Реферат по предмету "Государство и право"


Юридические права, свободы и обязанности

Казанский юридический институтМВД РФ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
ТЕМА 20«юридические права, свободы и обязанности»
Выполнил студент 1-ого курса:
Тимофеев Сергей Александрович
Группа № 154
Преподаватель: Косыгина А. А.
Казань 2006

ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ. 3
1.  Юридическиесвободы, субъективное право и юридические обязанности как содержание правовыхотношений. 5
2.  Механизмзащиты прав, свобод и законных интересов личности по международному праву ироссийскому законодательству. 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 42
Списокиспользованной литературы. 44
ВВЕДЕНИЕ
«Человек, его права и свободы являются высшейценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства»
Совсем недавно, Конституции нашей страны гласили: «использованиегражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества игосударства…»[1].То есть, фактически, права рассматривались через призму интересов государства,а конституции носили зачастую формальный (декларативный характер).
Как известно, Конституция (например, Основной закон СССР 1936 года) можетбыть «самой демократической конституцией в мире», но насколько ее положениябыли реализованы в политической практике — другой вопрос.
Гарантируются ли в современном Российском государстве юридические права исвободы? Что следует понимать под гарантией юридических прав и свобод человекаи гражданина? Как они соотносятся с обязанностями? Эти и другие вопросы требуютобстоятельных ответов.
Актуальность данного исследования подтверждается нижеследующимиобстоятельствами.
Во-первых, права и свободы человека и гражданина, как юридические, так иконституционные – наивысшая ценность, как в государстве, так и во всем мире, апотому исследование их основ приобретает особую важность.
Во-вторых, права и свободы человека — развивающееся явление. Генезисразвития права и свобод, определение тенденций такого развития позволятопределить базис современного правового общества и законотворческого процесса.
В-третьих, представляет интерес выявление и анализ проблематикизаконодательного регулирования, создания механизмов и реализации, юридическихправ и свобод человека и гражданина.
В-четвертых, современная ситуация с соблюдением прав человека в странесвидетельствует о наличии серьезного разрыва между провозглашаемымиКонституцией РФ правами и свободами и их реальным воплощением в жизньбольшинства граждан. Трудное претворение идеи прав человека в государствевытекает из множества экономических, социальных и политических причин, которыетребуют тщательного изучения.
Задачи, которые ставил перед собой автор:
·    раскрыть иохарактеризовать такие понятия, как юридическая свобода, субъективное право июридическая обязанность;
·    и изучениемеханизм защиты прав, свобод и интересов человека и гражданина.
При написании данной работы мы использовали работы таких авторов, какГуслянников, профессоров Игнатенко и Тиунов, Лукашевой, Утяшева, Фаткуллина иЧерданцева. Понятия юридическая свобода, обязанность и субъективное правонаиболее полно раскрыты в учебнике Фаткуллина. Помимо его собственногоопределения понятия юридической свободы, обязанности и субъективного права, онтакже характеризует определения других авторов и сравнивает их. Гуслянников всвоей работе написал о том, что практика обращения в Европейский Суд российскихграждан пока находится на стадии формирования. Лукашова же считает что проблемареализации защиты прав и свобод человека упирается в государство, которое несоблюдает различные решения и замечания, принимаемых как органами ООН, так иконвенционными органами. Профессоры Игнатенко и Тиунов рассматривали механизмзащиты прав, свобод и интересов гражданина на основе действующего российскогозаконодательства. Утяшев и Утяшева в своем учебнике утверждают, что индивиддолжен сам отстаивать свои права и интересы, однако как это может бытьреализовано они не написали.
1. Юридические свободы,субъективное право и юридические обязанности как содержание правовых отношений.
Юридические свободы, субъективное право и юридическиеобязанности— всёэто — составляющиеюридический пласт диспозиционного(регулятивного, правоустановительного) правоотношения[2].
Субъективное правоозначаетопределенные юридическиевозможности, которыми обладает лично тот или иной участник правоотношения. Влитературе существуют разные его понимания. Нередко трактуют субъективное правокак определенную возможность или меру такой возможности.
Субъективное право— «это вид и мера возможного поведенияучастников правового отношения, определенные и гарантированные юридически»[3].Интерпретации субъективного права лишь как меры возможного поведения иливозможность установленным образом действовать, как разрешение на совершение техили иных действий, как притязание и т.д. недостаточно корректны.
В действительности субъективным правом обозначаются не только мера(объем, предел) дозволенного в данном жизненном отношении поведения, но иконкретный его вид. Например, продавец, передавший свой товар покупателю,вправе получить от него деньги в размере, указанном в договоре. Вид и меравозможного поведения еще отчетливее различаются в таких субъективных правах,как право собственности, право хозяйственного ведения, право трастовогоуправления, право на ведение дела в суде и т.п.
В правоотношении субъективное право бывает конкретным илиобщерегулятивным, простым или сложным, разового или многократногоиспользования.[4]
Конкретное субъективное право являет собой строго индивидуализированныевид и меру возможного поведения управомоченного в том или ином конкретномправоотношении. Оно может быть односторонним, относительным (т.е.соотнесенным с юридической обязанностью другого лица) или абсолютным,индивидуализирующим возможности управомоченного по поводу данного объектакасательно всех остальных лиц, как это бывает в праве собственности, гдесобственнику противостоит обязанность всех и каждого воздержаться отвоздействия на его имущество.
Общерегулятивное субъективное право означает вид и меру юридически возможногоповедения, определенные одинаково для всех возможных участниковобщерегулятивного правоотношения. Оно в одних случаях может полностьюреализоваться без конкретизации, в других — в ходе реализации официальноконкретизируется уполномоченными на то органами или должностными лицами, еслиданное общественное отношение нуждается в индивидуальной регламентации.
В простом субъективном праве воплощаемые в нем вид и меравозможного поведения не делятся на относительно обособленные части, в товремя как в сложном — они складываются из дробных частей, каждаяиз которых может реализоваться более или менее самостоятельно. Примеромпростого субъективного права служит возможность бронирования жилого помещения,сложного — право собственности, включающее владение, пользование и распоряжениесоответствующими ценностями. Дробные части сложного субъективного праваименуются правомочиями.
Субъективное праворазового пользования исчерпывается однимправомерным волеизъявлением управомоченного (например, истребование имуществасобственником из чужого незаконного владения). Субъективное правомногократного пользования допускает неопределенное число дозволяемыхдействий (скажем, проезд по месячному проездному билету в транспорте).
В гражданском праве важное значение имеет деление субъективных прав на вещныеи обязательственные. Первые из них олицетворяют вид и меру возможногоповедения относительно наличного имущества (вещи), вторые — вид и меруповедения касательно других материальных благ.
Содержание субъективного права многогранно и у разных авторов выражаетсяпо разному. Например, у Фаткуллина Ф. Ф. оно выражается в:
·         юридическиопределенных и гарантированных возможностях управомоченного предприниматьактивные положительные действия,
·         требовать отдругих не мешать таким действиям или исполнять их прямые обязанности,
·         пользоваться темиили иными социальными благами и предъявлять притязания, т.е. обращаться ккомпетентным органам в целях привести в движение государственные средствапринудительного исполнения обязанности (к примеру, предъявить судебный иск).
У Черданцева А. Ф. содержание субъективного права выражается в трехполномочиях:
·         в возможностиопределенного поведения самого управомоченного. Например, лицо, обладающееправом собственности на вещь, имеет возможность пользоваться ею, продать,подарить и т. п. Или обвиняемый, обладая правом на защиту, имеет возможностьдавать показания, заявлять ходатайства, приводить различные доводы в свроюзащиту и т. д.;
·         в возможностиуправомоченного требовать от обязанного лица определенного поведения, котороевытекает из его обязанности;
·         в возможностиуправомоченного обратиться к государственным органам за защитой своихнарушенных прав (с исковым заявлением в суд, с жалобой в административныеорганы и т. п.).
По своей природе субъективному праву близка юридическая свобода,«посредством которой нередко фиксируется характер поведения участниковобщерегулятивных диспозиционных правоотношений. Она отождествляется ссубъективным правом или, по крайней мере, проводится идея, будто юридическаясвобода гарантируется законом в целях реального осуществления правауправомоченным лицом.»[5]Однако все это не вполне соответствует специфике юридических свобод и, крометого, действующему российскому законодательству. Конституция РФ не толькоразличает права и свободы граждан, но и в ряде случаев ставит их в один ряд,соединяя при помощи союза «и» (статьи 17 — 19, 45, 55, 56). Это обстоятельство,четко фиксируемое при использовании грамматического приема толкования закона,обусловлено объективными факторами, связанными с особенностями регулируемыхправом отношений.
В законе юридическая свобода может выражаться через такие правовыеявления, как «неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защитусвоей чести и доброго имени; … На тайну переписки, телефонных переговоров,почтовых, телеграфных и иных сообщений» (статья 23 Конституции РФ). Уголовныйзакон предусматривает ответственность за посягательство на жизнь, здоровье,свободу и достоинство личности. Это — важные правовые нормы, закрепляющие игарантирующие определенные свободы граждан.
В литературе встречаются разные трактовки июридической обязанности.Более адекватно ее содержание, пожалуй, раскрывается, когда под юридическойобязанностью понимают вид и меру должного поведения участниковобщественного отношения, определенные и гарантированные юридически (нормамиправа). «В одних случаях обязанное лицо должно воздерживаться от совершенияопределенных действий, например не совершать поступков, нарушающих правособственника владеть, пользоваться и распоряжаться объектами собственности(пассивная обязанность); в других случаях, наоборот, совершать определенныеактивные действия в целях удовлетворения интересов управомоченного, напримеруплатить наймодателю обусловленную договором сумму за пользование имуществом(активная обязанность); третьим видом обязанности выступает обязанностьпретерпевания неблагоприятных последствий за совершенное правонарушение»[6].
В юридической обязанности выражаются и вид, и мера поведения. При этом необязательно, чтобы должное поведение предпринималось непременно по требованиюуправомоченного для удовлетворения своих интересов. Многие юридическиеобязанности существуют для удовлетворения интересов третьих лиц или общества вцелом.
В правоотношении юридическая обязанность может быть конкретной (в томчисле относительной) или общерегулятивной, простой или сложной, разового илимногократного исполнения.
Конкретная юридическая обязанность означает строгоиндивидуализированные вид и меру должного поведения в конкретномправоотношении. Обязанность считается относительной, если в рамкахданного правоотношения соотнесена с субъективным правом другого его участника.
Общерегулятивная юридическая обязанность представляет собой вид и мерудолжного поведения, которые законом определены одинаково для всех ее носителей.Такова, например, обязанность воздерживаться от нарушения правовых запретов,лежащая на каждом участнике регулируемых ими жизненных отношений.
Видовые особенности юридических обязанностей — простой илисложной, разового илимногократного исполнения — аналогичныособенностям одноименных субъективных прав с той разницей, что речь идет осоответствующих видах и мерах не возможного, а должного поведения.
Юридическое содержание диспозиционного правоотношения может, наконец,выражаться в форме полномочия, означающего определенные законом вид имеру возможно-должного поведения его субъектов. В юридической литературе оноиногда называется «правообязанностью». Но закон пользуется термином«полномочие», именно при регулировании отношений, в которых то или иноеповедение надо рассматривать одновременно и как право, и как обязанность. Ведь,скажем, взыскать с должника убытки, причиненные им кредитору в результатеневыполнения договорных обязательств, — это и право, и обязанность арбитражногосуда. Как раз при обозначении вида и меры такого рода возможно-должногоповедения официальных органов и лиц используется понятие «полномочие». ВКонституции РФ, например, говорится о полномочиях Президента, ГосударственнойДумы, Правительства, судей, прокуроров (ст. 92, 99, 116, 121, 129 КонституцииРФ).
2. Механизм защиты прав,свобод и законных интересов личности по международному праву и российскомузаконодательству.
Механизмы защиты прав и свобод человека учеными и правозащитникамиопределяются как способы защиты прав и свобод человека, а именно созданныемеждународными и национальными внутригосударственными нормами институты,осуществляющие контроль за соблюдением норм о правах и свободах человека как навнутригосударственном, так и на международном уровне.
Можно выделить целый ряд внутригосударственных механизмов, в задачукоторых входит гарантия соблюдения прав человека, или же они хотя бырасполагают таким потенциалом. В число таких механизмов входят:
1) суды (конституционные, общей юрисдикции, мировые суды);
2) юридические учреждения гражданского общества;
3) механизмы прямой демократии;
4) право подачи петиций;
5) парламентские механизмы;
6) свободные средства массовой информации;
7) уполномоченный по правам человека[7].
Вот как ими представлены данные механизмы:
Суды.
Суды могут эффективно действовать при условии структурной независимостиот других ветвей власти. Правовой статус судьи делает его подлинно независимым.Основное условие независимости судей – должный механизм их подбора. В некоторыхстранах (во Франции, Испании, Италии, а также в Польше) действуют особыесудейские советы, в состав которых входят представители судей, а иногдапарламента и правительства. Снять судью с работы до достижения им пенсионноговозраста можно только решением дисциплинарной судебной коллегии, действующей поособой процедуре. Ни президент, ни парламент не могут лишить судью занимаемойдолжности; этот принцип – основная гарантия независимости судебной системы.
Компетенция судов.
Определение компетентности судов должно базироваться на так называемомправе на судебное разбирательство, а это право предполагает, что окончательныерешения по всем спорным вопросам, касающимся прав (обязанностей) гражданина,принимаются судом.
Правовые учреждения в гражданском обществе.
Особое значение для защиты прав человека имеет наличие в обществе свободыобъединений и права на объединения. Властные структуры не имеют праварегулировать или контролировать цели, ради достижения которых происходитобъединение граждан. Более того, правительства должны проявить добрую волю втом, что касается финансового обеспечения неправительственных организаций(объединений, фондов), а функция неправительственных организаций (НПО) понадзору за органами государственной власти должна иметь правовые гарантии.Органы власти должны принимать во внимание отчеты НПО по соблюдениюмеждународных норм по правам человека. Кроме того, НПО должны иметь возможностьмониторинга законодательного процесса в тех случаях, когда законы имеютотношение к правам человека. Они также должны иметь право осуществлятьмониторинг правоохранительных органов, таких как милиция и тюрьмы. И, наконец,НПО должны иметь не ограниченную законом возможность вести просветительскуюдеятельность в области прав человека.
Механизмы прямой демократии.
Нередко в странах с демократической формой правления создаются оченькрупные партии, а это может привести к так называемой «парламентской диктатуре»со стороны партий, которые по существу формируют правительство. Такое положениеможет отрицательно сказаться на тройственной структуре разделения властей (однии те же люди сначала принимают законы, а затем применяют их). В качествепротивовеса подобному развитию событий необходимо ввести в политические системыгосударств элементы непосредственной демократии. В конституциях многихгосударств предусматривается организация референдума. Результаты референдумачасто имеют обязательный характер. Подобным образом, если определенная группаграждан подпишет требование о рассмотрении парламентом положений проектакакого-либо закона, парламент обязан выполнить это требование.
Право подачи петиций.
Право подачи петиций было включено гражданами США в Билль о правах, втекст первой поправки к Конституции. Американское и западноевропейское право напетицию принципиально отличается от права подачи жалобы в странах «реальногосоциализма». Право подачи петиций предусматривает также возможностьколлективного обращения к властям по определенным вопросам. Санкцией заигнорирование права граждан подавать петиции является провал на выборах. Встранах же «реального социализма» жалоба была легализованной формой доноса (напредприятиях висели печально известные ящики для сбора жалоб).
Парламентские механизмы.
Отдельные граждане и НПО обращаются к депутатам местных органовсамоуправления или национального парламента, а те, в свою очередь, требуют отправительства объяснений по вопросам, затронутыми гражданами. В случаесерьезных нарушений прав человека парламент может назначить следственнуюкомиссию. Комиссия имеет право выслушать показания всех должностных лиц,связанных с данным запросом; разбирательство проводится в соответствии спроцедурой, предусмотренной Уголовным кодексом.
Свободные средства массовой информации.
Свобода печати заключается не только в свободном создании ираспространении прессы, но и в обязательной «прозрачности» властей. Под этимпонимается обязанность должностных лиц отвечать на вопросы журналистов.Существует только одна причина для ограничений – законоположения относительногосударственной тайны и секретности некоторых государственных служб. Этиположения должны быть сформулированы очень точно; в правовом государствежурналист уполномочен обратиться с жалобой в суд, который обязан определить,действительно ли информация, в предоставлении которой журналисту было отказано,является секретной. Правом предусматривается также свобода журналиста проводитьрасследование действий органов государственной власти.
Уполномоченный по правам человека (Омбудсмен).
Институт омбудсмена возник первоначально в Швеции, однако за последниетридцать лет он получил распространение во всем мире. Омбудсмен не выноситсудебных решений (поскольку он лишен права принимать окончательные решения);это самостоятельный государственный орган, связанный с парламентом иназначаемый специально для рассмотрения жалоб граждан по поводу неправильныхили незаконных решений, принятых по их делам государственными органами илисудебными инстанциями. По традиции омбудсмен концентрирует свою деятельность назащите прав человека.
Механизмы в распоряжении граждан.
В любом правовом государстве гражданин располагает несколькими важнымиправовыми механизмами. К ним относятся:
1) прямое действие конституции в области прав и свобод человека:если отсутствует закон, защищающий конституционные права и свободы, суд илигосударственный орган могут принять решение, основанное непосредственно насоответствующей статье конституции. В таком случае жалоба или иск подаютсянепосредственно на основании данного положения конституции. Если постановлениекакого-либо закона признается неконституционным, гражданин имеет действенноеправо требовать защиты непосредственно на основании статьи конституции вплотьдо требования отмены неконституционного положения закона. Он также имеет правотребовать, чтобы суд запретил дальнейшее нарушение данного права или свободы,причем такое требование может быть выполнено еще до вынесения судомокончательного решения по делу. Обнаружив, что имеет место нарушениекакого-либо права или свободы человека, суд дает распоряжение приостановитьдействия администрации или восстановить ранее существовавшее положение вещей;
2) персональная, в том числе финансовая ответственность должностных лицза нарушение конституционных прав и свобод[8].
Действующая Конституция РФ определяет Российскую Федерацию как правовоегосударство (ч. 1 ст. 1). Права и свободы человека и гражданина, их признание,защита и гарантии утверждаются как основной и определяющий критерий правовогохарактера законодательства и практики его применения. Элементами российскогомеханизма защиты прав человека и гражданских свобод являются:
1)     Национальноезаконодательство, а также общепризнанные принципы и нормы международного праваи международные договоры Российской Федерации. (ст. 15 Конституции РФ от12. 12. 1993 года)
2)     Судебные органы:Конституционный Суд; суды общей юрисдикции; арбитражные суды.
3)     Административно-правовыеспособы защиты прав человека органами исполнительной власти.
4)     Уполномоченные поправам человека представительных органов власти.
5)     Комиссии поправам человека при главах исполнительной власти.
6)     Неправительственные(общественные) правозащитные организации (НПО).
Остановимся на некоторых из них.
Национальное законодательство, а также общепризнанныепринципы и нормы международного права и международные договоры РоссийскойФедерации.
Часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации закрепляет следующее:«общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договорыРоссийской Федерации являются составной частью ее правовой системы». В связи сэтим международное право и международные договоры являются основным факторомсовершенствования внутригосударственного законодательства, в том числе в сфереправ человека.
В Российской Федерации законодательную основу соблюдения прав и свободчеловека и гражданина составляют Конституция РФ и конституции или уставысубъектов РФ, федеральные законы, законы субъектов РФ, а также общепризнанныепринципы и нормы международного права и международные договоры РоссийскойФедерации.
В нашем законодательстве содержится немало предписаний, согласно которымтот или иной порядок деятельности определяется, те или иные отношениярегулируются, а компетентные органы руководствуются, с одной стороны,Конституцией, законами, иными актами органов Российской Федерации, а также темизаконами СССР или их отдельными нормами, которые продолжают действовать натерритории Российской Федерации, поскольку они не противоречат российскомузаконодательству, а с другой стороны, международными договорами РоссийскойФедерации и воспринятыми ею в порядке правопреемства международными договорамиСССР.[9]В качестве примера можно назвать Гражданский процессуальный кодекс РоссийскойФедерации, согласно которому порядок отношений органов и должностных лиц,граждан, как процессуальных участников, с соответствующими органами и должностнымилицами иностранных государств определяется законодательством РоссийскойФедерации и ее международными договорами. Согласно Федеральномуконституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в РоссийскойФедерации» от 26 февраля 1997 года, Уполномоченный по правам человека в своейдеятельности руководствуется Конституцией РФ, настоящим законом,законодательством РФ, а также общепризнанными принципами и нормамимеждународного права, международными договорами РФ.
Взаимодействие правовых систем в сфере прав человека проявляется всогласованном регулировании отношений, относящихся к данному предметурегулирования. Для того, чтобы нормы международного права о правах человекаможно было применять в Российской Федерации, они должны тем или иным образомобладать юридической совместимостью, что достигается приведениемвнутригосударственного законодательства в соответствие с между- народнымипринципами и нормами. То есть это происходит при согласовании в процессеразработки, когда внутригосударственные правовые категории, принципы и нормыпринимаются во внимание при подготовке международных договоров, авнутригосударственное законодательство приводится в соответствие со вступившимив силу международными договорами.
Используются следующие формы приведения законодательства в соответствие смеждународными договорами:
1) разработка и принятие принципиально новых законодательных актов, ранеене известных правовой системе государства (Декларация прав и свобод человека игражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года, Федеральныйзакон «О беженцах» от 19 февраля 1993 года в редакции от 28 июня 1997 года ит.д.);
2) принятие законов, заменяющих ранее действовавшие и существенноизменяющих нормативное содержание. В частности, законы Российской Федерации,заменяющие законы СССР;
3) принятие актов, вносящих частичные изменения и дополнения вдействующие законодательные акты. Например, совершенствование норм обусыновлении иностранными гражданами детей, являющихся гражданами РФ. ПоложенияКодекса о браке и семье РСФСР (статьи данного кодекса предписывали в подобныхситуациях руководствоваться внутригосударственным законодательством при условииполучения разрешения) пришли в противоречие с потребностями надлежащей защитыинтересов детей и не отвечали предписаниям вступившей в силу в 1990 годуКонвенции о правах ребенка, согласно которой ребенок может быть передан навоспитание или помещен в семью в другой стране, если обеспечение какого-либоподходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным.Федеральным законом, принятым 10 февраля 1995 года, в соответствующие статьиКодекса о браке и семье были внесены существенные изменения. Последствиемпринятия изменений в кодексе стало следующее: усыновление стало невозможным,если в результате усыновления могут быть нарушены права ребенка, установленныезаконодательством и международными договорами РФ.[10]
Несмотря на то, что в российском законодательстве сохраняютсязначительные пробелы и нормативные решения, которые отличаются от положенийзаключения договоров, подписание в 1996 году Европейской конвенции о защитеправ человека и основных свобод и ряда других международных договоров о правахчеловека позволит продолжить работу по дальнейшей разработке и законодательномузакреплению механизма реализации соответствующих международных норм.
Судебная и внесудебная защита прав человека.
В иерархии судебных органов впервые в истории России ведущее место занялКонституционный Суд. Потребность в создании независимого конституционногоправосудия возникла с крушением изжившей себя политической системы. Особуюзначимость этому институту придавало то, что Конституционный Суд России с самогоначала получил правомочия для рассмотрения индивидуальных заявлений граждан онарушении прав и свобод человека. Важной новацией является возможностьКонституционного Суда осуществлять контроль за деятельностью исполнительнойвласти в обеспечении конституционных прав и гражданских свобод. Правда, этоможет быть расценено как вторжение в область публичной политики, что, впрочем,не противоречит функциональному назначению этого органа. Более того,Конституционный Суд может выполнять стабилизирующую роль, погашаяконфликтогенный характер нарушений прав человека, столь распространенных вреформируемых обществах.[11]
Защита прав и свобод личности посредством уголовного судопроизводства:«Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняютсязаконом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсациюпричиненного ущерба» (статья 52 Конституции РФ).
Провозгласив в Конституции гарантированную государственную защиту прав исвобод человека и гражданина, Российская Федерация приняла на себя обязанностьсилами органов государственной власти защищать эти права и свободы. Этойобязанности соответствует право каждого требовать от органов власти защитысвоих прав и свобод.
В развитие этого Конституционного положения статья 7 Закона «Осудоустройстве РСФСР» определяет право на судебную защиту от неправомерныхдействий органов государственного управления и должностных лиц, а также отлюбых посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободуи имущество, иные права и свободы, предусмотренные Конституцией и другимизаконами.
В защите своих прав в сфере уголовного процесса нуждаются множестволюдей:
1. Лица, прямо или косвенно понесшие ущерб от преступления. Это — потерпевший, гражданский истец, а также их представители и правопреемники.
2. Субъекты права на защиту от обвинения или подозрения: обвиняемый,подозреваемый, а также оказывающий тому или другому юридическую и моральнуюпомощь защитник.
3. Защита прав и свобод может понадобиться и тем, кого не обвиняют, неподозревают, но привлекают к участию в следственных и судебных действиях дляполучения от них или с их участием информации об обстоятельствах дела:свидетели, владельцы обыскиваемых помещений (Общая теория прав человека / Подред. Е.А. Лукашевой, Глава 5).
«Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти,органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лицмогут быть обжалованы в суд» (Статья 46 Конституции РФ). «Защиту нарушенных илиоспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведомственностьюдел, установленной процессуальным законодательством, суд (общий илиарбитражный) либо третейские суды. В случаях, предусмотренных законом,устанавливается защита гражданских прав в административном порядке» (статья 11Гражданского кодекса Российской Федерации).
Важное значение для определения места государственных органов вобеспечении, соблюдении и защиты прав человека имеет Конституция РФ: «Права исвободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применениезаконов, деятельности всех органов государственной власти, местногосамоуправления и обеспечиваются правосудием» (ст. 18 Конституции РФ от12 декабря 1993 года).
Таким образом, важнейшей функцией государственных и судебных органовявляется правозащитная деятельность. Одни из них могут заниматься этим наряду сисполнением иных функций, но есть и специализированные органы, основноеназначение которых — осуществление правосудия и соответственно защита правчеловека и гражданина.
Извечной мечтой гуманистов было введение суда справедливого, скорого,независимого от какого бы то ни было внешнего влияния, беспристрастного,осуществляемого равными в отношении равных же людей.
Международные нормы права современности определили весьма высокиестандарты деятельности национальных судебных органов и систему международныхсудов.
Всеобщая Декларация прав человека регулирует то, что можно назвать правомна правосудие: «Каждый человек имеет право на эффективное восстановление вправах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основныхправ, представленных ему конституцией или законом» (ст. 8 Всеобщей Декларацииправ человека).
Из этого права четко вытекает обязанность государства создать эффективнуюсудебную систему, способную восстановить нарушенное право.
Всеобщая Декларация также определяет общие задачи судебных органов взащите прав человека: «Каждый человек для определения его прав и обязанностей идля установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеетправо, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласнои с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастнымсудом» (статья 11 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В этой формулировке четко выделяется возможность защиты прав как вгражданском судопроизводстве, так и в уголовном судопроизводстве. Требованиясоблюдения равенства сторон, гласности разбирательства, справедливости,независимости от какого бы то ни было вмешательства и давления, относятся кдеятельности всей судебной системы.
В Международном пакте о гражданских и политических правах идеи и принципысправедливого правосудия еще более детализированы, особенно с целью обеспеченияправ граждан в уголовном судопроизводстве. Статья 14 подробно регламентируетправа обвиняемого и осужденного за уголовные деяния.
Статья 16 закрепляет право каждого человека на признание егоправосубъектности. Это понятие означает, что каждый человек является носителемобъективных прав и юридических обязанностей.
В статье 26 излагается еще один аспект права на судебную защиту – запретна какую бы то ни было дискриминацию, по какому бы то ни было основанию. Онагласит: «Все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации наравную защиту закона. В этом отношении, всякого рода дискриминация должна бытьзапрещена законом и закон должен гарантировать всем лицам равную и эффективнуюзащиту против дискриминации по какому бы то ни было признаку, как-то: расы,цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национальногои социального происхождения, имущественного положения, рождения или иногообстоятельства».
Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод такопределяет задачи судебных органов: «Каждый имеет право при определении егогражданских прав и обязанностей или при рассмотрении любого уголовного обвинения,предъявленного ему, на справедливое публичное разбирательство дела в разумныйсрок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.Судебное решение объявляется публично, однако пресса и публика могут недопускаться на все судебные разбирательства или его часть по соображениямморали, общественного порядка или национальной безопасности в демократическомобществе, а также, если это требуется в интересах несовершеннолетних, или длязащиты частной жизни сторон, или в той мере, в какой это, по мнению суда,совершенно необходимо – при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала быинтересы правосудия».
Положительным примером, которому должны следовать и национальные суды,является деятельность Европейского Суда. В толковании Конвенции и выносимыхрешениях, Суд постоянно и последовательно отстаивает гуманистические принципысудебной деятельности, проявляя справедливость и приверженность принципуверховенства права.
Так одним из принципов Суд сформулировал необходимость установления благоприятногобаланса между индивидуальными правами и государственными интересами. Вдоктрине, названной «предельные возможности оценки», Суд отказывается отвозможности быть выше национального суда и стать по отношению к нему некимапелляционным органом. Этим самым за государством сохраняется широкоедискреционное право. В тоже время «это не означает, что осуществляемый Судомнадзор ограничивается удостоверением того, осуществляет ли государство-ответчиксвое дискреционное право разумно, осторожно и добросовестно. Дажедоговаривающееся государство, действующее таким образом, подлежит контролю состороны Суда в том, что касается соответствия его поведения обязательствам,взятым им на себя по Конвенции»[12].
Другими критериями, которыми должны руководствоваться суды в своейдеятельности, можно назвать соблюдение требований и «предусмотренное законом» и«необходимости в демократическом обществе».
В юридических документах часто употребляется понятие «предусмотренозаконом». Эта отсылочная формулировка часто применяется формально и безпроверки. Понятие «необходимое в демократическом обществе» относится кдеятельности государственных органов, которые суд оценивает или как необходимыев условиях демократического общества, или как неправомерные.
Первым, и от того наиболее значимым, путем к правосудию следует признатьего доступность. В наших условиях, обстоятельства, мешающие гражданамобращаться в судебные органы могут быть банальными и примитивными. Судебныеорганы есть не во всех населенных пунктах, а ехать туда, где они есть, особеннобольным, престарелым, да еще по нашему бездорожью не каждому по силам. Судья можетотсутствовать, а здание суда прийти в ветхое и аварийное состояние.
Право на обращение в суд (правосубъектность) есть у всех и каждого, и этоправо относится к числу естественных и неотчуждаемых. Но прибегать к судебнойзащите, к внесудебным способам или вообще смириться с нарушением своих прав ине требовать их восстановления, дело сугубо личное. Таков принципдиспозитивности, который означает возможность лица самостоятельно, пособственному усмотрению располагать своими субъективными правами[13].И вот в этом заключается особенность любых прав, но в особенности правчеловека. Индивид больше кого бы то ни было заинтересован в защите своих прав,чести и достоинства, и он сам, прежде всего, должен отстаивать их нерушимость[14].
Защищать права человека, помимо Конституционного Суда РФ, можно в другихсудебных инстанциях: в Арбитражном суде, в административном судопроизводстве ит.д.
Но наибольший удельный вес восстановления нарушенных прав либоурегулирование конфликтов приходится на гражданское или уголовноесудопроизводство в судах общей юрисдикции и при рассмотрении дел мировымисудьями.
В уголовном судопроизводстве участвуют две главные фигуры — подсудимый и потерпевший. Все судопроизводство, в том числе права всехучастников процесса, регулируются Уголовно-процессуальным кодексом. Заметимсразу, что стереотип мышления рисует нам непривлекательный образ преступника идостойного сожаления потерпевшего. Их цели, интересы, взгляды на происшедшиесобытия совершенно противоположные, и ведут они себя тоже по-разному. Но сточки зрения прав человека это выглядит несколько иначе[15].
Во-первых, справедливость и закон требуют только законного наказаниявиновного, то есть человек может быть наказан только за виновное поведение иобязательно указанное в законе, как преступное. Nullum crimen, nulla pocna sine lege, — как сформулировали этот принципримские юристы, — нет преступления, нет наказания без указания закона.
Во-вторых, наказание должно быть соразмерным тяжести деяния.
В-третьих, наказание не должно сопровождаться действиями, унижающимидостоинство личности или жестокостями. Кара за содеянное никак не должна бытьместью, направленной лишь на удовлетворение потерпевшего. И тем более,наказание не может быть вынесено для острастки, с пресловутой формулировкой«чтобы неповадно было другим», или для нагнетания страха, или с прочими«назидательными» или «воспитательными» целями.
Самое страшное во всех этих проявлениях — это циничная«целесообразность», которая может превратить правосудие в инструмент расправы,подавления прав и свобод, в способ угнетения и подчинения. Тогда правосудиепревращается в свою противоположность – в злоупотребление правом.
Итак, суд стремится к истине и потому должен быть беспристрастен. Тоесть, если с одной стороны есть обвиняемая, то с другой должна быть и защитнаяфункция. И обе они должны быть в равных условиях. Обвиняемому разрешено иметьзащитника с момента предъявления обвинения. Этим же правом пользуется иподозреваемый, если он задержан или арестован.
50 лет тому назад в наших уголовных процессах защитник мог принятьучастие только на стадии судебного разбирательства. Это означало, что на самойранней стадии предварительного следствия когда допускается самое большоеколичество ошибок, а еще хуже злоупотреблений — защитник не участвовал и потомуне мог повлиять на нарушение законности.
Позднее его права расширились, и он знакомился с делом, завершеннымпредварительным следствием. Обвинительный и репрессивный уклон нашегоуголовного судопроизводства долгие годы не позволял свободно знакомитьсяобвиняемому и его защитнику с делом, не разрешал им свидания и разговоры и т.д.
Все это было антигуманно и репрессивно. Мы уже не говорим о состояниинаших СИЗО, о гигиене, о порядках, о медицинском обслуживании в колониях итюрьмах. И уж совсем недавно наша система доросла до того, чтобы признать закаждым обвиняемым общепризнанные принципы и нормы международного права, как то:безотлагательно предстать перед судом, который проверил бы законность арестаили задержания и продления срока содержания под стражей.
Другое важнейшее право обвиняемого — право на рассмотрение дела в судеприсяжных. Особенно это важно по делам, по которым обвиняемому может бытьвынесен самый жестокий приговор.
Презумпция невиновности, провозглашенная Конституцией РоссийскойФедерации, звучит так:
1) «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным покаего виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке иустановлена поступившим в законную силу приговором суда;
2) обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;
3) неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу
обвиняемого» (ст. 49 Конституции РФ от 12 декабря 1993 года).
Огромный пласт вопросов возникает в уголовном судопроизводстве по поводуправ потерпевшего.
Во-первых, надо помнить, что он – активный участник процесса со всемивытекающими отсюда последствиями.
Во-вторых, его права не могут быть менее значимы, чем права обвиняемого,поэтому он дает показания, представляет документы, имеет право на ознакомлениес документами, может заявлять отводы и ходатайства, задавать вопросы экспертами другим участникам процесса.
В-третьих, у него имеются имущественные права, возникающие в связи ссовершенным преступлением. И, наконец, самое главное — имущественный ущерб, немогущий быть восполнен преступником, теперь восполняется государством. Пока обэтом мало кто осведомлен, а суды, стараются не распространяться о правахграждан на компенсацию причиненного ущерба. Между тем, в Конституции записано,что «государство обеспечивает потерпевшим… компенсацию причиненного ущерба» (ст.52 Конституции РФ от 12 декабря 1993 года), не исполняется.
Правосудие в гражданском судопроизводстве является массовым способомобеспечения прав, свобод и законных интересов граждан. Правда, здесь, в отличиеот уголовного судопроизводства, сюжеты зачастую менее драматичны, нарушенияправ менее выпуклы и общественно значимы. Здесь рассматриваются конфликтныеситуации, преимущественно между гражданами, возникающие в сфере производства ипотребления. Если раньше эта сфера была вообще слабо развита, то теперьзначение соблюдения прав человека в гражданском судопроизводстве будетпостоянно возрастать.
В этом процессе главные действующие лица называются «истец» и «ответчик»,и оба они, впрочем, как и остальные участники процесса, имеют свои законныеправа и интересы.
Истец обращается в суд за защитой своих прав, указывает ответчика,отстаивает свои права, но совсем не обязательно, что в заявлении истца всеобосновано, правильно и справедливо. Поэтому и в гражданском судопроизводствесуд обязан искать истину, определить права и обязанности сторон, установитьответчика и степень ответственности его.
Таким образом, суд не связан иском и не выполняет поручение или просьбуистца. В правовом отношении суд беспристрастен, а стороны равны перед судом.
Стороны действуют в рамках Гражданско-процессуального кодекса: они имеютправо знакомиться с материалами дела, делать выписки, снимать копии, заявлятьходатайства и отводы, задавать вопросы другим лицам, свидетелям, экспертам,представлять свои доводы и документы, обжаловать действия и решения суда.

Международная защита прав человека
В 1941 году в результате событий второй мировой войны одержавшими победусоюзническими государствами принята Атлантическая хартия, в которой сформулированынамерения о создании международной организации. Целями организации должно былостать обеспечение мира во всем мире, предотвращение вооруженных конфликтов исоздание соответствующей системы защиты прав человека. В апреле 1945 года научредительской сессии в Сан-Франциско, была создана Организация ОбъединенныхНаций. Цели и принципы Организации Объединенных Наций определяет УставОрганизации Объединенных Наций, вступивший в силу 24 октября 1945 года.
Устав Организации Объединенных Наций определяет шесть главных органовООН:
1. Генеральная Ассамблея – состоит из всех членов ООН. Каждый из членовможет иметь не более пяти представителей. Генеральная Ассамблея, иногданазываемая крупнейшим парламентом мира, собирается на сессии, а в перерывахмежду ними работают постоянные комитеты: семь главных комитетов, комиссии попроцедурам, постоянные комиссии и другие.
2. Совет Безопасности – исполнительный орган. Его состав ограничивается15 членами: 5 постоянных (США, Великобритания, Франция, Китай и Россия) и 10непостоянных, избираемых Генеральной Ассамблеей на два года.
3. Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) – орган, имеющий особыйхарактер в структуре ООН, в частности, в области экономической, социальной,культуры, образования, здравоохранения и прав человека. Совет состоит из 54членов, которые встречаются на двух сессиях в году. Свою деятельностьЭкономический и Социальный Совет осуществляет при помощи многочисленныхкомиссий и комитетов (например, Комиссия по правам человека), а такжеспециализированных организаций ООН (например, Международная организация труда(МОТ)).
4. Совет по опеке был задуман как орган, отвечающий за осуществлениеконтроля за несамостоятельными территориями в рамках «международной системыопеки» (ст. 75 Устава ООН). Вместе с принятием в декабре 1994 года РеспубликиПаляу в ООН в принципе завершился процесс деколонизации. В результатедеятельность Совета по опеке была приостановлена.
5. Международный суд – местопребывание в Гааге – является судебныморганом Организации Объединенных Наций. Его главной задачей является разрешениемеждународных споров, вынесение консультативных заключений по конкретному,заявленному заинтересованными сторонами, спорному вопросу и толкование норммеждународного права. Международный суд не является компетентным органом дляразрешения международных споров политического характера.
6. Секретариат – вспомогательный персонал для выполнения административныхзадач, необходимых в Организации, назначаемый Генеральным секретарем ООН.Генеральный секретарь избирается Генеральной Ассамблеей сроком на 5 лет.
Основные документы, касающиеся прав человека, выработанные в рамках ООН:
1). Всеобщая Декларация прав человека – принята Генеральной АссамблеейООН на сессии в Париже 10 декабря 1948 года. Стандарты прав человека,определенные в Декларации, охватывают всех людей без различия расы, цвета кожи,пола, языка, вероисповедания, взглядов, национальности, социальногопроисхождения, имущества, рождения или каких-либо других различий. ВсеобщаяДекларация прав человека, помимо создания многих детальных документов (в томчисле конвенций, касающихся определенных групп людей или конкретных вопросов),остается одним из важнейших образцов, касающихся международной защиты правчеловека, значительным пунктом отсчета при формировании оценок для проделаннойв этой области работы, а также при выработке новых документов. ЗначениеВсеобщей Декларации прав человека подчеркивает также тот факт, что 10 декабряво всем мире отмечается Международный день прав человека.
2). Международные пакты о правах человека – Генеральная Ассамблея ООН 16декабря 1966 г. приняла:
— Международный пакт о гражданских и политических правах (Политическийпакт);
— Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах(Экономический пакт).
Международные пакты о правах человека имеют характер международныхдоговоров. Решающим аргументом в принятии на базе одной Декларации двухотдельных Пактов было утверждение, что политические права и свободы, а такжесвободы личности должны быть обеспечены немедленно после ратификации, в товремя как экономические, социальные и культурные права могут осуществлятьсятолько прогрессивным способом. Ратификация государством Международного пакта огражданских и политических правах означает, что государство обязывается уважатьзакрепленные права и свободы.
Всеобщая Декларация прав человека и два Пакта вместе с Факультативнымпротоколом образуют Международный Билль по правам человека.
В рамках Организации Объединенных Наций разработаны и приняты следующиемеждународные документы:
— Конвенция 1948 г. о предупреждении преступления геноцида и наказании занего;
— Конвенция 1965 г. о неприменимости срока давности к военнымпреступлениям и преступлениям против человечества,
— Конвенция 1973 г. о пресечении преступления апартеида и наказании занего;
— Конвенция 1984 г. против пыток и других жестоких, бесчеловечных илиунижающих достоинство видов обращения и наказания;
— Конвенция о правах ребенка 1989 г.;
— Конвенция МОТ № 111 о дискриминации в области труда, занятости;
— Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования, идругие.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ОрганизацияОбъединённых Наций и специализированные организации ООН
ОрганизацияОбъединенных Наций Организация Объединенных Наций по вопросам образования,науки и культуры (ЮНЕСКО)
ОрганизацияОбъединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО)
Международноеагентство по атомной энергии (МАГАТЭ)
Международнаяорганизация гражданской авиации (ИКАО)
Международнаяморская организация (ИМО)
Международнаяорганизация труда (МОТ)
Всемирнаяорганизация интеллектуальной собственности (ВОИС)
Международныйтелекоммуникационный союз (ИТУ)
Всемирныйпочтовый союз (ВПС)
Продовольственнаяи сельскохозяйственная организация (ФАО)
Всемирнаяорганизация здравоохранения (ВОЗ)
Всемирнаяметеорологическая организация (ВМО)
Детский фондОрганизации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ)
В настоящее время Российская Федерация является участником двухмеждународных договоров: Международный Пакт о гражданских и политических правахи Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, всоответствии с которыми лица, находящиеся под юрисдикцией РФ, могут обратитьсяв международные органы по правам человека за защитой своих прав.
К указанным международным органам относятся: Комитет по правам человекаООН и Европейский Суд по правам человека.
Международный Пакт о гражданских и политических правах принят ГенеральнойАссамблеей ООН 16 декабря 1966 года и вступил в силу 23 марта 1976 года.Российская Федерация приняла обязательства по Международному Пакту огражданских и политических правах и Факультативному Протоколу к МеждународномуПакту с 1 октября 1991 года. Каждый человек, полагающий, что его гражданские иполитические права были нарушены Российской Федерацией после этой даты, вправеобращаться в Комитет по правам человека ООН.
Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод принята 4ноября 1950 года. Последняя редакция Европейской Конвенции о защите правчеловека и основных свобод действует с 1 ноября 1998 года. Российская Федерацияприняла на себя обязательства по Европейской Конвенции о защите прав человека иосновных свобод с 5 мая 1998 года. Каждый человек, полагающий, что РоссийскаяФедерация нарушила его гражданские и политические права после этой даты, вправеобращаться в Европейский Суд по правам человека.
При обращении в Комитет по правам человека ООН и в Европейский Суд поправам человека необходимо четко представлять, что данными органамирассматриваются нарушения только тех прав, которые предусмотренысоответствующими международными договорами. Кроме того, поступающие заявлениярассматриваются в первую очередь на предмет приемлемости.
Условия приемлемости обращений следующие:
1). Могут быть обжалованы только те нарушения прав человека, которыепроизошли после ратификации соответствующих договоров. В Европейский Суд поправам человека – после 5 мая 1998 года. Обращение должно быть направлено непозднее 6 месяцев с момента а) нарушения права, б) с момента вынесенияпоследнего судебного решения. Пропущенные сроки Европейским Судом невосстанавливаются.
В Комитет по правам человека – после 1 октября 1991 года. Сроки подачижалобы, после указанной даты, не ограничены.
2). Должны быть исчерпаны все средства внутри государственной правовойзащиты – использовать кассационный порядок, надзорный порядок, а такжеобратиться в Конституционный Суд РФ.
Для Европейского Суда надзорный порядок в Российской Федерации являетсянеэффективным, и нет необходимости его исчерпывать. Также необязательноиспользовать механизм Конституционного Суда РФ. Только кассационный порядокотвечает всем необходимым требованиям эффективности средств правовой защиты: а)заявитель по своему волеизъявлению может возбудить этот порядок, б) получитьсудебное решение, которое непосредственно определяет его права и обязанности.
3). Никто не может быть лишен правосубъектности. Обращения могут подаватьи те лица, кто по внутреннему законодательству не имеет возможности защищатьсвои права самостоятельно: душевнобольные, дети, инвалиды и т.д.
4). Другие условия приемлемости: а) жалоба должна подаваться тем лицом,чье право было нарушено; б) жалоба не должна быть анонимной, хотя заявительможет просить Европейский Суд по правам человека не упоминать его имя при
публикации решения и пресс-релизов; в) жалоба должна быть обоснованной,то есть на заявителе лежит бремя доказывания нарушения его права; г) жалоба неможет быть одновременно подана в Европейский Суд по правам человека и в Комитетпо правам человека ООН. Комитет по правам человека ООН и Европейский Суд поправам человека не имеют права отменять внутренние судебные решения иопределять права и обязанности человека в конкретном случае.
Рассмотрение дела в Комитете по правам человека ООН включает две стадии:рассмотрение на предмет приемлемости и рассмотрение по существу. Комитет поправам человека ООН рассматривает дела в течение 5-7 лет. До настоящего времениКомитет по правам человека ООН не рассмотрел ни одного дела против РФ, хотя двадела, которые были подготовлены Центром содействия международной защите были признаныприемлемыми еще в 1998 году.
Решения Комитета по правам человека ООН не являются обязательными, онможет признать, что в отношении заявителя были нарушены права человека ирекомендовать государству восстановить нарушенные права.
 «В основе международных соглашений и конвенций по вопросам, относящимсяк правам человека, находятся такие основополагающие и общепризнанные принципы,как уважение суверенитета государств и недопустимость вмешательства в ихвнутренние дела, самоопределение народов и наций, равноправие всех людей изапрещение дискриминации, равенство прав мужчин и женщин, а также принцип,согласно которому определенные фундаментальные права и свободы должнысоблюдаться в любой ситуации, включая вооруженные конфликты. В ряде конвенцийзакреплен принцип ответственности за преступные нарушения прав человека.Заключая международные соглашения по правам человека, государства добровольноотказываются от части своих суверенных прав в этой сфере и передают ихмеждународным органам, которые наделяются полномочиями «вмешиваться» в ихвнутренние дела»[16].
Первоначально комитетами обсуждались лишь доклады государств- участниковна основе представленной информации. Впоследствии, в связи с тем, что былавыявлена необъективность в описании интересующих фактов, принято решениеиспользовать любую информацию, а не только поступающую от государства.
Согласно имеющимся международным соглашениям, конвенционные органы имеютправо выносить в адрес государств «общие рекомендации», «общие замечания»,замечания «общего порядка». Это одна из причин невысокой эффективности работыконвенционных органов. Другая причина заключается в недостаточных полномочиях.Многие нормы по правам человека сформулированы в общих выражениях и не имеютконкретных правовых границ.
«Государства не представляют свои доклады в срок, не отвечают на запросыо дополнительной информации, искажают статистику. Сотни различных решений,рекомендаций, замечаний, принимаемых как органами ООН, так и конвенционнымиорганами, государствами не выполняются, и контроль за их осуществлением неведется»[17].
Что касается индивидуальных жалоб, по результатам их рассмотренияконтрольные органы, созданные в соответствии с различными Международными соглашениями,высказывают свое мнение относительно соответствия национальных законов июридической практики, действий или бездействия государственных органовсоответствующим международным соглашениям. Рекомендации, вынесенные поиндивидуальным жалобам, распространяются на все аналогичные случаи. Следуярекомендациям, государства корректируют свое законодательство, приводят его всоответствие с международными соглашениями.
Наиболее эффективной, в плане рассмотрения индивидуальных жалоб,считается европейская система защиты прав человека. После ратификацииРоссийской Федерацией Европейской конвенции о защите прав человека и основныхсвобод и Протоколов к ней 5 мая 1998 года они стали частью национальногозаконодательства России. Российские граждане и все лица, находящиеся подюрисдикцией Российской Федерации (Конвенция защищает не только права граждан,но и права иностранцев, а также лиц без гражданства), получили возможностьстроить свою защиту в судах непосредственно на положениях Конвенции иПротоколов, и обращаться с жалобами на решения государственных инстанцийущемляющие их права в Европейский Суд по правам человека.
«Практика обращения в Европейский Суд российских граждан и лиц,находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, пока существует напервоначальной стадии – формирования, несмотря на то, что в органы СоветаЕвропы поступило уже около 3000 таких обращений. К сожалению, значительноеколичество этих просьб, по всей видимости, будет отклонено европейскимиорганами сразу, без рассмотрения жалоб по существу. Дело в том, что приобращении в Европейский Суд необходимо учитывать определившиеся в его практикекритерии рассмотрения жалоб, базирующиеся на соответствующих положенияхКонвенции и Протоколов и на сложившейся прецедентной базе, а такжепридерживаться четко установленных правил оформления и направления этих жалоб»[18]. Европейский Суд поправам человека был создан в соответствии с положениями Статей 19 и 38-56Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Существенныеизменения в статут Суда, превратившие его с 1 января 1999 года в единственный иглавный орган Европейского Совета по защите прав человека и основных свобод,были внесены Протоколом №11 «О реорганизации контрольного механизма, созданногов соответствии с Конвенцией». Согласно этому Протоколу, ликвидируется ранеесозданная на основе Конвенции Европейская Комиссия по правам человека и еефункции передаются постоянному Суду.
Официальными языками Совета Европы признаны английский и французский.Производство в Европейском Суде ведется на одном из них или обоих. ЕвропейскийСуд по правам человека применяет и устное, и письменное судопроизводство.Разбирательство обычно начинается с письменного этапа, в ходе которого должныбыть поданы меморандумы и прочие документы, предварительные возражения вотношении юрисдикции, приемлемости и по другим процедурным и юридическимвопросам.
Устная процедура заключается в слушании, на котором имеют право выступитьзаявитель или государство-участник в межгосударственном деле игосударство-ответчик. Предусматривается также участие в работе Суда третьихсторон.
Дело может быть прекращено при условии достижения дружественногоурегулирования между сторонами на любом этапе разбирательства. Всепостановления являются окончательными и обязательными. За их выполнением следитКомитет министров Совета Европы. Если государство-участник Конвенции несоблюдает свои обязательства, Комитет может принять решение о соответствующихмерах. Статья 8 Устава Совета Европы дает Комитету министров правоприостанавливать членство в Совете Европы или даже исключить из Совета Европыгосударство, виновное в серьезных нарушениях прав человека. На практике этанорма еще ни разу не была применена. В июне и июле 2003 года были принятыпоправки к Регламенту Европейского Суда по правам человека, которые вступили всилу в октябре 2003 года. Новый текст Регламента на английском и французскомязыках есть на сайте Европейского Суда. Как ожидается, Европейский Суд поправам человека после реформы будет рассматривать дела в течение двух лет. Всоответствии с положениями Статьи 34 Конвенции (формулировка Протокола №11)Европейский Суд может получать жалобы от любого физического лица,неправительственной организации или любой группы частных лиц, которыеутверждают, что они являются жертвами нарушения прав одним изгосударств-участников Конвенции. Государства-участники обязуются никоим образомне препятствовать эффективному осуществлению этого права. За регистрацию заявленияне взимается никакой платы и не требуется, чтобы заявитель действовал череззаконного представителя.
Заявление должно содержать следующую информацию:
-   фамилия, возраст,место работы, адрес и подпись заявителя;
-   фамилия, местоработы и адрес его представителя, если таковой имеется;
-   наименованиегосударства, на которое подается жалоба (жалобы против частных лиц инеправительственных организаций не принимаются);
-   изложениепредполагаемых нарушений Конвенции и соответствующих доказательств;
-   цель жалобы иобщее указание на наличие требований о выплате справедливой компенсациипредполагаемой потерпевшей стороне или сторонам;
-   изложениеаргументов и фактов, на которых основано заявление;
-   подтверждениетого, что соблюдены условия приемлемости (исчерпание заявителем всех внутреннихсредств защиты и «правило шести месяцев»).
К заявлению должны быть приложены все соответствующие документы, вчастности копии решений или постановлений, касающихся объекта заявления.
Жалоба при рассмотрении проходит несколько стадий:
1) неформальная – во время данной стадии лицо, обратившееся с жалобой нанарушение своего права, переписывается с Секретариатом Суда, то есть:
а) заявителю может быть выслан формуляр, в том случае, если жалоба былаподана в свободной форме;
б) Секретариат может сообщить, что данная жалоба может быть признананеприемлемой, так как не были соблюдены определенные условия приемлемости илижалоба является явно необоснованной;
2) юрисдикционная – стадия рассмотрения дела в соответствии с процедурамиЕвропейского Суда:
а) Дело поступает для изучения судье. Комитет, состоящий из трех судей,по представлению одного из судей рассматривает дела на предмет неприемлемостиданного дела.
Европейский Суд по правам человека действует, образуя:
а) Комитеты (3 судьи);
б) Палаты (7 судей);
в) Большую палату (17 судей).
В том случае, если Комитет считает, что данная жалоба неприемлема и неподлежит дальнейшему рассмотрению, он принимает единогласное решение опризнании обращения неприемлемым и снятии его с очереди. Палата рассматриваетвопросы приемлемости и существа дела в том случае, если Комитет не призналжалобу неприемлемой. Палата может вынести окончательное решение по делу.Большая Палата рассматривает дела: а) по межгосударственным жалобам; б) поиндивидуальным жалобам, если решение дела требует толкования положенийКонвенции и протоколов, а также может войти в противоречие с предыдущим решениесуда; в) при наличии прошения одной из сторон на рассмотрение дела Большойпалатой в течение 3-х месяцев с момента вынесения решения Палатой.
В случае признания обращения приемлемым Европейский Суд по правамчеловека может предложить:
а) дружественное урегулирование;
б) разрешить дело в соответствии с собственной процедурой. РешениемЕвропейского Суда определяется, было ли нарушено государством конкретное право,предусмотренное Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свободв отношении заявителя, и какими именно действиями государственных лиц оно былонарушено. Признаются нарушения права. Присуждается справедливая компенсация занарушенное право. Дело не считается оконченным до тех пор, пока государство невыполнит свои обязательства в соответствии с решением Европейского Суда поправам человека.
На сентябрь 2003 года в секретариате Суда зарегистрировано примерно 16000жалоб из России. Из них 6000 жалоб судом признаны неприемлемыми — и об этомданы ответы заявителям. 160 жалоб коммуницированы России, 18 жалоб признаныприемлемыми. Существуют организации, в основном в Москве, которые оказываютсодействие в подготовке жалоб в Европейский Суд по правам человека, такие как,например, Центр содействия международной защите.
Заключение
Задачей этой работы было рассмотрение юридических прав и свобод человекаи гражданина.
При выполнении её автор пришел к определенным выводам, которые изложилниже.
Правоотношения это те же необходимые для существования людей общественныеотношения, только получившие через законодателя и другие правотворческие органысвою юридическую оценку и тем самым взятые под охрану государства.
Объект правоотношения – реальноеблаго, которым обладает субъект, является первопричиной правоотношения.
Содержание правоотношения характеризуется синтезом фактического июридического пластов.
Юридический пласт выражается в виде субъективного права (мерадозволенного поведения, обеспечиваемая государством), юридической свободыи обязанности (мера должного поведения, обеспеченная государством).
По вопросам защиты прав и свобод Конституция РФ превосходит аналоги болеедетальным рассмотрением многих принципов, что конечно же защищает права исвободы более четко, ибо против Конституции открыто не будет действовать дажеПрезидент. Защита прав и свобод соответствует всем международным соглашениям(то есть минимальному стандарту) и даже превосходит их.
Защита права на равенство соответствует международным нормам.
Защита права на достоинство соответствует международным нормам.
В области права на демократию нет прямого закрепления контроля народомдействий государственной власти.
Конституция Российской Федерации является потенциально мощной защитойправ и свобод личности, документом своего времени, документом, достойным (вобласти прав и свобод) международного признания.
При четкой практической реализации всех этих конституционных принципов,Российская Федерация сможет претендовать на самое свободное и социальнозащищенное положение личности в мире.
Список использованнойлитературы.
I.   Нормативно-правовыеакты:
1.  ВсеобщейДекларации прав человека.
2.  Конституция РФ от12 декабря 1993 года
3.  Конституция СССР1977 года.
II.   Специальнаялитература:
1.  Гомьен Донна,Харрис Дэвид, Зваак Лео. Европейская Конвенция о правах человека и Европейскаясоциальная хартия: право и практика. – М. 1998. – 598 с.
2.  Гуслянников ВасилийДмитриевич. Европейская система защиты прав человека. – Саранск, июнь 2001.
3.  Медушевский А.Кельзеновская модель конституционного правосудия и изменение конституций встранах Восточной Европы // Конституционное правосудие в посткоммунистическихстранах. – М. 1999.
4.  Международноеправо: Учебник для вузов / Отв. ред. – проф. Г.В. Игнатенко и проф. О.И.Тиунов. – М.: НОРМА, 2001. – 584 с.
5.  Права человека:Учебник для вузов / Отв. Ред. – член-корр. РАН, доктор юридических наук Е.А.Лукашева. – М.: Издательская группа «НОРМА-ИНФРА», 1999. – 573 с.
6.  Савицкий В.М.Зигзаги судебной реформы // Конституция и закон: стабильность и динамизм. – М.,1998. – С. 116-118; Его же: Судебная защита прав и свобод человека и гражданина// Права человека: Учебник. – М., 1999. – 322 с.
7.  Справочник дляправозащитных организаций. Варшава, Хельсинкский фонд по правам человека, 1997.– 160 с.
8.  Утяшев М.М.,Утяшева Л.М. Права человека в современной России: Учебник для вузов и среднихучебных заведений. – Уфа: Политграфкомбинат, 2003. – 381 с.
9.  Фаткуллин Ф.Ф.Проблемы теории государства и права. — Казань: Спектр, 2000
10.     Черданцев А. Ф.Теория государства и права: учебник для вузов. — М.: Юрайт, 1999. – 432 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.