Реферат по предмету "Психология"


Исторический экскурс в проблему семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии

Содержание
1. Генезиснаучных и социальных подходов к проблеме семьи ребенка-инвалида
2. Избавлениеот неполноценных лиц как форма самозащиты человека и государства в древности
3.Возникновение и развитие гуманистического отношения к лицам с психофизическиминарушениями
4. Первыеопыты оказания помощи детям с психофизическими нарушениями и их семьям
5.Организация консультативной помощи родителям «дефективных» детей в начале XX в.
6.Современный этап в разработке проблемы семьи, воспитывающей ребенка сотклонениями в развитии
Библиографический список

1. Генезис научных и социальных подходов к проблеме семьиребенка-инвалида
Проблемы семьи, имеющей ребенка с отклонениями в развитии,проявляются в различных сферах ее жизни. В истории развития человечествавзаимоотношения семьи и общества прошли путь от диктата социума,предписывающего избавляться от неполноценных младенцев, до пониманиянеобходимости оказания помощи и поддержки таким семьям. Следует отметить, чтоситуация проблемности возникает в семье с момента рождения в ней ребенка спсихофизическими недостатками и проявляется как отношение социума к дефекту. Вэти отношения включаются и близкие ребенка (родители, другие члены семьи,опекуны).
Генезис проблемы такой семьи детерминирован историей отношенияобщества к лицам с психофизическими недостатками на протяжении развитиясовременной цивилизации и может рассматриваться в тесной взаимосвязи с нею.Изучение литературных источников дает возможность выделить определенные этапы вистории этих взаимоотношений. Подробный анализ и авторская периодизацияэволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитиипредставлены в монографии Н.Н. Малофеева (1996), а также в более ранних работахдругих отечественных авторов (Замский, 1980).
'Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2004. С. 11-47.
Свой взгляд на возникновение и развитие проблемы семьи аномальногоребенка мы строили, опираясь на литературные источники и исторические данные.Краткий исторический экскурс в генезис проблемы семьи, воспитывающей ребенка сотклонениями в развитии, позволил выделить отдельные аспекты данной проблемы помере их возникновения.

2. Избавление от неполноценных лиц как форма самозащиты человека игосударства в древности
В разные исторические эпохи восприятие здоровыми согражданами лиц,имеющих физические и психические недуги, имело свои особенности и складывалосьпо-разному. Так, история отношений к аномальным детям в Древних Греции и Римесвидетельствует о негуманном способе обращения с ними (Плутарх). В обществетакое обращение понималось как форма защиты нации от воздействия аномальныхлиц. Эта позиция обосновывалась и философски (Аристотель, Платон). «Пусть всиле будет тот закон, — писал Аристотель, — что ни одного калеки ребенкакормить не следует» (цит. по: Дьячков, 1957. С. 7). Имеются также свидетельствао том, что существовал закон царя Спарты Ликурга (IX—VIII в. до н. э.),предписывающий умерщвлять физически неполноценных младенцев, руководствуясь, помнению римского философа Сенеки, «правилами разума: отделять негодное отздорового». Родительские чувства при этом никем не учитывались. Римское правоотносило умалишенных и глухонемых к категории недееспособных лиц (включая в неекак бедных, так и богатых) и лишало их гражданских прав. Последующаяисторическая эпоха также не внесла положительных изменений в этот вопрос.
В период Средневековья серьезное влияние на многие проблемысоциальной жизни оказывала религия. Особенно это касалось католицизма. Согласноцерковным канонам того времени, физическое или психическое увечье считалосьнаказанием за прегрешения самого человека или его предков. Оно такжепредставлялось современникам в виде воплощения дьявольских сил (В. Гюго. «СоборПарижской Богоматери»). Православие отличалось более мягким отношением к лицамс физическими и психическими недостатками. Некоторые из юродивых и калек былиотнесены к лику святых. Юродивых на Руси чтили как посланников Бога:свидетельства этому мы находим в литературных источниках (А. С. Пушкин. «БорисГодунов»). В их честь возводились храмы (например, собор Василия Блаженного наКрасной площади в Москве).
 
3. Возникновение и развитие гуманистического отношения к лицам спсихофизическими нарушениями
Пришедшая на смену Средневековью эпоха Возрождения позволилачеловеку впервые взглянуть на себя открыто. Именно в этот период возникают, азатем все более развиваются гуманистические тенденции в отношении к лицам спсихофизическими недостатками. Одним из первых высказал мысль о необходимостипроявления заботы о воспитании и обучении слабоумных, обосновав свою позициюфилософски, знаменитый славянский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670). Онсчитал, что учить можно всех аномальных детей. В этой связи он писал:«Возникает вопрос: можно ли прибегать к образованию глухих, слепых и умственноотсталых, которым из-за физического недостатка невозможно в достаточной мерепривить знания? — Отвечаю: из человеческого образования нельзя исключитьникого, кроме нечеловека (курсив В. Т.)» (Коменский, 1958. С. 206—207).
Понимание необходимости в оказании помощи лицам с физическими ипсихическими недостатками и активизация такой помощи приобретает особуюзначимость к началу XVIII в. Литературные источники подтверждают, что впервыевозможность воспитывать и обучать слабоумных лиц была доказана на рубеже XVIIIи XIX вв. известным французским психиатром Жаном Итаром (1775—1838), которыйпредпринял попытку обучить и воспитать мальчика Виктора, найденного им в лесупод г. Авероном. Позже, в середине XIX в., проблема начинает рассматриватьсяуже как научная.
 

4. Первые опыты оказания помощи детям с психофизическиминарушениями и их семьям
Опыт Жана Итара постепенно приобретает в Европе популярность. Имшироко пользуются его коллеги-врачи, которые результатами своей деятельностидоказывают возможность лечения и воспитания детей с отклонениями в развитии(Пинель, Эскироль, 1838; Сеген, 1903 и др.). Они же становятся первыминаставниками и педагогами душевнобольных лиц. Разработкой вопросов воспитания иобучения лиц с аномалией развития занимались А. Бине и Т. Симон (1910, 1911),Д. Бурневиль (Bournevile, 1894, 1899); Г. Даниэль и Ж. Филипп (Daniel etPhilippe, 1899); Ж.Декроли (Decroly, 1905); Ж.Демор (Demoor, 1898, 1909); Ж.Демор и Г. Даниэль (Demoor et Daniel, 1898, 1900); М. Монтессори (1913); С.Сантктис (Santctis, 1906), Ж. Филипп и П. Бонкур (1911); Э. Сеген (1903) и другие.
В России первый отечественный опыт положительного влияния семьи насостояние душевнобольного возник в начале XIX в. Специалисты, работавшие с этойкатегорией больных, обратили внимание на возможность использования семейногоокружения как для профилактики, так и для лечения различных психическихрасстройств. В конце 30-х гг. XIX в. по инициативе одного из основателейобщественной психиатрии И. Ф. Рюля впервые в мировой практике была проведенаобщегосударственная перепись душевнобольных (см.: Шерешевский, 1978).Одновременно с обобщением результатов переписи И. Ф. Рюль (1839, 1840) составил«Краткое наставление» для родителей и близких душевнобольных лиц. Наряду собщими советами в «Наставлении» определялись меры, которые должны былипредпринимать члены семьи в отношении душевнобольного лица. Среди нихупоминалось о «приветливом обхождении в разговоре между собой», о «стабильностиположительных привычек и образа жизни». Родителям вменялось в обязанность вестиразъяснительные беседы с детьми и занимать их полезным делом.
Одновременно в России расширялась практика лечения душевнобольныхв семьях, которые могли содержать таких больных. Указывалось на необходимостьгуманного отношения близких к больному ребенку, и рассматривалась возможностьлечебного воздействия на него членов семьи. С 1859 г. в рамках развитиясемейного патронажа обсуждалась проблема оказания специального воздействиялечащим врачом на семью больного. Имелось в виду не только постоянноенаблюдение и контроль за состоянием больного, но и «просветительские беседы счленами семьи, дабы они, по-доброму относясь к подопечному, своими разговорамиположительно влияли на его самочувствие» (Шерешевский, 1978. С. 142). Такимобразом, первоначально проблема семьи с аномальным ребенком или взрослым рассматриваласьв аспекте привлечения такой семьи для использования ее благотворноговоздействия на состояние больного.
Опыт работы с семьями в патронаже обсуждался на I Съездеотечественных психиатров. В докладе известного русского психиатра С. С.Корсакова были определены категории больных, которых он считал возможным лечитьдома. Расширение масштабов содержания душевнобольных в семьях позволялопроводить лечебные мероприятия наряду с «моральным воздействием». Этопредполагало правильное понимание их состояния ближайшим окружением (членамисемьи).
Считалось, что лечение в семьях дает неплохие результаты при ихразмещении в территориальной близости друг к другу. Семья больного становиласьне только известным фоном для проведения лечебных мероприятий и психотерапии,но и ее определенным компонентом. Семья содействовала врачу в правильном выбореметода лечения и создавала соответствующую обстановку для его использования. Кначалу XX в. в крупных городах России появились и были апробированыразнообразные формы лечения душевнобольных в семьях.
ребенок неполноценный инвалид семья

5. Организация консультативной помощи родителям «дефективных»детей в начале XX в.
Отечественные специалисты придавали особое значение проведениюразъяснительных мероприятий для родителей, включая в лекции сведения о природевозникновения дефекта и недостатках семейного воспитания.
Так, П. П. Кащенко обосновал идею психологического воздействиясемьи на больного необходимостью создания препятствия для его аутизации путемвзаимодействия с близкими. Известный психиатр подчеркивал важность«благоприятного стечения индивидуальных особенностей семьи» (Кащенко П. П.,1905. С. 144) при лечении психических нарушений.
О включении родительской темы в спектр обсуждаемых вопросовсвидетельствуют труды и публикации известных психиатров, психологов и педагоговначала XX в. Представляют интерес публикации Ж. Демора, который, согласномнению Г. И. Россолимо, был «одним из лучших специалистов в Европе» тоговремени по проблеме аномального детства. Его монография «Ненормальные дети, ихвоспитание дома и в школе», вышедшая в России в 1909 г., охватывала широкийспектр вопросов, касающихся аномальных детей, включая проблему контактов сродителями и их просвещения.
В монографии немецкого ученого и педагога Б. Меннеля «Школы дляумственно отсталых детей», переведенной на русский язык в 1911 г. врачом М.Владимирским, дается систематическое изложение вопроса о состоянии школ дляумственно отсталых детей в Германии и отдельная глава («Родители и жизненныеусловия ученика») посвящается проблемам родителей подопечных.
Истоки формирования семейной психотерапии в России связаны собразованием врачебно-воспитательных учреждений и организацией семейныхпатрона-жей для психических больных. В 1882 г. такое врачебно-воспитательное учреждениебыло создано в Петербурге. Возглавил его известный врач и педагог И. В.Маляревский. Опытом работы в подобных учреждениях заинтересовались в то время иза рубежом. В. М. Бехтерев, отвечая на вопрос одного из западныхкорреспондентов, сообщал, что «… 12 учреждений такого рода достигают успеховв этом деле не только лечением, но и воспитанием призреваемых» (цит. по:Шерешевский, 1978. С. 146).
В применяемых И. В. Маляревским и его последователями мерахврачебного воздействия и воспитания огромное значение имела диагностикавзаимоотношений в семьях и выявление роли неправильного воспитания вформировании проявлений душевной болезни. Уделяя особое внимание семейномувоспитанию, И. В. Маляревский отмечал, что педагогическая неумелость родителейприводит в домашних условиях к развитию у детей эгоизма; у них отсутствуетсознание долга перед окружающими, они излишне самолюбивы, что нередкопринимается за душевное страдание. Исправление дефектов воспитанияосуществлялось врачом в процессе бесед, проводимых с ребенком отдельно или помере надобности вместе с родителями. Для родителей проводились «совещания», накоторых раскрывались недостатки семейного воспитания.
Следует отметить, что в подобных учреждениях помощь при участиисемьи оказывалась практически всем детям с психофизическими недостатками.
Вс. П. Кащенко, известный отечественный дефектолог, оказываяпомощь семье в воспитании больного ребенка, в первую очередь обращался кразъяснению родителям «дефективности характера» и трудностей его воспитания, а такжедавал рекомендации относительно режима дня, тактики отношения к нему испециальной литературы для чтения родителям. В помощь родителям для реализациисистемы коррекционного воспитания предлагалось пригласить ипедагога-дефектолога (Кащенко Вс. П., 1992).
С 1912 г. в Петербурге при Психоневрологическом институте былаоткрыта вспомогательная школа, в которой функционировали также и курсы дляродителей. В программу этих курсов входило ознакомление с учением о характерахи общей психопатологией детского возраста. Проводились совместные занятия дляродителей и детей, на которых не только рассматривались сложные конфликтныеситуации в семье, но и давались советы и рекомендации по их устранению«… путем взаимных уступок и отвлечения нервных детей от предмета ихраздражительности» (Шерешевский, 1978. С. 145-146). С 1907 по 1912 г. подобный«кружок совместного воспитания и образования» работал и в Москве. С егопрограммой был ознакомлен В. М. Бехтерев.
Таким образом, лучшими представителями отечественной медицинской ипедагогической науки еще в прошлом веке были заложены традиции использованиявлияния семьи для разрешения проблем лечения и воспитания больного ребенка.
Краткий исторический экскурс в проблему семьи, в которойвоспитывается ребенок с психофизическими недостатками, позволил осветить лишьотдельные, наиболее значимые аспекты ее возникновения и развития. С другойстороны, эти аспекты представляют эволюцию взглядов социума на проблемувзаимоотношений с лицами, имеющими психофизические недостатки:
1) избавление от неполноценных лиц как форма самозащиты человека игосударства в древности;
2) возникновение и развитие гуманистического отношения к лицам спсихофизическими нарушениями;
3) первые опыты оказания помощи детям с психофизическиминарушениями и их семьям;
4) организация консультативной помощи родителям «дефективных»детей в начале XX в.;
5) изучение последствий эмоционального стресса у родителей детей сотклонениями в развитии;
6) изучение психопатологических расстройств у родителей детей сотклонениями в развитии;
7) изучение влияния болезни ребенка на характер семейныхвзаимоотношений, принципы семейного воспитания и типы семей;
8) формирование предпосылок к созданию комплексной системысоциально-психологической адаптации семей, имеющих ребенка с отклонениями вразвитии.
 
6. Современный этап в разработке проблемы семьи, воспитывающейребенка с отклонениями в развитии
Современный этап развития коррекционной педагогики и психологиихарактеризуется поиском новых эффективных путей социальной адаптации детей,страдающих физическими и психическими недостатками. В этой связи проблемасемьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии и с особымиобразовательными потребностями, становится все более актуальной.
Социализация ребенка с проблемами в развитии не может бытьдостигнута без приобщения к этому процессу его родителей. Семья как социальныйинститут призвана социализировать ребенка (3. Фрейд). Именно в семье у ребенкаскладываются первые представления о человеческих ценностях, характеревзаимоотношений между людьми, формируются нравственные качества. Поэтому исемья ребенка с отклонениями в развитии также должна стать его первымсоциализирующим институтом. Процесс социализации ребенка с отклонениями вразвитии рассматривается нами поэтапно. Первой ступенью социализации ребенкаможет быть (и есть) его адаптация в семье. Второй ступенью — адаптация вспециальном образовательном учреждении. И последней, самой главной ступенью —адаптация в обществе, включая и адаптацию самой семьи в целом.
Российское законодательство закрепляет за родителямиответственность за воспитание своих детей (Закон РФ «Об образовании», 1992,1996; Семейный кодекс РФ, 1995). В связи с этим роль семьи в воспитании ребенкас отклонениями в развитии особенно значима. Это, в свою очередь, объясняетпотребность семьи в различных реабилитационных мерах, направленных ей в помощьдля реализации этой задачи.
В последние годы в разных областях специальной педагогики ипсихологии появились работы, свидетельствующие о необходимости активного изучениявсего спектра проблем семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.Интерес специалистов не ограничивается теперь лишь методическими вопросамиформирования у детей тех или иных знаний и навыков. Акцент коррекционноговоздействия переносится на семью больного ребенка. При этом особое вниманиеуделяется положительному влиянию близких на ребенка с проблемами в развитии,созданию благоприятных условий для его обучения не только в специальномучреждении, но и дома. Разнообразные формы обучения как в государственных, таки в негосударственных образовательных учреждениях, работа с детьми, имеющимитяжелые и грубые психофизические недостатки, включают семью в полекоррекционного воздействия в качестве основного стабилизирующего факторасоциальной адаптации ребенка.
В связи с возросшим вниманием общества к проблемам семей,воспитывающих детей с отклонениями в развитии, в конце XX в. (1997-2002 гг.)появились работы, посвященные этому вопросу (Богданова, Мазурова, 1998; Мишина,1998, 2001; Сабуров, 1999; Ткачева, 1999 а, б, в, 2000 и др.). Следуетотметить, что в этих работах в той или иной степени характеризуются семейнаяатмосфера и влияние социального окружения на особенности развития больногоребенка.
Так, в исследовании Т.Г. Богдановой и Н.В. Мазуровой (1998)изучалось влияние внутрисемейных отношений на развитие личности глухих младшихшкольников. Межличностные отношения ребенка с родителями и его восприятиевнутрисемейных отношений исследовались с помощью модифицированной авторамиметодики Р. Жиля. Полученные результаты свидетельствуют об искажении отцовскойпозиции и преобладании негативного отношения глухих детей к слышащим отцам. Втех семьях, где родители также страдают нарушениями слуха, дефект ребенкаособых проблем у них не вызывает.
В исследовании Н. В. Мазуровой (1997) по принципу ведущего дефектавыделяется три группы родителей (глухие родители с наследственной глухотой,глухие родители с приобретенной глухотой, слышащие родители). Исследуемыегруппы родителей в зависимости от наличия или отсутствия сенсорного дефекта иот собственных личностных качеств дают оценку особенностям своего ребенка и,базируясь на этом, строят с ним отношения. Родители, имеющие наследственныйдефект, не испытывают тех психологических трудностей, с которыми сталкиваютсяслышащие родители глухих детей.
К родителям слепоглухих детей обращены публикации И.В. Соломининой(2001, 2002). В них предлагаются конкретные советы родителям (своевременноеобучение дактилологии и жестовой речи), а также выносится на обсуждение вопросо создании коррекционных групп для родителей больных детей, их бабушек идедушек. Этим же автором переведены на русский язык наиболее интересныезарубежные публикации поданной проблематике (см.: например, Браун, 1997). С.М.Хорош (1991) характеризует различные аспекты родительско-детских отношений всемьях, воспитывающих слепых детей. Автор выделяет две родительские позиции:адекватную и неадекватную. Она отмечает, что родительское отношение к слепомуребенку проявляется в различных вариантах: жертвенности, гиперопеке,деспотическом поведении, строгости, твердости или отстраненности от ребенка.
В работе Л.И. Солнцевой и С.М. Хорош (1988) из всего многообразияразличных типов взаимоотношений в семье выделяются три: гиперопека, деспотизмродителей, отчуждение от ребенка. По мнению авторов, эти вариантынеблагополучно складывающихся внутрисемейных отношений воспитывают у слепогоребенка нежелательные личностные качества: избалованность, эгоизм,неповиновение взрослым или эмоциональную глухоту.
В исследовании А.Р. Шарипова и 3.Ф. Гафуровой (1998) выявленовлияние микросоциального фактора на возникновение близорукости у детей. Авторысчитают, что у родителей детей с миопическими нарушениями более выражены чертывоспитательной неуверенности, чем у родителей офтальмологически здоровых детей.Возрастание воспитательной неуверенности, с одной стороны, компенсируетсяпопытками родителей полнее удовлетворять потребности ребенка. С другой стороны,подобная родительская позиция способствует возникновению детской близорукостикак инструмента, позволяющего ребенку минимизировать обязанности имаксимизировать удовлетворение собственных потребностей.
Исследование Г.А. Мишиной (1998) направлено на изучение икоррекцию разнообразных вариантов сотрудничества в родительско-детских парах.Автор рассматривает отклонения в психофизическом развитии детей раннеговозраста не только как возможное следствие органических и функциональныхнарушений, но и как вторичные проявления, обусловленные дефицитом общения иотсутствием адекватных способов сотрудничества родителей с детьми. Она выделяетшесть моделей сотрудничества родителей с ребенком (изолированность,предполагаемую взаимосвязанность, речевую взаимосвязанность, «молчаливоесоприсутствие», «влияние и взаимовлияние», активную взаимосвязанность).
Анализируя данные констатирующего эксперимента, Г.А. Мишинаприходит к выводу о том, что поведение родителей, воспитывающих проблемногоребенка раннего возраста, имеет следующие особенности: неумение создаватьситуацию совместной деятельности, неэмоциональный характер сотрудничества,неадекватность позиции по отношению к ребенку, неадекватный стиль воспитания,недостаточная потребность в общении с ребенком. Обучающий эксперимент,проведенный автором, выявил положительную динамику как в общении родителей спроблемным ребенком (адекватное восприятие особенностей его развития, уверенныйстиль воспитания, сформированность потребности в общении с ним и др.), так ипозитивные изменения в развитии познавательного и социального уровня детей.
Изучение причин негативного отношения социума к умственноотсталому ребенку продолжено в ряде работ.
О.Б. Чарова и Е.А. Савина (1999) оценивают отношение матери кумственно отсталому ребенку как противоречивое. Типичной реакцией материявляется жалость, стремление опекать, контролировать. В то же время у матерейпроявляется раздражение, желание наказать ребенка, игнорировать его интересы всилу их примитивности. Эмоциональное состояние матерей характеризуетсядепрессией, чувством вины, горя, стыда и страдания.
Результаты исследования А.Г. Московкиной, Е.В. Пахомовой, А.В.Абрамовой (2000) подтверждают точку зрения, высказанную ранее В.В. Юртайкиным иО.Г. Комаровой (1996) о преобладании отрицательных характеристик при описанииумственно отсталых детей разными категориями лиц, включая и их родителей.
Проблема включения родителей умственно отсталых детей вкоррекционно-воспитательный процесс раскрывается в исследовании В.В. Сабурова(1999). Он считает, что критериями готовности родителей ккоррекционно-ориентирован-ному воспитанию детей с нарушением интеллектаявляются педагогическая грамотность, активное участие в воспитательномпроцессе, ценностное отношение к ребенку. Предлагаемая В.В. Сабуровымтехнологическая модель взаимодействия школы и семьи включает индивидуальные практическиезанятия с родителями; совместную деятельность родителей и детей в классных иобщешкольных мероприятиях, включение детей в трудовую жизнь взрослых; анонимноеи конфиденциальное психолого-педагогическое консультирование педагогов иродителей; разработку и реализацию индивидуальных планов совместноговоспитания.
Интересным представляется исследование Н.А. Строповой (1999), вкотором высокая значимость культуры общения педагога с аномальными детьмипонимается как средство коррекции личности таких детей и оказанияпсихологической поддержки их семьям.
Взаимодействие с родителями приобретает все большую значимость идля специалистов, работающих с различными категориями детей с речевойпатологией. Об этом свидетельствуют работы Л.М. Крапивиной (1998), Т.Н.Волковской(1999 а, б), Ю.В. Микляевой (2001), Н.А. Гегелия (2000), Г.А.Волковой (2002).
Авторы подчеркивают важность сотрудничества специалистовлогопедического детского сада и семьи. В публикациях описываются основные формыработы с родителями, которые проводятся в специализированных учреждениях;предлагаются методические рекомендации, которых следует придерживатьсяродителям в домашних условиях.
Вопросам изучения личностных особенностей матерей ивзаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с тяжелой и глубокой умственнойотсталостью, посвящены отдельные главы (6, 7) работы Л.И. Шипицыной (2002).
В последние годы в связи с деструктивным развитиемсоциально-экономической и идеологической ситуации в российском обществе,характеризующейся деформацией семейных ценностей и девальвацией институтаматеринства на социальном и индивидуальном уровнях, в научных исследованияхобозначилось еще одно направление — изучение семей, воспитывающих приемныхдетей.
Работ в этой области немного, но некоторые уже можно назвать. Так,А.М. Щербакова (2002) рассматривает опыт работы школы опекунов, содержание инаправления деятельности специалистов, приводит рекомендации по организацииконсультирования таких семей.
В исследовании Е.В. Ушаковой (2003) разработана классификация мотивовсоздания приемной семьи (альтруистические, потребительские, нейтральные),выделены профессионально значимые качества родителей-воспитателей, представленапрофессиограмма приемного родителя.
Особо значимыми для становления статуса проблемы семьи являютсяработы И.Ю. Левченко (1986, 1991, 2001 а, б). Позиция автора определяетстратегические направления реабилитационной помощи семье, воспитывающей ребенкас отклонениями в развитии: гуманизация отношения к таким детям; организациявсесторонней комплексной специализированной поддержки детей и их семей.
Анализ литературных данных, включая работы, в которыхрассматривается современное состояние проблемы семьи, воспитывающей аномальногоребенка, свидетельствует о поступательном развитии процесса ее изучения.

Библиографическийсписок
1. Адлер А. Понять природучеловека. СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 2008. С.131-138.
2. БасиловаТ.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным или множественнымнарушением//Дефектология. 2009. № 3. С. 47-55.
3. ВолковскаяТ.Н. Возможные способы организации и содержание работы с родителями в условияхкоррекционного дошкольного учреждения //Дефектология. 2010. № 4. С. 66—72.
4. ГусловаМ.Н., Стуре Т.К. Психологическое изучение матерей, воспитывающихдетей-инвалидов// Дефектология. 2009. № 3. С. 28-31.
5. Зайцев Д.В.Социологический анализ современной семьи в России //Дефектология. 2008. № 6. С.3-10.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.