Реферат по предмету "Педагогика"


Экологическая тропа, как средство для устойчивого развития экологического образования в ДОУ

Экологическая тропа каксредство для устойчивого развития экологического образования в ДОУ

Содержание
Введение
1.Литературный обзор
2.Методика реализации авторской концепции. Формы и методы реализации данного видаучебной деятельности
3.Основное содержание авторской концепции
4.Оценка педагогической результативности
Заключение
Списокиспользуемой литературы
Приложение 
Введение
Одной из наиболее актуальных проблем современностиявляется проблема экологизации сознания населения, становления у каждогочеловека, независимо от его возраста, образования и социального статуса,привычки экологически грамотного взаимодействия с миром природы. Это связано стеми коренными изменениями окружающей среды, которые произошли в последние годыв результате неразумного, нерационального воздействия на природу со сторонычеловечества. Существующие на сегодняшний день нормы взаимодействия человека иприроды неизбежно ведут к экологической катастрофе, к угрозе всему живому напланете, не исключая самого человека.
Потребительские отношение людей к окружающему мируприводит к угрозе истребления многих видов растений и животных, полезныхископаемых, загрязнению окружающей природной среды. Поэтому необходимопереоценить и осознать все возможные формы взаимодействия людей между собой,взаимодействия с тем окружающим миром, в котором мы живем. Ведь именно природапо праву является неисчерпаемой кладовой нашего развития, как физического, таки духовного, интеллектуального.
Цель данной курсовой работы —создание экологической тропы как средства для устойчивого развития. Экологическогообразования в ДОУ
Задачи:
1.Изучить опыт создания экологическихтроп
2.Выявить методы созданияэкологических троп
3.Сформулировать авторскую концепциюэкологической тропы
4.Провести критерии оценкипедагогической результативности
Предмет исследования — экологическоеобразование. Объект — образовательный процесс в ДОУ.
Данная курсовая работа представленана 27 листах, состоит из 4 глав: литературного обзора, методов, авторскойконцепции и результатов исследования, со списком литературы. 
1. Литературный обзор
В создании сложившейсяситуации прямо или косвенно участвовало множество специалистов различныхорганизаций и ведомств, благодаря научно-технической, организационной ипедагогической деятельности которых сделаны выдающиеся шаги в развитии нормативной,учебно-методической, дидактической, материальной обеспеченности экологическойучебно-исследовательской работы и практикумов, а также экологическогообразования как неотъемлемой части современного образовательного пространства.
Ведущей идеей экологическогообразования в профессиональной школе является жизненная необходимость всеобщейэкологизации подготавливаемых специалистов и всего населения.
Основными принципамиреализации этой идеи являются:
гуманизация и экологизация профессионального образованияна всех стадиях многоуровневого профессионального образования;
экологизация и дифференциация содержанияэкологического образования;
непрерывность развития личности специалиста иовладение им экологическими знаниями, умениями, навыками, нормами и ценностямив процессе овладения профессией или группой профессий;
региональность подсистемы профессиональногообразования в системе непрерывного образования, обновление образовательныхстандартов и введение стандарта экологического образования;
многоуровневость экологического образования;
интенсивность и гибкость педагогических системобучения, профессиональных технологий, обеспечивающих высокое качествообщеобразовательной и профессиональной подготовки, реализацию всехпотенциальных возможностей и способностей личности;
кооперация органов управления, учебных заведений,работодателей, производств, социальных и культурных институтов;
переход от технократического подхода в развитиисистемы экологического образования к социально-педагогическому.
Цель экологического образованияв эколого-педагогической литературе определяется неоднозначно, во-первых, какформирование экологической культуры личности и общества (А.Н. Захлебный, И.Д.Зверев и др.), во-вторых, как формирование экологического сознания (С.Н.Глазачев, С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, Б.Т. Лихачев и др.). Г.А Ягодин под цельюэкологического образования понимает «воспитание человека, гражданина Вселенной,способного безопасно и счастливо жить в будущем мире, непрерывно совершенствуяего, не подрывая основ жития и жизни следующих поколений людей...»
Школьное экологическоеобразование — реальность нашего времени. Сделать его системным, непрерывным,целенаправленным — задача преподавателя, в первую очередь эколога школы.
Экологическое образованиев школах г. Дубны осуществляется путём реализации в учебно-воспитательномпроцессе смешанной модели, как более гибкой, хорошо адаптированной, дающейбольше возможности и для творческого подхода в работе.
В перспективе именно она поможет реализовать главнуюцель экологического образования — создание условий для развития поколения,способного воплотить в жизнь идеи устойчивого развития. Необходимсистемно-комплексный подход в организации экологического образования в школе,когда по возможности весь коллектив учителей принимает участие в формировании уучащихся эколого-природоохранных знаний и убеждений. И не только педагогидополнительного образования, весь социум работает над этим.
Главной цельюэкологического образования в профессиональной школе является подготовкаэкологически образованных, компетентных, квалифицированных рабочих испециалистов, владеющих экологическим мировоззрением, экологической культурой,способных осуществлять профессиональную деятельность и обеспечивать личнуюжизнедеятельность и общества в экологически чистых условиях, удовлетворять всепотребности экологической, социальной и профессиональной сфер труда, личности иобщества в экологических образовательных услугах.
Достижение поставленнойцели осуществляется решением следующих задач:
· формирование иразвитие личности в целостном процессе общеобразовательной, общетехнической ипрофессиональной подготовки на основе гуманитарного, естественнонаучного,общепрофессионального и специального образования, компьютерной грамотности ивнедрения интенсивных образовательных систем;
· обеспечениеприоритетности экологического профессионального образования в обществе;
· созданиепостоянно действующей системы разработки и обновления стандарта экологическогопрофессионального образования и установление контроля за его соблюдением;
· обеспечениенепрерывности и доступности для всех слоев населения региона полученияэкологического образования с учетом профессионального профиля, потребностейличности, общества и экономики;
· проектирование исоздание дифференцированных образовательных услуг по экологическому образованиюна основе федеральных, региональных, муниципальных, государственных инегосударственных образовательных учреждений, гибко и оперативно реагирующих напостоянно изменяющиеся требования к подготовке специалистов в связи спотребностями рынка труда;
· созданиеэффективных научно обоснованных систем экологической профессиональнойподготовки;
· разработка новогосодержания экологического образования для подготовки по собственноэкологическим и опосредованно-экологическим профессиям;
· разработкакритериального аппарата в целях оценки экологического образования в начальной исредней профессиональной школе;
· пересмотррегионального перечня профессий рабочих и служащих с позиций их экологической иприродопользовательской деятельности;
· разработкамеханизма взаимодействия экологического образования в общеобразовательной,начальной, средней и высшей профессиональной школе;
· созданиепринципиально новой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификациируководящих, инженерно-педагогических кадров, ориентированной на экономическую,социальную и экологическую мотивацию персонала;
· создание эффективной региональной системы управленияэкологическим профессиональным образованием, обеспечивающей всеобщуюэкологизацию и профессионализацию населения.
Целью экологическогообразования в ДОУ является формирование экологически образованной личностистудента на основе овладения им системой знаний в области взаимодействиячеловека и природы, умений и навыков природоохранной деятельности.
На основе анализалитературы (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, А.В Миронов, B.C. Лернер, А.Н.Захлебный, И.Д. Зверев и др.) можно выделить следующую структуру экологическогообразования школьников: экологические знания, нормы, правила; экологическиценностные ориентации; опыт творческой деятельности; умения и навыки природоохранной деятельности.

2. Методика реализации авторской концепции. Формы и методы реализацииданного вида учебной деятельности
Не менее важно овладениеобщепрофессиональными и частно-профессиональными знаниями, умениями и навыками,нормами и ценностями, связанными со спецификой деятельности в конкретнойпроизводственной и природной среде. В связи с этим общая система экологическогообразования должна носить дифференцированный характер.
Новое содержаниеэкологического образования характеризуется многопрофильностью,многоуровневостью, гибкостью, вариативностью, универсальностью,преемственностью и прогностичностью.
Содержание экологическогообразования определяется общеобразовательными программами. Обязательный минимумэкологического содержания образовательной программы по конкретной профессии,специальности устанавливается соответствующим государственным стандартом.
Содержание экологическогообразования направлено на овладение личностью экологическими, техническими,технологическими, социальными, экономическими знаниями, умениями и навыками,информационными технологиями, экологической и технической грамотностью,основами рыночной экономики, коммерческой деятельности, на формирование культурных,нравственных ориентиров.
Стратегической линиейпроектирования содержания профессионального образования является интеграцияобщеобразовательных, общетехнических и специальных предметов в соответствии спрофессиональным профилем подготовки, целями и задачами обучения, формированияи развития личности.
Ориентация содержания образования на региональнуюспецифику требует иерархически построенной целевой программы развития,направленной на возрождение общей и национальной культуры, перспектив развитияличности, проявления способностей по реализации лучших человеческих качеств,приносящих успех и удовлетворение в профессиональной деятельности.
В качестве концептуальныхпринципов экологической деятельности выделяют следующие:
Принцип системности — трактуется в двух аспектах:во-первых, это взаимосвязь и взаимообусловленность целей, задач, содержания,методов, форм и приемов мониторинговой деятельности, образующих единуюцелостность — методическую систему экомониторинга, во-вторых, это системностьвсех объектов окружающей среды, являющихся предметом изучения.
Принцип научности, являясь общедидактическим принципомобразования, в контексте мониторинговой деятельности предполагает изучениефундаментальных основ научного знания, методов научного познания окружающего мира,научного исследования явлений природы.
Принцип новизны позволяет осмыслить идею новогознания, добытого в процессе исследования; при этом новое знание определяетсякак новое — не столько для фундаментальной науки, сколько — для самихучастников исследовательской мониторинговой деятельности (школьников,студентов, преподавателей, учителей и др.).
Принцип социальнойзначимости (востребованности) результата исследования определяет пространство развитиягражданской позиции личности по отношению к вопросам окружающей среды,глобальным проблемам человечества, к идее устойчивого развития.
Принцип этапности иуровневости исследованийпредполагает организацию мониторинговой деятельности, учитывающую постепенныйпереход исследователя от простых методов, объектов и явлений природы к болеесложным и др., а также разумный выбор уровня исследования (глубина изучения,степень новизны и др.).
Принцип непрерывностислежения подчеркиваетглавное свойство мониторинговой деятельности — его непрерывный характер,позволяющий устранить потери информации об исследуемом объекте или явлении вовремени.
Кромеуказанных принципов для системы экологической деятельности школьников в полноймере применимы общедидактические принципы: преемственности, доступности,историзма, проблемности, краеведческий принцип и др.
Для достижения целииспользуются следующие методы:
1. Включение в структурутропы элементов традиционного неразрушающего природопользования:
— Изготовление иустановка на маршруте тропы информационных стендов;
— Регулярное проведениеспециалистами-лесниками,учителями экологии, биологии устных рассказов, бесед — о различных формахтрадиционного ресурсосберегающего природопользования, с привязкой к конкретнымобъектам территории тропы. Привлечение школьников к проведению экскурсий потропе;
— выпуск и распространение средиэкскурсантов тропы печатных материалов (путеводители, наборы фотографий,пособия по экологической этике).[1]
3. Основное содержание авторскойконцепции
 
Ученый В. Вернадский ввелв науку понятие «ноосферы»— сферы разума, рациональной человеческойдеятельности в условиях окружающей среды. Человек, являясь частью биосферы,несет ответственность за ее судьбу. Это требует нового сознания.
Экологию можно рассматривать как применениеразума к решению проблем окружающей среды, которые, скорее всего, появилисьвследствие наших недальновидных действий. Экологию определяют также какбиологию окружающей среды.
В связи с возникшейпроблемой большое внимание уделяется экологическому образованию, целью которогоявляется становление экологической культуры личности и общества каксовокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека сприродой, обеспечивающего его выживание и развитие.
В целях выживанияцивилизации необходимо переосмысление самой сути взаимоотношений общества иприроды с учетом новых подходов и, прежде всего, идей устойчивого развития, воснове которых лежит коэволюционная стратегия. Одной из приоритетных задачэкологического образования является формирование личности с уровнем культуры,реализующимся в экологически обоснованной деятельности и поведении, которыеобеспечивают гармоничное развитие человечества в ближайшем будущем.
Экологическое образование— часть целостного процесса воспитания, обучения и развития личности,происходящего на основе получения системы знаний в области взаимодействиячеловека и природы, влияния производственной деятельности на природную среду,умений и навыков природоохранной деятельности.
В период XX в., когда сложилось пониманиеуниверсальной значимости экологического образования, были сформулированы егоосновные принципы. Позже в рамках общего среднего образования РоссийскойАкадемией образования принята концепция общего среднего и высшегоэкологического образования, в основу, которой положены принципы:
гуманизации;
научности;
междисциплинарности (комплексности);
систематичности и непрерывности;
универсальности (для всех специальностей);
природосообразности;
двойного вхождения содержательных компонентов всистему экологического образования;
опережающей подготовки.[2]
Последний принципозначает, что выпускник сталкивается со значительным числом практическихпроблем, которые преподавание не могло учесть в силу их новизны. Поэтому ивозникает проблема опережающей подготовки, то есть прогнозирования возможныхнаправлений науки и подготовки студентов к овладению новыми знаниями. В решенииданной проблемы важным является развитие творческих качеств личности,способности анализировать и применять новые идеи в условиях самостоятельнойпрофессиональной деятельности.
Современная экологическаяситуация в мире весьма тревожна. Речь идет о глобально нарастающих процессахистощения всех наиболее важных для жизни человека природных ресурсов: чистоговоздуха, питьевой воды, других даров природы. При этом возникающие локальныеэколого-экономические конфликты, в конечном счете, представляют угрозурегиональной и глобальной экологической безопасности. Отсюда стремительный ростдвижения «зеленых» во всем мире при заметно отстающей от него целенаправленнойэкологической политики.
Большую популярность ониполучили в Эстонии. В разных странах тропы назывались по-разному: тропаприроды, научная трасса, естествоведческая тропа. Протяженность такихпознавательных троп природы рассчитана на прохождение их в течение одного илинескольких дней. Широко известны тропы Лахемааского национального парка(Эстония) протяженностью 4-12 км.
Аналогичные маршруты стали создаваться в России недавно.Одной из первых была разработана и создана «Тропа Бажукова»,пролегающая в долине реки Серги в 40 км от Екатеринбурга, среди неповторимых покрасоте памятников природы — отвесных скал, глубоких карстовых провалов,живописных гротов, «бездонных» озер. Над разработкой данной тропытрудились преподаватели и студенты Уральского университета.
Не менее известны экологические тропы, созданные в Московскойобласти преподавателями и студентами Московского университета, а школьникиМосковских школ разработали проект тропы природы «Матвеевский лес»,проходящей по окраине Москвы, оборудована «Тропа следопытов» вИзмаиловском парке столицы. «Учебная экологическая тропа», проходящаяпо живописному берегу реки Оки, создана под руководством учителей школьникамигорода Пущино Московской области. Сейчас в России насчитывается около трехсоттаких троп.[3]
Основное назначение троп природы — воспитание культурыповедения людей в природе. Таким образом, она выполняет природоохраннуюфункцию. С помощью таких троп углубляются и расширяются знания экскурсантов обокружающей их природе (растительном и животном мире, геологическом строенииместности и т. п.), совершенствуется понимание закономерностей биологических идругих естественных процессов. Это повышает ответственность людей за сохранениеокружающей среды, способствуя воспитанию чувства любви к природе, своей родине.
Цель организацииэкологического маршрута — развитие у учащихся, экскурсантов тропы, базисныхэлементов экологической этики, формирование позитивной направленности кприродным объектам, активной личностной позиции, углубление знаний по основамлесоведения.[4]
1. Привлекательность:
· красота ландшафта– это его интуитивно ощущаемая полезность;
· каждая тропадолжна быть непохожа на другие;
· тропа не должнабыть монотонной;
2. Доступность:
1. необходимо, чтобытропа располагалась сравнительно недалеко от населенного пункта и чтобы к ееначалу вели хорошие подъездные дороги: посетитель не должен ощущать физическойи нервной усталости к ому моменту, как он сделает первый шаг по тропе;
2. трасса тропы недолжна представлять большой опасности или сложности прохождения, чтобыфизическая усталость не уничтожила способности наслаждаться пейзажем,стремления к познанию, восприимчивости к воспитанию.
3. Информативность:
1. способностьудовлетворять познавательные потребности людей в области географических,биологических, экологических и иных проблем.
Оборудованиеэкологической тропы
Одним из мероприятий по охране природы на тропе является ееоборудование. Нельзя забывать также о повышенной комфортности пути иобеспечении безопасности путешественников.
Для учебных экологических троп оборудование и мероприятия поее благоустройству не очень сложны. Например:
Основные виды работ по созданиюучебной экологической тропы:
 
№ п.п.
Вид работы
Характер исполнения 1. Укрепление дорожно-тропиночного полотна, костровищ Отсыпка щебенкой и гравием, укладка плоского дикого камня 2. Разработка проекта, изготовление и установка малых архитектурных форм (информационные доски и опоры для них, смотровые площадки, скамьи, знаки и указатели, питьевой источник, мостики и др.) Применение слегка обработанного природного материала: камня, дерева, покрытых лаком

Правила поведения наэкологической тропе[5]
В целях сохранения природной среды и обеспечения комфортностиотдыха других посетителей каждый участник на тропе обязан подчинятьсяопределенным правилам:
1. запрещаетсясрывать любые наземные и водные растения, а не только охраняемые;
2. с тропы нельзявыносить никакие сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т.п., стропы можно “выносить” только знания, впечатления и фотоснимки;
3. в зоне тропыкатегорически запрещена любая охота;
4. топоры и пилыможно использовать только на многодневных маршрутах в малообжитых районах;
5. на топливо идуттолько сухостой и валежник, а на растопку – мелкие сухие ветки или сухаябереста (но не с живых деревьев);
6. курить иразводить костры можно только в специально отведенных местах;
7. движение потропам должно проходить по возможности без лишнего шума, чтобы не вызыватьбеспокойства у животных, поэтому нельзя брать с собой радиоприемники имагнитофоны;
8. по той же причинене стоит брать с собой собак;
9. после себя неоставлять никакого мусора.[6]
Для достижения цели используютсяследующие методы[7]:
1. Включение в структурутропы элементов традиционного неразрушающего природопользования:
— Изготовление иустановка на маршруте тропы информационных стендов;
— Регулярное проведениеспециалистами-лесниками,учителями экологии, биологии устных рассказов, бесед — о различных формахтрадиционного ресурсосберегающего природопользования, с привязкой к конкретнымобъектам территории тропы. Привлечение школьников к проведению экскурсий потропе;
— выпуск и распространение среди экскурсантов тропы печатныхматериалов (путеводители, наборы фотографий, пособия по экологической этике).
2. Усиление визуального воздействия естественных природныхобъектов тропы путем проведения следующих мероприятий[8]:
— Включение в оформление тропы объектов, позволяющих усилитьэмоциональный созерцательный настрой: оборудование тропы воротами, указателями,столиками, скамьями и др.
— Вовлечение участников тропы в действия, привлекающие их квнимательному отношению с конкретными природными объектами тропы: написание«посланий-обращений» к тропе (с последующим опусканием их в сосуд,помещенный в конце тропы), бросание монеток в речку;
— Проведение малыми группами художественных занягий,мероприятий, направленных на созерцание природы с последующим созданием ееобразов в стихах, рисунках, композициях
— Продолжение учащимися творческой доработки, оформлениятропы.
Экологические точки-объекты тропы
Данная экологическая тропа представляет собой маршрут,объединяющий 10 точек-объектов. Тропа расположена на территориигосударственного природного заказника «Муромский». Территория тропы-это участок смешанного сосново-елового леса, представленного разнымиассоциациями растений.
Кроме обязательной эколого-биологической информации (рассказоб особенностях биологических объектов маршрута — редких, лекарственныхрастениях, типах сообществ, представленных на территории тропы), структураприродного окружения экотропы включает в себя художественный информационныйкомпонент (особенности оформления), призванный получить и усилить эмоциональночувственный отклик экскурсанта в его общении с природным объектом. Это являетсяважным условием развития экологического отношения личности к окружающейприроде.
1. Введение на тропу
Экологическая тропа расположена на территорииГосударственного биологического заказника «Муромский». Заказникорганизован 25 сентября 1964 года, имеет комплексное значение с уклоном насохранение и восстановление численности редкого пушного зверька выхухоли,занесенного в Красную Книгу Российской Федерации. Госзаказник расположен натерритории двух районов Владимирской облясти -Гороховецком и в округе Муром впойме реки Оки. Площадь заказника 62,7 тыс, га. На информационном стендепоказан маршрут тропы перечислены названия станций.
2. Лесной муравейник.
С южной стороны расположена конусовидная муравьиная кучаКаждое среднее гнездо муравьев уничтожает в течение дня до 2 тыс. насекомых, аза лето до 2-х миллионов. Это значительно больше, чем уничтожает семья любойполезной птицы. Обитатели одного муравейника охотятся на площади одногогектара. Истребляя вредителей леса, они сдерживают и предотвращают вспышки их размножения.Поэтому муравьи являются полезнейшими насекомыми. Их, как наших союзников вистреблении вредителей лесов, надо охранять. Муравейник огорожен ипаспортизирован.
3. Посадка сосны.
Здесь, на прогалине, в 1995 году были посажены сеянцы сосны.Рост дерева не похож на рост животных. Все ветви сосны остаются на той высоте,на которой появились, а в высоту оно увеличивается только в результатеежегодного появления главного побега. В толщину дерево растет благодаря делениюклеток камбия. Если бы мы посмотрели срез дерева у основания, мы насчитали быстолько колец, сколько лет дереву. Возраст молодой сосны можно определить поколичеству мутовок. Подсчитав количество мутовок, необходимо прибавить цифру 2потому, что у сосны всходы начинают ветвиться на третий год жизни.
4. Кормушка для подкормки лосей.
Млекопитающие-грызуны, копытные поедают плоды деревьев икустарников, молодые побеги, кору деревьев, листья. Кабаны, вскапывая землю,повреждают корни саженцев лесных культур. Повреждение коры приводит к заражениюдеревьев спорами грибов, разрушающих древесину. Лоси повреждают не только кору,но и обкусывают верхушки побегов осин, рябин, сосны. Они ломают небольшиедеревца, объедают хвою молодых сосен и могут уничтожить сосновые посадки набольших площадях. Для отвлечения лосей от сосны недалеко от посадокустанавливают кормушки, в которые периодически помещают ветки осин, смоченные врастворе соли. В период зимней бескормицы и глубокого снега пучки сена и веникипривязывают к стволам деревьев, устраивают направляющие дорожки к местамподкормки, разбрасывая на них корм.
5. Сосново-еловый черничник.
Расположен на слабо холмистом участке. Древостой состоит изсосны и ели с примесью березы. В подлеске встречается можжевельникобыкновенный. В травяно-кустарничковом ярусе много черники, растущей средизеленых мхов. Из травянистых растений произрастают кислица, седмичникевропейский, грушанка круглолистная.
6. Рак-серянка сосны.
Ржавчинные грибы вызывают заболевание сосны — рак-серянка илисмоляной рак. Это заболевание сильнее проявляется в чистых сосняках, чем всосняках с примесью ели или лиственных пород. На толстых ветках и стволахразвиваются язвы до 2-х метров длины. Кора в месте поражения опадает, изразрушенных смоляных ходов вытекает живица в виде потеков, чернеющих по мереокисления. Хвоя пораженных деревьев бледнеет, крона усыхает выше местапоражения. Болезнь вызывает ослабление, усыхание деревьев, снижает выходделовой древесины.
7. Галечник и порхалище.
Помочь лесным тетеревиным птицам пережить зиму можно, сделавискусственный галечник. Если птицы не накопят в желудке запаскамешков-жерновов, они погибнут даже при обилии растительного корма, так как несмогут его переварить. В порхалище птицы «купаются», избавляясь отнасекомых-паразитов.
8. Место отдыха.
Место отдыха оборудовано столом и скамейками. Здесьэкскурсовод проводит с детьми беседы, экологические игры, викторины.
9. Бор-беломошник
Бор-беломошник занимает высокобугристые пески. Древостой безвторого яруса и подлеска. Сосна хорошего роста, иногда с ровными, очищенными отсучьев стволами. Травянистый покров бедный и состоит из кошачьей лапки,ястребинки волосистой, вейника наземного. Хорошо выражен напочвенный покров изразличных кустистых лишайников. Лишайники приспособлены к экстремальнымпроявлениям абиотических факторов среды: резкие перепады температур, низкаявлажность, избыток или недостаток света. Они способны противостоять такимфакторам, как вытаптывание, поедание, конкуренция с растениями. В тоже времяони плохо приспособлены к воздуху, загрязненному выбросами вредных веществ.Поэтому лишайники используются для определения степени воздействия человека набиоценоз.
10. Бобровая плотина.
Бобры селятся по берегам медленнотекущих лесных рек. Этот ценный пушной зверек устраивает норы, хаты, запруды.Для поддержания определенного уровня воды в реке бобры строят плотины. Зимойони спускают часть воды, чтобы между льдом и водой образовалось пространство, — там они кормятся заготовленными с осени ветками осины, ивы, рябины.[9]4. Оценка педагогической результативности
Цель оценки результативностипрофессиональной деятельности учителей – обеспечение зависимости оплатыучительского труда от результатов работы путём объективного оцениваниярезультатов педагогической деятельности и осуществления на их основематериального стимулирования за счёт соответствующих выплат из стимулирующейчасти фонда оплаты труда образовательного учреждения. Существуюткритерииоценки результативности профессиональной деятельности учителей (См приложение1)
Экологическая тропа — это специально оборудованный маршрут,проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты,архитектурные памятники, имеющие эстетическую, природоохранную и историческуюценность, на котором идущие (гуляющие, туристы и т. п.) получают устную (спомощью экскурсовода) или письменную (стенды, аншлаги и т. п.) информацию обэтих объектах. Организация экологической тропы — одна из форм воспитанияэкологического мышления и мировоззрения.
История организации таких маршрутов в природе насчитываетболее 60 лет. Вначале такие тропы возникали на заповедных территориях — внациональных парках Северной Америки, а позднее — и в Западной Европе.
Для создания такого типапознавательных троп существует ряд важнейших исходных положений. Наиболеецелесообразно прокладывать подобные тропы вблизи интенсивно посещаемыхрекреационных районов. Это позволяет направить основной поток отдыхающих поопределенному маршруту и ослабить антропогенную нагрузку на природную среду.Посетители могут пополнять свои природоведческие знания.
Как отмечает известный ученый Ю.С.Мануйлов в [10], 21 столетие должно стать векомнового мировоззрения, связанного «…с утверждением идей устойчивого(самоподдерживающего) развития на основе становления у всех групп гражданскогообщества коэволюционных ценностей, отражающих гармонию и сотворчество человекаи природы…». Огромное значение в плане становления у человечества экологическиориентированного мировоззрения имеет экологическое образование, особенноподрастающего поколения, молодежи. В настоящее время лишь экологическиграмотный человек сможет принимать в каждой ситуации самостоятельное решение,направленное на бережное отношение к природе и собственному здоровью.
Исходя из всего вышесказанного можносделать следующие выводы:
1.Былизучен опыт создания экологических троп в России и за рубежом на примереЭстонии. Популяризация экологических троп и экологического воспитания — дваосновных направления для деятельности сотрудников образовательной системы иобщественных организаций.
2. Сформулированы методы создания экологических троп, основанныена следующих принципах: гуманизации; научности; междисциплинарности(комплексности); систематичности и непрерывности; универсальности (для всехспециальностей); природосообразности; опережающей подготовки.
3.Сформулирована авторская концепциюэкологической тропы. предложена авторская экологическая тропа я подробнымиэтапами на примере. Внедрение данного вида деятельности необходимо привлечениевсех слоев населения от детей и до людей преклонного возраста.
4.Приведеныбазовые критерии оценки компетентности преподавателей ДОУ(Приложение 1)
Заключение
Значениеобразования и просвещения в области экологии и устойчивого развития, начиная сдошкольных образовательных учреждений и до Высших учебных заведений,приобретает сегодня первостепенное значение как средство распространения новыхпарадигм и ценностных установок для перехода к социокультурным отношенияминформационного общества, которые должны стать альтернативой как обществуриска, так и потребительским установкам индустриального общества.
В основе образованиядолжно лежать не только распространение идеологии и научных знаний, но иразвитие практических навыков решения комплексных междисциплинарных проблем,развитие экологической культуры, воспитания и просвещения.

Списокиспользуемой литературы
1. Иванова Т., Экологическое образование и воспитание в начальнойшколе, 2003, с. 56.
2. Лопатина А., Скребцова, Образование и творчество. Сказыматушки земли Экологическое воспитание, М.: Амрита-Русь, 2006
3. Серебрякова Т.А., Экологическое образование в дошкольномвозрасте, М.: ИЦ Академия, 2010, с 208.
4. Симонова Л., Экологическое образование в начальной школе М:Академия, 2000, с.160.
5. Смирнова В., Тропинка в природу. Экологическое образование вдетском садуМ.: СОЮЗ,2010, с.208.
6. Учебно-исследовательскаяи практическая деятельность в современном экологическом образовании. Тезисыдокладов III Всероссийского научно-методического семинара (11-14 ноября 2002г., г. Санкт-Петербург). — СПб: Крисмас+, 2002, 184 с.
7. Черная С.П., Экологическая тропа на базе Татаровскогошкольного лесничества,2010
8. Шмаль А.Г.Методологические основы создания систем экологической безопасности территорий.— Бронницы: МП «ИКЦ «БНТВ», 2000, 216 с.
9. Шмаль А.Г.Методология создания системы экологической безопасности Московской области.—Бронницы: МП «ИКЦ «БНТВ», 2000.
10. Шмаль А.Г.Национальная система экологической безопасности (методология создания). —Бронницы: МП ИКЦ «БН-ТВ», 2004, 200 с.
11. Шмаль А.Г. Экологическая безопасность в системегосударственного управления. — Бронницы: МП «ИКЦ «БНТВ», 2001, 76 с.

Приложение
экологическая тропапедагогическая природный
Критерии качестварезультативности образовательного процесса в ДОУ и Средней школе№ пп Показатель Расчёт показателя Оценка в баллах I. Результативность деятельности учителя по формированию предметных знаний и компетенции 1 Успеваемость учащихся по предмету
100% -5 баллов
99%-97% — 4 балла
96%-95% — 3 балла
Менее 95% — 0 баллов 2 Положительная динамика учебных достижений учащихся по предмету Увеличение доли всех обучающихся данного учителя (%), закончивших учебный период на «хорошо» и «отлично»
до 8% — 4 б.
от 8% до 16% — 8 б.
от 16% до 24% — 12 б.
от 24% до 32% — 16 б.
от 32 до 40% — 20 б.
свыше 40% — 25 б. 3 Стабильность учебных достижений учащихся по предмету Недопущение снижения по сравнению с предыдущим доли обучающихся (%), закончивших учебный период на «хорошо» и «отлично» 5б. 4 Положительная динамика успеваемости учащихся Увеличение доли обучающихся (%), закончивших учебный период с положительными оценками
от 4 до 8 % — 8 б.
от 8 до 12% — 12 б.
свыше 12% — 16 б. 5
Формирование позитивного отношения учащихся
к предмету Рост доли обучающихся (%), положительно относящихся к предмету (по результатам анкетирования, проводимого администрацией школы)
до 8% — 1 б.
от 8% до 16% — 2 б.
от 16% до 24% — 3 б.
от 24% до 32% — 4 б.
от 32 до 40% — 5 б.
свыше 40% — 6 б. 6 Сохранение позитивного отношения к предмету Недопущение снижения доли обучающихся (%), положительно относящихся к предмету (по результатам анкетирования, проводимого администрацией школы) 1 б. II. Результативность деятельности учителя по формированию ключевых компетенций и социально значимого опыта 7 Представление учащимися собственных достижений на состязаниях различного уровня
Представление учащимися собственных достижений на состязаниях различного уровня
— школьных
— районных/городских
— краевых
-всероссийских
-международных
до 10% — 1 б.
от 10% до 20% — 2 б.
от 20% до 30% — 3 б.
от 30% до 40% — 4 б.
свыше 40% — 6 б.
по 5 б. за каждого участника
по 25 б. за каждого участника
по 50 б. за каждого участника
по 75 б. за каждого участника III. Результативность методической и инновационной деятельности учителя 8 Презентация собственной педагогической деятельности
Участие педагога в профессиональных конкурсах разных уровней:
— школьных
— муниципальных
— краевых
— всероссийских
10 б.
20 б.
40 б.
80 б. 9 Результативность презентации собственной педагогической деятельности
Победа (I, II, III место) в профессиональных конкурсах разных уровней:
— школьных
— муниципальных
— краевых
— всероссийских
20 б.
40 б.
80 б.
120 б. 10 Инновационное творчество учителя Разработка и внедрение авторских программ, методик, материалов, прошедших экспертизу и допущенных на региональном и федеральном уровнях 50 б. 11 Обобщение собственного педагогического опыта
Количество публикаций материалов учителя в методических сборниках, научных, профессиональных и педагогических изданиях:
— краевых
— всероссийских
-международных
15 б. за публикацию
25 б. за публикацию
35 б. за публикацию 12 Популяризация собственного педагогического опыта
Проведение открытых уроков, мастер-классов, семинаров, педсоветов, конференций, выступлений, мероприятий и т.п.
— школьных
— муниципальных
— краевых
— всероссийских
— международных
3 б.
25 б.
30 б.
35 б.
50 б.
100 б 13 Презентация собственной педагогической деятельности
Участие педагога в профессиональных конкурсах разных уровней:
— школьных
— муниципальных
— краевых
— всероссийских
10 б.
20 б.
40 б.
80 б. 14 Результативность презентации собственной педагогической деятельности
Победа (I, II, III место) в профессиональных конкурсах разных уровней:
— школьных
— муниципальных
— краевых
— всероссийских
20 б.
40 б.
80 б.
120 б.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.