Реферат по предмету "Экономика"


Основные этапы развития экономической теории

Министерство образованияРоссийской Федерации
Уральский институттуризма
Курсовая работа
по экономической теории
Тема:
«Основные этапы развития экономическойтеории»
Екатеринбург, 2006

Содержание
Введение
Меркантилизм
Физиократы
Классическая политическаяэкономия
Марксизм
Историческая школа иМаржинализм
Неоклассическаяэкономическая теория
Кейнсианство
Монетаризм
Теория экономикипредложения
Неолиберализм
Институционализм
Неоклассический синтез
Леворадикальнаяполитическая экономия
Приложение (Таблица)
Список используемойлитературы

Введение
Развитиеобщества неразрывно связано с реализацией духовных и материальных потребностейлюдей. Удовлетворение потребностей – главный мотив участия людей впроизводстве, основа развития экономики. Побуждая человека к деятельности,потребности существуют в единстве со средствами их удовлетворения, которыесоздаются в процессе труда. Труд представляет собой целесообразную деятельностьчеловека, проявляющуюся прежде всего в умении создавать средства материальногопроизводства и предметы труда. Уровень их развития характеризует общественноепроизводство. Присвоение средств производства – центральное звено вформировании собственности.
На основесистемы многообразных потребностей возникают экономические интересы человека,которые являются важнейшим мотивом его деятельности. Совершенствованиепроизводства увеличивает количество потребностей, дающих, в свою очередь,толчок развитию экономики. Кроме этих объективных условий, на формированиепотребностей влияют и субъективные факторы: склонности и вкусы людей, духовныеинтересы личности, её психологические и физиологические особенности, привычки,народные обычаи. Поэтому существуют факторы, заставляющие человекаустанавливать ценность товаров или услуг.
Деятельностьлюдей по производству товаров и услуг осуществляется с помощью общественно-организационногомеханизма, называемого экономической системой. Ограниченность экономическихресурсов не позволяет достигнуть удовлетворения потребностей всех членовобщества. Однако человеческая цивилизация стремится к этому как к идеалу,вырабатывая различные средства достижения цели. Одним из них являетсяэкономическая теория.
Первыеэлементы экономического мышления учёные находят в папирусах Древнего Египта идревнеиндийских трактатах. Ценные экономические заповеди содержатся в Библии.Экономическая теория как наука начинает формироваться в трудах древнегреческихмыслителей, таких как Ксенофонт, Платон, Аристотель. Именно они назвали учениеоб организации домашнего хозяйства в условиях рабовладения, основанного наэлементах рынка и натурального хозяйства «экономия» (от древнегреч. ойкос – дом,хозяйство; номос – правило, закон).
Развитиечеловеческого общества сопровождалось формированием экономического мышления.Это одна из характеристик поведения человека, выделяющих его из мира живыхсуществ. И для человека, и для животных всеобщим условием существованияявляется природа: территория, воздух, вода, солнечный свет и т.д. Все живыесущества находят экологическую нишу, вне которой животный или растительный видпогибает. Для человека такой «экологической нишей» стала планета Земля со всемразнообразием её природных условий. Это было обусловлено двумя причинами: а)уникальным анатомическим, физиологическим, психологическим строением человека;б) возникновением искусственной (техногенной) среды обитания людей. Взаимодействиедвух факторов породило третий, не встречающийся в природе, — особую формувзаимоотношений между людьми при помощи и на основе обмена материальными идуховными благами.
Основнойпризнак, по которому разграничивают человека и животное, даёт экономика. Помнению Адама Смита, человека отличают способность к труду и склонность кобмену.
На первыйвзгляд, все элементы процесса труда, которые есть у человека, можно найти и уживотных; многие из них осмыслено преследуют свою цель, пользуются орудиями,строят дома и прокладывают дороги. Но деятельность животных направлена толькона удовлетворение непосредственных потребностей особи или на воспроизводствовида. Иное дело – человек. Продукты его трудовой деятельности имеют не тольколичный, но и всеобщий характер. Например, зачем жителю средней полосы Россиитратить большие усилия на выращивание избытка овощей на своём адовом участке?Не лучше ли потратить время и средства на другие дела? Усилия, затраченные навыращивание «лишних» овощей, становятся целесообразными при условии обменапоследних на иные продукты. Косвенный характер такой деятельности очевиден:производить для других, чтобы получать для себя. Путь от момента созданияпродукта до его потребления удлиняется. Ни одно животное не позволит себе такойнерациональной траты сил.
Одновременнос формированием человека шёл процесс развития общества, в кот ором при помощиобмена, удлинявшего путь каждого отдельного продукта, сокращалось времяполучения людьми всех созданных ими продуктов.
Возникновениекосвенного способа приобретения продуктов при помощи обмена дало толчокразвитию материального производства. Чем большее количество благ создавалотдельный человек, тем богаче становилось общество. Для этого в трудовуюдеятельность вовлекались всё новые и новые ресурсы, интенсифицировалисьприродные процессы. Человек больше не приспосабливался к природе, как этоделает любое другое живое существо, а переделывает её с целью максимальноэффективного обмена веществ, энергий и информации. Чтобы производить многочисленныепредметы, обменивать их, человеку нужно развивать определённые способности и,что не мене важно, потребности в подобных предметах.
Изменения ванатомическом, физиологическом, психическом строении человека стимулировалипостоянное возникновение новых потребностей. При этом следует говорить не обезграничности человеческих потребностей, а о постоянном их возрастании какусловии сохранения и развития человечества. Противоречие между ограниченностьюресурсов для производства тех или иных жизненно важных продуктов и постояннымвозрастанием потребностей является движущей силой экономического развития.
Процессстановления человека и общества – анторопосоциогенез – охватывает, поданным антропологов, период около двух миллионов лет. За это время происходилоформирование человека современного физического типа, возникли труд, элементытехники и техногенной среды, зачатки регулярного обмена, какие-то прототипымагии, религии, искусства.
Антропологипо- разному называют формирующегося человека, ориентируясь, прежде всего, наанатомические особенности. Напротив, мы пробуем выделить то, что свойственночеловеку как субъекту процесса труда, лежащего в основе зарождающейсяэкономической деятельности. Нас будут интересовать не орудия труда, аособенности экономического поведения формирующегося человека. Его цель –максимизация продуктов, необходимых для удовлетворения растущих потребностей.Но каждому человеку нужны различные блага. Существует ли способ сведения их воедино, максимизации всей совокупности необходимых человечеству благ?
Напоставленный вопрос нельзя ответить посредством количественной оценки, напримерпутём сравнения тысячи тонн (это лучше) и тонны какого-либо продукта (этохуже). Тысяча тонн удобрений, завезённая на участок, может стать источникомзагрязнения участка. Для того чтобы человек действовал экономическицелесообразно, в его сознании с самого начала должен включиться механизм оценкипроизводимых благ.
Возвышениепотребностей предполагает экономическое развитие общества. Прогресс связан сразвитием материального производства, освоением новых ресурсов и сил природы. Всвоей основе – это локальный процесс, так как природные ресурсы расположенынеравномерно. Появляется неравенство между различными хозяйственными общинами.Наиболее бедные из них мало что могут предложить в обмен. Возникает тенденцияобособленного развития: та или иная община, стремясь всё делать сама,превращается в замкнутый социально экономический организм, где люди связаныдруг с другом не столько обменом, сколько разделением и кооперацией труда впроцессе производства, продукты которого делятся между членами общины. Такаяформа организации производства и обмена называется натуральным хозяйством.
Сдерживаяобмен, натуральное хозяйство устанавливает границы экономического развития. Однакоу него есть и огромное историческое достоинство. На принципах натуральногохозяйства в период первичного освоения человеком громадных пространств для нуждземледелия сформировались народы и страны (Древний Египет, Шумер, ДревнийКитай). Это дало возможность представлять население как экономическое целое.
Развитиенатуральной формы хозяйства до размеров целой страны предполагает не толькоединство, но и определённую организацию населения. Этнографы и историки пришлик выводу, что соответствующая социальная организация имеет форму пирамиды, навершине которой находятся господствующие слои и классы. Между различными слояминаселения возникают разделение и кооперация труда для достижения важныххозяйственных целей, например для создания ирригационных сооружений.
Из внутреннихзакономерностей производства возникает тенденция его иерархической организации.Человек нужен для такой формы хозяйства как мыслящий профессионал, способныйэкономить ограниченные ресурсы, находить пути их наиболее выгодного использования.Новой производительной силой выступают экономические отношения между людьми,воплощённые в разделении и кооперации труда. Но экономическое мышление индивидаограничено. Рынок служит местом, где он предъявляет спрос на необходимый,заранее известный товар. И наоборот, натуральный производитель не рассматриваетрынок как самостоятельную, имеющую свои экономические законы сферудеятельности.

Меркантилизм
Временаменялись, а вместе с ними не только менялся смысл слов, но и появлялись новыетермины. Развитие общественного разделения труда и обмена привели к преодолениюнатуральной замкнутости и формированию экономики как единого целого в масштабетого или иного государства. Возникает потребность в знаниях о народномхозяйстве всей страны. В 1615 г. французский экономист Антуан де Монкретьен(1575-1621) публикует «Трактат политической экономии», в которомпредлагает проводить экономическую политику всемирного поощрения торговли,доказывает, что последняя является главной целью производства. Работа А.Монкетьена дала название нарождавшейся тогда науке, которая сохранилась и посей день. Слово «политическая» в названии науки также имеет древнегреческиекорни. Оно происходит от термина «полис» (город, государство) изаключает в себе более широкий смысл – искусство управления государственным,общественным хозяйством. Экономисты размышляли над текущими хозяйственнымипроблемами и предлагали решения, призванные увеличить доход государства имонарха.
В этот период основным направлением экономической мысли был меркантилизм– концепция, которая видела основу национального процветания в накопленииблагородных металлов (золота и серебра), считавшимися главными формамибогатства. К числу виднейших представителей этого направления можно отнести ужеупоминавшегося выше А. Монкрктьена, английского экономиста Томас Мэна(1571-1641), французского экономиста и политика Жана Батиста Кольбера (1619-1683),российского экономиста и публициста Ивана Тихоновича Посошкова(1652-1726). В целом меркантилизм для своей эпохи был прогрессивнойэкономической теорией, впервые вскрывшей основную цель развитиякапиталистического способа производства.
Недостатками меркантилизма были, во-первых, неправильная трактовкаисточника богатства, прибыли и их основных форм; во-вторых, ошибочноеопределение собственной стоимости денег (меркантилисты считали, что этастоимость обусловлена природными свойствами золота и серебра); в-третьих,рекомендации ранних меркантилистов запретить вывоз денег из страны, ограничитьимпорт сдерживали развитие торговли; в-четвертых, предметом политическойэкономии они считали отношения в сфере обращения.
Поскольку эташкола отражала в основном интересы торговой буржуазии, то уже в конце XVI — вначале XVII в. ее идеи вошли в противоречие с интересами промышленнойбуржуазии.
Физиократы
Французскиеучёные Француа Кенэ (1694-1726) и Анн Тюгро (1727-1781) явилисьоснователями школы физиократов, представители которой считали, чтотолько земля продуктивна и что только труд сельскохозяйственных работниковспособен создать чистый продукт, то есть доход, превышающий затраты. Все другиевиды деятельности (промышленность, торговля) являются «бесплодными», посколькуони лишь перерабатывают продукты, не увеличивая их количество. Свои доходы, помнению физиократов, промышленники и купцы получают из «вторых рук». С точкизрения физиократов — экономистов Ф. Кене, Ж. Тюрго и других, капитал — один изфакторов производства, а прибыль — форма дохода с капитала. Они ввели в научныйоборот категорию «чистый продукт», в качестве которого рассматривали стоимостьпроизведенной сельскохозяйственной продукции за вычетом всех затрат. В этойсвязи источником богатства было названо превышение производствасельскохозяйственного продукта над его потреблением. Они полагали, чтоэкономическая политика должна осуществляться в соответствии с принципом«разрешайте делать, что хочется, и идти, куда хочется». Ф. Кене разработалэкономическую таблицу, в которой впервые предпринял попытку количественногомакроэкономического анализа натуральных и денежных потоков материальныхценностей в народном хозяйстве. Эта таблица стала прообразом методов анализасистемы «затраты — выпуск», использующихся и в XX в., в которых раскрываютсясвязи межотраслевого баланса.
Эта школа сформулировала требование – полная экономическая свободаличности и свободная конкуренция, не ограниченная вмешательством государства.
 
Классическаяполитическая экономия
Вформировании и развитии политической экономии как науки выдающуюся роль сыгралитакие учёные, как уже названный нами Франсуа Кенэ (1694-1774),английские экономисты Уильям Пети (1623-1687), Адам Смит (1723-1790),Давид Риккардо (1772-1823), Джон Стюарт Миль (1806-1873),французский экономист Жан-Батист Сэй (1762-1832). Не смотря на различиеих взглядов, иногда существенные, все они относятся к классикам политическойэкономии. Классиков объединял ряд общих предпосылок, который, несмотря нарасхождения по многим отдельным вопросам, был присущ всем названным авторам.Прежде всего, классики – сторонники экономического либерализма, суть которого нередко выражается словами «laissez faire» (буквально – «оставьте делать»- фр.). Принцип «laissez faire» — политическое требование,сформулированное ещё школой физиократов: полная экономическая свобода личностии свободная конкуренция, не ограниченная вмешательством государства.Классическая школа рассматривает человека, прежде всего, как «человекаэкономического». Его стремление к максимизации своего богатства ведёт кприумножению богатства всего общества. «Невидимая рука», как назвалавтоматический механизм самонастройки экономики Адам Смит, направляетразрозненные действия отдельных производителей и потребителей таким образом,что вся система находится в состоянии долгосрочного экономического равновесия.Длительное существование в такой системе безработицы, перепроизводства инедопроизводства товаров оказывается невозможным. Классики внесли огромныйвклад в создание аппарата экономической науки, который в дальнейшемиспользовался и совершенствовался в трудах других представителей мировойэкономической мысли.
А. Смит и его последователи разработали экономическую теорию, воснове которой лежала концепция трудовой стоимости. Они считали, что богатствосоздаётся не только земледелием, но и трудом всех других классов, все нации вцелом. Все классы, участвуя в процессе производства, сотрудничают, вступают вкооперацию, что исключает всякое различие между «бесплодными» ипроизводительными видами деятельности. Это сотрудничество наиболее эффективно,если оно осуществляется в форме рыночного обмена.
Классической политической экономии принадлежит ряд важных научныхоткрытий. Она сосредоточила внимание на анализе отношений материальногопроизводства и изучении объективных закономерностей его функционирования иразвития. Классики, создавшие основы трудовой теории стоимости, исследовалидоходы основных классов буржуазного общества, механизм конкуренции, кредита,денежного обращения. Классическая политическая экономия впервые поставилазадачу изучения экономических законов, признавая их объективный характер,исследовала механизм действия, обосновала необходимость учета и использованияэтих законов в хозяйственной практике и экономической политике. Источникстоимости классики усматривали в различных формах производительного труда. А.Смит четко разграничивал валовой продукт и чистый национальный доход, основной иоборотный капиталы.
Рыночную экономику представители классической политэкономиирассматривали как саморегулирующуюся систему, наиболее эффективнораспределяющую ресурсы. Согласно выводу А. Смита, рыночной экономике необходиманаибольшая экономическая свобода. Заинтересованность в прибыли вусловиях конкуренции обеспечивает наилучший результат для всех. По мнению А.Смита, государство не должно вмешиваться (или может вмешиваться лишьминимально) в процесс развития рыночной экономики, но оно должно защититьконкуренцию от самих предпринимателей, не допуская её ограничения, а такжесоздать общие условия производства, развивать образование, строить дороги,мосты, обеспечивать связь. Он утверждал, что принятие государством законовтолько мешает экономической системе. Принцип свободной конкуренции, по мнениюА. Смита, наиболее полно реализуется в процессе свободного перемещения рабочейсилы, свободной купли-продажи земли, свободной торговли и отменыгосударственных регламентации функционирования промышленности и внутреннейторговли.
Заслугой Д. Рикардо было четкое разграничение потребительной именовой стоимости, сведение источника стоимости товара к труду. Он обращалвнимание на двойственный характер труда, неравенство между заработной платойработника и стоимостью продукта его труда, что в дальнейшем сталопредпосылкой для выяснения сущности капиталистической эксплуатации. В учении Д.Рикардо нашла свое отражение теория прибавочной стоимости. Им сформулированзакон обратно пропорциональной зависимости между величиной заработной платы иприбылью, выяснен механизм дифференциальной ренты и др.
Основные недостатки классической школы политической экономиизаключаются в следующем:
1) А. Смит,анализируя процесс воспроизводства
общественногокапитала, стоимость совокупного общественного продукта свел только квеличине заработной платы и прибыли;
2) Д. Рикардоопределял стоимость товара через механизм спроса и предложения;
3) классикине смогли научно обосновать стоимость товара рабочая сила;
4) А. Смит иД. Рикардо понятие «капитал» свели лишь к его вещному содержанию — средствампроизводства, отождествив его с последними;
5) классикамне удалось выделить наиболее абстрактную и наиболее общую форму стоимостипродуктов труда;
6) Д. Рикардоотождествлял формы проявления закона стоимости с самим законом, собственноесодержание стоимости с ее компонентными формами (например, средней прибылью,ценой производства), а прибавочную стоимость — с такими формами ее проявления,как прибыль, рента;
7) предметомполитической экономии представители этой школы считали изучение природыбогатства, хотя в трудах Д. Рикардо заметны попытки отойти от такого пониманияпредмета политической экономии;
8)капиталистический способ производства они считали вечным строем, то есть неучитывали при его рассмотрении принцип историзма;
9)игнорировали или существенно недооценивали роль государства в хозяйственнойжизни, что было естественным в тот период.
 
Марксизм
На основе теории трудовой стоимости немецкий экономист и социолог КарлМаркс (1818-1883) создал учение об эксплуататорском характере рыночногохозяйства (Маркс использовал термин «капитализм»). Только труд наёмныхрабочих создаёт богатство общества. Прибыль капиталистов представляет собойнеоплаченный труд рабочего класса, внутренние законы капитализма ведут кполяризации общества, относительному и абсолютному обнищанию трудящихся,созреванию внутри самой капиталистической системы предпосылок для перехода ксоциалистическому обществу в результате победоносной пролетарской революции.Многие положения и прогнозы К. Маркса, носившие утопический характер, неподтвердились практикой развития капитализма. К. Маркс довел до уровня научнойтеории идею классиков политической экономии о двойственном характере труда (в ихработах не было четкого разделения потребительной стоимости и стоимости,абстрактного и конкретного труда). Он установил, что обмен являетсясущественным условием превращения продукта труда в товар, определения стоимоститовара, его реализации. К. Маркс выделил понятие рыночной средней стоимоститовара, вокруг которой колеблются цены под влиянием спроса и предложения. Онразвил диалектический метод познания, в частности, выделил специфические формыпротиворечия в современной ему экономической жизни, непосредственное содержаниеи общественную форму экономических процессов и явлений, раскрыл глубиннуюсущность капитала, выявил антагонизм капиталистического производства, одна изформ которого — противоречие между живым и овеществленным трудом. К. Маркс по-новомуопределил предмет политической экономии, которая должна изучать не толькозаконы распределения произведенного продукта (как считал Д. Рикардо), но инепосредственного Производства, обмена и потребления, исследоватьпроизводственные отношения между людьми во всех сферах и фазах общественноговоспроизводства во взаимодействии с развитием производственных сил. Он отметилпрогрессивную роль акционерной собственности. К. Маркс экономически доказалобъективно преходящий характер современного ему общества, обусловленный преждевсего прогрессом производительных сил, обобществлением производства и труда. Ондоказал также преимущества коллективных форм производства над индивидуальными,частными, обосновал объективно неизбежное возрастание роли крупных предприятий ипроцесс возникновения монополий, а также рост экономической роли государства вусловиях капитализма. Вместе с Ф. Энгельсом К. Маркс раскрыл диалектикуформ собственности (индивидуальной, акционерной, государственной), возрождениеиндивидуального присвоения на основе коллективного труда. К. Маркс создалтеорию экономических кризисов, схемы воспроизводства, а также учение обобщественно-экономической формации, причинах их смены на основе развитиявнутренних, противоречий. К. Маркс раскрыл сущность абсолютной ренты, обосновалтеорию цены производства и дал общую характеристику капиталистическойэксплуатации.
Однако марксистское экономическое учение не лишено недостатков. Кним относится, прежде всего, непоследовательное, в значительной мере, одностороннееприменение закона единства и борьбы противоположностей к отношениям между двумяосновными классами буржуазного общества. Игнорируя требование основного законадиалектики любое явление рассматривать с позиции единства и борьбыпротивоположных сторон, основоположники марксизма-ленинизма делали акценттолько на борьбе, отмечая, что разрешение противоречия между основными классамибуржуазного общества возможно лишь вследствие уничтожения одного класса другим.Но в первые годы советской власти В. Ленин внес некоторые коррективы впрактическую реализацию этого принципа, приобщая к строительству социализмабуржуазных специалистов.
Кроме того, марксисты недооценили роль частной трудовойсобственности в реализации сущностных сил человека. Их развитие они считалинесовместимым с существованием частной собственности. Классики марксизма,недооценив биологическое естество человека, преувеличили роль его социальныхкачеств. Однако при этом К. Маркс рассматривал человека и как естественноесущество, наделенное естественными силами, считал его биологическим явлением.
Марксистская теория переоценивает роль крупного производства вэкономике общества, значение процесса вытеснения мелкого производства крупным.В ней также необоснованно абсолютизируется роль государственной собственности встроительстве нового строя. Наиболее полно это проявилось в идее В. Ленина осоциализме как единой государственной фабрике.
К. Маркс ошибочно считал, что социализм несовместим стоварно-денежными отношениями. Этих взглядов придерживался сначала и В. И.Ленин, но изменил их в последние годы жизни. В трудах К. Маркса несколькопрямолинейно отстаивался принцип экономического детерминизма, примат экономикинад системой надстрочных отношений (социальных, правовых, политических,национальных, культурных и др.), то есть устанавливалась односторонняязависимость этих сфер общественных отношений от экономики. Такая зависимостьдействительно наблюдается на протяжении длительного периода времени и в широкомформационном контексте. Но в непродолжительные промежутки времени в той илииной стране нередко имеет место примат политики, идеологии над экономикой. Приэтом надстроечные отношения влияют на развитие базиса значительно эффективнее,чем это показано в трудах Маркса. Позже и Ф. Энгельс в своих письмах указывална этот недостаток марксизма.
Маркс и Энгельс недостаточно внимания уделяли закону спроса ипредложения, влиянию субъективных оценок потребителей, в том числе поведенияпотребителей, на процесс ценообразования. Это послужило одной из причинвозникновения маржинализма.
К. Маркс необоснованно считал источником стоимости лишь труднаемных работников, игнорируя при этом труд предпринимателей.
Оценивая экономическое учение К. Маркса с позиций сегодняшнегодня, некоторые «ученые» стран бывшего СССР пытаются его полностью опровергнуть.В наибольшей степени это касается марксистских теорий эксплуатации,собственности, формационного подхода и др. В этой связи хотелось бы отметить,что полная теоретико-методологическая переориентация этих авторовсвидетельствует о шаткости их позиций в прошлом и о конъюнктурности взглядов внастоящем. Колебания от фетишизации марксистских идей к их полному отрицаниюговорят об отсутствии научной этики, конформизме, неконструктивном восприятиивзглядов западных ученых и марксистской теории.
Нельзя отрицать, что советской экономической наукой догматическиобъяснялись некоторые положения теории К. Маркса, игнорировались ее многиеконструктивные выводы.
Однако в целом множество идей, положений, теорий и методология К.Маркса имеют огромную эвристическую ценность, выдержали проверку временем ииспользуются ведущими экономистами многих стран мира. Вследствие жизненностимногих выводов и положений марксистской политической экономии она остается исейчас одним из важнейших направлений экономической теории.
 
Историческая школа и маржинализм
 
Как уже отмечалось, причинами возникновения исторической школы имаржинализма были недостатки марксистской экономической теории, классическойшколы политической экономии, а также процесс вульгаризации политическойэкономии, обусловленный углублением противоречий капиталистического способапроизводства, стремлением представителей данных направлений найти пути решенияназванных проблем эволюционным путем в границах капиталистического способапроизводства. Историческая школа — одно из направлений западной экономическоймысли. Возникла в Германии в середине XIX в. Название получила от своеобразногоопределения предмета политической экономии и исторического метода исследования,в соответствии с которым данная наука не изучает экономические законы, аописывает конкретно-исторические формы экономической жизни в той или инойстране. Экономические явления, по мнению представителей исторической школы,обусловлены исторической обстановкой. Поэтому само название «политическаяэкономия» они отождествляли с понятием «национальная экономика».
Самыми известными представителями исторической школы были немецкиеэкономисты В. Рошер, В. Гильдебранд, В. Зомбарт, М. Вебер и др.,справедливо полагавшие, что политическая экономия должна изучать не отношениелюдей к вещам, а отношения между людьми. Считая, что рынок не способенобеспечить устойчивое равновесие экономической системы, эти экономистывыступали за активное вмешательство государства в экономику, рассматривая такоевмешательство как единственное условие ее эффективного функционирования.
Для выживания общества, по их мнению, необходимо предоставлятьбедным слоям населения больше благ, созданных благодаря прогрессу. Они считали,что психологические и исторические факторы не менее важны, чем экономические,отстаивали целесообразность широкого подхода к изучению экономической исоциальной жизни. В. Зомбарт уделял большое внимание организационным итехнологическим факторам, но смешивал экономические и юридические аспектыисследуемых явлений. Сопоставляя индивидуума и общество, сторонникиисторической школы отдавали предпочтение обществу.
М. Вебер, необоснованно отрицая идею Маркса об отчуждении средствпроизводства от непосредственных производителей, заменил ее тезисом обюрократизации политической и общественной жизни. Он утверждал, что социализмприведет к усилению бюрократизации общественной жизни. Некоторые представителиисторической школы выступали за централизованное управление экономикой,внедрение планирования, законодательное регулирование, полагали, чтогосударственные финансы могут стать эффективным орудием достижения социальнойсправедливости, отстаивали необходимость социальных реформ.
Основными теоретико-методологическими недостатками историческойшколы являются игнорирование объективного характера экономической жизни,изъятие из предмета политической экономии экономических законов, переоценканациональных особенностей развития экономики, вольное трактование принципаисторизма, антиисторический подход к капиталистическому способу производства,субъективистская трактовка ценностей (стоимости) и т.   
В середине XIX в. возникает и получает распространение в 70-е гг.новое направление политической экономии — маржинализм (от фр. «marginal»— предельный), ставший одновременно и методологическим принципом западнойэкономической науки. Его основателями были австрийский экономист К. Менгер,английский экономист У. Джевонс, швейцарский ученый Л. Вальрас. По мнению У.Джевонса, сфера изучения экономики — чистая теория, обоснование универсальныхзакономерностей. В связи с этим он заменяет понятие «политическая экономия»термином экономике (экономическая теория). Аналогично поступает и Л. Вальрас.
Основой маржинализма является теория предельной полезности,согласно которой рыночная цена товара определяется не общественно необходимымизатратами труда, а степенью насыщения потребности в нем, полезностью последнейединицы запаса определенного вида товара. Позже такой подход был воплощен втеории затрат производства, цены, распределения и т. п. В целом маржинализм,исходя из предельных (максимальных или минимальных) величин или состояний,раскрывает не сущность экономических явлений и процессов, а их изменения всвязи с изменением других явлений и процессов, а также с точки зренияпсихологии отдельного индивидуума, который дает собственные оценки предельнойпользы или потерь, связанных с участием в экономической деятельности.
К положительным сторонам маржинализма относятся детальный анализфункционирования рынка, выяснение закономерностей ценообразования, денежногооборота, спроса, стремление исследовать вопрос оптимального распределения ииспользования ресурсов. К негативным — преобладание субъективной мотивации,субъективной оценки экономического поведения людей, абстрагирование от изучениясоциально-экономической сущности общественного строя производства. На первоеместо сторонники маржинализма ставили не отношения между людьми в различныхсферах общественного воспроизводства, а отношение человека к вещи. Поэтомунаибольших успехов они достигли в анализе технологического способапроизводства, технико-трудовых связей. Ошибочным был их тезис о возможностидостижения равновесия экономической системы на основе взаимодействия спроса ипредложения, без участия государства.
Во второйполовине 19 в. центр тяжести в экономическом развитии постепенно переносится сгосударственного уровня на уровень фабрики, предприятия. Это находит отражениев общем изменении направления экономических взглядов.
Качественныйэкономический анализ заменяется количественным, исследования концентрируютсявсё в большей мере на рассмотрении конкретных отношений рыночных агентов,выработке соответствующих практических рекомендаций. Учёные всё чаще стремятсяк исследованию проблем оптимизации ограниченных ресурсов, широко применяя дляэтих целей аппарат предельных величин, математические методы. Вслед за этимменяется и название самой науки. Термин political economy(«политическаяэкономия») вытесняется новым названием – economics («экономическая теория»).
 
Неоклассическаяэкономическая теория
 
В последнейтрети XIX в. с развитием внутренних экономических и социальных противоречийкапитализма начинается стадия, характеризующаяся возникновением монополий иактивным вмешательством государства в развитие экономики, ее огосударствлением.Эта стадия неоднозначно трактовалась представителями различных направлений ишкол экономической теории. В марксистской политической экономии ее назвалиимпериализмом (Ленин), в трудах западных ученых самыми распространенными сталиназвания «корпоративный» и «народный», «индустриальное общество», «обществопотребления».
Своё новоеимя экономическая наука получила в вышедшей в 1890 г книге выдающегосяанглийского экономиста, основоположника неоклассического направления,главы «кембриджской школы» Альфреда Маршалла (1842-1924). Называлась она«Принципы экономической науки» (Principles of economics). Автор книги считал,что экономические исследования должны следовать практике житейской логики, бытьнаучным обобщением рационального мышления и поведения рыночных агентов. Поэтомупод «экономикс» стали понимать науку, исследующую поведение людей в процессепроизводства, распределения и потребления редких благ и услуг в миреограниченных ресурсов, а также способы наиболее эффективного использования этихресурсов.
Объект исследования неоклассической экономической теории —поведение Homo economicus — «человека экономического», который в качествепродавца рабочей силы, потребителя или предпринимателя пытается максимизироватьсвой доход, свести к минимуму затраты (или усилия). Эта теория возникла в 70-егг. XIX в. Ее основатели — известные экономисты, представители австрийскойшколы К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк, а также У. Джевонс, Л. Вальрас и др.
Основной категорией анализа сторонники неоклассическойэкономической теории считают предельную полезность, противопоставляя ее теориитрудовой стоимости. Стоимость товара они определяют полезностью последнего,наименее необходимого предмета потребления, то есть предельной полезностью.Общие принципы концепции предельной полезности были развиты С. Викселем и Дж.Б. Кларком. Двумя ее направлениями являются маржинализм и монетаризм.
Дальнейшее развитие неоклассическая теория получила в трудаханглийских экономистов А. Маршалла и А. Пигу. А. Маршалл, в частности, далопределение «эластичности спроса» и «цены равновесия», развил теорию цены,согласно которой стоимость определяется затратами различных факторов, преждевсего, земли, труда и капитала. Представителями австрийской школы выдвинутыположения о том, что с целью изучения закономерностей формирования спросапотребителей и цен на приобретаемые ими товары и услуги необходимо соизмерить иоценить различные полезные блага — пищу, одежду, воду, товары длительногопользования и др. По мнению А. Маршалла, цена, по которой покупатель приобретаеттовар или услугу, определяется степенью их полезности, а цена, которуюназначает продавец — издержками производства. В процессе покупки товарапроисходит взаимный компромисс между покупателем и продавцом, в которомпроявляется механизм действия закона спроса и предложения.
Представители неоклассической школы выступают за нормативныйхарактер экономической науки, то есть за нацеленность ее на разработкуэкономической политики, конкретных практических мер и рекомендаций.
В центревнимания представителей неоклассического направления находился анализ условий,при которых потребители и производители максимизируют свое благосостояние. Какпоказал А.Маршалл, такая максимизация возможна лишь в условиях свободнойконкуренции, и именно тогда, когда рынок приходит в состояниесбалансированности, равновесия.
Созданныенеоклассиками инструменты анализа и сегодня составляют «золотой фонд» мировойэкономической науки. Это — эластичность спроса, предельный анализ, различиемежду коротким и длительным периодами при учете временных воздействий нахозяйственную деятельность, анализ внутренней и внешней производственнойэкономии в теории фирмы, взаимозависимость рынков и др.
Идеализациямеханизма свободной конкуренции («невидимая рука» рынка способна направлятьразвитие экономики по наиболее эффективному пути), недооценка роли государства(оно должно быть лишь «ночным сторожем»), характерные для неоклассиков,определяли развитие экономической теории на протяжении ряда десятилетий, вплотьдо конца 20-х годов нынешнего века. Экономическая теория этого периода сначалаименовалась «теорией цены», затем «теорией фирмы», и, наконец, получила широкоиспользуемое сегодня название «микроэкономика».
Уже на рубежедвух веков микроэкономический анализ подвергается острой критике со сторонынекоторых ученых, однако, в конечном итоге оппозиционные выступления, как эточасто случается, только способствовали развитию и укреплению авторитетанеоклассического направления. В этот период науке стали известны имена такихвыдающихся ученых-неоклассиков, как Артур Пигу (1877-1959), Карл Менгер(1840-1921), Евгений Бём-Баверк (1851-1914), Фридрих Визер (1851-1926),Леон Вальрас (1834-1910), Вильфредо Парето (1848-1923) и др.Именно в их трудах были окончательно сформулированы основные принципы маржинализма(от marginal — предельный — англ.), или теории предельной полезности,знаменовавшей поистине революционный прорыв в представлении о ценности, цене,пропорциях обмена, издержках, спросе и предложении и др. Маржиналисты в основуэкономического анализа положили субъективные оценочные суждения вовлеченных вхозяйственные отношения субъектов.
Опираясь на«закон рынков» Ж.-Б. Сэя, согласно которому предложение продукта всегда создаетспрос на него самого («товары обмениваются на товары»), неоклассики обосновывалисаморегулирующийся характер рыночной экономики, способность механизма свободнойконкуренции восстанавливать нарушенное равновесие и обеспечивать тем самымдинамичное, бескризисное развитие.
Особое местов экономической науке занимают такие последователи принципа «laissez faire»,как австро-американский экономист Август Фридрих фон Хайек (1899-1992) иавстрийский экономист Людвиг фон Мизес (1891-1973). На протяжении всейсвоей творческой жизни эти ученые стояли на позициях непримиримых противниковгосударственного вмешательства в экономику, предупреждали об опасностичрезмерной зарегулированнсти хозяйства, которая незаметно для ее последователейведет к тоталитаризму.

Кейнсианство
Между тем,кризисные явления, нараставшие в западных странах на протяжении 1920-х годов(по прогнозам неоклассиков, они вот-вот должны были рассосаться), вылились вграндиозный по своим масштабам и глубине мировой экономический кризис («Великуюдепрессию») 1929-1933 гг. Вместе с кризисом хозяйства наступил кризис и микроэкономическойтеории, в частности, неоклассического направления как ее сердцевины.
На авансценуэкономической мысли поднимается новое направление научного анализа — кейнсианство,поставившее в центр внимания проблемы макроэкономики. Вышедшая в 1936 г. книгавыдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946)«Общая теория занятости, процента и денег» произвела подлинную революцию вэкономической теории и дала ответы на многие вопросы, которые не могли бытьрешены в рамках только микроэкономического анализа (см. подробнее гл. 18, 26).
Кейнсотказался от главного постулата неоклассического учения — «закона рынков» Сэя — и выводимой из него формулы рыночного механизма как идеальнойсаморегулирующейся системы. Двигателем экономики, по мнению Кейнса, является непредложение, а спрос, и именно он выступаем решающим фактором развитияпроизводства и предложения. Для повышения совокупного спроса Кейнс рекомендовалиспользовать налогово-бюджетную и кредитно-денежную политику государства. Вдальнейшем значительный вклад в разработку теоретической системы Кейнса внеслиамериканские ученые Элвин Хансен, Пол Самуэльсон, английский экономист ДжонХикс и другие.
Кейнсианскийподход к механизму функционирования экономики имел большой успех с конца 1940-хи до 1960-х гг., когда он стал подвергаться критике сначала со сторонымонетаристов, а затем со стороны представителей новой классическоймакроэкономической теории.
Кейнсианство и его эволюция. Кейнсианство — одно из ведущихнаправлений современной экономической теории, получившее название от именивсемирно известного экономиста Дж. Кейнса (1883—1946), наиболее полноосознававшего, что без активного вмешательства государства в развитиесоциально-экономических процессов, без существенного расширения функций государствакапитализм не в состоянии далее существовать. Кейнс одним из первых в западнойэкономической науке обосновал макроэкономический подход к анализусоциально-экономических процессов, оперируя такими глобальными категориями, какнациональный доход, совокупные инвестиции, потребление, занятость, накопление идр., которые рассматривал в их взаимодействии и взаимосвязи. Он такжеисследовал количественными методами функциональные аспекты и закономерностирасширенного воспроизводства, опираясь при этом на отдельные положения теориивоспроизводства К. Маркса.
В отличие от своих предшественников, Кейнс утверждал, чторавновесие экономической системы — исключительно редкое явление вследствиедействия механизма свободной конкуренции, подвижности капитала и т.д. Обоснованнойкритике им был подвергнут закон Сэя. Чтобы приблизиться к равновесию,необходимо, прежде всего, регулировать спрос путем повышения эффективностиинвестиционных процессов со стороны предприятий и государства («эффектмультипликатора») и тем самым воздействовать на производство. Таким образом, вего теории решающая роль отводилась инвестициям, от прибыльности и размеровкоторых зависят темпы экономического роста, масштабы производства. Расширениефункций государства, по мнению Кейнса, необходимо для рациональногоиспользования трудовых ресурсов, борьбы с ростом безработицы, кризисами. С этойцелью он предлагал увеличивать государственные закупки товаров, государственныерасходы на общественные работы и даже на военные цели.
Увеличение объема частных инвестиций государство должностимулировать удешевлением кредита. От общей суммы инвестиций зависит объемнационального дохода, уровень занятости, соотношение спроса и предложения.Наиболее важным средством регулирования совокупного спроса Кейнс считал бюджетноерегулирование, поскольку во время кризиса снижение процентной ставки слабовлияет на уровень инвестиций.
Сторонники Кейнса выступали за активизацию процессовперераспределения национального дохода, увеличение социальных выплат, заантикризисное и антицикличное регулирование. Все эти меры направлены наускорение развития экономики, ослабление глубины и остроты экономическихкризисов, социальной напряженности в обществе. Но такое стимулирование спросапривело в 70-е гг. к высокому уровню инфляции, углублению диспропорций вэкономике и на рынке труда, росту дефицита государственного бюджета и т. п.Поэтому современные последователи Кейнса отказываются от ортодоксальныхположений его учения, отстаивают необходимость государственного регулированиясовокупного спроса в органической взаимосвязи с предложением и доходами,усиления методов монетарного регулирования (Д. Робинсон, П. Сраффа и др.). Вполитике доходов они видят средство решения наиболее болезненных проблемэкономики.
Немало последователей Кейнса выступают за долгосрочноерегулирование экономики в форме национального планирования, за более активноеучастие государства в структурной перестройке экономики, в координацииэкономической политики в международном масштабе. Отдельные рациональные стороныкейнсианства — скажем, идеи активизации инвестиционных процессов со стороныгосударства, усиления контроля государства за ростом заработной платы и другиеследует использовать и нам с целью выхода из глубокого экономического кризиса ипоследующего поступательного развития народного хозяйства.
Посткейнсианство, или неокейнсианство— одно из направленийразвития западной экономической науки, которое рассматривает теорию Кейнса лишьв качестве одного из элементов новой системы экономических взглядов наряду совзглядами представителей институционального направления (их теорий рынка иценообразования) и с некоторыми положениями теории К. Маркса по проблемамкапиталистического воспроизводства.
Наиболее известными представителями данного направления являютсяэкономисты А. Лейонхувуд (США), Д. Робинсон (Англия), Л. Пазинетти (Италия) идр. Критикуя положение неоклассической школы о способности рыночной системыобеспечить стабильный экономический рост и решить социальные проблемы, онипытаются разработать такую теорию производства и распределения продуктов, вкоторой темпы экономического роста, норма накопления капитала будет зависеть отраспределения национального дохода между трудом и капиталом.
Значительную роль посткейнсианцы отводят анализу денег иденежно-кредитных ресурсов, образованию и нестабильности денежного спроса,которые в состоянии повлиять на процесс воспроизводства. Инфляцию они объясняютособенностями монополистического ценообразования и другими факторами,связанными с издержками производства, а финансовую.нестабильность — ожиданием вусловиях неопределенности, влияющим на динамику процентных ставок, оценкубудущих прибылей и цен различных финансовых активов. Чтобы преодолеть инфляцию,необходимо, по их мнению, традиционные методы бюджетной и кредитной политикидополнить политикой доходов, предусматривающей добровольное соглашениепрофсоюзов, монополий и государства о темпах роста своих доходов в соответствиис определенными ориентирами роста производительности труда. Ими быларазработана теория акселератора (от лат. accelerate — ускорять), в которойраскрывается зависимость прироста инвестиций от прироста дохода и котораяорганично дополняет концепцию мультипликатора. При этом устанавливается, чтокаждый процент прироста дохода обусловливает больший процент приростаинвестиций.
Многие посткейнсианцы выступают за разработку долгосрочнойстратегии регулирования экономики, проведение глубоких структурных реформ, завнедрение системы национального планирования экономики и т. д.
Эти идеи в рамках посткейнсианства получили название левогокейнсианства. Его сторонники (П. Сраффа, Л. Пазинетти и др.) выступают заограничение власти монополий и их прибылей, уменьшение военных расходов,расширение социальных программ, развитие образования, здравоохранения, социальногострахования, жилищного строительства, справедливое распределение иперераспределение национального дохода, более эффективную антикризисную иантицикличную политику государства. Такая политика должна осуществляться,прежде всего, через госбюджет с использованием стабилизаторов (налогов, выплатна социальное страхование и др.).
Теоретико-методологической основой левого кейнсианства являетсясоединение некоторых положений экономической теории с элементами марксистскойполитической экономии. Левокейнсианцы подвергают острой критике идеинеоклассической школы и, прежде всего, ее теорию предельной полезности,пытаются переосмыслить многие фундаментальные категории политической экономиипутем синтеза позитивных сторон классической школы политической экономии и марксистскихвзглядов.
 
Монетаризм
 
Монетаризм (от англ. money —деньги) — экономическая теория, согласно которой денежная масса в обращениииграет определяющую роль в формировании экономической конъюнктуры иустановлении причинноследственных связей между изменением количества денег ивеличиной валового национального продукта, а также в развитии производства.Монетаризм возник в середине 50-х гг. XX в. в США. Его лидер — руководительчикагской школы политической экономии М. Фридмен — выступает против активного иширокомасштабного вмешательства государства в экономику, против государственныхмер стимулирования спроса, выдвигая при этом лозунг «Назад, к Смиту». Рыночноехозяйство он считает наиболее рациональным, а возникающие в нем диспропорции —следствием внешнего (государственного) вмешательства. Он, в частности,выступает против налогового и бюджетного регулирования. Посколькугосударственное регулирование экономики, как утверждает М. Фридмен,малоэффективно, а между динамиками денежной массы и национального доходаимеется тесная корреляционная связь, его следует заменить автоматическимприростом денежной массы в обращении на уровне 4—5 % в год, или ограничитьконтролем над денежным обращением. Средствами регулирования экономикимонетаристы считают также достижение сбалансованности государственного бюджета,установление высоких процентных ставок. Положительной стороной монетаризмаявляется всеобщий анализ механизма действия денег на рынок товаров, обоснованиевлияния монетарной политики на развитие экономики, а негативной —необоснованная абсолютизация роли денежной массы как определяющего звенахозяйственного механизма. Выражая интересы самых консервативных круговмонополистического капитала, монетаристы пытаются ликвидировать или существенноурезать социальные программы государства, выступают за массовую безработицу какза средство борьбы с инфляцией. Рецепты монетаристской школы воплощены впрограммах Международного валютного фонда. Навязывая их государствам — бывшимреспубликам СССР — в качестве условия предоставления кредитов, эксперты фонда(как и других международных организаций) обосновывают пути выхода этих стран изглубокого экономического кризиса, не учитывая национальной специфики каждой изних, их исторических традиций. Монетаристским рецептам МВФ пытались следоватьправительства России и Украины, действовавшие после провозглашениянезависимости, руководители национальных банков, вследствие чего народноехозяйство этих стран было отброшено на несколько десятилетий назад.
Монетаризмпредставляетсобой такое течение экономической мысли, которое ставит, деньги в центрмакроэкономической политики, отводя им решающую роль в колебательном движениинационального хозяйства. Монетаристские концепции послужили основойкредитно-денежной политики, используемой в качестве важнейшего направлениягосударственного регулирования экономики. Задача государства в областиуправления экономикой сводится, с точки зрения современных монетаристов, кконтролю над эмиссией денег и денежной массой, достижению сбалансированности государственногобюджета, установлению высокого кредитного банковского процента для борьбы синфляцией.
Зачатки идеймонетаризма просматриваются еще в экономических учениях древности и в явномвиде присутствуют у меркантилистов. Определенные элементы монетаристскогоподхода видны и в работах английских классиков. Сформулированная шотландскимфилософом Давидом Юмом (1711-1776) количественная теория денег,связывавшая уровень цен с объемом денежной массы в стране, получила поддержку,в частности, со стороны Д.Рикардо. Но в современном виде концепция монетаризманаиболее ярко выражена в работах лауреата Нобелевской премии по экономике за1976 г. профессора Чикагского университета Милтона Фридмена (род. 1912).
ДостиженияФридмена в области монетаризма так или иначе связаны с критическим анализомтеории Кейнса и его последователей, исходивших из положения о несущественномвлиянии денег на общие расходы, потребление, цены и убежденности внеспособности рыночной экономики автоматически добиться полной занятости и стабильностицен.
Критикуя этиположения, Фридмен в целом ряде своих работ, в том числе по «монетарной»истории США, показал, что все крупные изменения хозяйственной жизни связаны,прежде всего, с денежными импульсами, эмиссией денег. «Хозяйство пляшет под дудкудоллара, повторяет его танец», — так образно сформулировал главный вывод своихисследований Фридмен.
Положениямонетаристов относительно неэффективности денежной политики II краткосрочномпериоде были подвергнуты критике сторонниками новой классическоймакроэкономической теории. Эта научная школа сформировалась в 1970-е гг. врезультате применения принципов микроэкономического анализа к сферемакроэкономики. Новые классики выдвинули гипотезу рациональных ожиданий,за которую ее автор — Роберт Лукас (род. 1937), профессор Чикагскогоуниверситета, — удостоился Нобелевской премии по экономике за 1995 г. Согласноданной гипотезе, будущие ценовые ожидания являются чрезвычайно важными мотивамиповедения для всех, кто принимает экономические решения: для компаний,организаций и даже для отдельных семей. До этого считалось, что подобныерешения экономических субъектов строятся на произвольной или статическойоснове. Так, ожидаемый уровень цен рассматривался как практически неизменный.Гипотеза рациональных ожиданий позволила постоянно заглядывать вперед исоотносить эти ожидания с изменяющейся информацией.
 
Теорияэкономики предложения
Еще однимважным направлением современного экономического анализа является теорияэкономики предложения, завоевавшая популярность в 1970-1980-е гг. Виднейшимее представителем является американскийэкономист Артур Лаффер. Появлениетеории экономики предложения было обусловлено серьезным кризисомгосударственного регулирования рыночной экономики на основе кейнсианскихрецептов, который с полной силой проявился в начале 70-х гг. Западнаяэкономическая мысль перешла к активному поиску новых методов оздоровленияэкономики, которые, как стало ясно в дальнейшем, опирались главным образом нанеоклассические, в частности, на монетаристские взгляды и подходы.
В самомназвании теории — «экономика предложения» — авторы противопоставляют еекейнсианству, которое главное внимание уделяет регулированию спроса. С их точкизрения Лаффера и его сторонников, решающим фактором экономического развития являетсяне спрос, а предложение.
Один из основных постулатов теории «экономики предложения»-уменьшение вмешательства государства в экономические процессы и стимулированиечастной инициативы и предпринимательства. Особая рольпри этом отводиласьгосударственным финансам: уменьшению налогов, сокращению государственныхрасходов, уменьшению количества денег вобращении, с помощью соответствующейполитики в области государственного кредита. Положения и выводы теоретиковэкономики предложенияскит одним из важных элементов политики «рейганомики» вСША в 80-егоды, в рамках которой произошло резкое уменьшение ставокподоходногоналога.
 
Неолиберализм
 
В целом взгляды неоклассической школы политической экономии сразличными течениями и направлениями получили в литературе название«либерализм» (от лат. «liberalis» — свободный). В экономической наукелиберализм — это совокупность взглядов, основным содержанием которых являетсяотрицание необходимости вмешательства государства в экономическую жизнь ипонимание механизма саморегулирующегося рынка как единственного эффективногорегулятора хозяйственных процессов. За государством остается функция охранысуществующей системы. Идеи экономического либерализма основательно разработалА. Смит, выступавший за отмену остатков регламентации промышленности и торговлигосударством.
Положительной стороной либерализма была его направленность противфеодальных порядков, чрезмерной цеховой регламентации. Ярче всего идеиэкономического либерализма сформулированы Ж. Б. Сэем в законе, гласящем, чтопредложение порождает собственный спрос, а капитализм способен безвмешательства государства стихийно и автоматически восстанавливатьэкономическое равновесие. Методологической основой либерализма является принципиндивидуализма, согласно которому в обществе должна существовать естественнаясвобода человека, его независимость от социума, а отстаивание своих интересовотдельными индивидуумами ведет к удовлетворению общественных интересов, кобщественному благополучию. Такие взгляды в значительной мере отражалиспецифику капитализма эпохи свободной конкуренции. Идеи экономическоголиберализма господствовали до кризиса 1929-1933 гг. На смену им пришло учениеДж. Кейнса.
Современные последователи экономического либерализма —американские ученые-неолибералы Л. Мизес и Ф. Хайек выступают за минимальноевмешательство государства в экономику, за предоставление максимальной свободыпредпринимателям и торговцам. Л. Мизес абсолютными основами цивилизации называлчастную собственность, свободный обмен и разделение труда, на которомосновывается такой обмен. Но регулируемую при социализме экономику он считалзапланированным хаосом, поскольку цены в ней не отражали соотношения спроса ипредложения. Ф. Хайек активно отстаивал идею максимальной свободы человека,преимущества рыночной системы над смешанной, считал капитал вечной категорией.По его мнению, регулирование хозяйственной деятельности разрушает механизмпередачи информации.
Идеи неолиберализма были положены в основу теории социальноориентированного рыночного хозяйства, одним из авторов которой был известныйнемецкий экономист и государственный деятель Л. Эрхард. Данная теорияпровозглашает необходимость свободной конкуренции, свободных цен и т. п.,гарантирование государством данных условий наряду с социальной направленностьюих развития. В то же время допускается использование государственных рычаговрегулирования экономики (государственного распределения ресурсов и контроля надними), которые значительно ослабляются после достижения поставленной цели.
Некоторые отечественные экономисты-«реформаторы» активноподдерживают идею воплощения модели социально ориентированной рыночнойэкономики. Однако нечеткое понимание сути теории социальной рыночной экономикии некомпетентная реализация их рекомендаций привели к развалу государственногоуправления экономикой и нанесли народному хозяйству огромный ущерб.
 
Институционализм
 
Институционализм (от лат. «institutum» — учреждение) — одно изнаправлений западной экономической мысли, которое возникло в конце XIX — вначале XX в. К институтам представители данного направления относятконкуренцию, профсоюзы, налоги, государство, монополии (корпорации), устойчивыйобраз мышления, юридические нормы и др. Экономику они рассматривают как системуотношений между хозяйствующими субъектами, которые формируются под влияниемэкономических и неэкономических факторов. Широкий социологический подход кпредмету экономической теории сближает их с исторической школой.Институционализм отрицает обусловленность развития человеческого общества Производственнымиотношениями (отношениями собственности), движущей силой общественного развитиясчитает психологические, политические, социально-правовые факторы.
Основоположниками институционализма являлись американские ученыеТ. Веблен, Д. Коммонс, У. Гамильтон, английский экономист А. Гобсон и др. Т.Веблен, например, рассматривал жизнь человека как борьбу за существование, какпроцесс отбора и приспособления. По мнению институционалистов, в ходе развитияобщества идет процесс естественного отбора институтов, система которых создаетсвоеобразную культуру и определяет тип цивилизации. Сами институты являютсяособыми формами жизни (в том числе хозяйственной), человеческих связей иотношений, которые носят устойчивый характер, формируют в обществе духовныекачества и свойства. В свою очередь, институты также выступают важным факторомотбора.
Различают социально-технологический, социально-психологический исоциально-правовой институционализм. Представители социально-технологическогонаправления Дж. Гэлбрейт, Р. Арон, Ян Тинберген и другие основой экономическогоразвития называют внедрение науки и техники в производство и, исходя из этого,обосновывают индустриальное, постиндустриальное, информационное и другие,лишенные конфликтов, формы общества. Автор социально-психологическогоинституционализма Т. Веблен считает, что основа общественного развития —мастерство, родственные чувства и т. д., а основатель социально-правовогоинституционализма Дж. Р. Коммонс, что — это право, юридические отношения.
Представители институционализма выступили с резкой критикоймаржинализма, неоклассической теории рыночного равновесия с ее базовымикатегориями предельной полезности и производительности, в которых видели лишьформализованные абстракции с идеей ограничения рынка и рыночного равновесия какуниверсального механизма распределения ограниченных ресурсов. Они утверждали,что концепция классического общества свободной конкуренции XIX в. пересталаотвечать реалиям современности, а рынок стал одним из многочисленныхэкономических институтов, таких, как корпорация, государство и др. Рынокспособствует обогащению только крупных монополизированных предприятий,навязывающих свои товары и услуги потребителю.
Корпорация, в которой происходит отделение собственности отуправления и осуществляется планомерное развитие в единстве со стихией мелкогои среднего предпринимательства, представляет собой качественно новый элементэкономических институтов. При этом ключевым экономическим институтом, основойсовременного им общества и будущей общественной системы представителиинституционализма считали государство, которое проводит активную социальнуюполитику, применяет индикативное планирование и регулирование хозяйственнойжизни. Идеалом общественного устройства они провозгласили государство социальногоблагоденствия, а условием его построения — действенный социальный контроль.
При анализе корпорации сторонники институционализма значительноевнимание уделили исследованию процесса отделения собственности от контроля запроизводством, который, по их мнению, привел к принципиальным изменениям всистеме управления корпорацией. Это управление осуществляет не предприниматель,а управляющие, заботящиеся о своих узко групповых интересах, и контролирующиекорпорации. Такую систему американский экономист Г. Минз назвал коллективнымкапитализмом. Согласно теории техноструктуры Дж. Гэлбрейта, в системууправления корпорацией должны входить профессиональные руководители (как высшиеменеджеры, так и бригадиры, мастера, лица, занимающихся рекламой, и т. д.). Длянаучного обоснования своей концепции институционалисты ввели понятие«абсентеистской» собственности — собственности, которой нет, котораярассеивается среди акционеров, теряющих контроль над средствами производства.
За последние десятилетия возникла разновидность институционализма— неоинституционализм, который основой экономического развития впостиндустриальном обществе называет человека, а целью экономической системы —его всестороннее развитие. XXI в. провозглашен столетием человеканеоинституционалистами, разрабатывающими экономическую теорию правсобственности; теорию общественного выбора, в которой исследуется взаимосвязьэкономических и политических явлений, в частности бюрократического управления;различные социальные программы.
С точки зрения методологии заслуживает внимания ориентацияинституционализма на изучение не столько процессов функционирования общества,сколько его развития, исследование происходящих при этом трансформационныхизменений.
Несомненно прогрессивны идеи сторонников современного институционализмаоб участии трудящихся в собственности и управлении производством,предоставления им социальных гарантии, а гуманитарной интеллигенции — власти.Заслуживают также внимания их взгляды на проблему эколого-экономическоговыживания человечества, о целесообразности государственного контроля надэкологическими процессами, образованием, медициной. В методологическом аспектерациональной является их идея об ограниченности анализа экономической системылишь с позиции рационально мыслящего индивидуума (экономического человека) инеобходимости учета действии определенных организаций людей (профсоюзов,обществ потребителей и др.), их совместных действий с участием государствапротив диктата предпринимателей. Отмеченные черты сближают институционализм смарксизмом.
Неоинституционализмхарактеризуется отходом от абсолютизации технических факторов и придает особоезначение роли трансакционных издержек. На концептуальной основе трансакционныхиздержек была сформулирована новая роль прав собственности в механизме функционированияи развития рыночного хозяйства, дан ответ на вопрос, зачем нужна фирма, еслиесть рынок, разработан ряд других интересных проблем хозяйственной жизни. Втеории общественного выбора исследуются взаимозависимости политических иэкономических явлений (см. гл. 17). Особенность подхода этой теории заключаетсяв том, что частный интерес рассматривается как основной побудительный мотивдеятельности не только индивида и фирмы, встречающихся на рынке, но и вобщественной жизни людей. В общественной жизни люди ведут себя, исходяисключительно из частных интересов, что в итоге не всегда приводит крезультату, отвечающему интересам общества в целом.
В целом жеможно отметить, что характерный для неоинституционализма междисциплинарныйподход к рассмотрению экономической жизни с привлечением данных социологии,права, политологии, этнографии и других наук оказался весьма плодотворным.Вместе с эволюционным принципом при анализе экономических процессов,неоинституционализм показывает, что современная экономическая наукаобнаруживает все новые резервы своего развития и способна давать ответы навопросы, возникающие при исследовании различных экономических систем.
 
Неоклассический синтез
 
Неоклассический синтез— обобщающая экономическаяконцепция, в которой объединяются рациональные элементы теории ценообразованияи распределения доходов неоклассицизма и кейнсианской теории ростанационального дохода. Согласно этой концепции, в зависимости от состоянияэкономики, следует применять либо кейнсианские, либо неоклассические рецептывоздействия на нее, но, прежде всего, денежно-кредитные методы и по мереусложнения экономической системы необходимо всемерно совершенствовать методыгосударственного регулирования экономики.
Сторонники неоклассического синтеза рассматривают теорию общего экономическогоравновесия как идеальную модель функционирования экономической системы. Но вотличие от неоклассиков они предлагают использовать различные методыгосударственного регулирования. Поэтому концепцию неоклассического синтеза ещеназывают ортодоксальным кейнсианством. Его наиболее известными представителямиявляются американские экономисты Е. Хансен, П. Самуэльсон, Дж. Хикс, которыхсчитают авторами теории доходов — расходов как ортодоксальной версиикейнсианской доктрины. По мнению П. Самуэльсона, решение ключевых проблемденежной и финансовой политики с помощью теории дохода придает законную силуклассическим истинам.
В противовес кейнсианской модели мультипликатора Дж. Хикспредложил модель IS—LM, показывающую с помощью соответствующего научногоаппарата отличие между законом Сэя, согласно которому предложение порождаетспрос, и законом Вальраса, определяющем, что сумма предложения, то есть суммадоходов и расходов в обществе совпадают. При этом в доходы включаются иденежные сбережения, их определенный объем находит свое проявление в спросе ипредложении данного товара (т.е. денег), что, в свою очередь, влияет наравновесие экономической системы. Анализ совокупного спроса осуществляетсяХиксом в производственном (реальном) и денежном секторах. Главным условиемравновесия в первом из них он называет равенство инвестиций и сбережений, вовтором — равенство спроса на ликвидность и денежной массы.
Теорию неоклассического синтеза критикуют представителимонетаристской школы, в частности, М. Фридмен. Острие критики направлено,прежде всего, на тезис сторонников неоклассического синтеза о том, что механизмрыночного саморегулирования должен дополняться и корректироватьсяцеленаправленным государственным вмешательством. По мнению монетаристов, задачагосударства создать условия для максимально свободного функционированиярыночного механизма. Подобная критика представляется неконструктивной, ибо неотвечает требованиям сегодняшнего дня.

Леворадикальная политическая экономия
 
Одним из течений современной экономической мысли являетсялеворадикальная политическая экономия, которая отражает интересы промежуточныхслоев развитых стран Запада, прежде всего, интеллигенции. Посколькупромежуточные слои складываются из различных групп и прослоек, а средиинтеллигенции наблюдается резкая дифференциация, леворадикальной политэкономиисвойственна некоторая неоднородность и даже противоречивость методологических итеоретических основ.
Местом зарождения данного течения были университеты развитых странмира, прежде всего, США. К представителям леворадикальной политэкономииотносятся известные ученые-экономисты Г. Шерман, Р. Эдванс (США), П. Андерсон,Дж. Харрисон (Великобритания) и др.
Леворадикальную политическую экономию отличает широкийсоциологический подход к анализу экономических явлений и процессов: кромеотношений собственности, она приобщает к предмету своего исследованиясоциальные, политические, правовые, психологические и другие аспекты. При этомбольшинство представителей данного направления считают марксизм еготеоретической и методологической основой.
Заметное влияние на эволюцию леворадикальной политической экономииоказали западногерманские теоретики Г. Маркузс и Э. Фромм, представителиинституционального направления западной экономической мысли Дж. Гэлбрейт, Р.Хсйлбронер и др.
Сторонники леворадикальной политической экономии резко критикуютнеоклассическое направление политической экономии; выступают против господствамонополий (в том числе транснациональных) и крупной капиталистической собственности,чрезмерных военных расходов, неравномерности при распределении доходов, противэксплуатации. Характерным в их взглядах является и то, что высшим критериемобщественного прогресса они считают всестороннее развитие личности,провозглашают социализм более совершенным, чем капитализм, строем. Но на основеанализа советского опыта немало представителей леворадикальной политическойэкономии делали вывод об отсутствии социализма в СССР, выступали за трудовуюколлективную собственность. Однако многие придерживаются и иных взглядов —считают необходимым утверждение плюрализма форм собственности, выступают задемократическую централизацию в управлении экономикой и т. д.

Приложение. Сравнительно-эволюционная характеристика основных школи направлений экономической теорииДостижение экономических школ и Классическая политэкономия Физиокарты Марксизм Меркантилизм Нерешенные проблемы и ошибки экономических школ
  Вскрытие цели развития капитализма + + Трактовка источника и формы богатства
  Анализ отношений материального производства + + — свойствами золота, серебра
  Заложены основы трудовой теории стоимости + + Ограничение предмета политэкономии
  Рассмотрение денег в качестве товара + - Объяснение прибыли неэквивалентным обменом
  Исследование механизма денежного обращения, кредита, конкуренции
+ + + оптимально распределяющей ресурсы
  Признание объективного характера экономических законов и неооходимости их изучения + — + Придание свободной конкуренции статуса
  Обоснование использования выявленного механизма действия экономических законов в хозяйственной политике и практике + + общественного продукта к сумме зарплаты и прибыли
  национального дохода + - + Определение стоимости товара через механизм спроса и предложения
  Дифференциация капитала на основной и оборотный + - Стоимость товара рабочая сила не получила обоснования
  Различение потребительской и меновой стоимости + - Сведение капитала лишь в вещественному содержанию
  Понимание двойственности характера труда + - Отождествление закона стоимости и его содержания с формами их проявления
  Установление обратной зависимости между зарплатой и прибылью + - Ограничение предмета политэкономии исследованием природы богатства
  Уяснение механизма дифференты 1
- Игнорирование принципа историзма при анализе современного им способа производства
  Трактовка сферы производства как источника общественного богатства + + - Ограничение сферы производства аграрным трудом и созданием благ природного происхождения
  Представление капитала как одного из факторов производства 1 Объяснение источника богатства превышением производства аграрного продукта над потреблением
  Трактовка прибыли как формы дохода на капитал + - Трактовка труда в промышленности транспорте, торговле как непроизводительного, как средства существования занятых в этих сферах
  Введение в научный оборот категории чистого продукта и его количественное определение + - Ориентация на полную либерализацию экономической жизни
  Разработка схемы (таблицы) количественного макроэкономического анализа натуральных и денежных потоков материальных ценностей + Недооценка роли трудовой частной собственности в реализации сущности человека
  Разработка научной теории двойственного характера труда + Гипертрофированное представление социальной роли человека в ущерб его биологической природе
  Обоснование трудовой теории стоимости + + - Переоценка роли крупного производства в экономике
  Определение функций обмена в превращении продукта в товар + - Абсолютизация роли госсобственности в строительстве нового строя производства
  Направлений Классическая политэкономия Физиокарты Марксизм Меркантилизм Нерешенные проблемы и ошибки экономических школ
  Определение средней стоимости товара общественно-необходимым рабочим временем + — Тезис о несовместимости товарно-денежных отношений с экономическими основами социализма
  Метода исследования с помощью анализа противоречий, взаимосвязей формы и содержания, явления и сущности + - Смещение акцента в применении к отношениям классов буржуазного общества закона единства и борьбы противоположностей лишь на борьбу, доведенную до антагонизма
  Политэкономии 1 Игнорирование регулирующей роли государства
  Понимание исторически-преходящего характера исследуемого общественного строя производства +
  в эволюции способа производства + - Недооценка новаторских функций предпринимателей
  Выявление тенденции концентрации производства, создания монополий и + - Недооценка малого бизнеса
  Раскрытие диалектики форм собственности, возможности индивидуального присвоения на основе совместного труда „..- + - Недооценка плюрализма форм собственности
  Разработка схемы воспроизводства общественного капитала и объяснение природы экономических кризисов +
  Раскрытие сущности абсолютной ренты +
  Создание теории цены производства +
  Выявление природы капиталистической эксплуатации +
  Создание учения об общественноэкономических формациях и причинах их смены на основе развития внутренних противоречий
  Объяснение обусловленности экономических явлений исторической обстановкой + - Отход от изучения объективных экономических законов
  Описание конкретно-исторических форм и национальной специфики экономической жизни, ее явлений и процессов + - Отрицание факта отчуждения средств производства от производителей, замена его тезисами о бюрократизации общественной жизни
  Акцент в изучении отношений между людьми, а не человека и веши + - Переоценка исторических, психологических, организационных и технологических факторов экономического развития, вольная трактовка принципа историзма
  Признание активной регулирующей роли государства в экономической жизни общества + — Субъективная трактовка ценностей (стоимости)
  Понимание необходимости перераспределения благ общественного прогресса в пользу малоимущих + - Достижение экономических успехов (оптимизация существования) возможно на основании рационального мышления индивидов
  Трактовка предмета — обоснование универсальных закономерностей экономики + - Определение рыночной цены предельной полезностью
  Трактовка равновесия рыночной экономики на основе соответствия спроса и предложения + - Приоритетность субъективнопсихологических оценок
  Достижение экономических школ и направлений Классическая политэкономия Физиокарты Марксизм Мерка-тилизм Нерешенные проблемы и ошибки экономических школ
  Использование положений теории пределов (предельных величин) для определения качественной границы меры явления + - Использование предельных значений для определения сущности экономических явлений
  Детальный анализ механизма функционирования рынка, ценообразования, денежного оборота, спроса + - Субъективная мотивация экономического поведения людей
  Попытка определить механизм оптимального распределения и использования ресурсов + - Абстрагирование от социально-экономической сущности общественного строя производства
  Успехи в анализе технологического строя, организационнопроизводственных связей +
  Обоснование макроэкономического подхода к анализу социально-экономических процессов + Объяснение инфляции особенностями монопольного ценообразования
  Положение о том, что без активного вмешательства государства и расширения его функций капитализм не в состоянии «избежать полного разрушения существующих экономических форм» ,.,„ + - Объяснение финансовой нестабильности ожиданием в условиях неопределенности
  Инструментальное использование макроэкономических категорий и методов количественного анализа для исследования функциональных аспектов и закономерностей расширенного воспроизводства + - Тезис о добровольном соглашении профсоюзов, монополий и государства по поводу соотношения роста их доходов с ориентирами роста производительности труда
  Открытие эффекта мультипликатора связывалось с регулирующим воздействием на систему производства государства, а также корпораций + — Противоречивость теоретикометодологических основ
  Определение темпов экономического роста и масштабов производства размерами и прибыльностью инвестиций + Расширительная траектория предмета экономического исследования
  Представление о равновесии как частном случае, редком явлении наряду с другими состояниями (неравновесия), более характерными для макросистем + Акцент на отношении человека к веши, а не на отношениях между людьми
  Тезис о расширении функций государства как средства рационального использования трудовых ресурсов, борьбы с ростом безработицы, кризисами + Игнорирование объективного характера экономической жизни
  Приоритет среди средств регулирования совокупного спроса — бюджетному воздействию + Переоценка национальных особенностей развития экономики
  Тезис об активизации процессов перераспределения национального дохода в пользу социальных выплат, антикризисного регулирования + Переоценка возможностей централизированного управления и законодательного регулирования
  Трактовка политики доходов как средства госрегулирования совокупного дохода и как инструмента решения проблем инфляции и занятости + Предпочтение интересов общества в его отношениях с индивидом
  Достижение экономических школ и направлений Классическая политэкономия Физиокарты Марксизм Меркантилизм Нерешенные проблемы и ошибки экономических школ Тезис об усилении плановых начал в структурной перестройке экономики и · координации экономической политики в международном масштабе + Смешение экономических и юридических аспектов анализа природы явлений общественной жизни Разработка теории акселератора, раскрывающей зависимость возрастания инвестиций от роста дохода + Обоснование версии стабилизатора экономики + Широкий социологический подход к анализу экономических явлений и процессов + Активная позиция борьбы против господства монополий и крупной капиталистической собственности, бремени военных расходов, эксплуатации, неравенства при распределении + Высшим критерием общественного прогресса провозглашено всестороннее развитие личности + Приоритет трудовой коллективной собственности при плюрализме форм собственности + Концепция демократической централизации в управлении экономикой + Концепция поведения Homo economics + Противопоставление предельной полезности общественно необходимому труду при определении стоимости товара Теория общего экономического равновесия + - Представление о механизме рыночного ценообразования как инструменте обеспечения эффективного использования ресурсов и справедливого распределения результатов по факторам производства Обоснование «цены равновесия» и «эластичности спроса» 1 Измерение стоимости товара предельной полезностью одного из факторов производства при неизменной величине других Определение рыночной цены товара покупателем по его предельной полезности и продавцом по издержкам производства, измеряемым затратами земли, труда и капитала + Трактовка механизма действия закона спроса и предложения как компромисса между продавцом и покупателем + Придание денежной массе роли определяющего фактора развития производства, формирование экономической конъюнктуры и величины ВНП Приоритет нормативноинструментальных функций экономической науки для разработки мер экономической политики + Отрицание государственных мер стимулирования спроса Тезис о необходимости соизмерения при оценке различных полезных благ и товаров + Недооценка возможностей бюджетноналогового регулирования Анализ механизма воздействия денежной массы на товарный рынок + - Обоснование сокращения социальных программ государства ' Обоснование влияния монетарной политики на развитие экономики + - Предоставление о безработице как противовесе инфляции
  Достижение экономических школ и направлений Классическая политэкономия Физиокарты Марксизм Меркантилизм Нерешенные проблемы и ошибки экономических школ
  Определение средствами регулирования экономики достижения сбалансированности бюджета, повышения процентных ставок, контроля над денежным обращением + Наделение государства лишь функцией охраны существующей системы (экономического порядка)
  Направленность против жестокой регламентации производства + — Тезис о способности капитализма (в противовес феодализму) стихийно, автоматически восстанавливать экономическое равновесие (без государства)
  Тезис о порождении предложением товаров собственного спроса + - Тезис о независимости личности от социума, основывающийся на принципе приоритета индивидуализма
  Методологическая основа — естественная свобода человека, личности + - Учение об удовлетворении общественных интересов через интересы отдельных индивидуумов
  Заложены основы теории социальноориентированного рыночного хозяйства + - Тезис о преимуществе рыночной экономики (свободной конкуренции) над смешанной
  Учение об институтах как особых организационных формах общественной жизни
+ " -1' - Отрицание обусловленности общественного развития производственными отношениями
  Тезис о влиянии институтов на формирование в обществе духовности + - Тезис о приоритете психологических, политических и социально-правовых факторов как движущей силы развития общества
  Обоснование социальнотехнологического подхода к эволюции общества от индустриального через постиндустриальное к информационному + - Определение типа и культуры цивилизации системой институтов, проходящих в ходе общественного развития естественный отбор
  Критика маржинализма и неоклассической модели рыночного равновесия, идея ограничения рынка государственными и корпоративным регулированием + - Обоснование корпоративного (коллективного) капитализма с абсентеистской (рассеянной) среди акционеров (теряющих контроль за производством, управляемой менеджерами) собственностью как идеала государства благоденствия
  Разработка гомоцентрических экономических теорий прав собственности, общественного выбора + - Недостаточное внимание проблематике экономических механизмов функционирования общества
  Акцент на тенденциях развития общества его трансформационных изменениях +
  Тезис о необходимости участия трудящихся в присвоении условий и результатов производства +
  Тезис о госконтроле над экологической ситуацией + /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
 
Примечание. «+» — достижение;«—» — нерешенные проблемы и ошибки.

Списокиспользуемой литературы
 
1. Учебник- «Курс экономической теории» Чепурин М. Н., Киселёва Е. А. г Киров, «АСА»,2002
2. «Экономическаятеория» часть 1, Екатеринбург 2002, УрГЭУ
3. «Трактато налогах и сборах» Петти У. // Антология экономической классики: в 2-хт., Т.1. М.: Эконов, 1993;
4. ГусейновР.М. История экономических учений: Учебное пособие. Новосибирск:, 1994.
5. Е. Ф.Борисов. Экономическая теория. Курс лекций для студентов высших учебныхзаведений. М., 1996
6. Курсэкономики: Учебник. Под ред. Б. А. Райзберга. М., 1997.
7. Курс экономической теории: учебник. — 4-е доп.и перераб. изд./Под редакцией проф. Чепурина М. Н., проф. Киселевой Е. А.Киров.: АСА, 1999.
8. П.Г.Ермишин Основы экономической теории. (Курс лекций). М., 1998.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ внешней среды нефтяной корпорации
Реферат Аналіз регуляторного впливу проекту розпорядження голови обласної державної адміністрації „Про внесення змін до розпорядження голови обласної державної адміністрації від 12 травня 2008 року №333”
Реферат Особенность и направленность технологий экологического воспитания
Реферат Классы конечных групп F, замкнутые относительно произведения F-подгрупп, индексы которых не делятся на некоторое простое число
Реферат Основні види і протоколи модуляції в модемах
Реферат Роль социальной рекламы в современном обществе. Анализ российского опыта.
Реферат Синтез твердых растворов
Реферат Воля как основная национальная ценность (в свете научной парадигмы самоорганизации)
Реферат Ревизия товарно-материальных ценностей: задачи, порядок проведения и оформления результатов ревизии
Реферат Вечно недовольный Яковлев
Реферат Естетичне виховання учнів середнього шкільного віку в полікультурному середовищі на Закарпатті (1919–1939 рр.)
Реферат «Нет — наркотикам!»
Реферат Исторические романы Б.П. Гальдоса. Серия "Национальные эпизоды". Характеристика романа "Кадис"
Реферат Споживчий комплекс
Реферат Развитие творческой личности ребенка на уроке музыки