Реферат по предмету "Психология"


Жестокое обращение с детьми 2

--PAGE_BREAK--
Для распавшейся семьи характерно соединение неприязненных отношений с застывшими, уходящими в прошлое конфликтами. Такая ситуация утяжеляется в тех случаях, если поведение ребенка, связанное с употреблением алкоголя или наркотиков, помогает сохранить замкнутый, конфликтный круг отношений, т.к. за этим может стоять неосознаваемое ребенком желание восстановить распавшиеся отношения. В подобных случаях дети и подростки могут прибегать к использованию наркотиков для своеобразного «шантажа» и демонстрации своих ожиданий от взрослых.
Для асоциальной семьи с наркологическими проблемами и противоправным поведением членов семьи характерны:
    *
      сочетание затяжных, конфликтных внутрисемейных отношений с криминологической и наркологической отягощенностью;

    *
      нарастающая социальная изоляция с выключением семьи из доверительных или поддерживающих отношений с другими семьями в доме, микрорайоне.
Дети, проживающие в такой семье, испытывают различные формы психологического давления:
    *
      разъединенность и эмоциональное отвержение со стороны родителей;

    *
      заброшенность и насилие;

    *
      чувство вины и стыда за поведение членов семьи.
Они вынуждены соизмерять свое поведение с «двойным стандартом правил» – аморальным как нормой поведения внутри своей семьи и моральными требованиями, правилами поведения вне семьи – в школе, в общении с другими. В такой ситуации дети стремятся перенести стиль внутрисемейных «образцов поведения» на свои взаимоотношения с окружающими, навязать его, если не встречают отпора.
Большой интерес для исследования агрессивности ребенка как фактора определяющего жестокость в обращении с ребенком представляют ответы детей младшего дошкольного возраста на вопрос: «Что тебе запрещают делать дома?». Эти ответы определенным образом характеризуют стиль семейного воспитания. При их анализе было выделено четыре группы запретов (по значимости и частоте) Колосова С. Агрессия и агрессивность// Школьный психолог,2000г.,[, №27]:
    *
      первое место заняли запреты (предъявляемые преимущественно матерями), оберегающие вещи и порядок в доме;

    *
      второе место – запреты, связанные с безопасностью ребенка;

    *
      третье место – охрана покоя взрослых и особенно отцов;

    *
      четвертое место – запреты нравственного характера, касающиеся как внутрисемейных отношений, так и правил поведения (например, не рвать книги, не ломать деревья, не разговаривать грубо).
Формирующаяся под воздействием тоталитарного сознания взрослых двойная идентификация ребенка (когда есть разделение «я для себя» и «я для семьи») оказывается мощной основой для внутреннего отчуждения ребенка от семьи. И даже при сохранении высокой эмоциональной привязанности ребенка к родителям, им крайне трудно транслировать свои ценности (особенно нравственные и духовные) следующим поколениям. По существу, речь идет о трансляции внутриличностного конфликта и агрессивных побуждений из поколения в поколение в условиях тоталитарного воспитания, о деформациях психики ребенка.
Отсюда нередки случаи психологического насилия в современной семье, а сексуальное, физическое насилие, жестокость по отношению к ребенку представляют собой крайнее выражение психологического насилия.
Можно добавить, что «строгий стиль» воспитания, ориентированный на воспитание детского послушания, приводит к возникновению у ребенка повышенной эмоциональности, делая для него маловероятными размышления о своих действиях или восприятие новой информации о моральных принципах.
Все вышесказанное заставляет серьезно задуматься над следующими проблемами: способны ли современные родители адекватно проявлять свою любовь к ребенку, быть искренними в отношениях с ним.

2.2 Психологические последствия плохого обращения в неблагополучных семьях
Главным вопросом о психологических последствиях плохого обращения, который встает перед специалистом, обращающимся к анализу вербальных и невербальных семейных отношений, является вопрос о характере семейного воспитания. Речь идет о том, сколько сил, времени и внимания уделяется родителями ребенку и в какой мере их отношение нацелено на удовлетворение значимых для него потребностей. Последствиями такого воспитания как раз и является отклонение девиантное поведение ребенка и его терпимость к жестокому обращению.
Настоящее время российское общество характеризуется таким положением, когда каждая отдельная семья остается одни на один с проблемами своих детей (уходы из дома и бродяжничество, алкоголизация и наркотизация, нарушения сексуальной ориентации и другие, грозящие риском проблемного развития нарушения поведения) и вынуждена действовать вслепую. При этом неблагополучные семьи демонстрируют образцы злоупотребления алкоголем и наркотиками; в дисфункциональных, конфликтных семьях, вследствие запутанности семейных отношений, доминирует стремление ограничиться эпизодическим вмешательством в проблемное поведение детей. В благополучных семьях, как правило, преобладает тревога за складывающуюся ситуацию. Однако обычно сочетается с конфронтацией по отношению к влиянию сверстников, друзей ребенка по классу и по двору, т.е. доминирует установка на изоляцию от детско-подростковой среды, что фактически невозможно и не предупреждает различных форм проблемного, рискованного поведения и саморазрушающих «экспериментов» с наркотиками или злоупотребления ими.
Необходим учет следующих форм неадекватного семейного воспитания (в качестве примера рассмотрим явление наркотизации как наиболее негативного вида девиантного поведения) Моделирование воспитательных систем: теория- практике//под ред. Л.И.Новиковой, Н.Л. Селивановой – М.: Изд. РОУ.1995 год. [, с.67-68]:
Гиперпротекция (доминирующая или потворствующая) – этот стиль воспитания характеризуется или постоянным контролем над любыми проявлениями поведения ребенка с недоверием к «правильности» его самостоятельных поступков, или некритичным удовлетворением любых запросов ребенка. При употреблении подростком наркотиков в условиях такого воспитательного подхода с его стороны быстро формируются выраженные формы протестно-вызывающего поведения, облегченно закрепляется патологическая лживость. В родительской реакции при начале употребления наркотиков чаще со стороны матери могут возникать реакции со страхом потери ребенка, которые, как правило, усиливают готовность идти у него на поводу. Со стороны отца обычными являются полярные реакции, когда недоумение «почему это случилось с моим ребенком», сменяется попытками отвержения материнского стиля отношений, установления тотального контроля с угрозами наказания, что встречает протестное отношение и со стороны матери, и со стороны ребенка. В итоге фиксируются спутанные и непоследовательные отношения. При таком воспитательном отношении родители не могут установить рамок в поведении ребенка и в своих требованиях. Ребенок продолжает вести себя своевольно, сам определяет круг друзей, время возвращения домой, характер своего время провождения.
Воспитание с возложением на ребенка повышенной моральной ответственности. При этом воспитательном подходе требования к ребенку (чаще девочке), как правило, велики и оправдываются необходимостью «строгого контроля». Высокие запросы к ребенку могут сочетаться с пониженным вниманием к его актуальным интересам и потребностям или не соотноситься с его возможностями, что обычно сопровождается риском психогенной травматизации. В складе личности стимулируются черты педантичности, строгого следования установленному порядку в сочетании с неуверенностью в себе и конформностью. Риск наркотизации обычно входит в структуру подростковой реакции эмансипации от родителей в сочетании с пассивным отношением к более активной позиции сверстников, которые раньше начали экспериментировать с наркотиками.
Гипопротекция со стороны одного из родителей. При этом стиле вербальных отношений как в дисфукциональной (конфликтной), так и в распавшейся семье, один из родителей (чаще отец) не уделяет внимания ребенку, что сопровождается невниманием или пренебрежением его потребностями. В этих случаях ребенок также ведет себя своевольно, воспринимает семью как обузу. С началом наркотизации ребенка семейный кризис, как правило, усиливается, и одному из супругов, например, отцу, может приписываться вина и ответственность за наркотизацию ребенка. При этом наркотизирующийся подросток и активно вовлеченная в его проблемы мать легко образуют своеобразную «пару» против отца, который начинает считаться главной причиной наркотизации (уклонялся от воспитания, от обсуждения проблем, отвергал материнский стиль отношения и пр.). За этой позицией стоит неспособность родителей установить новые отношения с наркотизирующимся ребенком, неосознанное желание не нести ответственности за его вовлечение в употребление наркотиков.
Неустойчивый стиль воспитания. Этот стиль характеризуется неожиданной для ребенка сменой отношений с переходами от строгости к потворству или от значительного внимания к эмоциональному отвержению. Родители могут признавать неустойчивость в своих воспитательных требованиях, но, как правило, недооценивают тяжесть и негативный характер последствий такого отношения. Неустойчивый стиль воспитания формирует у ребенка черты упрямства, постоянного намерения поступать наоборот.
Эмоциональное отвержение, гипоопека и жестокое обращение. В основе такого отношения может лежать неосознаваемое отождествление ребенка с отрицательными моментами в жизни родителей. При эмоциональном отвержении на первый план выходит невнимание к ребенку, который воспринимается как помеха в жизни. При жестоком обращении эмоциональное отвержение сочетается с мало мотивированными и неоправданно суровыми наказаниями в виде лишения удовольствий, избиений и наказаний. Такой стиль воспитания ведет к задержанному психическому развитию, к формированию невротических расстройств и к усилению черт эмоционально-волевой неустойчивости или импульсивности. Неустойчивый характер воспитания и эмоциональное отвержение часто становятся причинами саморазрушающего поведения ребенка с употреблением наркотиков. Еще одной причиной начала наркотизации или срыва ремиссии может быть наличие скрытой или явной психотравмирующей ситуации, отсутствие у ребенка способов психологической защиты, позволяющих ему справляться с эмоциональным напряжением.
На основе выше сказанного можно заключить, что понимание и учет семейных отношений позволяют избежать прямолинейных попыток разъяснительной работы, что оказывается, как правило, неэффективным. Ответы на вопросы о типе семьи, о характере семейного воспитания, о личных проблемах родителей, определяющих особенности воспитательного подхода, приводят к пониманию семьи как живой системы, которая имеет свою историю, традиции, динамику, и позволяют использовать семейный потенциал в предупреждении девиантного поведения подростка, в частности, экспериментирования с наркотиками и «срывов» при воздержании от их употребления.

2.3 Школа и насилие в школе – критическое отношение
Недостатки в подготовке детей к самостоятельной жизнедеятельности семья приписывает «плохой наследственности», детскому саду, школе, обществу в целом, улице. Это, возможно, представляется несколько утрированным, но адекватно отражающим характерную для современного общества тенденцию отношения к детям, представляется мнение В.Е. Кагана: «Ребенок для нашей культуры в целом, для нашей традиционной педагогики – это какое-то изначальное воплощение зла… которое мы должны искоренить, чтобы ребенок вырос человеком» Каган В. Е. Семейные и половые установки у подростков//Вопросы психологии 1987.[].
Школа является вторым по значимости после семьи социальным институтом участвующий в формировании личности ребенка. В школе, кроме того, что приобретаются знания, так же формируется самостоятельность и адекватность самооценки. В этом процессе кроме самого ребенка участвуют так же сверстники, учителя и родители. Все это формирует определенные и, не редко противоречивые, требования к поведению ребенка, которые вызывают у него внутренний конфликт и попытки его компромиссного разрешения вызывают определенное жестокое обращение с каждой стороны.
Конфликтность, а так же жестокое обращение с биологической точки зрения является последствием органических психопатий, среди которых наиболее часто встречается возбудимый тип, более распространенный среди мальчиков. Его клинической основой является аффективная и двигательная возбудимость. Лубовский Д.В.Психологический тренинг для детей из трудных семей//Детский практический психолог.1995. [], ссылается на ранее проведенные В.В. Лебединским исследования, в которых тот приводит сравнительную характеристику проявлений эпилептоидной психопатии в детском и взрослом периодах жизни: при эпилептоидной психопатии у взрослых наряду с взрывчатостью, жестокостью наблюдается и склонность к угодничеству и слащавости. В то время как дети обращают на себя внимание легкостью возникновения аффективных вспышек со злобностью, агрессией, упрямством, негативизмом, без проявления лести. В ответ на малейшие замечания у этих детей возникают бурные реакции протеста, уходы из дома, школы, нередко связанные между собой. Тяжелые аффективные разряды часто заканчиваются астеническим состоянием с расслабленностью, вялостью, слезами.
В детском коллективе трудно сосуществовать с такими детьми не только из-за силы и длительности их аффективных вспышек, эмоциональной вязкости, но из-за конфликтности, связанной с постоянным стремлением к самостоятельности, из-за властности и жестокости. В подростковом возрасте у детей с органической психопатией возбудимого круга складывается стойкая конфликтная ситуация в школе, которая способствует «выталкиванию» такого ребенка в асоциальное внешкольное окружение.
Нередко именно школа провоцирует проявление насилия со стороны родителей по отношению к ребенку. Учитель сообщает родителям о том, что их чадо прогуливает и получает двойки. Цель такого обращения понятна: родители должны принять меры. Можно заранее прогнозировать характер этих мер: минимум – моральное воздействие, максимум – физическое.
Практика показывает, что чаще всего принятые меры отражают не столько степень реального проступка ребенка, сколько степень пережитого родителями стыда при общении с учителем. В этом случае наказание изначально не может быть объективным и справедливым. Поэтому нет никаких оснований ожидать изменений к лучшему в поведении ребенка в результате такого воспитания. При этом взрослый остается во власти иллюзий, что он сделал все что мог.

Глава 3. Виктимность поведения ребенка
Дети и подростки являются наиболее уязвимой, незащищенной часть нашего общества. Жестокое обращение с ними, пренебрежение их интересами не только наносит непоправимый вред их здоровью, и физическому, и психическому, но также имеет тяжелые социальные последствия. Результаты криминологических и психологических исследований показывают, что в силу особенностей возраста, личностной несформированности и незащищенности несовершеннолетние обладают повышенной виктимностью – субъективной «предрасположенностью» стать при определенных обстоятельствах жертвой преступлений.
Виктимология как одно из важных направлений в криминологии изучает личность потерпевшего, его связи, взаимоотношения с преступником, особенности поведения жертвы в исследуемой ситуации Франк Л.В. Потерпевшие от преступления и проблемы советской виктимологии – СПб.: Медицина, 1997. [, с.97-101;, с.165-167], уделяя особое внимание роли жертвы в генезисе самого преступления. В исследованиях по половым преступлениям подчеркивается, что чем старше жертва полового преступления, тем больше удельный вес при определении ее беспомощного состояния приобретают свойственные ей индивидуально-психологические особенности и их связь с конкретной ситуацией Франк Л.В. -СПб., Медицина,1995. []. Теоретические и практические вопросы криминалистического учения о потерпевших, тактика допросов несовершеннолетних пострадавших разрабатываются главным образом в работах юристов. К сожалению, проведение этих исследований только в рамках юридической науки не способствует раскрытию психологических механизмов поведения жертвы.
Центральная проблема виктимологии – это оценка «вклада» жертвы в юридически значимую ситуацию, ее роли в преступлении и во взаимоотношениях с преступником. Некоторые авторы проводят параллели между формами взаимодействия и поведением. Так, Ю.М. Антонян (1991) указывает, что под процессом взаимодействия живых существ с окружающей средой, который «опосредован их двигательной и внутренней психической активностью, подразумевается процесс поведения»3. О поведении стоит говорить, когда субъект приобрел способность воспринимать, хранить и преобразовывать информацию для самосохранения, приспособления к окружающим условиям и их преобразования. Поведение человека носит социальный характер и социально значимо. В поведении человека и в его отдельных действиях сложно переплетаются осознанное и бессознательное, рациональное и эмоциональное. Поэтому, при рассмотрении поведения потерпевшего на всех этапах юридически значимой ситуации принимаются во внимание не только вышеперечисленные аспекты, относящиеся к поведению, но и последующее его изменение в процессе взаимодействия.
Таким образом, каких бы аспектов исследования насилия над детьми мы ни касались, будь то проблемы виктимологии, проблемы оказания помощи детям, перенесшим насилие, либо проблема предупреждения насилия над детьми и т.д., мы сталкиваемся с необходимостью изучения и раскрытия особенностей психосексуального развития детей и подростков для оказания им более квалифицированной помощи и объективной экспертной оценки.
Различные формы физического и сексуального насилия, такие как инцест, физические наказания в детстве являются важным этиологическим фактором для формирования целого ряда личностных расстройств. Пограничные пациенты значительно чаще других становились свидетелями сцен семейного насилия, прослеживается положительная корреляция между физическим насилием и сексуальными атаками в дальнейшем.
Анализ поведения жертвы требует соотнесения выявленных личностных характеристик со структурой объективной ситуации случившегося. Изучение ситуации по материалам уголовного дела, опросов жертвы и свидетелей дает важную информацию о поведении жертвы, способах ее защиты.
И.С. Кон Введение в сексологию – М.: Речь,1997.[, с.267] указывает, что природа виктимности находится в прямой зависимости от связи между ребенком и взрослым. Дети зачастую не осознают, что с ними делают, их «добровольность» может быть фиктивной. Он также обращает внимание, что в области сексуальных злоупотреблений детьми бытует много ложных представлений. Среди них мнение о том, что:
    *
      сексуальные покушения на детей редки и являются признаком морального распада и деградации общества;

    *
      большинство сексуальных покушений совершают посторонние;

    *
      все взрослые, развращающие детей – «извращенцы», сексуально больные люди;

    *
      сексуальные покушения на детей совершаются главным образом в бедной, необразованной среде и неполных семьях;

    *
      рассказывая о сексуальных покушениях, дети лгут, выдают воображаемое за действительное;

    *
      ребенок – пассивный объект сексуальных посягательств.
Проблема виктимности кроется в особенностях пограничной личности, такие, как диффузная самоидентичность, слабость и недифференцированность границ «Я — Другой», зависимость и постоянный эмоциональный голод, опосредуя все отношения с окружающим миром, создают «генерализованную готовность к виктимности широкого спектра» Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности –М.: изд-воМГУ.1980[] и провоцируют повторение ситуаций насилия снова и снова. Исследование виктимности должно основывалось на предположении, что существует «группа риска» формирующая личностные расстройства и обладающая так называемой «пограничной личностной организацией» (ПЛО). Особенно ярко это проявляется у девушек в возрасте от 12-18 лет. Если рассматривать поведение данной выборки с точки зрения виктимного поведения, то в большинстве случаев в ходе исследования можно сексуального и физического насилия в детстве и отрочестве. Кроме перечисленного случаи родительского пренебрежения и депривации встречаются значимо чаще, чем в среднем в популяции. Среди таких детей сексуальное насилие в детстве пережили 31%, жестокие телесные наказания родителями перенесли 41% испытуемых, более 92% девушек росли в семейной ситуации, для которой характерно либо отсутствие матери (смерть матери, уход матери из семьи после развода), либо наличие матери, неспособной воспитывать детей (матери-алкоголички) и, таким образом, ее «эмоциональное отсутствие», либо появление фигуры отца или отчима, угрожающей как матери, так и дочери. Васильев В.Л., Мамайчук И.И. О некоторых вопросах судебно- психологической экспертизы несовершеннолетних // Вопросы психологии 1993.[].
С целью более углубленного анализа особенностей поведения в ситуации конфликта мы исследовали способы реагирования на фрустрацию у пострадавших девочек. В контрольной группе девочек во фрустирующих ситуациях преобладала внешне обвинительная направленность реакций. В группе пострадавших достоверно доминировали безобвинительные реакции. Такой тип реакций можно рассматривать как своеобразную психологическую защиту личности. Девочки с преобладанием безобвинительных реакций на этапах предварительного следствия были склонны воспринимать случившееся с ними как нечто неизбежное, фатальное. У них проявлялась тенденция ухода в себя, которая позволяла ослабить вовлеченность в ситуацию, смягчить имеющийся эмоциональный дискомфорт в связи со случившимся с ними. У пострадавших девочек наблюдалось также достоверно низкое количество упорствующих реакций, отражающих активность личности в ситуации фрустрации. В основном у них преобладали препятственно-доминантные реакции, свидетельствующие о повышенной фиксации на имеющихся препятствиях. Следует отметить высокую информативную значимость данной методики в судебно-психологической экспертизе.
Таким образом, проведенное исследование дает основания рассматривать личностную организацию виктимных детей (девушек) как пограничную, в основе которой лежит пережитое в детстве и отрочестве насилие, причем разные формы насилия имеют разное влияние на личностную организацию, обуславливая ее специфические особенности.

Глава 4. Новые тенденции в вопросах насилия по отношению к детям

4.1 Связь юриспруденции, психологии и социологии в вопросах насилия по отношению к детям
Выделение насилия в семье в самостоятельную социальную проблему – только первый шаг, направленный на ее разрешение. На этом пути много препятствий. Это и отсутствие четких определений, теоретической базы, научной основы и отсутствие полной информации о степени распространенности данного явления.
Недостаток информации по проблеме насилия зачастую приводит к тому, что необходимость разрешения вопросов, связанных с насилием, вызывает сопротивление и желание передать весь груз коррекционной и профилактической работы сотрудникам правоохранительных органов. Такое отношение характерно не только для педагогов и школьной администрации (часто не осознающих глубину существующего насилия даже в их школе, не говоря уже об обществе) но и для школьных психологов. Психологи же кроме страха перед работой с проблемами, связанными с насилием, часто испытывают еще и профессиональный информационный голод. Сложность состоит и в отсутствии концептуального аппарата и критериев: что понимаем под насилием, кто такой человек, совершающий насилие, характеристика жертвы и т.д. Кроме того, у психолога нет четкого, осознанного представления своих возможностей в разрешении проблем, связанных с насилием. Тем не менее, сейчас уже начинает формироваться социальный запрос на подобную информацию, причем как от специалистов-практиков, так и от их потенциальных клиентов: подростков и взрослых.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Еще нет разработанных теоретических и методологических концепций о причинах и условиях насилия в семье. Это так же относится и пассивной роли государства по данному вопросу – это:
    *
      отсутствие федерального закона, обеспечивающего защиту жертв домашнего насилия;

    *
      судебная и правоохранительная практика, отрицающая проблему домашнего насилия;

    *
      высокая степень латентности данного явления: как объективная, обусловленная тем, что о фактах насилия в семье не заявляется в правоохранительные органы, так и субъективная, обусловленная сокрытием фактов насилия в семье правоохранительными органами.
Историческое отношение общества и государства к жестокости в семье менялось. Раньше многие виды насилия в быту были фактически узаконены. Патриархальное устройство государства, исповедуя формальный принцип невмешательства в семейные дела, наделяло при этом мужчину широкими властными полномочиями по отношению к другим членам семьи.
Когда же насилие в семье стало социальной проблемой и получило негативную оценку со стороны общества? Осознание социально-психологических причин данной проблемы произошло в Америке и Европе в 70-е годы двадцатого века, когда идеи равноправия мужчин, женщин и детей в семье и в социальной жизни получили широкое признание. Все это произошло благодаря неправительственным женским организациям, специалистам в области психологического онтогенеза и гендерных исследований, а так же социальным работникам. Рутман А. Оказание медико- психологической и правовой помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия. [, с.13].
В Советском Союзе насилие в семье было «закрытым» вопросом. Им занимались только криминологи и другие специалисты при изучении семейно-бытовых преступлений. Насилие в семье не могло стать социально-психологической проблемой в стране, где в уголовно-правовой доктрине приоритетными объектами защиты были государственные интересы и государственная собственность.
В процессе перехода к рыночным условиям стал наблюдаться рост криминализации общества в целом. Данный процесс не обошел и семью, в которой стал складываться особый образ жизни, при котором насилие, алкоголизм, наркомания становятся нормой поведения, передающейся от одного поколения к другому.
Публично о насилии в семье в России заговорили совсем недавно, с 1993 года, по инициативе женских общественных организаций. Широкая общественность узнала, что 40% всех тяжких насильственных преступлений совершается в семье. Дети, престарелые, женщины ежегодно составляют 38% всех убитых на почве нездоровых семейно-бытовых отношений. Шакина В.А., Шакин В.Б. Что мы понимаем под насилием в семье?[].
Обращают на себя внимание особенности восприятия жертв домашнего насилия массовым сознанием. Наибольшее сочувствие вызывают самые беспомощные – дети и престарелые. Женщину же часто считают виновной в возникновении конфликта и провокации насилия. Однако согласно исследованиям жертвы, оказывающие сопротивление, чаще одобряются обществом, нежели те, кто проявляет пассивность. Насилие, агрессия, жестокость. Криминально- психологическое исследование-М.: ВНИИ Проблем исследования,1990. []. Хотя известно, что сопротивление может привести к наиболее тяжким последствиям.
Физическое насилие – это «общественно опасное противоправное воздействие на организм другого человека, осуществленное против его воли» Антонян Ю.М., Горшкова И.В., Зулкарнеева Р.М. Проблемы внутрисемейной агрессии-М.: изд-во НИИ МВД,1999.[, с.119]. По характеру оно может выражаться в нанесении ударов, побоев, ранений и в ином воздействии на наружные покровы тела человека посредством физической силы, оружия и т.п., а также в воздействии на внутренние органы без повреждения наружных тканей (например, путем отравления).
Согласно отечественной юридической доктрине психическое насилие выражено словосочетанием «угроза применения насилия». Под угрозой применения насилия понимается устрашение, запугивание применением физического насилия. Это средство воздействия на психику, направленное на то, чтобы заставить потерпевшего подчиниться преступным требованиям. Угроза чаще всего выражается в создании впечатления неизбежной расправы при помощи определенных словесных заявлений, жестов, демонстрации оружия и т.п.
К сожалению, в отечественной уголовно-правовой доктрине не выделяется такая распространенная форма насилия, как сексуальное насилие. Это объясняется тем, что изнасилование (как самое распространенное половое преступление) посягает не только на жизнь, здоровье, телесную неприкосновенность ребенка, но и на его честь и достоинство, т.е. одновременно сочетает в себе черты и физического и психического насилия.
В УК РФ нет специальных статей, предусматривающих ответственность за преступления, совершенные лицами, находящимися в родственных отношениях. Правоохранительные органы считают, что насилие, совершенное в общественном месте, по отношению к незнакомому человеку, представляет гораздо большую общественную опасность, нежели такие же действия, совершаемые «за закрытыми дверями»: в семье, по отношению к родственникам и тем более детям, т.к. такой вид насилия нередко воспринимается как неизбежный атрибут процесса воспитания. Поэтому уголовные дела сразу возбуждаются только в случае тяжких преступлений – убийств или нанесения тяжкого вреда здоровью.
В прошлом были редкие попытки объяснить бытовое насилие, в том числе, и по отношению к ребенку, через различные психологическое особенности личности. В частности, указывалось на нарушение эмоциональной способности к сопереживанию, отсутствие сочувствия и альтруизма, на повышенную тревожность, враждебность, слабость самоконтроля, на низкую устойчивость к стрессам, на деформацию личности и ее психологического склада, на искажение социализации и ценностного отношения к человеку и др. (Алинина  Н.В., Бассин Ф.В., Филонов Л.Б.)4. Но в целом преобладали социологические подходы в криминологических исследованиях семьи, которые наиболее полно и успешно воплотил Д.А. Шестаков и Рутман.[].
С точки зрения социальной психологии такая позиция в принципе неверна. Насилие со стороны близкого, в котором ребенок всегда пытается найти опору и поддержку, наносит больший психологический и физический ущерб, чем насилие со стороны постороннего. В данном случае нарушается основной принцип семьи – безопасное существование любого ее члена.
Полученные нами в ходе исследования результаты подтвердили, что эмоционально близкие контакты с родителями могут служить не только негативными, но и сдерживающим от совершения преступления фактором []. Так, если в детстве хорошие отношения со своими родителями имели только 37,8% из общего числа обследованных, то на момент совершения преступления такие отношения были только у 21,2% обследованных. Обратная динамика наблюдается у лиц, которые имели отрицательные отношения с родителями: если в детстве такие отношения имели 36,2% из общего числа обследованных, то к моменту совершения преступления подобные отношения сложились уже у 53,9%.
Это подтверждается и другими подобными исследованиями, каждый психолог, работающий в школе и за ее пределами, встречается с проблемами, причиной которых являются разные формы насилия. Захарьева И.А. Нет Насилию! – СПб.: изд-во СПб. УниверситетаМВД России,2000.[, с.12]. Являясь многочисленными жертвами мира взрослых, подростки сами нередко встают на путь насилия, «дают» неумолимый рост преступлений. Исследования социальных психологов по проблеме насилия можно разделить на несколько групп:
   1.
      вопросы, касающиеся конкретных действий – это самая многочисленная (по количеству запросов) группа:
    *
      какие существуют способы и формы работы с различными группами риска;

    *
      как помочь подростку, испытывающему насилие в семье;

    *
      можно и нужно ли работать с младшими школьниками;

    *
      как работать с семьей;

    *
      как работать с жертвой;

    *
      какой должна быть первая помощь детям, подвергшимся сексуальному насилию и т.д.).
   2.
      вопросы, касающиеся профилактики:
    *
      эффективна ли профилактика насилия;

    *
      можно ли говорить о профилактике, если ребенок уже подвергался насилию и т.п.
   3.
      единичные запросы по вопросам, касающимся концептуального аспекта, с нашей точки зрения, немаловажного:
    *
      определение понятия «насилие»;

    *
      характеристика групп риска: потенциального преступника и потенциальной жертвы;

    *
      истоки и причины насилия.
   4.
      блок вопросов о службах помощи, существующих в городе (какие; где; кому помогают).
Выше говорилось, что с теоретической точки зрения насилия над детьми можно рассматривать как проявления страха: страха насилия и страха виктимизации. Страх является одной из важных доминант, определяющих психологическое состояние и поведение человека, а источники страха многочисленны и разнообразны. Различия многообразных проявлений страха в индивидуальном и групповом сознании во многом связаны с уровнем осознания реальной опасности, которую влечет за собой меняющаяся в обществе криминогенная ситуация. Вместе с тем, интенсивность проявлений страха зависит, конечно, и от общего контекста социальной ситуации, от общего уровня социальной защищенности граждан, в частности детей. Кроме того, нельзя не помнить о том, что у подростка есть еще один страх, – страх открыться взрослому (это касается и физического насилия, в частности, сексуального, и психического насилия дома и вне его).
Итак, становится очевидным, что по проблемам, связанным с насилием, у школьного психолога есть три приоритетных направления в работе:
    *
      профилактика насилия;

    *
      работа с проблемой, связанной с фактом насилия;

    *
      профилактика виктимности.
Как в отношении совершающего насилие, так и в отношении жертвы, изучение причинной цепочки ведет далеко за пределы конкретной ситуации, открывая возможность оценить сумму обстоятельств, повлиявших как на формирование «насильника», так и на формирование уязвимой личности с деформированным личностным профилем, ставшей жертвой. Дети представляют собой группу риска, а профилактика насилия по отношению к ребенку, в том числе и между детьми одновременно является и профилактикой правонарушений.
Отдельно следует рассмотреть особенности социально-психологических подходов к сексуальному насилию, которое характеризуется как одна из форм жестокого обращения с ребенком. В литературе отмечается, что не существует единого определения этого понятия по целому ряду причин, в том числе в силу трудности определения границ насилия, а также из-за часто встречающихся сочетаний разных видов насилия, в которые входит и сексуальное.
В этом случае сексуальное насилие сопровождается, например, побоями и угрозами, что означает также физическое и психологическое насилие. М.: ВНИИ Проблем исследования,1990.[].
Конечно, объектом воздействия социального психолога должны стать опосредованные виновники возникшей проблемы – взрослые: родители и учителя, взаимодействующие с ребенком. Однако центральной фигурой в этой работе, несомненно, должны быть учащиеся.

4.2 Анализ позиций насилия
Понятие насилия распространяется на ребенка до 18-летнего возраста, которому преднамеренно причинен серьезный физический ущерб. Ребенок, подвергшийся плохому обращению, – ребенок до 18-летнего возраста, которому причинен ущерб вследствие недостаточного осуществления со стороны родителя или иного лица, его заменяющего, минимальной степени заботы.
Социально-психологические теоретические исследования насилия выделяют ее как органическую часть агрессии и жестокости. Точнее понятия «жестокость» и «насилие» – «более узкие и входят в понятие агрессия» Руководство по предупреждению насилия над детьми//под ред. Асановой Н.К. – М.: ВЛАДОС,1997.[, с.48].
Агрессию можно определить как целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Ениколопов С.Н. Дети и психология агрессии//журнал «Школа здоровья»,1995. []. Жестокость – это свойство личности, заключающееся в безразличии к страданиям людей или же в стремлении к их причинению. Насилие – это нарушение чужого поведения. М.: ВНИИ Проблем исследования,1990. [].
Определяют 4 типа позиции насилия и жестокого обращения с ребенком. Руководство по предупреждению насилия над детьми// под ред. Асановой Н.К. – М.: ВЛАДОС,1997. [, с.51]:
    *
      физическое насилие;

    *
      пренебрежение;

    *
      сексуальное насилие;

    *
      психологическое жестокое обращение.
Насилие над детьми может быть двух типов явное и скрытое (косвенное). По времени насилие делится на происходящее в настоящем и случившееся в прошлом. По месту происшествия и окружения насилие бывает: дома – со стороны родственников, в школе – со стороны педагогов или детей, на улице – со стороны детей или со стороны незнакомых взрослых.
Анализируя позиции психологического насилия можно выделить следующие их виды. Под ред. Анасовой Н.К. – М.: ВЛАДОС,1997. [, с.54]:
    *
      психологическое пренебрежение – это последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность.

    *
      психологическое жестокое обращение – хронические паттерны поведения, такие, как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка.
Ранее говорилось, что в связи с со скрытностью, латентностью явления насилия над детьми во время диагностики приходится иметь дело с большим количеством симптомов и поведенческих индикаторов. К ним относятся: жалобы ребенка на хронические паттерны поведения обидчика, такие, как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание. Меньшикова Е.с. Жестокое обращение с детьми и его возможные отдаленные последствия// Психологический журнал,1993. []. Такой ребенок имеет забитый вид, поведение замкнутое, отчужденное, тревожное, раздражительное, с низкой самооценкой и другими проявлениями насилия.
Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие, в зависимости от возраста ребенка.
   1.
      Возраст 0-6 месяцев:
    *
      малоподвижность;

    *
      безразличие к окружающему миру;

    *
      отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы;

    *
      редкая улыбка в возрасте 3-6 месяцев.
   2.
      Возраст 6 месяцев – 1,5 года:
    *
      боязнь родителей;

    *
      боязнь физического контакта со взрослыми;

    *
      постоянная беспричинная настороженность;

    *
      плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль;

    *
      испуг или подавленность при попытке взрослых взять на руки.
   3.
      Возраст 1,5 – 3 года:
    *
      боязнь взрослых;

    *
      редкие проявления радости, плаксивость;

    *
      реакция испуга на плач других детей;

    *
      крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности.
   4.
      Возраст 3 года – 6 лет
    *
      примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;

    *
      пассивная реакция на боль;

    *
      болезненное отношение к замечаниям, критике;

    *
      заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;

    *
      псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);

    *
      негативизм, агрессивность;

    *
      лживость, воровство;

    *
      жестокость по отношению к животным;
   5.
      Младший школьный возраст:
    *
      стремление скрыть причину повреждений и травм;

    *
      одиночество, отсутствие друзей;

    *
      боязнь идти домой после школы;
   6.
      Подростковый возраст:
    *
      побеги из дома;

    *
      суицидальные попытки;

    *
      делинквентное поведение;
употребления алкоголя, наркотиков.
Определенные позиции насилия имеет и сексуальное насилие над детьми. Выделение и фиксация специфических признаков данных, имеет место сексуального насилия над ребенком и приобретает большое значение для распознавания факта насилия с целью оказания своевременной помощи жертве. Выше говорилось, что существует много причин, по которым ребенок не может прямо сказать о случившемся насилии. В этом случае, подозрения, возникающие у матери или других лиц, подтверждаются рядом позиций признаков.
Эти признаки подробно перечислены в специально разработанном пособии, предназначенном для медиков и психологов, работающих с указанной проблемой М.: ВНИИ Проблем исследования,1990.[].
В пособии приводится более 30 признаков – индикаторов. К ним относятся как:
    *
      физические проявления (разнообразные повреждения половых органов, травмы, расширение ануса, потертости, ранняя беременность подростков, инфекционные болезни, передающиеся половым путем, проблемы с приемом пищи, повторяющиеся физические расстройства, боль в животе, горле, рвота без видимых причин).

    *
      поведенческие проявления определяются в соответствии с возрастом:
Возраст 3-4 года:
    *
      чрезмерная мастурбация;

    *
      частая демонстрация гениталий;

    *
      сексуальные игры навязчивого характера, хотят сделать что-нибудь маленькой сестре или брату;

    *
      поведение ребенка становится сексуальным;

    *
      периодические ночные кошмары;

    *
      энкопрез и анурез;

    *
      нарушения сна;

    *
      боязнь оставаться наедине с взрослым, братом, сестрой или идти в детский сад;

    *
      регрессивное поведение;
   1.
      Возраст 4-6 лет:
    *
      чрезмерная мастурбация, частая демонстрация гениталий;

    *
      сексуальные игры навязчивого характера, хочет сделать что-нибудь младшей сестре или брату;

    *
      агрессивное сексуальное поведение с детьми;

    *
      псевдовзрослое поведение;

    *
      некоторая враждебность и агрессивность поведения, уменьшающаяся при взрослении;

    *
      ребенок ни на что не жалуется во время осмотра (ребенок боится);
    *
      нарушения сна;

    *
      боязнь оставаться наедине с взрослыми и сверстниками, нежелание идти в детский сад.

    *
      устраивает поджоги.

    *
      регрессивное поведение

    *
      соматические жалобы.
   2.
      Возраст 6-8 лет:
    *
      сексуальные игры навязчивого характера со сверстниками;

    *    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.