Реферат по предмету "Банковское дело"


Денежно-кредитная политика Центрального Банка России

Оглавление
Введение
1. Общие концепции денежно-кредитной политики в России
1.1 Центральный Банк Российской Федерации: задачи и функции
1.2 Направление, цели и методыденежно — кредитной политики
2. Основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБ РФ
2.1 Текущее состояние денежно-кредитного регулирования вРоссийской Федерации
2.2 Регулирование обязательных резервов
2.3 Рефинансирование банков
2.4 Валютные интервенции
3. Перспективы развития денежно-кредитной политики в России
3.1 Кредитно-денежная политика на 2006 г.
3.2 Основные направлениясовершенствования денежно-кредитной политики в Российской Федерации
3.3 Предварительные итоги и прогноз на будущее
Заключение
Список литературы
/>Введение
Денежно-кредитная политика — одно из четырех направлений единой финансовой политики государства, обеспечивающихустойчивость экономики и достижение экономического роста. Именно онаконтролирует инфляцию и рост денежной массы. Наличие в Российской Федерациидостаточно высокого уровня инфляции и несбалансированного роста денежной массыобуславливает огромный интерес к проблемам денежно-кредитная политики иактуальность данной темы.
Основные направления единойгосударственной денежно кредитной политики, разрабатываемые Банком России всоответствии с Федеральным законом “О Центральном банке Российской Федерации (БанкеРоссии) ", содержат анализ текущего состояния и прогноз развитияроссийской экономики на предстоящий год, а также основные ориентиры, параметрыи инструменты денежно — кредитной политики, которыми Банк России будетруководствоваться в своей работе в следующем году.
Банк России придает большоезначение подготовке этого программного документа, поскольку, таким образом, онне только знакомит общественность со своими намерениями относительно одной изважнейших сфер деятельности, связанной с конституционно закрепленной за БанкомРоссии функцией по защите и обеспечению устойчивости национальной денежнойединицы, но и формирует позитивные ожидания в экономике. Повышая прозрачностьсвоей работы, Центральный Банк способствует росту доверия к проводимой экономическойи денежно кредитной политике.
При проведении денежно кредитнойполитики Банк России предполагает использовать не только все имеющиеся внастоящее время в его распоряжении инструменты, но и расширить состав, сделавнабор располагаемых методов контроля и управления денежным предложениемполностью адекватным складывающимся общеэкономическим условиям.
Однако возможность эффективногоприменения конкретных инструментов денежно кредитного регулирования взначительной степени будут связаны с восстановлением и развитием сегментовфинансового рынка и укреплением банковской системы. Достижение поставленныхцелей также будет зависеть от наличия соответствующих условий, создаваемыхфункционированием всех секторов экономики проведением необходимыхинституциональных преобразований.
Цель данной курсовой работы — денежно — кредитная политика Банка России.
В рамках поставленной цели былипоставлены следующие задачи:
1. рассмотреть общие концепцииденежно-кредитной политики в России, в частности основную роль ЦентральногоБанка Российской Федерации;
2. проанализировать текущеесостояние денежно-кредитного регулирования в России;
3. изучить перспективы развитияденежно-кредитной политики в России.
Особое внимание уделяетсянаправлениям совершенствования денежно-кредитной политики в России.
Работа выполнена на материалах периодическихизданий таких, как «Банковское дело», «Деньги и кредит» инекоторых других периодических изданий и учебников.
Вследствие исключительнойважности проблем, решаемых денежно-кредитной политикой, средства массовойинформации (радио, телевидение, пресса) уделяют ей большое внимание. Публикуетсямножество аналитических статей, статистических сводок, прогнозов измененияситуации в ближайшее время и на долгосрочную перспективу.
/>1. Общие концепцииденежно-кредитной политики в России 1.1 ЦентральныйБанк Российской Федерации: задачи и функции
Центральный Банк (или БанкРоссии) государственный банк, стоящий во главе всей банковской системы РФ,признан единственным эмиссионным центром, выполняющим функции государственногорегулирования денежно-кредитных отношений, и находится в федеральной собственности,то есть принадлежит государству. ЦБ является юридическим лицом, имеет свойустав и осуществляет расход за счет своих доходов. Управление ЦБ осуществляетСовет директоров в составе председателя и его заместителей, а также руководящихосновными подразделениями.
Главным звеном банковской системылюбого государства является центральный банк страны. В различных государствахтакие банки называются по-разному: народные, государственные, эмиссионные, резервные,Федеральная резервная система (США), Банк Англии и др.
Центральные банки являютсярегулирующим звеном в банковской системе, поэтому их деятельность связана сукреплением денежного обращения, защитой и обеспечением устойчивостинациональной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам; развитиеми укреплением банковской системы страны; обеспечением эффективного и бесперебойногоосуществления расчетов.
Главной задачейденежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу Центральный банкРоссийской Федерации считает снижение инфляции при сохранении и возможномускорении роста ВВП с одновременным созданием предпосылок для снижениябезработицы и увеличения реальных доходов населения. В связи с этим основныминаправлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2006 годпредусматривалось снижение инфляции до 18-22% в целом за год при сохранениитенденции к росту производства и услуг.
В качестве промежуточной цели денежно-кредитнойполитики на 2006 год был определен прирост денежной массы М2, который долженбыл составить 21-25% за год.
Контроль за денежнымпредложением остается важнейшим механизмом обеспечения внешней и внутреннейстабильности рубля и является основой плавного и предсказуемого изменениявалютного курса. В 2006 году Банк России продолжает осуществление политикиплавающего валютного курса, которая в большей степени соответствует целям изадачам, стоящим перед экономикой[1].
Основой действий Банка России навнутреннем валютном рынке является сглаживание резких курсовых колебаний всочетании с мерами валютного регулирования и валютного контроля в целяхбольшего соответствия рыночного курса реальным экономическим условиям. Режимплавающего валютного курса создает более благоприятные условия для сохранения инакопления Банком России золотовалютных резервов, что особенно важно с точкизрения оценки платежеспособности России и решения проблемы внешнего долга,который в настоящее время составляет около 90% ВВП.
Уровень золотовалютных резервови показатели, характеризующие состояние внешней торговли (например, такие, какдинамика экспорта и импорта, уровень мировых цен на основные российскиеэкспортные товары, общее изменение условий торговли) — важнейшие индикаторы,определяющие адекватность денежно-кредитной политики поставленным целям изадачам.
Традиционно перед центральнымбанком ставиться пять основных задач. Центральный банк призван быть:
Эмиссионным центром страны, т.е.пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;
Банком банков, т.е. совершатьоперации преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, предоставлятьим кредиты (кредитор последней инстанции), осуществлять надзор, поддерживаянеобходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитнойсистеме;
Банкиром правительства — поддерживать государственные экономические программы и размещатьгосударственные ценные бумаги; предоставлять кредиты и выполнять расчетныеоперации для правительства, хранить (официальные) золотовалютные резервы;
Главным расчетным центром страны,выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов,основанных на зачете взаимных требований и обязательств (клирингов);
Органом регулирования экономикиденежно-кредитными методами.
При решении пяти задач центральныйбанк выполняет три основные функции: регулирующую, контролирующую иинформационно-исследовательскую.
К регулирующей функции относитьсярегулирование денежной массы в обращении. Это достигается путем сокращения или расширенияналичной и безналичной эмиссии и проведения дисконтной политики, политики минимальныхрезервов, открытого рынка, валютной политики[2].
С регулирующей функцией тесно связанаконтролирующая функция. Центральный банк получает обширную информацию о состояниитого или иного банка при проведении, например, политики минимальных резервов илиредисконтирования. Контролирующая функция включает определение соответствиятребованиям к качественному составу банковской системы, т.е. процедура допускакредитных институтов на национальный банковский рынок.
Всем центральным банкам присуща информационно-исследовательскаяфункция, т.е. функция научно-исследовательского, информационно-статистического центра.Центральный банк, имея, анализируя и публикуя объективную информацию о ситуациив денежно-кредитной сфере, может оперативно реагировать на глобальные илокальные экономические процессы. От верности оценки информации зависит выбор направленийденежно-кредитной политики в целом. Информационно-исследовательская функция центральногобанка предполагает также консультационную деятельность.
Функции центрального банказачастую переплетаются, из одной вытекает другая, если этого требует достижениепоставленной цели или решения какой-либо определенной задачи.
Центральный банк России по своейсути эквивалентен центральным эмиссионным банкам других стран. В качестве своейосновной функции, ЦБ России формирует и претворяет в жизнь кредитно-денежную политикугосударства. Спектр деятельности Банка России весьма широк: от действия вкачестве агента государства и управления банковскими холдинг-компаниями дообеспечения необходимого количества денег[3].
Банк России начал своесуществование с принятием закона «О Банке России» в декабре 1990 года.Он независим от распорядительных и исполнительных органов государственнойвласти. Он может быть распущен и ликвидирован только специальным законодательнымактом. Банк России экономически самостоятелен, то есть осуществляет свои расходыза счет собственных доходов.
В соответствии с Федеральнымзаконом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (вред. Федерального закона от 26.04.06 N 65-ФЗ) Банк России выполняет следующиефункции:
1) во взаимодействии сПравительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единуюгосударственную денежно — кредитную политику, направленную на защиту иобеспечение устойчивости рубля;
2) монопольно осуществляетэмиссию наличных денег и организует их обращение;
3) является кредитором последнейинстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
4) устанавливает правилаосуществления расчетов в Российской Федерации;
5) устанавливает правилапроведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности длябанковской системы;
6) осуществляет государственнуюрегистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитныхорганизаций и организаций, занимающихся их аудитом;
7) осуществляет надзор задеятельностью кредитных организаций;
8) регистрирует эмиссию ценныхбумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
9) осуществляет самостоятельноили по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковскихопераций, необходимых для выполнения основных задач Банка России;
10) осуществляет валютноерегулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяетпорядок осуществления расчетов с иностранными государствами;
11) организует и осуществляетвалютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки всоответствии с законодательством Российской Федерации;
12) принимает участие вразработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организуетсоставление платежного баланса Российской Федерации;
13) в целях осуществленияуказанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономикиРоссийской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно — кредитных,валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы истатистические данные;
14) осуществляет иные функции всоответствии с федеральными законами.
Конечно, главной функциейцентрального банка является кредитное регулирование. Помимо административныхметодов (установления прямых ограничений на деятельность коммерческих банков,проведения инспекций и ревизий, издания инструкций, сбора и обобщенияотчетности и т.д.), центральный банк располагает и экономическиминструментарием для регулирования банковской сферы. Его основными составляющимиявляются: политика минимальных резервов, открытого рынка и учетная политика.
Детальный перечень функцийЦентрального банка Российской Федерации не противоречит международной практикеработы центральных банков. Так же как и центральные банки других стран, Центральныйбанк Российской Федерации, прежде всего, выполняет функцию денежно-кредитногорегулирования экономики и эмиссионную функцию[4].
Центральный банк регулирует экономикуне прямо, а через денежно — кредитную систему. Воздействуя на кредитные институты,он создает определенные условия их функционирования. От этих условий в известноймере зависит направление деятельности коммерческих банков и других финансовыхинститутов, что и оказывает влияние на ход экономического развития страны.
Особенности национальной банковскойсистемы в значительной степени воздействуют на выбор путей и методов денежно-кредитногорегулирования центральным банком, на предпочтение им тех или иных инструментов денежнойполитики.
 1.2 Направление, цели и методы денежно — кредитнойполитики
Высшая конечная задача денежно-кредитнойполитики состоит в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реальногообъема производства. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежногопредложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильныйрост), занятости и уровня цен.
Первоначально основной функциейцентральных банков было осуществление эмиссии наличных денег, в настоящее времяэта функция постепенно ушла на второй план, однако не следует забывать, что наличныеденьги все еще являются тем фундаментом, на котором зиждется вся оставшаяся денежнаямасса, поэтому деятельность центрального банка по эмиссии наличных денег должнабыть не менее взвешенной и продуманной, чем любая другая.
Осуществляя денежно-кредитнуюполитику, центральный банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческихбанков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики,достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения,сбалансированности внутренних экономических процессов. С помощью денежно-кредитногорегулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать ростинфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулированиякапиталовложений в различные отрасли экономики страны.
С 1992 года денежно-кредитнаяполитика Банка России направлена на достижение финансовой стабилизации, впервую очередь, снижение темпов инфляции, укрепление курса национальной валютыи обеспечение устойчивости платежного баланса страны, создание условий дляосуществления позитивных структурных сдвигов в экономике. В основеденежно-кредитного регулирования, осуществляемого Банком России, лежит принципколичественных ограничений на прирост денежной массы.
С 1996 года приоритеты политикив денежно-кредитной сфере сместились в направлении увеличения реальногопредложения денег в экономике при дальнейшем снижении среднемесячных темповинфляции. Нужно отметить, что кредитная политика осуществляется косвенными ипрямыми методами воздействия. Различие между ними состоит в том, чтоЦентральный Банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидностькредитных учреждений, либо устанавливает лимиты кредитования экономики (т.е. количественныеограничения кредита). Инструментов денежно-кредитной политики довольно много, иони очень разнообразны. Их подразделяют на экономические и административные.
Среди экономических методовклассики выделяют обычно три метода это регулирование учетной ставки, нормаобязательных резервов и операции на рынке ценных бумаг. Банк России, являясьорганом, определяющим и проводящим денежно-кредитную политику в РФ, используетследующие инструменты и методы:
рефинансирование банков ипредоставление кредитов. Термин «рефинансирование» означает получениеденежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральныйбанк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценныебумаги, находящиеся в их портфелях (как правило в виде векселей).
В случае повышения центральнымбанком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсироватьпотери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок покредитам, предоставляемым заемщикам, т.е. изменение учетной ставки (ставкирефинансирования) прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческихбанков. Это и является главной целью данного метода денежно-кредитной политикицентрального банка.
В настоящее время минимальныерезервы — это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитныеучреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо ввиде депозитов в центральном банке. Нормы данных резервов определяются именноЦБ.
Использование нормативов можетиметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так иселективный (к их определенной части) характер воздействия. Минимальные резервывыполняют две основные функции:
Во-первых, они как ликвидныерезервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам ихклиентов. К примеру, если коммерческий банк обанкротится, то именно эти резервыдолжны погасить вклады клиентов банка.
Во-вторых, минимальные резервыявляются инструментом, используемым центральным банком для регулирования объемаденежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средствцентральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков, а,следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Изменениенормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так,в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучениеприбыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служитнаиболее эффективным антиинфляционным средством.
В последние полтора-двадесятилетия произошло уменьшение роли указанного метода кредитно — денежногорегулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно (в западных странах) происходитснижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видамдепозитов. · Операции на открытом рынке Постепенно два вышеописанных методаденежно-кредитного регулирования (рефинансирование и обязательноерезервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главныминструментом денежно-кредитной политики стали интервенции центрального банка,получившие название операций на открытом рынке. Этот метод заключается в том,что центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг вбанковской системе.
Приобретение ценных бумаг укоммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая ихкредитные возможности, и наоборот. Центральный банк периодически вноситизменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяет интенсивностьсвоих операций, их частоту. Операции на открытом рынке впервые стали активноприменяться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странахразвитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулированияполучил всеобщее применение и в Западной Европе. Таким образом, операции наоткрытом рынке, этот метод денежно-кредитного регулирования, значительноотличаются от двух предыдущих.
Главное отличие — этоиспользование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценныхбумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменятьсяежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческиебанки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательноследить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшенияликвидности. Наряду с экономическими методами, посредством которых центральныйбанк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться вэтой области и административные методы воздействия.
К ним относится, например,использование количественных кредитных ограничений. Этот метод кредитногорегулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов.В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, данный метод являетсяпрямым методом воздействия на деятельность банков.
Нужно отметить, что, добиваясьпри помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренногороста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтомуметод количественных ограничений стал использоваться не так активно, какраньше, а в некоторых странах вообще отменён. Также центральный банк можетустанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банкиобязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативыдостаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса,нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющиенормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческимибанками.
Также центральный банк можетустанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которыекоммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне. При нарушениикоммерческими банками банковского законодательства, правил совершениябанковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет кущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк можетприменять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть доликвидации банков. Очевидно, что использование административного воздействия состороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носитьсистематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденныхмер.
/>/>/>/>2.Основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБ РФ 2.1 Текущее состояние денежно-кредитногорегулирования в Российской Федерации
Основными инструментами иметодами денежно — кредитной политики Банка России в соответствие с Федеральнымзаконом «О Центральном банке Российской Федерации (в ред. Федеральногозакона от 26.04.06 N 65-ФЗ) являются:
1) процентные ставки пооперациям Банка России;
2) нормативы обязательныхрезервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
3) операции на открытом рынке;
4) рефинансирование банков;
5) валютное регулирование;
6) установление ориентиров ростаденежной массы;
7) прямые количественныеограничения;
8) выпуск от своего имениоблигаций. (п.8 введен Федеральным законом от 08.07.1999 N 139-ФЗ)
Банк России регулирует общийобъем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единойгосударственной денежно — кредитной политики. Банк России может устанавливатьодну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводитьпроцентную политику без фиксации процентной ставки.
Процентные ставки Банка Россиипредставляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет своиоперации. Банк России использует процентную политику для воздействия нарыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.
Размер обязательных резервов впроцентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок ихдепонирования в Банке России устанавливаются Советом директоров.
Нормативы обязательных резервовне могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации и могут бытьдифференцированными для различных кредитных организаций. Нормативы обязательныхрезервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.
При нарушении нормативовобязательных резервов Банк России имеет право взыскать в бесспорном порядке скредитной организации сумму недовнесенных средств, а также штраф вустановленном им размере, но не более двойной ставки рефинансирования.
На обязательные резервы,депонируемые кредитной организацией в Банке России, взыскания не обращаются (частьпятая введена Федеральным законом от 31.07.1998 N 151-ФЗ).
После отзыва у кредитнойорганизации лицензии на осуществление банковских операций средства обязательныхрезервов, депонированные кредитной организацией в Банке России, перечисляютсяна счет ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного управляющего ииспользуются в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми всоответствии с ними нормативными актами Банка России. (в ред. Федеральногозакона от 31.07.1998 N 151-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции).
При реорганизации кредитнойорганизации порядок переоформления ее обязательных резервов, ранеедепонированных в Банке России, устанавливается нормативными актами Банка России(часть седьмая введена Федеральным законом от 31.07.1998 N 151-ФЗ).
Под операциями на открытом рынкепонимаются купля — продажа Банком России казначейских векселей, государственныхоблигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции сценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.
Лимит операций на открытом рынкеутверждается Советом директоров.
Под рефинансированием понимаетсякредитование Банком России банков, в том числе учет и переучет векселей. Формы,порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России. Под валютнымиинтервенциями Банка России понимается купля — продажа Банком России иностраннойвалюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос ипредложение денег. Под прямыми количественными ограничениями Банка Россиипонимается установление лимитов на рефинансирование банков, проведениекредитными организациями отдельных банковских операций[5].
Банк России вправе применятьпрямые количественные ограничения в исключительных случаях в целях проведенияединой государственной денежно — кредитной политики только после консультаций сПравительством Российской Федерации.
Банк России может устанавливатьориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя изосновных направлений единой государственной денежно — кредитной политики. БанкРоссии в целях реализации денежно — кредитной политики может от своего имениосуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых только среди кредитныхорганизаций.
Предельный размер общейноминальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных надату принятия Советом директоров решения об очередном выпуске облигаций БанкаРоссии, устанавливается как разница между максимально возможной величинойобязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервовкредитных организаций, определенной исходя статья 43.1 введена Федеральнымзаконом от 08.07.1999 N 139-ФЗ)
Банк России ежегодно не позднее1 октября представляет в Государственную Думу проект основных направленийединой государственной денежно — кредитной политики на предстоящий год и непозднее 1 декабря — основные направления единой государственной денежно — кредитнойполитики на предстоящий год (в ред. Федерального закона от 20.06.2005 N 80-ФЗ).
Предварительно проект основныхнаправлений единой государственной денежно — кредитной политики представляетсяПрезиденту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.
Основные направления единойгосударственной денежно — кредитной политики на предстоящий год включаютследующие положения:
анализ состояния и прогнозразвития экономики Российской Федерации;
основные ориентиры, параметры иинструменты единой государственной денежно — кредитной политики.
Государственная Думарассматривает основные направления единой государственной денежно — кредитнойполитики на предстоящий год и принимает решение.
 2.2 Регулирование обязательных резервов
Норма обязательных резервовшироко используется государством для увеличения или уменьшения свободнойденежной массы. Естественно, увеличение нормы обязательного резервированиявлечет за собой уменьшение свободной денежной массы[6].
Для регулирования ликвидностибанковской системы Банк России в числе других мер активно использовал такойинструмент денежно-кредитной политики, как обязательные резервы. В результатепроведенных Банком России мероприятий, а также в связи с ростом привлеченныхсредств (обязательств) кредитных организаций, учитываемых при расчете размераобязательных резервов, подлежащих депонированию в Банке России (которые сянваря по сентябрь 2005 года увеличились на 45,0%, в том числе в валютеРоссийской Федерации на 64,6% и в иностранной валюте на 23,0%), суммаобязательных резервов увеличилась по сравнению с началом года в 2,7 раза, в томчисле по привлеченным средствам в валюте Российской Федерации в 2,5 раза, попривлеченным средствам в иностранной валюте в 2,9 раза.
При этом по состоянию на 1октября 2005 года из общей суммы обязательных резервов 35,0% за депонированоСбербанком России 65,0% другими кредитными организациями. По результатам регулированияна 1 октября 2005 года недовзнос средств в обязательные резервы по действующимкредитным организациям составил 6,6%к сумме, подлежащей депонированию, против14,9% по результатам регулирования на 1 января 2005 года.
С кредитных организаций, нарушающихустановленный порядок формирования обязательных резервов, в том числедопускающих недовзнос в обязательные резервы, взыскиваются штрафы, а также кним применяются другие меры воздействия, предусмотренные статьями 74 и 75Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) »,вплоть до отзыва лицензии на осуществление банковских операций.
Требования минимальных резервовпоявились как страховка ликвидности кредитных институтов, как гарантия по вкладамклиентов. Этот мотив использования минимальных резервов существует и сегодня. Поддерживаяликвидность банков, центральный банк выполняет свою задачу «кредиторапоследней инстанции». В настоящее время минимальные резервы — это наиболееликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило,либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральномбанке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком.
Норматив резервных требований представляетсобой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммыминимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателямпассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использованиенормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательствили ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.
Однако в применении конкретных формданного инструмента в разных странах наблюдаются существенные различия в зависимостиот национальных особенностей развития финансового рынка. Центральными банками используютсяразличные структуры минимальных резервов, амплитуда и частота колебаний ихвеличины, специфика начисления процентов, условия, предоставляемые кредитныминститутам при их рефинансировании.
Как инструмент денежной политикиминимальные резервы выполняют двоякую роль: служат текущему регулированию ликвидностина денежном рынке и одновременно играют роль тормоза эмиссии кредитных денег коммерческимибанками. Рост резервной нормы увеличивает количество обязательных резервов,которые должны держать банки. Тут либо банки потеряют избыточные резервы,понизив свою способность создавать деньги путем кредитования, либо они сочтут своирезервы недостаточными, и будут вынуждены уменьшить свои чековые счета и темсамым денежное предложение. Сильное повышение резервной нормы может свести на нетспособность банковской системы к созданию кредитов.
Уменьшение резервной нормыдействует на денежное предложение обратным образом. Оно переводит часть обязательныхрезервов в избыточные и, тем самым, увеличивает способность банков создаватьденьги путем кредитования.
В механизме расчета ставок, а такжев критериях, по которым они дифференцируются, в разных странах наблюдаются существенныеразличия.
Резервные обязательстваориентируются, как правило, по состоянию или росту определенной частиобязательств кредитных институтов. Резервы, учитываемые на активной стороне банковскогобаланса, величина которых должна согласовываться с величиной выданных кредитов(при соблюдении коэффициента ликвидности), составляют исключение. Основной статьейпри расчете минимальных резервов служит величина вкладов небанковских учрежденийпо пассивной стороне баланса. В некоторых случаях учету при определениивеличины минимальных резервов подлежат и межбанковские обязательства.
Эффективность инструмента обязательныхрезервов зависит от широты охвата ими различных категорий обязательств. Увеличиваяспектр таких обязательств, центральный банк уменьшает возможность обхода своихтребований со стороны кредитных институтов. Например, в обязательства,облагаемые минимальными резервами в Германии, включаются вклады довостребования, срочные и сберегательные вклады сроком до четырех лет, а такжепривлеченные средства на межбанковском денежном рынке и долговые обязательства — именные и на предъявителя — сроком до двух лет.
Размеры ставок по минимальным резервамсущественно колеблются по странам. Наивысшие ставки установлены в Италии и Испании.На противоположном полюсе находится Япония, где ставка по минимальным резервамобычно не превышает 2,5%. Банк Англии, который практически не используетминимальные резервы как инструмент денежной политики, требует от кредитныхинститутов лишь 0,45% обязательств, подлежащих учету в минимальных резервах. Такуюсущественную разницу между ставками по минимальным резервам можно объяснить тем,что в странах, где установлена высокая резервная ставка, обязательства по минимальнымрезервам обычно не являются беспроцентными.
Во многих странах минимальныерезервы практически уже не используются как инструмент «жесткого» регулирования,так как центральные банки предпочитают им более гибкую политику открытого рынка.В большинстве развитых стран в последние годы активность использования политикиминимальных резервов в качестве инструмента регулирования банковскойликвидности и для контроля рентабельности банковских операций снизилась. В СШАФРС уже давно отказалась от механизма изменения ставок минимальных резервов.
Несколько слов об операциях наоткрытом рынке. В 2006 году Банк России продолжал рассматривать операции наоткрытом рынке в качестве важного инструмента денежно кредитной политики. Учитываянакопленный в предкризисный период положительный опыт применения данногоинструмента, предполагалось использовать для таких операций какправительственные ценные бумаги, так и облигации Банка России. Полномасштабномуиспользованию операций с ценными бумагами в 2005 году препятствовали следующиефакторы.
Во-первых, была продлена до IIквартала 2005 года процедура новации по государственным ценным бумагам, чтосоздавало неопределенность у участников рынка.
Во-вторых, сложившийся уровеньдоходности после новации не соответствовал в полной мере ожиданиям участниковрынка, в результате чего объемы операций сохранялись на невысоком уровне.
В 2005 году Банк России активнопроводил операции по покупке и продаже иностранной валюты на открытом рынке дляпредотвращения резких колебаний курса национальной валюты, противодействияспекулятивным настроениям участников рынка. Поскольку, как уже было отмечено,валютный курс является основным инфляционнообразующим фактором, поддержкастабильности на валютном рынке оказывает положительное влияние на достижениецелей по инфляции.
/>2.3 Рефинансированиебанков
Ставка рефинансирования — оченьмощный инструмент воздействия на нижний уровень банковской системы. Именнопоэтому она относительно редко изменяется, а ее изменения влекут за собойзначительные последствия для банковской системы в целом. Государство не должнодопускать резких изменений ставки рефинансирования.
Колебания учетной ставки (ставкирефинансирования) на графике отражают нестабильность российской экономики.
Как известно, повышение учетнойставки влечет за собой «удорожание» кредитов и, следовательно,снижение инвестиций. Этот инструмент денежно-кредитной политики не всегдаиспользовался грамотно и часто вступал в противоречия с другими составляющимигосударственной политики.
В настоящее времярефинансирование осуществляется путем предоставления внутридневных кредитов,кредитов «овернайт» и ломбардных кредитов.
Одним из инструментовпредоставления дополнительной ликвидности банковской системе являетсярефинансирование Банком России банков, осуществляемое на рыночных условиях. РефинансированиеБанком России банков в настоящее время осуществляется путем предоставлениявнутридневных кредитов, кредитов “овернайт ”, а также ломбардных кредитов всоответствии с положениями Банка России от 13.03.05 №36 “О порядкепредоставления Банком России ломбардного кредита банкам ” (с учетом изменений идополнений) и от 6.03.05 №19 П “О порядке предоставления Банком России кредитовбанкам, обеспеченных залогом государственных ценных бумаг ” (с учетом измененийи дополнений).
В целях совершенствованиядействующего порядка предоставления Банком России обеспеченных кредитов банкамв первом полугодии 2006 года в ломбардный список Банка России были включеныгосударственные ценные бумаги, полученные в ходе новации, а также былиустановлены новые поправочные коэффициенты по государственным ценным бумагам,входящим в Ломбардный список Банка России. За январь сентябрь 2005 годавнутридневные кредиты были предоставлены 24 банкам на сумму 21,7 млрд. рублей,кредиты “овернайт ” 25 банкам на сумму 1,5 млрд. рублей. Все выданные кредиты погашены.
В целях недопущения задержек врасчетах 20 банков постоянно держат в залоге у Центрального банка РоссийскойФедерации ценные бумаги на сумму около 4 млрд. рублей.
Процентная политика по операциямБанка России Важным инструментом денежно кредитной политики являются процентныеставки по операциям Банка России. В 2005 году действовали установленные в 2005году ставки рефинансирования 60% годовых и по кредитам “овернайт ” 55%. В июне 2005года по решению Совета директоров Банка России ставка рефинансирования быласнижена на 5 процентных пунктов (с 60 до 55%). В это же время Комитет БанкаРоссии по денежно кредитной политике принял решение о снижении ставки покредитам “овернайт ” с 55 до 50%. Депозиты привлекались по ставкам в размерах,устанавливаемых Банком России[7].
Уровень процентных ставок вянваре сентябре 2005 года колебался от 0,6 до 28% годовых в зависимости отсостояния межбанковского рынка и виде депозитных операций. Средневзвешеннаяпроцентная ставка по депозитам Банка России, привлеченным с 1 января 2005 годапо 30 сентября 2005 года, составила 18,02% годовых. Минимальная суммапривлекаемого депозита составляла 20 млн. рублей.
/>2.4 Валютныеинтервенции
В результате анализа, о которомговорилось ранее, были получены следующие данные (Таблица 1).
По результатам анализа можносделать несколько выводов. До валютного кризиса августа 1998 года Центральныйбанк РФ был наиболее успешен в сглаживании колебаний валютного курса (в 78%случаев) и менее успешен в поддержании тенденций на рынке (47% случаев).
После кризиса и введенияплавающего курса общая эффективность валютных интервенций Банка Россииснизилась. По значениям третьего критерия можно сделать вывод, что в России немогут «перебороть» рынок и осуществить разворот тренда. С такойнизкой эффективностью в периоды финансовых потрясений ЦБР не сможетисключительно силами одних интервенций противостоять валютному кризису.
Таблица 1.
Валютные интервенции за период с1997г. по март 2006г. Критерий успеха Направление Сглаживание Разворот Период до валютного кризиса, январь 1997г. — август 1998г. Успешные интервенции 9 14 Провальные интервенции 10 4 18 Всего 19 18 18 Доля успешных интервенций 47,40% 77,80% 0,00% Период после валютного кризиса, сентябрь 1998г. — март 2006г. Успешные интервенции 9 15 1 Провальные интервенции 14 8 22 Всего 23 23 23 Доля успешных интервенций 39,10% 65, 20% 4,30% Весь период Успешные интервенции 17 28 1 Провальные интервенции 25 13 40 Всего 42 41 41 Доля успешных интервенций 40,50% 68,30% 2,40%
Но эти выводы отнюдь несвидетельствуют о низком профессионализме Центрального банка. Международныеисследования обнаружили, что эффективностью обладают лишь интервенциицентральных банков США, Японии и Германии. Большинство же центральных банков вэтом преуспело мало.
Например, слабое влияниевалютных интервенций на курс национальной денежной единицы отмечено в такихразвитых странах, как Швеция и Канада.
Также проиллюстрироватьрезультаты анализа можно, рассмотрев динамику курса доллара США к российскомурублю, которая подтверждает успешные действия ЦБР по сглаживанию колебанийкурса и слабое влияние валютных интервенций на замедление или прекращениепадения курса рубля.
/>3. Перспективы развитияденежно-кредитной политики в России 3.1 Кредитно-денежная политика на 2006 г.
Банк России представлял триварианта денежно-кредитной политики на 2006 год. Как сообщали «Ведомости»,об этом говорилось в основных направлениях денежно-кредитной политики на 2006год, представленных Центробанком в Правительство РФ.
В соответствии с первымсценарием, предполагается уменьшение доходов экспортеров. Темпы приростаинвестиций в основной капитал будут ниже, чем в 2005 году, и составят 5,7%. Реальнорасполагаемые денежные доходы населения могут возрасти на 7,3%. В условияхменее благоприятной, чем годом ранее, внешней экономической конъюнктуры темпыэкономического роста замедлятся до 4%.
В рамках второго вариантаактивное сальдо баланса торговли товарами и услугами снизится относительно 2005года меньше, чем в первом варианте. Положительное сальдо счета текущих операцийснизится более чем на четверть. Чистый отток капитала из частного сектора можетсохраниться на уровне предыдущего года. Реально располагаемые денежные доходынаселения возрастут на 8,9%. Темпы прироста инвестиций в основной капитал могутсоставить 11,1%, а увеличение ВВП — 5,8%.
Согласно третьему сценарию,объем инвестиций в основной капитал может возрасти на 11,5%, реальнорасполагаемые доходы населения — на 9,1%. В этом случае темпы прироста ВВПмогут составить 6,2%.
Первый и второй вариантырассчитаны, исходя из цены на российскую нефть в $28 и $40 за баррель, третий — $50 за баррель нефти.
В целом, Центробанк прогнозируетинфляцию по итогам 2005 года на уровне 10-11% при ориентире 7,5-8,5%. Какотмечается в материалах, сложившийся уровень базовой инфляции за прошедшийпериод 2005 года позволяет предположить, что ее значение за год будет вышеожидавшегося ранее уровня в 7-8%. В июне 2005 года по сравнению с декабрем 2004года базовая инфляция составила 4,4% против 4,3% за соответствующий период 2004года.
Негативное влияние на базовуюинфляцию в текущем году оказывает ускорение по сравнению с 2004 годом роста ценна продовольственные товары без плодоовощной продукции. Темп прироста цен на этугруппу товаров в июне 2005 года по сравнению с декабрем составил 5,5% против5,2% за аналогичный период 2004 года. Позитивный вклад в динамику базовойинфляции внесло замедление темпов роста цен на непродовольственные товары. За первые6 месяцев 2005 года они возросли на 2,4% против 3,3% в соответствующий период2004 года.
Как отмечается в материалахБанка России, в текущем году динамика инфляции на потребительском рынкескладывается во многом под влиянием факторов, не связанных в краткосрочномаспекте с денежно-кредитной политикой. К ним относится высокий рост цен на платныеуслуги населению, а также дальнейшее повышение мировых цен на энергоносители[8].
В июне 2005 года по сравнению с декабрем2004 года цены и тарифы на платные услуги населению возросли на 15,4% (в июне2004 года — на 11%), в том числе тарифы, регулируемые на федеральном и региональномуровнях, за первые 6 месяцев 2005 года возросли, по оценке, на 19,2% по сравнениюс 13,3% за январь-июнь 2004 года. Вклад прироста регулируемых цен в инфляциюсоставил 2,9-процентного пункта против 1,9-процентного пункта за аналогичныйпериод 2004 года.
Вместе с тем, как говорится в материалах,«ожидаемое по итогам 2005 года превышение целевого ориентира по инфляцииобусловлено в основном краткосрочными и локальными факторами, что не являетсяпрепятствием для последующего замедления темпов роста потребительских цен в соответствиис ориентирами среднесрочной программы социально-экономического развития».
 3.2 Основные направления совершенствованияденежно-кредитной политики в Российской Федерации
В 2006 году усилия Банка Россиибудут направлены на формирование более гибкой системы используемых инструментовденежно кредитной политики, адекватной изменениям макроэкономической среды,структуры финансового рынка, банковской, платежной и расчетной систем. При этомполучат дальнейшее развитие как постоянно действующие инструменты денежнокредитного регулирования, так и инструменты, базирующиеся на проведениирыночных операций.
Вместе с тем Банк России намеренсовместно с Правительством Российской Федерации активно воздействовать наулучшение экономических условий, в которых осуществляется денежно кредитнаяполитика. В первую очередь это касается создания благоприятных предпосылок дляактивного функционирования рынка межбанковских кредитов, восстановления доверияк государственным ценным бумагам со стороны российских, иностранных инвесторови укрепления на этой основе такого важного сегмента финансового рынка, какрынок государственных долговых обязательств[9].
Обязательные резервы БанкРоссии в 2006 году продолжит работу по совершенствованию действующего механизмаобязательного резервирования и его нормативной базы. В настоящее времяпроведена работа по подготовке новой редакции положений Банка России “Обобязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном банкеРоссийской Федерации ” “Об обязательных резервах Сберегательного банкаРоссийской Федерации, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации ”,куда, в частности, внесены следующие изменения.
Для всех кредитных организацийунифицированы сроки представления расчета регулирования обязательных резервов исроки проведения перерасчетов по обязательным резервам; уточнен порядокпроведения регулирования размера обязательных резервов по тем кредитныморганизациям, которым подлежат возврату излишне перечисленные в обязательныерезервы средства.
В будущем году Банк Россиипредполагает расширить спектр применяемых операций на открытом рынке иувеличить их объем. Этому должно способствовать как восстановление объема операцийна всех секторах финансового рынка, так и появление на рынке новых ликвидныхинструментов, в том числе ценных бумаг Банка России и долговых обязательствМинистерства финансов Российской Федерации.
В настоящее время проведенаработа по подготовке новой редакции положений Банка России “Об обязательныхрезервах". В отношении купли продажи иностранной валюты на открытом рынкеБанк России будет впредь проводить взвешенную политику, направленную напредотвращение резких колебаний курса национальной валюты, наращивание золотовалютных резервов, предотвращение чрезмерного и необоснованного увеличенияденежной массы, формирование рациональных ожиданий.
Рефинансирование банков БанкомРоссии будет осуществляться работа по совершенствованию механизмов и нормативнойбазы рефинансирования банков, а также по распространению процедурыпредоставления обеспеченных кредитов Банка России (внутридневных кредитов икредитов “овернайт ”) на банки иных регионов (кроме Московского региона г. СанктПетербурга) по мере технической готовности соответствующих региональныхподразделений Банка России.
По мере развития единойтелекоммуникационной системы и системы расчетов Банка России планируетсясовершенствование процедуры предоставления банкам кредитов путем постепеннойавтоматизации этого процесса через создание программных комплексов по кредитнымоперациям перехода на электронный документооборот между всеми участникамипроцесса кредитования. Это позволит банкам повысить оперативность иэффективность управления своей ликвидностью, снизить системные и внесистемныериски, а для банковской системы будет способствовать обеспечению бесперебойногофункционирования системы безналичных расчетов и в значительной степени решениюпроблемы неплатежей[10].
Банк России предполагаетрасширить перечень активов, принимаемых в залог при предоставлении кредитовБанка России, за счет включения в него векселей финансово устойчивыхплатежеспособных предприятий, закладных, прав требований по кредитнымдоговорам, а также разработать новые схемы рефинансирования банков. Банк Россиипримет участие в разработке программы ипотечного кредитования совместно сорганами исполнительной власти и банками, активно работающими с населением. ОсуществлениеБанком России рефинансирования банков под залог векселей, прав требований покредитным договорам закладных будет способствовать привлекательностикредитования банками реального сектора экономики.
Процентная политика. Приосуществлении процентной политики Банк России будет исходить из того, что онможет оказывать только опосредованное влияние на процентные ставки, формируемыево взаимоотношениях российских банков со своими клиентами, с помощьюрегулирования процентных ставок по своим операциям динамики денежногопредложения. Банк России, воздействуя на уровень процентных ставок денежногорынка через свои операции, будет стремиться к поддержанию реальных процентныхставок на низком положительном уровне, стимулирующем спрос на заемные средствасо стороны реального сектора и соответственно экономический рост. Банк Россиисчитает, что в связи с важностью активизации потребительского спроса большоевнимание в 2007 году должно быть уделено развитию потребительского и ипотечногокредитования.
Однако развитие этих видовкредитов в настоящее время затруднено ввиду связанных с ними высоких процентныхрисков. Как уже отмечалось, решение этой проблемы возможно путем внедренияиндексируемых инструментов. В условиях незавершенности процесса восстановленияфинансовых рынков ориентир по уровню реальной процентной ставки может бытьзадан Банком России на основе введения индексируемых инструментов в практикусреднесрочного рефинансирования банков. В этом случае реальная процентнаяставка по такому виду инструмента может выступать в качестве базовой длярасчета ставок по потребительским ипотечным кредитам.
 3.3 Предварительные итоги и прогноз на будущее
Конечной целью денежно кредитнойполитики в 2006 году является снижение инфляции при сохранении и возможномускорении темпов роста ВВП. При этом создаются условия для снижения безработицыи роста реальных доходов населения. Количественные параметры экономическогороста и снижения темпов прироста потребительских цен зависят от характерапроводимой макроэкономической политики.
Предусмотренная на 2006 годбюджетная политика формирует в целом благоприятные условия для проведенияденежно кредитной политики. Доходы федерального бюджета будут превышать расходы(без учета расходов по обслуживанию государственного долга), и первичныйпрофицит составит 3,18% ВВП. С учетом расходов на обслуживание государственногодолга планируется, что общий объем дефицита федерального бюджета будетминимальным с начала периода проведения экономических реформ составит 1,08%ВВП,или 57,8 млрд. рублей.
Это означает существенноесокращение спроса государственного сектора на заемные ресурсы и расширениевозможностей кредитования частного сектора экономики. При проведении денежнокредитной политики в 2000 году в условиях плавающего валютного курса рубляконтроль за денежным предложением остается важнейшим механизмом обеспечениявнесвое значение с точки зрения процесса постановки целей денежно кредитнойполитики. По оценкам Банка России, в 2006 году продолжится развитие некоторыхтенденций изменения структуры денежной массы, сформировавшихся в течение 2005года.
Так, несмотря на планируемуюиндексацию заработной платы и пенсий, предполагается дальнейшее среднесрочноесокращение удельного веса наличных денег в структуре денежной массы. Болееширокое внедрение зарплатных пластиковых карт с принятием закона огарантировании вкладов частных лиц в коммерческих банках также будетспособствовать сокращению удельного веса наличных денег.
Однако возможно развитие и новыхтенденций, связанных с изменениями в структуре ресурсов коммерческих банков. Еслив 2005 году прирост ресурсов коммерческих банков происходил в основном за счетувеличения средств на счетах предприятий, то в 2006 году можно ожидать некоторогоуменьшения влияния этого фактора в процессе формирования спроса на деньги, чтосвязано с возможным замедлением прироста цен на нефть.
В 2006 году процентные ставкисохранят свою роль индикатора денежно кредитной политики. По мере завершенияпроцесса восстановления финансовых рынков роль этого индикатора будетвозрастать. Снижение реальных процентных ставок является адекватным процессустабилизации национальной валюты.
/>/>/>Заключение
В заключение хотелось быотметить, что перед Центральным банком России стоит грандиозная задачавосстановления и оптимизации банковской системы, проведение денежно-кредитнойполитики, исключительная важность которой в настоящее время обусловленаинфляционными проблемами.
Но не стоит забывать, чтоденежно-кредитная политика эффективна лишь в сочетании с другими составляющимиединой финансовой политики государства и не способна обеспечить долгосрочныйэффект экономического роста.
Долгосрочного эффекта можнодостичь лишь с помощью эффективной инвестиционной политики, для которойтребуется создание комплекса благоприятных условий в краткосрочный период. Этои должны обеспечить денежно-кредитная и фискальная политика государства.
В данной курсовой работе проведенапопытка последовательного анализа деятельности ЦБ России в направлении осуществленияденежно-кредитного регулирования начиная. Не претендуя на полноту (учитываяобширность вопроса), приведенного анализа по традиционным методам осуществленияденежно-кредитного регулировании, и как следствие — изменений в экономикестраны в общем, вышеизложенный материал позволяет выделить основные,характерные моменты текущего периода в рамках рассматриваемого вопроса:
высокая степень взаимосвязи динамикипо механизмам осуществления денежно-кредитного регулирования и динамики процессовв экономике РФ позволяет говорить об увеличивающейся действенностью мер принимаемыхЦБ в данной области;
следует отметить болеерешительный переход в политике Банка России от административно-командных крыночным методам регулирования;
сочетание мер принимаемые ЦБ вобласти валютной политики и в области дисконтной политики по национальнойвалюте позволили добиться определенных успехов в процессе обеспечения устойчивостирубля, повышения размеров золотовалютных резервов;
сложившаяся динамикамакроэкономических показателей свидетельствует об адекватности денежно-кредитнойполитики, способствующей достижению запланированного уровня инфляции принаиболее полной реализации потенциала экономического роста.
Однако, следует отметить, что нафоне неопределенности ситуации на внешнем рынке с ценами на нефть и среструктуризацией внешнего долга России дальнейшая динамика событий в этих областях,судя по всему, будет в будущем, определять действия Банка России в области денежно-кредитногорегулирования, и накладывать определенные ограничения в выборе им тех или иныхмеханизмов действия.
В рамках поставленной цели былипоставлены и решены следующие задачи:
1. рассмотрены общие концепцииденежно-кредитной политики в России, в частности основная роль ЦентральногоБанка Российской Федерации;
2. проанализировано текущеесостояние денежно-кредитного регулирования в России;
3. изучены перспективы развитияденежно-кредитной политики в России.
/>Список литературы
1. Гражданский кодекс РоссийскойФедерации частьвторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ (с изменениями от03.06.2006г)
2. Налоговый Кодекс РоссийскойФедерации (Собрание законодательства РФ с изменениями от 26.10.2005г)
3. Федеральный закон «Оцентральном банке Российской Федерации (Банке России)» в ред. Федеральныхзаконов от 26.04.2005 N 65-ФЗ,.
4. Денежно-кредитная политика — 2006// Деньги и кредит. №12, 2005 г.
5. Банковское дело. Под ред.В.И. Колесникова,Л.П. Кроливецкой. М., «Финансы и статистика», 2005 г. — 265с.
6. Большой экономический словарь /под ред. Азрилияна А.Н. — 3-е изд. Стереотип. — М.: Институт новой экономики,2001-864с.
7. Бочаров В.В. Финансовый анализ: Учебноепособие. — СПб: Питер, 2002. — 240с.
8. Долан Э. Дж., Д.Е. Линдсей. Макроэкономика.С-Пб, «Литера плюс», 2006г. — 457с.
9. Ковалева А.М. Финансы и кредит: Учебноепособие. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 512с.
10. Материалы X съезда АРБ // Деньгии кредит. №6, 2004 г.
11. Моисеев С.Р. Анализэффективности валютных интервенций Банка России // Банковское дело. №11, 2005 г.
12. Пономарев Ю.В. Российские банкив международном сообществе // Деньги и кредит. №8, 2005г.
13. Рушайло П. Плати туда, не знаюткуда // Коммерсант +деньги. №46 (299) от 22 ноября 2004 г.
14. Саркисянц А.Г. О состояниибанковской системы и возможных направлениях ее реформирования // Банковскоедело. №9, 2005 г.
15. Тенденции экономического развитияРоссии в первом полугодии 2006 года // Деньги и кредит. №7, 2006 г.
16. Турбанов А.В. Реструктуризациябанковской системы: цели, инструменты, результаты // Банковское дело. №8, 2004г.
17. Финансы. Денежное обращение. Кредит.Под ред. Дробозиной. М., «Финансы», издательское объединение «Юнити»,2003 г. — 452с.
18. Френкель А.А. Прогнозсоциально-экономического развития России на 2006 год // Банковское дело. №3,2006 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.