. Немедленно открывался огонь дежурного огневого средства, в секторе обстрела которого появлялись бандиты. Часть личного состава резервной группы занимала позиции на угрожаемом направлении и по команде начальника заставы или самостоятельно отражала нападение. В первую очередь уничтожались бронеобъекты, минометы и гранатометчики противника. Оставшаяся часть резерва находилась в готовности к отражению нападения в других секторах.
продолжение
--PAGE_BREAK--