Реферат по предмету "Философия"


Философия познания: основные категории

Южно - Уральский Государственный Университет Кафедра гуманитарных и социально - экономических наук - Кыштымский филиал - РЕФЕРАТ по философии тема Философия познания основные категории. Выполнила Студент Сечин Р.А. Проверил Голованов О.С. г. Кыштым 1999 г СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Теория познания как философская дисциплина. 2. Познание и практика. 3. Истина и заблуждение. Список литературы

Введение Сознание всегда есть основное бытие, выражение отношения человека к своему бытию. Знание - объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Познание - обусловленный прежде всего общественно - исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Термин знание обычно употребляется в трех основных смыслах 1. Способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности, как что - либо сделать, осуществить. 2. Любая познавательно значимая информация. 3. Особая познавательная единица, гносеологическая форма отношения человека к действительности, существующая наряду и во взаимосвязи со своим другом - с практическим отношением. Второй и третий аспекты - и есть предмет рассмотрения гносеологии, теории познания.

Знание всегда является идеальным образом действительности. Знать что-либо - означает иметь некоторое идеальное представление об интересующем нас предмете. Познание и знание различаются как процесс и его результат. Из миллионов познавательных усилий отдельных личностей складывается общественно - значимый процесс познания. Индивидуальное знание не всегда становится общественным достоянием.

Интеграция индивидуальных знаний в общечеловеческое достояние осуществляется через общение людей, критическое усвоение и признание этих знаний обществом. Передача и трансляция знаний от поколения к поколению и обмен знаний между современниками возможны благодаря материализации субъективных образов, выражению их в языке. Таким образом познание - это общественно - исторический аккумулятивный процесс получения и совершенствования знаний о мире. В котором живет человек.

Познание и его изучение не есть что-то неизменное, раз и навсегда данное, а представляет собой нечто диалектическое, развивающееся по определенным законам. На каждом из этапов своего развития знание и есть резюме истории познания. Заметными фигурами в истории гносеологической и диалектической мысли были античные софисты - Протагор, Горгий и др. Античная софистика при всей своей неоднозначности, субъективизме и игре слов

имела ряд рациональных моментов. К их числу можно отнести сознательное исследование мышления самого по себе понимание его силы, противоречий и типичных ошибок стремление развивать гибкость, подвижность мышления, придать ему диалектический характер попытка с помощью такого мышления разъесть как щелочь все устойчивое, расшатать конечное подчеркивание активной роли субъекта в познании анализ возможностей слова, языка в познавательном процессе и т.п. Оценивая в общем античную философию и гносеологию, следует

указать на то, что для них были характерны целостность взгляда на мир, отсутствие чисто аналитического, абстрактно - метафизического расчленения природы. Однако эта развивающаяся целостность была результатом непосредственного созерцания, а не развитого теоретического мышления. Ф.Бэкон - основоположник материализма и экспериментальной науки 17 -18 вв считал, что науки, изучающие познание, мышление являются ключом ко всем остальным ибо они содержат в себе умственные орудия,

которые дают разуму указания или предостерегают его от заблуждений идолов. Бэкон различал три основных пути познания 1. Путь наука - выведение истин из чистого сознания. Этот путь был основным в схоластике, которую он подверг резкой критике, отмечая, что тонкость природы во много раз превышает тонкость рассуждений. 2. Путь муравья - узкий империзм, сбор разрозненных фактов без их концептуального обобщения. 3. Путь пчелы - соединение первых двух путей, сочетание способностей

опыта и рассудка, т.е. чувственного и рационального. 1. Теория познания как философская дисциплина. Теория познания гносеология - это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы как природа познания, его возможности и границы, отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, исследуются всеобщие предпосылки познавательного процесса, условия достоверности знания, критерии его истинности, формы и уровни познания и ряд других проблем.

Поскольку субъектом познания, центром всей гносеологии является человек, то она широко использует данные философской антропологии, этики, культурологии, социологии и других наук о человеке. Что касается методов, с помощью которых гносеология исследует свой предмет, т.е. познавательное отношение к действительности в совокупности всех его аспектов, то на современном этапе ее развития все более характерным становится методологический плюрализм. Иными словами, она вправе и обязана использовать любые методы

и приемы, которые окажутся наиболее эффективными в данной познавательной ситуации. Это прежде всего философские методы - диалектический, феноменологический, герменевтический и др. Это и то, что называют общенаучной методологией - системный, структурно - функциональный, вероятностный и другие подходы. Это общелогические методы анализ, синтез, идеализация, индукция, дедукция, аналогия и др. Это также эмпирические и теоретические средства и приемы, характерные для частных наук и научных

дисциплин, которые могут быть использованы в теории познания с учетом ее специфики. Все названные и другие методы должны применяться в гносеологических исследованиях не порознь, а в их тесном единстве и динамическом взаимодействии. 2. Познание и практика. Познание развивается и совершенствуется в тесной связи с общественной практикой. Практика - это материальное освоение общественным человеком окружающего мира.

В ней люди преобразуют и создают материальные вещи, опредмечивая свои сущностные силы. Опредмечивание и есть процесс материализации намерений людей, превращение субъективных творческих способностей, замыслов, идей в форму предметности, в вещь, объективно существующую. Практика человека исторически развивается, постепенно усложняясь. Она дифференцируется, как бы расслаивается на различные виды.

Уже в начале истории зарождаются две взаимосвязанные сферы производство предметов потребления и производство орудий труда. Практика приводит в движение весь предметный мир, заставляя его служить человеку, в практике человек постоянно связывает мир вещей и свои субъективные устремления. Практика имеет принципиально общественный характер. Осуществляясь через усилия индивида, она объединяет в целое миллионы воль, устремлений, направляя их

к реализации общественных целей. В ней интегрируются усилия и результаты деятельности не только живущих современников, но и достижения предшествующих поколений. Именно в практике реализуется активное начало человеческой личности, ее свобода и относительная независимость от природы. Практика человека основывается на его разуме, она является целесообразной деятельностью. Целый ряд интересных мыслей о взаимосвязи знания мышления и практической жизни, о необходимости практизации

философии и др. Высказал Вл. Соловьев. Он считал, что человек прежде всего должен жить, а для этого необходим материальный, экономический труд, обеспечивающий его существование и являющийся основой всех других форм деятельности - в т.ч. познавательной, теоретической и др. Содержание знания, по Соловьеву, не может остаться только в теоретической сфере, оно должно практически осуществляться. И хотя жизнь и знание единосущны и нераздельны, их нельзя отождествлять, ибо всегда

сохраняются различия практического и теоретического отношения к предмету. Это два особых способа существования и деятельности. Роль практики в процессе познания обсуждается и в современной философии. Так, К. Поппер указывает на недопустимость разрушения единства теории и практики или как это делает мистицизм ее замены созданием мифов. Он подчеркивает, что практика - не враг теоретического знания,

а наиболее значимый стимул к нему. Однако для ученого существенно сохранить контакт с реальностью, с практикой, поскольку тот, кто ее презирает, расплачивается за это тем, что неизбежно впадает в схоластику. Важнейшие формы практики материальное производство труд, преобразование природы, естественного бытия людей социальное действие - преобразование общественного бытия. Изменение существующих социальных отношений определенными массовыми силами революции, реформы, войны,

преобразование тех или иных социальных структур и т.п. научный эксперимент - активная в отличие от наблюдения0 деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира. Основные функции практики в процессе познания 1. Практика является источником познания потому, что все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями. В частности, математические знания возникли из необходимости измерить земельные участки, вычислить

площади, объемы, исчислять время и т.д. Однако, не всегда, конечно, открытия в науке например, периодический закон Менделеева делаются непосредственно по заказу практики. 2. Практика выступает как основа познания, его движущая сила. Она пронизывает все стороны, моменты, формы, ступени познания от его начала до его конца. Весь познавательный процесс начиная от элементарных ощущений и кончая самыми абстрактными теориями

обуславливается - в конечном счете - задачами и потребностями практики. Она ставит перед познанием определенные проблемы и требует их решения. В процессе преобразования мира человек обнаруживает и исследует все новые и новые его свойства и стороны, и все глубже проникает в сущность явлений. Практика служит основой познания также и в том смысле, что обеспечивает его техническими средствами, приборами, оборудованием и т.п без которых оно не может быть

успешным. 3. практика является опосредственно целью познания, ибо оно осуществляется не ради простого любопытства, а ради того, чтобы направить и соответствующим образом, в той или иной мере, регулировать деятельность людей. Все наши знания возвращаются в конечном итоге обратно в практику и оказывают активное влияние на ее развитие. Задача человека состоит не только в том, чтобы познавать и объяснять мир, а в том, чтобы использовать полученные знания в качестве руководства для действия по его преобразованию,

для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, для улучшения и совершенствования их жизни. 4. практика представляет собой решающий критерий истины, т.е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений. Нельзя рассматривать познание как нечто готовое, застывшее, неизменное, а разбирать, как из незнания появляется знание, как в ходе практики происходит движение, восхождение от неполного, неточного знания к более полному, более точному и глубокому, совершенному.

3. Истина и заблуждение. Непосредственная цель познания в любой его форме - истина, путь к которой обычно сложен, труден и противоречив. Постоянный и необходимый спутник истины а не случайная аномалия на всех этапах ее развертывания и углубления - заблуждение. Вопрос в том, что есть истина и каковы способы избавления от заблуждений, всегда интересовало людей - и не только в сфере науки. Категории истины и заблуждения - ключевые в теории познания, выражающие

две противоположные, но неразрывно связанные стороны, момента единого процесса познания. Каждая из этих сторон имеет свою специфику, которую мы и рассмотрим. Заблуждение - знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Заблуждение, будучи неадекватной формой знания, главным своим источником имеет ограниченность, неразрывность или ущербность общественно - исторической практики и самого познания.

Например, заблуждением в целом является теоретическая астрология, хотя отдельные моменты истины в ней имеются. Заблуждения, конечно, затрудняют постижение истины, но они неизбежны, есть необходимый момент достижения познания к ней, одна из возможных форм этого процесса. Например, в форме такого грандиозного заблуждения как алхимия, происходило формирование химии как науки о веществе. Заблуждения многообразны по своим формам.

Следует, например, различать заблуждения научные и ненаучные, эмпирические и теоретические, религиозные и философские и т.д. Заблуждение следует отличать от лжи - преднамеренного искажения истины в корыстных интересах - и связанной с этим передачи заведомо ложного знания, дезинформации. Если заблуждение - характеристика знания, то ошибка - результат неправильных действий индивида в любой сфере его деятельности ошибки в вычислениях, в политике, в житейских делах и т.д.

Развитие практики и самого познания показывают, что те или иные заблуждения рано или поздно преодолеваются либо сходят со сцены как, например, учение о вечном двигателе, либо превращаются в истинные знания превращение алхимии в химию. Истина - знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности - в живом созерцании или мышлении. Достижение истины - непосредственная цель познания в любой его форме научной, философской, образно

- художественной и др Каковы основные свойства, признаки истины Первый и исходный из них - объективность конечная обусловленность реальной действительностью, практикой и независимость содержания истинного знания от отдельных людей. Истина не есть свойство материальных объектов, а характеристика знаний о них. Будучи объективна по своему внешнему материальному содержанию, истина субъективна по своим внутренним

идеальным содержанию и форме истину познают люди, выражающие ее в определенных субъективных формах понятиях, законах, теориях и т.п Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком и в полном объеме. Абсолютная и относительная истины - это два необходимых момента одной и той же объективной истины, любого истинного знания. Абсолютная истина точнее, абсолютное в объективной истине понимается во - первых, как полное, исчерпывающее знание о действительности в целом - гносеологический идеал, который

никогда не будет достигнут, хотя познание все более приближается к нему во - вторых, как тот элемент знаний, который не может быть никогда опровергнут в будущем птицы имеют клюв, люди смертны и т.д. Это так называемые вечные истины, знания об отдельных сторонах предметов. Относительная истина точнее, абсолютное в объективной истине выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания.

При этом старые истины либо заменяются новыми например, классическая механика сменилась квантовой, либо опровергаются и становятся заблуждениями например, истина о существовании эфира, понятия о теплороде, флогистоне и т.п Относительность истины заключается в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности. Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывается из суммы относительных, но не путем механического соединения готовых истин, а в процессе творческого развития познания на основе

практики. Таким образом, объективная, абсолютная, относительная и конкретная истина - это не разные сорта истин, а одно и то же истинное знание с этими своими характерными признаками свойствами. В качестве критерия истины выдвигались общезначемость то, что признается многими людьми то, что является выгодным, полезным, приводит к успеху то, во что люди сильно верят то, что соответствует мнению авторитетов и т.д. В каждой из приведенных точек зрения о критерии истины, содержались отдельные рациональные истины,

требования ясности, простоты и красоты при построении тех или иных форм, значений и др. Однако указанные концепции не смогли удовлетворительно решить проблему критерия истины, ибо в его поисках не выходили, как правило, за пределы самого знания. Проверка знания на истину практикой, не есть какой то одноразовый акт, нечто неизменное или зеркальное сличение, а она есть процесс, т.е. носит исторический диалектический характер.

А это значит , что критерий практики одновременно определен и неопределен, абсолютен и относителен. В добывании истины, как и в ее проверке, необходимо единство теории и практики, которое есть коренной принцип философской гносеологии. Это есть такое их диалектическое взаимодействие, в котором все же практика выше, вечнее познания, и, как уже было показано ранее, исходный и конечный пункт, основа этого процесса. К. Поппер на вопрос что есть истина отвечает просто и убедительно утверждение, суждение или мнение

истинно, если, и только если оно соответствует фактам. Кроме того, Поппер считает, что во - первых, не следует смешивать истину с критерием истины во - вторых, универсальный критерий истинности, который уберег бы нас от заблуждений, по его мнению, не существует. Однако, из этого не следует, что выбор между различными концепциями, теориями произволен и часто субъективен. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Основы философии в вопросах и ответах.

Учебное пособие для высших учебных заведений. М Издательство Феникс, 1997г. 2. Философия Учебник для высших учебных заведений Ростов нД. Феникс, 1995



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Семантические поля учебной деятельности (на примере изучения младшими школьниками русской грамматики)
Реферат Классификация видов чтения применительно к обучению чтению специализированной литературы в неязыковом вузе
Реферат Памятник Г.К. Жукову на Манежной площади в Москве
Реферат Розрахунок приводу трансмісії
Реферат VOIP стандарты H.323 и SIP
Реферат Товароведная характеристика плодов по классификационным признакам: семечковых и косточковых. Требования к качеству, дефекты, условия и сроки хранения.
Реферат Особенности использования интегрированных занятий в развитии изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста
Реферат Подготовка к старту. Разминка
Реферат X. региональные диспропорции бюджетного финансирования высшего профессионального образования в РФ
Реферат Descriptive Essay Of A Airplanee Essay Research
Реферат Аннотация программы учебной дисциплины «Алгебра» Направление: 010100. 62 «Математика»
Реферат История болезни - Неврология (рассеянный склероз)
Реферат Heroism Through Humanity In The Iliad Essay
Реферат Регулирование рынка труда ,сравнительный анализ
Реферат Орграфы, теория и применение