Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Внешнеэкономическая политика стран

Тема 3

ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА

1. Тарифная политика в условиях глобализации.

2. Нетарифные методы регулирования международнойторговли.

3. Осуществление внешнеэкономической политики государства в системе ВТО.

1. Тарифная политика в условиях глобализации

Таможенный тариф представляет собой систематизиро­ванный перечень товаров, подлежащих таможенному об­ложению при ввозе их на таможенную территорию данной страны или при вывозе из неё. При этом систематизация перечня товаров осуществляется по определённым призна­кам и против каждого из товаров указывается одна или не­сколько ставок таможенных пошлин. Различают два типа таможенных тарифов: простой и сложный.

Простой тариф предусматривает для каждого товара одну ставку таможенных пошлин, которая применяется вне зависимости от страны происхождения товара. Данный тариф не предусматривает достаточной маневренности в таможенной политике, и поэтому он не соответствует современным условиям конкурентной борьбы на мировом рынке.

Сложный тариф предполагает определение по каждо­му товару двух и более ставок таможенных пошлин. В рамках сложного тарифа выделяются: автономные, кон­венционные и преференциальные ставки.

Автономные ставки являются наиболее высокими, вво­дятся на основе односторонних решений органов государ­ственной власти и применяются в отношении товаров, происходящих из стран, с которымине заключены торго­вые договора и соглашения.

Конвенционные ставки имеют более низкую ставку та­рифа, чем автономные, которая определяется на базе двухстороннего или многостороннего соглашения и при­меняются в отношении товаров из стран, заключивших торговые договора.

Преференциальные ставки предусматривают самые низкие ставки, которые устанавливаются в соответствии с многосторонними соглашениями и применяются для соз­дания замкнутых экономических группировок, режимов ассоциаций, а также в торговле с развивающимися страна­ми. Следует заметить, что преференциальные ставки могут и не выделяться в отдельную колонку. В этом случае во вводной части, поясняющей правила пользования тари­фом, может быть просто указано, что для перечисленных в особом списке стран минимальная ставка снижается на определённое количество процентов.

Кроме перечисленных ставок, размер которых устанав­ливается заранее, таможенные тарифы предусматривают возможность введения дополнительных пошлин. К допол­нительным пошлинам относятся: антидемпинговые, ком­пенсационные и картельные.

Антидемпинговые пошлины применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость, если такой импорт нано­сит экономический ущерб национальным товаропроиз­водителям.

Компенсационные пошлины применяются в отношении тех импортных товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если данный им­порт наносит ущерб национальным производителям анало­гичной продукции.

Картельные пошлины применяются против товаров, происходящих из стран, осуществляющих в отношении Данного государства дискриминацию, недружественные акты и т.п.

Величина ставок дополнительных пошлин обычно в не­сколько раз превышает уровень максимальных ставок и, кроме того, могут быть предусмотрены дополнительные формы Юридической ответственности импортеров (штрафы и т. п.).

Сложный таможенный тариф наиболее часто использу­ется во внешнеторговой политике государств, так как по­зволяет оказывать давление на одни страны, облагая их товары более высокими пошлинами, или предоставлять льготы другим государствам, развивая более тесное эко­номическое сотрудничество. Общее число товарной про­дукции в тарифах развитых стран составляет около трёх тысяч. Причём каждая товарная позиция обычно содержит более мелкие позиции, позволяя, таким образом, увеличи­вать число товаров, облагаемых таможенными пошлинами.

Группировка товаров в таможенных тарифах представ­ляет собой важный элемент внешнеторговой политики. Выделяя определённые товары в отдельные позиции, госу­дарство может более эффективно тормозить их импорт или, напротив, создавать льготы для товаров отдельных стран. При этом чем более дробной является структура та­рифа, тем эффективнее он может быть использован в про­текционистских целях.

Следует подчеркнуть, что в рамках варьирования та­рифных ставок на готовую продукцию, полуфабрикаты и сырьё многие государства проводят политику тарифной эскалации. Под политикой тарифной эскалации понима­ют повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки. Тарифная эскалация по­зволяет развитым странам активно стимулировать произ­водство сырья и полуфабрикатов в развивающихся странах и создаёт условия для дальнейшего роста их технологиче­ской отсталости.

Политика применения тарифных квот осуществляется посредством использования переменных таможенных по­шлин, ставки которых зависят от объёма импорта товаров:

при импорте в пределах определённых количеств он обла­гается по базовой, внутриквотной ставке тарифа, при пре­вышении определённого объёма импорт облагается по бо­лее высокой, сверхквотной ставке тарифа. Такая политика позволяет стране проводить гибкое регулирование притока импортных товаров. Причем тарифная квота обычно по своей эффективности сравнима с количественным ограни­чением.

В рамках таможенно-тарифной политики также широко используется «разрешающая оговорка». Страна, включаю­щая эту оговорку в международное соглашение, получает возможность отменить предоставленную уступку, снижен­ную пошлину, более льготную квоту и ввести дополни­тельные ограничения ввоза, если импорт иностранных то­варов возрастает до такой степени, что может нанести ущерб национальному производству.

В конце восьмидесятых годов завершилась работа над созданием Гармонизированной системы описания и коди­рования товаров, которая вступила в силу с 1 января 1988 года и к ней присоединилось большинство стран мира. На долю данных государств приходится 85% всего объёма международной торговли.

Гармонизированная система описания и кодирования товаров включает в себя: Унифицированную товарную номенклатуру. Основные правила классификации товаров и Алфавитный указатель.

Унифицированная товарная номенклатура состоитиз 21 раздела, 99 глав и 1214 товарных позиций, подразде­ляющихся на 3553 подпозиции, которые, в свою очередь, состоят из 5019 субпозиций. При этом 98-я и 99-я главы отведены для специального использования странами-участницами. При формировании глав в основу положен принцип степени обработки товаров: сырьё, полуфабрика­ты, готовые изделия. В основе построения товарных пози­ций, подпозиции и субпозиций применяется установленная последовательность признаков: назначение товара; степень его обработки; вид материала, из которого он сделан; удельный вес товара в мировой торговле и т. п.

Таможенная пошлина накладывается на таможенную стоимость товара, которая определяется в соответствии с законодательством каждой страны и может отличаться от экспортной или импортной цены товара, фиксируемой ста­тистикой. Под таможенной стоимостью товара понимается нормально складывающаяся на открытом рынке между независимым продавцом и покупателем цена товара, по второй он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации.

В процессе унификации определения таможенной стоимости товара важную роль играет ВТО, которая уста­новила Кодекс таможенной стоимости. В соответствии с данным Кодексом разрешается применять пять различных методов оценки таможенной стоимости: по цене сделки;

цене идентичного товара; цене аналогичного товара; про­дажной цене за единицу идентичного или аналогичного товара, ввезенного в то же время; расчетной цене товара. На усмотрение стран поставлен вопрос о том, включать ли в таможенную стоимость товара стоимость фрахта и стра­хования. Кроме того, дано право таможенным органам за­требовать дальнейшую информацию, если имеется сомне­ние в правильности заявленной стоимости импортируемых товаров.

Учитывая, что в зависимости от страны происхождения товара, товары могут облагаться: автономной, конвенци­онной или преференциальной пошлиной, то в рамках внешнеторговой политики крайне важной проблемой ста­новится определение страны происхождения товаров.

Общее правило для определения страны происхожде­ния товара гласит, что страной происхождения считаетсяи та страна, где товар был произведен или существенно пе­реработан. Страна происхождения товара устанавливается из следующих основных факторов:

во-первых, признание товара, не подлежащим перера­ботке. Такие товары признаются происходящими из одной страны и к ним отнесены: полезные ископаемые; живот­ные; продукты животного происхождения, рыба, продукты рыбного промысла; вторичное сырье, полученное в данной стране; все товары, произведенные в данной стране из вы­шеперечисленной продукции;

во-вторых, признание товара существенно перерабо­танным в зависимости от добавленной стоимости. Следует отметить, что в разных странах для признания товара су­щественно переработанным учитывается разная добавлен­ная стоимость импортного сырья и материалов. Так, в США товар считается существенно переработанным, если добавленная стоимость в нем составляет 35% для разви­вающихся стран и 50% для остальных государств.

Следует отметить, что сделанные теоретические выво­ды находят реальное подтверждение на практике. В сере­дине 90-х годов ведущие индустриальные страны, исполь­зующие эффективную систему регулирования междуна­родной торговли, создавали 70% мирового ВНП и осуществляли более 70% объема международной торговли, При этом 66% международного потока прямых иностран­ных инвестиций было направлено всего в десять ведущих стран, возглавляющих список получателей этих инвести­ций. В то время как на 100 стран, замыкающих список по­лучателей инвестиций, приходилось всего 1% об­щемирового потока прямых инвестиций, и они, осуществ­ляя либеральную внешнеэкономическую политику, имели устойчивое отрицательное сальдо торгового баланса.

2. Нетарифные методы регулирования международной торговли

Под нетарифными методами понимается совокупность средств внешнеторговой политики, которые не входят в группу таможенно-тарифных ограничений, а реализуются в рамках административного управления, выполняя роль регуляторов внешнеторгового оборота.

Применение нетарифных методов государственного ре­гулирования международной торговли обусловлено тем, что на национальной территории государство может уста­навливать специальный порядок проникновения в страну иностранных производителей товаров и услуг, а так же соз­давать благоприятные предпосылки для эффективного раз­вития экспортных производств и проводить специальные мероприятия, направленные на защиту отечественных про­изводителей и потребителей. Наиболее эффективно систе­му нетарифного регулирования применяют в рамках внеш­неторговой политики развитые страны.

Нетарифные методы регулирования являются наиболее эффективным элементом осуществления внешнеторговой политики в силу следующих причин:

• во-первых, нетарифные методы регулирования, как правило, не связаны какими-либо международными обяза­тельствами. В этой связи объем и методика их применения полностью регулируется национальными государственны­ми органами и определяется рамками хозяйственного и технического законодательства страны;

• во-вторых, нетарифные методы более удобны в дос­тижении искомого результата во внешнеэкономической политике;

• в-третьих, нетарифные методы позволяют учесть кон­кретную ситуацию, складывающуюся в мировой экономи­ке и применить адекватные меры защиты национального рынка в рамках конкретно определенного срока;

• в-четвертых, нетарифные методы не являются допол­нительным налоговым бременем для населения.

Следует отметить, что до настоящего времени не выра­ботано единой классификации нетарифных методов регу­лирования. Однако наибольшее распространение получила классификация, разработанная Секретариатом ГАТТ/ВТО, в соответствии с которой нетарифные ограничения под­разделяются на пять основных групп:

количественные ограничения импорта и экспорта;

таможенные и административные импортно-экспортные формальности;

стандарты и требования к качеству товаров;

ограничения, заложенные в механизме платежей;

участие государства во внешнеторговых операциях.

Количественные ограничения импорта и экспорта
Под количественными ограничениями импорта и экс­порта понимается административная форма нетарифного регулирования торгового оборота, определяющая количе­ство и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.

Данные методы нетарифного регулирования торгового оборота получили наибольшее распространение в между­народной торговле. При этом к ним относятся: квотирова­ние; лицензирование; добровольные ограничения экспорта и соглашения об упорядочении рынка; эмбарго.

Квотирование представляет собой ограничение госу­дарственной властью экспорта или импорта товара в опре­деленном количестве, объеме или сумме на конкретный период времени. В международной практике используются в основном два вида квот: глобальная квота и индивиду­альная квота.

Глобальная квота устанавливает размер импорта (экс­порта) в стоимостных или натуральных единицах на опре­деленный период времени, вне зависимости от того из ка­кой страны импортируется или в какую страну экспорти­руется товар. Основная цель данной квоты заключается в обеспечении необходимого уровня потребления и рассчи­тывается как разность внутреннего производства и потреб­ления товара. В настоящее время глобальная квота являет­ся наиболее распространенным видом квотирования.

Индивидуальная квота представляет собой квоту, уста­навливаемую для каждой страны, откуда импортируется или куда экспортируется товар. При этом выделяются сле­дующие виды индивидуальных квот по способу формиро­вания:

во-первых, индивидуальная квота может быть создана на базе глобальной, когда товары в рамках глобальной квоты распределяются между странами пропорционально их доле в импорте в предыдущий период;

во-вторых, индивидуальная квота формируется на ос­нове предпочтения тем странам, которые берут на себя встречные обязательства по импорту товаров из данной страны. Такие обязательства обычно закрепляются в соот­ветствующих соглашениях. Эти квоты получили название двухсторонних квот на договорной основе;

в-третьих, индивидуальная квота может формироваться на дискриминационной основе в рамках конкурентной борьбы на мировом рынке. Несмотря на запрет ВТО на использование дискриминационных квот, они применяют­ся многими странами особенно часто в отношении госу­дарств, не входящих в члены ВТО.

— Следует отметить, что во внешнеторговой политике также часто применяются сезонные квоты, которые рядом экономистов рассматриваются в качестве индивидуальных квот. Сезонная квота вводится на определенный период времени, когда внутренний рынок нуждается в государст­венной защите. В этой связи данная квота обычно приме­няется в отношении сельскохозяйственной продукции.

По направлению действия различают: экспортные и импортные квоты.

Экспортные квоты вводятся государством в соответст­вии с международными стабилизационными соглашения­ми, в рамках которых определяется доля каждой страны в общем экспорте товара, или с целью предотвращения вывоза дефицитных товаров с внутреннего рынка.

Импортная квота применяется государством для защи­ты отечественных производителей, регулирования спроса и предложения, устранения отрицательного сальдо торго­вого баланса, а также как ответная мера на дискриминаци­онную внешнюю политику других государств.

При исследовании статических эффектов, возникаю­щих от применения импортной квоты, большинство авто­ров сходятся во мнении, что она имеет эффекты аналогич­ные с импортным тарифом, которые представлены на рис.3.1. Вместе с тем, в отличие от импортного тарифа, где эффект дохода перераспределяется в виде таможенной пошлины в доход государства, при количественном огра­ничении эффект дохода от импортной квоты представляет собой ренту, присваиваемую иностранными производителями товара. Данная рента появляется из-за разницы между внутренней и мировой ценой, возникающей в результате применения импортной квоты. Тем не менее у государства имеется механизм перераспределения эффекта дохода и снижения величины ренты, присваиваемой иностранны­ми производителями квотируемых товаров, на основе ис­пользования системы распределения лицензий.

Лицензирование представляет собой процесс регулиро­вания внешнеэкономической деятельности через разреше­ния, выдаваемые государством на экспорт или импорт то­вара в установленных количествах в течении определенно­го промежутка времени. Лицензирование является наиболее распространенной формой нетарифных ограни­чений.

На практике используется большое количество разно­образных лицензионных форм, при этом основными вида­ми лицензирования выступают следующие лицензии: ин­дивидуальная, генеральная, автоматическая.

Индивидуальная лицензия является разовым разреше­нием на ввоз или вывоз товара, которое выдается органом государственной власти, регулирующим или контроли­рующим внешнюю торговлю по заявлению национальной фирмы экспортера или по заявлению импортера. Лицензия является именной и в ней регламентируются все важней­шие стороны внешнеторговой сделки: количество и стои­мость товара; страна происхождения; фирма экспортер (импортер); срок действия лицензии. В отдельных случаях применяются открытые индивидуальные лицензии, кото­рые позволяют фирме ввозить указанный в лицензии товар без ограничения количества.

Генеральная лицензия представляет собой постоянно действующее разрешение, дающее право импортировать (экспортировать) перечисленные в ней товары без каких-либо ограничений по количеству или стоимости в течении всего времени действия лицензии. Следует отметить, что генеральная импортная лицензия разрешает ввозить ука­занные в ней товары либо из определенных стран, либо из любых государств мира.

Автоматическая лицензия представляет собой разреше­ние, выдаваемое немедленно после получения от экспор­тера или импортера заявки, которая не может быть откло­нена в случае если по ней не получен официальный отказ от органов, контролирующих внешнеторговые операции в рамках предварительного контроля.

Мировой опыт показывает, что распределение лицен­зий может осуществляться одним из следующих способов:

на основе аукциона, с помощью системы явных предпоч­тений и посредством распределения лицензий на внеценовой основе.

Аукцион — продажа лицензий осуществляется на кон­курсной основе. Данный способ считается наиболее эф­фективным механизмом распределения лицензий, так как он обеспечивает максимальную конкуренцию между им­портерами, желающими получить тендер, заинтересовывая их в минимизации доходов от ренты. В определенных слу­чаях иностранные производители могут пойти на полный отказ от ренты и даже перечислить часть своих доходов от продажи товаров ниже среднего уровня мировых цен. Для достижения максимального эффекта от продажи лицензий с начала восьмидесятых годов США стали практиковать аукционы по конкурсной продаже американских квот не­посредственно среди иностранных экспортеров, а не среди потенциальных американских импортеров, что безусловно повысило доходы государства, получаемые от распределе­ния лицензий. Такие аукционы проводились для распреде­ления лицензий на импорт видеомагнитофонов, сахара, автомобилей.

Система явных предпочтений — закрепление лицензий за определенными фирмами пропорционально размерам их импорта за прошлый период или пропорционально струк­туре спроса со стороны национальных производителей. Этот способ распределения лицензий направлен, в первую очередь, на поддержание тех отечественных производите­ли, которые могут пострадать из-за введения квот. Вместе с тем, получателями квот становится ограниченное число иностранных фирм: либо имеющие тесные связи с мест­ными производителями, либо представляющие крупные

«К, которые способны влиять на политику данного госу­дарства прямым образом или через систему межгосударственных отношений. Кроме того, в рамках системы явных предпочтений создаются объективные предпосылки к возникновению коррупции, что может крайне негативно отра­зиться не только на величине полученного государством дохода от продажи лицензий, но и нанести серьезный ущерб развитию внутренней экономики из-за импорта то­варов у заведомо неэффективных иностранных товаропро­изводителей. По результатам исследований, проведенных Ч. Греем и Д. Кауфманом, сегодня наивысший уровень коррупции имеет место в России и Китае.

Распределение лицензий на внеценовой основе предпо­лагает выдачу лицензий тем фирмам, которые продемон­стрировали свою способность наиболее эффективно осу­ществлять импорт или экспорт товаров. Это наиболее тру­доемкий способ распределения лицензий, поскольку для оценки необходимо создавать экспертную комиссию, раз­рабатывать специальные критерии оценки, которые обес­печивали бы объективность и обоснованность принимае­мого решения по предоставлению лицензий. Эффектив­ность распределения лицензий на внеценовой основе зависит от профессиональной компетенции и опыта экс­пертного совета, а также используемого механизма осуще­ствления данной процедуры.

Добровольные ограничения экспорта и соглашения об упорядочении рынка - это разновидность импортной квоты, которая вводится не страной-импортером, а страной-экспортером с целью избежать других торговых санкций со стороны страны-импортера.

С точки зрения экономистов, рассматривающих миро­вую торговлю в статике, добровольные ограничения экс­порта являются неэффективной формой государственного регулирования, поскольку весь эффект, представляющий ренту, присваивается иностранными производителями, а также иностранным государством, которое распределяет квоту между импортерами. В частности, по оценке Д. Тарра, исследование эффектов от добровольного ограничения экспорта в области торговли текстилем, автомобилями и военным снаряжением показало, что около 70% их стои­мости для потребления составляют доходы иностранных импортеров, получаемые в виде ренты. Тем не менее, большинство развитых стран на практике активно приме­няют добровольные ограничения экспорта, обеспечивая эффективное развитие экономики и защищая таким обра­зом свой рынок от нежелательного импорта по многим то­варным позициям, подтверждая тем самым, что динамиче­ские эффекты международной торговли отличаются от ис­следуемых в экономической литературе статических эффектов международной торговли. Причем П. Кругман и М. Обстфельд вынуждены признать, что рента, присваи­ваемая иностранными производителями, составляет пере­качку дохода, а не потери эффективности экономики.

Более того, в настоящее время происходит модифика­ция добровольных ограничений экспорта и они принимают форму соглашений об упорядочении рынка. Соглашения об упорядочении рынка представляют собой многосторон­ние соглашения в рамках добровольного ограничения экс­порта, которое вводится сразу в нескольких странах. В ка­честве таких соглашений выступают урегулирования по поливолокну и экспорту текстиля.

Эмбарго представляет собой запрет, который применя­ется в отношении импорта или экспорта отдельных това­ров или в отношении совершения внешнеторговых опера­ций с конкретным государством. Следует отметить, что эмбарго может применяться: в рамках действия междуна­родных организаций (эмбарго ООН по отношению к Ира­ну), на уровне международных группировок государств (запрет на экспорт продовольствия и кормов, содержание вредных веществ которых превышает установленный уро­вень, введенный странами ЕС) или отдельным государст­вом по соображениям национальной безопасности, в самом широком смысле этого слова.

Таможенные и административные импортно-экспортные формальности

Под таможенными и административными импортно-экспортными формальностями понимается совокупность мер государственного регулирования, которая включает в себя антидемпинговые пошлины, методы оценки таможен­ной стоимости товаров, требования о содержании местных компонентов, таможенные и консульские формальности, товаросопроводительные документы и другие.

Из перечисленных методов нетарифного регулирования наиболее существенное влияние на мировую торговлю оказывают антидемпинговые пошлины, которые представ­ляют собой временный сбор в размере разницы между це­нами продажи товара на внутреннем и внешнем рынке, вводимый импортирующей страной в целях нейтрализации негативных последствий нечестной ценовой конкуренции на основе демпинга.

Как инструмент регулирования импорта антидемпинго­вые меры получили наибольшее распространение в промышленно-развитых странах. Следует отметить, что каж­дые 5 лет, начиная с восьмидесятых годов, против амери­канских корпораций выдвигается более 100 обвинений в демпинге, в то время как США имеет в отношении импор­теров более 350 обвинений. Страны Европейского Союза выдвигают порядка 280 обвинений в демпинге своим тор­говым партнерам, но при этом им предъявляется около 200 обвинений.

Основными инициаторами применения антидемпинго­вых мер в США выступают национальные фирмы, которые обращаются с жалобой в Министерство торговли в случае, если, по их мнению, они пострадали от демпинга. Мини­стерство торговли в период с 1980 по 1989 годы более чем в 50% случаев удовлетворяло жалобу и вводило антидем­пинговую пошлину.

При установлении факта демпинга главная проблема заключается в определении нормальной стоимости товара. В частности, в соответствии с законодательством Европей­ского Союза, при ввозе товаров из стран с рыночной эко­номикой, нормальная стоимость товара рассчитывается по уровню внутренней цены на идентичный товар в стране экспортера или стране происхождения товара. Если такой товар не продается на внутреннем рынке или реализуется на специальных условиях, что не позволяет сравнить внут­ренние и экспортные цены, нормальная стоимость товара устанавливается по цене экспорта в третью страну или с учетом возникших затрат на производственных и сбыто­вых операциях. В то же время, для стран с государственно-регулируемой экономикой нормальная стоимость опреде­ляется на основе ценовой информации стран с рыночной экономикой, в которых уровни производства близки к ус­ловиям производства государственно-регулируемых стран.

После установления нормальной стоимости произво­дится ценовой анализ и при установлении факта демпинга определяется экономический ущерб, наносимый государ­ству.

Для осуществления ценового анализа экспортная цена сравнивается с нормальной стоимостью товара. При этом экспортная цена устанавливается: по фактически оплачен­ной или подлежащей оплате цене за товар, по цене первой продажи товара, по таможенной стоимости и с помощью других методов. Разница между нормальной стоимостью товара и экспортной ценой представляет собой демпинго­вую маржу, которая является верхней границей антидем­пинговой пошлины.

Вместе с тем, выбор применяемых антидемпинго­вых санкций непосредственно зависит от величины эко­номического ущерба, наносимого демпингом. При расчете экономического ущерба устанавливается: доля рынка, за­нимаемая поставщиком демпингового товара; соотноше­ние импортных цен на демпинговый товар и внутренних цен на аналогичный товар; влияние импорта демпингового товара на объемы производства отечественных производи­телей.

Следует отметить, что применение антидемпинговых санкций (в виде снижения квоты поставки на данный рынок, добровольных ограничений экспорта или анти­демпинговой пошлины) выступает в качестве эффектив­ной формы государственного регулирования международной торговли, позволяющей защитить внутренний рынок от нежелательной внешней конкуренции. Причем, как показывает исследование, при существующем поряд­ке расчета нормальной стоимости товара, страны с го­сударственно-регулируемой экономикой не получают воз­можности активно проникать на внешний рынок за счет более эффективного осуществления процесса производства, ибо их товары сравниваются с аналогами, произве­денными в странах с рыночной экономикой.

Более того, использование антидемпинговых пошлин сдерживает процесс освоения внешнего рынка и не создает условий для развития нормальной международной кон­куренции, поскольку производители новых импортных товаров из-за угрозы обвинения в демпинге не могут реализовывать на международном рынке свою продукцию по более низким ценам для привлечения потребителей и формирования спроса, что имеет место при освоении любого внутреннего рынка.

Несмотря на то, что развитые страны активно применяют на практике антидемпинговые пошлины для регулирования внешней торговли, ведущие западные экономисты не поддерживают данные санкции, поскольку, наряду с нечестной конкуренцией, причиной возник­новения демпинга могут выступать: различие в эластич­ности спроса на товар в разных государствах; несо­вершенная конкуренция на внутреннем рынке страны экспортера; сегментированность внутреннего рынка, позволяющая отгородиться от внешнего, в силу гео­политического расположения государства, за счет приме­нения торговых барьеров и по другим причинам. Вместе с тем, данные обстоятельства возникновения демпинга не учитываются при установлении факта демпинга.

Следует отметить, что развитые страны активно используют и другие методы нетарифного ограничения экспорта-импорта на основе применения таможенных и административных формальностей. В качестве примера можно привести арест Американским таможенным управлением экспорта телефонных будок из Велико­британии. Данное событие произошло в 1985 году, при этом свои действия американская сторона аргументи­ровала наличием Соглашения об упорядочении экспорта продукции из железа и стали, заключенного между США и Европой. Поскольку телефонные будки состоят из железа и стали, то они попадают под действие данного соглашения. В результате переговоров Великобритания была вынуждена выполнить требование США и сократить экспорт телефонных будок.

Особое место в системе нетарифных ограничений за­нимает требование о содержании местных компонентов. Условие использования местных полуфабрикатов и узлов — это правило, законодательно устанавливающее долю ко­нечного продукта, которая должна быть произведена на­циональными производителями, если такой товар предна­значается для продажи на внутреннем рынке. Учитывая, что в производстве товара участвуют две или более стра­ны, то происхождение продукции определяется в соответ­ствии с критерием «достаточной переработки». Перера­ботка считается достаточной при выполнении следующих условий:

изменение товарной позиции классификационного ко­да товара на уровне любого из первых четырех знаков;

выполнение перечня необходимых производственных или технологических процессов для того, чтобы товар счи­тался происходящим из той страны, где эти процессы име­ли место;

соблюдение правила «адвалорной доли», когда про­центная доля стоимости используемых материалов или добавленной стоимости достигает фиксированного преде­ла в заводской цене поставляемого товара.

С точки зрения национальных производителей деталей и узлов, требование о содержании местных компонентов обеспечивает защиту, сравнимую с применением импорт­ной пошлины. При этом развитые страны активно исполь­зуют данный метод нетарифного ограничения с целью из­бежать перемещения производства в развивающиеся страны, где более дешевая рабочая сила и сырьевые ресурсы. В то же время развивающиеся страны таким образом осуществляют политику импортозамещения и стремятся подняться выше по технологической вертикали и вместо сборочных операций производить промежуточную продукцию.

Важной особенностью требования о содержании местных компонентов является то, что оно не дает дохода правительству, равно как и не создает квотной ренты для иностранных производителей. Вместе с тем, условие об ис­пользовании местных компонентов способствует привле­чению прямых иностранных инвестиций. Именно этим можно объяснить то обстоятельство, что в последнее время увеличивается, в частности, приток иностранных инвести­ций в развивающиеся страны, которые прибегают во внешнеэкономической политике к выдвижению требова­ний о содержании местных компонентов.

Следует отметить, что иностранные производители, в условиях действия требования о содержании местных компонентов, наличия импортных квот или добровольных ограничений экспорта, оказываются заинтересованными в расширении закупок на внутреннем рынке, так как данное требование не накладывает лимита на импорт. Причем ре­альная цена товара, при наличии требования о содержании местных компонентов, представляет собой величину стои­мости импортируемых ресурсов и стоимость местных по­луфабрикатов, произведенных внутри страны. На практи­ке, в ряде случаев, иностранному производителю оказыва­ется невыгодным выполнять требование о содержании местных компонентов. В этой связи стала применяться но­вая форма международных экономических отношений, которая предполагает заключение государственных согла­шений, предусматривающих вместо соблюдения требова­ния о содержании местного компонента осуществлять эк­вивалентный экспорт местных полуфабрикатов. В частно­сти, американские автомобильные фирмы, осуществляю­щие производство в Мексике, избрали вариант, при кото­ром они экспортируют некоторые узлы из Мексики в США. Такая политика позволяет американским фирмам использовать меньше деталей, сделанных мексиканцами, при производстве автомобилей на территории Мексики для продажи на внутреннем мексиканском рынке.

Таможенные и консульские формальности, товаросо­проводительные документы выступают в качестве скрытой формы протекционизма, поскольку требуют значительного времени оформления, связаны с дополнительными расхо­дами и часто должны содержать информацию, составляю­щую коммерческую тайну фирмы. Так, по подсчетам на-


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Сельский, зелёный и экологический туризм
Реферат Poe W Internal Documenations Essay Research Paper
Реферат Памятка: Norton, Lexicon, DOS
Реферат Агрессия (так называемое "зло")
Реферат Мікропроцесори архітектури Alpha, Sparc, Majc, Sharc
Реферат Общественно опасные последствия и причинная связь в Российском уголовном праве
Реферат Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку 2
Реферат Ценные бумаги 2 Основные методы
Реферат Брюсов Валерий Яковлевич
Реферат Sexual Values Essay Research Paper Sexual ValuesThroughout
Реферат Агроэкотуризм в Республике Беларусь: правовое регулирование
Реферат Дидактическая игра как средство воспитания звуковой культуры речи детей 4-5 лет
Реферат Разработка комплекса маркетинга для предприятия "Т-моторс"
Реферат Агентство по природопользованию Пермского края
Реферат Информационная политика газеты Ставропольские губернские ведомости 20062007 гг