Содержание
Глава 1. Роль внутреннегоконтроля и аудита в системе управления организацией
1.1 Сущность, цели изадачи внутреннего контроля
1.2 Субъекты и объектывнутреннего контроля, методы контроля
1.3 Нормативноерегулирование внутреннего аудита
Список литературы
Глава 1. Роль внутреннего контроля и аудита всистеме управления организацией
1.1 Сущность,целии задачи внутреннего контроля
Множество компаний вовсем мире страдает от неэффективного использования разного рода ресурсов –людских, финансовых, материальных, от недостатка необходимой для принятияправильных решений информации, непреднамеренного и преднамеренного искаженияотчетности, прямого мошенничества со стороны персонала и управляющих. Подобныхпроблем можно избежать путем создания внутри самих компаний эффективной системывнутреннего контроля. Внутренний контроль есть процесс, направленный надостижение целей компании, и являющийся результатом действий руководства попланированию, организации, мониторингу деятельности компании в целом и ееотдельных подразделений. Система внутреннего контроля организуется руководствомпредприятия. Это первое и основное отличие внутреннего контроля от прочих видовконтроля. [6 c.145]
Внутренний контроль— это система мер,организованных руководством предприятия и осуществляемых на предприятии с цельюнаиболее эффективного выполнения всеми работниками своих обязанностей присовершении хозяйственных операций. Внутренний контроль определяет законностьэтих операций и их экономическую целесообразность для предприятия.
Целями организации системы внутреннего контролянапредприятии являются:
1) осуществление упорядоченной и эффективнойдеятельности предприятия;
2) обеспечение соблюдения политики руководствакаждым работником предприятия;
3) обеспечение сохранности имущества предприятия.
Для достижения вышеперечисленных целейнеобходимым условием является согласованность системы бухгалтерского учета исистемы внутреннего контроля, так как система двойной записи, лежащая в основелюбой системы бухгалтерского учета (в том числе автоматизированных систембухгалтерского учета), определяет порядок регистрации хозяйственных операций иобеспечивает надлежащий контроль.
Для достижения целей организации системывнутреннего контроля необходимо решение отдельных задач.Руководствопредприятия обязано обеспечить организацию и поддержание на должном уровнетакой системы внутреннею контроля, которая являлась бы достаточной для того,чтобы:
· вбухгалтерскую (финансовую) отчетность было включено все, что должно быть в неевключено, и не включено ничего из того, что не должно быть в нее включено, ато, что включено в отчетность, было бы правильно определено, классифицировано,оценено и зарегистрировано;
· бухгалтерская(финансовая) отчетность давала верное и объективное представление о предприятиив целом;
· компьютерныепрограммы, контролирующие функционирование учетной системы, включающиеформирование первичных документов, их анализ и разноску по счетам, не моглибыть сфальсифицированы;
· средствапредприятия не могли быть незаконно присвоены или неэффективно использованы;
· всеотклонения от планов своевременно выявлялись, анализировались, а виновные неслиответственность;
· внутренняяотчетность оперативно передавалась лицам, уполномоченным приниматьуправленческие решения, для ее оптимального использования.
Из перечисленных выше задач руководствапредприятия по организации внутреннего контроля видна неразрывная связь системывнутреннего контроля с двумя видами бухгалтерского учета; бухгалтерскимфинансовым и бухгалтерским управленческим учетом.
Первые три задачи обеспечиваются связью системывнутреннего контроля с системой бухгалтерского финансового учета, а трипоследние с системой бухгалтерского управленческого учета.
Как видно из содержания поставленных задач,создание системы внутреннего контроля — это достаточно сложный процесс, а сама системавнутреннего контроля— это очень сложный и тонкий организм,неотъемлемыми частями которого являются абсолютно все подразделенияпредприятия, все сферы его деятельности и деятельность каждогоработника-предприятия. Система внутреннего контроля — это своеобразнаяорганизация внутри организации (предприятия).
Степень сложности внутреннего контроля должнасоответствовать организационной структуре предприятия, численности персонала,разветвленности сети филиалов и подразделений, степени централизациибухгалтерского учета и другим характеристикам предприятия в целом.
1.2 Субъекты и объекты внутреннего контроля.Методы контроля
Объектами внутреннего контроляявляются циклыдеятельности организации — циклы снабжения, производства, реализации ифинансово-инвестиционный цикл.
С точки зрения значимости выделяют 5 уровнейсубъектов внутреннего контроля:
· Участники(собственники) организации, осуществляющие контроль непосредственно иликосвенно с помощью независимых экспертов.
· Субъекты,в обязанности которых непосредственно не входит контроль, но в силупроизводственной необходимости они осуществляют контроль.
· Субъекты,выполняющие контролирующие функции для реализации своих служебных обязанностей
· Субъекты,в обязанности которых входят контролирующие и другие функции, но контрольнаяфункция является основной.
· Субъектыконтроля, которые выполняют только функцию контроля
Важнейшей функцией внутреннего контроляявляетсяобеспечение соблюдения работниками предприятия своих должностных обязанностей,законности и целесообразности совершения работниками действий.
Методы, используемые при осуществлении внутреннегоконтроля, весьма разнообразны и включают элементы таких методов, как:
§ бухгалтерскийфинансовый учет (счета и двойная запись, инвентаризация и документация,балансовое обобщение);
§ бухгалтерскийуправленческий учет (выделение центров ответственности, нормирование издержек);
§ ревизия,контроль, аудит (проверка документов, проверка арифметических расчетов,проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций,инвентаризация, устный опрос персонала, подтверждение и прослеживание);
1.3 Нормативноерегулирование внутреннего аудита
Внутреннийаудит является одной из составных частей внутреннего контроля, одним из наиболееэффективных, но и наиболее дорогостоящих средств внутреннего контроля. [5,c.108]
Внутреннийаудит может принимать различные организационные формы: он может бытьорганизован на крупных и средних предприятиях как самостоятельное структурноеподразделение, подчиняющееся непосредственно руководителю организации, а можетбыть организован как самостоятельное структурное подразделение головнойорганизации, осуществляющее контроль за дочерними и зависимыми организациями.
Независимость мнения внутреннего аудитора заключается в егосвободе от проверяемых служб, но не от руководства. Внешний аудитосуществляется периодически (один, два раза в год), внутренний – гораздо чаще,что существенно повышает эффективность деятельности структурных подразделенийорганизации. Несомненными плюсами также являются гораздо меньшие затраты всравнении с внешним аудитом и глубина знаний внутренними аудиторами стиляработы, управления, культуры и политики предприятия. [4, c. 6]
Системанормативного регулирования внутреннего аудита имеет 3 уровня:
1. Федеральныезаконы, Указы Президента, Постановления Правительства
2. Нормативныйуровень – нормативные акты, методические указания и рекомендации, план счетовбухгалтерского учета, ПБУ
3. Управленческийуровень (ненормативные документы) – отраслевые указания, распорядительныедокументы субъекта. Соблюдение Международных стандартовпрофессиональной практики внутреннего аудита (далее — Стандарты) являетсяважнейшей предпосылкой выполнения подразделением внутреннего аудита и внутреннимиаудиторами своих обязанностей.Если законодательство не позволяет внутреннимаудиторам соблюдать отдельные положения Стандартов, внутренним аудиторамследует соблюдать все остальные положения Стандартов, раскрывая соответствующуюинформацию. Если внутренние аудиторы используют стандарты,выпущенные иными авторитетными организациями, они могут, если это применимо,сообщать об этом в своих отчетах. Стандарты внутреннего аудита должны иметьследующую структуру:· Регламентированные положения и ссылки на национальныеи международные стандарты· Общие положения – раскрывается необходимостьстандарта, термины и определения, сфера применения и объект.· Цели и задачи стандарта· Взаимосвязь с другими стандартами внутреннегоаудита· Основные принципы и технологии – описываютсяпроблемы и методы их решения· Оформление – перечисляются документы,составляемые в соответствии с данным стандартом· Практические приложения
Охарактеризуемстандарты внутреннего аудита.
Обычно этистандарты сгруппированы в 3, а иногда 4 группы. Рассмотрим эти стандарты,сгруппировав их в три группы.
1. Общиестандарты
Эта группаохватывает следующие правила:
1) Разумнаягарантия. Под этим понимается разумное (т.е. без излишеств) достижение целейпроверки. Иначе говоря, стоимость проверки не должна превышать полученногоэффекта. При выполнении этого правила принимаются во внимание риски,свойственные операциям проверяемой организации, критерии для определения уровняриска, приемлемые размеры рисков для разных условий.
2) Отношениепроверяемой организации. Внутренний аудит инициируется администрацией. Администрацияи сотрудники организации должны демонстрировать положительное отношение квнутренней проверке, способствовать повышению ее эффективности, в том числепутем обеспечения необходимой информацией.
3) Компетенцияперсонала. Этот стандарт требует, чтобы руководство службы внутреннего аудита иее сотрудники имели высокие личные качества, необходимую профессиональнуюподготовку, знание системы внутреннего контроля, достаточное для эффективноговыполнения своих обязанностей. Важным является беспристрастность аудитора. Всвою очередь руководство компании должно осознавать, что внутренний аудитявляется жизненно важным для организации.
Дляподдержания уровня компетенции, позволяющего выполнять предписанные обязанности,предусматривается проверка знаний и опыта персонала службы аудита, систематическоеповышение его квалификации. Кроме того, с целью поддержания эффективностивнутреннего аудита необходимы обсуждения результатов.
4) Объектыи цели проверки. Объекты внутреннего контроля должны быть определены длякаждого вида деятельности организации. Они должны быть логичны, практическиобоснованы и в разумных пределах полны.
Этот стандарттребует, чтобы объекты проверок привязывались к операциям данной компании. Всеоперации должны быть сгруппированы в блоки (циклы). Блоки охватывают все видыдеятельности организации и должны быть совместимы со структурой компании ифункциями ее подразделений.
5) Методывнутреннего контроля должны быть эффективны и продуктивны для достиженияпоставленных целей.
Под методамиконтроля понимают различные процедуры, позволяющие достичь поставленные цели.Стандарт требует, чтобы эти методы обеспечивали высокую степень надежностипроверки. Они включают планы организации аудита (включая разграничениеобязанностей) и меры безопасности контроля.
2.Специальные стандарты
1) Документация.Существующие системы внутреннего контроля и все сделки, операции и прочиесущественные события должны быть четко отражены в документах. Документациядолжна быть доступной и легко понятной при контроле.
Стандарттребует письменной фиксации: целей внутреннего контроля компании, ее методов иприменяемых систем учета, всех важных аспектов сделок и других значимых событийкомпании.
Документациясистем внутреннего контроля должна включать описание блоков и соответствующихобъектов компании, директивы руководства, административную политику ивнутрифирменные стандарты бухгалтерского учета. Документация по сделкам изначимым событиям должна быть точной и полной, способной помочь в отслеживаниисделок и событий, а также отражать источники информации. Выполнение этогостандарта требует, чтобы документирование методов внутреннего контроля,операций, событий было полноценным и полезным руководству компании и аудиторампри контроле за операциями.
2) Сделкии другие значимые события должны быть зарегистрированы должным образом исоответственно классифицированы.
Этот стандартприменим к целому процессу, жизненному циклу операции или событию и включаетинициацию сделки и ее разрешение; ко всем аспектам операции, котораяосуществляется; к его классификации в обобщающих регистрах.
3) Сделкии другие значительные операции должны быть авторизированны (разрешены) ивыполнены только тем персоналом, который действует в рамках своей компетенции.
Этот стандартсвязан с решениями руководства компании по обмену, передаче и использованиюресурсов в оговоренных целях и условиях. В принципе это означает гарантию того,что исполнены только реальные сделки. Авторизация сделок должна быть четкопередана менеджерам и другим сотрудникам и должны предусматривать специальныеусловия и сроки исполнения.
4) Разделениеобязанностей. Ключевые обязанности и ответственность в процессе авторизации,проведении сделок, регистрации сделок и их текущий контроль должны бытьразделены между сотрудниками.
Дляуменьшения риска ошибок или потерь, или для снижения риска их необнаружения,нельзя допускать чтобы одно и то же лицо контролировало все ключевые аспектысделок. Кроме того, следует закрепить ключевые функции и ответственность загруппой сотрудников для гарантии эффективности контроля. Основные функциивключают авторизацию, одобрение сделок и их регистрацию.
5) Надзор.Должен обеспечиваться квалифицированный и постоянный надзор с тем, чтобы достигалисьцели внутреннего контроля.
Этот стандарттребует: четкой взаимосвязи между функциями и обязанностями сотрудников,подотчетность каждого сотрудника; систематической проверки, в необходимыхпределах, работы каждого сотрудника; санкционирования работы в критических еемоментах для гарантии того, что работа протекает так, как требуется.
6) Доступностьк ресурсам и ответственность за них. Доступ к ресурсам и к их учету следуетограничить только уполномоченными сотрудниками. Должна быть определена ответственностьза использование ресурсов. Периодически следует проводить проверку наличияресурсов (сравнения фактических ресурсов с их регистрацией). Частота проверокзависит от «уязвимости» активов.
Основаконцепции ограничения доступа к ресурсам — это содействие в уменьшении рисканеавторизованного их использования. Ограничение доступа к ресурсам зависит отуязвимости ресурсов и понимания риска потерь, оба эти фактора должныпериодически оцениваться.
3. Стандартыаудиторских отчетов
По нимпроводится своевременная оценка результатов аудиторской проверки, исправляютсянедостатки исходя из рекомендаций аудиторов. [3 c.14]
Требования,предъявляемые к стандартам внутреннего аудита:
· Целесообразность
· Преемственностьи непротиворечивость
· Логическаястройность
· Полнотадетализаций
· Единствотерминологической базы
Выделяютсятакже 6 групп стандартов внутреннего аудита:
1. Стандартыпо анализу законов и нормативных актов, по оценке эффективности использованияресурсов
2. Стандартыпо регулированию технологического проведения аудита
3. Стандартыпо организации работы службы внутреннего аудита, управления и контролю качества
4. Стандартыпо регламентированию составления бухгалтерской отчетности
5. Стандартыпо специальным аудиторским проверкам и консультационным услугам
6. Стандартыпо профессиональным требованиям и взаимоотношениям с другими структурнымиподразделениями.
Списоклитературы
1. Федеральный закон «Обаудиторской деятельности» № 307 – ФЗ от 30 декабря 2008 г. // СПС«Консультант+»
2. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (вред. Постановлений Правительства РФ от 04.07.2003 N 405, от 07.10.2004 N 532,от 16.04.2005 N 228, от 25.08.2006 N 523, от 22.07.2008 N 557, от 19.11.2008 N863) // СПС «Консультант+»
3. Андреев В.Д., Томских С.А.,Черемшанов С.В. Международные стандарты аудита: учебно-практическое пособие.-М.: Финансы и статистика, 2008.-292с.
4. Внутренний аудит:Учебное пособие / Под ред. В.И. Подольского. 5-е изд., перераб. и доп.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- 494с.
5. Внутренний контроль иаудит: Учебное пособие / Богатая И.Н., Н.Т. Лабынцев, Н.Н. Хахонова. – 3-еизд., перераб. И доп. – М.: ОАО «Московские учебники»; Ростов н/Д:Феникс,2008.-475с.
6. Мерзликина Е.М.,Никольская Ю.П. Система внутреннего контроля- М.: ИНФРА-М, 2008.-368с.
7. Международныестандарты аудиторской деятельности // СПС «Консультант+»
8. Журнал «Практическаябухгалтерия» № 10 за 2008, статья «Система внутреннего контроля» // СПС«Консультант+»