Реферат по предмету "Безопасность жизнедеятельности"


Предупреждение чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ,
СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА
КАФЕДРА Автоматизированных систем обработки информации иуправления (АСОИиУ)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине Безопасность жизнедеятельности
на тему: «Предупреждение чрезвычайных ситуаций и ликвидация ихпоследствий»
Выполнила студентка
группы ЗММ-101
Николаева Светлана Олеговна
Проверил преподаватель
Цуркин Анатолий Петрович
Москва 2009 г.

Мир, в котором мы живём, полонопасностей. История человечества — это история борьбы с разного родаопасностями, бедствиями, которые угрожают человеку во всех сферах деятельности,поэтому человеческая цивилизация вынуждена постоянно решать проблемыбезопасности.
Безопасность жизнедеятельностиможет быть обеспечена только при комфортном (с оптимальными условиями) илидопустимом (гарантирующим невозможность возникновения и развития негативныхпроцессов у человека и в среде обитания) состояниях взаимодействия человека сосредой.
Управление безопасностьюжизнедеятельности в Российской Федерации строится на действии многоуровневойсистемы законодательных и нормативно-правовых актов, а также директивнойдокументации организаций.
В структуре управлениябезопасностью жизнедеятельности равноправное место занимает системапрофилактики и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, головным органомуправления которой является Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС).
Под чрезвычайной ситуацией (ЧС)понимается такое состояние объекта, определенной территории или акватории, прикотором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации нарушаютсянормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни илиздоровья, наносится ущерб имуществу населения, экономике и окружающей природнойсреде.
Под источником чрезвычайнойситуации понимают опасное природное явление, аварию или опасное техногенноепроисшествие, крупномасштабное инфекционное заболевание людей, животных илирастений, а также применение современных средств массового поражения, врезультате которого произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.
Классификация ЧС (см. табл.1)учитывает количество людей, пострадавших в этих ситуациях, или людей, у которыхоказались нарушены условия жизнедеятельности, размеры материального ущерба, атакже границы зон распространения чрезвычайных ситуаций.
Причинами возникновениячрезвычайных ситуаций могут быть:
аварии — чрезвычайные события стехногенными причинами;
стихийные бедствия — чрезвычайные события природного происхождения;
катастрофы — аварии и стихийныебедствия, повлекшие за собой многочисленные человеческие жертвы, значительныйматериальный ущерб или другие тяжелые последствия.
 
Таблица 1
Классификация чрезвычайныхситуацийКритерий Кол-во пострадавших (чел) Нарушены условия жизне- деятель- ности (чел) Матери- альный ущерб (тыс. МРОТ*) Зона ЧС не выходит за пределы Ликвидация осуществляется силами и средствами Локальная ЧС Не более 10 100 1 Объекта производствен- ного или социального назначения Предприятий, учреждений и организаций Местная ЧС 10-50 100-300 1-5 Населенного пункта, района, города Органов местного самоуправления Территориальная ЧС 50-500 300-500 5-5000 Субъекта РФ Органов исполнительной власти субъекта Региональная ЧС 50-500 500-1000 500-5000 2-х субъектов РФ Органов исполнительной субъекта РФ, оказавшегося в зоне ЧС Федеральная ЧС Свыше 500 Свыше 1000 Свыше 5000 2-х субъектов РФ Органов исполнительной власти субъекта РФ, оказавшегося в зоне ЧС Трансграничная ЧС /> /> /> Выходит за пределы РФ По решению Правительства РФ в соответствии с нормами права
 
* МРОТ — минимальный размероплаты труда
Концепция гражданской защитынаселения предусматривает: защиту населения и территорий, гражданскую оборону.Защита населения, объектов народного хозяйства и окружающей среды (гражданскаязащита) от действия чрезвычайных ситуаций любого происхождения, а такжепостоянная готовность к ликвидации их последствий достигается:
уменьшением возможных масштабовисточников аварий, катастроф и стихийных бедствий;
локализацией и сокращениемвремени действия существующих поражающих факторов;
снижением опасности поражениялюдей путем установления требований к размещению опасных объектов, планированиюнаселенных пунктов, строительству устойчивых зданий и сооружений;
повышением устойчивостифункциональных объектов экономики и жизнеобеспечения;
проведениемаварийно-спасательных и других неотложных работ;
ликвидацией последствий ЧС иреабилитацией населения, территорий и окружающей среды.
В свою очередь гражданскаяоборона (Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 года, №28-ФЗ) — это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения,материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации отопасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этихдействий.
Общее руководство по проведениюаварийно-спасательных и других неотложных работ в районах ЧС военного и мирноговремени осуществляет премьер-министр и заместитель начальника гражданскойобороны — министр МЧС РФ, на региональном уровне — региональные центры, на территориальномуровне — подразделения в соответствующих администрациях, на уровне объекта — специальный орган или отдельное лицо. Для повседневного управления в Российскойсистеме предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС), созданнойПостановлением Правительства РФ, существуют:
оперативно-дежурные службы всехуровней в органах управления по делам ГО и ЧС;
дежурно-диспетчерские службы,созданные параллельно с оперативно-дежурными, в министерствах федеральногоуровня и органах управления местного уровня.
РСЧС содержит в своем составефункциональные и территориальные подсистемы. Функциональные подсистемы — этоаварийно-спасательные отряды (постоянная готовность и способность работать вавтономном режиме не менее трех суток) и внештатные формирования.Территориальные подсистемы включают в себя: поисково-спасательные службы иотряды (отряд имеет в своем составе 30-40 человек); региональные авиационныепоисково-спасательные отряды (региональные центры); центральный аэромобильныйотряд (Центроспас) — готовность к вылету три часа, готовность к вылетумедицинской службы — 15 минут.
Анализ чрезвычайных ситуаций,имевших место на территории Российской Федерации, свидетельствует, что на фонеснижения количества ЧС техногенного характера вероятность возрастания общегоколичества чрезвычайных ситуаций сохраняется. Проблему обеспечения безопасностинаселения и территорий невозможно решить путем увеличения расходов наликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. По этой причине основныминаправлениями государственной политики в области предупреждения ЧС иобеспечения безопасности населения и территорий следует считать:
разработку и внедрениеэкономических механизмов стимулирования проведения предупредительных защитныхмероприятий при абсолютной ответственности владельцев потенциально опасныхобъектов за их промышленную безопасность;
пересмотр и корректировку ряданормативных актов в части увеличения запасов прочности сооружений, систем,оборудования и коммуникаций;
кардинальное обновление основныхпроизводственных фондов;
развитие и совершенствованиесистем мониторинга и сетей наблюдения и лабораторного контроля.
Требования к потенциальноопасным производственным объектам, нарушение безопасного состояния которыхможет инициировать возникновение чрезвычайной ситуации техногенного характера,устанавливает Федеральный закон «О промышленной безопасности опасныхпроизводственных объектов» от 21 июля 1997 года №116-ФЗ.
Под безопасностью опасныхпроизводственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важныхинтересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах ипоследствий указанных аварий. Аварией в этом случае признается разрушениесооружений или технических средств, применяемых на опасных производственныхобъектах, неконтролируемый взрыв или выброс опасных веществ.
К категории опасныхпроизводственных объектов относят производства, на которых:
получаются, используются,перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются или уничтожаютсявзрывчатые, окисляющие, воспламеняющиеся, горючие или токсичные вещества;
используется оборудование,работающее под давлением более 0,7 Мпа или при температуре нагрева воды более115°С;
используются стационарноустановленные грузоподъемные машины, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;
получают расплавы черных ицветных металлов и сплавы на их основе;
ведутся горные работы, работы пообогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.
Опасные производственные объектыподлежат регистрации в государственном реестре в порядке, установленномПравительством РФ, в частности Постановлением «О декларации безопасностипромышленного объекта Российской Федерации» от 01 июля 1995 года №675.
Обязательным условием принятиярешения о начале строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения,консервации или ликвидации опасного производственного объекта являетсяположительное заключение экспертизы промышленной безопасности проектнойдокументации, утвержденное федеральным органом исполнительной власти,специально уполномоченным в области промышленной безопасности, или еготерриториальным органом.
Технические устройства, в томчисле иностранного производства, применяемые на опасном производственномобъекте, подлежат сертификации на соответствие требованиям промышленнойбезопасности в порядке, установленным законодательством РФ.
Организация, эксплуатирующаяопасный производственный объект, обязана: иметь лицензию на право эксплуатацииобъекта, комплектовать штаты обслуживающего персонала подготовленными иаттестованными работниками, организовывать и осуществлять производственныйконтроль за соблюдением требований промышленной безопасности, обеспечиватьпроведение экспертизы промышленной безопасности зданий, освидетельствованиетехнических устройств и сооружения, осуществлять мероприятия по локализации иликвидации последствий аварий, разрабатывать декларацию промышленнойбезопасности.
В целях обеспечения готовности кдействиям по локализации чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствийорганизация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
планировать и осуществлятьмероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасномпроизводственном объекте;
заключать с профессиональнымиаварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательнымиформированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренныхзаконодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональныеаварийно-спасательные службы или формирования, а также нештатныеаварийно-спасательные формирования из числа собственных работников;
иметь резервы финансовых средстви материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий всоответствии с законодательством Российской Федерации;
обучать персонал действиям вслучае возникновения аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
создавать системы наблюдения,оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанныесистемы в пригодном к использованию состоянии.
Организация, эксплуатирующаяопасный производственный объект, обязана страховать ответственность запричинение вреда жизни или имуществу других лиц и окружающей природной среде вслучае возникновения аварии на опасном производственном объекте.
Спасательные работы в очагаххимического поражения включают:
ведение химической и медицинскойразведки; проведение профилактических мероприятий, само — и взаимопомощи;розыск и выявление пораженных людей, оказание им первой медицинской помощи иэвакуацию в лечебные учреждения; эвакуацию непораженного населения из очагов;санитарную обработку людей, дегазацию одежды и обуви, средств защиты,местности, сооружений, техники и транспорта; выявление зараженногопродовольствия, источников воды и обеззараживание продуктов питания и фуража.
Специфические особенностиведения спасательных работ в очагах химического поражения обусловливаютсявысокой токсичностью АХОВ, скоротечностью развития отравления, ограниченностьюсрока, в течение которого должна быть оказана первая медицинская помощьюпострадавшим.
В связи с этим, эффективностьспасательных работ во многом зависит от умелого сочетания мероприятий по само — и взаимопомощи с быстрым оказанием помощи медицинскими работниками ипоследующей срочной эвакуацией пораженных за границы очага химическогопоражения.
Само — и взаимопомощь заключаетсяв надевании противогаза на пораженного, введении антидота, обработке кожидегазирующим веществом. Все это должно быть проделано немедленно, посколькувведение антидота, как и дегазация АХОВ на коже, эффективны только в первыеминуты после появления признаков поражения людей
Спасательные работы натерритории, загрязненной радиоактивными и отравляющими веществами включают:
ликвидацию (локализацию)радиоактивного загрязнения и снижение (прекращение) миграции первичногозагрязнения.
В процессе проведения АС и ДНРвыполняются следующие мероприятия: разведка территории; поиск и спасениепострадавших; оказание пострадавшим первой медицинской помощи; эвакуацияпораженных из зоны радиоактивного загрязнения; сбор, транспортирование изахоронение радиоактивных отходов; дезактивация техники, зданий, промышленныхобъектов, одежды, людей и т.д.
Способы снижениярадиоактивного загрязнения местности основаны на преодолении связирадиоактивных частиц с поверхностью земли, их удалении (транспортировании) изахоронении, изоляции радиоактивно-загрязненной поверхности слоем бетона,асфальта или грунта, ослабляющим радиоактивные излучения, а такжепредотвращающим вторичное пылеобразование.
Спасательные работы пристихийных бедствиях:
Мероприятия по ликвидациипоследствий наводнений могут быть раз-делены на следующие группы: организацияразведки и определение границ зон затопления; поиск и обнаружение пострадавших;обеспечение подходов к местам нахождения пострадавших, оказавшихся в воде,частично разрушенных и затопленных зданиях, на возвышенных участках местности ив других местах; спасение пострадавших и оказание им медицинской и других видовпомощи; эвакуация населения из опасных зон и их жизнеобеспечение.
Для выполнения этих мероприятийпривлекаются личный состав и техника поисково-спасательных формированийгородов, областей, региональных центров ГОЧС, МЧС России. Наиболее сложнымигруппами мероприятий являются разведка, определение границ зоны затопления,поиск пострадавших и обеспечение подхода к ним по воде.
Успех проведения мероприятий поликвидации ЧС, выполнению АС и ДНР достигается:
заблаговременной ицелеустремленной подготовкой органов управления, сил и средств РСЧС к действиямпри угрозе и возникновении ЧС;
экстренным реагированием РСЧС навозникновение ЧС, организацией эффективной разведки, приведением в готовностьорганов управления, сил и средств, своевременным выдвижением их в зону ЧС,развертыванием системы управления, необходимых сил и средств;
принятием обоснованного решенияна ликвидацию ЧС и последовательным претворением его в жизнь; непрерывным,твердым и устойчивым управлением работами (их планирование, координация,контроль) и тесным взаимодействием участников в ходе работ;
непрерывным ведением АС и ДНРднем и ночью, в любую погоду до полного их завершения, с применением способов итехнологий, обеспечивающих наиболее полное использование возможностейаварийно-спасательных формирований;
неуклонным выполнениемучастниками работ установленных режимов работы и мер безопасности,своевременной сменой формирований в целях восстановления их работоспособности;организацией бесперебойного и всестороннего МТО работ, жизнеобеспечениянаселения и участников работ, оказанием им психологической помощи.
Заблаговременная подготовка встране к ликвидации возможных ЧС организуется и проводится федеральнымиорганами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ,органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями,установленными Федеральным законом «О защите населения и территорий от ЧСприродного и техногенного характера» на основе соответствующих программ ипланов.
Основными заблаговременнымимероприятиями, обеспечивающими создание действенных предпосылок для успешнойликвидации в последующем ЧС, являются:
подготовка должностных лиц,органов управления, формирований и населения к действиям в ЧС;
создание группировок сил,нацеленных на защищаемые территории;
проведение необходимоготехнического оснащения органов управления и сил РСЧС;
поддержание в готовности органовуправления, сил и средств РСЧС;
создание резервов материальныхресурсов для ликвидации ЧС;
планирование возможных действийпо ликвидации ЧС;
организация взаимодействия междуподсистемами и звеньями РСЧС;
осуществление постоянногоконтроля за обстановкой в стране (регионе, на территории субъекта РФ),связанной с ЧС.
Успех ликвидации ЧС в решающейстепени зависит от организации действий органов управления и сил РСЧС,эффективности управления проведением АС и ДНР.
Список использованной литературы
1.        Классификация и краткая характеристика чрезвычайных ситуаций. Основызащиты населения и территорий от ЧС техногенного, природного и экологическогохарактера. Учебное пособие. В авторской редакции Д.В. Петрова.
2.        Орлов А.И., Федосеев В.Н. Проблемы управления экологическойбезопасностью // Менеджмент в России и за рубежом. — 2000. — №6. — С.78-86
3.        Сычев Ю.Н. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Учебно-методическийкомплекс — М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008.311 с. ISBN
4.        Указы президента РФ
5.        Постановления правительства РФ
6.        Ресурсы Интернета.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :