Реферат по предмету "Педагогика"


Особенность и направленность технологий экологического воспитания

Реферат на тему:
«Особенность и направленностьтехнологий экологического воспитания»

1. Особенность и направленностьтехнологий
 
Технология — это системаэкологического воспитания, которая содержит в себе ряд взаимосвязанных иподробно описанных мероприятий, спланированных на весь учебный год. Технология- это методическое обеспечение программы, конкретно реализующая ее главные идеии положения. В результате применения технологии на выходе (в конце года)повышается уровень экологической воспитанности детей, что устанавливается спомощью специального диагностического обследования. К одной и той же программе можетбыть разработано несколько технологий, которые различаются между собой набороми характером конкретных педагогических мероприятий, их сочетанием на протяженииучебного года, но которые обязательно реализуют ведущие идеи программы.
Общая направленностьтехнологий как системы эколого-педагогической работы с детьми в каждойвозрастной группе заключается в следующем:
• ориентировка на широкоеиспользование непосредственного природного окружения дошкольников, развивающейэкологической среды, созданной в учреждении, на углубленное ознакомление детейс теми растениями и животными, с которыми они находятся в контакте в течениевсего учебного года;
• организация регулярнойи разнообразной деятельности детей в зеленой зоне учреждения: познавательной(проведение циклов наблюдений), практической (создание и поддержаниенеобходимых условий для живых существ), природоохранной (зимняя подкормка птиц,акции в защиту природных объектов), деятельности общения(эмоционально-доброжелательного взаимодействия с живыми существами),отобразительной (изо деятельность, игра, конструирование);
• широкое использованиеспециально подобранной детской художественно-познавательной литературы,содержание которой сочетается с содержанием других видов деятельности;углубленное знакомство детей (в течение всего года) с произведениями отдельныхавторов, которые ярко отражают события в природе, служат примером любви кприроде, глубокого ее познания и творческого отражения;
• совместная творческаядеятельность воспитателя с детьми: создание и использование самодельных книг,альбомов на основе впечатлений от литературных произведений и наблюдений заприродными объектами;
• систематическоеознакомление детей всех возрастных групп с сезонными явлениями природы по«недельной методике», выращивание в зимне-весенний период овощных и цветочныхкультур, регулярные наблюдения за ростом растений; отражение различныхнаблюдений в календарях природы;
•регулярное включениеигровой деятельности, игровых обучающих ситуаций (ИОС) в системуэколого-педагогических мероприятий во всех группах;
• оптимальное соотношениеи сочетание педагогических мероприятий в повседневной жизни, позволяющих детямнакопить сенсорные впечатления, конкретные знания об объектах природы, сразличного типа занятиями, формирующими широкие и достаточно глубокиепредставления о некоторых экологических зависимостях природы, с досугами,праздниками, походами в природу, вызывающими яркий эмоциональный отклик.
Особенностью любойтехнологии является планирование: мероприятия, которые в нее включены,спланированы на весь учебный год. Исходными в этом процессе являются сезонныеизменения в природе, определяющие содержание всех видов деятельности иэколого-педагогических мероприятий. Именно поэтому время проведения многихмероприятий в технологиях предопределено: циклы наблюдений за цветущимирастениями участка возможны лишь в начале осени, а за первоцветами — раннейвесной; цикл наблюдений за елью целесообразен в предновогоднее время и всочетании с акцией в ее защиту; циклы наблюдений за птицами (декоративными,дикими) желательно сочетать с зимней подкормкой пернатых, создающей хорошиеусловия для наблюдений и т.д. Рассматривание картин, чтение литературныхпроизведений подчиняется в технологиях той же логике — они дополняют иобогащают впечатления детей, полученные от наблюдений живой природы. При такомпланировании и сочетании мероприятий технология любой возрастной группыприближается к оптимальному варианту.
Сама ценность дошкольногодетства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка — это период его бурногороста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физическихи психических возможностей, начало становления личности.
Достижением первых семилет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметногомира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанноориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.
В этот периодзакладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенокначинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Все выдающиеся мыслителии педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитаниядетей: Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развитияума, чувств и воли.
К.Д. Ушинский был за то,чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное иполезное для их умственного и словесного развития.
Идеи ознакомлениядошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практикесоветского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон,А.А. Быстров, Р.М. Басс, А.М. Степанова, Э.И. Залкинд, Е.И. Волкова, Е.Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольноговоспитания были методические пособия М.В. Лучич, М.М. Марковской, рекомендацииЗ.Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С.А.Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, вцентре внимания которых было формирование наблюдения как основного методаознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверныхсведений о природе (З.Д. Сизенко, С.А. Веретенникова, А.М. Низова, Л.И.Пушнина, М.В. Лучич, А.Ф. Мазурина и др.).
Большое значение внаучном обосновании методики ознакомления с природой сыграли исследования,которые начали проводиться в 1950-е годы на кафедрах дошкольной педагогикипединститутов. Одно из первых — исследование Э.И. Залкинд, посвященноеознакомлению дошкольников с птицами, — показало, как важна правильнаяорганизация чувственного восприятия объектов природы: продуманное руководствонаблюдениями дает детям много впечатлений, которые преобразуются в конкретные иобобщенные представления, способствуют развитию речи.
В начале 1970-х годовначали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли вядро теоретико-экспериментального обоснования методики экологическоговоспитания дошкольников. Это было связано с новыми идеями, инициированнымиАкадемией педагогических наук. Детскими психологами (В.В. Давыдов, Д.Б.Эльконин и др.) провозглашалась необходимость:
1) усложнения содержанияобучения — привнесения в него теоретических знаний, отражающих закономерностиокружающей действительности;
2) построения системызнаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей.
Реализацией этой идеи всфере дошкольного воспитания, которая должна была обеспечить хорошую подготовкудетей к школе, занимались А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Венгер (НИИдошкольного воспитания АПН). Психологи обосновали положение о том, что детидошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающуюзакономерности той или другой области действительности, если эта система будетдоступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте.
В дошкольной педагогикеначались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний,отражающих ведущие закономерности живой (И.А. Хайдурова, С.Н. Николаева, Е.Ф. Терентьеваи др.) и неживой (И.С. Фрейдкин и др.) природы. В исследованиях, посвященныхживой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которойподчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растенийи животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходув ознакомлении детей с природой.
Последнее десятилетие ХХвека можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологиипроцессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния иих осмысление человечеством. За рубежом и в России в этот период происходилостановление нового образовательного пространства — системы непрерывногоэкологического образования: проводились конференции, съезды, семинары,создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различныхкатегорий учащихся.
В нашей странеформировалась общая Концепция непрерывного экологического образования,начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.
Именно на этапедошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе,накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируютсяпервоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементыэкологической культуры. Но происходит это только при одном условии: есливзрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой:понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показываютмаленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения сним.
В связи с этим в 90-егоды в России было создано значительное количество программ, направленных наэкологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторскиепрограммы, в которых представлены психологические аспекты экологическогообразования дошкольников.
Программа А. Вересова«Мы земляне» имеет своей целью развитие в детях элементовэкологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы,человека и его деятельности.
Программа Е. Рылеевой«Открой себя» создана на основе авторской концепции, предполагающейиндивидуализацию личностного развития ребенка. Программа предусматриваетразвитие у детей естественнонаучных представлений и экологической культуры,начальные формы экологического сознания формируются через цикл занятий«Мир нерукотворный».
Н.А. Авдеевой и Г.Б.Степановой создана программа экологического образования и воспитания старшихдошкольников «Жизнь вокруг нас», в центре которой личностное развитиеребенка. Дети получают информацию экологического содержания, наэмоционально-положительной основе у них развивается бережное и ответственное отношениек живой природе.
Программа«Паутинка» Ж.Л. Васякиной-Новиковой развивает в детях планетарноемышление: разумное отношение к миру и к себе как к жителю Земли. У детейформируется представление о мире по четырем параметрам: «где я живу»(окружающая среда), «как я живу» (поведение и ответственность),«с кем я живу» (соседи по планете, взаимосвязь с ними), «когда яживу» (взаимодействие во времени). Экологические представления о ценностиприроды и ее единстве с человеком, о жизненно необходимых проявлениях человека,растений и животных помогают развить в детях сопереживание, сочувствие, которыепотом трансформируются в содействие.
Творческий поискпедагогов и психологов в целом ряде программ направлен на развитие в детяхэстетического отношения к природе и окружающему миру.
Программа В.И. и С.Г.Ашиковых " Семицветик " нацелена на культурно-экологическоеобразование детей, развитие в них начал духовности, богатой, творческойсаморазвивающейся личности. Авторы считают от того, как ребенок научится мыслитьи чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры,зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать. Программапредполагает совместную творческую деятельность детей и взрослых в детскомсаду, детских студиях или в семье. В процессе обучения дошкольники приобретаютширокий кругозор, нравственное начало отношении к окружающему миру. Основойпрограммы является восприятие красоты в природе, в созданных человекомтворениях и самом человеке его внутреннем мире и созидательных проступках. Впрограмме имеются две базовые темы «Природа» и «Человек».Тема природы включает не только четыре ее царства на Земле (минералы, растения,животные и человек), но и выходит за пределы планеты — в ближнее и дальнеекосмическое пространство. Вторая тема рассматривает человека-созидателянародных и национальных героев, подвижников мировой культуры, вошедших влетописи и оставивших добрый след на Земле.
Программа Т.А. Копцевой«Природа и художник» сочетает в себе формирование у детей 4-6 летпредставлений о природе как живом организме и развитие их творческойдеятельности. Средствами изобразительного искусства автор решает задачиэкологического и эстетического воспитания детей, приобщает их к мировойхудожественной культуре. Блоки программы — «Мир-человека» «Мирискусства» — посредством системы творческих заданий развивают удошкольников эмоционально-ценностное отношение к миру, а также их собственныетворческие навыки и умения
К этой же группе можноотнести программу Н.А. Рюкбейль «Чувство природы», предназначеннуюдля воспитания дошкольников 4-6 лет в учреждениях дополнительного образования.Цель программы развивать через эмоциональную сферу познавательный интерес кприроде и желание общаться с ней. Дети обучаются три года, и на каждом этаперешаются новые задачи их воспитания, образования и развития. Общим итогомстановится устойчивый интерес к природе, желание общаться с ней и творческоесамовыражение детей в различных видах художественной деятельности. Особенностьпрограммы — в ее организации на каждом занятии, которое длится дваакадемических часа, дети «погружаются» вместе педагогом в уютнойатмосфере через разные виды деятельности (общение с живыми объектами уголкаприроды, просмотр слайдов, слушание музыки, творческая деятельность самих детей- рисование, сочинение сказок, театрализация литературных произведений и др.).На каждом занятии (два раза в неделю) педагог достигает «эмоциональногонеравнодушия» каждого ребенка — именно чувство природы должно статьосновой дальнейшего экологического образования детей в школе. Познавательныйплан программы тесно связан с эстетическим: детей учат видеть красоту растенийи животных как результат их замечательной приспособленности к среде обитания. Впоследний год обучения дети получают очень широкий круг представлений оВселенной, планете Земля, о жизни первобытных и современных людей детямпоказывают красоту мира, учат любить его.
Большое значение вэкологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные настановление начал экологической культуры через познание экологическихзакономерностей природы.
Программа Н.А. Рыжовой«Наш дом — природа» (1998) нацелена на воспитание гуманной, социальноактивной и творческой личности ребенка 5-6 лет, с целостным взглядом наприроду, с пониманием места человека в ней. В соответствии с программой детейполучают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрестиначала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения кокружающей среде и своему здоровью. Программа предусматривает выработку у детейпервых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе ибыту, навыков практического участия в природоохранной деятельности в своемкрае.
Программа «Нашдом-природа» состоит из десяти блоков. Каждый включает обучающий ивоспитывающий компоненты-знания о природе и развитие к детей разных аспектовотношения к ней (бережной заботы, умения видеть красоту и др.) Половинапрограммы (пять блоков) рассматривает область неживой природы (вода, воздух,почва и др.), три блока посвящены живой природе — растениям, животным иэкосистеме леса, два — взаимодействию человека с природой. Программа имеетметодическое обеспечение — разработку по созданию развивающей среды вдошкольном учреждении, рекомендации по ознакомлению детей с водой, воздухом.Ценным аспектом программы является то, что автор обращает внимание на отходы,которые в большом количестве производит человечество и которые составляютреальную опасность для природы планеты. Методические рекомендации предусматриваютэмоциональное воздействие на детей автором написаны экологические сказки,придуманы «письма животным», создан экологический проект «Моедерево». Программа Н.А. Рыжовой имеет продолжение в начальной школе.
Одной из первых в 90-хгодах появилась программа С. Николаевой «Юный эколог», созданная наоснове собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. «Юныйэколог» включает две подпрограммы — программу экологического воспитаниядошкольников программу повышения квалификации дошкольных работников в областиэкологического воспитания детей, т. е. одновременно решается вопрос становленияначал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, их воспитывающих(ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры важнейшееусловие развития детей). Программа имеет обстоятельное теоретическое иэкспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку ивсестороннее его развитие.
Содержание программыотражает биоцентрический взгляд на природу, прослеживает взаимосвязь организмасо средой обитания в разных аспектах как закономерные проявленияморфофункциональной приспособленности любимых растений и животных к среде, каксмену форм приспособительной взаимосвязи организма со средой в процессе егоонтогенетического развития, как сходство разных живых существ, проживающих воднородной среде. Решить эти вопросы можно при наличии в жизненном пространстведетей (в помещении и на участке ДОУ) в достаточном количестве самих объектовприроды — растений и животных. Программа экологического воспитания детейсодержит шесть разделов. Первый — это объекты неживой природы, которыерассматриваются и сами себе, и как компоненты среды жизни живых существ.Показано, что без воды, воздуха, почвы невозможна жизнь растений, животных ичеловека, что планета Земля, в отличие от других планет Солнечной системы,имеет весь комплекс необходимых условий для жизни во всех ее формах. Последнийраздел посвящен человеку — он рассматривает в трех аспектах как живое существо,нуждающееся в благоприятных условиях, как пользователь природы и как еехранитель. Разделы со второго по пятый — это познание собственно экологическихзаконов (жизнь растений и животных в своей среде обитания и в сообществе) этизаконы можно интересно познавать уже в дошкольном возрасте, чтобы их понять,приобщиться к ним в своем поведении и жить по ним на Земле. Экологическиезнания — это не самоцель, это лишь средство формирования отношения к природе,которое строится на эмоционально-чувственной основе, проявляемой ребенком вразных видах деятельности.
В последнее время идетинтенсивный творческий процесс в регионах России. Педагоги, экологиразрабатывают программы экологического образования детей с учетом местныхприродных и социальных условий, национальных традиций (в Петербурге и области,в Якутии, Перми, Екатеринбурге, Тюмени, Нижнем Новгороде, на Дальнем Востоке, вЛипецке, Сочи).
Примером может служитьпрограмма " Непреходящие ценности природы " Е.В.Пчелинцевой-Ивановой, а также региональная программа дошкольного образования Ставраполья" Планета детства ", в которой в естественно-научном экологическомблоке представлена программа " Азбука экологии " и ее научное обоснование(автор Л.И. Грекова).
Таким образом, обзор рядапрограмм экологического образования дошкольников демонстрирует большуютворческую активность специалистов — понимание экологических проблем планеты,необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех еепроявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечествана планете, способов его взаимодействия с природой. А для этого нужноинтенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольногодетства.
 
2.Система работы с детьми в подготовительной к школе группе
 
Систематическое обучениена занятиях — важное средство образовательной работы с детьми дошкольноговозраста.
На протяжении рядадесятилетий ХХ в. все ведущие исследователи и практики дошкольного воспитаниявслед за А.П. Усовой уделяли большое внимание занятиям как ведущей формефронтального обучения детей.
Современная дошкольнаяпедагогика также придает большое значение занятиям: несомненно, они оказываютположительное воздействие на детей, способствуют их интенсивномуинтеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению вшколе. В настоящее время продолжается совершенствование занятий в различныхаспектах: расширяется и усложняется содержание обучения, осуществляется поискформ интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процессобучения, поиск новых (нетрадиционных) форм организации детей. Все чаще можнонаблюдать переход от фронтальных занятий со всей группой детей к занятиям сподгруппами, малыми группами. Данная тенденция обеспечивает качество обучения:индивидуальный подход к детям, учет особенностей их продвижения в усвоениизнаний и практических навыков.
Просматривается еще однаважная тенденция — построение систем занятий в каждой области, с которойзнакомят дошкольников. Цепочка постепенно усложняющихся занятий, органическисвязанных с мероприятиями повседневной жизни, — это оптимальный путь,обеспечивающий необходимое интеллектуальное и личностное развитие дошкольников.
В экологическомвоспитании детей занятия выполняют совершенно определенную и очень важнуюфункцию: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут бытькачественно преобразованы, — расширены, углублены, объединены,систематизированы.
Рассмотрим основные типыэкологических занятий, которые принципиально отличаются друг от другадидактическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения, — занятия первично-ознакомительного, углубленно-познавательного, обобщающего икомплексного типов.
Занятияпервично-ознакомительного типа. На протяжении дошкольного периода значительнаядоля первоначальных экологических сведений о разных сторонах жизни природы идеятельности человека передается детям на занятиях первично-ознакомительноготипа. Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных,растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшемприродном окружении и не могут быть познаны через наблюдения.
Главным компонентом такихзанятий становятся различные демонстрационные и учебные пособия, позволяющиеформировать у детей отчетливые и правильные представления. Темами занятий могутбыть домашние и дикие животные, обитатели леса и севера, тундры и жарких стран,пруда и моря, а также, деятельность людей на сельскохозяйственной ферме, влесничестве, в области природопользования и охраны природы на занятиях этоготипа дети знакомятся с внешним видом животных и растений, учатся ихраспознавать, узнают о среде их обитания, приспособленности к ней, о сезоннойжизни, о различных особенностях поведения.
Обучение детей на такихзанятиях осуществляется через рассматривание картин и беседу. Нередко ихкомпонентами становятся также чтение детской литературы, рассматриваниеиллюстраций, просмотр диафильма или слайдов, рассказ воспитателя во всехвариантах занятий этого типа первостепенное значение приобретает словесныйметод экологического воспитания — от слова воспитателя (его вопросов,пояснений, их системы и последовательности) зависят успешность и качествовосприятия детьми новых образов, представленных наглядностью зависит пониманиесвязи событий, связи объектов продуманное и спланированное слово воспитателяорганизует содержание занятий, обеспечивает успешный результат обучения.
Занятияпервично-ознакомительного типа со старшими дошкольниками значительно сложнее,чем занятия в другой возрастной группе. С ними можно рассматривать картины природы,далекие от их опыта, выходить за пределы изображенного сюжета, рассматриватьодновременно несколько картин — этому способствуют и некоторый уже сложившийсяопыт детей, и имеющихся у них круг представлений.
Картины помогаютсформировать представления об экосистеме леса, ее обитателях, оприспособленности лесных животных к жизни в этой экосистеме. Например,дошкольникам можно показать, как белка передвигается в лесу по деревьям (т.е.как приспособлено строение ее ног к передвижению в этой среде), чем онапитается в теплое и холодное время года, как поедает корм (т.е. какприспособлена она в данной среде в сфере питания), как и где устраивает своегнездо, когда и как выводит потомство, как она защищается от врагов, как у неепроисходит смена шерсти во время линьки, и какую приспособительную функцию в еежизни выполняет этот процесс. Показывая одновременно картины о жизни белки восенне-зимний и весенне-летний периоды, дошкольникам можно таким образомпредставить панораму событий в разные сезоны, показать приспособленностьтипично лесного животного к сезонно меняющимся условиям жизни. С помощью этихже картин можно продемонстрировать рост и развитие бельчат, заботу матери оних, их постепенное взросление, подготовку к взрослой и самостоятельной жизни.
Неоценимую пользукартины, слайды, видеофильмы могут оказать в ознакомлении детей с экосистемами,недоступными для непосредственного их восприятия, — морем, пустыней, Арктикой.Наглядность в сочетании с эмоциональными пояснениями воспитателя расширяюткругозор детей, формируют новые образы о природе.
На занятияхпервично-ознакомительного типа с детьми можно рассматривать живые объектыприроды, но только в том случае, если они оказались в детском саду случайно,поселились ненадолго. Например, кто-то из родителей весной принес ежа, педагогрешил отнести его в лес (откуда, видимо, он и был взят), но сначала показатьего детям. В этом случае все группы проводят занятия, на которых наблюдают заежом, кормят, делают несложные опыты, чтобы показать, как он передвигается, каксворачивается, как шипит и подпрыгивает, демонстрируют его маскировочнуюокраску и пр. А потом старшие дошкольники проводят акцию, делают доброе дело, — относят ежа в лес. Если же еж долго живет в детском саду, то для знакомства сним планируются циклы наблюдений, которые помогут детям постепенно накопитьзнания.
В середине занятиявоспитатель планирует физкультминутку или смену деятельности: разговор сдетьми, беседа, которые являются ведущим компонентом занятия, утомляют их — необходима разрядка в движении.
Занятияуглубленно-познавательного типа. Содержание занятий, которые можно назватьуглубленно-познавательными, направлено на выявление и показ детям связи междурастениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются. Тематика такихзанятий определяется рядом конкретных зависимостей, которые, как показалиисследования и практика детских садов, доступны пониманию и усвоению старшимидошкольниками. Это занятия, посвященные ознакомлению детей с зависимостямижизни и роста растений от факторов внешней среды, например ростом овощныхкультур, садовых растений, их сезонными изменениями и пр. Это занятия поознакомлению детей с приспособленностью животных к среде обитания, например смаскировочной окраской животных, со способами их передвижения, защиты отврагов.
Углубленно-познавательноезанятие — завершающее звено той или другой локальной системы работы с детьми. Встаршей группе — беседа об осени в конце ноября после трехнедельных (по однойнеделе в каждый осенний месяц) систематических наблюдений и ведения календаряили беседа о зимующих птицах в марте, в конце зимней подкормки птиц послерегулярных наблюдений за ними.
Очень результативныразнообразные виды опытнических работ, имеющих целью формирование представленийо маскировочной окраске животных.
Занятияуглубленно-познавательного типа активно способствуют умственному воспитаниюдошкольников. Дети обучаются умению устанавливать причинно-следственные связи,логично рассуждать, делать выводы. Все это обеспечивает интенсивное развитиемышления дошкольника.
Занятия обобщающего типа.На занятии обобщающего типа воспитатель ставит цель выделить ряд значимыхпризнаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на ихоснове формирует обобщенное представление.
Что же может быть содержаниемобобщенных представлений, формируемых в дошкольном возрасте? Практика обученияпоказывает, что обобщения должны строится на конкретных различных знаниях,систематически приобретаемых детьми на протяжении всего дошкольного возраста, атакже получаемых в процессе многократных наблюдений за объектами в природе.Анализ программ воспитания в детском саду и методических пособий поознакомлению с природой позволяет сделать вывод, что к ним относятся знания омногообразии растительного и животного мира, закономерных особенностях роста иразвития растений, сезонных явлениях в природе.
В старшем дошкольномвозрасте все конкретные занятия могут быть суммированы, обобщены. Появляетсявозможность показать дошкольникам единство форм в живой природе. Содержаниемобобщенных представлений могут быть закономерно меняющиеся явления: рост иразвитие растений, сезонные изменения в природе. На протяжении ряда лет детинаблюдают, как растут комнатные растения, овощи на огороде, цветы на клумбе.Накапливается большое количество ярких, разнообразных представлений. На ихоснове можно сформировать обобщенное представление о том, что растениеразвивается из семени, оно растет, цветет, образует новые семена. Для его ростанужны определенные условия: свет, тепло, влага, хорошая почва.
Аналогичным способомформируются обобщенные представления о временах года (сезонах). Например, удетей подготовительной группы можно сформировать представление об осени наоснове трех групп признаков: изменений в неживой природе (день укорачивается,становится холоднее, чаще идут дожди, дуют холодные ветры); изменений врастительном мире (листва на деревьях меняет окраску и опадает, травы желтеют ивянут); изменений в живом мире (насекомые исчезают, перелетные птицы улетают наюг, звери готовятся к зиме). На протяжении ряда лет дети накапливали конкретныезнания о том, что происходит с природой осенью. В старшем дошкольном возрастеважно осознание того, что преобразования происходят постепенно. Именно поэтомуобобщенное представление об осени у дошкольников формировалось не только наоснове ее характерных признаков, но и на их изменчивости.
Формирование обобщенныхпредставлений происходит при пользовании словесного метода работы с детьми.Беседа с ними осуществляется в строго определенной последовательности вопросов,ответов, выводов — это алгоритм формирования обобщенного знания.
Обобщающие занятияпозволяют интенсивно развивать интеллект детей — умения сравнивать,сопоставлять, анализировать, делать выводы.
Занятия комплексноготипа. Комплексные занятия в рамках одной темы решают разные задачи развитиядетей и строятся на разных видах деятельности. Эти занятия можно проводить вовсех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками.
Комплексные занятияшироко используются практикой дошкольного воспитания в разных сферах обучениядетей. В области экологического воспитания комплексные занятия могут бытьиспользованы в разных возрастных группах. Например, в конце осени с детьмистаршей группы обычно проводится игровое занятие, на котором формируетсяпредставление об осеннем сезоне. Комплексное занятие на эту тему может состоятьиз нескольких частей и включать разную деятельность.
Первая часть занятиярешает познавательные задачи и развивает интеллектуальные способности дошкольников.Воспитатель уточняет и обобщает представления детей об осени, выделяяхарактерные ее особенности. Важную роль в этом процессе играет календарьприроды, который дети вместе с воспитателем вели ежемесячно по одной неделе.
Вторая часть занятияпредполагает иные программные задачи и другой вид деятельности длядошкольников. К занятию организуется специальная небольшая выставка на темуосени: несколько репродукций знаменитых художников, художественная фотография,на которой могут быть изображены картины природы, дары осени, 1-2 современныхпейзажа, натюрморта в живописи и графике. Осмотр выставки, переживание красоты- это другой вид деятельности, который несет в себе решение эстетических задач.
Третья часть занятия — это художественное творчество детей, ручная деятельность, в которой они самистановятся художниками и выполняют работу по своему усмотрению и желанию. Этоможет быть и рисование пейзажа, букета осенних цветов в вазе, и аппликациягрибов в траве или корзине или фруктов на блюде. Это могут быть поделки изприродного материала. Педагогические задачи опять иные — развитие творческихспособностей детей, их художественно-ручных умений.
Такое комплексноезанятие, если оно правильно организовано, по времени может выходить за рамкиобычного занятия — смена деятельности не вызовет усталости и скуки. Тем болеечто по своему усмотрению воспитатель может в подходящий момент использоватьмузыку в записи, сделать веселую физкультминутку.
Комплексные занятия могутбыть организованы на самые разные темы. Например, занятие об овощах можетвключать беседу по картине «Уборка овощей на огороде», разыгрываниестихотворения Ю. Тувима в переводе С. Михалкова «Овощи», рисованиеили аппликацию плодов; занятие «Мы здоровыми растем, мы здоровье бережем»- это и разговор Айболита с детьми о здоровье, о том, как его сохранить, какподдерживать благоприятную окружающую среду, и физические упражнения илизакаливающая процедура, и коллективное приготовление зеленой добавки к обеду извыращенного лука, чеснока, петрушки.
Комплексные занятия — этотворческое дело воспитателя, их можно организовать по-разному, интересно. Ониэффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различныхвидов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию отношенияк содержанию занятия.
В условиях детского садажелательно практиковать игры, направленные на развитие наблюдательности,памяти, умение ориентироваться, соблюдать правила поведения в природе. Вбольшинстве случаев их организация не требуетособой предварительной подготовки. В то же времятакие игры можно органично включать в экскурсии, прогулки. Удачным сочетаниемигровой и познавательной деятельности младших школьников являются игры-экскурсии.
Научить ребятраспознавать деревья и кустарники можно в игре “Юные дендрологи”.Задача играющих — определить как можно больше растений за наиболее короткоевремя. Для игры необходимы кружки с номерами (изфанеры или картона), их заранее развешивают на деревьях и кустарниках, которыепотребуется определить. Участники игры разбиваются на команды по 5 человек,получают маршрутные листы с указанием исходного и конечного пунктов, направлениемдвижения, а также номеров деревьев и кустарников.Против этих номеров на листах надо оставить свободное место для записи названийрастений (для младших старших школьников можно написать список видов,включенных в игру, а ребята должны против них поставить номер, под которым оничислятся).
Всегда с большиминтересом проходят в д/саду сюжетно-ролевые игры.
При ролевой игре“Фестиваль рисованных фильмов о природе” все участники разбиваются на группы — киностудии по созданию рисованных фильмов на различные темы, например: “Одаприроде”, “Земля — наш дом”, “Как прекрасен этот мир!”,“Пусть цветут травы” и т. д. В ходе подготовки фильмовребята знакомятся с соответствующей литературой. Съемочная группа рисует фильмна карточках или бумажной ленте, разделенной, как на киноленте, на кадры. При создании фильма можно использовать краски,аппликации, любительские фотографии. Авторы фильмов могут озвучить роли,используя музыку, звуки природы.

3. Сценарий праздника«День земли», программное содержание, виды деятельности детей
Праздник для детейподготовительной к школе группы
Программное содержание:
1. Расширятьпредставление о празднике,
2. Воспитыватьбережное отношение к природе,
3. Развиватьэкологическую грамотность.
Виды деятельности:Познавательная, трудовая, игровая деятельности
Проводится на участкедетского сада. Продолжительность — 50-55 минут.
Празднику предшествуетподготовительная работа: беседы о природе, деревьях, травах, цветах, мире птици животных, рыбах, о бережном отношении к природе.
Совместно с детьмизаранее выбирается место для посадки новых деревьев, разбиваются клумбы,выкапываются ямки для посадки саженцев. Непосредственно перед праздником околоместа будущих работ оставляют лейки, ведерки, лопаты.
Роли ведущей, Совы,Водяного исполняют взрослые, остальные роли — дети.
В начале и в концепраздника звучит в магнитофонной записи песня «Зеленый мир» М. Парцхаладзе. Всеостальные песни и хороводы дети поют без музыкального сопровождения, сголосовой поддержкой взрослых.
Дети гурьбой, не спеша,идут под звучание песни «Зеленый мир» (сл. Ю. Полухина) за воспитателем иостанавливаются в начале полянки. На пеньке (или бревнышке) под высокой елкойсидит бабушка Сова, дремлет. Она одета в русский сарафан, на голове чепец скружевами, на носу — очки.
Ведущий. Дети, посмотрите, какая красотавокруг. Все цветет и зеленеет. Земля покрыта ярким ковром, раскрылись цветы,распустились почки на деревьях. Давайте подойдем к этой большой елке. Здеськто-то сидит, но кто же это? (Дети высказывают свои предположения.) Даю вамзагадку-подсказку:
Угадайте, что за птица
Света яркого боится.
Клюв крючком,
Глаза пятачком,
Ушастая голова, это…(сова).
Молодцы, дети! Правильноотгадали загадку. Здесь сидит мудрая бабушка Сова. Она охраняет вход вволшебное зеленое царство. Давайте вежливо поздороваемся с ней, и онапроснется.
Дети здороваются. Соваоткрывает глаза.
Сова. Здравствуйте! Я не сплю, зеленый лессторожу! С чем ко мне пожаловали?
Ведущий. Бабушка Сова,пропустите нас, пожалуйста, в волшебное зеленое царство. Хотим посадить здесьвот эти деревца, лечебную траву и красивые цветы.
Сова. Я пропущу вас в свое зеленоецарство только тогда, когда узнаю, что вы действительно любите землю, природу,много о ней знаете. Сейчас весна, оживает земля; что вы можете мне рассказать овесне, земле?
Дети говорят Совепословицы..
В апреле земля теплеет,воды разливаются, птички заливаются.
Апрель землю красит.
Апрель ленивого не любит,проворного голубит.
Весенний день год кормит.
Черна землица, да белапшеница.
В апреле мокро — грибноелето, гроза — к теплому лету и урожаю.
Зазеленел листок — сталпригожим лесок.
Сова. Молодцы, дети, много пословиц оземле, весне и месяце апреле знаете. А вот послушайте мою загадку. Отгадаете ее- пропущу вас в свое царство. «Кто на зиму раздевается, а на лето одевается?»[Дерево, деревья.)
Ай да молодцы! Никомуникогда не удавалось так быстро загадку мою отгадать. Теперь я расскажу вам отрех правилах, которые надо знать тем, кто приходит к нам в гости.
Первое правило: не сори.
Второе правило: не шуми.Будете шуметь — распугаете птиц, птенцы останутся голодными, перестанут птицыпеть свои чудесные песни.
Третье правило: не губи.В лесу ничего нет лишнего Не рви цветы, не ломай ветки, не бросай камни влягушку, не дави муравьев. Все живое связано между собой. Повторите со мной этиправила, хорошенько запомните их, и можете идти в лес.
Если дети могут читать,пусть прочтут эти правила (Не шуми. Не губи. Не сори) сами.
Сова.
Дом со всех стороноткрыт. Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом — Чудеса увидишь в нем.
Добро пожаловать вволшебное зеленое царство природы!
Дети идут, напевая песню«Деревцах (муз. Е. Тиличеевой, сл. А. Кузнецовой). Выходят на полянку, накоторой заранее выкопаны ямки для посадки саженцев. Навстречу детямстаричок-лесовичок, они здороваются с ним.
Ведущий. Кто вы, дедушка? Лесовичок. Ястаричок Лесовичок из сказки. Охраняю этот лес. С чем вы пришли, с добром илизлом? (Ответ детей.) Это хорошо, а то есть дети, которые ломают ветки, рвутцветы, безжалостно топчут зеленую траву.
Расскажите, саженцы какихдеревьев вы хотите посадить, какая польза от них, как нужно ухаживать замолодыми деревьями и что нужно делать, чтобы они выросли большими и красивыми.(Дети рассказывают.)
Лесовичок. Правильно, все правильно.Проходите, пожалуйста, на нашу полянку. Видно, что вы настоящие друзья живойприроды.
Дети подходят к ямкам,сажают деревца; Сова, Лесовичок и ведущий помогают им.
Ведущий. Дети, а воду для полива своихсаженцев вы можете взять в этой бочке.
Дети с ведерками подходятк большой расписной бочке. Из нее неожиданно выскакивает, разбрызгивая вокругсебя воду, Водяной.
Ведущий. Ой, кто это?
Водяной поет песню измультфильма («Я Водяной, я Водяной, никто не водится со мной...»).
Водяной. Кто здесь шумит, воду мутит? Мне,речному и болотному царю, спать мешает?
Дети здороваются сВодяным.
Ведущий. Не ругайтесь, пожалуйста. Мы пришлипопросить у вас немного воды для полива деревьев и цветов.
Водяной. Хотел рассердиться да испугать вас,но очень уж вы вежливые. Так и быть, разрешаю набрать воды.
Ведущий. Приглашаем вас на праздник — ДеньЗемли.
Водяной. Спасибо за приглашение. Очень ялюблю повеселиться, но у нас в речках и озерах сейчас очень грустно, не довеселья. Злые люди не берегут чистую воду, льют в нее грязь и химическиеотходы. Гибнут водоросли, гибнет рыба. Попьешь такой воды — не долго изаболеть. Вот посмотрите, что случилось с братом Аленушки Иванушкой.
Аленушка сидит,пригорюнившись, на бревнышке. Перед ней небольшое озерцо-лужа в форме копытца.Рядом бегает братец-козленочек. Дети подходят ближе.
Аленушка. Говорила я Иванушке, не пей этуводу, заболеть можешь. Не послушался он меня, вот и превратился в козленочка.Что же теперь делать?
Дети. Не горюй, Аленушка, мы тебепоможем. Пусть твой братец-козленочек станет в круг, а мы споем эту волшебнуюпесенку-выручалочку.
Козленок выходит в центркруга, а дети ведут вокруг него хоровод:
Под березкой за рекой,
Пашет Ваня молодой. (Идутпо кругу.)
Пашет черную землицу,
Сеет белую пшеницу.(Сужают круг.)
А кому на нивке жать —
Первый кон идет играть.(Идут по кругу.)
По окончании пениякозленочек снимает с себя шапочку. Дети разбегаются, а Иванушка их ловит.
Игра «Ваня» (Жаворонушки.-Вып. 3) проводится один раз.
Аленушка. Спасибо вам, дети!
Водяной. Спасибо, что помогли расколдоватьИванушку. Берите, пожалуйста, воды сколько нужно. Она чистая, сам отстаивал.
Водяной берет у детейведерки и набирает воду из своей бочки. Дети благодарят и поливают своисаженцы.
Ведущий. Дети, а что это у вас в руках?
Дети. Чей-то мешочек мы нашли на нашейполянке. Не знаете, кто его хозяин?
Лесовичок. Это мой мешочек. Я хочу подаритьребятам эти чудесные семена из своего волшебного мешочка. Это семена красивыхцветов и полезных лекарственных трав. Сажайте, ухаживайте за ними, чтоб ещекраше становилась наша земля. (Передает детям мешочек.)
Дети и ведущий. Большоеспасибо.
Ведущий. Ребята, давайте посеем эти семенавот на этой клумбе. (Дети сажают семена.)
Ведущий. У меня в руках корень оченьполезного лекарственного растения. А как оно называется, вы узнаете, отгадавэту загадку:
Есть один такой цветок,Не вплетешь его в венок. На него подуй слегка, Был цветок — и нет цветка.
(Одуванчик.)
Ведущий. Правильно. А вот это лекарственноерастение можно встретить везде: в поле, в саду, в лесу, вдоль дорог. Цветы егопомогают от многих болезней. Ну-ка, слушайте внимательно загадку:
Растут в поле сестрички,Желтый глазок, белые реснички.
(Ромашки.)
А какие еще лекарственныерастения вы знаете? (Ответы детей.)
Лесовичок. Есть такие поговорки: «Сделал дело — гуляй смело» и «Делу время — потехе час». Пора и повеселиться. Становитесь-ка вхоровод весну-крас-ну встречать.
Заводят хоровод«Веснянка» (укр. нар. мелодия // Музыка в детском саду.- Вып. № 5).
Лесовичок. Много вы сегодня загадокотгадывали, и я хочу вам загадать загадку:
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком —
Он поделится медком.
(Пчела.)
(Ответ детей.)
Молодцы, правильноотгадали. А поиграть со мной хотите? Половина вас будет пчелами, другаяполовина — цветами.
Игра «Пчелы» проводитсядва раза со сменой ролей (Жаворонушки.- Вып. 3).
Сова. Приглашаем вас, дорогие дети, ивас, взрослые, погулять по дорожкам нашего волшебного царства. Полюбуйтесь,какая красота вокруг нас.
Дети идут не спеша,гурьбой; подходят к березке.
Лесовичок. Очень красивое здесь место. Давайтеостановимся. Послушайте еще одну загадку:
Русская красавица
Стоит на поляне,
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.
(Березка.)
(Ответ детей.)
Угадали, вот она,красавица березка, полюбуйтесь на ее белое платьице и зеленые косы.
Дети поют песню «Березка»(муз. Е. Тиличеевой, сл. П. Воронько // Сельский хоровод / Сост. С. Бекина).Можно инсценировать ее.
Лесовичок. Спасли дети березку, защитили ее,посадили деревья и цветы, полезные лекарственные травы, а тот, кто хоть однодерево или цветок посадил своими руками, никогда не будет губить эту красоту.Земля за то, что вы так любите ее, откроет вам чудесный клад, а отыскать егопоможет волшебная цветочная дорожка. Она приведет вас прямо к кладу.
Дети идут по красочнойдорожке и подходят к стожку сена, здесь дорожка заканчивается. Разгребают сено,достают сундучок. В нем орехи, яблоки, морковь. Ведущий берет в руки сундучок,ставит на пенек, вместе с детьми рассматривает содержимое сундучка.
Ведущий. Спасибо земле-кормилице за этотчудесный и вкусный подарок. Мы возьмем его с собой и съедим в группе, так какперед едой… Что нужно делать? (Ответ детей.) Правильно. Спасибо вам,Лесовичок, Сова, Водяной, за мудрую науку.
Сова. Растите, дети, большими и добрыми,любите и берегите землю, на которой живете, и она вернет вам заботу о себе — хорошим здоровьем, щедрым урожаем, веселым пением птиц, красотой зеленогоцарства Природы.
Звучит в магнитофоннойзаписи песня «Зеленый мир».

Список использованнойлитературы
 
1. Николаева С.Н. Юный эколог: программа и условия ее реализациив детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 1999.
2. Николаева С. Ознакомление дошкольников с неживой природой //Воспитание дошкольников. 2000. N 7. С. 31-38.
3. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образованиядетей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издат. центр«Академия», 2002. — 336 с.
4. Кушнарева И. День Земли // Дошкольное воспитание. 1994. N 7.С. 113-115.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.