Реферат по предмету "Экономическая теория"


Роль государства в экономике 2

--PAGE_BREAK--
2 Роль государства в рыночном развитии экономики
2.1 Особенности регулирования рыночной экономики США
История взаимоотношений американского государства с рынком, со свободным предпринимательством носит уникальный характер. В Америке сложились по-своему идеальные условия для становления и развития капитализма, для формирования государства, вырастающего и крепнущего вместе с укоренением в хозяйственной жизни экономических принципов. Иначе говоря, государство и рынок в США набирали силу одновременно, хотя при этом экономическая функция государства в наибольшей мере проявилась лишь в I пол. XX века. Из всего многообразия факторов, определяющих природу и причины богатства Америки, выделим роль государства и попытаемся выявить движущие силы активной позиции государства в переломные периоды развития американского общества.

Еще в XIX веке в США экономические кризисы не несли угрозы значительных разрушений, и экономическая роль государства предопределялась общей логикой хозяйственного развития страны – укреплением промышленности, строительством ж/д, образованием крупных корпораций, а не «тушением» вспышек циклических кризисов. В этот период государство разными методами стимулировало развитие национальной экономики, предоставляло частному бизнесу свободу инициативы и целевую поддержку. К концу XIX века бурный рост промышленных и банковских «гигантов» вынудил государство начать разрабатывать и внедрять антитрестовское законодательство, чтобы поддержать конкурентный механизм национальной экономики, обеспечить национальную экономическую безопасность.

Однако Великая депрессия заставила американцев задуматься не только об экономических проблемах, но и о судьбе нации и всего государства. Именно громадное социальное напряжение внутри страны, вызванное огромной безработицей, создало реальную угрозу национальной экономической безопасности. Государство в лице Ф.Рузвельта взяло на себя всю полноту ответственности за вывод страны из кризиса, становление и стабилизацию экономики и социального климата в американском обществе. Весь комплекс мер федеральных властей, получивший название «новый курс», не вписывался ни в теоретические постулаты «невидимой руки» рынка, ни даже в существовавшие законодательные акты. Реализация «нового курса» стала переломным этапом в осмыслении роли американского государства в экономике. Впервые в истории США при президенте Ф.Рузвельте был образован Совет по национальной экономической безопасности, который фактически координировал все мероприятия в рамках «нового курса».

Через 60 лет после избрания президентом США Ф.Рузвельта в Белый дом пришел Б.Клинтон, который тоже образовал Совет по национальной экономической безопасности. Свою задачу экономическая «команда» Клинтона видит в обеспечении повышения конкурентоспособности американских товаров и услуг на внутреннем и мировом рынках. И вновь речь идет о поддержании социальной стабильности в обществе.

Может показаться странным, как ведущая мировая держава обеспокоена своей экономической безопасностью, проявляя известную «неуверенность в завтрашнем дне». На самом деле, на рубеже XXI века международная экономическая конкуренция во все большей степени становится важнейшим внутренним фактором развития всех стран, в т. ч. и США. Именно поэтому в таких условиях эффективность американского государства выражается в обеспечении национальной экономической безопасности.

Если же попытаться дать определение экономически эффективного государства, то в самом общем виде можно сказать, что это государство, которое отстаивает свои национальные интересы и обеспечивает свою национальную экономическую безопасность в условиях неограниченной международной конкуренции. Количественное выражение такого определения равнозначно выявлению оптимума между открытостью национальной экономики и поддержкой своих производителей на внутреннем и внешнем рынках. В этой связи новый ракурс получает рассмотрение экономической роли государства в целом. Так как условия развития мирового хозяйства и американской экономики в конце второго тысячелетия существенно отличаются от подобных условий начала и даже середины XX века, то появляется возможность исследовать экономическую роль государства не по степени вмешательства в рыночный механизм, а по степени участия в обеспечении внутренних и внешних условий функционирования национальной экономики. Иными словами, экономически эффективным государство может быть только тогда, когда эффективной является сама экономика. Но и при «плохом» государстве не может быть «хорошей» национальной экономики, развивающейся на основе рыночных принципов.

Опираясь на частную собственность во всех ее проявлениях, американская экономика постепенно расширяла свою базу, которая своей устойчивости она обязана многообразию форм собственности и организационных видов предпринимательства. Если в стране существование и развитие той или иной формы собственности определяются экономическими причинами, а не чисто административными ограничениями, то снимаются предпосылки для нелегального бизнеса, и любой предприниматель может рассчитывать при необходимости на защиту государства, которому он платит налоги.

Очевидно, с этой точки зрения государство может считаться экономически эффективным только тогда, когда в стране сохраняется возможность для эффективного функционирования любого вида предпринимательства в рамках существования хозяйственного законодательства.

В рыночной среде критерием эффективности служит прибыльность любого бизнеса. Однако по мере развития американской экономики и общества все отчетливее стали проявляться сферы, где прибыль не может выступать единственным или идеальным критерием эффективности. В ряде случаев вообще невозможно говорить об эффективности, измеряемой прибылью, скажем, в таких важных для современного общества сферах, как образование, фундаментальная наука, защита окружающей среды и т. д. Здесь «невидимая рука» рынка оказывается бессильной в том, чтобы определить значимость подобных сфер для общества. В XXI веке роль «нерыночных» сфер будет расти, но господствующими по- прежнему останутся «правила игры», которые свойственны рыночной экономике в целом. При таких обстоятельствах роль государства усложняется.

С одной стороны, государство – своеобразный гарант рыночной системы, с другой, — оно не может не поддерживать те сферы жизнедеятельности общества, где рыночная мотивация «пробуксовывает». Отсюда следует, что государство по характеру своей экономической деятельности становится одновременно и составляющим элементом рыночного устройства, и стабилизирующим фактором общества в целом.

И здесь необходимо еще раз остановиться на так называемом «вмешательстве» государства в рыночную экономику. Действительно, если государство стремится подменить или даже в определенной мере заменить рынок и конкуренцию, то тут налицо реальное вмешательство. Но в случае, когда государство выступает лишь гарантом «правил игры», гарантом рынка и конкуренции, то в этой части оно органично вписывается в рыночные принципы поведения.

Если говорить об экономической и социальной роли государства, то для ее определения наиболее существенными являются два показателя – масштаб государственной собственности и доля государственных расходов в ВВП страны.

Так как в США государственная собственность мало связана с хозяйственной деятельностью, в экономической литературе приоритет отдается доле государственных расходов в ВВП.

Приведем некоторые сравнительные данные. В конце XIX века среднемировой уровень государственных расходов в ВВП составил 8,3%, в то время как в США – 4%. Но уже в 20х гг. средний показатель по развитым странам возрос до 15,4%, а в 60х гг. – до 27,9 и в начале 80х гг. – до 42,6%. Причем ни в одной из индустриальных стран эта доля не опускалась ниже 30%, в том числе и в США, где в 1993 г. удельный вес совокупных расходов федеральных властей и властей штатов в ВВП ровнялся 38,7%. Таким образом, хотя США и отстают от европейских стран по доле государственных расходов в ВВП, они находятся в русле общемировых тенденций. Иными словами, государство стало залогом стабильности и устойчивости всего общественного развития. По прогнозам, которые содержатся в исследовании «Будущее государства», опубликованном в лондонском журнале «Экономист», дальнейший рост государственных расходов не будет столь стремительным, а средний показатель станет колебаться вокруг 50% ВВП страны.

Анализ структуры государственных расходов дает представление об их целевом предназначении. Если взять расходы только федерального правительства США, то в 1996г. их доля в ВВП составляла 20,8%. При этом больше половины – 12,8% ВВП – направлено на субсидирование социального страхования, образования, здравоохранения и т. п., 0,9% ВВП – на подержание экономической инфраструктуры, расходы на оборону поглотили 3,6%, а обслуживание государственного долга – 3,2% ВВП.

Большая часть затрат – это затраты социального характера, обеспечивающие стабильность в обществе. В отчете о мировом развитии Всемирного банка «Государство в меняющемся мире» (1997 г.) отмечено, что «именно возросшее влияние государства переместило аспект с количественного аспекта государственного влияния на качественный, другими словами, внимание переместилось с размера государства как такового и объема его вмешательства на его эффективность и степень удовлетворения нужд населения».

Возлагая на себя ответственность за регулирование неподвластной или слабо подвластной рынку сфер, федеральное правительство в 90е гг. внедряет сам регулирующий механизм в рыночные принципы и рыночную мотивацию, что помогает «правительству достичь целей общества». Как свидетельствует американский опыт, чем меньше влияние субъективного фактора на процесс принятия решений, тем выше результативность и объективность работы государственных институтов.

Государственная собственность практически полностью отсутствует в других отраслях общественного производства, что заметно отличает американскую экономику от других развитых стран. Если же государственный сектор трактовать шире, т. е. включать в него долю ВВП, перераспределяемую через федеральный и местные бюджеты, то масштабы его в национальной экономике с учетом трансфертов весьма заметны (хотя и ниже, чем во многих других странах) и составили около 3 трлн долл. в 2000 г., или около 30% ВВП.

В целом можно выделить несколько направлений государственного вмешательства в экономику, которые с теми или иными оговорками принимаются всеми основными направлениями экономической мысли, в том числе и в США. Среди них: эмиссия денег и денежное регулирование как безусловная прерогатива государства; создание и поддержание правовой базы рыночных отношений, включая законодательную защиту частной собственности и прав потребителей; поддержание конкурентной среды и меры, направленные на недопущение монополизации экономики; производство так называемых общественных благ, включая услуги образования, фундаментальной науки, реализацию задач по обороне страны, правоохранительной деятельности и т.д.; минимизация негативных побочных эффектов от рыночной деятельности, в частности деятельность по охране окружающей среды; преодоление чрезмерной социальной дифференциации в обществе, поддержка социально уязвимых групп населения.

Все более важным становится участие государства в выработке и обеспечении реализации национальных приоритетов, в том числе в социально-экономической сфере.

В числе данных приоритетов в начале XXI в. можно выделить несколько главных:

×          дальнейшая стабилизация роста, выработка сбалансированной макроэкономической политики с целью достижения устойчивого развития с учетом экологических и социальных требований.

×          содействие росту производительности труда через осуществление инновационной политики, прежде всего по ускоренному развитию НТР и в первую очередь фундаментальной науки, поддержки информационных технологий.

×          всемерное содействие развитию образования и повышению квалификации рабочей силы, усилению его влияния на экономический рост и уровень жизни американцев.

×          обеспечение социальной функции государства через оптимизацию программ в сфере пенсионного и медицинского страхования и вспомоществования, поддержка семейных ценностей.

×          реализация позитивного эффекта от глобализации американской экономики.

×          улучшение природной среды, совершенствование экологических регуляторов, выработка соответствующей политики в связи с изменениями мирового климата.

По – разному можно относится к американской истории, но очевидным является факт, что в США сложилась система государственной власти, впитавшая в себя демократические признаки рыночной экономики. В результате в экономически и политически сильном государстве заинтересованы и бизнес, которому нужны ясность и стабильность «правил игры» внутри и вне страны, и все слои населения, права которых гарантируется государством.

Однако было бы неправильно делать вывод о том, что в США уже найден оптимум эффективности государства вообще и его хозяйственной роли в частности. Динамизм и турбулентность современного мирового развития постоянно выдвигает все новые вызовы, на которые и должно реагировать государство.

В целом можно констатировать, что эволюция роли государства в социально-экономическом развитии США в начале XXI столетия дает немалую пищу для размышлений не только о путях американского капитализма, но и о будущем России. Опыт США позволяет обратить внимание на перспективные особенности современной модели американской экономики, механизм выработки социально-экономических приоритетов развития, использовать доказавшие свою эффективность в США экономические и социальные регуляторы, уточнить позиции по столь активно дискутируемым в России вопросам о роли и месте государства в экономике и всей общественной жизни.

2.2
Особенности государственного регулирования экономики в России

        

Усиление роли государства в экономической жизни страны становится в последние годы все более значимым фактором динамики российской экономики. Государство реализует политику доминирующего присутствия в стратегически важных отраслях национальной экономики, наиболее яркой иллюстрацией чего является консолидация нефтегазовых активов – возведение государственной вертикали экономики вслед за государственной вертикалью власти. Внедрение государства в экономические процессы, вытеснение честного капитала из стратегически важных отраслей экономики сопровождаются общим ухудшением российского бизнес – климата в части его институциональной составляющей: ухудшаются условия для реализации предпринимательской активности, снижается предпринимательская мотивированность, усложняются взаимоотношения бизнеса и государства, наблюдается тенденция к истощению предпринимательского ресурса.

Все это может иметь пагубные последствия с точки зрения динамики и структуры роста экономики. В контексте новой роли, которую играет государство в экономике России, важно понять, каким образом может быть реализован накапливаемый государством экономический потенциал влияния с целью гармонизации структуры и ускорения роста национальной экономики и ВВП. (Приложение Б).

На протяжении последних лет в экономике России усиливается прямое участие государства как собственника, продолжается создание государственной мегакомпании «Газпром» и укрупнение «Роснефти». После того как 28 сентября 2005 г. «Газпром» приобрел 72,663% акций «Сибнефти», с учетом ранее приобретенных у Газпромбанка 3,016% акций этой нефтяной компании, под контролем возводимой государственной нефтегазовой мегакомпании оказывается добыча более 86% российского газа и около 10% нефти. Несмотря на заявление главы Федеральной антимонопольной службы РФ Игоря Артемьева о том, что приобретение «Газпромом» доли «Сибнефти» не приведет к изменению рынка и поэтому ФАС может утвердить сделку по приобретению «Газпромом» акций «Сибнефти» в ближайшее время, маловероятно, что укрупнение «Газпрома» не отразится на российском нефтяном рынке. Покупка «Сибнефти» увеличивает долю государства в нефтяном бизнесе с четверти до трети. Кроме того, следующим логичным шагом в строительстве крупнейшей – не только по российским, но и по мировым меркам – нефтегазовой компании может стать решение вопроса о судьбе «Славнефти» (это еще 5% добычи российской нефти).

Возврат государству стратегически важных активов пока происходит в сфере наиболее конкурентоспособных производств, и пока национализируемые предприятия и предприятия, уже принадлежащие государству, значительно менее эффективны, чем их конкуренты, находящиеся в частной собственности. Это иллюстрируют итоги семи месяцев 2005 г.: после 8-9%-ного роста в предыдущие годы добыча нефти в январе-июле 2005 г. Увеличилась по сравнению с тем же периодом 2004 г. всего на 2,7%. В краткосрочной перспективе подобное усиление присутствия государства в экономике означает замедление темпов роста промышленности и экономики в целом и сокращение поступлений в бюджет, однако мировая конъюнктура цен на энергоносители пока позволяет российским властям реализовывать указанную стратегию без риска столкнуться с катастрофическими последствиями.

Вместе с тем методы, которыми государство приобретает контроль над высококонкурентоспособными производствами и решает смежные вопросы, невольно рассматриваются как бизнесом, так и госорганами на местах в качестве «допустимых» в отношении существенно менее крупного бизнеса. Наращивание присутствия государства в экономике не просто происходит в условиях низкого качества государственных институтов России – оно сопровождается ухудшением судебного и юридического климата. Реальным становится истощение предпринимательского ресурса, значимость которого с точки зрения потенциала «рывка» российской экономики в 1999-2004 гг. трудно переоценить.

Интенсивно внедряясь в реальный сектор национальной экономики, государство становится в нем все более значимым игроком, действия которого определяют и структуру, и темпы его роста. Происходит заметное изменение всего российского бизнес – климата, когда уже не стоит вопрос о его восстановлении до некоторого условно благоприятного уровня или формы в той модели, которая обусловила интенсивный рост реального сектора после системного финансового кризиса в августе 1998 г. Несомненно, этот рост обеспечивался, в значительной степени, внешними и внутренними благоприятными условиями. В то же время он происходил именно в «той» модели развития экономики.

Усиление присутствия государства в экономике, следствием которого выступает истощение предпринимательского ресурса (как крупного, так и среднего и малого бизнеса), происходит на фоне очевидного снижения конкурентоспособности ряда отраслей промышленного производства и замедления роста российской промышленности и экономики в целом. Поэтому в настоящее время насущной необходимостью является формирование фактически качественно новых взаимоотношений бизнеса и властей, построенных в первую очередь на осознании государством степени своего воздействия на экономические процессы, частичном замещении им истощающегося предпринимательского ресурса, принятии на себя не только прав, но и обязанностей, связанных с новым положением в экономике России.

Возможности государства влиять на экономические процессы, активизировать предпринимательский ресурс, стимулировать рост в тех или иных отраслях экономики повышаются также по мере формирования Стабилизационного фонда, составившего на 1 января 2008г. 3 трлн. 849,11 млрд руб., поскольку порядок размещения его средств и их использования является прерогативой государства.

Отрасли обработки, за исключением металлургического комплекса, нуждаются в более активной, эффективной и адресной поддержке, необходимость которой диктуется все чаще не только рыночными категориями конкурентоспособности, но и категориями экономической безопасности и стабильности России в целом, то есть во все большей степени становится задачей самого государства. Исходя из этих категорий задача формирования взаимоотношений с бизнесом, ориентированным на обработку и производство добавленной стоимости, приобретает дополнительную актуальность.

Возможным вариантом развития сотрудничества российского бизнеса и государства, имеющим целью повышение конкурентоспособности национальной промышленности, улучшение структуры ее выпуска и экспорта промышленных товаров, проникновение российских товаров на новые рынки, может быть государственное инвестирование в предприятия отраслей обработки посредством специализированных кредитных учреждений.

Использование государственных ресурсов для инвестиций в национальную экономику, как правило, оценивается неоднозначно. С одной стороны, мировая практика, равно как и исторический опыт развития советской экономики, доказывает низкую эффективность прямых государственных инвестиций в реальный сектор. С другой стороны, использование чисто рыночных индикаторов для оценки эффективности отдельных инвестиционных проектов может не совпадать (и часто не совпадает) с вопросами стратегического развития национальной экономики и ее устойчивости.

С учетом динамики структуры российских экспорта и промышленного производства для России все более актуальным становится использование государственного инвестиционного потенциала для развития обрабатывающих производств национальной промышленности, которое даже в случае активизации роста сырьевых отраслей снизит зависимость экономики от динамики мировой конъюнктуры цен. Таким образом, можно говорить о доминировании в деятельности гипотетического российского Банка развития – государственного инвестиционного банка – диверсификационной ориентации.

Двумя основными и взаимосвязанными направлениями государственного инвестирования могут стать модернизация производства обрабатывающих отраслей (кредитование инвестиций в основной капитал) и содействие продвижению российских товаров на новые рынки (кредитование экспортных контрактов).

Наиболее значимым фактором, лимитирующим инвестиционную деятельность промышленных предприятий, является нехватка финансовых ресурсов. Поэтому повышение конкурентоспособности промышленности возможно не просто с помощью дополнительных кредитных ресурсов; эти ресурсы должны быть качественно другими – более долгосрочными и менее дорогими. Существующая банковская система предоставлять такие ресурсы предприятиям обрабатывающих производств в значимых объемах не может в этих условиях может оказаться весьма продуктивным инвестиционное финансирование на возвратной основе предприятий соответствующих производств, с привлечением специализированного посредника – Банка развития. Вариантом такого инвестирования в российскую экономику может стать, например, финансирование лизинга инвестиционного оборудования.

Для большинства развитых стран характерно преобладание системы страхования экспортных кредитов, содержанием которой является не предоставление экспортерам финансовой поддержки, а взятие соответствующими специализированными компаниями на себя рисков осуществления экспортных контрактов.

Однако в настоящее время для России такая система поддержки не может быть эффективной. Во-первых, банковская система у нас значительно уступает по своим масштабам остальной экономике, вследствие чего банковская система не обеспечивает необходимого предложения финансовых ресурсов. Во-вторых, стоимость ресурсов в России значительно выше, чем в мире, что вынуждает частные банки предлагать кредиты по ставкам, неприемлемым для большинства предприятий несырьевого экспорта. Кроме того, фактор риска неполучения средств по выполненным экспортным контрактам, который является основным в деятельности специализированных компаний по страхованию экспортных кредитов, для России относительно менее существенен.

Кредитная деятельность Банка развития может проводиться как напрямую, так и через созданную агентскую сеть региональных банков, кредитующих средний и малый бизнес. Кредитование должно иметь четкий целевой характер и поэтому предполагать более низкую процентную ставку, чем в коммерческих банках. Помимо собственно кредитных программ Банк развития может осуществлять и различные формы финансирования: покупку долговых обязательств предприятий, лизинг, а также предоставлять услуги, такие как консультирование, отраслевые программы поддержки т. д.

Безусловно, выбор такой стратегии не является очевидным или простым, поскольку предусматривает изменение концепции использования средств Стабилизационного фонда – инвестирование части их на внутреннем рынке. Однако сохраняющаяся благоприятная мировая конъюнктура цен и уже накопленный Стабилизационный фонд (на 1 января 2008г. 3 трлн. 849,11 млрд руб.) создают необходимые предпосылки для реализации амбициозных проектов развития, соответствующих складывающимся конфигурациям российской экономики и масштабу поставленных перед ней задач. 

           продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.