МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ,
СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА
КАФЕДРА Автоматизированных систем обработки информации иуправления (АСОИиУ)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине Безопасность жизнедеятельности
на тему: «Предупреждение чрезвычайных ситуаций и ликвидация ихпоследствий»
Выполнила студентка
группы ЗММ-101
Николаева Светлана Олеговна
Проверил преподаватель
Цуркин Анатолий Петрович
Москва 2009 г.
Мир, в котором мы живём, полонопасностей. История человечества — это история борьбы с разного родаопасностями, бедствиями, которые угрожают человеку во всех сферах деятельности,поэтому человеческая цивилизация вынуждена постоянно решать проблемыбезопасности.
Безопасность жизнедеятельностиможет быть обеспечена только при комфортном (с оптимальными условиями) илидопустимом (гарантирующим невозможность возникновения и развития негативныхпроцессов у человека и в среде обитания) состояниях взаимодействия человека сосредой.
Управление безопасностьюжизнедеятельности в Российской Федерации строится на действии многоуровневойсистемы законодательных и нормативно-правовых актов, а также директивнойдокументации организаций.
В структуре управлениябезопасностью жизнедеятельности равноправное место занимает системапрофилактики и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, головным органомуправления которой является Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС).
Под чрезвычайной ситуацией (ЧС)понимается такое состояние объекта, определенной территории или акватории, прикотором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации нарушаютсянормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни илиздоровья, наносится ущерб имуществу населения, экономике и окружающей природнойсреде.
Под источником чрезвычайнойситуации понимают опасное природное явление, аварию или опасное техногенноепроисшествие, крупномасштабное инфекционное заболевание людей, животных илирастений, а также применение современных средств массового поражения, врезультате которого произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.
Классификация ЧС (см. табл.1)учитывает количество людей, пострадавших в этих ситуациях, или людей, у которыхоказались нарушены условия жизнедеятельности, размеры материального ущерба, атакже границы зон распространения чрезвычайных ситуаций.
Причинами возникновениячрезвычайных ситуаций могут быть:
аварии — чрезвычайные события стехногенными причинами;
стихийные бедствия — чрезвычайные события природного происхождения;
катастрофы — аварии и стихийныебедствия, повлекшие за собой многочисленные человеческие жертвы, значительныйматериальный ущерб или другие тяжелые последствия.
Таблица 1
Классификация чрезвычайныхситуацийКритерий Кол-во пострадавших (чел) Нарушены условия жизне- деятель- ности (чел) Матери- альный ущерб (тыс. МРОТ*) Зона ЧС не выходит за пределы Ликвидация осуществляется силами и средствами Локальная ЧС Не более 10 100 1 Объекта производствен- ного или социального назначения Предприятий, учреждений и организаций Местная ЧС 10-50 100-300 1-5 Населенного пункта, района, города Органов местного самоуправления Территориальная ЧС 50-500 300-500 5-5000 Субъекта РФ Органов исполнительной власти субъекта Региональная ЧС 50-500 500-1000 500-5000 2-х субъектов РФ Органов исполнительной субъекта РФ, оказавшегося в зоне ЧС Федеральная ЧС Свыше 500 Свыше 1000 Свыше 5000 2-х субъектов РФ Органов исполнительной власти субъекта РФ, оказавшегося в зоне ЧС Трансграничная ЧС /> /> /> Выходит за пределы РФ По решению Правительства РФ в соответствии с нормами права
* МРОТ — минимальный размероплаты труда
Концепция гражданской защитынаселения предусматривает: защиту населения и территорий, гражданскую оборону.Защита населения, объектов народного хозяйства и окружающей среды (гражданскаязащита) от действия чрезвычайных ситуаций любого происхождения, а такжепостоянная готовность к ликвидации их последствий достигается:
уменьшением возможных масштабовисточников аварий, катастроф и стихийных бедствий;
локализацией и сокращениемвремени действия существующих поражающих факторов;
снижением опасности поражениялюдей путем установления требований к размещению опасных объектов, планированиюнаселенных пунктов, строительству устойчивых зданий и сооружений;
повышением устойчивостифункциональных объектов экономики и жизнеобеспечения;
проведениемаварийно-спасательных и других неотложных работ;
ликвидацией последствий ЧС иреабилитацией населения, территорий и окружающей среды.
В свою очередь гражданскаяоборона (Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 года, №28-ФЗ) — это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения,материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации отопасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этихдействий.
Общее руководство по проведениюаварийно-спасательных и других неотложных работ в районах ЧС военного и мирноговремени осуществляет премьер-министр и заместитель начальника гражданскойобороны — министр МЧС РФ, на региональном уровне — региональные центры, на территориальномуровне — подразделения в соответствующих администрациях, на уровне объекта — специальный орган или отдельное лицо. Для повседневного управления в Российскойсистеме предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС), созданнойПостановлением Правительства РФ, существуют:
оперативно-дежурные службы всехуровней в органах управления по делам ГО и ЧС;
дежурно-диспетчерские службы,созданные параллельно с оперативно-дежурными, в министерствах федеральногоуровня и органах управления местного уровня.
РСЧС содержит в своем составефункциональные и территориальные подсистемы. Функциональные подсистемы — этоаварийно-спасательные отряды (постоянная готовность и способность работать вавтономном режиме не менее трех суток) и внештатные формирования.Территориальные подсистемы включают в себя: поисково-спасательные службы иотряды (отряд имеет в своем составе 30-40 человек); региональные авиационныепоисково-спасательные отряды (региональные центры); центральный аэромобильныйотряд (Центроспас) — готовность к вылету три часа, готовность к вылетумедицинской службы — 15 минут.
Анализ чрезвычайных ситуаций,имевших место на территории Российской Федерации, свидетельствует, что на фонеснижения количества ЧС техногенного характера вероятность возрастания общегоколичества чрезвычайных ситуаций сохраняется. Проблему обеспечения безопасностинаселения и территорий невозможно решить путем увеличения расходов наликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. По этой причине основныминаправлениями государственной политики в области предупреждения ЧС иобеспечения безопасности населения и территорий следует считать:
разработку и внедрениеэкономических механизмов стимулирования проведения предупредительных защитныхмероприятий при абсолютной ответственности владельцев потенциально опасныхобъектов за их промышленную безопасность;
пересмотр и корректировку ряданормативных актов в части увеличения запасов прочности сооружений, систем,оборудования и коммуникаций;
кардинальное обновление основныхпроизводственных фондов;
развитие и совершенствованиесистем мониторинга и сетей наблюдения и лабораторного контроля.
Требования к потенциальноопасным производственным объектам, нарушение безопасного состояния которыхможет инициировать возникновение чрезвычайной ситуации техногенного характера,устанавливает Федеральный закон «О промышленной безопасности опасныхпроизводственных объектов» от 21 июля 1997 года №116-ФЗ.
Под безопасностью опасныхпроизводственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важныхинтересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах ипоследствий указанных аварий. Аварией в этом случае признается разрушениесооружений или технических средств, применяемых на опасных производственныхобъектах, неконтролируемый взрыв или выброс опасных веществ.
К категории опасныхпроизводственных объектов относят производства, на которых:
получаются, используются,перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются или уничтожаютсявзрывчатые, окисляющие, воспламеняющиеся, горючие или токсичные вещества;
используется оборудование,работающее под давлением более 0,7 Мпа или при температуре нагрева воды более115°С;
используются стационарноустановленные грузоподъемные машины, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;
получают расплавы черных ицветных металлов и сплавы на их основе;
ведутся горные работы, работы пообогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.
Опасные производственные объектыподлежат регистрации в государственном реестре в порядке, установленномПравительством РФ, в частности Постановлением «О декларации безопасностипромышленного объекта Российской Федерации» от 01 июля 1995 года №675.
Обязательным условием принятиярешения о начале строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения,консервации или ликвидации опасного производственного объекта являетсяположительное заключение экспертизы промышленной безопасности проектнойдокументации, утвержденное федеральным органом исполнительной власти,специально уполномоченным в области промышленной безопасности, или еготерриториальным органом.
Технические устройства, в томчисле иностранного производства, применяемые на опасном производственномобъекте, подлежат сертификации на соответствие требованиям промышленнойбезопасности в порядке, установленным законодательством РФ.
Организация, эксплуатирующаяопасный производственный объект, обязана: иметь лицензию на право эксплуатацииобъекта, комплектовать штаты обслуживающего персонала подготовленными иаттестованными работниками, организовывать и осуществлять производственныйконтроль за соблюдением требований промышленной безопасности, обеспечиватьпроведение экспертизы промышленной безопасности зданий, освидетельствованиетехнических устройств и сооружения, осуществлять мероприятия по локализации иликвидации последствий аварий, разрабатывать декларацию промышленнойбезопасности.
В целях обеспечения готовности кдействиям по локализации чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствийорганизация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
планировать и осуществлятьмероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасномпроизводственном объекте;
заключать с профессиональнымиаварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательнымиформированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренныхзаконодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональныеаварийно-спасательные службы или формирования, а также нештатныеаварийно-спасательные формирования из числа собственных работников;
иметь резервы финансовых средстви материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий всоответствии с законодательством Российской Федерации;
обучать персонал действиям вслучае возникновения аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
создавать системы наблюдения,оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанныесистемы в пригодном к использованию состоянии.
Организация, эксплуатирующаяопасный производственный объект, обязана страховать ответственность запричинение вреда жизни или имуществу других лиц и окружающей природной среде вслучае возникновения аварии на опасном производственном объекте.
Спасательные работы в очагаххимического поражения включают:
ведение химической и медицинскойразведки; проведение профилактических мероприятий, само — и взаимопомощи;розыск и выявление пораженных людей, оказание им первой медицинской помощи иэвакуацию в лечебные учреждения; эвакуацию непораженного населения из очагов;санитарную обработку людей, дегазацию одежды и обуви, средств защиты,местности, сооружений, техники и транспорта; выявление зараженногопродовольствия, источников воды и обеззараживание продуктов питания и фуража.
Специфические особенностиведения спасательных работ в очагах химического поражения обусловливаютсявысокой токсичностью АХОВ, скоротечностью развития отравления, ограниченностьюсрока, в течение которого должна быть оказана первая медицинская помощьюпострадавшим.
В связи с этим, эффективностьспасательных работ во многом зависит от умелого сочетания мероприятий по само — и взаимопомощи с быстрым оказанием помощи медицинскими работниками ипоследующей срочной эвакуацией пораженных за границы очага химическогопоражения.
Само — и взаимопомощь заключаетсяв надевании противогаза на пораженного, введении антидота, обработке кожидегазирующим веществом. Все это должно быть проделано немедленно, посколькувведение антидота, как и дегазация АХОВ на коже, эффективны только в первыеминуты после появления признаков поражения людей
Спасательные работы натерритории, загрязненной радиоактивными и отравляющими веществами включают:
ликвидацию (локализацию)радиоактивного загрязнения и снижение (прекращение) миграции первичногозагрязнения.
В процессе проведения АС и ДНРвыполняются следующие мероприятия: разведка территории; поиск и спасениепострадавших; оказание пострадавшим первой медицинской помощи; эвакуацияпораженных из зоны радиоактивного загрязнения; сбор, транспортирование изахоронение радиоактивных отходов; дезактивация техники, зданий, промышленныхобъектов, одежды, людей и т.д.
Способы снижениярадиоактивного загрязнения местности основаны на преодолении связирадиоактивных частиц с поверхностью земли, их удалении (транспортировании) изахоронении, изоляции радиоактивно-загрязненной поверхности слоем бетона,асфальта или грунта, ослабляющим радиоактивные излучения, а такжепредотвращающим вторичное пылеобразование.
Спасательные работы пристихийных бедствиях:
Мероприятия по ликвидациипоследствий наводнений могут быть раз-делены на следующие группы: организацияразведки и определение границ зон затопления; поиск и обнаружение пострадавших;обеспечение подходов к местам нахождения пострадавших, оказавшихся в воде,частично разрушенных и затопленных зданиях, на возвышенных участках местности ив других местах; спасение пострадавших и оказание им медицинской и других видовпомощи; эвакуация населения из опасных зон и их жизнеобеспечение.
Для выполнения этих мероприятийпривлекаются личный состав и техника поисково-спасательных формированийгородов, областей, региональных центров ГОЧС, МЧС России. Наиболее сложнымигруппами мероприятий являются разведка, определение границ зоны затопления,поиск пострадавших и обеспечение подхода к ним по воде.
Успех проведения мероприятий поликвидации ЧС, выполнению АС и ДНР достигается:
заблаговременной ицелеустремленной подготовкой органов управления, сил и средств РСЧС к действиямпри угрозе и возникновении ЧС;
экстренным реагированием РСЧС навозникновение ЧС, организацией эффективной разведки, приведением в готовностьорганов управления, сил и средств, своевременным выдвижением их в зону ЧС,развертыванием системы управления, необходимых сил и средств;
принятием обоснованного решенияна ликвидацию ЧС и последовательным претворением его в жизнь; непрерывным,твердым и устойчивым управлением работами (их планирование, координация,контроль) и тесным взаимодействием участников в ходе работ;
непрерывным ведением АС и ДНРднем и ночью, в любую погоду до полного их завершения, с применением способов итехнологий, обеспечивающих наиболее полное использование возможностейаварийно-спасательных формирований;
неуклонным выполнениемучастниками работ установленных режимов работы и мер безопасности,своевременной сменой формирований в целях восстановления их работоспособности;организацией бесперебойного и всестороннего МТО работ, жизнеобеспечениянаселения и участников работ, оказанием им психологической помощи.
Заблаговременная подготовка встране к ликвидации возможных ЧС организуется и проводится федеральнымиорганами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ,органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями,установленными Федеральным законом «О защите населения и территорий от ЧСприродного и техногенного характера» на основе соответствующих программ ипланов.
Основными заблаговременнымимероприятиями, обеспечивающими создание действенных предпосылок для успешнойликвидации в последующем ЧС, являются:
подготовка должностных лиц,органов управления, формирований и населения к действиям в ЧС;
создание группировок сил,нацеленных на защищаемые территории;
проведение необходимоготехнического оснащения органов управления и сил РСЧС;
поддержание в готовности органовуправления, сил и средств РСЧС;
создание резервов материальныхресурсов для ликвидации ЧС;
планирование возможных действийпо ликвидации ЧС;
организация взаимодействия междуподсистемами и звеньями РСЧС;
осуществление постоянногоконтроля за обстановкой в стране (регионе, на территории субъекта РФ),связанной с ЧС.
Успех ликвидации ЧС в решающейстепени зависит от организации действий органов управления и сил РСЧС,эффективности управления проведением АС и ДНР.
Список использованной литературы
1. Классификация и краткая характеристика чрезвычайных ситуаций. Основызащиты населения и территорий от ЧС техногенного, природного и экологическогохарактера. Учебное пособие. В авторской редакции Д.В. Петрова.
2. Орлов А.И., Федосеев В.Н. Проблемы управления экологическойбезопасностью // Менеджмент в России и за рубежом. — 2000. — №6. — С.78-86
3. Сычев Ю.Н. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Учебно-методическийкомплекс — М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008.311 с. ISBN
4. Указы президента РФ
5. Постановления правительства РФ
6. Ресурсы Интернета.