Реферат по предмету "Маркетинг"


Правовые основы оценки недвижимости

--PAGE_BREAK--1.2 Правовые основы оценочной деятельности
Одной из новых профессий, появившихся а России с началам рыночных реформ в экономике, стала профессия оценщика. Услуги оценщиков используются для корректировки данных бухгалтерского учета и отчетности, разрешения споров об исчислении налогооблагаемой базы, для определения стоимости государственного имущества при его приватизации, передаче в доверительное управление или аренду, использование в качестве залога, вклада в уставный капитал и т.д.

По некоторым данным, уже сегодня в России существует от 15 до 30 тысяч оценщиков, прошедших соответствующую профессиональную подготовку. До недавнего времени они работали без всякой законодательной основы труда оценщиков.

Необходимость в соответствующем законе была так веклика, что некоторые субъекты Российской Федерации, не дождавшись Федерального акта, начали принимать свои, региональные. Например, 11 февраля 1998 года Московской городской Думой был принят Закон «Об оценочной деятельности в городе Москве», где были закреплены правовые основы этой деятельности в отношении объектов оценки, расположенных на территории Москвы и принадлежащих Российской Федерации, городу Москве, муниципальным образованиям города Москвы, юридическим, а также физическим лицам.

Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № Ш-ФЗ установил основы правового регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих как Российской Федерации, ее субъектам или муниципальным образованиям, так и отдельным юридическим и физическим лицам.

Под оценочной деятельностью в Законе понимается «деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости» (часть 1 ст. 2). Таким образом, определение оценочной деятельности дается через понятия:

·                     субъектов оценочной деятельности, к которым относятся, с одной стороны, оценщики, а с другой стороны — потребители их услуг (заказчики);

·                     объектом оценки могут быть отдельные материальные объекты (вещи), совокупность вещей, составляющих имущество липа, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия), право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества, права требования, обязательства (долги) работы, услуги, информация, а также иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.

Цели оценочной деятельности — это определения рыночной или иной стоимости перечисленных объектов.

Итак, определение рыночной стоимости — основной параметр большинства хозяйственных (предпринимательских) операций является и основной задачей в работе оценщиков.

При этом само понятие рыночной стоимости нуждается в уточнении. Под ней в Законе (часть 2 статьи 3) понимается «наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства».

Очевидно, что приведенное в Законе определение не отличается конкретностью и содержит нечеткие формулировки (типа «действовать разумно»). Впрочем, дать более конкретное определение, пожалуй, и невозможно, поскольку только в самых общих формулировках можно выразить все многообразие экономических ситуаций, которые складываются на рынке. Однако оценщику при установлении рыночной стоимости все же необходимо знать ее основные характеристики. Вот почему законодатель, дав вышеприведенное определение рыночной стоимости, перечислил и основные условия, при одновременном наличии которых цена сделки может быть признана рыночной:

·                     если одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая — не обязана принимать исполнение;

·                     если стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

·                     если объект оценки представлен на открытый рынок в форме публичной оферты;

·                     если цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;

·                     если платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Оценочная деятельность в Российской Федерации осуществляется исходя из презумпции (предположения) установления рыночной стоимости. Это означает, что когда в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта, либо в договоре об оценке не определен конкретный вид стоимости объекта оценки или используются такие термины, как «действительная стоимость», «разумная стоимость», «эквивалентная стоимость», «реальная стоимость» и т.д., установлению подлежит именно рыночная стоимость данного объекта.

Другой важный принцип оценочной деятельности состоит в безусловном характере права на проведение оценки. Реализация этого права не зависит от установленного российским законодательством порядка государственного статистического учета, бухгалтерского учета и отчетности. Собственники (владельцы) объектов оценки (Российская Федерация, ее субъекты или муниципальные образования, отдельные физические и юридические лица) наделяются правом на проведение оценки принадлежащих им объектов, в том числе и на проведение повторной оценки, на основаниях и условиях, предусмотренных Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В данной части работы мы отразили понятие оценочной деятельности. Однако при описании ее основ следует также рассматривать и основания для проведения оценочной деятельности, и статус оценщика и отчеты об оценке и принципы оценки, которые применяются на практике оценщиками. В следующей части уделим особое внимание проблемам технологии оценки недвижимости и ее принципам.

2.
Правовое регулирование оценочной деятельности
2.1 Закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»
Определенная Законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (1998 г.) система государственного регулирования оценочной деятельности включает:

·                   лицензирование оценщиков и контроль за соблюдением ими лицензионных требований и условий;

·                   установление требований к профессиональной подготовке специалистов в области оценки стоимости;

·                   формирование методологической базы оценочной деятельности.

Перечисленные функции выполняются государством через органы его исполнительной власти. Процесс государственного регулирования оценочной деятельности представлен на рисунок 1.



Рисунок 1 — Государственное регулирование оценочной деятельности
Оценка объектов, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Федерации либо муниципальным образованиям, с привлечением к ее проведению независимого оценщика использовалась и до принятия Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (1998 г.) в целях защиты интересов государства как участника гражданских правоотношений.

Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества в Российской Федерации» от 21 декабря г. № 178 (с последующими изменениями и дополнениями).

Различают несколько целей использования объектов оценки.

После принятия Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (1998 г.) в соответствии со ст. 8 проведение оценки объектов является обязательным при вовлечении в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям:

В целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду.

Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ (далее — федеральное имущество), субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Во исполнение положений Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» (2001 г.) было принято Постановление Правительства РФ «О размере и видах затрат на организацию и проведение приватизации федерального имущества» от 26 апреля 2002 г. Постановили затраты по оценке стоимости приватизируемого федерального имущества возложить на Российский фонд федерального имущества.

Для выполнения работ по предпродажной подготовке объектов приватизации, повышения эффективности приватизации федерального имущества и формирования начальной цены объектов приватизации (ст. 72 — Бюджетного кодекса РФ) могут быть проведены конкурсы по отбору организаций, осуществляющих оценочную деятельность.

При приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия на основе акта инвентаризации предприятия составляется передаточный акт, содержащий расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия, а в случае создания открытого акционерного общества путем преобразования унитарного предприятия — сведения о размере уставного капитала, количестве и номинальной стоимости акций (ст. 11 Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» 2001 г.).

Расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия производится по данным промежуточного бухгалтерского баланса, подготавливаемого на базе данных промежуточного бухгалтерского баланса с учетом результатов проведения инвентаризации имущества предприятия, на дату составления акта инвентаризации. Балансовая стоимость подлежащих приватизации активов унитарного предприятия определяется как сумма стоимости чистых активов предприятия, исчисляемая по данным промежуточного бухгалтерского баланса, и стоимости земельных участков, определенной согласно п. 3 ст. 11 Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», за вычетом балансовой стоимости объектов, не принадлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.

При приватизации государственной собственности важное значение имеют результаты научно-технической деятельности.

При аренде (имущественном найме) арендодатель по договору обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Доходы арендатора в результате использования арендованного имущества согласно договору являются его собственностью. Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику или лицам, уполномоченным законом или собственником сдавать имущество в аренду.

В аренду могут быть переданы (ст. 607 ГК РФ) земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и иные имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, а также вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).

Арендная плата за пользование устанавливается в зависимости от рыночной величины годовой арендной платы, указанной оценщиком при определении рыночной стоимости объекта, передаваемого в аренду.

Порядок реализации договоров аренды федерального имущества с правом выкупа, заключенных до вступления в силу Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» (2001 г.), утвержден постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2002 г. № 707.

В соответствии с данным постановлением основанием для принятия решения о выкупе федерального имущества по договорам аренды с правом выкупа, в которых не определены размер выкупа, сроки и порядок его внесения, являются направленные арендатором в Минимущество России (его территориальный орган) заявление о выкупе арендуемого имущества с приложением нотариально заверенной копии договора аренды с правом выкупа, платежных документов о внесении выкупа (если до подачи заявления арендатор согласно условиям договора производил платежи в счет выкупа) и предложения о порядке выкупа имущества.

Минимущество России (его территориальный орган) в двухмесячный срок рассматривает поступившие документы и привлекает независимого оценщика для оценки арендованного имущества на дату подачи заявления о выкупе.

В случае, если рыночная стоимость арендованного имущества на дату подачи заявления о выкупе составит 10 тыс. установленных федеральным законодательством минимальных размеров оплаты труда или меньше, Минимущество России (его территориальный орган) принимает решение о продаже этого имущества арендатору. В решении указываются наименование имущества и иные данные, позволяющие его идентифицировать на основе договора аренды, а также цена имущества, установленная на основании отчета независимого оценщика.
2.2 Заключение и исполнение договора об оценке объекта
Регулирование заключения договора в ГК РФ начинается со стадии выражения стороной воли заключить договор, то есть выступления с офертой.

На практике заключению договора об оценке почти всегда предшествуют переговоры с целью выяснения условий предполагаемого заказа и возможности его принятия. Здесь оферта может представлять собой развернутый проект договора либо заказ, исходящий от стороны, которая нуждается в услугах оценщика. В любом случае договор признается заключенным только при условии прямого подтверждения оферты. Переговоры необходимы сторонам договора об оценке, чтобы совместно обсудить проблему, которая представляет взаимный интерес, и принять совместное решение.

При заключении договора стороны должны руководствоваться определенными принципами, которые лежат в основе заключения общегражданских договоров вообще.

Принцип законности договора означает, что договор действителен, если он соответствует предъявляемым к нему требованиям закона или иных правовых актов. Здесь важно соблюдение условий действительности общегражданской сделки, к которым относятся законность содержания сделки; способность лиц, ее совершающих, к участию в сделке; соответствие воли и волеизъявления; соблюдение формы сделки.

Права и обязанности порождаются договором, в котором соблюдена его необходимая форма. Относительно договора об оценке в ст. 10 Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (1998 г.) установлено, что договор должен быть заключен в письменной форме и не требует нотариального удостоверения.

Принцип свободы договора означает, что субъекты предпринимательской деятельности свободны в заключении договора и какое-либо понуждение к его заключению не допускается.

В соответствии со ст. 11 Закона надлежащим исполнением договора об оценке объекта оценки являются своевременное составление и передача оценщиком заказчику составленного в письменной форме с соблюдением требований законодательства об оценочной деятельности отчета об оценке объекта оценки.

Отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

Если при проведении оценки объекта определяется не рыночная стоимость, а иные виды стоимости, в отчете должны быть указаны критерии установления оценки объекта и причины отступления от возможности определения рыночной стоимости объекта оценки.

В отчет включаются:

·                   дата составления и порядковый номер отчета;

·                   основание для проведения оценщиком оценки объекта;

·                   юридический адрес оценщика и сведения о выданной ему лицензии на осуществление оценочной деятельности по данному виду имущества;

·                   точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, — реквизиты юридического лица и балансовая стоимость данного объекта оценки;

·                   стандарты оценки для определения соответствующего вида стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта, перечень использованных при проведении оценки объекта данных с указанием источников их получения, а также принятые при проведении оценки объекта допущения;

·                   последовательность расчета стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, а также ограничения и пределы применения результата;

·                   дата определения стоимости объекта оценки;

·                   перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.

Отчет может также содержать иные сведения, являющиеся, по мнению оценщика, существенными для полноты отражения примененного им метода расчета стоимости конкретного объекта оценки, проведения оценки.

Для проведения оценки отдельных видов объектов законодательством могут быть предусмотрены специальные формы отчетов. Отчет должен быть пронумерован постранично, прошит, скреплен печатью, подписан оценщиком-индивидуальным предпринимателем или работником юридического лица, который соответствует требованиям ст. 24 Закона, и его руководителем.

Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренными Законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством России, или в судебном порядке не установлено иное.

2.3 Страхование гражданской ответственности
Страхование гражданской ответственности оценщика — «механизм защиты потребителей оценочных услуг от ошибок, допущенных оценщиком в процессе профессиональной деятельности»

Страхование гражданской ответственности оценщиков является условием, обеспечивающим защиту прав потребителей услуг оценщиков, в том числе и государства (муниципального образования) как хозяйствующего субъекта и собственника, и осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

Страхование гражданской ответственности оценщиков Постановлением Правительства РФ «О лицензировании оценочной деятельности» от 7 июня 2002 г. № 395 (с последних изменениях и дополнениях) отнесено к лицензионным требованиям и условиям.

Суть страхования гражданской ответственности по договору выражена в следующем. Сначала лицо вступает в договорные отношения, при этом презюмируется надлежащее исполнение сторонами договорных обязательств. Затем то же лицо, стремясь уменьшить свои возможные расходы в случае возникновения необходимости возмещения убытков, заключает в качестве страхователя второй договор (договор страхования), по которому страхует риск ответственности за нарушение первого договора. Риск ответственности за нарушение договора — это прежде всего риск возмещения убытков. Необходимость возмещения убытков возникает при неисполнении или ненадлежащем исполнении первого договора.

Оценщик не вправе заниматься оценочной деятельностью без заключения договора страхования. Наличие страхового полиса служит обязательным условием для заключения договора об оценке объекта. При обнаружении нарушения данного условия контролирующим органом принимаются меры по приостановлению лицензии нарушителя.

Страхователями по договору страхования гражданской ответственности оценщика могут выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся лицензированными оценщиками. Они могут заключать договоры страхования гражданской ответственности оценщиков на срок, не превышающий срока действия лицензии на осуществление оценочной деятельности.

Особенность страхования гражданской ответственности оценщиков заключается в том, что согласно ст. 931 ГК РФ договор страхования риска ответственности за причинение вреда считается заключенным в пользу лиц, которым может быть причинен вред (выгодоприобретателей) в результате профессиональной деятельности оценщиков. При наступлении страхового случая — причинения вреда третьему лицу по причине ошибки или упущения при проведении работ по оценке — страховая компания выплачивает страховое возмещение третьему лицу (как правило, заказчику работ по оценке), а не оценщику.

Объектом страхования при страховании гражданской (профессиональной) ответственности оценщиков служат их имущественные интересы, связанные с обязанностью последних в порядке, установленном законодательством, возместить материальный ущерб третьим лицам, чаще всего являющимся заказчиками по договору об оценке, причиненный в результате совершения оценщиком ошибок или упущений при выполнении работ по оценке.

Как правило, в договоре страхования указываются объекты оценки, риск наступления страхового случая по которым страховая компания принимает на страхование. Договор страхования гражданской ответственности оценщика должен быть заключен в письменной форме. Устный договор не действителен.

Нередко перед оценщиками встает вопрос, кто должен заключать договор страхования: оценщик — юридическое лицо, то есть оценочная фирма, или оценщик — физическое лицо, работающее в этой фирме. В соответствии с российским законодательством профессиональная ответственность может быть застрахована только у физического лица. Юридическое лицо страховать свою профессиональную ответственность не может, так как не обладает профессией. Однако необходимо иметь в виду, что если стороной по договору об оценке выступает оценочная фирма, а работник этой фирмы только осуществляет работы по оценке, то договор об оценке должен заключаться фирмой, так как именно она несет ответственность перед заказчиком. Вместе с тем согласно ст. 1068 ГК РФ вред, причиненный работником юридического лица при исполнении трудовых отношений (служебных, должностных обязанностей), возмещает юридическое лицо. Исходя из этого оценочная компания вправе застраховать свою гражданскую ответственность перед третьими лицами.

Если оценщик (физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя) выполняет работу по оценке самостоятельно, от своего имени заключает договоры об оценке, то он и несет ответственность перед ними за причинение вреда. В этом случае именно ему необходимо заключать договор страхования профессиональной ответственности оценщика.

Договор страхования гражданской (профессиональной) ответственности оценщика заключается на основании письменного заявления оценщика (страхователя). Факт заключения договора страхования может удостоверяться передаваемым оценщику страховым полисом с приложением Правил страхования или оформляться как общегражданский договор.

Страхование гражданской ответственности оценщиков может осуществляться в форме заключения договора страхования по конкретному виду оценочной деятельности (в зависимости от объекта оценки) либо конкретному договору об оценке. Для соблюдения интересов государства как собственника оцениваемого имущества целесообразно заключение договора страхования по конкретному договору

Страховой случай по данному виду страхования — вступление в законную силу решения суда, устанавливающего имущественную ответственность оценщика за причиненный им вред, явившийся результатом ненадлежащего выполнения своих обязанностей по оценке объекта и выразившийся в совершении ошибок или упущений. С наступлением страхового случая возникает обязанность страховой компании произвести выплату страхового возмещения.

Страховая компания имеет право произвести выплату страхового возмещения при отсутствии вступившего в законную силу решения суда, но только при наличии бесспорных доказательств причинения оценщиком имущественного вреда заказчику из-за ошибок или упущений, совершенных оценщиком в процессе деятельности по оценке.

При наступлении страхового случая оценщик обязан представить в страховую компанию заявление о наступлении страхового случая и выплате страхового возмещения, договор страхования (полис), вступившее в законную силу решение суда о взыскании с оценщика ущерба, нанесенного заказчику, в связи с выполнением оценщиком обязанностей по договору об оценке.

После подачи перечисленных документов страховая компания, как правило, в срок не свыше 10 дней проверяет представленные документы и принимает решение о выплате страхового возмещения или об отказе в выплате. Когда событие признается страховым случаем, страховая компания составляет страховой акт, удостоверяемый подписями оценщика и страховой компании, после чего выплачивает страховое возмещение. При непризнании страховой компанией случая страховым последняя обязана направить оценщику ответ с мотивированным изложением причин отказа.

В соответствии со ст. 964 ГК РФ, если законом или договором не предусмотрено иное, страховая компания освобождается от выплаты страхового возмещения, когда страховой случай наступил вследствие воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения; военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий; гражданской войны, народных волнений и забастовок.

Основаниями для отказа в выплате страхового возмещения также являются неуплата оценщиком в установленный договором страхования срок страховой премии и неуведомление страховой компании о наступлении страхового случая в установленный срок. Кроме того, страховая компания освобождается от выплаты страхового возмещения, если страховой случай наступил вследствие умысла страхователя или выгодоприобретателя.

Ст. 17 Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (1998 г.) не определяет минимальную страховую сумму. Согласно ст. 947 ГК РФ в договорах страхования гражданской ответственности страховая сумма устанавливается сторонами по их усмотрению. В некоторых случаях такая неопределенность приводит к формальному исполнению данного обязательства. Например, в практике работы оценочных компаний встречались договоры со страховой суммой, не покрывающей реальные размеры возможных убытков в связи с осуществлением оценщиком своей деятельности. В договоре страхования могут быть указаны лимиты возмещения, представляющие собой предельные суммы для выплаты страхового возмещения по каждому страховому случаю, происшедшему в течение действия договора страхования. При этом несколько убытков, наступивших по одной и той же причине, рассматриваются как один страховой случай. Лимиты возмещения определяются сторонами по их усмотрению при заключении договора страхования и могут устанавливаться в отношении объектов оценки или одного страхового случая.

Страховая сумма в договоре страхования ответственности оценщика устанавливается по соглашению сторон. При этом страховая сумма выступает денежной суммой, в пределах которой несет ответственность страховая компания за выполнение своих обязательств по договору страхования.

В договоре страхования стороны могут оговорить размер некомпенсируемого страховщиком убытка — франшизы. Франшиза может быть условной и безусловной. При установлении условной франшизы если размер убытка не превышает размер франшизы, страховщик освобождается от обязанности производить выплаты, а если убыток превышает ее размер, то страховщик оплачивает убыток полностью. При установлении безусловной франшизы страховщик освобождается от возмещения каждого убытка в оговоренном размере (в абсолютном или процентном отношении).

После заключения договора страхования оценщик уплачивает страховой компании страховую премию, которая служит платой за принятие страховой компанией на себя обязательств при наступлении страхового случая произвести страховую выплату в соответствии с договором страхования. Размер страховой премии устанавливается согласно тарифу страховой компании, представляющему собой ставку страховой премии с единицы страховой суммы, указанной в договоре страхования. Размер страховой премии зависит от срока страхования, степени сложности объектов оценки, профессиональной подготовки и стажа работы оценщика, а также от других факторов, влияющих на степень риска наступления страхового случая. Срок и порядок уплаты страховой премии указываются в договоре страхования. Страховые премии уплачиваются или единовременно разовым платежом за весь срок страхования, или поэтапно — с рассрочкой платежа.

Если договором страхования предусмотрено внесение страховой премии в рассрочку, то договором может быть предусмотрена санкция за неуплату в установленные сроки очередного страхового взноса. Если страховой случай наступил до уплаты очередного страхового взноса, внесение которого просрочено, страховщик, когда предоставлена отсрочка в уплате, вправе при определении размера подлежащего выплате страхового возмещения зачесть сумму просроченного страхового взноса.

2.4 Лицензирование оценочной деятельности
Одним из факторов регулирования оценочной деятельности служит ее лицензирование.

Закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в ст. 23 которого было установлено, что оценочная деятельность подлежит лицензированию, вступил в законную силу 3 марта 1998 г., однако Положение о лицензировании оценочной деятельности долгое время находилось в стадии разработки. Это привело к тому, что в ряде регионов, в том числе в Москве, были приняты собственные нормативные акты, регламентирующие лицензирование этого вида деятельности. Если у лицензиата были ранее выданные ему органами исполнительной власти субъектов Федерации лицензии, то их действие прекратилось 16 июля 2001 г. и переоформлению они не подлежат.

Кроме того, Определением Верховного суда РФ от 2 марта 2001 г. признано недействительным Распоряжение мэра Москвы «О лицензировании оценочной деятельности в городе Москве» от 21 апреля 1999 г. № 388. Таким образом, можно отметить, что законность выданных ранее органами исполнительной власти субъектов Федерации лицензий поставлена под сомнение, и все они, безусловно, утратили юридическую силу с 16 июля 2001 г. — с момента вступления в силу Постановления «О лицензировании оценочной деятельности». В соответствии с п. 2 Положения о лицензировании оценочной деятельности, утвержденного приведенным Постановлением, органом, осуществляющим лицензирование, было установлено Минимущество России.

После вступления в силу этого Постановления появилось единое правовое поле лицензирования оценочной деятельности. Государство взяло этот вид деятельности под свой жесткий контроль, а это значит, что с рынка уходят нелегальные оценщики, сокращается число недобросовестных сделок. С 16 июля 2001 г. оценочная деятельность без лицензии рассматривается как незаконное предпринимательство, договоры могут быть признаны недействительными, и доходы, полученные оценщиком в результате выполнения работ, могут быть обращены налоговой инспекцией в доход государства.

Ранее согласно п. 4 Положения о лицензировании оценочной деятельности лицензия выдавалась на оценку стоимости:

·                   недвижимого имущества;

·                   машин, оборудования и транспортных средств;

·                   нематериальных активов и интеллектуальной собственности;

·                   предприятия (бизнеса).

В 2001 г. был принят Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа № 128, который Закон вступил в силу 10 февраля 2002 г. Данный Закон упростил процедуру получения лицензий, а также сократил число видов предпринимательской деятельности, подлежащих лицензированию. Однако оценочная деятельность, наоборот, появилась в перечне услуг, подлежащих лицензированию согласно этому Закону.

В настоящее время выдаются лицензии нового образца на осуществление оценочной деятельности без разделения на работы (услуги), со сроком действия 5 лет. Лицензии, выданные до 10 февраля 2002 г., будут сохранять юридическую силу до окончания срока своего действия.

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:

·                   заявление о предоставлении лицензии с указанием:

Ø                для юридического лица — наименования, организационно-правовой формы и места его нахождения;

Ø                для индивидуального предпринимателя — фамилии, имени, отчества, места жительства; данных документа, удостоверяющего личность;

Ø                лицензируемой деятельности;

·                   копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица; индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копии не заверены нотариусом);

·                   копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);

·                   документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

·                   копии документов работника (работников), подтверждающих получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности и трудовые отношения (приказ (распоряжение) о назначении на должность, трудовая книжка), заверенные в установленном законодательством РФ порядке, — для юридического лица или копия документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности, — для индивидуального предпринимателя. Если копии документов не заверены в порядке, установленном законодательством РФ, вместе с копиями представляются оригиналы.

Не допускается требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных Положением.

Лицензирующий орган принимает решение о или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 40 дней с даты поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами.

Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» установил лицензионные сборы и платы за:

·                   рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии — 300 руб.;

·                   предоставление лицензии — 1000 руб.;

·                   переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, — 100 руб. (плата зачисляется в соответствующий бюджет);

·                   предоставление информации, содержащейся в реестре лицензий, в виде выписок о конкретных лицензиатах — 10 руб.

Поскольку оценочная деятельность включает соответственно оценку предприятия (бизнеса), одно из лицензионных требований — наличие у соискателя лицензии диплома, подтверждающего получение оценщиком образования по программе «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)» с количеством аудиторных часов более 800.

Положение о лицензировании оценочной деятельности предусматривает следующие требования к лицензиатам:

·                   соблюдение лицензиатом требований законодательных и иных нормативно-правовых актов РФ по вопросам оценочной деятельности;

·                   наличие в штате юридического лица как минимум одного работника (для которого данное юридическое лицо — основное место работы), имеющего соответствующую квалификацию в области оценочной деятельности, полученную в соответствии с согласованными с уполномоченным Правительством РФ органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности в России профессиональными образовательными программами и подтвержденную документом об образовании;

·                   наличие у индивидуального предпринимателя соответствующей квалификации в области оценочной деятельности, полученной в соответствии с согласованными с уполномоченным Правительством РФ органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности в России профессиональными образовательными программами и подтвержденной документом об образовании;

·                   повышение не реже 1 раза в 3 г. квалификации в области оценочной деятельности работника (работников) юридического лица и индивидуального предпринимателя;

·                   предоставление по запросу лицензирующего органа документов и информации, необходимых для контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Финансовое управление предприятием
Реферат Финансы государственных унитарных предприятий
Реферат Финансовые ресурсы предприятия 2 Понятие источники
Реферат Финансовый анализ 9
Реферат Финансовый анализ предприятия ОАО Лучезарный
Реферат Аналіз науково-дослідної роботи Донецької обласної універсальної наукової бібліотеки ім. Н. К. Крупської за 1995-2000 р
Реферат Особенности летной эксплуатации вертолета Ми-8Т в горных условиях
Реферат Финансовая политика 2
Реферат Финансовый контроль Этапы бюджетного процесса
Реферат Финансовая система Республики Казахстан
Реферат Финансовые ресурсы и факторы их роста
Реферат Финансирование высшего образования в РФ
Реферат Экзаменационные билеты по русскому языку и культуре речи
Реферат Финансовый анализ деятельности предприятия 2
Реферат Изображение войны в романе М. Шолохова "Тихий Дон"