Реферат по предмету "Философия"


Проблема реальности: объективная реальность, субъективная реальность, виртуальная реальность

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНСТВО ПО ОБОРАЗОВАНИЮ
СИБИРСКИЙФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТЕСТЕСТВЕННЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙФАКУЛЬТЕТ
ФИЛОСОФСКИЙФАКУЛЬТЕТ
КУРСОВАЯРАБОТА
«ПРОБЛЕМАРЕАЛЬНОСТИ:
ОБЪЕКТИВНАЯРЕАЛЬНОСТЬ, СУБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ»
Выполнил:студент 2го курса
группы
Тохтобин Е.А.
Научныйруководитель:
Профессор,доктор философских наук
А. Я.Райбекас
КРАСНОЯРСК2008
Оглавление.
Введение. 3
Глава 1. 4
Объективная и субъективная реальность. 4
Глава 2. 6
Виртуальная реальность: История понятия. 6
Виртуальная реальность: Попытка типологизации. 11
Виртуалистика. 20
Заключение. 24
Список используемой литературы. 25
Введение.
Темой моей курсовойработы является – реальность, во всех её проявлениях: объективная,субъективная, виртуальная реальности. Целью – рассмотреть типы реальностей, исделать акцент на анализе виртуальной реальности. Почему именно виртуальной?Потому что, эта один из самых новых аспектов в теме реальности, и поэтому,наименее исследованный. А в связи, с революцией в сфере коммуникаций и связи,на мой взгляд, эта делает тему виртуальной реальности ещё и наиболееактуальной. В первой главе я рассмотрел, три типа реальностей и выделил ихособенности. Во второй главе – постарался раскрыть понятие виртуальнойреальности, провести типологизацию, и так же других понятий связанных свиртуальной реальностью.
Глава 1./> Объективная и субъективная реальность.
С давних времен вфилософии стояла проблема реальности. Человек понял что тот мир представлен емув мнениях. И что существует как бы два мира, две реальности – объективная исубъективная.
Объективная реальность — действительность; вообще всё то, что существует. Окружающий нас мир, мир сам посебе.
Материалисты обычнопредставляют объективную реальность как некий механизм, который работает всоответствии со своим устройством и на который люди могут оказывать лишьограниченное влияние. Взгляд некоторых религий на объективную реальность малоотличается от материалистического — вся разница сводится к тому, что здесь этот«механизм» был создан Богом (деизм); кроме того, Бог иногда вмешивается вработу этого «механизма» (теизм). Агностики же считают, что «объективнаяреальность», то есть мир сам по себе, не доступна пониманию человека.
С точки зрениясовременных естественных наук «объективная реальность» является принципиальнонепознаваемой (в полном объёме, до мельчайших деталей), так как квантоваятеория доказывает, что наличие наблюдателя изменяет наблюдаемое (парадокснаблюдателя).
По мнению некоторыхучёных, сам термин «объективная реальность», введенный в отечественнойфилософской традиции, представляет собой пример логической ошибки (плеоназм),поскольку уже понятие «реальность» обозначает данность, свободную отсубъективных влияний. В подобном смысле даже иллюзии являются «реальностью» дляконкретной психики в случае, если мы рассматриваем их как закономерноепродолжение психических состояний личности и суммы внешних влияний (такиеиллюзии могут быть даже отражены в истории психической болезни, или бытьобъектом научных опытов).
Субъективная реальность –это, то как нам представлен окружающий нас мир, через органы чувств ивосприятия, наше представление о мире. И в этом смысле, у каждого человекаскладывается своё представление о мире, о реальности. Это происходит понекоторым причинам, так например чувствительность органов у людей может бытьразличной, и мир слепого человека разительно отличается от мира зрячего.
Таким образом каждыйотдельный человек живет в своем мире, созданном на основе его личного опыта.
/>Глава2./>/>Виртуальная реальность: История понятия.
В наши дни в обиходсовременного человека прочно вошло выражение «виртуальная реальность». Под«виртуальной реальностью» большинство людей понимают – мир, создаваемыйтехническими средствами и передаваемый человеку через привычные для восприятияреального мира ощущения: зрение, слух, обоняние, и другие. Но если посмотретьна истоки этого термина, то можно увидеть что корни его уходят далеко в историюфилософии. Категория виртуальной реальности активно разрабатывалась всхоластике, она была необходима для решения ключевых проблем, в том числе:возможности сосуществования реальностей разного уровня, образования сложных ве­щейиз простых, энергетического обеспечения акта действия, соотношения потен­циальногои актуального.
Так, в работе НиколаяКузанского «О видении бога», он следующим образом решал проблемыактуальности существования и энергии.  "…, я гляжу на стоящее передо мнойбольшое и высокое ореховое дерево и пытаюсь увидеть его начало. Я нижутелесными глазами, какое оно огромное, раскидистое, зеленое, отя­гощенноеветвями, листвой и орехами. Потом умным оком я вижу, что то же дерево пребывалои своем семени не так, как я сейчас его разглядываю, а виртуально: я обращаювнимание на дивную силу того семени, в котором было заключено целиком и этодерево, и все его орехи, и вся сила орехового семени, и в силе семян всеореховые деревья. … Эта абсолютная и всепревосходяшая сила дает всякой семеннойсиле способ­ность виртуально свертывать в себе дерево вместе со всем, чтотребуется для бытия чувственного дерева и что вытекает из бытия дерева: то естьв ней начало и причина, несущая в себе свернуто и абсолютно как причина все,что она дает своему следст­вию."
Фома Аквинский разрешаяпроблему онтологического сосуществования реальностей разного иерархическогоуровня и проблему образования сложного из простых элементов, в частности,сосуществования души мыслящей, души животной и души растительной, использовалкатегорию виртуальной реальности: «Ввиду этого следует признать, что вчеловеке не присутствует никакой иной субстанциальной формы, помимо однойтолько субстанциальной души, и что последняя, коль скоро она виртуальносодержит в себе душу чувственную и душу вегетативную, равным образом содержит всебе формы низшего порядка и исполняет самостоятельно и одна все те функции,которые в иных вещах исполняются менее />/>совершенными формами. — Подобным жеобразом должно сказать о чувственной душе животных, о вегетативной душе врастениях и вообще обо всех более совершенных существах в их отношении к формамменее совершенным».
Как видно из приведенныхвыше примеров, категория виртуальной реальности была одной из ключевыхкатегорий в схоластике. Но в схоластической философии многие категории, как, «вещь»,«свойство», «энергия», существование и другие, стали пониматься иначе, чем вантичной философии. Схоластическая парадигма, обладает некоторымиособенностями. Так в качестве второй реальности, выступает только божественнаяреальность, это приводит к тому что в каждом событии обнаруживается божийумысел. В связи с чем исчезает сама идея иерархичности реальностей, так как,существует всего две реальности: субстанциональная и божественная; и обе этиреальности являются предельными, и выступают друг к другу в отношениипротиворечия.
Развитие философиисредних веков и затем Нового времени во многом определялось отношением  кпромежуточной реальности: есть она или нет  (номина­лизм — реализм, преформизм- эпигенез, реализм — идеализм и т.п.).  Научная картина мира возникшая в Новоевремя, провозгласила моноонтичность, исключив божественную реальность, ипереименовав божественные законы в законы природные. Всё принадлежит однойреальности – природной, но при этом осталась идея силы, которой придавалсякосмический масштаб, такой же как придавался божественной. Это породилопротиворечие новоевропейской моноонтичной парадигмы, дело в том что, всеобщиекосмические законы могли объяснить только простые события, типа притяжения двухпредметов, а более сложные события, типа отношений двух людей – нет.Требовалось признание каких-то промежуточных уровней реальности, которые быобъясняли, почему в одном случае отношения соответствуют одному типу законов, ав другом — другому.
И такие парадигмысуществуют, например, буддизм строится на признании полионтичности. В буддизмепризнается существование нескольких уровней сознания человека, несводимых другк другу, т.е. законы одной реальности не сводятся к законам другой. Это даетвозможность иметь дело с типами психических событий, принципиально неухватываемых западной психологией. Что принци­пиально важно, для буддиста,находящегося на определенном уровне реальности, все другие находятся всвернутом виде, они никак не даны ему в ощущениях, переживаниях, понимании,представлении. Они не входят в его жизнь, и он о них знает только по рассказамдругих людей. Когда же он переходит на следующий уровень, то реальность этогоуровня становится ощущаемой, видимой, несомненной в своем существовании; то, очем он только слышал, становится данным и в ощущениях, и в представлении.
Этим объясняется непринятия новоевропейской философией утверждения Платона о том, что идеиявляются зримыми, так как для новоевропейской философии идеи – это мыслительныепонятия. А Платон говорил не о предельной реальности, а о реальности следующегоуровня, объекты которой, для людей находящихся в не неё, только мыслимы,  а длялюдей находящихся в ней, являются реальными вещными.
Итак, если мы признаемсуществование нескольких уровней реальностей, то должны, так же признать, несводимость реальностей друг к другу, иначе бы всё сводилось к одной или двумпредельным реальностям.
Такой подход былпредложен еще в IV в. ранневизантийским философом Василием Великим, который всвоей натурфилософской работе «Шестоднев» утверждал идею того, чтонекая реальность может породить другую реальность, законы существования которойне будут сводиться к законам существования порождающей реальности. На основеэтой идеи он интерпретировал акт творения мира и построил модель порождения мираи актуального его существования.
А принципы отношениямежду разными уровнями реальностей рассмотрены у другого великого византийца — Исаака Сирина. Он утверждал, что соотношение уровней реальностей определяетсяне их абсолютным статусом, а теми усилиями, которые человек предпринимает, длятого чтобы раскрыть для себя, а точнее сказать — поро­дить в себе реальностьследующего онтологического уровня. Исаак Сирин предло­жил модель, названную«принципом матрешки»: количество и тины реальностей, которыми человекоперирует, определяются активностью самого человека, и по направлению движенияк предельным реальностям, как «вверх», так и «вниз»,человек может проходить в принципе бесконечное количество промежуточных.Предель­ные реальности в перспективе сходятся, суть одно и то же. Исаак Сирин,говоря о том, что есть много промежуточных реальностей, которые человек долженпройти в своем восхождении к Богу, в качестве иллюстрации описывает двепромежуточные реальности, называемые им «внутренний человек» и«совершенный человек». При этом каждая следующая раскрывающаясяреальность в «лестнице» восхождения энер­гетически питает объектынижележащей и обеспечивает целостность и полноту их бытия. В этом смысле болеепоздние византийские философские изыски, в частности анализ проблемы энергии висихазме, следует рассматривать как повторные и менее удачные попыткипостроения восточно-христианской философии, вызванные либо незнанием трудовпервых византийских философов, либо непониманием предложенных ими решений.
Понятие искусственнойреальности, в современном его значение, было впервые введено Майроном Крюгером(Myron Krueger) в конце 1960-х. В 1989 году Джарон Ланьер ввёл более популярныйныне термин «виртуальная реальность». В фантастической литературе поджанракиберпанк виртуальная реальность есть способ общения человека с«киберпространством» — некой средой взаимодействия людей и машин,создаваемой в компьютерных сетях.
Первой системойвиртуальной реальности стала «Кинокарта Аспена» (Aspen Movie Map), созданная вМассачусетском Технологическом Институте в 1977 году. Эта компьютернаяпрограмма симулировала прогулку по городу Аспен, штат Колорадо, даваявозможность выбрать между разными способами отображения местности. Летний изимний варианты были основаны на реальных фотографиях.
В данный моменттехнологии виртуальной реальности широко применяются в различных областяхчеловеческой деятельности: проектировании и дизайне, добыче полезныхископаемых, военных технологиях, строительстве, тренажерах и симуляторах,маркетинге и рекламе, индустрии развлечений и т.д. Объем рынка технологийвиртуальной реальности оценивается в 15 млрд. долларов в год. Виртуальнаяреальность: Попытка типологизации.
Массовое распрост­ранениепредставлений о прецеденте виртуальной реаль­ности спровоцировано появлениеммультимедийной тех­ники виртуальной реальности. Между тем элект­ронныйвиртуальный мир — лишь технологическое усовер­шенствование виртуальнойреальности, уже открытой че­ловеком. И отдельные ее проявления вошли в жизньчело­вечества задолго до появления компьютера. Карпицкий в работе «Онтологиявиртуальной ре­альности» пытается показать, что вирту­альность «… проникает вбытие наличествующих вещей, незаметно растекается по нашей обыденнойдействитель­ности, пропитывая ее собой».  Автор, пытаясь показать виртуальнуюреальность, рассматривает её на примере зеркала, телефона, телевизора,сновидения, ли­тературной действительности и внутрикомпьютерной об­разнойреальности.
Можно попытатьсятипологизировать продуцентов виртуальной реальности, взяв  в качестве основаниядля типологизации фактор времени возникновения продуцента вирту­альнойреальности. Тогда можно выделить три основные периода: доиндустриальный,индустриальный и новейшая эпоха.
Доиндустриальныепродуценты виртуальной реальности.
Изобразительноеискусство. Ос­новным критерием, определяющим рождение произведе­ния, являетсястремление воссоздать новую реальность, отказаться от реальности данной.Феномен подмены реальности репрезентируется в языке искусства. Искусство несетв себе то, что не может быть выражено посредством рационального дискурса, по­этомуэстетический объект при транслировании на полот­но или в трехмерноепространство наделяется особом знаково-символическим содержание, подчиняясьсоциально и исторически обусловленным семантике и синтаксису.
Таким образом, языкискусства, осуществляя трансля­цию знаково-символьной системы, формируетвиртуальное поле восприятия и в нем уже превращается в язык вирту­альности.
Легенда о зарожденииискусства, изложенная Плини­ем Старшим, отображает важный аспект человеческойпсихологии в феномене подмены реальнос­ти: дочь гончара Бутада из Сикиона,желая сохранить па­мять о возлюбленном, с которым расстается, обрисовала еготень на стене, а Бутад залил внутреннее пространство кон­тура глиной. Такполучился первый барельеф. Контур лю­бимого, сделанный неопытной рукой, —первая субститу­ция действительности. Нежелание смириться с расставани­ем,попытка оставить вещественную память побуждают со­здать изображение. Но что онопредставляет собой? Это новая реальность: изображенный возлюбленный как альтер­нативауже сушествующему, но по объективным причинам не находящемуся рядом. Такимобразом, искусство подменяет реальность, призывая художника творить, а зрителявоспринимать воссозданный новый мир.
Алкоголь и древниенаркотики. Скорее всего человек открыл одурманивающие свойства конопли и макаслучайно — при вдыхании дыма во время сжигания растения. Геродот писал об одномиз племен побережья Каспийского моря: «Они садились вокруг дерева, бросали враз­водимый костер какие-то плоды и опьянялись дымом от этих плодов, как эллиныопьяняются вином». Легенды о появлении алкогольных напитков, тоже утверждаютчто человек получил их случайно, лишь позже алкоголь  стал приниматься намереннодля улуч­шения настроения (при употреблении в малых дозах) и для ухода отреальности (при употреблении в больших дозах). Подобного рода допинги нередкоимеют целью (по­мимо ухода от реальности) достижение «умственного про­светления».Но не­зависимо от цели продуцирования подобной реальности природа ее будетвиртуальной. Таким образом при принятии определенных средств продуцируетсявиртуальная реальность.
Религиозный экстаз.Религиозный экстаз, вызываемый для прямого общения с неземным миром,онтологически также имеет целью уход от реальности.
Продуцентывиртуальной реальности эпохи индустриального общества.
Среди продуцентоввиртуальной реальности, возник­ших в индустриальную эпоху, можно назватьфотографию, депривацию сна и др. Эти продуценты являются намерен­ноусовершенствованными производными от продуцентов доиндустриальной эпохи:фотография — от изобразитель­ного искусства, а депривация сна и, например,психоде­лики — от ранних форм наркотиков и психологических средств воздействияна психику человека.
М. Хайдеггер, исследуяширокий круг проблем, име­ющий непосредственное отношение к философии техни­ки,писал о том, что техника способствует самореализации человечества. Техника уХайдеггера — важнейший способ обнаружения глубинных свойств бытия. Она позволяетвыявить то, что сокрыто в нем, должно быть угадано и пред­ставлено в подлинном,неискаженном лике. Принцип об­наружения сокрытого проявляется и в таком аспектенауч­но-технического воздействия, как усовершенствование средств подменыреальности. Попытаемся показать это на примере истории возникновения указанныхпродуцентов виртуальной реальности.
Фотография. Тяга кчеловека к запечатлению реально была всегда, но это мог сделать лишь тот ктообладал талантом,  что в свою очередь вело к стремлению полностьюмеханизировать процесс рисовании -  к копированию реальности посредствомтехники.
Электроннаявиртуальная реальность.
Мультмедиа как средствапередачи информации (включая Интернет, мобильную связь и проч.), не меняясущности информативной части, меняют форму ее пере­дачи. Язык электронногописьма — это прежде всего изме­ненная форма стилистики изложения. Если набортекста осуществляется в режиме реального времени без редакти­рования, тоестественным образом появляются опечатки, связанные с переключением раскладкиклавиатуры на раз­ные языки или с непопаданием на нужную клавишу. Такиеопечатки нередки, и в случае их частого появления они ста­новятся узнаваемы изакрепляются в обиходе электронного языка как общепринятые. Наиболееупотребляемые среди них: З.Ы. или ЗЫ, а также лытдыбр (транскрибированноеlytdybr) — написание «Р.S.» и слова «дневник» соответствен­но с непереключеннойраскладкой клавиатуры23.
В электронном письмеможно также заметить тенден­цию к аббревиатурам, транскрибированию и сокращениюнаиболее употребляемых слов и выражений (в русскоязыч­ном электронном письмепроисходит адаптация иностран­ных слов и выражений), приведем наиболее яркиеприме­ры: E-tailer (розничный торговец в Интернете; произошло от «retaler» —розничный продавец). К ключевому слову добавлена приставка «е». Подобным жеобразом появились слова «е-mail» (электронная почта), «е-commerce» (ком­мерцияв Интернете), «е-zine» (электронный вариант жур­нала или периодическогоиздания)24; ИМХО (транскриби­рованная аббревиатура, акроним англ. «in my humbleopinion» — по моему скромному мнению); СПАМ (транс­крибированная аббревиатураангл. «spiced ham» — ветчина со специями, т.е. сомнительная реклама,рассылаемая по электронной почте); ЖЖ (аббревиатура перевода англий­ского «livejurnal» — живой журнал, дневник); ФАК (транскрибированная аббревиатураанглийского «FAQ. — Frequntly asced questions» — наиболее часто задаваемыевопросы); трафик (транскрибированное английское «traffic» — транспорт,перевозка, т.е. объем информации, поступающей по сети); бла (транскрибированноеанглий­ское «blah» — чепуха); респект (транскрибированное анг­лийское «recpect»— уважение); смайл (транскрибирован­ное английское компьютерное «smiley» от«smile» — улы­баться) — значок, выражающий соответствующую эмо­цию; субж, илисабж (транскрибированное сокращение английского «subject» — тема сообщения) ит.п.
Это лишь немногие примерыкомпьютерного «новояза». Определенная часть из них уже приобрелаофициальный статус, остальные употребляются на уровне сленга. Но формированиеподобных слов продолжается как в иност­ранных языках, так и в русском. И длянеопытного пользо­вателя тексты с включениями подобных слов могут выгля­деть,как тексты на чужом языке. Таким образом, язык электронного общения оченьбыстро обновляется, насы­щаясь редуцированными, транскрибированнымииностранными словами, что приводит к возникновению новой семиотической системы.
Новизна семиотическойсистемы виртуальной реаль­ности выражается также в появлении новых элементовкоммуникации. Интерактивность становится ключевым принципом электронногообщения, и для ее осуществле­ния необходимы графические субституты, позволяющиекраткую передачу эмоционального ряда. Такими субсти­тутами являются «смайлики»и другие графические изоб­ражения. Их знаковые выражения довольно просты и со­ответственнооднозначны.
Некоторые из смайловпрошли эволюцию редуциро­вания, например: смайл улыбки: © => :-) => :)=> ) или смайл грусти: © => :-( => :( => ( и др. Появление такихзнаков и их трансформация в более краткий вариант имеет ту же структуру, что ииероглифическое письмо.
Иначе говоря, знакиэлектронного общения, так же как и иероглифы, обнаруживают некоторое подобиетому, что они обозначают, но рисуются ограниченно средства­ми клавиатуры и,также имея тенденцию к упрощению, пре­терпевают его за гораздо более быстроевремя. Иероглифи­ческая структура смайлов — важный аспект формированиясемантической структуры языка. Можно предположить, что законы развитияобыденного языка электронной ре­альности будут претерпевать ту же эволюцию, чтои иероглифическое письмо, которая приведет либо к пре­дельному упрощению, чтоуже наблюдается в смайловой структуре, либо к полной или частичной редукцииэтого языка, как это произошло с вьетнамской иероглификой.
Еще одной особенностьюэлектронного письма явля­ется визуализация текста. Как писалось выше, электрон­ныйтекст допускает сопровождение визуальным рядом. Это не только вариацииграфического изображения тек­ста. В этом нет новизны, поскольку графика текста— явле­ние не новое: поэты и писатели в стремлении к эмоцио­нальному усилениюсвоих произведений нередко прибе­гали к подобным приемам. Например, Аполлинер всбор­нике «Калиграммы» располагал строки стихов определен­ным рисунком, М.Павич графически изложил свой роман «Хазарский словарь» в форме словаря и т.п.
Визуализация электронноготекста — это прежде всего сопровождение текста гиперссылками. Здесь опять женуж­но указать на то, что по смыслу гиперссылка в тексте не нова, а гипертекст— это структура энциклопедии или же обык­новенная книга со ссылками на другиетексты. Гипертекст в художественной литературе — это насыщение текста аллю­зиями,примеры — тексты X. Борхеса, В. Пелевина и т.д.
Главной характернойчертой гипертекста, является отсутствие непрерыв­ности, прыжок — неожиданноеперемещение позиции пользователя в тексте. Иначе говоря, специфика языкаэлектронной виртуальной реальности заключается в по­явлении иероглифическихэлементов, в возможности де­лать включения гиперссылок (и использовать их) врежи­ме реального времени, а также в общедоступности данно­го процесса. Сама жеструктура электронной виртуальной реальности, имея феноменологические корни вискусст­ве, в некоторой степени идентична ему.
Современные исследованияпо виртуалистике под­тверждают онтологическую идентичность в появлениивиртуальной среды и в процессе творчества в искусстве. Эта идентичностьобусловлена стремлением личности вырваться за рамки данности, а такжестремлением быть если не творцом, то хотя бы сопричастным творчеству.
Искусство создает новуюреальность, воображаемую, виртуальную. И для исследователя философии и социо­логиисреды Интернет возможность такой апелляции служит подспорьем. Однако необходиморазделять признаки виртуальности искусства и виртуальности электронной.Разделение таких признаков поможет выделить феноме­нологическую структурувиртуальной реальности.
Современные исследователивиртуалистики находят­ся в таком же положении, в каком находились исследователиначала XX в. по отношению к фотографии, кинема­тографу и прочим новшествам,являвшимся на тот момент современной виртуальной реальностью. Однако выдвину­тыев «Манифесте виртуалистики» основные положения построены на постнеклассическоммировоззрении. В ма­нифесте говорится: «Виртуальная реальность, независимо отее '«природы» (физическая, психологическая, соци­альная,биологическая, техническая и проч.), имеет сле­дующие свойства: порожденность,актуальность, автоном­ность, интерактивность.
Порожденность.Виртуальная реальность продуциру­ется активностью какой-либо другой реальности,внешней по отношению к ней.
Актуальность. Виртуальнаяреальность существует ак­туально, только «здесь и теперь», толькопока активна по­рождающая реальность.
Автономность. Ввиртуальной реальности свое время, пространство и законы существования (вкаждой виртуаль­ной реальности своя «природа»).
Интерактивность.Виртуальная реальность может взаи­модействовать со всеми другими реальностями,в том числе и с порождающей, как онтологически независимая от них».
Обращаясь к исследованиямпервой половины XX в., направленным на артефакты виртуалистики, возникав­шие вто время, а именно к работам «Человек и машина» Н. Бердяева и «Произведениеискусства в эпоху его тех­нической воспроизводимости» Вальтера Беньямина, по­пытаемсявыявить характеристики электронной виртуаль­ной реальности, основываясь навыводах, сделанных эти­ми учеными при социогуманитарном анализе продуциру­ющихновую реальность технических средств.
Воспроизводимостьискусства заложено в саму его природу. То что создает человек, всегда может бытьвоссоздано другим человеком. И в наш век, с развитием техники это лишьусилилось. И если Леонардо да Винчи писал о том, что музыка проигрываетживописи, поскольку после испол­нения исчезает, а картины остаются на века, тосегодня человек может воспроизводить подлинное произведение сколько угодно раз,и даже делать в нем паузы, повторять, дослушать произведение позже. И это внекой степени обесценивает подлинник.  Но ведь само искусство несет в себе цельрепродукции окружающего мира. Следовательно, репро­дукция с помощью техническихсредств представляет со­бой вторичную подмену (первичная задается художником,создающим виртуальную реальность на полотне, вторич­ная — техническимисредствами, создающими вторичную виртуальную реальность полотна).
И если согласиться стезисом, что технические средства развиваются в соответствии ссоциально-экономическими запросами общества, то подмена подлинника репродукци­ейс помощью того или иного средства — следствие соци­ально-экономических вызововэпохи. Целеполагание такой подмены не зависит от вида технических средств ионтоло­гически подмена реальности всегда идентична. Однако с изменением средствпередачи подмены изменяются и не­которые ее характеристики. Так напримервовлечение человека в мир литературного произведение и компьютерной игры ничемне различаются.   Структура вовлечения в обоих примерах оди­накова. НО отличиявсё таки обнаруживаются, в восприятии: Действительность раскрывающаяся висскустве носит символический и отображает идейны мир, а техника же воссоздаетдействительность лишенную символики, в ней отображен мир непосредственно. Вкачестве примера можно рассмотреть театр и кинематограф.  Интраполируя этосравнение на современные условия, подчеркнем, что, электронная виртуальнаяреальность представлена здесь и сейчас. И это, очевидно, основной крите­рийопределения и отличия виртуальной реальности, со­здаваемой мультимедийнымисредствами, в сравнении с другими виртуальными реальностями. Реальность искус­ствасимволична, реальность мультимедиа знакова.
Еще одной характернойчертой электронной виртуаль­ной реальности, отличающей ее от искусства,является сила воздействия на человека. Обратимся вновь к примеру с кине­матографом.В кино актер обращается к большим  массам людей, фильм одновременнопоказывается во многих странах, а не к маленьким, как актер театра,ограниченный лишь публикой в зале. Охватывая всё большее количествопотребителей, мультимедиа выявляют новый социальный тип — массовогопользователя, а также новое сообщество, форми­рующееся в необычной среде.
Итак, можно выявитьследующие характеристики электронной виртуальной реальности: 1) это реальность,онтологически обоснованная стрем­лением человека создавать альтернативный мир,2) она проявляется здесь и сейчас и преиму­щественно знаково, в отличие отвиртуальной реальности искусства, 3) ее направленность гораздо шире по силевоздействия, 4) она радикально меняет пространственно-временной континуум. Виртуалистика.
Подход, основанный напризнании полионтичности реальности, получил название«виртуалистика». Относительно психики этот подход конкретизируется втеории психологических виртуальных реальностей.
Иногда виртуалистикупонимают как новую научную дисциплину, воспринимая термин«виртуалистика» по аналогии с названиями таких наук, как кибернетика,генетика. На этом основании строят критику виртуалистики, требуя«предъявить» объект изучения. Но любая из наук, право насуществование которой уже признано, имеет дело не с отдельным объектом, а покрайней мере с совокупностью разнородных объектов, принадлежащих той или инойреальности. Правда, вопросы о своем объекте подчас пытаются разрешить ипризнанные науки. Например, есть много вариантов ответа на этот вопрос впсихологии: ассоциации, гештальты, деятельность, сознание, психика, субъект ит.д., поскольку каждая психологическая школа объявляет в качестве объекта всейпсихологии «свой» объект. Но это точно так же, как если бы механика итермодинамика спорили о том, что является «истинным» предметом физики.
Виртуалистика не являетсянаукой. Виртуалистика есть подход, который может быть использован в любойнаучной дисциплине. Принципиально нового в признании существования реальностейразного типа, т.е. несводимых друг к другу, в рамках одной и той же науки нет.Например, в физике признается существование и вещества, и поля, существованиевзаимодействий разного типа (сильного, слабого и т.д.).
Идея виртуальностиразрабатывалась в философии – античной, восточной, византийской, схоластической- иногда в неявном виде, иногда в явном, как, например, в схоластике. Идеявиртуальности стала активно использоваться в последнее десятилетие всовременной философии, а также других сферах человеческой деятельности.Справедливости ради следует сказать, что прецеденты использования термина «виртуальный''как специфического, несводимого к другим терминам можно найти и в более раннеевремя. Здесь Виртуалистика не рассматриваем случаи неспе­цифическогоупотребления термина „виртуальный“ — как синоним терминов»возмож­ный", «потенциальный».
Как специальныйфилософский и научный термин «виртуальная реальность» (от лат. virtus- доблесть, добродетель, энергия, сила и от позднелат. realis — вещественный,действительный, существующий в действительности; греческий аналог virtus — arete) появился в 80-х гг. XX в., когда в постклассической науке понятиеобъекта иссле­дований было дополнено понятием реальности существованияобъектов, предпо­лагающей, что существует много типов разнородных объектов,принадлежащих одной и той же реальности, как, например, в физикесубстанциальное вещество и энергетическое поле принадлежат одной и той жефизической реальности. Но идея виртуальности указывает на особый типвзаимоотношений между разнородными объектами, располагая их на разныхиерархических уровнях и определяя специфические отношения между ними:порожденности и интерактивности — объекты виртуаль­ного уровня порождаютсяобъектами нижележащего уровня, но, несмотря на свой статус порожденных,взаимодействуют с объектами порождающей реальности как онтологически равноправные.Совокупность виртуальных объектов относительно порождающей реальности образуютвиртуальную реальность. Виртуальные объекты существуют только актуально, толькоздесь и сейчас, пока в порождающей реаль­ности происходят процессы порождениявиртуальных объектов; с окончанием процесса порождения соответствующиевиртуальные объекты исчезают. О виртуальной реальности как реальности имеетсмысл говорить еще и потому, что она подчиняется своим «законамприроды», в ней свое время и свое пространство, несводимые к законам,времени и пространству порождающей реальности, т.е. «внутренняяприрода» виртуальной реальности автономна. В виртуалистике, занимающейсявиртуальными реальностями, порождающая реальность называется  константнойреальностью, поскольку относительно виртуальной реальности существуетпостоянно, а не ак­туально.
Как и в схоластике, ввиртуалистике категория виртуальности вводится через противопоставление, содной стороны, субстанциальности, а с другой — потенциаль­ности: виртуальныйобъект существует, хотя и не субстанциально, но реально, и в то же время — непотенциально, а актуально.
Виртуальность иконстантность образуют категориальную оппозицию, т.е. виртуальность иконстантность являются философскими категориями, определяемыми относительнодруг друга, аналогично такой категориальной оппозиции как форма — содержание.Как категориальная оппозиция виртуальный — константный не имеет определеннойморфологической (субстанциальной) отнесенности — отношения между виртуальной иконстантной реальностями относительны: виртуальная реальность может породитьвиртуальную реальность следующего уровня, став относительно неё константнойреальностью, при атом константная реальность первого уровня может свернуться,став виртуальным объектом новой константной реальности.
Онтологически нетограничений на количество уровней иерархии реальностей, но психологически, т.е.относительно конкретного человека, актуально функционируют только двереальности n-го уровня: одна константная и одна виртуальная. В философ­скоймодели человек при атом может положить существование обеих реальностей какпредельных, порождая дуализм: может положить существование лишь одной реаль­ности,считая вторую производной от первой. Учитывая, что философствующие субъ­ектымогут находиться на разных иерархических уровнях, из этой парадигмы (иерар­хическийуровень и дуализм — монизм) можно реконструировать все западные типы философий.
Идея виртуальностипредлагает принципиально новую для европейской культуры парадигму мышления, вкоторой ухватывается сложность устройства мира, в отличие от идеи ньютонианскойпростоты, на которой зиждется современная европейская культура.
Заключение.
И так, виртуальнаяреальность является одной из наиболее перспективных направлений для изучения современнойфилософии, так как, моноонтичная парадигма мира, явно исчерпала себя насегодняшней день, не только в философии, но и в других науках, как физика,психология, педагогика, и другие. В процессе исследования виртуальнойреальности учеными, был разработан новый метод – виртуалистика, базирующийся напризнание множественности реальностей — полионтичности. Этот метод, сложившаясяпрежде всего на базе психологии, как научный подход имеет достаточноразработанную философскую парадигму, соответ­ствующие научные теоретическиемодели и схемы экспериментального исследования, а также оснований на научномподходе специфический вид практики — аретею. В частности, в аретеи, выявленыпричины определенных ошибок летчика более пятидесяти лет ускользающих отпсихологического анализа и предложены конструктивные технические предложения попредупреждению ошибок такого рода, разработаны и внедрены в практикупринципиально новые и весьма эффективные способы лечения алкоголизма, коррекциипсихического развития ребенка, лечения бронхиальной астмы.
Список используемой литературы.
1.  www.virtualistika.ru
2.  www.wikipedia.ru
3.  Грязнова Е.В. Виртуальная реальность:анализ смысловых элементов понятия // Философские науки, 2005 г. №2, стр. 125,
4. Ищенко Е. Н.Проблема реальности в философском и гуманитарном дискурсе // Вестник МГУ:научный журнал. Серия 7. Философия. – М: Изд. МГУ 1946, 2005 г., №2,
5.  Николай Кузанский. Сочинение в двухтомах. М., 1980. Т.2.
6.  Носов Н.А. Виртуальная реальность //Вопросы философии, 1999, N 10, с. 152-164.
7.  Филько В.И. Типология реальностей//Философские науки, 2005 г., №7, стр. 118.
8.  Фома Аквинский. Сумма теологий //Онтология мировой философии. М., 1969. Т. 1. Ч. 2.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Влияние налогообложения на формирование издержек предприятия 2
Реферат Москва М. А. Булгакова
Реферат Эмиссия облигаций, как источник привлечения инвестиций корпорациями
Реферат Эмиссия долговых инструментов
Реферат Процесс коммуникации по Ю. Хабермасу
Реферат Эффективность инвестиционных проектов
Реферат Animal Cell Essay Research Paper Animal CellThe
Реферат Insomnia In Wordsworth
Реферат «Фишка» этой довольно простой сценки состоит в том, что весь текст (за исключением текста автора) герои произносят абсолютно серым и монотонным голосом
Реферат Комплексный анализ экономической деятельности предприятия ООО "Прогресс"
Реферат Індекси їх види і роль у вивченні ринку
Реферат Амортизационная политика предприятия и её характеристика
Реферат Акцизное налогообложение
Реферат Универсальная геометрия в природе и архитектуре
Реферат Активные операции коммерческих банков 3