Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Смешное и трагическое в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль"

Смешное и трагическое в комедии Д. И.Фонвизина «Недоросль»
Всеэто было бы смешно,
Когдабы не было так грустно.
М.Ю. Лермонтов
Последниечетыре десятилетия XVIII в. отличаются подлинным расцветом русской драматургии.Но классические комедия и трагедия далеко не исчерпывают ее жанровый состав. Вдраматургию начинают проникать произведения, не предусмотренные поэтикойклассицизма, свидетельствующие о назревшей потребности в расширении границ идемократизации содержания театрального репертуара.
Средиэтих новинок прежде всего оказалась так называемая слезная комедия, т. е.пьеса, сочетающая в себе трогательное и комическое начала. Она отличалась нетолько разрушением привычных жанровых форм, но и сложностью, противоречивостьюхарактеров новых героев, которые соединяли в себе и добродетели, слабости.
Знаменитаякомедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» отличается большой социальнойглубиной и резкой сатирической направленностью. С нее, в сущности, и начинаетсярусская общественная комедия. Пьеса продолжает традиции классицизма.
«Навсю жизнь, — указывал Г. А. Гуковский, — его художественное мышление сохранялоявственный отпечаток школы». Однако пьеса Фонвизина — явление позднего,более зрелого русского классицизма, испытавшего сильное влияниепросветительской идеологии. В «Недоросле», по замечанию первогобиографа Фонвизина, автор «уже не шутит, не смеется, а негодует на порок иклеймит его без пощады, если же и смешит, то тогда внушаемый им смех неразвлекает от впечатлений более глубоких и прискорбных».
Объектомосмеяния в комедии Фонвизина становится не частная жизнь дворян, а ихобщественная, служебная деятельность и крепостническая практика. Недовольствуясь одним изображением дворянского «злонравия», писательстремится показать и его причины. Автор объясняет пороки людей их неправильнымвоспитанием и дремучим невежеством, представленным в пьесе в разных егопроявлениях.
Жанровоесвоеобразие произведения заключается в том, что «Недоросль», пословам Г. А. Гуковского, «полукомедия, полудрама». Действительно,основа, костяк пьесы Фонвизина — классицистическая комедия, но в нее привнесенысерьезные и даже трогательные сцены. К ним можно отнести разговор Правдина соСтародумом, трогательно-назидательные беседы Стародума с Софьей и Милоном.Слезной Драмой подсказан образ благородного резонера в лице Ста-Родума, а также«страждущей добродетели» в лице Софьи. В финале пьесы такжесоединились трогательное и глубоко моралистическое начала. Здесь госпожуПростакову настигает страшное, абсолютно непредугаданное ею наказание. Ееотвергает, грубо отталкивает Митрофан, которому она посвятила всю своюбезграничную, хотя и неразумную любовь. Чувство, которое испытывают к нейположительные герои — Софья, Стародум и Правдин, — сложно, неоднозначно. В неми жалость, и осуждение. Сострадание вызывает не Простакова, а попранноечеловеческое достоинство. Сильно звучит и заключительная реплика Стародума,обращенная к Простаковой: «Вот злонравия достойные плоды» — т.е.справедливая расплата за нарушение нравственных и общественных норм.
Д.И. Фонвизину удалось создать яркую, поразительно верную картину моральной иобщественной деградации дворянства конца XVIII в. Драматург использует всесредства сатиры, обличает и критикует, высмеивает и осуждает, но его отношениек «благородному» сословию далеко от взгляда стороннего человека:«Я видел, — писал он, — от почтеннейших предков презренных потомков… Ядворянин, и вот что растерзало мое сердце».
КомедияФонвизина — чрезвычайно важная веха в истории нашей драматургии. Следующие заней — «Горе от ума» Грибоедова и «Ревизор» Гоголя."… Все побледнело, — писал Гоголь, — перед двумя яркими произведениями:перед комедией Фонвизина «Недоросль» и Грибоедова «Горе отума»… В них уже не легкие насмешки над смешными сторонами общества, нораны и болезни нашего общества… Обе комедии взяли две разные эпохи. Однапоразила болезни от непросвещения, другая — от дурно понятогопросвещения".
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат І нформац І я про стан організаційно-кадрової роботи, соціально-економічний І культурний розвиток та суспільно-політичну ситуацію у Волочиському районі за 2010 рік
Реферат Analysis Paper Essay Research Paper Chad M
Реферат Особенности формирования российского менеджмента
Реферат Структура інституту постпенітенціарного впливу на засуджених
Реферат Правовая природа договора банковского счета и банковского вклада
Реферат Capital Punihment Essay Research Paper CAPITAL PUNISHMENTby
Реферат Уголовно правовая охрана государственной и служебной тайны в органа
Реферат Маркетинговая деятельность предприятия на примере ООО СФ Контакт Плюс
Реферат Управління процесом підвищення якості знань учнів з української мови, літератури
Реферат The Perfect Place Essay Research Paper The
Реферат Добыча пищи и воды в условиях автономного существования
Реферат Наркомания в России и в мире
Реферат Улучшение организации дорожного движения
Реферат Динамическое программирование (задача о загрузке)
Реферат HG Wells Sustaining Tension Essay Research Paper