ВВЕДЕНИЕ
Важное звено, обеспечивающее необходимую интенсивностьи ускорение процесса товародвижения в условиях перехода к рыночным отношениям,— оптовая торговля, основной задачей которой является торговля товарами споследующей их перепродажей или профессиональным использованием. Организуядвижение товаров по каналам распределения, оптовая торговля способствуетсинхронизации производства и потребления товаров.
Являясь неотъемлемым звеном единой системы товародвижения,оптовая торговля требует коренной перестройки. Поэтому одна из важныхдолговременных задач государственной политики в области развития оптовойторговли — ее структурная перестройка, предусматривающая распространениетаких форм ее организации, которые должны быть максимально сориентированы на малоепредпринимательство в среде пользователей услугами оптового звена.
За последние годы произошло резкое сокращениеобъемов оптовых операций. Существенно снизилась роль оптовых предприятий вснабжении розничных торговых предприятии товарами. В связи с этим второй важнойзадачей государственной политики в области развития оптовой торговли является прекращениеспада и стабилизация объемов оптовых операций.
Сложившийся потенциал оптового звена должен бытьактивно использован для стимулирования и всемерного поддержания межрегиональныхинтеграционных процессов на потребительском рынке.
Существующая материально-техническая база оптовойторговли создавалась на протяжении многих десятилетий. Требует обновления складскоехозяйство. Это должно происходить не только за счет строительства новыхсовременных складов, оснащенных прогрессивным технологическим оборудованием, нои за счет реконструкции и технического переоснащения действующих складов,рационализации имеющейся материально-технической базы.
Среди других задач государственной политики вобласти развития оптовой торговли необходимо отметить развитие конкурентнойсреды и преодоление монополизма на рынке оптовой торговой деятельности, а такжестимулирование работы оптового звена по внедрению активных форм продвижения нарынок, отечественных товаров.
I. ЗНАЧЕНИЕ, ЗАДАЧИ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕАНАЛИЗА ОПТОВОГО ТОВАРООБОРОТА
Одним из основных звеньев в сфере обращения является оптоваяторговля. Она накапливает на своих складах определенные товарные ресурсы иснабжает товарами предприятия розничной торговли, общественного питания, промышленности,других покупателей. На оптовых предприятиях сортируют, фасуют, упаковывают ихранят товары. В условиях формирования и развития рыночных отношений оптоваяторговля должна активно способствовать увеличению объема производства,расширению ассортимента и улучшению качества товаров, успешному развитиюрозничной торговли, общественного питания, более полному удовлетворениюпотребностей населения в товарах народного потреблениям.
Торговая деятельность оптовых предприятийхарактеризуется объемом, составом, ассортиментом и структурой товарооборота. Оптовыйтоварооборот представляет собой реализацию товаров крупными партиямипредприятиям розничной торговли и общественного питания для последующей продажинаселению, промышленным и другим предприятиям и учреждениям — для производственныхцелей и внерыночного потребления. Основная цель анализа торговой деятельностиоптовых предприятий — выявление, изучение и мобилизация резервов развитиятоварооборота, улучшения обслуживания покупателей, совершенствования товародвижения.В процессе анализа необходимо дать оценку выполнения планов оптовоготоварооборота и поставки товаровпокупателям; изучить их в динамике; выявить и определить влияние факторов наразвитие оптового товарооборота; изучить причины недостатков в торгово-коммерческойдеятельности, если они имеются, и разработать меры по их устранению ипредупреждению; определить стратегию и тактику маркетинговой деятельностиоптового предприятия.
При анализе торговой деятельности оптовогопредприятия используют данные планов его экономического и социального развития,бизнес-планов, бухгалтерской и статистической отчетности, текущего учета,первичных и сводных документов и других источников информации. Многиестатистические отчеты в оптовой торговле составляют с использованиемнатуральных измерителей, что позволяет углубить результаты исследования.Промышленные предприятия нередко представляют оптовым базам отчеты овыработанной продукции (в ассортименте), движении и остатках товаров на ихскладах, данные которых также используются при анализе оптового товарооборота.
II. ВИДЫ И ФОРМЫ ОПТОВОГО ТОВАРООБОРОТА
Существуют три вида оптового товарооборота:
1). Оптовый оборот по снабжению промышленных,сельскохозяйственных, торговых предприятий сырьем, оборудованием, машинами,удобрениями, ядохимикатами и другими средствами производству.
2). Оптовый оборот по закупкам и реализациисельскохозяйственных продуктов и сырья — заготовительный оборот. Закупленныепродукты и сырье направляются в розничную торговлю для продажи населению и напредприятия легкой и пищевой промышленности для переработки;
3). Оптовый оборот по продаже товаров народногопотребления розничной торговле и внерыночным потребителям.
Оптовый товарооборот по продаже товаров народногопотребления включает:
— продажу товароворганизациям и предприятиям розничной торговли (торгам, универмагам,организациям потребительской кооперации);
— продажу товаров внерыночным потребителям(швейным, кондитерским фабрикам, хлебозаводам, другим промышленнымпредприятиям, госбюджетным организациям).
Эти виды оптового товарооборота имеют общееназвание — оптовый товарооборот по реализации товаров покупателям;
— поставку товаров на экспорт;
— межреспубликанские поставки — поставки товаровиз одной союзной республики в другую;
— внутрисистемный оптовый товарооборот — продажутоваров на склады других оптовых баз в пределах одного оптового объединения.
Общаясумма оборотов по реализации, межреспубликанскимпоставкам и внутрисистемному обороту составляет валовой оборот оптовой базы.
Оптовая продажа товаров производится в двухформах: складской и транзитной.
Складской товарооборот — это продажа товаров сосклада оптовой базы. Он необходим по товарам сложного ассортимента, требующимкомплектования, доработки, подсортировки. Так реализуют швейные изделия,галантерейные товары, обувь, головные уборы, многие товары хозяйственного,культурно-бытового и спортивного назначения, бакалейные товары, кондитерские,табачные изделия, а также товары простого ассортимента, не требующиеспециальных условий хранения или фасуемые на базах (соль, сахар и др.).
Транзитный товарооборот формируется из товаров,отгруженных поставщиками непосредственно в розничную сеть, минуя склады оптовыхбаз. В зависимости от степени участия оптовых баз и характера расчетов различают:
— транзитный товарооборот с участием в расчетах(с вложением средств) — база рассчитывается с поставщиками за отгруженныетовары и предъявляет счета для оплаты розничным организациям и предприятиям;
— транзитный товарооборот без участия в расчетах(организуемый) — расчеты за отгруженные товары ведутся непосредственно междупоставщиком и организацией розничной торговли.
Оптовые базы в расчетах не участвуют. Ониустанавливают связи между поставщиками и покупателями, согласовываютспецификации, организуют контроль за ходом отгрузки товаров.
III. АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЯ ТОВАРОВ НА ОПТОВОЙ ТОРГОВЛОЕПРЕДПРИЯТИЕ
Анализ поступления товаров проводят по торговомупредприятию в целом, по отдельным товарным группам и товарам, источникампоступления, поставщикам, а также в разрезе торговых предприятий (магазинов) —получателей товаров. При этом используют как стоимостные, так и натуральныепоказатели. Применение натуральных показателей и данных о средних розничныхценах на товары позволяет с большей глубиной проанализировать выполнение планапоступления товаров по ассортименту и качеству, определить влияние ценовогофактора на стоимость поступивших товаров. Оценка выполнения плана и динамикипоступления товаров должна проводиться не только за год и по кварталам, но и нарастающимитогом с начала каждого квартала и года.
Проводя анализ поступления товаров в разрезетоварных групп, необходимо изучить, как на розничном торговом предприятиисоблюдается ассортиментный минимум, удовлетворяется спрос покупателей наотдельные товары. Если будет выявлено, что по товарам достаточного ассортиментаплан поступления недовыполнен и имелись перебои в торговле, то работу магазинанельзя оценить положительно. Если будет установлено, что темпы ростапоступления товаров значительно опережают увеличение розничного товарооборота,то это значит, что часть поступивших товаров находится в товарных запасах инеобходимо определить причины этих негативных явлений, принять меры поулучшению товароснабжения и оптимизации товарных запасов.
Поступление и закупки товаров — материальнаяоснова выполнения плана складского и транзитного товарооборота. Поступление —это количество товаров, поступающих на склады оптового торгового предприятия.Закупки — это товары, поступившие на склад, а также закупленные и доставленныепокупателям транзитом. Таким образом, объем закупки товаров оптовым торговымпредприятием — это поступление товаров на склад и транзитный оборот с участиемв расчетах.
Товарное обеспечение оптового товарооборота ивыполнение плана поставки товаров оптовому торговому предприятию поставщикамианализируют в целом, по группам товаров и источникам поступления — отпромышленных предприятий района деятельности оптового торгового предприятия,оптовых торговых предприятий одной и той же оптовой организации, а также другихсоюзных республик и по импорту. Проверяют выборку фондов, выделенных вцентрализованном порядке, отдельно изучают поступление товаров изнецентрализованных источников, из местных источников, особенно местнойпромышленности в порядке самостоятельных закупок в целях более полногообеспечения розничных организаций и предприятий товарами.
Успешно выполнить план оптового товарооборотаможно только при бесперебойном поступлении товаров в нужном количестве иассортименте, нормальных товарных запасах, а также в требуемом ассортименте.
Анализируя поставки по отдельным поставщикам, нужно,во-первых, выяснить, до какой степени формирование объема и ассортимента товаровучитывает необходимость обеспечить розничную торговлю товарами для детей,молодежи и лип, старшего возраста по основным ценовым группам, во-вторых,оценить выполнение каждым поставщиком условий поставки и договорныхобязательств не только по количеству и времени поставки, но и по качествувыполнения поставок в соответствии с заключенными договорами.
Если изучить поступающие от покупателейрекламации, выявить неходовые и залежалые товары на складах оптового торговогопредприятия и в розничной сети, можно определить качество продукции отдельныхпоставщиков, которое необходимо учитывать при оценке выполнения договоров. Всвязи с этим следует проверить и уровень организации и результаты качественнойприемки товаров от поставщиков, данные о предъявленных поставщикам и взысканныхоптовым предприятием штрафных санкциях.
Товарное обеспечение в оптовой торговлеформируется за счет централизованных фондов, самостоятельных закупок товаров ивовлечения в товарооборот товаров из сверхнормативных запасов. Расчет товарногообеспечения производится по каждому источнику отдельно.
При определении потребности в товарах учитываютобъем оптового товарооборота по реализации, межреспубликанский ивнутрисистемный товарооборот, изменение товарных запасов на начало и конецпланируемого года, а также товарные потерн и прочее выбытие товаров. В процессепланирования товарного обеспечения отдельно рассчитывают поступление товаров насклад и общий объем закупок товаров оптовой базой. Объем поступления товаров(П) определяют балансовым методом: к проектируемому складскому товарообороту(Р) прибавляют сумму норматива товарного запаса на конец планируемого года (Зк)и вычитают ожидаемые товарные запасы на начало планируемого года (Зн).
В расчетах используется балансовая связь междувсеми показателями товарооборота:
Зн + П = Р + Зк,
Планируемое поступление товаров должно обеспечитьвыполнение плана складского товарооборота и создание нормальных товарныхзапасов по каждой группе товаров и в целом по базе на конец планируемого года.
Общий объем закупок товаров оптовой базой большеих поступления на сумму транзитного оборота с участием базы в расчетах, так какпри этой форме расчетов база оплачивает товары, поступающие в розничную сетьнепосредственно от поставщиков. Таким образом, поступление товаров обеспечиваеттоварными ресурсами складской товарооборот и норматив товарных запасов, а общаясумма закупок—и транзитный оборот с участием базы в расчетах.
Расчет товарного обеспечения производится на годс распределением по кварталам.
После расчетов поступления и закупок товаровразрабатывают сводный баланс оптового товарооборота, в котором увязывают всепоказатели: реализацию, товарные запасы, поступление и закупки товаров.
Необходимым условием эффективной работы базыявляется систематический контроль за выполнением плана товарооборота икачеством обслуживания покупателей. Основной целью контроля за выполнениемплана товарооборота является выявление резервов для выполнения и перевыполненияплана и наиболее полного удовлетворения спроса покупателей. Проверяетсявыполнение плана по всем элементам товарооборота: продаже товаров, состояниютоварных запасов, выполнению плана поступления товаров.
Контроль за выполнением плана продажипроизводится по каждой группе товаров, по покупателям и формам продажи. Работникитоварных отделов, складов ведут учет выполнения договоров поставки с каждым покупателем.Это позволяет своевременно устранить отставание в отгрузке и обеспечить ритмичноепоступление товаров покупателям. Проверяется также выполнение плана поступлениятоваров на базу. Учет выполнения договоров с каждым поставщиком дает возможностьпроверять объем, ассортимент и соблюдение сроков поставки товаров, своевременнопринимать меры.
Результаты контроля используются для оперативногоруководства работой базы, каждого товарного отдела, склада.
IV. АНАЛИЗ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВИ ТОВАРООБОРАЧИВАЕМОСТИ
Для обеспечения ритмичной работы, широкого выборатоваров и наиболее полного удовлетворения спроса покупателей в розничнойторговой сети и на складах должны быть определенные товарные запасы.Поназначению запасы товаров подразделяют на текущие, сезонные и целевые.Основными являются текущие товарные запасы, предназначенные для обеспеченияповседневной бесперебойной торговли. Запасы товаров текущего хранения постояннои равномерно пополняются. Розничное торговое предприятие должно иметь их вразмере на установленное по плану количество дней торговли. Текущие товарныезапасы должны быть средними, т.е. незавышенными и незаниженными. Завышенныезапасы товаров ведут к замедлению товарооборачиваемости, росту товарных потерьи других издержек обращения, связанных с хранением и реализацией товаров, аглавное -к ухудшению качества и даже порче товаров. Заниженные товарные запасымогут привести к перебоям в торговле, снижению объема розничного товарооборота.
Анализ текущих товарных запасов начинается ссопоставлением фактических их размеров с установленными нормативами:
Тек. тов. зап. = ∑: Vт/о n.
При расчете средних товарных запасов необходимопривлекать как можно больше число данных, что обеспечит большую точность:
Зср. = З/2 + З2….Зn-1 +Зn/2: n-1.
Сезонныезапасы товаров создаютсяв определенные периоды года, и их образование связано с сезонностьюпроизводства либо с сезонностью спроса и реализации товаров. К целевымтоварнымзапасам относится досрочный завоз товаров в труднодоступные районы, а такжеобразование запасов товаров для осуществления определенных целей (например, дляорганизации встречной торговли при сборе макулатуры и заготовкесельскохозяйственной продукции).
Текущие товарные запасы обычно планируют отдельноот сезонных и целевых. Норматив текущих запасов товаров каждое торговоепредприятие планирует поквартально в сумме и в днях оборота. При этом нормативтекущих товарных запасов в днях на квартал одновременно является и нормативомтоварооборачиваемости.
В деятельности торговых предприятий текущие товарныезапасы рассматривают, с одной стороны, как источник товарного обеспечениявыполнения плана и динамики развития розничного товарооборота, а с другой — каксоставную часть финансового плана и основу расчета потребности в источникахсобственных и заемных средств. В этой связи нормативы текущих товарных запасов,а равно и фактическое их наличие должны оцениваться при анализе товарногопокрытия товарооборота по розничным ценам (в общественном питании — попродажной стоимости), а при планировании финансов и изучении финансовогоположения предприятия — по себестоимости (по покупной стоимости). Нормативытекущих товарных запасов в розничных ценах должны планироваться в разрезетоварных групп, товаров и по торговому предприятию в целом, а по себестоимости —только в целом по предприятию. В норматив текущих товарных запасов в розничнойи оптовой торговле включают товары, находящиеся в розничной торговой сети, наскладах, в пути, а также товары отгруженные, расчетные документы на которые несданы в банк для оплаты в пределах установленных сроков.
В процессе анализа устанавливают, как товарныезапасы обеспечивают развитие товарооборота и бесперебойное снабжение населениянеобходимыми товарами; изучают причины выявленных отклонений фактическихзапасов товаров от установленных нормативов. Такими причинами могут быть:невыполнение или перевыполнение плана товарооборота; невыполнение илиперевыполнение плана поступления товаров; завоз товаров, не пользующихсяспросом, или в размерах, превышающих спрос; неравномерное поступление товаров;неправильное распределение товарных ресурсов между отдельными торговымипредприятиями и их подразделениями; отсутствие достаточной информации унаселения об имеющихся в торговой сети товарах, способах их потребления;недостатки в организации торговли и другой маркетинговой деятельности. Товарныезапасы в сумме обычно снижаются, если поступление товаров отстает от темповувеличения товарооборота, и повышаются при опережающих темпах роста поступлениятоваров.
Под товарооборачиваемостью понимается времяобращения товаров со дня их поступления до дня реализации, а также скоростьоборота товаров. Время обращенияхарактеризует среднюю продолжительностьпребывания товаров в виде товарного запаса. Скорость оборотапоказывает,сколько раз в течение изучаемого периода произошло обновление товарных запасов.Следует отметить, что оборачиваются не сами товары, а вложенные в них средства.После продажи товары в торговлю не возвращаются, а идут на удовлетворениематериальных и духовных потребностей покупателей. Ускорениетоварооборачиваемости имеет большое народнохозяйственное значение:высвобождаются оборотные средства, вложенные в товарные запасы, снижаютсяпотери товаров и другие торговые расходы, сохраняется качество товаров,улучшается обслуживание покупателей и т.п. Замедление времени обращения товаровтребует дополнительного привлечения кредитов и займов, ведет к росту издержекобращения, уменьшению прибыли, ухудшению финансового положения предприятия.
Изменение товарооборачиваемости в днях в целом по торговомупредприятию складывается под воздействием двух факторов: 1) изменения структурырозничного товарооборота; 2) изменения времени обращения отдельных товарныхгрупп и товаров.
Товарные запасы анализируют для того, чтобыопределить соответствие фактических товарных запасов в целом и по отдельнымтоварным группам установленным нормативам; выявить изменения в товарных запасахоптового предприятия, а также установить их долю в совокупных товарных запасахоптовой и розничной торговли района деятельности оптового предприятия.
Анализ товарных запасов проводят в основном потой же методике, что и в розничных предприятиях, При этом должна учитыватьсятолько складская реализация. Если же отдельно изучают запасы товаров в пути иотгруженных покупателям, то их относят не только к складской, но и к транзитнойреализации товаров с участием в расчетах оптового торгового предприятия. Анализначинают со сравнения товарных запасов с установленными нормативами в сумме и вднях оборота.Одновременно их сравнивают с товарными запасами вобслуживаемых розничных предприятиях. При расчете товарных запасов в днях наоптовом торговом предприятии используют оптово-складской оборот, а при расчететоварных запасов в днях во всей зоне обслуживания оптовым предприятием в расчетберется розничный товарооборот торговой сети. Чтобы определить величинутоварных запасов в днях на складе оптового предприятия, делят фактическиетоварные запасы в сумме на однодневный складской товарооборот, который в своюочередь исчисляется путем деления складского товарооборота на количество дней впериоде.
Товарооборачиваемость в оптовой торговлецелесообразно изучать в целом по торговле, т.е. принимать во внимание запасытоваров оптового предприятия и в обслуживаемой им розничной сети. Чтобывычислить этот показатель в днях в целом по торговле, делят средние товарныезапасы, находящиеся в оптовой и розничной торговле, на однодневный фактическийтоварооборот розничной сети, включая мелкооптовый оборот оптового предприятия.
Кроме товарных запасов текущего хранения,необходимо анализировать и товарные запасы сезонного хранения и досрочногозавоза, при этом изучается ход выполнения заданий по их накоплению всоответствующем объеме и ассортименте, поскольку недостаток запасов этихтоваров или их несоответствие по качеству отрицательно сказывается на оптовойреализации при наступлении сезона.
V. ВЫПОЛНЕНИЕ ПЛАНА И ДИНАМИКИ ОПТОВОГОТОВАРООБОРОТА
Торговая деятельность оптовых предприятийхарактеризуется прежде всего степенью выполнения планов и динамикой оптовоготоварооборота. Многие оптовые предприятия наряду с оптовой торговлей занимаютсярозничной реализацией товаров. В связи с этим возникает необходимостьопределения и анализа общего (валового) товарооборота, включающего оптовую ирозничную реализацию товаров.
Состав оптового товарооборота характеризуетсяабсолютными и относительными показателями (суммой и удельным весом отдельныхвидов оптовой реализации товаров в общем объеме товарооборота). Соотношениескладского и транзитного оборотов зависит от конъюнктуры рынка,финансово-экономических интересов поставщиков и покупателей, уровня цен итарифов на складские и транзитные услугу степени специализации промышленногопроизводства и предприятий розничной торговли, условий их снабжения и расчетов,ассортимента поставляемых товаров, состояния материально-технической базыоптовой торговли, т.е. от наличия складских помещений, а главное, от величиныприбыльности проводимых оптовых операций.
Анализ оптового товарооборота должен проводитьсяв динамике за ряд лет, особенно если отсутствует плановая информация.
Далее переходят к анализу и оценке ассортимента иструктуры оптового товарооборота.
Оптовый товарооборот изучают также понаправлениям реализации товаров (по рыночному и внерыночному фондам). Поставкатоваров по рыночному фондувключает их отпуск предприятиям розничнойторговли для продажи населению и предприятиям общественного питания — дляпроизводства пищи и реализации покупных товаров. Рыночный фонд товаров занимаетосновное место в товарообороте большинства оптовых предприятий рее публики. К внерыночномуфондуотносится поставка товаров предприятиям легкой и пищевойпромышленности для производственных нужд (ткани, нитки, сахар, мука, соль идр.), отпуск спецодежды и спецобуви, фонд госбюджетных организаций иучреждении.
Анализ выполнения плана и динамики проводится покаждому направлению оптовой реализации товаров (с детализацией по их видам).Прежде всего проверяют выполнение плана по отдельным направлениям реализации иизучают причины выявленных отклонений. Причинами недопоставки могут быть нарушенияпоставщиками договоров поста объему, ассортименту, качеству и срокам ихпоступления, а также транспортные затруднения, недостатки в организации оптовойторговли, складском хозяйстве, другой маркетинговой деятельности. Важнымпоказателем, характеризующим поставку товаров оптовыми предприятиями, являетсяудельный вес рыночного фонда в общем объеме товарооборота. Рост доли рыночногофонда товаров в оптовом товарообороте обычно положительно характеризуетторговую деятельность оптового предприятия.
Анализ оптового товарооборота должен проводитсяпо отдельным покупателям. Оптовое предприятие с каждым покупателем заключаетдоговоры поставки товаров. При анализе проверяют выполнение договоровпоставки по общему объему, количеству,ассортименту и качеству товаров, срокам их отгрузки, условиям транспортировки, расчетам за поставленные товары иразрабатывают меры по полному и качественному выполнениюдоговорных обязательств.
Анализ поставки и оптовой реализации товаров необходимо проводитьпо способам их оплаты отдельными покупателями.
Своевременная и равномерная поставка товаровмагазинам и предприятиямобщественного питания обеспечивает успешное выполнениеплана розничного товарооборота, высокие темпы егороста в динамике и качественное обслуживание покупателей.
Для оценки равномерности выполнения планаоптового товарооборота по месяцам и декадам составляются специальныетаблицы и определяются коэффициенты ритмичности иравномерности.
При отправке товаров железнодорожным и воднымтранспортом следует установить, сколько контейнеров и вагонов отгружалось вкаждой декаде и ежедневно. Если поставка товаров производитсяавтомобильным транспортом в порядке централизованной доставки, то необходимоизучить ее организацию и выявить возможности дальнейшего развития исовершенствования.
Товары должны отгружаться в первую очередьнаиболее дальним покупателям, так как до конца месяца не всегда возможнопоступление денежных средств на счета в банке за от груженные во второйполовине месяца товары.
VI. ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ НАВЫПОЛНЕНИЕ ПЛАНА И ДИНАМИКУ ОПТОВОГО ТОВАРООБОРОТА
Выполнение плана и динамика оптовоготоварооборота, к и розничного, зависят от трех групп факторов:
• обеспеченности и использования товарных ресурсов;
• обеспеченности трудовыми ресурсами, режима иэффективности труда;
• состояния, развития и использованияматериально-технической базы оптовой торговли.
Анализ товарных ресурсов обычно начинают с составления товарногобаланса и изучения его показателей (в целом по оптовому предприятию и в разрезетоварных групп и товаров). В приходную часть товарного баланса включают нетолько запасы товаров на складах оптового предприятия и в пути на начало года, нои начальные остатки товаров отгруженных, если моментом
оптовой реализации является поступление платежейза поставленные покупателем товары. В расходную часть товарного баланса входитпомимо оптового товарооборота внутренний отпуск товаров своим розничнымторговым и промышленным предприятиям, прочее выбытие товаров и конечные остаткитоваров на складах, в пути и товаров отгруженных. Товарный
баланс может также составляться и изучаться вцелом по торговой фирме.
Проводя изучение товарных ресурсов, особоевнимание уделяют анализу поступления товаров. При этом необходимо не толькодать объективную оценку выполнения плана и динамики поступления товаров, но ивыявить пути, возможности и резервы увеличения их завоза от местныхпоставщиков, особенно закупаемых на льготных условиях, улучшениятовароснабжения. Изучение источников поступления товаров проводят по всем товарнымгруппам и товарам и в ассортиментном разрезе.
Важным вопросом анализа является изучениекачества поступивших товаров. Предупреждение завоза товаров низкого качества —одна из основных задач оптовой торговли. Используя данные отчетов поконтрольной проверке качества поступивших товаров и текущего учета, следуетвыяснить, как осуществляется проверка качества поступивших товаров (поотдельным поставщикам и в ассортиментном разрезе).
Анализ текущих товарных запасов на оптовомпредприятии проводится примерно так же, как и в розничной торговле. Товарныезапасы в днях в оптовой торговле рассчитывают только по отношению к складскойреализации товаров. По товарам, находящимся в пути, выясняют, не превышены лиустановленные сроки документооборота.
VII.ОПЕРАТИВНЫЙАНАЛИЗ ПОСТАВКИ ТОВАРОВ И ОПТОВОГО ТОВАРООБОРОТА
Одно из основных условия успешного выполненияплана и высоких темпов роста оптового товарооборота — правильная организацияоперативного анализа его развития. На оптовых предприятиях ведется оперативныйконтроль как за отгрузкой, так и зареализацией товаров. Кроме того, накаждом складе осуществляют оперативный контроль за движением товаров исостоянием товарных запасов в развернутом ассортименте, данные которогоиспользуются в повседневной торгово – коммерческой работе с покупателями.
На основании данных выписок из счетов в банкеприложенных к ним документов оптовое предприятие оперативно контролирует ходпоступления денежных средств за реализованные товары, выполнение плана идинамику товарооборота. Эта информация используется при оперативном анализеиздержек обращения, финансовых результатов, платежеспособности, финансовойустойчивости оптового предприятия и разработке мер по улучшению его хозяйственнойи другой деятельности.
Применение ЭВМ и современных информационных технологийпозволяет автоматизировать оперативный анализ отгрузки товаров, оптовоготоварооборота, товародвижения. При помощи ЭВМ и других современных техническихсредств можно, в частности, оперативно контролировать, сколько и на какие суммывыписано товарных и расчетных документов за отгруженные товары, кому и сколькоих поставлено и как своевременно оплачиваются реализованные товары.
VIII. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Для того, чтобы проанализировать оптовый т/о заотчетный год сравниваются фактические данные с плановыми по общему объемуоптового т/о, по его видам, формам продажи и структуре.
В процессе анализа оптового т/о изучаютвыполнение плана оптового т/о по каждому подразделению оптового т/опредприятия; темпы роста оптового т/о по сравнению с предшествующими годами повсем показателям, удельный вес их в общем объеме оптового т/о; изменения вструктуре т/о за исследуемый период.
Рассмотрим на примере выполнения оптовоготоварооборота оптового торгового предприятия «Рассвет».
Анализ выполнения оптового т/о за отчетныйгодВид т/о Предшествующий год Отчетный год Выполнение плана,% Отчетный год к предшествующему году,% Суммамлн.руб Удельный вес,% План Факт Суммамлн.руб Удельный вес,% Суммамлн.руб Удельный вес,% Оборот по реализации товаров организациям 50800 77,0 72000 82,90 69710 78,30 96,82 118,55 Внутрисистемный оборот 15540 23 14880 17,1 19280 21,70 129,57 124,07 Валовой т/о 66340 100 86880 100 88990 100 103 117,71
1.Найдем удельный вес
— в предшествующем году
Удельныйвес = Часть V: Весь V ×100
Оборотпо реализации товаров организациям: 50800:66340×100 =77
Внутрисистемныйоборот: 15540: 66340×100 = 23
— в отчетном году по плану
Оборотпо реализации товаров организациям: 72000: 86880×100 = 82,9
Внутрисистемныйоборот: 14880: 86880×100 = 17,1
-в отчетном году по факту
Оборотпо реализации товаров организациям: 69710: 88990×100 = 78,3
Внутрисистемныйоборот: 19280: 88990×100 = 21,7
2.Найдем % выполнения плана
%выполн.= Факт: План × 100
Оборотпо реализации товаров организациям: 69710:72000×100 = 96,82
Внутрисистемныйоборот: 19280:14880×100 = 129,57
3.Найдем темп роста
Темп роста = факт. т/о отч.года: т/о предш. год ×100%
Оборот по реализациитоваров организациям: 69710:50800×100 = 118,55
Внутрисистемный оборот:19280:15540×100 = 124,07
Общее выполнение плана оптового оборотахарактеризует в основном количественную сторону работы. Качественнуюхарактеризует прежде всего выполнение плана товарооборота по реализации товаровв ассортименте, которое анализируют отдельно по складскому и транзитномуобороту, по сумме и в натуральных показателях, чтобы исключить влияниеизменения цен. При этом необходимо выяснить, по каким товарам план не выполнени почему.
Рассмотрим выполнение плана и динамику оптовогопредприятия по каждой товарной группе, удельный вес т/о по группе в общем егообъеме.
Анализ т/о по отдельным товарным группамза отчетный годТоварная группа Предшествующий год Отчетный год
Выполнения
% Сумма, млн.руб. Удельный вес, % План Факт Сумма, млн.руб. Сумма, млн.руб. Удельный вес,% Суммамлн.руб. Удельный вес,% Спорттовары 9300 11,1 9500 9,9 9990 10,1 105,2 Фототовары 7800 9,3 8200 8,5 8210 8,3 100,1 Радиотовары 24000 28,6 25300 26,3 27090 27,4 107,1 Прочие товары 42900 51 53000 55,3 53590 54,2 101,1 Итого 84000 100 96000 100 98880 100 103
1. Найдем удельный вес
— в предшествующем году
Удельный вес = Часть V: Весь V
Спорттовары: 9300:84000 = 11,1
Фототовары: 7800:84000 = 9,3
Радиотовары: 24000:84000 = 28,6
Прочие товары: 42900:84000 = 51
— отчетный год по плану
Спорттовары: 9500:96000 = 9,9
Фототовары: 8200:96000 = 8,5
Радиотовары: 25300:96000 = 26,3
Прочие товары: 53000:96000 = 55,3
— отчетный год по факту
Спорттовары: 9990:98880 = 10,1
Фототовары: 8210:98880 = 8,3
Радиотовары:27090:98880 = 27,4
Прочие товары: 5359:98880 = 54,2
2. Найдем % выполнения за отчетный год
% выпол. = Факт: План × 100
Спорттовары: 9990:9500×100 = 105,2
Фототовары: 8210:8200×100 = 100,1
Радиотовары: 27090:25300×100 = 107,1
Прочие товары: 53590:53000×100 = 101,1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
План валового товарооборота в целом в отчетномгоду выполнен на 103 %, а по сравнению с предшествующим годом он возросна 17,71%. Однако, если мы сравним фактический объем оптового товарооборота спланом, мы увидим, что, хотя значительно перевыполнен план помежреспубликанским поставкам (108,44%) и внутрисистемному обороту (129,57%),план реализации культтоваров розничным торговым организациям и предприятиямвыполнен всего на 96,82%. Значит, перевыполнение плана — результатискусственной перевалки через оптовые склады товаров, которые по плануреализации необходимо было направить непосредственно розничным торговыморганизациям, минуя складскую сеть. Увеличена звенность, искусственно раздутоптовый оборот без реального увеличения товарных ресурсов.
Сравнение всех рассмотренных показателей споказателями предшествующего года показывает, что в целом по всем видам оптовыйоборот значительно возрос, В лучшую сторону изменилась и его структура. Удельныйвес реализации товаров розничным организациям возрос с 70 до 70,5% за счетснижения удельного веса по межреспубликанскому обороту, хотя и не достигпланового уровня в 75%.
План товарооборота выполнен и в целом, и поассортименту. Однако по структуре план товарооборота считается выполненнымтолько тогда, когда по всем товарным группам уровень выполнения одинаково,здесь этого нет. При этом не выполнен план складского оборота по фототоварам итранзитного по спортивным и прочим товарам. Товарооборот вырос по всем товарнымгруппам. Более высокие темпы роста достигнуты по радиотоварам и прочим товарам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. БакановМ.И. Экономический анализ в торговле. М., 2004.
2. БорисовГ.П., Акулова В.Е. АХД в торговле. М., 1989.
3. ДашковЛ. П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. М., 2002.
4. КаплинаС.А. Технология оптовой и розничной торговли. Р – на Д., 2002.
5.Кравченко Л.И. АХД в торговле. М., 2003.
6.Лобовиков Ю.В., Пятыгиной Н.И. Экономика торгового предприятия. М., 1987.