Реферат по предмету "Ботаника и сельское хоз-во"


Совершенствование организации производства зерна на основе внедрения оплаты труда от валового дохода

Введение
Производство зерна занимаетведущее положение в экономике растениеводства и всего сельского хозяйства. Назерновые культуры приходится 50% пашни и 60% всех площадей посевов.
Зерно является основой питаниядля населения. Потребление хлеба и хлебных продуктов на душу населениясоставляет свыше 120 кг. За счет продуктов переработки зерна (хлеб, мука,крупа) обеспечивается около 40% общей калорийности питания, почти 50%потребности в белках, 60% потребности в углеводах.
Зерно хорошо хранится, егоусушка в год не превышает 3% и поэтому пригодно для создания государственныхрезервов продовольствия и кормов. Оно легко перевозится на большие расстояния,в связи, с чем широко используется в качестве привозного корма вживотноводстве.
На долю Поволжскогоэкономического района в валовом производстве зерна приходится 20-24%. В 2001 г.реальная урожайность зерновых культур в сельскохозяйственных предприятияхсоставила 19,3 ц/га. Объем валового сбора зерна – 85 млн. т. Этот уровень вышепоказателей  2000 г. на 29,7%. В составе зерновых культур в 2001 г. посравнению с 2000 г. увеличился валовой сбор зерна пшеницы, овса и ячменя на22-38%, зернобобовых – на 50%. Уменьшился валовой сбор зерна проса и гречихи на43-51%.
Исходя из всего вышеизложенного, можно заключить, что тема дипломной работы актуальна.
Объектом исследования являетсязерновое производство СПК «Языковский» Карсунского  района Ульяновской области.
Целью исследования являетсясовершенствование организации производства зерна на основе внедрения оплатытруда от валового дохода. В соответствии с целью нами были поставлены следующиезадачи исследования:
изучить теоретические основыэффективного ведения зернового производства;
дать организационно-экономическую характеристику хозяйства;
изучить современное состояниеорганизации производства зерна;
рассчитать норматив оплатытруда работников зернового производства на 100 руб. валового дохода.
Для решения поставленных задачбыли использованы следующие методы: монографический, расчетно-конструктивный,анализа.
В качестве источниковинформации нами были использованы научная и методическая литература поизучаемой проблеме, материалы статистических органов, нормативно-справочныематериалы, данные годовых отчетов СПК «Языковский» за 2000-2002 г.г., планпроизводственной – финансовой деятельности предприятия на 2003 год.

Глава1. Теоретические основы организации производства зерна
 
1.1.Организационно-экономическиефакторы повышения эффективного производства зерна
Организация производства зерна– это система мер, направленных на создание оптимальных условий для роста иполучение высоких урожаев зерновых культур.
Большое значение наэффективность производства зерна оказывает применение интенсивных технологий,дающих огромный эффект.
Несмотря на то, что почти всеосновные рабочие процессы в зерновой отрасли полностью механизированы, не всехозяйства проводят их в оптимальные сроки. Это вызвано разными причинами, в томчисле организационными. В зависимости от зональных способностей и возделываемойзерновой культуры применяют разную технологию.
Интенсивная технологияпредполагает применение полного комплекса агротехнических,организационно-экономических мер, позволяющих получать высокие урожаи при любыхпогодных условиях. Она предполагает высокую концентрациюматериально-технических ресурсов на возделывание культур, посеввысококачественными семенами, внесение научно-обоснованных норм удобрений,эффективных средств защиты растений, точное соблюдение сроков и последовательностипроведения сельскохозяйственных работ.
Сущность интенсивнойтехнологии состоит в размещении посевов по лучшим предшественникам в системесевооборотов, возделывание высокоурожайных сортов с хорошим качеством зерна,высоким обеспечением растений элементами минерального питания с учетом ихсодержания в почве, применении азотных удобрений в период вегетации,интегрированной системы защиты растений от сорняков, вредителей и болезней,современном и качественном выполнении всех технологических приемов,направленных на защиту почв от эрозии. Целью интенсивной технологии являетсясущественный рост урожайности и повышения качества зерна.
Большим резервом повышенияпроизводства зерна является химизация. Внесение обоснованных доз удобренийспособствует росту урожайности на 30-50%. Особенно высокая эффективностьдостигается при правильном комбинированном использовании органических иминеральных удобрений в научно-обоснованных дозах с учетом типа почв и видакультур.
В системе мероприятий,обеспечивающих высокую урожайность в основных зерновых районах, важное местопринадлежит чистому пару. По данным Всесоюзного научно-исследовательскогоинститута зернового производства, по чистому пару она выше на 40-70% и более.
Производство семян зерновых идругих культур переводится на индустриальную основу. Все предприятия, входящиев систему семеноводства, выращивают семена на высоком агрофоне при строгомсоблюдении сортовой агротехники. Взаимоотношения между предприятиямипоставщиками и базовыми регламентируются действующими положениями и договорамив порядке отпуска семян. При интенсивной технологии важно обеспечит правильнуюорганизацию работ, психологическую подготовку специалистов и непосредственнопроизводителей продукции. Они должны быть соответствующим образом обучены, обладатьопределенным минимумом знаний и навыками по управлению техникой, в совершенствезнать физиологию растений, основы агротехники.
Переход к рыночной экономикезаставляет сельскохозяйственные предприятия заранее прогнозировать урожайность,качество зерна, его коммерческую себестоимость и цены предложения,обеспечивающие поступление прибыли и достижение при этом определенного уровнярентабельности.
Основная продовольственнаякультура Поволжья – пшеница, за счет которой формируется более 80% товарнойпродукции и прибыли, полученной от реализации зерна. Для расчета моделейзависимости урожайности пшеницы от ресурсной обеспеченности и погодных условийбыли использованы результаты многолетних опытов НИИСХА по улучшению интенсивнойтехнологии возделывания этой культуры. Так, при выращивании мягкой яровойпшеницы без применения удобрений и средств защиты растений в среднем за 12 летурожайность ее не превысила 11,8 ц/га, а с их применением — она достигла 21,5ц/га, или была в 3 раза выше, чем в хозяйствах области с крайне низким уровнеминтенсификации. Наряду с повышением урожайности применение удобрений и средствзащиты растений способствовало существенному увеличению содержанию в зернебелка и клейковины, а также устойчивости производства высококачественного зернасильной пшеницы по годам. Если без внесения удобрений среднее содержаниеклейковины в зерне пшеницы составило лишь 26,1%, что соответствовалотребованиям по зерну пшеницы 3 класса, то при совместном использовании удобренийи средств защиты растений оно увеличилось до 32,9%, что отвечало показателям позерну сильной пшеницы 1 класса.
Поведениесельхозтоваропроизводителей на рынке зерна во многом определяется возможностьюиспользовать зерно для расчетов с предприятиями и организациями за поставленныенефтепродукты, горючее и смазочные материалы, электроэнергию, удобрения,семена, за предоставленные транспортные услуги, а также со своими работниками ислужащими.
Данные выборочного обследованиясвидетельствуют, что совершенствование рыночных отношений в зерновом хозяйстветребует решения целого ряда вопросов. Так, более эффективному функционированиюрынка зерна могло бы содействовать развитие конкретной контрактной системызакупок зерна у его производителей, ориентирующий их на возможный спрос ипозволяющий избежать нерациональных расходов ресурсов и финансовых потерь.Расширению сбыта зерна путем развития межрегиональных связей способствовало быналаживание информационной сети данных о состоянии зернового рынка, спрос ипредложении на нем. Необходимо развивать бюджетную торговлю зерном, выполняющихв развитых зернопроизводящих странах роль эффективного инструментарегулирования рынка  и способную ограничить на этом рынке деятельность различногорода посреднических структур. Важным фактором более эффективного использованияинфраструктуры рынка зерна могло бы быть развитие межхозяйственной кооперацииего производителей.
Снижение техническойоснащенности хозяйств, физическая и моральная изношенность машин и орудийзаставляют искать новые подходы к решению проблем механизации АПК. Необходимопрактиковать лизинг, создавать машинно-технические станции, укреплять ремонтнуюсеть предприятий различных форм собственности, устанавливать связи с заводами –изготовителями сельскохозяйственной техники.
Принимаются меры к расширениюноменклатуры машин и запасных частей, выпускаемых местными промышленнымипредприятиями. В области необходимо разрабатывать программу техническогопереоснащения сельского хозяйства. Должны заключаться контракты на поставкуимпортной техники, что повлияет на эффективность ведения зерновогопроизводства.
Формирование зернового рынка встране коренным образом изменила сложившуюся систему сбыта зерна, затронуворганизационные формы и экономические взаимоотношения всех участников егопродвижения – от производителя к потребителю. Система сбыта охватывает широкийкруг вопросов, возникающий в процессе производства, хранения, транспортировки иреализации продукции. С отменой обязательных поставок зерна государствутоваропроизводители получили возможность самостоятельного выбора каналов егореализации.  Самым выгодным каналом реализации  является рынок, так как егоцена за тонну зерна по этому каналу выше, чем продажа его заготовительныморганизациям. Зерно в основном вывозится из республик в составе РФ, а также наэкспорт, причем последний резко снижается, в связи с транспортными расходами иухудшением качества зерна.
В настоящее время необходимоввести правила торговли зерном и продуктами его переработки. Так как в данныймомент происходит, многочисленные нарушения при заключении сделок, это ведет кбольшим затруднениям с реализацией зерна на выгодных условиях и отрицательноскладывается на экономике хозяйств.
1.2.Совершенствование материальное стимулирование работников зернового производства
Установление в экономикерыночных отношений требует от товаропроизводителей постоянного поиска путей,направлений на повышение эффективности производства. Это обусловлено наличиемконкуренции, а также свободным ценообразованием, которое складывается подвлиянием спроса и предложения. Поиск мер, направленных на снижениесебестоимости продукции, может осуществляться по многим направлениям,обеспечивающим повышение эффективности использования ресурсов. Одним из нихявляется эффективное применение мер материального стимулирования работников впереходный период.
Динамика рынка требует, чтобымотивация труда была напрямую связана с результатами производственной имаркетинговой деятельности предприятия, то есть зависела бы от того, несколькоуспешно работает предприятие на рынке, как успешно оно реализует произведеннуюпродукцию. Поэтому дополнением к основной оплате труда на любом предприятиидолжна быть эффективная система материального стимулирования работников. Онапризвана выполнять две функции:
во-первых, материальноестимулирование должно нацеливать работников на выполнение важныхпроизводственных, экономических или качественных показателей, направляя ихдеятельность в русло решения наиболее значимых в данный период времени и наданном участке производства проблем, способных повысить производительностьтруда;
во-вторых, материальноестимулирование должно дополнительно оплачивать те стороны деятельности, которыетрудно учесть или оценить обычными методами. Это относится к таким личностнымхарактеристикам работника, как добросовестность, обязательность, высокоекачество выполнения технологии или указаний специалиста, профессионализм и т.д.
В материальном стимулированииработников можно выделить два самостоятельных направления: премирование порезультатам труда и материальное поощрение. Премирование должно осуществлятьсяза достижение отдельным работником (индивидуальная форма премирования) илитрудовым коллективом (коллективная форма премирования) определенных производственныхпоказателей. При этом размеры премирования заранее оговариваются, утверждаютсяадминистрацией предприятия по согласованию с профсоюзной организацией и доводятсядо исполнителей в виде Положения о премировании. Здесь же могут быть оговореныусловия, при которых работник лишается премии либо полностью, либо размерначисленной премии уменьшается на определенную величину.
При организации премированиянеобходимо учитывать размер премии, а точнее, соотношение премии с основнойоплатой труда. Это вызвано тем обстоятельством, что в проблеме стимуловсуществует так называемый порог заинтересованности (минимальный размер премии),опускаться ниже которого нельзя, иначе теряется сам смысл премирования.Исследования показывают, что порогом заинтересованности можно считать премию вразмере 12% к заработной плате. Поэтому минимальный общий размер премии следуетустанавливать на уровне 12-15% к заработной плате.
Материальное поощрениесущественно отличается от премирования. Прежде всего, оно может осуществлятьсяне за выполнение каких-либо определенных показателей, а назначаться лучшемуработнику по профессии, цеху и т.д. Кроме того, материальное поощрение необязательно выражается в денежной форме, а может выдаваться в виде памятногоподарка, путевки, определенных социальных льгот или преимуществ и т.д. Как и впремировании, оно может быть индивидуальным и коллективным. Чтобы материальноепоощрение было достаточно эффективным, оно должно быть объективным при оценке ивыявлении лучших работников и достаточно гласным.
При организации премированиина предприятиях, производящих зерновую продукцию необходимо определить:
-максимальный размер премии;
-значимость подразделений вдостижении конечных результатов;
-количественные и качественныепоказатели, размеры премирования по подразделениям;
-сроки премирования.
Максимальный размер премиидолжен устанавливаться с учетом экономических возможностей зерновыхпредприятий, самым тесным образом он должен быть связан с рентабельностью имассой прибыли. Максимальный размер премии лучше устанавливать  в процентах кзаработной плате. Такой подход позволит более точно определить возможный фондпремирования, используя при этом нормативный или фактический фонд заработнойплаты. Минимальный размер премии не должен быть ниже порога действия стимула,что есть менее 12-15% заработной платы работника. Максимальный размер премииможет превышать порог стимулирования в 3-4 раза. При этом очень важно, чтобысама премия не превышала размера заработной платы. Это необходимо для того,чтобы не принижать роль основной оплаты труда.
Для каждого подразделениянеобходимо разработать 2-3 показателя, характеризующие конечные результатыпроизводства, основные стороны его деятельности, а также конкретные значения(параметры) этих показателей, которых необходимо добиться, чтобы получитьпремию. Тогда такая система премирования станет простой и понятной. Она будетболее эффективной, поскольку предусматривает премирование за определенный идостаточно высокий результат. Размеры премирования по каждому показателюопределяются исходя из максимального размера премии, количества показателей, атакже значимости каждого показателя.
Показатель премированияследует устанавливать для отдельных категорий работников, служб, подразделенийи т.д., выполняющих однородные профессиональные функции. При этом показателидолжны отражать главные результаты работы исполнителей. Размер премииустанавливается в виде определенного процента к заработной плате за достижениеконкретного производственного результата по каждому показателю. Общий размерпремии по всем показателям не должен превышать установленного на предприятиимаксимального размера премии для данной категории работников. В Положении опремировании следует также указать, что начисленная по показателям премия можетбыть снижена за нарушение работником трудовой или технологической дисциплины.
Таким образом, применяемыесистемы премирования работников зернопроизводителей могут быть эффективны идать свои положительные результаты только в том случае, если они учитываютконечные результаты производства, конкретные количественные и качественныепоказатели, уровень технологической и трудовой дисциплины, производительностьтруда. Но при этом должно быть оптимальное количество этих показателей иусловий премирования.

Глава2. Организационно – экономическая характеристика СПК «Языковский»
 
2.1.Местоположение, размеры и специализация предприятия
Совхоз «Языковский»реорганизован в 1996 году в сельскохозяйственный производственный кооператив.Хозяйство расположено в восточной части Карсунского района. Административным ихозяйственным центром является поселок Языково. Землепользование предприятиякомпактное, протяженность с севера на юг 10 км, с запада на восток – 12 км.Расстояние до районного центра р.п. Карсун составляет 35 км, областного г.Ульяновска – 80 км, до ближайшей железнодорожной станции Чуфарово – 40 км.Связь с районными и областным центром осуществляется по асфальтированнойдороге.
Пункты сдачисельскохозяйственной продукции удалены от центральной усадьбы хозяйства нарасстояние:
зерна – Чуфарово – 80 км;
молока – Усть – Урень – 20 км.
Основные климатическиефакторы, определяющие условия роста и развития сельскохозяйственных культур поданным ближайшей Сурской метеостанции характеризуются холодной зимой и жаркимлетом. Средняя температура за год составляет 3,3°С.
Продолжительность периода стемпературой выше 10°Ссоставляет 143 дня. Снег держится в среднем 135 дней, безморозный период равен130 дням. Полное оттаивание почвы наступает в среднем 26 апреля, спелости – 6мая. Сумма осадков за год составляет около 468 мм, за май-август – 200 мм. Из неблагоприятныхклиматических условий наблюдается ливневый характер осадков летом и малоснежнаяморозная зима.
Рельеф территориихарактеризуется изрезанностью овражно-болотной сетью и сложными склонамиразличной экспозиции и крутизны. Почвенный покров представлен в основномчерноземами выщелочными и типичными.
Гидрографическая сеть СПК«Языковский» представлена рекой Урень и многочисленными ручьями по днищамоврагов и балок. Основными источниками водоснабжения являются артезианскиескважины и шахтные колодцы.
Каждому уровню развитияпроизводительных сил, интенсивности сельского хозяйства и его специализациисоответствуют свои определенные размеры предприятия. Главными показателямиразмера сельскохозяйственного предприятия является объем валовой продукции,производимой за год в стоимостном выражении, стоимость реализованной продукции.Дополнительными являются показатели площади земельных угодий; сумма основныхсредств производства; численность работников; поголовье животных. В таблице 1представим показатели размера СПК «Языковский».
Таблица 1
Размеры СПК «Языковский»Показатели 2000 г 2001 г 2002 г 2002 г. в % к 2000 г. Стоимость валовой с.-х продукции в текущих ценах, тыс.руб. 17003 19836 12864 75,7 Стоимость товарной продукции с.-х. в фактических ценах реализации, тыс.руб. 9332 10613 6486 69,5 Валовой доход, тыс.руб. 6673 6362 1988 29,8 Площадь с.-х.  угодий, га 7012 7012 7012 100,0 в т.ч. пашни 6404 6404 6404 100,0 Среднегодовая численность работников, занятых в с.-х., чел. 233 243 192 82,4 Стоимость основных средств основной деятельности, тыс. руб. 29723 30024 31735 106,8 Поголовье скота на конец года, гол.:  - КРС 475 367 396 83,4    в т.ч. коровы 120 120 120 100,0  - свиньи 1470 865 757 51,5  - лошади 11 11 11 100,0
Рассматривая показатели,приведенные в таблице 1, можно сделать вывод о том, что стоимость валовойпродукции сельского хозяйства сократилась за исследуемый период на 24,3% и в2002 г. составила 12864 тыс.руб. Стоимость товарной продукции сельскогохозяйства в 2002 г. составила 9255 тыс.руб., что на 18,5% ниже уровня 2000 г.Валовой доход сократился с 2000 г. по 20002 г. на 70,2%. Среднегодоваячисленность работников, занятых в сельскохозяйственном производстве сократиласьна 41 человек. Увеличение стоимости основных средств основной деятельности на6,8%, связано с обновлением основных средств. На протяжении 2000-2002 г.г. безизменений осталась площадь сельскохозяйственных угодий – 7012 га. Сократиласьза исследуемый период на предприятии отрасль животноводства: поголовье крупногорогатого скота уменьшилась на 16,6%, свиней – 48,5%. По всем вышерассмотреннымпоказателям СПК «Языковский» можно отнести к числу крупных сельскохозяйственныхпредприятий района и области.
Внутрихозяйственнаяспециализация это общественное разделение труда внутри хозяйственныхподразделений, специализирующихся на производстве одного или нескольких видовпродукции с учетом имеющихся производственных ресурсов. Специализацияобуславливает производственное направление хозяйства, которое определяетсяглавной или основными отраслями. Производственное направление предприятияустанавливают по структуре товарной продукции за последние три года. Данные осоставе и структуре товарной продукции в СПК «Языковский» отражены в таблице 2.
Как показали данные таблицы 2основной отраслью СПК «Языковский» является зерновая. На ее долю в структуретоварной продукции приходится в 2002г. 21,0%. Из общей стоимости товарнойпродукции предприятия 36,0% занимает продукция животноводства, в том числе отреализации молока было получено 10,4% выручки и 7,0% — мяса свиней. Также вхозяйстве занимаются производством и реализацией картофеля, подсолнечника,сахарной свеклы, мяса крупного рогатого скота. Широко развита собственнаяпереработка продукции растениеводства и
Таблица 2
Состав и структура товарнойпродукции в СПК «Языковский»Вид продукции 2000г. 2001г. 2002г.
тыс.
руб. %
тыс.
руб. %
тыс.
руб. % Зерно 5004 44,1 6222 42,4 1940 21,0 Подсолнечник 124 1,1 326 2,2 68 0,7 Картофель 323 2,8 85 0,6 18 0,2 Сахарная свекла 173 1,5 309 2,1 227 2,5 Прочая продукция растениеводства 20 0,2 42 0,4 81 0,9 Продукция растениеводства собственного производства, реализованная в переработанном виде 1868 16,5 969 6,6 821 8,9 Итого продукция растениеводства 7512 66,2 7953 54,3 3155 34,1 Мясо КРС 307 2,7 33 0,2 354 3,8 Мясо свиней - - 463 3,2 646 7,0 Мясо лошадей 9 0,1 4 0,03 - - Молоко 318 2,8 756 5,2 966 10,4 Мед 8 0,1 9 0,1 11 0,1 Прочая продукция животноводства 309 2,7 68 0,5 3 0,03 Прочая продукция животноводства собственного производства, реализованная в переработанном виде 869 7,7 1313 8,9 1351 14,6 Итого продукция животноводства 1820 16,1 2646 18,1 3331 36,0 Продукция подсобных производств и промыслов 1145 10,1 3389 23,1 2596 28,0 Товары 561 4,9 401 2,7 72 0,8 Прочая продукция, работы и услуги 312 2,7 269 1,8 101 1,1 Всего по предприятию 11350 100,0 14658 100,0 9255 100,0
животноводства. Из всего вышерассмотренного можно заключить, что специализацию СПК «Языковский» можноохарактеризовать, как зерно


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.