Реферат по предмету "Психология"


Мышление. Общая характеристика мышления

Мышление. Общая характеристика мышления Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и выходит далеко за его пределы.). Основные функции мышления Установление всеобщих взаимосвязей.

Понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений. Обобщение свойств однородной группы явлений и т.д. Мыслительные операции В психологии выделяют следующие операции мышления: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификацию (систематизацию), абстрагирование, конкретизацию. С помощью этих операции мышления осуществляется проникновение в глубь той или иной стоящей перед человеком

проблемы, рассматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи. Анализ – это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Анализ – это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, связей отношений и т.п. С помощью анализа обнаруживаются наиболее существенные признаки. Анализ помогает следователю выделить из показаний самое существенное, самое необходимое.

Синтез – это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны. Сравнение – мыслительная операция, раскрывающая тождество и различие явлений и их свойств, позволяющая

произвести классификацию явлений и их обобщение. Обобщение – мыслительная операция, позволяющая мысленно объединить предметы и явления по их общим и существенным признакам. Обобщение может осуществляться в двух уровнях. Первый, элементарный уровень – соединение сходных предметов по внешним признакам (генерализация). Но большую познавательную ценность представляет собой обобщение второго, более высокого уровня, когда в группе предметов и явлений выделяются существенные общие признаки

Абстрагирование – мыслительная операция отражения отдельных существенных в каком-то отношении свойств явлений. В процессе абстрагирования человек как бы «очищает» предмет от побочных признаков, затрудняющих его исследование в определенном направлении, правильные научные абстракции отражают действительность глубже, полнее, чем непосредственные впечатления. На основе обобщения и абстракции осуществляется классификация и конкретизация. Классификация – группировка объектов по существенным признакам.

В отличие от классификации, основанием которой должны быть признаки, существенные в каком-то отношении, систематизация иногда допускает выбор в качестве основания признаков малосущественных (например, в алфавитных каталогах), но удобных в оперативном отношении. Конкретизация – мыслительная операция познания целостного объекта в совокупности его существенных взаимосвязей, теоретическое воссоздание целостного объекта. Конкретизация является процессом, противоположным абстракции.

В конкретных представлениях мы не стремимся отвлечься от различных признаков или свойств предметов и явлений, а наоборот, стремимся представить себе эти предметы во всем многообразии свойств и признаков, в тесном сочетании одних признаков с другими. Логические формы мышления В психологической науке различают такие конкретные формы мышления, как понятия, суждения, умозаключения. Понятие – это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.

Понятие – форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. Понятия могут быть всеобщими и единичными, конкретными и абстрактными, теоретическими и эмпирическими Общее понятие охватывает целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и то же название. Единичное понятие – это понятие, в котором отражены присущие только отдельному предмету или явлению

признаки. Единичные понятия представляют собой совокупность знаний о каком – либо одном предмете, однако при этом отражают свойства, которые могут быть охвачены другим, более общим понятием. Конкретное понятие – понятие, которое легко идентифицировать, представить, сформировать и классифицировать. Абстрактное понятие – понятие, которое трудно идентифицировать, представить, классифицировать. Теоретическое понятие – это понятие, специфическим содержанием которого выступает объективная связь

всеобщего и единичного (целостного и отличного). Эмпирическое понятие фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения. Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности. Суждение – основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами

и явлениями действительности. Суждения образуются двумя способами: непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается; опосредованно – путем умозаключений или рассуждений. Суждения могут быть истинными или ложными, общими, частными и единичными. Истинное суждение – это объективно верное суждение. Ложное суждение – суждение, не соответствующее реальности.

Общее суждение – утверждение чего-либо (или отрицание) относительно всех предметов данной группы, данного класса. Частное суждение – утверждение или отрицание, относящееся не ко всем, а лишь к некоторым предметам. Единичное суждение – утверждение или отрицание, относящееся только к одному предмету. Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии.

Дедуктивное умозаключение – это умозаключение, в котором рассуждение осуществляется от общих фактов к единичному выводу. Индуктивное умозаключение – умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу. Умозаключение по аналогии – это такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий. Виды мышления Выделяют различные виды мышления. Наглядно-действенное мышление – элементарный вид мышления,

возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления. Основная характеристика наглядно – действенного мышления определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации. Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. Овладение наглядно-образными представлениями расширяет сферу действия практического мышления.

Абстрактно-логическое мышление – вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических

действий. Теоретическое мышление направлено на решение теоретических задач, опосредованно связанных с практикой. Практическое мышление направлено на решение теоретических задач, возникающих в ходе практической деятельности. Дискурсивное мышление совершается путем логических умозаключений, приводящих к пониманию основного принципа, закономерности. Интуитивное мышление осуществляется как непосредственное «схватывание» ситуации, нахождение решения без осознания путей и условий его получения.

Репродуктивное, или шаблонное, мышление – это воспроизводящее мышление. Продуктивное, или творческое, мышление – это мышление, вырабатывающее новую стратегию, оригинальный путь решения проблемы. Индивидуальные особенности и Качества мышления Глубина. Проявляется в степени проникновения в сущность явления, процесса. Самостоятельность. Выражается в умении увидеть новую проблему, поставить новый вопрос и затем решить

задачи своими силами. Творческий характер мышления наиболее ярко выражается в его самостоятельности. Гибкость. Проявляется в умении изменять намеченный план действий, если он не удовлетворяет условиям, которые обнаруживаются в ходе решения задачи. Критичность. Отражает способность человека правильно оценить как объективные условия, так и собственную активность и при необходимости отказаться от избранного пути и найти способ действия, наиболее отвечающий условиям

деятельности. Быстрота. Проявляется в способности находить правильные, обоснованные решения и реализовывать их в условиях дефицита времени Список литературы Гамезо М.В Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ метод. Пособие к курсу «Психология человека»: - М.: Пед. общ-во России, 1999. – 397 с. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования:

Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф пед. ун-та, 2000. – 244 с. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие Екатеринбург, Изд-во Урал. гос. проф пед. ун-та,1997. – 244 с. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для вузов. – Р н/Д: Феникс, 1996. – 512 с.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002 Кн.1: Общие основы психологии – 688 с. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,

2002 Кн.2: Психология образования – 496 с. Петровский А.В Ярошевский М.Г. Психология. Учеб для вузов М.: Издат. Центр «Академия», 2000. –512 с. 8. Глуханюк Н.С Семенова С.Л Печеркина А.А. Общая психология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга,

2005. 368 с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Разрешение споров в Китае: выбор Арбитража
Реферат Положение несовершеннолетних в трудовом праве
Реферат Є воля є людина. Стежинами життя І творчості віктора драчука вікторія Кравець Володарська загальноосвітня школа І-ІІІ ступенів №2
Реферат Teen Suicide Essay Research Paper Suicide is
Реферат Образ Дон Жуана в пьесе Жан-Батиста Мольера "Дон Жуан"
Реферат Россия в годы либеральных реформ 60 90 е годы XIX века
Реферат Права и обязанности руководителя туристской группы
Реферат Patton Essay Research Paper PattonWorld War II
Реферат Процессы и аппараты химический технологий
Реферат Взаимосвязь уровня креативности и уровня невротизации и психопатизации
Реферат Проектування нових типів цифрових диктофонів
Реферат Организация финансирования и кредитования предпринимательства
Реферат HMS Diamond Rock
Реферат Финансирование социального обеспечения
Реферат Кинематика точки, сложное движение точки, движение точки вокруг неподвижной оси (Шпаргалка)