Реферат по предмету "Философия"


Концепции развития общества в истории философии

Нижнетагильский торгово-экономический колледж
Центр Дистанционного Обучения
КОМПЛЕКСНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА ПО ГУМАНИТАРНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ
Выполнил: КостюкА.А
Студент группы4ГМУ(ДС)
Проверил:
Рыбникова Ю.В.,тьютор
Специального МДК
Нижний Тагил 2010г.

Задание №1
Как Вы можете объяснить утверждение некоторых философов, что вопросы,которые ставит философия, вечны, а ответы — преходящи.
Попробуйте сформулировать свои аргументы, опираясь на историю развитияфилософии.
Проанализируйте, как рассматривается проблема развития общества в историифилософии.
Ответ №1
1. Существует много подходов к пониманию того, что такое история мировойфилософии. Мне кажется, что, по крайней мере, два из них заслуживают нашегопристального внимания
С одной стороны, история философии рассматривается как единый,однолинейный, кумулятивный процесс, наподобие истории науки – знания постепеннонакапливаются в ходе человеческой истории, и каждый мыслитель, каждаяфилософская школа добавляют свою крупицу в общую сокровищницу философскоймысли. Поэтому считается, что философ XX или XIX века знает, гораздо больше и мыслит несравненно глубже,чем мыслитель Античности, ведь он овладел всеми идеями и концепциями, что былидо него, он, образно говоря, стоит на плечах своих предшественников.Действительно, то, что знал античный мудрец Эпикур, знают миллионы современныхстудентов. Но, то, что знал в свое время Эпикур, знал только он один, и в этомсмысле его знания в миллион раз ценнее.
С другой стороны, многие философы не признавали кумулятивного характерафилософии. Основные философские вопросы, сформулированные И. Кантом, звучаттак: «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что такоечеловек?». На все эти вопросы нет, не было и наверно не будет однозначных иточных ответов. Большинство философских положений не доказываются опытом и изопыта не вытекают. Так, нельзя доказать опытным путем, что жизнь и разумвозникли из развивающейся природы, нельзя так же доказать, что Бог есть основамира, что человеческая свобода с необходимостью вытекает из человеческойприроды ит.д. Человеку было бы намного проще жить, если бы самые главныевопросы его существования могли быть однажды доказаны – раз и навсегда. Каккаждый человек, поскольку он мыслит, так и каждая эпоха должны для себя найтиответы на эти вопросы. Вряд ли можно утверждать, что мы более умные, болеесовестливые, чем наши предки, что мы лучше знаем, как нужно достойно жить, чемэто знал Сократ. Нельзя утверждать то, что Шекспир более глубок и значим, чемдревнегреческий поэт Архилох, точно также нельзя сказать, что Гегель умнее изначительнее, чем Аристотель, живший на много веков раньше.
Философия – древнейшая наука, и в то же время она всегда молодая, потомучто знания и идеи, выдвинутые мыслителями, никогда не устаревают.
Сейчас люди стали бы смеяться над утверждениями древних физиков, о том,что тяжелые тела падают вниз, а легкие взлетают вверх, но никто не будетсмеяться над философскими идеями Сократа и его главным выводом, о том, что высшаячеловеческая мудрость – знать, что ты ничего не знаешь. Или над высказываниемДиогена, что людей много, а человека найти среди них очень трудно, — хотя и Сократ,и Диоген жили более двух тысячелетий назад.
К примеру, современная физика далеко ушла вперед в сравнении сАнтичностью. Древнегреческая наука утверждала, что все вещи состоят из огня,воды воздуха и земли, она искала различные сочетания этих стихий. Сегодняшняяфизическая наука включает в себя более тридцати дисциплин, чтобы станьспециалистом в одной из них, надо потратить половину жизни. А философия, как вдревности, так и сейчас бьется, над одними и теми же вопросами,сформулированными И. Кантом.
Поэтому вторая точка зрения кажется мне предпочтительней – философия некумулятивный процесс накопления знаний, а отражение вечных попыток человекапознать самого себя: свои возможности, свои способности, свое место вокружающем мире, смысл своего существования. Каждая философия вырастает изсвоеобразия культуры, на почве которой формируется. Если в области точных науксуществует представление о некоем прогрессе знания, обо все более точном иполном приближении к действительности, то относительно философии нельзяговорить о простом устранении заблуждений в процессе смены более ранних стадийразвития более поздними, ибо каждая эпоха с ее различными теориями совершеннопо-новому подходит к изучению одного и того же предмета и постигает его в новомаспекте. Каждая философия есть концентрированное выражение своего времени –«эпоха, схваченная в мысли» — Гегель.
2. Для природы есть причинность, а для истории – судьба
О. Шпенглер
Современное понимание сущности общества как особой формы целенаправленнойи разумно организованной совместной деятельности больших групп людей базируетсяна идеях и концепциях, восходящих еще ко второй половине XIXвека. К.Марксом была разработана диалектно материалистическая концепцияобщества, суть которой, состоит в положении, о способе производства материальныблаг, который складывается объективно, т.е. независимо от воли и сознаниялюдей, и определяет в основном способ бытия «соединительного организма». Изопределенной формы материального производства «… вытекает, во-первых,определенная структура общества, во-вторых, определенное отношение людей кприроде. Их государственный строй, и их духовный уклад определяется как тем,так и другим. «(К.Маркс). История предстает как «естественно-историческийпроцесс», где действуют объективные «законы-тенденции» в сочетании ссубъективным фактором. Сильной стороной этой концепции является учение обособой «чувственно-сверхчувственной» природе «социальной материи», одвойственности бытия человека и общества, а так же представление об эволюциисоциальных связей в зависимости от форм бытия людей и их совместнойдеятельности. Однако, в этой концепции ряд положений, в частности, о базисе инадстройке, о частной собственности, об исторической миссии пролетариата, онеизбежности мировой революции, не получили подтверждения в реальнойобщественно-исторической практике.
В XIX веке продолжается развитиенатуралистических подходов к объяснению феноменов общества и человека. С этихпозиций общество рассматривается как естественное продолжение природных икосмических закономерностей. Ход истории и судьбы народов в основномопределяется ритмами Космоса и солнечной активности (А.Чижевский, Л.Гумилев),особенностями природно-климатической среды (Л. Мечников), либо природнойорганизацией человека (социобиология). Общество рассматривается как высшее, нодалеко не самое удачное творение природы, а человек как самое несовершенноеживое существо, отягощенное генетическим стремлением к разрушению и насилию.Это ведет к нарастанию угрозы существования человечества и возможности егоперехода в иные формы бытия.
В идеалистических моделяхразвития общества сущность его усматривается в комплексе тех или иных идей,верований, мифов и т.п. Прежде всего, речь может идти о религиозных концепцияхобщества. Мировые религии (христианство, ислам, буддизм), равно как инациональные (иудаизм, индуизм, конфуцианство), имеют свои модели устройстваобщества и государства. Суть их в идее божественного предопределения устройстваобщества, которое должно обеспечивать человеку условия для достойной встречи сБогом в будущей жизни. С наибольшей силой идеалистический подход к обществу иистории выражен в философской системе Гегеля, где Абсолютный Дух выражает себяв «сознании свободы» в человеческой истории, которая является для Духаматериалом, в котором он познает себя и поднимается на новую ступень.
Концепция общества вфилософской мысли Запада XXвека. Здесь трудно выделить какой-то один доминирующий подход. Хотя многие изних связаны с системным подходом к обществу, структурно-функциональныманализом. Так, Э. Дюркгейм утверждал, что общество – реальность особого рода, несводимаяк другим и воздействующая на человека на основе идеи общественной солидарности,базирующейся на разделении труда. М. Вебер создал «понимающую социологию» иразработал понятие «идеального типа», на основе чего анализировал феноменбюрократии и протестантскую этику как «дух капитализма». К. Поппер ввел понятия«социальная технология» и «социальная инженерия», полагая, что ход истории неподвластен проектированию. Он обосновал концепцию «открытого общества» и указална опасности тоталитаризма.
В целом все названные концепции развития общества не могут претендоватьна абсолютную истину, а выражают определенные грани той реальности, котораяопределяется термином «общество». Проблема развития общества существует ужедавно, но точного ответа нет, поскольку вопросы, которые ставит философия — вечны,а ответы преходящи.

Задание №2
Какие философские проблемы рассматривает философия истории? Раскройтепонятия «история», «общество», «эсхатология».
Как рассматривается исторический процесс в материалистической концепцииК. Маркса? Какую цель имеет историческое развитие, согласно марксизму?
Ответ №2
1. Философия истории изучает предельные основания бытия общества в егодинамике. Ее интересует, что такое история, каковы ее движущие силы, смысл ицель истории, роль личности и всего общества в истории. Философия истории рассматривает следующие проблемы и вопросы:
1. Как возможно познание прошлого?
2. Можно ли говорить о единойвсемирной истории?
3. Куда направлен историческийпроцесс?
4.  Имеет ли история народов общий,единый смысл?
5. Будет ли завершение или конецистории?
6. Какова роль личности в истории?
История (с греч. — рассказ о прошлом) –это философская категория, обозначающая процесс человеческого бытия, связь исмену поколений, передачу и наращивание опыта человечества. Этот процесс –связь прошлого, настоящего и будущего.
Гегель рассмотрел историю как разумный процесс развития духа во времени,как «процесс в сознании свободы». Свобода же не есть произвол индивида –индивиды являются орудиями в руках мирового духа и следуют его целям, даже еслине осознают этого, в чем состоит «хитрость мирового разума». История философиипредстала как процесс движения к вечной абсолютной истине. Все философскиесистемы прошлого выступали этапами данного процесса и выражали те или иные аспектыистины, их последовательность была не случайной, а разумной и необходимой.
Эсхатология – религиозное учение оконечных судьбах мира и человечества, о конце света и страшном суде. В основеэсхатологии лежат древние представления о наличии в природе скрытых действующихсил, борьбе доброго и злого начал, о загробном наказании грешников и наградеправедникам. В развитой форме идеи эсхатологии встречаются в христианстве(Апокалипсис) и иудаизме. Эсхатологические настроения распространялись особенношироко во время социальных и политических кризисов (Иудея – I в.н.э., Германия – XV-XVI вв., Англия – XVI – XVIIвв., Россия- конец XVII и начало XVIII в.).
Эсхатология широко используетсяцерковниками и сектантами и в настоящее время. Для подкрепления эсхатологиисовременные богословы фальсифицируют данные естествознания.
Общество – это совместное бытие людей. Отношения, устанавливающиеся междулюдьми в процессе их совместной практической и духовной деятельности.Производство материальных благ, составляет основу существования и развитиячеловеческого общества. Поэтому, из всех общественных отношений, важнейшимиявляются производственные, экономические. Понимание зависимости всехобщественных отношений от производственных, впервые позволило научно объяснитьзакономерности исторического развития общества.
2. Исторический процесс вматериалистической концепции К. Маркса
Карл Маркс (1818 – 1883) – родоначальник одного из самых влиятельныхтечений мирового социализма, определившего в значительной степени общий ход мировойистории на протяжении полутора веков.
К. Маркс и Ф. Энгельс разработали принципиально новый взгляд на обществои его историю на основе синтеза двух мировоззренческо методологическихпринципов: материализма и диалектики. Разработанная ими новая теория обществаполучила название исторический материализм, иногда ее называют экономическимдетерминизмом. Исходя из первичности практической деятельности людей, Марксподчеркивал, что общественное бытие людей первично, а их сознание вторично. Именнов этом подходе. Прежде всего, и проявляется отличительная черта марксистскойсоциальной философии, состоящая в распространении материализма какмировоззренческой парадигмы на область социальных явлений.
Анализируя исторический процесс с позиций материализма, Маркс, приходит квыводу, что определяющую роль в истории играет материальная жизнь людей, и впервую очередь, производство материальных благ, те экономические отношения, вкоторые необходимо вступают люди помимо своей воли и сознания. При этоммарксизм не умаляет роли личностей в истории, значимости их идей, интересов,побудительных мотивов их деятельности, но считает, что явления сознания,духовной деятельности могут быть объяснены лишь из материальных условий жизнилюдей. Не сознание людей определяет бытие, а наоборот, их общественное бытиеопределяет их сознание (помыслы, чувства, мотивы, интересы) – главный выводмарксизма.
Маркс дал следующую формулировку материалистического понимания истории:«В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные,необходимые, от их воли, не зависящие отношения – производственные отношения,которые соответствуют определенной ступени развития их материальныхпроизводственных сил. Совокупность этих производственных отношений составляетэкономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышаетсяюридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенныеформы общественного сознания. Способ производства материальной жизниобусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще».
Еще один важный вывод, сделанный Марксом – это вывод о том, что законыобщества носят объективный характер и выражают существенные, повторяющиесячерты развития практики, и прежде всего материального производства. По словамЭнгельса, гениальность Маркса состояла в том, что ему впервые удалось заметитьповторяемость в истории и представить последнюю как закономерный процесс сменыодной общественно-экономической фармации другой, более совершенной,осуществляющейся на основе роста производительных сил и совершенствованияпроизводительных отношений.
Таким образом, К.Маркс явился основоположником формационного подхода канализу общества и его истории. Он утверждал, что общественно- экономическаяформация служит основанием для типизации социальных организмов. Марксрассматривал общественно-экономическую фармацию как тип общества, находящийсяна определенной ступени своего исторического развития, на основе которого лежитспособ производства. Способ производства – это исторически конкретная ступеньего развития, представляющая единство производительных сил и производственныхотношений.
Упразднение частной собственности есть упразднение всякого родаотчуждения человека от человека, возвращение человека из религии, семьи,государства к своему человеческому – общественному бытию. Как же возможнопреодоление отчуждения и возвращение человека и человеческих отношений к самимсебе? Это достижимо, по Марксу, путем уничтожения института частнойсобственности и отчуждения труда, являющихся подлинными основами всех другихформ отчуждения. Такая возможность становится исторической необходимостьювместе с образованием нового класса, «скованного радикальными цепями», класса,обреченного на жизнь, «которая представляет собой полную утрату человека и,следовательно, может возродить себя лишь путем полного возрождения человека.Этот результат разложения общества, как особое сословие, есть пролетариат».Революционное движение пролетариев – пролог нового общества. Историческая миссияэтого класса – уничтожение капитализма и построение бесклассовогокоммунистического общества. «Такой коммунизм… есть действительное разрешениепротиворечия между человеком и природой, человеком и человеком, подлинноерешение спора между существованием и сущностью, между опредмечиванием исамоутверждением, между свободой и необходимостью, между индивидом и родом. Он– решение загадки истории, и он знает, что он есть это решение». Стихийноскладывающееся коммунистическое движение, ставящее своей целью уничтожениебуржуазной частной собственности, Маркс рассматривает какдейственно-историческое выражение той же задачи, к которой он пришел врезультате собственной философской эволюции.
Задание №3
Философские вопросы о смысле жизни, о любви, о свободе и необходимости,об истине и мудрости волнуют человека до сих пор. В этом задании вампредлагается попытаться дать свои ответы на вечные вопросы, которые ставитфилософия.
1). Человек – самое таинственное создание. Какова цель человеческогосуществования? В чем состоит задача или смысл человеческой жизни?
2). Русский философ М.Бакунин писал: «Свобода одного человеказаканчивается там, где начинается свобода другого». Как Вы понимаете данноевыражение? Согласны ли Вы с этой точкой зрения? Обоснуйте свой ответ.

Ответ №3
1.
Есть ли в нашей жизни вообще какой-нибудь смысл?
В.С. Соловьев
Жизнь – это хаос, лишенный смысла и не имеющий цели.
Ф. Ницше
Смысл жизни человека – это философские размышления о цели и предназначенноститакого дара человеку, как жизнь.
Понятие жизни представляется человеку сначала самым простым и понятным.Прежде всего, человеку кажется, что жизнь в нем, в его теле, Я живу, сталобыть, жизнь в моем теле. Но как только человек начинает искать жизнь в своемтеле, оказывается, что это не так. Потому, что жизни нет в ногтях и волосах, нетв ноге и в руке, которые можно даже ампутировать, нет ни в сердце, ни в мозгу.Человеческий организм уникален по своей природе, homo sapiens – человек разумный, возможнои есть высшая ступень эволюции. «Человек – часть природы, а не что-то ейпротивоположное» — писал Б.Рассел. А Эразм Роттердамский утверждал: « Человек –это некое странное животное, состоящее из двух или трех чрезвычайно разныхчастей: из души (anima) – как бы некоего божества (numen) и тела – вроде бессловесной скотины. Жизнь есть везде,и, нигде ее нет. Но как, же тогда найти эту самую жизнь, да еще и докопаться доее смысла?
А вот как: знаю я, прежде всего, чтоживу я и живу, желая себе хорошего, желаю этого с тех пор, как я себя помню, идо сих пор пока я мыслю и чувствую, размышляю о том, что же для меня хорошо.Все то, что живет вне меня, важно для меня, но только настолько, насколько оносодействует тому, чтобы мне было хорошо. Мир важен для меня, потому, что он мнедоставляет радости. Но вокруг меня множество живых существ, которые хотят тогоже что и я. И что же тогда? Жить ради себя, ради удовлетворения своихэгоистичных потребностей. Л.Н. Толстой считал, что «жизнь человека естьстремление к благу, и то, к чему он стремится, то и дано ему. Свет, зажженный вдуше человека, есть благо и жизнь, и свет этот не может быть тьмою, потому чтоесть, истинно есть для человека только этот единый свет, горящий в душе его».
Вопрос о смысле человеческой жизнизадавался бесчисленное количество раз, но удовлетворительного ответа так и небыло дано, ни разу. «И возможно, что таковой вообще заповедан»- считал З.Фрейд. Но если бы жизнь не имела никакого смысла, она потеряла бы всякуюценность для людей.
Я попробовала задать себе вопрос:«Для чего я живу? В чем смысл моего существования?» И что же я услышала отсвоего внутреннего Я?
Конкретного ничего. Мое Я начало мненашептывать, мол, у тебя есть ребен6ок, ты ему нужна, просто необходима. Оннуждается в тебе. У тебя есть муж, он твердит, что не проживет без тебя ни дня.У мамы сердце больное, если тебя не станет, она не выдержит такого удара.Друзья постоянно звонят поговорить с тобой. Как они все без тебя? В ЭТОМ и естьсмысл твоей жизни. Но ребенок вырастет и заживет своей собственной жизнью, смужем развод оформили, у мамы еще трое детей есть, друзья всегда найдут, комупоплакаться…
А где во всем этом Я? Где смысл МОЕЙжизни? Жить ради других, конечно можно, но что останется для меня самой, гдето, чего хочу я? Жить только ради своих эгоистичных желаний тоже моно, опять,же возникает пресловутое НО. Если жить только ради себя, что останется послеменя? Где найти золотую середину под названием «смысл жизни»? Но нельзя путатьсвой личный долг с долгом вообще. Ничто так не разрушает личность человека какбезличный долг, как мысли, чувства без внутренней необходимости, без глубокоголичного выбора, без удовольствия, как автоматическое исполнение своихобязанностей и долга.
Я думаю, что вопрос о смысле жизни –это риторический вопрос и ответ на него можно искать бесконечно (чем изанимаются философы). Ведь настоящий философ должен, принимать все концепции иодновременно отвергать их все, чтобы в конечном итоге появилась новая теориябытия.
Природа или бог, или что-то ещенаградило людей интуицией, фантазией, разумом, сознанием, возможностью думать,размышлять. В этом и есть смысл нашего существования на Земле. Мы должныпостоянно задавать себе вопросы типа: «Кто я? Правильно ли я живу? Приношу ли япользу обществу или являюсь балластом, т.е. асоциальным элементом?», чтобынаучиться познавать себя. В ответах на эти вопросы и кроется ответ на главныйвопрос — «В чем смысл жизни и существования человечества в целом». Если вызадали себе эти вопросы и остались, удовлетворены ответами, значит вы направильном пути и ваша жизнь наполнена смыслом.
2. Русский философ М. Бакунин писал:«Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого»
Свобода — это способность и возможность сознательно-волевоговыбора индивидом своего поведения. Она предполагает определённую независимостьчеловека от внешних условий и обстоятельств.
В статье №17 Конституции РФ сказано:
1. В Российской Федерации признаютсяи гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнаннымпринципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
2. Основные права и свободы человеканеотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
3. Осуществление прав и свободчеловека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Если исходить из текста КонституцииРФ, то получается что права и свободы одного человека действительнозаканчиваются там, где начинаются права и свободы другого человека, т.к.осуществляя свои права и свободы, мы пусть и неосознанно, можем нарушить праваи свободы другого человека.
Т. Гоббс: «Под свободой, согласноточному значению слова, подразумевается отсутствие внешних препятствий, которыенередко могут лишить человека части его власти делать то, что он хотел бы, ноне могут мешать использовать оставленную человеку власть сообразно тому, чтодиктуется ему его суждением и разумом». Согласно общепринятому смыслу словасвобода, свободный человек – тот, кому ничто не препятствует делать желаемое,поскольку он по своим физическим и умственным способностям в состоянии этосделать.
«Безусловное уважение к проявлениям свободы другого является требованием,превышающим возможности человека. Необходим институт, принуждающий к уважениюсвободы друг друга, ограничивающий, но не уничтожающий свободу каждого ихиндивидов, живущих обществом. Таким институтом является правовое государство,для наиболее полного воплощения, в жизнь идеи которого необходим вечный мирмежду народами. Человек должен быть законопослушным гражданином, отстаивающимненасильственными методами идею правового государства и международный мир.Личная же добродетель заключается в действиях, приносящих счастье другим, и впостоянном моральном совершенствовании» Кант.
«Я становлюсь действительно свободным лишь благодаря свободе других, такчто, чем больше количество свободных людей, окружающих меня, чем глубже и ширеих свобода, тем распространеннее, глубже и шире становится моя свобода. Мояличная свобода, подтвержденная таким образом свободой всех, становитсябеспредельной».
М.А. Бакунин.
Философское понимание свободыотличается от юридического. Нужно очень тонко чувствовать окружающий мир, чтобыбыть свободным самому и не нарушать свободы других людей.
Задание №4
1. Раскройте понятия«общество» и «социальная структура». Что такое социальная стратификация?Охарактеризуйте критерии социальной стратификации: доход, образование, власть,престиж.
2. Раскройте понятие ивиды социальной мобильности. Приведите примеры.
3. Охарактеризуйтестратификацию современной России.
Ответ №4
1. Общество – это сложная, развивающаяся, самоорганизующаяся система. Этосовокупность не только личностей, но также социальных общностей и групп:больших и малых, реальных и номинальных, первичных и вторичных. Они тожевыступают субъектами социальнойжизни общества. Можно сказать, что общество – это сами люди,живущие вместе и взаимодействующие друг с другом. Элементами этой системы(общества) выступают люди и социальные отношения, социальные действия ивзаимодействия людей, социальные общности и группы, социальные институты основойслужит:
Социальная структура — совокупностьсоциальных институтов, социальных ролей и статусов. Семья, производство,религия, образование, армия, собственность, государство — фундаментальныеинституты общества, возникшие в глубокой древности и существующие по сию пору.
Социальная Стратификация – вертикальноерасположение людей в обществе, их неравное положение. Этот термин пришел изгеологии, где он обозначает расположение пластов Земли по вертикали. Социологияуподобила строение общества строению Земли и разместила социальные слои(страты) также по вертикали. Основанием служит лестница доходов: беднякизанимают низшую ступеньку, зажиточные группы населения — среднюю, а богатые —верхнюю. К зажиточным слоям, составляющим средний класс, в современном обществеотносят врачей, юристов, преподавателей, квалифицированных служащих, среднюю имелкую буржуазию. Стратификация, т.е. неравенство в доходах, власти, престиже иобразовании, возникла вместе с зарождением человеческого общества. Социальная стратификация описываетсоциальное неравенство в обществе, деление социальных слоев по уровню доходов иобразу жизни, по наличию или отсутствию привилегий. В сложных обществахнеравенство очень сильное, оно поделило людей по доходам, уровню образования,власти. Свобода социальных перемещений (мобильность) определяет то, какимявляется общество — закрытым или открытым.
Доход — количество денежныхпоступлений индивида или семьи за определенный период времени (месяц, год).
Богатство — накопленные доходы, т.е.количество наличных или овеществленных денег. Во втором случае они называются движимым(автомобиль, яхта, ценные бумаги и т.п.) и недвижимым (дом, земельные владения)имуществом.
Власть — в способности навязыватьсвою волю вопреки желанию других людей. В сложном обществе властьинституционализирована, т. е. охраняется законами и традицией, окружена привилегиями.Во всех обществах люди, обладающие тем или иным видом власти — политической,экономической или религиозной,— составляют институционализированную элиту.
Образование – дает возможностьподняться выше по социальной лестнице в зависимости от того, каким престижемпользуется данная (приобретенная) профессия и от уровня образования (высшее,средне-специальное, начальное).
Престиж — уважение, каким вобщественном мнении пользуются та или иная профессия, должность, род занятия.Все профессии, занятия и должности, существующие в данном обществе, можнорасположить сверху вниз на лестнице профессионального престижа. В некоторых странах,прежде всего в США, социологи измеряют его при помощи специальных методов. Ониизучают общественное мнение, сравнивают различные профессии, анализируютстатистику и в итоге получают точную шкалу престижа. Первое такое исследованиеамериканские социологи провели в 1947 году. С тех пор они регулярно измеряютданное явление и следят за тем, как со временем изменяется престиж основныхпрофессий в обществе, строят динамическую картину.
2. Социальная мобильность – это совокупностьсоциальных перемещений людей в обществе, т.е. изменений своего статуса.Человеческая история складывается не столько из индивидуальных судеб, сколькоиз движения больших социальных групп. На смену земельной аристократии приходитфинансовая буржуазия, малоквалифицированные профессии вытесняются из современногопроизводства представителями так называемых «белых воротничков» — инженерами, программистами, операторами роботизированных комплексов. Такимобразом, люди находятся в постоянном движении, а общество — в развитии. Людипереезжают из города в деревню, из страны в страну. Они перемещаются вверх ивниз по социальной иерархии, иногда — группами, реже — целыми стратами иклассами. Подобные перемещения в рамках стратификации общества и именуютсясоциальной мобильностью.
Существуют два основных вида социальной мобильности — межпоколенная ивнутрипоколенная, и два основных типа — вертикальная и горизонтальная. Они, всвою очередь, распадаются на подвиды и подтипы, которые тесно связаны друг сдругом.
Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокойсоциальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Например:мама В.В. Путина работала санитаркой, сторожем и т.д., а ее сын сталпрезидентом РФ.
Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид,вне сравнения с отцом, на протяжении жизни несколько раз меняет социальныепозиции. Иначе она называется социальной карьерой.
Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты(сословия, класса, касты) в другую.
Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из однойсоциальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне Групповаямобильность происходит там и тогда, где и когда повышается или понижаетсяобщественная значимость целого класса, сословия, касты, ранга, категории. Например:в 1861 году в России произошла отмена крепостного права, которая кореннымобразом изменила социальную стратификацию страны. Крепостные стали свободными иполучили право продавать свой труд, единственную свою ценность. Бывшиекрепостные крестьяне были образовать рабочий класс, т.е. средний классобщества.
3. Стратификация современной России
Современные исследования факторов, критериев и закономерностейстратификации современного российского общества позволяют выделить слои,различающиеся как социальным статусом, так и местом в процессе реформированияроссийского общества. Согласно гипотезе, выдвинутой академиком РАН Т.И.Заславской, российское общество состоит из четырех социальных слоев: верхнего,среднего, базового и нижнего, а также десоциализированного «социального дна».Верхний слой включает, прежде всего, реально правящий слой, выступающий в ролиосновного субъекта реформ. К нему относятся элитные и субэлитные группы,занимающие наиболее важные позиции в системе государственного управления, вэкономических и силовых структурах. Их объединяет факт нахождения у власти ивозможность оказывать прямое влияние на процессы реформирования.
Средний слой является зародышем среднего слоя в западном понимании этоготермина. Правда, большинство его представителей не обладает ни обеспечивающимличную независимость капиталом, ни уровнем профессионализма, отвечающимтребованиям постиндустриального общества, ни высоким социальным престижем.Кроме того, пока этот слой слишком малочислен и не может служить гарантомсоциальной стабильности. В будущем полноценный средний слой в России сформируетсяна основе социальных групп: мелкие предприниматели, менеджеры средних инебольших предприятий, среднее звено бюрократии, старшие офицеры, наиболееквалифицированные и дееспособные специалисты и рабочие.
Базовый социальный слой охватывает более 2/ 3 российского общества. Егопредставители обладают средним профессионально-квалификационным потенциалом иотносительно ограниченным трудовым потенциалом.
К базовому слою относится основная часть интеллигенции (специалистов),полуинтеллигенция (помощники специалистов), технический персонал, работникимассовых профессий торговли и сервиса, большая часть крестьянства. Хотясоциальный статус, менталитет, интересы и поведение этих групп различны, ихроль в переходном процессе достаточно сходна — это в первую очередьприспособление к изменяющимся условиям с целью выжить и по возможности сохранитдостигнутый статус.
Нижний слой замыкает основную социализированную часть общества, егоструктура и функции представляются наименее ясными. Отличительными чертами егопредставителей являются низкий деятельностный потенциал и неспособностьадаптироваться к жестким социально-экономическим условиям переходного периода.В основном этот слой состоит из пожилых малообразованных, не слишком здоровых исильных людей, их тех, кто не имеет профессии, а не редко и постоянногозанятия, места жительства, безработных, беженцев и вынужденных мигрантов израйонов межнациональных конфликтов. Признаками представителей данного слояявляются очень низкий личный и семейный доход, низкий уровень образования,занятия неквалифицированным трудом или отсутствие постоянной работы.
Социальное дно характеризуется главным образом изолированностью отсоциальных институтов большого общества, компенсируемой включенностью вспецифические криминальные и полукриминальные институты. Отсюда следуетзамкнутость социальных связей, преимущественно в рамках самого слоя,десоциализация, утрата навыков легитимной общественной жизни. Представителямисоциального дна являются преступники и преступные элементы — воры, бандиты,торговцы наркотиками, содержатели притонов, мелкие и крупные жулики, наемныеубийцы, а также опустившиеся люди — алкоголики, наркоманы, проститутки,бродяги, бомжи и т.д.
Другие исследователи представляют картину социальных слоев в современной Россииследующим образом: экономическая и политическая элита (не более 0,5); верхнийслой (6,5 %); средний слой (21 %); остальные слои (72 %).
Специфика российскогообщества, кроме прочего, состоит в том, что процесс глобализации накладываетсяна противоречивый процесс трансформации, сопровождающийся углублениемсоциального неравенства и маргинализацией значительной части населения.Углубление социального неравенства в мировой литературе получила название«бразилификации». Рост маргинальных слоев (по образному выражению Д. Коупленда,«поколения икс») наблюдается и в российском обществе.

Задание №5
1. Раскройте понятиегосударства, признаки и функции государства. Охарактеризуйте основные формыгосударства: форма правления (монархия и республика), государственноеустройство (унитарное государство, федеративное государство).
2. Что такое политическийрежим? Раскройте типы политических режимов: демократия, авторитаризм,тоталитаризм.
3. Каковы формаправления, политический режим и государственное устройство современной России?
философияистория стратификация режим
Ответ №5
1. Государство – это организация публичной власти общества, охватывающаяопределенную территорию и население, на ней проживающее, способное обеспечитьинтересы всего общества через особые механизмы управления и подавления. А также политическая организация даннойстраны, включающая определенный тип режима власти (монархия, республика),органы и структуру правления (правительство, парламент). В современной наукегосударство в узком смысле понимается как организация, система учреждений,обладающая верховной властью на определенной территории.
Признаками государства являются: наличие публичной власти, суверенитет, территорияи административно-территориальное деление, правовая система, гражданство,налоги и сборы, монополия на легальное применение силы или физическогопринуждения, опирающаяся на армию, полицию, службу безопасности, суд,прокуратуру.
Функции государства: издает законы, содержит средства массовойинформации, армию, суды, полицию, выдает паспорта и визы, выплачивает зарплатуучителям и врачам, которых называют государственными служащими, охраняет рубежинашей родины и борется с контрабандой, начисляет пенсии и пособия, поддерживаетсферу культуры и выполняет множество других функций, о которых мы не всегдаподозреваем. Функции государства делятся на внутренние (экономическая,правовая, социальная, культурная, образовательная – все эти функции направленына обеспечение достойного уровня жизни в данном государстве) и внешние (оборонаи защита суверенитета, территориальной целостности и собственных интересов намеждународной арене).
Основные формы государства: По способу организации высшей власти или поформе правления выделяются монархия и республика.
Монархия – формальным источником властиявляется одно лицо — король, царь, фараон и т.д.
Республика – по закону источникомвласти является большинство.
По методу Аристотеля можно выделить три основных формы: монархию,аристократию, демократию, и три извращенные формы – тиранию, олигархию и охлократию.
Государственное устройство: Понационально-территориальному устройству государство может быть унитарным илифедеративным.
В унитарном государстве административно-территориальные единицы необладают собственной государственностью. Для всех одна конституция и гражданство.Решения, принятые центральным правительством и общим парламентом, обладаютсилой для всей территории государства. Унитарная форма государства лучшеподходит для однонациональных стран, именно там она и сформировалась.
В федеративном государстве роль центрального правительства серьезноограничена. Источником власти выступают крупные территориальные образования(штаты, земли, кантоны). Федерация — это устойчивый союз почти самостоятельныхгосударств, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебныеорганы и, как правило, конституцию, а часто и двойное гражданство. Такоеустройство лучше подходит для многонациональных стран, где несколько народовимеют давно сложившиеся культурные традиции и образ жизни, говорят на разныхязыках, подчиняются разным нормам, исповедуют разные религии.
2 Политический режим – это система методовосуществления государственной власти, степень реализации демократических прав исвобод личности, отношение власти к правовым основам собственной деятельности,соотношение официальных конституционных и правовых форм с реальной политическойжизнью. По типу политического режима государство может быть тоталитарным,авторитарным, демократическим.
Демократический режим: к таким режимам следует отнести такие формыправления, главную роль в которых играет парламент — коллективныйзаконодательный орган. Демократия происходит от двух греческих слов: «демос» — «народ» и «кратос» — власть, правление. Демократия обозначает такое устройство,при котором все граждане управляют своим собственным распорядком жизни,определяют и влияют на общественную жизнь. Говорят еще о том, что придемократии народ суверенен, т.е. независим от властей в выборе способа жизни.Суверенитет означает, что законным источником власти выступает именно народ.Демократия основана на признании народа в качестве источника власти. Главныепринципы демократии — власть большинства, равноправие граждан, защищенность ихправ и свобод, верховенство закона, разделение властей, выборность главы государства,представительных органов.
Авторитарный режим: источником власти при диктатуре и тирании выступаетне воля народа, а воля одиночки, прорвавшегося к власти. Ведь настоящийавторитет правителя предполагает уважение подчиненных, но диктатор, ни в какомуважении снизу не нуждается. Он утверждает свою власть силой. Всем единоличным,или авторитарным режимам присущи некоторые общие черты. Прежде всего, этоотсутствие политической оппозиции и свободы, разветвленный полицейский аппарати сильная армия, используемые для решения внутригосударственных проблем.Конституция, парламент и правительство подчинены первому лицу в государстве ивыражают его волю.
Тоталитаризм (от лат. totalis — весь, целый,полный) — одна из форм государства (тоталитарное государство), характеризующаясяего полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества, фактическойликвидацией конституционньгх прав и свобод, репрессиями в отношении оппозиции иинакомыслящих.
3. РФ по форме правления представляет Президентскуюреспублику. В главе Конституции РФ предусмотрен значительный переченьполномочий Президента РФ как главы государства. Элементы парламентскойреспублики нашли свое выражение в праве Государственной Думы выразить своенедоверие Правительству РФ. Вместе с тем вопрос об отставке Правительстварешает Президент РФ. Россия — федерация договорно-конституционная, построеннаяпо национальному (республики) и территориальному (края и области) признакам.Политический режим РФ — демократический, т.к. в Конституции РФ закрепленширокий круг прав и свобод граждан, предусмотрены представительная инепосредственная демократия, система органов муниципального управления,демократическое правосудие. Конституция Российской Федерации — основной законРоссийской Федерации. Единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действиеи верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт,посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества игосударства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления,закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека игражданина.

Задание №6
Ниже приведены суждения. Одни из них правильные, а другие неправильные.Вам предстоит разобраться в этом. Если Вы считаете, что данное суждениеправильное, то в графе «да» поставьте галочку. Если Вы считаете, чтосуждение неправильное, то поставьте галочку в графе «нет».Суждение Да Нет Санкции – это наказания, которые обеспечивают соблюдение социальных норм. + Предметом социологии является государство. + Любой человек занимает только одну позицию, имеет только один социальный статус. + Получение диплома о среднем специальном или высшем образовании – пример вертикальной мобильности. + Цель социологического исследования – получить типичную картину социального явления. + Социальная стратификация – это деление общества на классы. + Уровень дохода – это социальный показатель объединения людей в профессиональные социальные группы. + Самый распространенный метод социологии – это опрос. + Положение в обществе, которое индивид занимает независимо от своей воли, желаний и усилий, называется достигаемым социальным статусом. + Индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами) называется конкуренцией. +
Задание №7
Опишите, пожалуйста,процесс Вашего обучения в учебном заведении (с момента поступления и дополучения диплома о среднем специальном образовании) с точки зрения права,ответив на следующие вопросы:
1. Какие нормативныеправовые акты, из каких отраслей права регулируют Ваши отношения с учебнымзаведением?
2. Какие юридическиефакты (действия, события) имеют место в процессе Вашего поступления в учебноезаведение и обучения в нем? Приведите, пожалуйста, конкретные примеры иохарактеризуйте кратко эти факты.
3. Назовите субъекты иобъекты Ваших правоотношений с учебным заведением.
4. Изменится ли что-то вВаших правах и обязанностях после получения диплома о среднем профессиональномобразовании? Если да, то, что именно? Обоснуйте свой ответ.
Ответ №7
Процесс обучения в НТТЭК – Нижнетагильском торгово-экономическом колледже:
1). I. Нормативно-правовой акт: Конституция РФ;отрасль права: конституционное право: Статья 43 Конституции РФ п. 1. Каждыйимеет право на образование. П./> 5. Российская Федерацияустанавливает федеральные государственные образовательные стандарты,поддерживает различные формы образования и самообразования.
II. Нормативно-правовой акт: Гражданский кодексРФ; отрасль права: гражданское право: (договор) Статья 421,422,423, 424,425.
III. Нормативно-правовой акт: Налоговый кодексРФ; отрасль права: налоговое право: статья 19, 38, 40.
2). Юридический факт — это конкретное социальное обстоятельство,вызывающее в соответствии с нормами права наступление определенных правовыхпоследствий — возникновение, изменение или прекращение правовых отношений. Поправовым последствиям юридические факты делятся на: правообразующие,правоизменяющие и правовпрекращающие. По волевому признаку юридические фактыможно разделить на две группы: события и действия. Изъявив желание обучаться вНТТЭК первым делом, я подала документы на поступление (действие), затемнаписала заявление о зачислении (действие) и сдала вступительные экзамены(действие); после этого подписала договор (действие); затем вышел приказ о моемзачислении (событие); через год я подписала дополнительное соглашение(действие).
3). Первую группу субъектов гражданских правоотношений представляютграждане (физические лица).
Вторую группу субъектов гражданских правоотношений составляют юридическиелица, которые являются основными участниками гражданского оборота.
Третью группу лиц, участвующих в гражданских правоотношениях, составляютгосударство, государственные и муниципальные (публично-правовые) образования.
Объектами гражданских правоотношений выступают материальные инематериальные блага, по поводу которых они возникают, изменяются ипрекращаются.
К материальным благам, как уже отмечалось, относятся вещи, результатывыполненных работ и оказанных услуг, имеют овеществленную форму либо полезноесвойство, позволяющее сохранить, или улучшить овеществленный объект.
Нематериальные блага являются результатом творческой деятельности и могутбыть представлены объектами исключительных прав (произведения науки, литературыи искусства, фирменные наименования, товарные знаки, промышленные образцы идр.), а также личными неимущественными благами (жизнь, здоровье, имя, честь,достоинство, деловая репутация и др.). Объекты гражданских правоотношений — материальные и нематериальные блага — делятся на следующие группы:
1. имущество и имущественные права;
2.овеществленные результаты выполненных работ, включая представляющиеинтерес для гражданского оборота результаты творческой деятельности;
3. овеществленные результаты выполненных работ и оказанных услуг; личныенеимущественные права.
Так, мы студенты (субъект), получаем знания (объект, не материальные блага)от преподавателей (субъект); вносим денежную плату (объект, материальные блага)за обучение.
4. После получения диплома о среднем профессиональном образовании, у меняпоявиться право требовать повышения в должности и заработной плате на работе;появится возможность карьерного роста. Вместе с тем, после повышенияответственность и нагрузка увеличится, появится больше обязанностей. Например,если сейчас я занимаю должность продавца-консультанта в фирме ООО «Декор +» сокладом 4000 т. руб.; в мои обязанности входит работа с клиентами и кассовымаппаратом, то после получения диплома о средне профессиональном образовании ипоследующем повышении в должности (реализации моего права) до офис-менеджера иувеличении заработной платы до 9000т. руб., в мои обязанности будет входитьуправление персоналом и ведение отчетности, работа с поставщиками и т.д., тоесть обязанностей, добавится. Приобретение новых дополнительных прав, влечет засобой появление новых дополнительных обязанностей.
Задание №8
Используя статьиТрудового Кодекса РФ, дайте правовую оценку предложенной ситуации.
Инженер-механик ООО«Рондо» Борцов подал заявление об увольнение по собственному желанию в связи спереходом на другую работу. Директор ООО «Рондо» заявил Борцову, что он уволитего по собственному желанию при условии, если Борцов найдет себе замену. Стаким решением Борцов не согласился.
Через месяц после подачизаявления администрация ООО «Рондо» уволила Борцова по собственному желанию.Считая свое увольнение неправильным, Борцов обратился в суд с иском овосстановлении его на работе в ООО «Рондо» и об оплате вынужденного прогула,объясняя это тем, что в связи с задержкой увольнения он утратил возможностьустроиться на другую работу на другом предприятии и решил остаться в ООО«Рондо».
Каков порядок увольнениеработников по их инициативе? Как решить спор?
Ответ №8
Борцов обратился с заявлением о расторжении трудового договора всоответствии со статей 80 ТК РФ «Расторжение трудового договора по инициативеработника (по собственному желанию)», п. 1 «работник имеет право расторгнутьтрудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме за двенедели». П. 5 «по истечении срока предупреждения об увольнении работник имеетправо прекратить работу. В последний день работы работодатель обязан выдатьработнику трудовую книжку, другие документы, связанные с работой, пописьменному заявлению работника и произвести с ним расчет», но директор ООО«Рондо» этого не сделал, тогда руководствуясь п.6 ст. 80 ТК РФ «Если поистечении срока предупреждения об увольнении трудовой договор не был, расторгнути работник не настаивает на увольнении, то действие трудового договорапродолжается».
Из этого следует, что Борцова уволили не правомерно и, следовательно, онимеет право на оплату вынужденного прогула ст. 165 ТК РФ п.1 «Работникампредставляют гарантии и компенсации в следующих случаях»: п.6 при вынужденномпрекращении работы не по вине работника»; п.8 «в некоторых случаях прекращениятрудового договора»; п. 9 «в связи с задержкой по вине работодателя выдачитрудовой книжки при увольнении работника». А так же ст. 234 п. 1 «Работодательобязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаяхнезаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, частичнонаступает, если заработок не получен в результате незаконного отстраненияработника от работы, его увольнения или перевода на другую работу». П.4«задержки работодателем выдачи трудовой книжки, внесения в трудовую книжку неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причиныувольнения».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :