Реферат по предмету "Экономика"


Понятие и роль государственного регулирования для экономики Республики Беларусь

Контрольнаяработа
Понятие и роль государственного регулирования дляэкономики Республики Беларусь
 

ОГЛАВЛЕНИЕ
 
1      Понятие и рольгосударственного регулирования для экономики Р.Б
2       Формы государственного регулирования хозяйственнойдеятельности
3      Планирование как элемент государственного регулированияхозяйственной деятельности. Формы планирования. Разработка планов и прогнозовэкономическою развития

1 Понятие и роль государственного регулированиядля экономики Республики Беларусь
Государственноерегулирование экономики существует во всех странах. При этом формыгосударственного воздействия на экономику различны в зависимости отисторических традиций страны, условий развития экономики, национальногохарактера народа.
Припереходе к рыночной экономике в отдельных государствах (Российская Федерация)была сделана попытка внедрить привычные для Запада идеалы либерализма,основанные на крайнем индивидуализме и отрицании роли государства в экономике.Результат данных преобразований для экономики был самым негативным.
Следуетотметить, что без государственного регулирования экономика Беларуси успешнофункционировать не может.
Иногдавысказывается мнение, что государственное регулирование ограничиваетсамостоятельность хозяйствующих субъектов. Такое ограничение действительноимеет место в случаях, когда это необходимо в интересах общества, например, приантимонопольном, налоговом, валютном, таможенном регулировании. И вводимые втаких случаях ограничения необходимы для сочетания интересов личности иобщества.
Нов некоторых случаях государственное регулирование не ограничивает, а расширяетвозможности хозяйствующих субъектов: государственная поддержка субъектов малогопредпринимательства — малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, мерыпо поддержке агропромышленного комплекса, по обеспечению деятельностивоенно-промышленного комплекса, по защите качественныхтоваров произ- водителей.
Вто же время существуют и такие формы государственного регулирования, которыенаправлены на установление общих условий хозяйственной деятельности —государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности,лицензирование отдельных видов хозяйственной деятельности. Подобные формыгосударственного регулирования имеют легитимационное значение; с их помощьюопределяется правосубъектность хозяйствующих субъектов, предоставляетсявозможность вести деятельность, требующую специальных знаний, технологическисложную, опасную для окружающих, важную для обеспечения стратегическихинтересов государства.
Особоеместо занимают такие меры государственного регулирования, как прогнозирование ипрограммирование социально-экономического развития.
Противникигосударственного регулирования указывают на то, что этим создается почва дляувеличения контролирующих органов. Но нельзя решить эту проблему путем отказаот выполнения необходимых государственных функций. Нужно не только усилить государственный,но и ввести общественный контроль за соблюдением законности в экономике, безчего государственное регулирование экономики в Беларуси не может бытьэффективным.
2 Формы государственного регулированияхозяйственной деятельности
Внауке административного права регулирование рассматривается как один изэлементов государственного управления, присущий в той или иной мере всеморганам государственного управления, в качестве которых, выступают органыисполнительной власти. Конкретные действия этих и других органов реализуютфункции государства по регулированию предпринимательской деятельности. Таковымиявляются:
-        защитаэкономического правопорядка;
-    распределение и перераспределение доходов междурегионами, отраслями и отдельными субъектами хозяйствования;
-    контроль за соблюдением законодательства впроцессе осуществления хозяйственной деятельности;
-    стимулирование развития какой-либо отрасли взаданном направлении.
Действияпо реализации указанных функций находят свое внешнее выражение в определенныхформах и осуществляются посредством различных способов.
Такимобразом, государственное регулирование предпринимательской деятельностипредставляет собой целенаправленную деятельность соответствующихзаконодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредствомсистемы различных форм и методов обеспечивают достижение поставленных целей,решение различных экономических и социальных задач и регламентируютпредпринимательскую деятельность в стране.
Важнейшимиформами государственногорегулирования предпринимательской деятельности являются:
1)прогнозирование, представляющее собойподготовку представлений о возможном состоянии экономического и социальногоразвития;
2)планирование — это определение целей,задач, пропорций, темпов, этапов, конкретных показателей и сроков достижениятех или иных результатов (экономических, социальных, оборонных и др., планынаходят свое внешнее выражение, в нормативных правовых актах;
3)денежная политика — использование таких инструментов,как цены, налоги, валютное регулирование;
4)антимонопольное регулирование —обеспечение условий для развития конкуренции как основы предпринимательства, созданияи эффективного функционирования товарного рынка и защиты прав потребителей.
Способы государственногорегулирования предпринимательской деятельностиусловно можно разделить на:
1)      административные — приемы одностороннеговоздействия на поведение субъектов регулирования, основанные на авторитете государственнойвласти и реализуемые посредством издания актов как нормативного, так иненормативного характера. Они направлены на:
-        установлениеправил поведения общеобязательного характера, т.е. определенного режима в сферереализации исполнительной власти;
предписаниеоб обязательном совершении определенных действий;
-        утверждениеконкретных (адресных) заданий;
-        разрешениеопределенных действий (например, выдача лицензий, включая их приостановлениеили аннулирование);
-        регистрация определенных действий; установлениестандартов, квот и т. п.; ограничение определенных действий и др.
2)      экономические — приемы, реализуемыечерез материальные средства (цена, прибыль, кредит, налоги и т.д.),направленные на достижение желаемого поведения субъекта регулирования посредствомвоздействия на его интересы.
Указанныеспособы взаимосвязаны и взаимозависимы, т. к. одновременно могут иметьвластно-распорядительный характер экономическое содержание.
Вюридической литературе нет единого мнения по вопросу квалификации этихспособов. Более того, иногда они именуются не способами, а методами. Одниавторы указывают на существование универсальных методов применительно к любойдеятельности — убеждения и принуждения. Другие считают, что административные иэкономические методы — это лишь разновидности прямого и косвенного воздействияна экономические процессы. Тем не менее, представляется,что метод—это более общая категория, объединяющая конкретныеспособы и приемы воздействия на объект регулирования.

3 Планирование как элемент государственногорегулирования хозяйственной деятельности. Формы планирования. Разработка планови прогнозов экономического развития
Планированиепредставляет собой определение целей, задач, пропорций, темпов, этапов,конкретных показателей и сроков достижения тех или иных результатов (экономических,социальных, оборонных и др.).
Прогнозсоциально-экономического развития — система научно обоснованных представлений онаправлениях, критериях, принципах, целях и приоритетахсоциально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий периодс указанием основных прогнозируемых показателей, целевых ориентиров и мер пообеспечению их достижения.
Системагосударственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусьвключает:
-    на долгосрочную перспективу — национальную стратегиюустойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет иосновные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на10 лет;
-    на среднесрочную перспективу — программусоциально-экономического развития Республики Беларусь на пять лет;
-    на краткосрочный период — годовой прогнозсоциально-экономического развития Республики Беларусь.
Разработкагосударственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусьна долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы обеспечиваетсяСоветом Министров Республики Беларусь.
Прогнозысоциально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексногоанализа сложившейся социально-экономической, демографической и экологическойситуации, научно-технического и производственного потенциалов РеспубликиБеларусь, внешних условий, состояния природных ресурсов и перспективы измененияуказанных факторов.
Прогнозысоциально-экономического развития разрабатываются в целом по республике, по народнохозяйственнымкомплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам.
Прогнозысоциально-экономического развития разрабатываются в различныхих вариантах с учетом вероятностного воздействиявнутренних
политических, экономических и других факторов.
Прогнозы социально-экономического развития включают качественныепоказатели и качественные характеристики экономической ситуации, экономическойи социальной фактуры, научно-технического развития, внешнеэкономическойдеятельности, динамики производства и потребления, уровня жизни, экологическойобстановки. Программа социально-экономического развития насреднесрочную
перспективу разрабатывается за год до начала прогнозируемого периода напятилетний срок.
Ив программе социально-экономического развития на среднесрочную перспективудолжны быть отражены:
оценка итогов социально-экономического развития за предыдущий период ихарактеристика состояния экономики Республики Беларусь;
концепция программы социально-экономического развития Республики Беларусь насреднесрочную перспективу;
макроэкономическая политика, включая бюджетно-налоговую, кредитнуюи валютную политику; институциональные преобразования; инвестиционная иструктурная политика; внешнеэкономическая деятельность; развитие реальногосектора экономики; социальная политика;
проблемы экологии и охраны окружающей среды.
Программасоциально-экономического развития на среднесрочную перспективу утверждаетсяПрезидентом Республики Беларусь.
Данные программы социально-экономического развития на сред-несрочную перспективу используются при разработке уровня жизни,экологической обстановки.
Программасоциально-экономического развития на среднесрочную
перспективу разрабатывается за год до начала прогнозируемого
Периода на пятилетний срок.
Ипрограмме социально-экономического развития на среднесрочную перспективу должныбыть отражены:
оценка итогов социально-экономического развития за предыдущий период ихарактеристика состояния экономики Республики Беларусь;
концепция программы социально-экономического развития Республики Беларусь насреднесрочную перспективу;
макроэкономическая политика, включая бюджетно-налоговую, кредитнуюи валютную политику; институциональные преобразования; инвестиционная иструктурная политика; внешнеэкономическая деятельность; развитие реального сектораэкономики; социальная политика;
проблемы экологии и охраны окружающей среды.
Программасоциально-экономического развития на среднесрочную перспективу утверждаетсяПрезидентом Республики Беларусь.
Данныепрограммы социально-экономического развития на среднесрочную перспективуиспользуются при разработке прогноза экономического развития на краткосрочнуюперспективу.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ
 
1.  Анохин, В. Государственноерегулирование предпринимательства/ В. Анохин // Хозяйство и право. — 1995. — №4. — С. 34 — 36.
2.  Антоновская, Н.А. Государственноерегулирование экономики: курс лекций / Н.А. Антоновская. — Минск: Амалфея,2005. — 158 с.
3.  Ведякин, В.М. Методыправового регулирования рыночных отношений / В.М. Ведякин // Юрист. — 2001. — №12. — С. 23—24.
4.  Витушко, В.А. Государственноегражданско-правовое регулирование рынка/ В.А. Витушко. — Минск: Амалфея, 2003.— 83 с.
5.  Орлова, Л.М. Хозяйственноеправо: ответы на экзаменационные вопросы / Л.М. Орлова. — Минск: ТетраСистемс,2005. — 128 с.
6.  Пугинский, Б.И. Правоваяэкономика: проблемы становления / Б.И. Путинский. — Минск: Амалфея, 2005. —270 с.
7.  Реуцкая, Е.А. Хозяйственноеправо: курс интенсивной подготовки / Е.А. Реуцкая. — Минск: ТетраСистемс,2007. — 352 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Исторический экскурс в проблему семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии
Реферат Процессы и аппараты химической технологии
Реферат Зміст контрольно-аудиторського процесу
Реферат Жестокое обращение с детьми 2
Реферат Екстатичні змінені стани свідомості як сторона культури
Реферат Поэтическое творчество Эмили Дикинсон
Реферат Договор строительного подряда 2 Характеристика договора
Реферат Мышление. Общая характеристика мышления
Реферат Джерела виникнення та шляхи розвитку народного хореографічного мистецтва
Реферат Зависимость от азартных игр, гэмблинг-зависимость
Реферат Технология возделывания картофеля в лесостепной зоне Республики Тыва
Реферат Чичиков: маски и реальность
Реферат Жизнестойкость и стрессовые ситуации
Реферат Прибуток підприємства та методи управління ним
Реферат Закон Притяжения: все мы есть результат того, о чём мы думали!