СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Теоретические основы реализации сельскохозяйственной продукции
1.1 Понятие и условия реализации сельскохозяйственной продукции
1.2 Каналы и пути реализации сельскохозяйственной продукции вусловиях рынка
2. Анализ современного состояния производства и реализациипродукции растениеводства в СПК «Колхоз „Красавский“
2.1 Организационно–экономическая характеристика хозяйства
2.2 Анализ производства и реализации продукциирастениеводства
2.3 Анализ финансовых результатов от реализации продукциирастениеводства
2.4 Влияние каналов реализации на финансовые результаты от продажирастениеводческой продукции
3. Основные направления и резервы увеличения эффективностисбыта продукции растениеводства
3.1 Резервы увеличения производства и реализации продукциирастениеводства
3.2 Резервы роста прибыли и уровня рентабельности от продажи продукциирастениеводства
3.3 Пути повышения эффективного сбыта продукции в хозяйстве
Выводы и предложения
Список литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Современное состояниерынка сельскохозяйственной продукции характеризуется увеличением рыночныхканалов в структуре сбыта продукции. Развитие рынка на селе идет по путипостепенной переориентации аграрного сектора с реализации продукциизаготовительным организациям на альтернативные каналы, включая продажу нарынках, через собственную торговую сеть и предприятия общественного питания, побартеру и другие. Принципиальные просчеты в организации взаимоотношенийсельского хозяйства с перерабатывающими отраслями, а также агросервиса иагроснабжения, заставляют сельских производителей заниматься переработкойпродукции непосредственно в хозяйствах.
Появление на рынкесельхозпродукции новых форм реализации, перераспределение объемов продаж междусуществовавшими ранее и новыми каналами свидетельствуют о качественныхизменениях.
Проблемы реализациисельхозпродукции достаточно подробно отражены в российской и зарубежнойэкономической литературе. Идеи оптимизации сельского хозяйства и реализации егопродукции волновали А. Смита, Д. Рикардо, Т, Мальтуса и последующих выдающихсяэкономистов.
Внесен вклад в разработкупроблем реализации М. И. Туган-Барановским, А. В. Чаяновым, Е.Е. Слуцким. Современныепроблемы реализации сельхозпродукции освещены в работах ученых-экономистов Г.В.Савицкой, И.А. Минакова, Н.А. Волковой, О.А. Столярова, В.П. Грузилова, Н.Я.Коваленко, М. Колесова, А.Д. Шеремета и ряда других (их работы отражены всписке литературы).
Целью курсового проектаявляется экономический анализ реализации продукции растениеводства, выявлениерезервов увеличения производства и реализации продукции растениеводства,резервы увеличения прибыли и рентабельности, наметить пути повышенияэффективности сбыта продукции растениеводства.
В соответствии с цельюнеобходимо решение следующих задач:
1. рассмотреть условия и каналыреализации сельскохозяйственной продукции
2. изучить организационно –экономическоесостояния анализируемого хозяйства
3. провести анализ производства иреализации продукции растениеводства
4. проанализировать финансовыерезультаты от реализации продукции растениеводства
5. изучить влияние каналов реализации нафинансовые результаты от продажи продукции растениеводства
6. рассчитать резервы увеличенияпроизводства и реализации продукции растениеводства, резервы увеличения прибылии уровня рентабельности
7. наметить пути повышения эффективногосбыта продукции в хозяйстве
Предметом исследованияявляется реализация продукции растениеводства в исследуемом хозяйстве.
Объект исследования -СПК»Колхоз «Красавский» Лысогорского района Саратовской области.
Методы исследования:монографический, сравнения, рассчетно-графический метод.
При написании курсовогопроекта были использованы следующие источники информации: бухгалтерскаяфинансовая отчетность предприятия, труды ученых –экономистов, методическиепособия.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ
1.1 Понятие и условия реализациисельскохозяйственной продукции
Рыноксельскохозяйственного сырья и продовольствия— это сфера обмена товарами сельскогохозяйства и других отраслей АПК. Его возникновение тесно связано с ликвидациеймонополии государства на закупку сельскохозяйственной продукции ипродовольствия по «твердым» ценам, с широким развертыванием продажи продукциинепосредственно самими производителями. При его формировании государство должношироко использовать методы экономического регулирования, обеспечить паритет ценна промышленную и сельскохозяйственную продукцию.
Полноценнофункционирующий рынок сельскохозяйственного сырья и продовольствия представляетсобой совокупность нескольких составляющих — специализированных рынков,рыночной инфраструктуры и рыночного механизма. Отсутствие или недостаточноеразвитие хотя бы одной из них приводит к снижению эффективности продвижениятовара от производителя к потребителю, а следовательно, и к снижениюрентабельности всего агропромышленного производства.
Рынкусельскохозяйственного сырья и продовольствия свойственны определенные особенности,вытекающие из особенностей самого агропромышленного производства [2]:
1. Зависимостьпредложения сельскохозяйственной продукции от погодных условий, которыеограничивают возможности контроля со стороны сельского товаропроизводителя заколичеством и качеством продукции. Это необходимо учитывать как самимпроизводителям, так и государственным регулирующим организациям.
2. Наличиегарантированного спроса на сельскохозяйственную продукцию, поскольку онаудовлетворяет самые насущные потребности населения. В определенной степени этаособенность аграрного рынка компенсирует отрицательное влияние предыдущей.
Сельскохозяйственныепредприятия могут использовать ее для повышения эффективности свойдеятельности. Для этого им нужно не производить из года в год одни и те жепродукты, а маневрировать ассортиментом, развивать производство новых,пользующихся спросом товаров, чтобы повысить свою конкурентоспособность и найтиновые источники дохода.
3. Большой объем поставокскоропортящихся видов продукции усиливают потребность, с одной стороны, вхранилищах (прежде всего для овощей, картофеля, плодов), с другой, — в максимальносжатых сроках реализации. Это необходимо, чтобы избежать значительных потерьвыращенного урожая, а следовательно, и снижения доходности производства.
4. Концентрацияпотребления сельскохозяйственной продукции в городах, особенно в крупных,вызывает необходимость ее сбыта через различного рода посредников. Это приводитк потерям определенной доли дохода товаропроизводителей; они вынуждены делитьсяс посредниками частью стоимости конечной продукции.
Рыноксельскохозяйственного сырья и продовольствия имеет также ряд особенностей,которые не позволяют сделать цены на нем полностью свободными. Это связано собязанностями государства как гаранта продовольственного обеспечения страны, снеобходимостью учета природно-экономических условии производства и высокойкапиталоемкостью отраслей АПК. Нужна разветвленная и гибкая система ценовогорегулирования, включающая определение целевых цен, обеспечивающих доходность,достаточную для покрытия текущих затрат и расширения производства; установлениегарантированных (защитных) цен, которые могут быть ниже целевых цен ииспользоваться тогда, когда рыночные цены опускаются ниже их уровня; введениемеханизма залоговых операции и соответствующих квот на гарантированные закупкипродукции.
Создание федеральных ирегиональных продовольственных фондов необходимо также для осуществлениятоварных инвестиций в случаях, когда необходимо вмешательство государства сцелью ликвидации дефицита продовольствия, стабилизации и понижения уровня цен,обеспечения свободы перемещения продукции внутри страны.
Общий объем произведеннойпродукции на предприятии, в отрасли и т.д. за определенный период времениназывается валовой продукцией.
Валовая продукциясельского хозяйства включает продукцию растениеводства и животноводства. В валовуюпродукцию растениеводствавходят валовые сборы сельскохозяйственныхкультур с учетом побочной продукции, стоимость посадки многолетних насаждений,стоимость выращивания молодых многолетних насаждений и прирост незавершенногопроизводства. Валовая продукция животноводствавключает готовуюпродукцию, не связанную с убоем животных (молоко, шерсть, яйца), приплод,прирост выращенного молодняка и взрослого скота, а также побочную продукцию.
Валовая продукциясельского хозяйства учитывается в натуральном и стоимостном выражении. Внатуральных показателях она определяется по отдельным видам продукции.
Валовая продукциясельского хозяйства определяется по методу валового оборота. Это значит, чтопри расчете суммируется продукция, произведенная за определенный период всемиподразделениями независимо от того, использовалась ли она затем внутрипредприятия для дальнейшего производства или была реализована на сторону.
Валовая продукция —важный экономический показатель; он характеризует общий объем производства,необходим для определения удельного веса отраслей АПК в совокупном общественномпродукте, отраслевой структуры производства, роли отдельных категорий хозяйствв производимой продукции. Вместе с тем он имеет ряд недостатков, которые непозволяют с его помощью />объективно оценить результатыхозяйственной деятельности предприятия. Во-первых, валовая продукция включаетзатраты материальных ресурсов и не дает представления об объеме вновьсозданного (добавленного) продукта. Во-вторых, валовая продукция сельскогохозяйства, рассчитанная как сумма ее объема по растениеводству иживотноводству, допускает повторный счет (корма, произведенные в предприятии ипотребленные в том же году, будут учтены дважды: как часть продукции растениеводстваи как часть затрат продукции животноводства). В-третьих, при оценке валовойпродукции в текущих ценах ее действительная стоимость искажается, посколькунетоварная часть продукции оценивается по себестоимости, которая может быть какниже, так и выше сложившихся рыночных цен. В-четвертых, показатель валовойпродукции, исчисленный в сопоставимых ценах, не отражает качества продукции.
Товарной продукциейназывается часть валовой продукции,предназначенная для реализации. Продукция, фактически отпущенная за пределы отрасли(предприятия) и оплаченная потребителем или торгующей организацией, называется реализованной(оба показателя рассчитываются в действующих ценах). Однако как напрактике, так и в литературе эти выражения часто употребляются как синонимы;под товарной продукцией нередко понимают реализованную, представленную денежнойвыручкой. В отчетно-статистических материалах сельскохозяйственных предприятийтоварная продукция не указывается.
Необходимо различатьтоварную продукцию предприятия в целом и по отраслям. Основными показателями,характеризующими товарность предприятия, отрасли и отдельных видов продукции,являются уровень товарности и общий объем товарной продукции; в сельскомхозяйстве используются также показатели выхода товарной продукции в расчете наединицу земельной площади и на голову скота.
При определении уровнятоварности отдельных видов продукции (зерна, сахарной свеклы, молока и т. д.)объем валовой и реализованной продукции исчисляют в натуральном выражении, апри его определении по отрасли или предприятию в целом применяют стоимостныепоказатели. В этом случае важно, чтобы валовая и реализованная продукциярассчитывалась в единых ценах (например, в сопоставимых).
Уровень товарности — этоотношение реализованной продукции к валовой, выраженное в процентах.
Уровень товарностисельскохозяйственного производства по категориям хозяйств существенноразличается. Наиболее высок он в сельскохозяйственных предприятиях, самыйнизкий — в домашних хозяйствах. Это естественно, поскольку сельхозпредприятияпроизводят продукцию в основном для продажи, а домашние хозяйства — для удовлетворенияпотребностей семьи в продуктах питания. Вместе с тем за последние годы уровеньтоварности производства на сельскохозяйственных предприятиях также снизился.
К основным направлениямроста уровня товарности сельскохозяйственного и перерабатывающего производствотносятся [5]:
· увеличениевыпуска валовой продукции за счет повышения урожайности сельскохозяйственныхкультур и продуктивности скота, повышения выхода конечной продукции из сырья(сахара, подсолнечного масла, сока и т.д.).
· улучшениекачества семян и кормов, экономное их расходование;
· сокращение потерьпродукции и сырья в процессе производства, хранения, транспортировки;
· повышениекачества продукции;
· организацияэффективной маркетинговой службы на предприятиях АПК.
В современных условияхуровень товарности агропромышленного производства в значительной степениопределяется конъюнктурой рынка, предложением и спросом.
В условиях рыночнойэкономики конкурентоспособность любого предприятия, его устойчивое положение нарынке в значительной степени определяются качеством выпускаемой продукции.
Качество продукции— это совокупность свойств,характеризующих ее способность удовлетворять потребность, обусловленную ееназначением. Покупатель считает качественной продукцию, которая ему нужна; одини тот же товар может получить высокую оценку рынком при использовании для однихцелей и низкую — для других. Так, увеличение содержания белка в ячмене повышаетего кормовую ценность, но снижает его ценность как сырья для пивоварения.
Решение проблем,связанных с качеством продукции, прежде всего зависит от организации итехнологии стандартизации [3].
Стандартизация— это деятельность, направленная наразработку и установление норм, правил, характеристик технологии производства икачества продукции, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаровнадлежащего качества за приемлемую цену; она выражается в разработке,опубликовании и применении стандартов.
Стандарт— нормативный документ, разработанныйна основе соглашения большинства заинтересованных сторон и утвержденныйсоответствующим органом (Госкомстат России, министерства, отдельныепредприятия), в котором устанавливаются общие принципы, характеристики,требования и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации. Такимобъектом могут быть продукция, услуги и процессы.
Стандарты на продукциюопределяют требования, которым должна отвечать продукция по показателямтоварного качества; в них также регламентируются методы его измерения, контроляи испытания. Стандарты подразделяются на обязательные и рекомендуемые.Обязательные предназначены для неуклонного выполнения; рекомендуемые(перспективные) стандарты отличаются тем, что в них закладываются не только ужеприменяемые на производстве параметры качества, но и подлежащие освоению вперспективе. Эти стандарты ориентируют производителя на более высокиетребования к качеству продукции, которые станут общепринятыми через нескольколет.
Стандарты, используемые всельском хозяйстве, можно условно разделить на следующие группы:
· стандарты на сельскохозяйственнуюпродукцию, устанавливающие требования к ее качеству, порядок сдачизаготовительным и реализующим организациям;
· стандарты на продукцию, используемуюв сельскохозяйственном производстве (удобрения, техника, материалы и т. п.);
· технические стандарты на типовуютехнологию механизированного возделывания, уборки, товарной обработки,упаковки, транспортирования и хранения сельскохозяйственной продукции.
Управление качеством— действия, осуществляемые присоздании, эксплуатации или потреблении продукции в целях поддержаниянеобходимого уровня ее качества. Объектами управления в данном случае, какправило, являются технологические процессы (обработка почвы, посев, уход зарастениями и т.д.), от которых зависит качество получаемой продукции.
Выработка управленческихрешений производится путем сопоставления информации о фактическом состояниитехнологического процесса с характеристиками, предусмотренными нормативнойдокументацией (стандартами, техническими условиями, производственными заданиямии др.). Необходимо обеспечить производство продукции, которая отвечаеттребованиям потребителя, соответствует применяемым стандартам и техническимусловиям, позволяет получать прибыль.
Существенный элементсистемы управления качеством — сертификация; сертификат или знаксоответствия подтверждает, что товар или услуга соответствует определеннымстандартам или другим нормативным документам. С помощью сертификацииосуществляется конечная оценка качества производимой продукции.
Сертификация может носитьобязательный или добровольный характер. Обязательная сертификацияосуществляется на основе законов и законодательных положений; она подтверждаетсоответствие товара обязательным требованиям стандартов. Добровольнаясертификация проводится в тех случаях, когда строгое соблюдение требований существующихстандартов или другой нормативной документации на продукцию не предусмотрено[24].
1.2 Каналы и пути реализациисельскохозяйственной продукции в условиях рынка
Экономическаяэффективность отраслей АПК в значительной степени зависит от организации сбытапродукции, выбора каналов ее реализации. Большинство производителей предлагаютсвою продукцию потребителю через посредников, что позволяет сократить объемработ, связанных с реализацией товара.
Канал реализациипродукции— этосовокупность юридических и физических лиц, которые выступают как посредники илиучастники сбыта, принимают на себя или помогают передать кому-то другому правособственности на конкретный товар на его пути от производителя к потребителю.
Каждому виду реализуемойпродукции соответствует свой канал сбыта и организационная форма торговли. Взависимости от количества посредников выделяют каналы реализации нулевогоуровня, одно-, двух-, трехуровневые и так далее.
Канал нулевого уровнясостоитиз производителя, непосредственно продающего свой товар потребителям. Наиболеераспространенный способ прямой продажи — это торговля через собственныемагазины.
Одноуровневый каналвключает одного посредника; обычноэто предприятие розничной торговли.
Двухуровневый каналвключает двух посредников (оптовая ирозничная торговля), трехуровневый— трех (оптовая, мелкооптовая ирозничная торговля).
Основная часть продукциирастениеводства (зерно, подсолнечник, сахарная свекла и т. д.) и промышленнойпродукции реализуется через оптовую торговлю.
Роль посредника впродвижении товаров к конечному потребителю берет на себя система оптовой ирозничной торговли.
Оптовая торговля— это совокупность юридических ифизических лиц, которые приобретают и хранят товары, а затем перепродают их(розничным торговцам или другим оптовикам). Оптовые закупкисельскохозяйственной продукции осуществляют заготовительные организации,товарные биржи, перерабатывающие предприятия; это позволяеттоваропроизводителям быстро сбывать свою продукцию в местах ее производства.
Розничная торговля— это предпринимательскаядеятельность, связанная с продажей товаров конечным потребителям для личного(семейного) использования. В этой сфере работают как крупные фирмы, так имногочисленные частные предприниматели. Наибольшее распространение получилаоптовая торговля через биржи, аукционы, ярмарки.
С экономической точкизрения товарная биржа— это организованный в определенном месте,регулярно действующий по установленным правилам оптовый рынок, на которомсовершается торговля товарами по образцам и стандартам или контрактами на ихпоставку в будущем. Результатом проведения торгов на бирже является заключениесделок между продавцами и покупателями.
Биржевая сделка— это соглашение о взаимной передачеправ и обязанностей в отношении товара, допущенного к обращению на бирже,получившая отражение в биржевом договоре (контракте), заключенном участниками входе биржевых торгов. Такие сделки принято делить на две группы: с реальнымтоваром и без него.
Простейший вид сделки среальным товаром — сделка с немедленной поставкой (или с коротким срокомпоставки). Это сделки на наличный товар, то есть товар, находящийся во времяторгов на складе биржи или ожидаемый в этот день к прибытию.
Другая разновидностьсделок с реальным товаром — форвардные (срочные) сделки; в этом случае взаимнаяпередача прав и обязанностей происходит немедленно, но поставка товара(исполнение договора) переносится на определенную дату в будущем.
Сделки без реальноготовара делятся на фьючерсные и опционные.
Фьючерсные сделкипредставляют собой взаимную передачуправ и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевоготовара. Отличительная особенность такой сделки то, что ее объектом выступает нетовар, а биржевой контракт. Фьючерсные сделки характерны длясельскохозяйственных бирж; они могут заключаться задолго до сбора урожая.
Опционные сделки— логическое продолжение фьючерсных.Владелец (приобретатель) опциона получает право купить или продать некоторое числофьючерсных контрактов по оговоренной заранее цене в течение некоторого срока вбудущем. Такие контракты в основном используются для страхования рисков,связанных с фьючерсной торговлей.
Биржевая торговля врыночной инфраструктуре развитых стран занимает свое определенное место; черезэту систему обычно проходит не более 5—10 % всего объема товаров, но этогодостаточно для выявления цен на рынке. Оптовые продовольственные рынкиобеспечивают реализацию 20—25 % товаров, а основная их масса (65—75 %) продаетсяпроизводителями через различные посреднические организации коммерческимструктурам и потребителям сырья.
До недавнего временипреобладающую роль в реализации сельскохозяйственной продукции игралигосударственные закупки. Закупка— это форма организованного приобретениягосударством сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия утоваропроизводителей (поставщиков) для последующей переработки или реализациипотребителю (покупателю) на взаимовыгодных условиях. Кроме того, существуетсистема поставок сельскохозяйственной продукции и продовольствия в федеральныйи региональные фонды. С появлением на рынке разнообразных торгово-закупочныхструктур реализация продукции по государственным каналам резко сократилась.
Весьма эффективнымиявляются прямые связитоваропроизводителей с предприятиямиперерабатывающей промышленности и торговли; они позволяют снизить потерисельскохозяйственной продукции на стадиях ее производства, транспортировки, переработкии хранения. Кроме того, значительно сокращаются сроки доставки продукциипотребителю, повышается ее качество, уменьшаются затраты на реализацию.
Чаще всегосельскохозяйственные товаропроизводители реализуют свою продукцию в федеральныйи региональный продовольственные фонды, перерабатывающим предприятиям, работникамхозяйства в счет оплаты труда, через собственные торговые точки, торговыебиржи, аукционы, кооперативные заготовительные организации, по контрактам,прямым связям и на основе бартерных сделок. В сложившихся экономическихусловиях успешная реализация продукции отраслей АПК во многом зависит от уровняразвития и характера функционирования сельскохозяйственных рынков[15].
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГОСОСТОЯНИЯ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ РАСТЕНИЕВОДСТВА В СПК«КОЛХОЗ „КРАСАВСКИЙ“
2.1 Организационно-экономическаяхарактеристика хозяйства
Изучаемое предприятиеявляется сельскохозяйственным производственным кооперативом (СПК).Сельскохозяйственный производственный кооператив создается гражданами июридическими лицами для совместной деятельности по производству, переработке исбыту сельскохозяйственной продукции, а также для выполнения иной незапрещенной законом деятельности, основанной на личном трудовом участи членовкооператива.
Полное наименование — сельскохозяйственный производственный кооператив «Колхоз «Красавский». Расположенв Лысогорском районе Саратовской области. Основными видами деятельности является растениеводство и животноводство.
Учредительным документомпроизводственного кооператива является его Устав, утверждаемый общим собраниемего членов.
Высшим органом управлениякооперативом является общее собрание его членов.
Исполнительными органамив СПК „Колхоз “Красавский» являются правление кооперативом ипредседатель кооператива. Они осуществляют текущее руководство деятельностьюкооператива. Кроме председателя в состав правления по должности входит главныйбухгалтер. Председатель кооператива, правление кооператива избираются общимсобранием членов кооператива из числа членов кооператива на срок не более 5лет. Председатель кооператива является членом правления кооператива ивозглавляет его.
Срок деятельностикооператива не ограничен.
Таблица 1- Состав иструктура основных фондов СПК «Колхоз „Красавский“Виды основных средств 2007 г. 2008 г. 2009 г. тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. % Здания 24769 37,7 24211 33,0 24226 32,6
Сооружения и передаточные
устройства 6824 10,4 6824 9,3 6824 9,2 Машины и оборудование 21269 32,4 27750 37,3 25518 34,3 Транспортные средства 1607 2,4 1652 2,3 1552 2,1 Производственный и хозяйственный инвентарь 2399 3,7 2399 3,3 2399 3,2
Скот:
рабочий 176 0,3 187 0,3 303 0,4 продуктивный 8103 12,3 9736 13,3 12030 16,2 Другие виды основных средств 534 0,8 534 0,7 548 0,7 Итого 65681 100 73293 100 74400 100
Из таблицы 1 видно, чтоосновную долю в структуре основных фондов занимают машины и оборудование 25518тыс.руб. и здания 24226 тыс.руб. Также, значительную долю имеют продуктивныйскот 12030 тыс.руб., сооружения и передаточные устройства 6824 тыс.руб.,производственный и хозяйственный инвентарь 2399 тыс.руб., транспортные средства1552 тыс.руб. В величине, составе и структуре основных фондов произошли какблагоприятные, так и неблагоприятные изменения. Увеличилась доля активной частифондов: рабочего и продуктивного скота. Наблюдается постоянное увеличение впервую очередь производственных фондовсельскохозяйственного назначения. Кроме того, на предприятии сложиласьструктура основных фондов, соответствующая производственной деятельностихозяйства: высока доля ОПФ с.-х. назначения: зданий, машин и оборудования,продуктивного скота (83,1 % в 2009 г.). Эти категории важны для с.-х. предприятия.
Анализ земельных ресурсовпредставлен в таблице 2.
Таблица 2- Состав иструктура земельных угодий в СПК „Колхоз “Красавский»Виды угодий 2007 г. 2008 г. 2009 г. га
Удель-
ный вес,
% га
Удель-
ный вес,
% га
Удель-ный вес,
% Общая земельная площадь, всего 10017 100 10017 100 9950 100
в том числе:
сельскохозяйственные угодья 9231 92,2 9231 92,2 9164 92,1
из них:
пашня 6148 64,1 6148 64,1 6213 67,8 пастбища 3083 30,3 3083 30,3 2951 32,2 несельскохозяйственные угодья 786 7,8 786 7,8 786 7,9
из них:
дороги (км) 66 8,4 66 8,4 66 8,4 прочие земли 221 2,2 221 2,2 221 2,2
Из данной таблицы видно,что в отчетном году общая земельная площадь хозяйства сократилась на 67 га. Это произошло в основном за счет сокращения земель сельскохозяйственного назначения и пастбищ.При этом увеличилась площадь пашни. Размер несельскохозяйственных угодий неизменился. Наибольший удельный вес в структуре земельных угодий имеет пашня -6213 га (67,8%), пастбища -2951 га (32,2%). Несельскохозяйственные угодья -786 га (7,9%), дороги -66 км (8,4%), прочие земли -221 га (2,2%). Такая структура свидетельствует орациональном использовании земельных ресурсов.
Доля сельскохозяйственныхугодий очень высока – 92,1%, а распределение земельных ресурсов внутри них соответствуетспециализации хозяйства и позволяет успешно удовлетворять потребностипроизводства.
Производственнаяспециализация предприятия определяется по основным товарным отраслям ипродуктам, обеспечивающим наибольшую выручку от реализации.
Рассмотрим структурувыручки за реализованную товарную продукцию в СПК «Колхоз»Красавский".