Реферат по предмету "Философия"


Проблема свободы и ответственности личности

Проблема свободы и ответственности личности

План
Введение
1. «Человек», «индивид»,«личность», «индивидуальность»
«Биологическое» и «социальное» вчеловеке
2. Структура и закономерности формированияличности
3. В чем заключается свобода и ответственность личности?
Заключение
Список литературы
Введение
Человек является одним изнаиболее важных объектов изучения в философии. И проблема человека особенноактуальна в те кризисные, переломные моменты, когда остро стоит вопрос о смыслесуществования, ценностях всего общества. Общество же состоит из людей,личностей, каждая из которых индивидуальна. Без изучения индивидуальности,биологического и социального в человеке, нельзя понять, по какому принципуформируется личность, каковы причины поступков, в чём заключается свобода иответственность индивида.
Без знания данных понятий,особенностей человека, многие проблемы в философии окажутся нерешенными. Ведьвсё в мире взаимосвязано.
Значение данной темы велико. Необходимоучитывать типы личности и знать методы социально-психологического воздействияна них. Только в этом случае есть возможность что — то понять, изменить клучшему, и чего — то избежать в историческом процессе.
1. «Человек», «индивид», «личность»,«индивидуальность»
 «Биологическое» и «социальное» вчеловеке
При всей близости понятий человек,индивид, личность, индивидуальность следует различать их смысловыеособенности.
Человек— общественноесущество, обладающее сознанием, разумом. Сущность человека, его происхождение иназначение, место человека в мире неизменно остаются центральными проблемамирелигии и философии.
Индивид (от лат. individuum- неделимое) — особь, каждый самостоятельно существующий организм, отдельныйчеловек.
Личность— человеккак субъект отношений (к себе, другим людям, окружающему миру) и сознательнойдеятельности. Личность характеризуется присущей ей смысловой структурой (системойвзглядов, ценностных установок, предпочтений и т.п.), раскрывающейся в еёдействиях и поступках.
Личность — общежитейский и научныйтермин, обозначающий:
1) человеческого индивида каксубъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова);
2) устойчивую системусоциально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иногообщества или общности.
В специальных исследованияхпонятие «личность» обычно употребляется во втором, более узком смысле:когда педагог говорит о личности школьника-подростка, социолог — о личностирабочего, криминалист — о личности преступника, каждый из них имеет ввидупрежде всего те черты, которые делают человека соответственно школьником-подростком,рабочим, и которые для них типичны и существенны. Понятие «личность» следуетотличать от понятий «индивид» (человек как единичный представительнекоего целого — биологического или социального) и «индивидуальность»(совокупность черт, которые отличают данного индивида от всех других). Личностьпоявляется только с возникновением сознания и самосознания.
Проблема личности в философии — это,прежде всего вопрос о том, какое место занимает человек в мире, причём нетолько чем он фактически является, но и "… чем человек может стать, тоесть может ли человек стать господином собственной судьбы, может ли он“сделать” себя самого, создать свою собственную жизнь"[1].
В ходе исторического развитияменяются не только преобладающие социальные типы личности, их ценностныеориентации, но и сами взаимоотношения личности и общества.
Чем больше психических свойств (характер,темперамент, способности, чувства) называются «личностными», тем глобальнеестановится понятие «личность» и тем труднее им оперировать.
Индивидуальность (от лат.individuum — неделимое) — неповторимое своеобразие какого-либо явления,отдельного существа, человека. В самом общем плане индивидуальность — "особенное",характеризующее данную единицу в её качественных отличиях,противопоставляется "типичному" как общему, присущему всемэлементам данного класса или значительной части их.
При рассмотрении человека встаетпроблема соотношения социального и биологического в нем. Человек являетсясуществом биосоциальным. В структуре природы человека можно обнаружитьтри составляющие её части: Природа биологическая, Природа социальная и Природадуховная.
Биологическая природанавязывает человеку, что смысл его жизни в поддержании своего существования длявоспроизводства рода человеческого Homo Sapiens.
Социальная природа человекадиктует ему видеть смысл своего, индивидуального, существования в служенииобществу, другим людям вплоть до самопожертвования на благо общества и другихлюдей.
Духовно-нравственная природачеловека по признакам и филогенезу и онтогенезу произрастает сначала на основебиологической, а затем и социальной. По своему происхождениюдуховно-нравственная природа человека вторична по отношению к его природесоциальной и третичная+9-* — по отношению к природе биологической.
В вопросе соотношениябиологических и социальных факторов в индивидуальном развитии человека, или вего онтогенезе, встречаются самые различные точки зрения.
Например, немецкий биологЭ. Геккель, много сделавший для утверждения учения Дарвина, полагал, чторазвитие человека и общества определяется главным образом биологическимифакторами, а двигателем общественного развития и эволюции человека являютсяборьба за существование и естественный отбор.
Двоюродный брат Ч. Дарвина — Ф. Гальтонв 1869 г. впервые сформулировал принципы евгеники. Он предложил изучатьвлияния, которые могут улучшить наследственные качества (здоровье, умственныеспособности, одаренность) будущих поколений. При этом прогрессивные ученыеставили перед евгеникой гуманные цели. Однако ее идеи нередко использовалисьдля оправдания расизма, как это произошло с фашистской расовой теорией. Так,Гальтон в 1870 г. в книге «Наследственный гений» утверждалпревосходство северной (нордической) расы людей (в том числе и умственное), атакже белых над неграми. Он полагал, что представители превосходящей расы недолжны вступать в брак с представителями отсталой.
В современной литературесуществует два различных подхода к решению проблемы о роли социальных ибиологических факторов в индивидуальном развитии человека: панбиологизм, утверждающий,что оно целиком обусловлено генами, абсолютизируя, таким образом, биологическийфактор; и пансоциологизм, утверждающий, что все люди рождаются содинаковыми генетическими задатками, а главную роль в развитии их способностейиграют воспитание и образование, то есть социальный фактор.
Каждый человек являетсяносителем специфического, индивидуального набора генов, вследствие чего он генетическиуникален. Свойства человека, как и других живых существ, во многомдетерминированы генотипом, а их передача от поколения к поколению происходит наоснове законов наследственности. Самые серьезные и тщательные исследованияпоказывают, что особенности генотипа проявляются не на расовом, а наиндивидуальном уровне. У каждого человека генотип уникален. А различияобусловлены не только наследственностью, но и средой.
Рассматривая эту проблему,следует иметь в виду, что в индивидуальном развитии человека различаются двапериода — эмбриональный и постэмбриональный.
Первый охватывает промежутоквремени с момента оплодотворения женской яйцеклетки мужским сперматозоидом и дорождения ребенка, т.е. период внутриутробного развития человеческого эмбриона (зародыша).
Индивид наследует от родителейтакие свойства, как телосложение, рост, массу, особенности скелета, цвет кожи, глази волос, химическую активность клеток, многие также говорят о наследованииспособности к вычислению в уме, склонности к тем или иным наукам.
На сегодняшний деньгосподствующей точкой зрения можно считать ту, которая утверждает, чтонаследуются не сами способности, как таковые, а лишь их задатки, в большей илименьшей степени проявляющиеся в условиях среды, то есть генетическиевозможности, задатки реализуются только в том случае, если ребенок с раннегодетства находится в общении с людьми, в соответствующей социальной среде. Если,например, у человека нет возможности заниматься музыкой, то его врожденныемузыкальные задатки так и останутся неразвитыми. Генетический потенциалчеловека ограничен во времени, причем достаточно жестко. Если пропустить срокранней социализации, он угаснет, не успев реализоваться.
Можно сказать, что вся цепочкапредшественников современного человека и эволюция современного человека, сточки зрения сегодняшнего естествознания, может характеризоваться какэволюционный синтез биологического и социального.
Хотя развитие человека во многомобусловлено биологически, не следует, однако, абсолютизировать это влияние. Всвязи с этим, большой интерес вызывает такое современное течение, каксоциобиология.
Социобиологии предлагаютвообразить среди огромного числа разумных цивилизаций космоса две особыеинтеллектуальные расы — эйдилонов и ксинедринов. Эйдилоны — от греческого«умельцы» — некие органические машины. Их мышление и поведениегенетически запрограммировано. Сознание ксинедринов представляет собой как бычистую доску. В их мышлении нет и следа генетической детерминации, оно целикомпрограммируется внешней средой. К кому ближе мы — этим вопросом задаютсясоциобиологи. Оказывается, люди планеты Земля идут особым, третьим путем, сутькоторого, по их мнению, в своеобразной генно-культурной трансмиссии, т.е. впостоянных переходах от генных факторов к культурным и наоборот. И хотякультура предлагает для развития человека множество возможностей, биологическипредопределенные органы чувств и мозг индивида делают свой выбор. И именно этов масштабах всего человечества определяет формы и тенденции развития культуры: геныи культура «держат друг друга на привязи».
Возникновение социобиологиисвязано с выходом в 1975 г. книги американского энтомолога Э.О. Уилсона «Социобиология:новый синтез». В рамках этой концепции ставится задача по-новому подойти кпроблемам морали, свободы, агрессии и других качеств человека. По мнениюсоциобиологов, принципиальные изменения в представлении о природе человекадолжна внести теория генно-культурной коэволюции. Суть ее состоит в утверждениитого, что процессы генной и культурной эволюции человека происходят совместно. Геныи культура в этой эволюции связаны между собой. Однако ведущая роль все жеотводится генам. Поэтому человек выступает на самом деле прежде всего объектомбиологического знания.
Таким образом, при рассмотрениироли биологических и социальных факторов в развитии человека следует избегатькрайностей как панбиологизма, так и пансоциологизма. В первом случае человекнизводится до уровня животного. Во втором — предстает как tabula rasa (чистаядоска), на которой среда пишет его развитие.
2. Структура и закономерности формирования личности
Личность каждого человекапредставляет собой очень сложную и противоречивую структуру. Это своеобразнаясовокупность различных черт личности обладает следующими важнейшимиособенностями.
Личность — единое целоевсех ее различных черт, таких как: направленность, потребность, мотивы,темперамент, способности, активность, саморегуляция, воля.
Хотя черты личности в процессежизнедеятельности человека все время как-то меняются, трансформируются, однакоони в совокупности образуют целостную структуру личности, обладающуюотносительным постоянством, по крайней мере, на некотором отрезке жизни. Толькопоэтому можно говорить об устойчивости личности. Именно эта устойчивостьпозволяет предвидеть поведение данной личности в той или иной ситуации, при техили иных обстоятельствах.
Личность всегда активна. Активностьличности проявляется в разнообразной и многогранной деятельности. Личностьстремится к деятельности и вне деятельности она не может ни развиваться, нисуществовать.
Личность может жить, существоватьлишь в общении с другими личностями. Вне общения, в изоляции отобщества, личность не может развиваться, не может существовать.
Слово «личность» употребляетсятолько по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа егоразвития. Мы не говорим «личность новорожденного», понимая его какиндивида. Мы всерьёз не говорим о личности даже двухлетнего ребёнка, хотя онмногое приобрёл из социального окружения. Поэтому личность не есть продуктперекрещивания биологического и социального факторов. Раздвоение личности — отнюдь не фигуральное выражение, а реальный факт.
Личность невозможна внесоциальной деятельности и общения. Только включаясь в процесс историческойпрактики, индивид проявляет социальную сущность, формирует свои социальныекачества, вырабатывает ценностные ориентации. Главная сфера становлениячеловека — его трудовая деятельность. Труд составляет основу социального бытиячеловека, потому что именно в труде он в самой большой степени выражает себякак общественный индивид.
Личность не только существует,но и впервые рождается именно как «узелок», завязывающийся в сетивзаимных отношений. Внутри тела отдельного индивида реально существует неличность, а её односторонняя проекция на экран биологии, осуществляемаядинамикой нервных процессов.
Формирование личности, то естьстановление социального “Я” — это процесс взаимодействия с себе подобными впроцессе социализации, когда одна социальная группа обучает “правилам жизни"другую.
Социализация — это начинающийсяв младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоениясоциальных норм.
У новорожденного нет личности. Ребёнокнеспособен различать собственное «Я» и окружающий мир хотя бы потому,что у него нет своего «Я». Он не знает границ между собой и «не-собой»,между «Я» и «не-я».
Проявляя ослушание, ребёнок«нащупывает» рамки дозволенного. Это не только границы социальноприемлемого поведения, но и рамки социальной ценности своего «Я» длядругих: Какую ценность я представляю для своих родителей? Во что они могут и вочто не могут вмешиваться? Имею ли я право на собственное мнение? Насколько сним считаются другие? Бессмертен ли я и в чём смысл жизни?
Как ясно из выше сказанного,огромное влияние на развитие и формирование личности оказывает процесс социализации.
Формирование личности, какобъекта общественных отношений рассматривается в социологии в контексте двухвзаимосвязанных процессов — социализации и идентификации.
Социализация — это процессусвоения индивидом образцов поведения, ценностей, необходимых для его успешногофункционирования в данном обществе.
Социализация охватывает всепроцессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которыхчеловек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальнойжизни. В процессе социализации принимает участие все окружающее индивида: семья,соседи, сверстники в детских заведениях, школе, средства массовой информации и т.д.Для успешной социализации (становления личности), необходимо действие трехфакторов: ожидания, изменения поведения и стремление соответствовать этиможиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по тремразличным стадиям:
1) подражания и копированиядетьми поведения взрослых,
2) игровой стадии, когда детиосознают поведение как исполнение роли,
3) стадии групповых игр, накоторых дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.
Многие социологи утверждают, чтопроцесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают,что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькимимоментами: социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то времякак социализация детей формирует ценностные ориентации.
Идентификация — это способосознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию детипринимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.д. и их ценности,нормы, образцы поведения как свои собственные. Идентификация означаетвнутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой процесс социальногонаучения.
В 20 веке в социологии западаутвердилось понимание социологии как той части процесса становления личности, входе которого формируются наиболее общие распространенные черты личности,проявляющиеся в социологически — организованной деятельности, регулируемойролевой структурой общества.
Основным органом первичнойсоциализации Толкотт Парсонс считает семью, где закладываются фундаментальныемотивационные установки личности.
В процессе социализации человекформируется как творец материальных благ, активный субъект социальногоотношения. Сущность социализации можно понять при условии, что личность рассматриваетсяодновременно как объект и субъект социального воздействия.
На формирование личностичеловека огромное влияние имеет воспитательное воздействие окружающейсоциальной среды.
Воспитание — это процессцеленаправленного воздействия на человека со стороны других людей, взращиваниеличности.
Проблема воспитания — одна извечных социальных проблем, окончательное решение которой в принципе не возможно.Воспитание остается не только одной из самых массовых форм человеческойдеятельности, но и продолжает нести основную нагрузку по формированиючеловеческой социальности, поскольку основная задача воспитания — изменениячеловека в направлении, определенном общественными потребностями. Воспитание — деятельность по передаче новым поколениям общественно — исторического опыта,планомерное и целенаправленное воздействие, обеспечивающее формированиеличности, её подготовку к общественной жизни и производительному труду. Рассматриваявоспитание как функцию общества, которая состоит в сознательном воздействии наиндивида с целью подготовки выполнения им той или иной общественной роли путёмпередачи ему накопленного человечеством социального опыта, выработкиопределенных черт и качеств, можно определить специфичность предмета социологиивоспитания. Социология воспитания — формирование личности как конкретногоносителя социальности с определенными мировоззренческими, нравственными,эстетическими установками и жизненными устремлениями в результате воспитаниякак целенаправленной деятельности общества. С одной стороны, воспитаниеличности направленно на приобщение человека к ценностям культуры, с другойстороны — воспитание состоит в индивидуализации, в обретении личностьюсобственного «Я».
При всей важностицеленаправленной воспитательной деятельности решающее значение для формированияличности с сознательными чертами, принципами поведения, имеет все же само посебе влияние конкретных условий жизни. Рождённый в Турции наиболее вероятностанет мусульманином, рождённый в Бирме — буддистом, в Индии — индуистом, а вРоссии, Украине, Белоруссии — православным.
Огромное влияние на формированиемировоззрения человека оказывает воспитание, которое осуществляется системойсемейного, общественного и государственного воспитания через детские ясли исадики, школу, детские и юношеские (пионерские, скаутские) организации. Именноздесь закладываются основы общения личности, выработка общественных идеалов,формируется идеал смысла жизни, идеал героизма, самопожертвования.
Ещё большее влияние наформирование того или иного типа мировоззрения оказывает социальное положениечеловека. Социальное положение рабочего, бизнесмена, служащего, крестьянина; атакже более узко — инженера, военного, курьера, студента, учителя, шахтёра и т.д.диктует каждому свои социальные интересы, которые вытекают из их социальногоположения и места в обществе. На эти социальные интересы, как бы на стержень,нанизываются все личностные вкусы, привычки, стремления и действия.
Важным социальным факторомформирования личности является время и национальные особенности общества, ккоторому принадлежит человек. У людей 21 столетия мировоззрение не то, какимоно было у людей периода средневековья. Национальные черты мировоззрения, независимо от национального осознания, формируются ещё в период детства. Внациональных особенностях мировоззрения воплощается определенное пониманиеиерархии ценностей, особенности истолкования и оценки большинствасмысложизненных идеалов. Это проявляется, прежде всего, в формировании бытовогоповедения и вкусов, фиксируется в колорите языка. Усваивая язык, ребёнок вместес ней усваивает всю целостную культуру своего народа. Не случайно говорится:«Сколько ты знаешь языков, столько раз ты человек», В языке, в речинаиболее полно воплощается вся духовная жизнь нации, народа.
Но первичный коллектив, родительскаясемья — наиважнейший институт социализации детства. Однако современная семья необладает той ролью, на которую претендовала в предыдущую эпоху. Меняется стильвнутрисемейных отношений. Моральный авторитет родителей поддерживать труднее,чем власть, опирающуюся на силу.
Ребенок, как правило, живетвместе со своей семьей. Обычно семья относится к подростку в соответствии сосложившимися семейными (и родовыми) традициями.
Семья с высокой рефлексией иответственностью понимает, что ребенок взрослеет, и что с этим надосчитаться, изменяя стиль взаимоотношений. К нему начинают относиться с учетомпоявившегося у него чувства взрослости. Характер ребенка из семьи с высокойрефлексивностью и ответственностью развивается вполне благополучно.
Семья отчужденная. В этойсемье к ребенку относятся так же, как и в детстве — им мало интересуются,избегают общения с ним, и держатся от него на расстоянии. Тенденции развитияего характера как способа взаимодействия с другими людьми уже отчетливопроявляют себя: превалируют нигилистические реакции, ажиотированная агрессияили неадекватная лояльность, пассивный стиль поведения.
Семья авторитарная посложившимся стереотипам продолжает предъявлять ребенку те же жесткиетребования, что и в детстве. Обычно, если это было принято ранее, здесьпродолжают применять физические наказания. Однако тенденции развития егохарактера уже отчетливо вырисовываются: он становится носителем авторитарногоспособа взаимодействия с людьми или, напротив, демонстрирует униженнуюнеадекватную лояльность, пассивность.
Семья с попустительскимотношением. В такой семье продолжает господствовать принципвседозволенности: ребенок уже давно «сел на голову» родителям ихорошо освоил способы манипулирования ими. Эгоизм и сопутствующая емуконфликтность — основные характеристики характера.
Семья гиперопекающая. Ребенокв такой семье вырос под пристальным вниманием и заботой родителей. С ним родителипо-прежнему не расстаются, опекают его не только извне, но стремятся завладетьи его душевными переживаниями. Ребенок пассивен, принужденно лоялен. Онинфантилен по своим социальным реакциям.
Дети, живущие в деградирующихсемьях, где родители дерутся, принимают алкоголь, наркотики, распутничают,обычно заражаются этими недугами еще в детстве. В отдельных счастливых случаяхподросток из такой семьи начинает столь активно противостоять деградации, чтоему хватает сил вырваться из предложенных жизнью условий существования и идтисвоим путем.
Таким образом, структураличности человека невероятно сложна и противоречива. Существуют определенныезакономерности её формирования, такие как первичный коллектив, социальноеположение и многое другое. И именно от них зависит, каким будет человек,насколько он самовыразится, и чего добьется.
3. В чем заключается свобода и ответственностьличности?
Человек отличается от животногоне только речью, наличием труда и разумом. Не менее важным является свободавыбора человека. Он учится языку, воспринимает общественные нормы поведения,пропитывается общественно значимыми ценностями, регулирующими общественныеотношения, выполняет определенные общественные функции и играет специфическисоциальные роли, постоянно делает выбор, решает, какой пойти дорогой. Иобщество не всегда влияет на принимаемые решения. Личность обладает свободойвыбора.
Свобода — одно изосновных понятий философии, связанное с его характеристикой как разумного (духовного)существа, возвышающегося над сферой природной необходимости в актахсамообладания (господство над страстями и инстинктивными побуждениями),нравственного выбора, в игре, творчестве и т.п.
Но личной мерой свободы длякаждого в таком случае выступает ответственность личности перед собой и другими.Не зря известные философы говорили: «Свобода одного человека заканчиваетсятам, где начинается свобода другого». Ведь разрешая себе какой — топоступок, необходимо учитывать негативные последствия и для других людей. Например,опаздывая на работу, потому что «хотелось еще поспать, а без меня всеравно ничего не случится», мы подводим начальника отдела. А разрешая себеночью послушать погромче любимую музыку, мы ущемляем права ни в чем невиноватой бабушки соседки. Не все люди считают, что надо отвечать за своипоступки, но любой начнет возмущаться, лишившись премии на работе, или услышавстук по батарее в ночи. А что, если все забудут про ответственность, и будутговорить: «Это не мои проблемы»?
А многие в свое оправданиеговорят: «Я не подумал, что так нельзя, я не знал, что это запрещено».Многие с детства действуют по искажённому принципу свободы «можно все, чтоне запрещено». Если человек о чем-то не слышал, на уровне интуиции онпонимает, что стоит перед выбором, поступить только в угоду себе, или учестьмнение окружающих.
Мы живем в обществе, и внеобщества человек не может существовать. Поэтому просто необходимо учитывать всеособенности окружающих нас людей. Ведь никогда не знаешь, в какой ситуацииможешь оказаться сам.
Заключение
Человек существует за счетобмена веществ с окружающей средой. Он дышит, потребляет различные природныепродукты, существует как биологическое тело в пределах определенныхфизико-химических, органических и других условий окружающей среды. Какприродное, биологическое существо, человек рождается, растет, взрослеет,стареет и умирает. Все это характеризует человека как биологическое существо,определяет его биологическую природу. Но вместе с этим он отличается от любогоживотного.
Отличия человека от животногохарактеризуют его природу; она, будучи биологической, не заключается в однойлишь природной жизнедеятельности человека. Человек — не только природное, но иобщественное существо, живущее в особом мире — в обществе, котороесоциализирует человека. Он рождается с набором биологических черт, присущих емукак некоторому биологическому виду. Человеком же разумным становится поддействием общества.
Все его природные задатки ичувства, включая слух, зрение, обоняние становятся общественно и культурноориентированными. Он оценивает мир по законам красоты, развитой в даннойобщественной системе, действует по законам нравственности, которые сложились вданном обществе. В нем развиваются новые, не только природные, но и социальныедуховно-практические чувства. Это прежде всего чувства социальности,коллективности, нравственности, гражданственности, духовности, ответственности.Все вместе эти качества, как прирожденные, так и приобретенные, характеризуютбиологическую и социальную природу человека. Но все же человек не должензабывать, что будучи частью общества, и вести себя, и принимать решения ондолжен как человек, а не пол руководством животных инстинктов!
Список литературы
1. Философия. Под ред. В.Н. Лавриненко,В.П. Ратникова. М.: ЮНИТИ, 1998.
2. Социальная философия. Барулин В.С.М., 2002.
3. Что такое человек. Дубинин Н.П. М.:Мысль, 1983.
4. Введение в социальную философию. КемеровВ.Е. М.: Аспект Пресс, 1996.
5. Концепции современногоестествознания. Под ред. В.Н. Лавриненко. М.: Юнити-Дана, 2003.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Инфляция как социально-экономическое явление и методы ее регулирования
Реферат Белинский о Гончарове
Реферат Заработная плата в капиталистическом обществе
Реферат Доходы населения: источники и структура (Украина)
Реферат Доходы населения и проблемы их распределения
Реферат Доктор Кенэ и его секта
Реферат Разработка модели процесса приема и дальнейшего обслуживания клиентов в санатории «Строитель
Реферат Инфраструктура
Реферат Рассказы Л.Н. Толстого
Реферат Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь (РБ)
Реферат Кейнсианство и классицизм: основные противоречия
Реферат Индивидуальное и рыночное предложение, эластичность предложения
Реферат Аттестационная работа мед. сестры процедурного кабинета
Реферат Инфляция и особенности инфляционного процесса в России
Реферат Деньги:происхождение и сущность