Реферат по предмету "Государство и право"


Функции криминологической науки. Связь криминологии с профилактической деятельностью

Кафедраадминистративного права и административной деятельности
 
 
 
 
Курсоваяработа
 
предмет:Криминология и профилактика преступлений
 
тема: Функциикриминологической науки. Cвязь криминологии с профилактической деятельностью

Введение
Функции криминологическойнауки. Связь криминологии с профилактической деятельностью – является на сегодняшнийдень очень актуальной темой, так как, криминологические функции разнообразны нонаправление у всех одно это борьба с преступностью и профилактика по недопущениюсовершения преступлений.
Криминология весьмапрактическая наука. Она дает в руки тех, кто этого хочет, и понимание проблемыпреступности в целом, и понимание того, что общество может в борьбе с ней,какими средствами оно обязано пользоваться, как заниматься законотворчеством сучетом состояния, характера, структуры преступности, какие меры в борьбе спреступностью первичны, какие вторичны, каково место правоохранительных органовв борьбе с преступностью, что первично в борьбе с преступностью –закон и наказаниеили меры экономического, социального, воспитательного плана и т.п.
Я считаю необходимымраскрыть в данной теме следующие вопросы
На примере участковогоинспектора милиции, я считаю необходимым раскрыть профилактическую деятельностьи её связь с криминологией.

1. Понятие ипредмет криминологии её задачи как науки
Криминология являетсясравнительно молодой наукой. Как самостоятельное научное направление онапоявляется во второй половине ХIХ в. Дословно криминология — это учение опреступлении (crimen-преступление;        logos-учение).   В предметкриминологии входят четыре основные проблемы.
1. Преступность —специфическое социальное явление, выраженное совокупностью совершенныхпреступлений в данном государстве (или регионе) за определенный период времени.
2. Личность преступника —специфическое социальное качество, своеобразный продукт негативного процессасоциализации.
3. Причины и условияпреступности — существующие в обществе социально-экономические,социально-политические, социально-психологические и социально-нравственныепротиворечия, порождающие преступность как свое закономерное следствие.
4. Предупреждениепреступности — разновидность социального управления в обществе, имеющее цельюудерживать преступность на минимально возможном уровне посредством воздействияна причины и условия, ее порождающие.  Дискуссия вокруг главного вопросапредмета криминологии — что такое преступность, породила два самостоятельныхподхода в криминологии: биологический и социологический, которые сосуществуют ипоныне.[1] Криминология — этосамостоятельная наука о преступности и рациональных методах ее предупреждения,является по содержанию социально-правовой, а по принадлежности — юридическойучебной дисциплиной.   Задачи науки криминологии определяются, содной стороны, принадлежностью этой науки к обществоведению и состоят впознании закономерностей преступности как специфического социального явления, сдругой стороны, конкретизируются практическими потребностями борьбы спреступностью на современном этапе.   С учетом современного состоянияотечественной криминологии актуальной задачей является критическая оценка своихконцепций и рекомендаций как относящихся к советскому периоду ее развития, таки формирующихся сегодня. Прошлый опыт должен быть очищен от догматическихустановок и политических заклинаний для избавления от «облегченного» подхода кпреступности, когда в нашей стране она признавалась чуждым явлением, не имеющимсобственных причин воспроизводства, и с которой можно покончить к определеннойисторической дате. Но и сегодняшние теоретически  е положения и практическиевыводы не должны быть построены на простом отрицании достижений недавнегопрошлого и не могут служить постоянным объектом самолюбования их творцов.Познание сущности преступности предопределено диалектикой, которая отрицаетпреклонение перед чем-либо и по сути своей критична.   Вторая актуальная задачакриминологии состоит в научном обеспечении практической политики борьбы с преступность.Речь в данном случае идет о проведении экспертизы разрабатываемых проектовнормативных актов с целью определения их криминологической обоснованности иконкретизации возможных последствий в изменении преступности. При этом такаяэкспертиза должна распространяться не только на проекты законов в областиуголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права, но и надругие акты, связанные с преступностью. В частности, это  касаетсяразработки нормативных актов, регламентирующих деятельность по предупреждениюпреступности в правоохранительных органах, а также собственнокриминологического законодательства, например Закона о предупреждении         преступности.  Третья задача криминологии видится в создании и внедрении в практику научнообоснованных методик по изучению и прогнозированию преступности, рекомендацийпо профилактике таких наиболее распространенных и опасных видов преступлений,как хищения, убийства, или преступлений, совершаемых рецидивистами, несовершеннолетними,организованными      преступниками.   Четвертая задача, имеющая в настоящиймомент не менее важное значение, состоит в изучении опыта предупрежденияпреступности и отдельных ее видов в зарубежных странах с целью использованияего в нашей стране. Для обеспечения этой задачи необходимо активное участиероссийских криминологов в международных форумах по проблемам преступности полинии ООН, проведение собственных международных конференций по таким актуальнымвопросам, как террористическая, транснациональная,  организованная         преступность.  Пятая задача криминологии состоит в проведении криминологического просвещениясреди широких масс населения, журналистов, руководителей разного уровня с цельювоспрепятствовать формированию искаженных криминальных стереотипов, ведущих кзапугиванию и призывам бороться с преступностью исключительно жестокими мерами.
2. Функциикриминологии
Всякое исследованиескладывается из логически последовательных этапов. Применительно к криминологииих суть определена следующим образом: от констатации связи между социальнымипроцессами, явлениями и преступностью к выявлению механизма этой связи, а отнего – к прогнозированию преступности и планированию мер борьбы с ней.[2]Описание, объяснение, прогнозирование – вот основные функции научногоисследования.
Описание, т. е. фиксация результатовнаблюдения, не требует установления закономерных связей, раскрытия сущностиизучаемого объекта. Она лишь подготавливает материалы для разных теоретическихопераций. Однако фиксация результатов наблюдения всегда осуществляется вконтексте теории. Результаты наблюдения записываются с помощью научного языка.Даже за таким, казалось бы, обыденным вопросом: «Когда у Вас появилась мысльограбить гражданина Н.» который задает и следователь, ведущий вопрос, икриминолог, изучающий мотивацию преступного поведения, скрывается знание теорииуголовного права – учение об умысле, его формах и видах. Криминолог, к тому же,должен знать психологическое учение о мотивации, чтобы выделить из рассказапреступника те блоки, которые помогут выяснить побудительные силы преступления,ранее наблюдавшиеся и подвергнутые описанию факты приобретают характер общностихотя бы уже потому, что «всякое слово (речь) обобщает». Тем более обобщаеттеоретический язык с его понятийным аппаратом, специальной терминологией.
Научнообобщающий характер описания особенно заметен в криминологии, где широкоиспользуются статистические методы описания преступности.
Каждаянаука имеет свой язык описания объекта исследования. Криминология не являетсяисключением. В ней разработан комплекс показателей преступности, с помощьюкоторых можно относительно подробно описать состояние преступности.
Уровеньпреступности — это общее количество совершенных (статистическизарегистрированных) преступлений в определенных пространственно-временныхграницах, т.е. число преступлений в таком-то году, в таком-то месте. Уровеньпреступности выражается в абсолютных цифрах.
Всюсовокупность преступлений можно разбить на частные уровни, т.е. говорить обуровне тяжких преступлений, об уровне убийств, об уровне преступностинесовершеннолетних и т.д
Дляболее полной характеристики уровня преступности некоторые криминологипредлагают включать в него число выявленных преступников, число лиц,потерпевших от преступлений; общую сумму имущественного ущерба, причиненногопреступлениями1. Что до числа выявленных преступников, то их легкоподсчитать: данные о них отражаются в ведомственной отчетности. Поэтому уровеньпреступности записывается, как правило, в двух показателях — числе преступленийи числе преступников, их совершивших.
Внекоторых работах можно встретить иное название показателя, который фиксируетобщее число совершенных и зарегистрированных преступлений: объем преступности[3].Однако вряд ли переименование можно считать удачным не только потому, чтопонятием «уровень преступности» криминологи стали пользоваться давно, но еще ипотому, что под словом уровень понимается степень величины, развития чего-либо.Объем в его строгом понимании предполагает знание о предмете и вширь и вглубь.Нас же, когда дело заходит о.преступности, интересует именно уровень, чтопозволяет сравнивать преступность в различных местах и в различное время.
Коэффициентпреступности исчисляется путем сопоставления сведений с данными о населении.Делается это довольно просто: число преступлений делится на численностьнаселения и умножается на 100 тыс. В этом случае вычисляется коэффициент на 100тыс. человек. Если умножается на 1000, то вычисляется коэффициент на тысячучеловек.
Ранеекриминологи говорили о коэффициентах преступности применительно к преступлениям(когда в числителе было число преступлений) и «применительно к преступникам(когда в числителе было число выявленных преступников). Такое необходимоеподразделение коэффициентов было необходимо, но неудобно. Каждый раз нужно былооговариваться, вводя дополнительное слово «применительно». Сейчас криминологипользуются другими понятиями для определения тех же самых показателей —интенсивность преступлений и преступная активность населения.
Интенсивностьпреступлений — это коэффициент преступности применительно к преступлениям, т.е.число преступлений, поделенное на численность населения и умноженное на 1000,10 000 или 100 000.
Преступнаяактивность населения — это коэффициент преступности применительно к лицам,совершившим преступления, т.е. число выявленных преступников, поделенное начисленность населения и умноженное на 1000, 10 000 или 100 000.
Интенсивностьпреступлений и преступная активность населения характеризуют связь преступностис порождающей ее средой. Для большей точности они рассчитываются не ко всемунаселению, а лишь к той части, которая включает лиц активного или, как говоряткриминологи, криминогенного возраста, т.е. за исключением детей до 14 лет,которые не могут нести уголовной ответственности, и лиц преклонного возраста,которые не способны совершать преступления или совершают их так редко, чточислом преступлений этой группы можно попуститься..
Очевидно,что коэффициенты преступности более точно отражают состояние преступности,нежели показатели, исчисляемые абсолютными цифрами. Иногда бывает так, чтоабсолютное число преступлений снижается из года в год. Но расчеты коэффициентовпоказывают, что преступная активность растет, так как при резком снижении числажителей в регионе (что отразилось в падении уровня преступности) они стали чащесовершать преступления.
Дляописания преступности пользуются еще одним коэффициентом, когда высчитываетсясоотношение долей. В этом случае сначала высчитывают, например, долюпреступников в несовершеннолетнем возрасте, затем долю несовершеннолетних вчисленности населения региона и после этого долю преступников делят на долю вчисле населения. Этот коэффициент называют коэффициентом долевого соотношения,или, что более точно отражает предназначение этого показателя, коэффициентконцентрации преступности. Сравнение коэффициентов концентрации свидетельствуето большей или меньшей «насыщенности» перступле-ниями различных групп.
Расчетыкоэффициентов позволяют определить наиболее криминогенные группы населения, чтоважно как для разработки мер предупреждения, так и прогнозирования в измененияхпреступности.
Иногдакоэффициенты преступности называют уровнем преступности. Действительно,коэффициенты более точно показывают степень величины, развитости явления,нежели абсолютные цифры. Однако такое название противоречит традиции. Крометого, с коэффициентами преступности связаны такие новые понятия, какинтенсивность преступлений, преступная активность населения, коэффициентконцентрации преступности. Понимание под уровнем преступности коэффициентоввнесет ненужную сумятицу, не говоря уже о том, что за понятием «уровень»закрепилось более точное содержание, о чем написано выше.
Структурапреступности — это удельный вес и соотношение ' различных видовпреступлений в их общем числе за определенный период времени на определеннойтерритории.
Видыпреступности в зависимости от задач исследования могут ^ выделяться по разнымоснованиям — форма вины, объект преступного посягательства и т.п. Так,например, характеризуя структуру, говорят, что доля несовершеннолетнихсоставляет какую-то величину от общего числа преступлений, на горожан приходитсятакая-то доля в общем числе преступников и т.д. Структурные показатели чащевсего отражают в таблицах или диаграммах, что делает сравнение наглядным иубедительным.
Анализсостояния преступности предполагает изучение ее изменений во времени, илидинамику преступности.
Динамикаисследуется путем сопоставления динамических рядов разных типов. Динамическимрядом называется ряд, состоящий из однородных сопоставимых величин,характеризующих «• изменения за определенные отрезки времени.
Так,например, надо проследить изменения преступности с 1999 г. Уровень преступностив 1999 базовом году принимается за100%. Уровень преступности во всехпоследующих годах делится на уровень преступности в базовом году и умножаетсяна 100%. Таким образом можно узнать, на сколько процентов выросла или,напротив, понизилась преступность в каждом следующем после 1999 г. по отношениюк базовому 1999 г. Можно выстроить другой ряд, когда базовым годом будет каждыйпредыдущий год. В этом случае мы будем знать, на сколько процентов выросла илипонизилась преступность в 2000 г. по отношению к 1999, в 2001 г. по отношению к2002,в 2003 г. по отношению к 2004 и т.д.
Приизучении преступности в динамике вычисляют темпы прироста (снижения). Дляпростоты пользуются понятием темп прироста, перед указанием процента ставятзнак « + » или «-». Если указано «4-25% », то надо понимать прирост, если «—25%», то снижение.
Подсостоянием преступности понимается количественно-качественный показатель,который включает все названные выше.
Состояниепреступности нельзя выразить единым показателем. Поэтому для точного описаниясостояния надо или указывать все, или, чтобы показать отличие состоянияпреступности в одном регионе от состояния преступности в другом, наиболееотличительные. В криминологии предпринимались неоднократные попытки разработатьинтегральный показатель, в котором отразилась бы суть преступности — ееобщественная опасность. Но в силу сложности и неточности его вычисления он небыл признан..
Объяснениепредставляет собой раскрытие сущности исследуемого объекта таким образом, чтобыстала очевидной и доказанной подчиненности' объясняемого объекта (его сторон,отношений между частями и т.п.) совокупности законов науки, или отдельномунаучному закону, или принципу теории, или определенном правилам (аксиомам).
Предсказаниеосновывается на объяснении. Оно описывает мыслимый объект, т.е. те изменения,которые произойдут с ним под воздействием внутренних сил, внешнихобстоятельств, включая целенаправленное воздействие, как это бывает в ходе предупрежденияпреступности.
Впроцессе конкретного исследования очередность этапов обязательна. Онаопределяется задачами исследования. Не исключены варианты, когда исследованиеначинается с предсказания, его обоснования и дальнейшего объяснения фактов,закономерностей, которые были предсказаны. Наконец, надо знать, что имеютсясугубо описательные науки, как география. В криминологии придается большоезначение объяснению и его различным видам. Наиболее часто в криминологиииспользуются генетические и причинные объяснения. Генетическое объяснениеосновано на законе простого временного следования или на законе связисостояний. «В результате «наследования» в наших условиях отрицательногосоциального опыта, а также сохранения его отражения в общественном сознаниикриминогенные факторы объективного характера продолжают оказывать воздействиена формирование личности и поведение людей спустя длительное время после того,как они устранены из жизни общества или их непосредственное влияниенейтрализовано» — вот образец подобного объяснения[4].
Причинноеобъяснение указывает на причины, относящиеся к объекту, а также на законы, всоответствии с которыми порождается, функционирует и изменяется изучаемыйобъект. Такое объяснение более глубокое, так как причина «передает» следствиюопределенные существенные свойства. Отсюда познание причины возникновения,изменения, исчезновения объекта раскрывает и его сущность.
Причинноеобъяснение наиболеераспространено в криминологии. Однако у него есть недостаток. Оно раскрываетсущность как результат, произведенный другим объектом, и, следовательно,результат пассивный. Это приводит, в частности, к тому, что преступностьпонимается как социальное зло, а преступник как социальная жертва. В то жевремя мы отлично понимаем, что современный рэкетир или мошенник вряд ли считаютсебя жертвами. Поэтому преступность можно и нужно рассматривать как активноеначало, как явление, способное к воспроизводству и даже расширенномувоспроизводству. По этой же причине причинное объяснение надо дополнятьследственным.
Следственноеобъяснение заключается в раскрытии следствий, которые порождает изучаемыйобъект, а также законов, в соответствии с которыми эти следствия появляются.Следственные объяснения получили развитие в криминологии          в связи сразвитием теории предупреждения. Предупредительная деятельность не может бытьуспешной, если не будут известны следствия целенаправленных мер. Это, в своюочередь, требует постановки хорошего учета последствий преступности, ибо политикав области предупреждения преступлений должна включать взгляд на преступностькак на производящее начало. Чем займутся многочисленные отряды молодых людей,чьи руки привыкли сжимать пачки долларов и рукоятки пистолетов, а не рычагитракторов, если удастся преодолеть организованную преступность? Многочисленныестайки пацанов, предлагающие помыть автомобиль, тоже организованы, обложеныпоборами. Немалое их число пополняет преступный мир. Можно запретить этотпромысел. Но как и где они станут зарабатывать, если общество не предоставит имзаконных возможностей и одновременно через средства массовой информации будетрекламировать шикарный образ жизни?
Следственныеобъяснения необходимы при изучении таких видов преступности, как профессиональнаяи организованная, ибо они оказывают самое непосредственное влияние на моральныйи политический климат, а в современной России на образ жизни общества в целом.Происходит так называемая призонизация массового сознания, когда элементысознания, свойственного обитателям мест лишения свободы, проникают вобщественное сознание. Так, например, наш современный язык засорен жаргоннымисловечками, которые родились в местах лишения свободы: беспредел, тусовка,наезд и т.д. За словом, как известно, скрывается образ; слово побуждает копределенной манере поведения, к определенным поступкам.
Функциональноеобъяснение являетсяподвидом следственного, если функцию понимать как следствие, способствующеесуществованию объекта. Проблема существования преступности не может бытьрассмотрена без связи с условиями, которые ее порождают. Но она не может бытьрассмотрена без анализа обстоятельств, которые помогают ей «приспособиться» ксуществующим условиям жизни.
Функциональноеобъяснение возможно и необходимо как на высшем уровне, например: приопределенных условиях существования общества преступность является единственнымii.ni наиболее точным индикатором состояния общества так и нанизшем, например: преступление выступает как предпочтительный способудовлетворения потребностей (так, в нынешней России принцип «предупредительнаясила закона не в жестокости, а в неотвратимости наказания», не действует, чтоснимает проблему выбора; воровать, мошенничать и брать взятки выгоднее).
Структурноеобъяснение состоитлибо в установлении внутренних элементов объекта и способов сочетания их вединое целое, либо в установлении места объясняемого объекта в некоторойбольшой системе. В криминологической литературе отмечается, что преступностьнужно рассматривать в качестве элемента более общей и сложной системывзаимодействий[5]. Замечено, что существуетпрямая связь между, например, уровнем хулиганства и уровнем умышленных убийств:чем больше хулиганят, тем чаще убивают. Однако существует и другая связь: ростчисла хулиганских действий ведет к пропорциональному уменьшению посягательствна жизнь, и наоборот. Иными словами, насильственная энергия как бы растворяетсяв хулиганстве или, напротив, концентрируется в убийствах. Замечено также, чтосуществует своеобразный перелив одних форм отклоняющегося поведения в другие потипу сообщающихся сосудов. Это обстоятельство еще раз свидетельствует оботсутствии специфических причин преступлений. Но оно совсем не отрицает того, чтоесть причины, в силу которых происходит указанный «перелив», когда снижениеалкоголизма ведет к увеличению наркомании, и т.п.
Структурноеобъяснение наиболее сложное и способствует интерпретации других видовобъяснений. Оно, в частности, с необходимостью заставляет рассматриватьпреступность в более широком социальном контексте, т.е. наряду с другими видамиотклоняющегося поведения, в связи с «переливами», что увеличивает силупричинного объяснения.
Помеханизму объяснения подразделяются на объяснение через собственный закон имодельное объяснение.
Слабостьюкриминологии является отсутствие в ней четко сформулированных научных законов.Криминологи чаще используют понятие закономерности. Под законом понимаетсясвязь, отличающаяся устойчивостью, постоянством, распространенностью: законвсемирного тяготения, закон превращения энергии, (экой стоимости и т.п.Закономерность распространяет свою силу на меньший круг явлений, носитвременный характер, конкретна по месту воздействия: на Севере европейской частиРоссии чаще холодные зимы; полные мужчины предрасположены к апоплексическомуудару и т.п. Поэтому закономерности часто носят статистический характер.
Элементынаучных законов содержат некоторые определения преступности: например,преступность — это явление, которое с неизбежностью появляется на определенномэтапе становления человеческого общества. В то же время объяснительнаявозможность такого закона ничтожна именно из-за его силы, широты. В конкретномкриминологическом исследовании, целью которого является, например, объяснениесостояния преступности в регионе, таким законом не воспользуешься. Поэтому чащевсего объяснение осуществляется через собственный закон, а в криминологии —закономерность, которая формулируется в процессе проводимого исследования. Или жепроводится исследование, которое называется длящимся, когда исследовательпостоянно «держит руку на пульсе» или снимает идентичные показатели черезопределенные промежутки времени.
Криминология,как зарубежная, так и отечественная, накопила достаточно данных, которыеотвечают не только требованию закономерности, но и требованию закона: такназываемый закон Ф. Листа, сформулированный более 150 лет назад, — «чем раньшечеловек совершает в своей жизни преступление, за которое его наказываютлишением свободы, тем больше вероятность того, что он вновь совершитпреступление». Или другие, установленные в последнее время: «чем опаснеепреступление, тем выше вероятность совершения его лицом, ранее совершившимпреступление», «чем интенсивнее и устойчивее какая-либо форма отклоняющегосяповедения, тем выше вероятность перехода от менее опасных к более опаснымформам». Поэтому становится все легче пользоваться рассматриваемым видомобъяснения.
Модельноеобъяснение устраняетвышеназванный недостаток таким образом, что объект, непосредственноинтересующий исследователя, заменяется сходным с ним объектом. В этой связичаще всего используются так называемые идеальные модели, когда в качествеобразца привлекается та или другая хорошо paзработанная теория. Так, например, вполне обоснованно выглядиг предположение о том, что механизм противоправного поведения по формальнымпризнакам не отличается от механизма правомерного поведения. Разница лишь всуществе элементов механизма. Такое предположение позволяет в качествемодели использовать социологические и социально-психологические теории. Такимон разом, сила модельного объяснения в том, что оно предоставляет возможностьобъяснить объект до построения строгой теории.
Модельное объяснениеимеет широкие перспективы в современной отечественной криминологии. Дело в том,что в западной криминологии разработано много теорий, которые дополняют другдруга, что позволяет более полно и подробно объяснять причины преступности спозиций множества теорий.
Объяснениеявляется результатом рационального познания. Поэтому в нем придается такоезначение роли научных законов. Особым пиететом в криминологии пользуютсяматематические методы. Математический знак, помещенный в криминологическуюстатью, воспринимается чуть ли не в качестве священного символа. А фраза«публикуемые данные получены с помощью ЭВМ» звучит как заклинание, способноепарализовать любого критика. Видимо, обществоведами движет мечта, которуювыразил в свое время поэт: «Мир записать в одной строке».
Но вотчто говорят о математических доказательствах сами математики: «Математик,проверивший детали шаг за шагом и нашедший каждый шаг в порядке, все же можетбыть не убежден. Для убежденности ему нужно нечто большее, чем правильностькаждой детали. Что же? Он хочет понять доказательство. После того как онпробился через доказательство шаг за шагом, он берет на себя большой труд: онпересматривает, перерабатывает, переформулирует и перерасполагает эти шаги дотех пор, пока ему не удается сгруппировать детали в доступное пониманию целое.Только тогда он начинает доверять доказательству». Вот почему в науке Наряду собъяснением необходимо использовать понимание. Оно допускает в научный миринтуицию, озарение, эвристику.
В том жезаключается подлинная криминология и не только в силу научного родства ссоциологией, а больше из-за трагичности исходного материала. Криминологуприходится проникать в «другую» жизнь, между которой и им самим воздвигнутопредубеждение, история которого насчитывает тысячелетия.
Пониманиене противоречит объяснению, а органически дополняет его. Нередко оно служитоснованием для предсказания, которое после подтверждается сугубо рациональнымиметодами науки. Говорят, что наука отличается от искусства тем, что каждыйпоследующий может повторить путь, пройденный предшественником, в то время какпроизведение искусства индивидуально. Верно. Но сила убеждения скрыта не тольков логике, а еще • и в страсти, которую вкладывает в свое дело первопроходец.Книги Кетле, Тарда, Дюркгейма убеждают еще и стилем.
Некоторыевиды объяснений — структурное, модельное — обладают более богатымивозможностями, нежели причинное. Но они, как и понимание, не конкурируют с ним,а дополняют его в рамках именно криминологической исследовательской ориентации.Подчинение всех других видов объяснения причинному особенно нагляднопроявляется в криминологическом прогнозировании, так как прогнозист долженответить на вопрос: почему преступность ожидается именно такой, а не другой?Вопрос носит причинный характер, хотя ответы на него опираются на разные видыобъяснений. Они помогают глубже понять причину и, следовательно, эффективнеевоздействовать на нее.
Предвидение—обязательная функция наук, за исключением сугубо описательных. Подкриминологическим прогнозом понимается любое утверждение о свойствах преступныхпроявлений в будущем, сделанное на основе имеющихся их описаний в результатенаблюдения, а также на основе законов, определяющих наступление состояний,детерминирующих эти проявления.
Прогнозированиеможет распространяться на всю преступность или на ее отдельные виды —первичную, рецидивную, молодежную и проч., а также на индивидуальное преступноеповедение.
Криминологическиепрогнозы составляют в результате применения множество самых разных методов ипроцедур. В самом общем виде все эти процедуры связаны либо с экстраполяцией,либо с экспертной оценкой, либо с моделированием.
Экстраполяция принадлежит к числу наиболеераспространенных методов. Суть ее заключается в том, что выводы из наблюденияза данным явлением в прошлом переносятся как вероятностные в будущее. К методуэкстраполяции применимы слова В. Гюго, сказавшего, что помнить — значитпредвидеть.
Экстраполяцияосуществляется на основе статистического анализа состояния преступности. Еслинаблюдения охватывают значительный период, то предположения, в основе которыхлежит принцип «помнить — значит предвидеть», бывают весьма убедительными. Так,например, наблюдения Г. Забрянского показывают, что традиционная длянесовершеннолетних имущественная преступность приближается к пределу своегонасыщения, когда количество начинает переходить в качество: имущественныепреступления будут соединяться с насильственными, что повлечет рост грабежей иразбоев; будут распространяться организованные криминальные группировкинесовершеннолетних, ориентированные на кражи, вымогательство, мошенничество ипрочие преступления корыстной мотивации. В ближайшие годы возможнаинтенсификация насильственных ориентации в среде несовершеннолетних, котораявызовет эскалацию жестокости, что подтверждается двукратным увеличением числазарегистрированных умышленных тяжких телесных повреждений и умышленных убийств.
Предвидениес помощью экстраполяции нуждается в предположениях, которые объясняли быпричины сохранения или затухания тенденции. Так, Забрянский предполагаемый ростнасильственных преступлений в будущем объясняет не только тем, что онинеуклонно росли последние пять лет, но и тем, что переходному периоду вразвитии общества свойственны падение ценности своей и чужой жизни, чтоинтенсивность агрессивности в обществе прямо пропорциональна его участию ввойнах. Поэтому «афганская» и «чеченская» войны оказывают влияние на ростагрессивности в обществе. Перерастанию количества в качество, связанного снасыщенностью среды несовершеннолетних имущественными преступлениями,способствует принцип жизни — «деньги решают все», распространенный в широкихкругах общества.
Слабостьметода экстраполяции в том, что он опирается на данные уголовной статистики и,следовательно, не может связать эти данные с детерминантами преступности.Можно, конечно, воспользоваться данными социальной и моральной статистики, чтосущественно расширит возможности экстраполяции. И тем не менее нужныспециальные методы, которые включали бы объяснения различных видов и, преждевсего, причинное объяснение. Таким методом являются экспертные оценки.
Методэкспертных оценоксостоит в получении и обобщении ответов специалистов на поставленные перед нимивопросы. Чаще всего вопросы относятся к детерминантам преступности * ихпредполагаемому изменению. Дело в том, что детерминанты преступностивзаимодействуют между собой, ослабляя или усиливая свое совокупное влияние.Кроме того, в обществе действуют антикриминогенные факторы, которые такжевступают в сложные отношения не только между собой, но и с криминогеннымифакторами. В то же время отсутствуют точные количественные методики, которыепозволили бы измерить влияние этого сложного взаимодействия криминогенных иантикриминогенных факторов. Интуиция и опыт специалистов оказываются болеедоступными для обработки сведений, хотя процедура опроса экспертов, обработкиинформации, полученной от них, далеко не проста..
Моделирование заключается в конструировании,выборе и познании обладающего нужными свойствами объекта, называемого моделью,которым можно заменить изучаемый объект. В прогностике считается, чтомоделирование представляет собой наиболее обоснованный в научном отношении,точный и эффективный метод прогнозирования. Одновременно признается, что этоособенно сложный и в методологическом плане наименее разработанный способ криминологическогопредвидения. Сложность связана с подбором модели. Можно, например, сравниватьпреступность в странах бывшего социалистического лагеря, которые переживаюттрудный период перехода к рыночной экономике. Но сходства по одному параметру,да еще с трудом поддающемуся квантифицированному описанию, недостаточно длямодельного прогнозирования. Точно так же можно привлечь в качестве моделиобщества, которые пережили войны и после них долго боролись с «синдромомнасилия». Но и они существенно различаются между собой. Достаточно вспомнитьиндейские племена в США с их обрядом очищения воинов, которые таким образомпреодолевали влияние «вьетнамского синдрома» в поведении своих современников. Итем не менее модельное прогнозирование пусть и в усеченном виде, но применяетсяв криминологии.
криминологияпреступность профилактика воздействие
3. Связькриминологии с профилактической деятельностью
С практическойдеятельностью по предупреждению преступности криминологическая наука тесносвязана. Во-первых, Особенная часть криминологии нацелена на выявлениеособенностей отдельных видов преступности и разработку специфических приемов имер по их предупреждению. Во-вторых, регулярно проводятся криминологическиеисследования конкретных вопросов преступности, отдельных групп преступлений иличности преступника с целью формулирования практических предложений посовершенствованию их профилактики. В-третьих, криминологическая науканастойчиво утверждает идею о необходимости криминологической экспертизыважнейших законов в области борьбы с преступностью и правительственных решенийв сфере изменений экономической и социальной политики в стране в целом.
Связь криминологии с профилактической деятельностью ясчитаю целесообразным раскрыть на примере: профилактика осуществляемая участковыминспектором милиции так как, именно эти сотрудники осуществляют охрануобщественного порядка на своем административном участке и все время общаются сразличной категорией населения.
Профилактика преступлений и других правонарушений — вид деятельности участковогоинспектора милиции, осуществляемой в пределах его компетенции, в соответствии сзаконодательством Приднестровской Молдавской Республики и принципами Декларацииправ человека и гражданина, путем проведения мероприятий по предупреждению ипресечению преступлений в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности,всех форм собственности, безопасности общества.
Общая профилактика – это одно из направлений деятельности участкового инспекторамилиции, предполагающее их участие в изучении причин и условий, способствующихсовершению преступлений; информирование руководителей предприятий, учреждений иорганизаций (независимо от форм собственности), иных должностных лиц и граждано формах и методах защиты от преступных посягательств; обеспечение взаимодействияс государственными органами, населением, общественными формированиями,средствами массовой информации по вопросам профилактики преступлений и другихправонарушений; внесение предложений по паспортизации объектов храненияматериальных ценностей, их технической укрепленности; осуществление другихобщепрофилактических мероприятий[6].
 Индивидуальная профилактика – это конкретный виддеятельности участкового инспектора милиции по обеспечению контроля засоблюдением установленных ограничений в отношении лиц, освобожденных из местлишения свободы, осужденных с отсрочкой исполнения приговора, а также другихправонарушителей, определяемых нормативными правовыми актами[7].
Предупреждение преступлений и правонарушений – это деятельность участковогоинспектора милиции по установлению лиц, обнаруживающих намерение совершитьправонарушение либо преступление, и принятие к ним мер с целью не допуститьреализации этих намерений и противоправные действия.
Пресечение преступлений – это деятельность участкового инспектора милиции повыявлению лиц, подготавливающих совершение преступления, и принятие к ним мер вцелях недопущения перерастания приготовительных действий в покушение, апокушения в оконченное преступление.
В целях осуществления перечисленных видов деятельностиучастковый уполномоченный милиции решает следующие задачи:
— выявляет и анализирует причины и условия, способствующиесовершению преступлений, принимает меры по их устранению;
— осуществляет меры по обеспечению безопасности личности,защите частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
— организует проведение правовой пропаганды среди населения;
— привлекает общественность, в том числе общественныеобъединения правоохранительной направленности (народные и казачьи дружины,отряды содействия милиции, охранно-сыскные структуры и др.), к работе попредупреждению преступлений и административных правонарушений;
— информирует население о средствах и способах правомернойзащиты от преступных посягательств;
— устанавливает лиц, подлежащих постановке напрофилактический учет, и осуществляет в их отношении индивидуальнуюпрофилактику, а при необходимости — организует принятие мер пресечения.
В основе деятельности участкового инспектора милиции попредупреждению преступлений и административных правонарушений лежат следующиепринципы:
Законность – это строгое соответствие предупредительной деятельноститребованиям законодательства; применение мер индивидуальной профилактики должноосуществляться при неуклонном соблюдении гарантий прав и законных интересовподучетных лиц.
Комплексность предупреждения – это использование мерпсихолого-педагогического, организационного, правового характера; воздействиена всю совокупность причин и условий, которые       могут способствоватьпереходу конкретного лица на преступный путь или созданию благоприятных условийдля совершения преступлений; сочетание мер общей и индивидуальной профилактики.
Дифференциация мер воздействия (убеждения и принуждения) ииндивидуальный подход – это учет в предупредительной деятельностиособенностей личности, динамики изменения ее поведения, определяющейиспользование предупредительных мер на возможно более раннем этапевозникновения ситуаций, создающих угрозу совершения противоправных деяний.
Неотвратимость наказания за совершенные преступления и правонарушения,исключающая возможность совершения конкретным лицом новых противоправныхдеяний.
Эффективность профилактической деятельности участковогоинспектора зависит от изучения объектов профилактического воздействия. Безтакого изучения всякая профилактика окажется нецеленаправленной ималоэффективной. „Чтобы действовать с какими-либо шансами на успех,- писалК.Марке, — надо знать тот материал, на который предстоит воздействовать“.
Основной объект профилактики правонарушений составляетпричины и условия, способствующие их совершению. Успешное выявление этих причини условий зависит от понятия их как социальных явлений.
Исходя из марксистско-ленинской диалектики, в реальном миресоциальные явления и процессы, порождающие другие явления, разделяются напричины и условия.
Причина — это явление, непосредственно обуславливающее, порождающее другоеявление — следствие. Между ними существует глубокая связь и взаимозависимость.Однако, причина не может вызвать следствие без комплекса необходимых для этогоусловий[8].
Условия — это такие явления, которые необходимы для наступления следствия, носами по себе его не порождают. Они независимы от причин, но создают возможностии способствуют действию причин. Условия могут быть благоприятными,способствующими наступлению следствия и неблагоприятными, тормозящим действие причины.Создавая условия, которые приостанавливают, нейтрализуют действия причины,можно даже пресекать ранее сложившийся ход событий, останавливать действиепричины и создавать новые возможности.
От причин и условий нужно отличать поводт.е. событие, которое способствует проявлению причин, но при обязательномналичии благоприятных для этого условий. Повод не порождает и не определяетследствие, хотя внешняя связь между ними имеется.
Преступность, как социальное явление также имеет свои причиныпреступлений и способствующие им условия и поводы. Рассмотрим эти зависимостина примере совершения кражи чемодана с вещами, принадлежащего гражданину К.,оставленного им без присмотра на привокзальной площади. Поводом здесь можетбыть потребность лица, совершившего кражу, в деньгах. Совершению этогопреступления могли способствовать непосредственные условия: беспечное отношениепотерпевшего к хранению своего имущества, безразличие находившихся рядом счемоданом граждан, отсутствие патрульно-постовых нарядов милиции, НД идр. Непосредственной же причиной кражи в данном случае будут уже ранеесложившиеся антиобщественные взгляды лица, совершившего преступление. Этивзгляды сформировались под воздействием других причин и в способствующих имусловиях.
Таким образом, к причинам правонарушений можноотнести такие явления, которые прямо и непосредственно влияют на формированиеантиобщественных взглядов у отдельных морально неустойчивых лиц. Наиболееобщими из них являются: наличие рецидивной преступности, алкоголизма и наркомании,правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений и среди несовершеннолетних,которые разлагающе влияют на отдельных лиц, ранее подвергавшихся уголовномунаказанию; наличие антиобщественных, корыстолюбивых взглядов и убеждений уотдельных людей, которые оказывают воздействие на формирование антиобщественнойнаправленности у морально неустойчивых, лиц идр[9].
К условиям, способствующим совершению правонарушений,относятся такие явления и процессы, которые не являются основой формированияантиобщественных взглядов личности, но при наличии такого облегчаетсявозможность совершить правонарушение, способствует ему. Такими условиямиявляются: недостатки морального и нравственного воспитания детей в школах и семьях;неудовлетворительная организация культурного досуга молодежи; плохая постановкавоспитательной работы в трудовых коллективах; недостатки в организацииправового воспитания населения; низкая эффективность профилактической работыправоохранительных органов, трудовых коллективов и общественных организаций;плохая организация учета, хранения и охраны государственного и общественногоимущества; недостатки в подборе, расстановке и воспитании кадров, связанных схранением, расходованием и распоряжением материальными ценностями иденежнымисредствами и т. д.
Преступное поведение определяется как формапоэтапноговзаимодействия личности со средой. На первом этапе происходитформирование личности с антиобщественной ориентировкой, на втором этапе — формирование у личности конкретного решения на совершение преступления, натретьем этапе происходит реализация этого решения, т.е. совершение лицомпреступления.
Соответственно этим этапам можно определить три группы причини условий, способствующих совершению преступлений:[10]
— к первой груше относятся причины и условия, которыевлияют на формирование антиобщественной направленности личности. Этонеблагоприятные условия той среды, под воздействием которой формируютсяпреступные мотивы и цели;
— вторую группу составляют условия микросреды, способствующиеперерастанию антиобщественной направленности личности в преступное намерение;
— третья группа объединяет совокупность таких условий,которые способствуют реализации преступного намерения личности в общественноопасное деяние, т.е. в совершение преступления.
Профилактический процесс выявления и устранения причин иусловий, способствующих совершению правонарушений можно разделить на тристадии. На первой стадии выявляются причины и условия, на второй — разрабатываются и принимаются меры по их устранению, на третьей — осуществляется контроль за своевременным и полным их устранением.
Предупреждение и пресечение преступлений и других правонарушений.
Участковый инспектор милиции в целях выявления,предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушенийдолжен[11]:
1. Принимать заявления, сообщения и иную информацию опреступлениях, незамедлительно сообщать о ее получении дежурному по органувнутренних дел и в пределах своих полномочий принимать по ним своевременныемеры, предусмотренные законодательством.
2. Анализировать складывающуюся оперативную обстановку наадминистративном участке и вносить руководству органа внутренних делпредложения по повышению эффективности оперативно-профилактической деятельностиподразделений органа внутренних дел и улучшению координации их деятельности.
3. Осуществлять контроль за своевременным принятием мерруководителями организаций по устранению причин и условий, способствующихсовершению преступлений и административных правонарушений. В случаеневыполнения ими ранее данных рекомендаций докладывать руководству органавнутренних дел для принятия мер.
4. Устанавливать организаторов либо содержателейпритонов для потребления наркотических средств и психотропных веществ, занятияпроституцией, а также лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершениепреступлений и иных антиобщественных действий, в том числе в систематическоеупотребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие проституцией,бродяжничеством или попрошайничеством. Принимать к ним в установленном порядкеи в пределах своей компетенции меры, предусмотренные законодательством.
5. Выявлять на административном участке лиц, незаконноизготавливающих, приобретающих, хранящих, перерабатывающих, потребляющих безназначения врача, пропагандирующих и сбывающих наркотические средства,психотропные вещества и их прекурсоры, а также занимающихся незаконным посевомили выращиванием запрещенных к культивированию наркотикосодержащих растений.Информировать об этом заинтересованные подразделения криминальной милиции ипринимать в установленном порядке и в пределах своей компетенции меры попривлечению таких лиц к ответственности.
6. Осуществлять проверки соблюдения должностными лицами игражданами ПМР установленных Правил регистрационного учета.
7. Вести списочный учет постоянно проживающих наадминистративном участке иностранных граждан и лиц без гражданства, ежемесячноосуществлять проверки их фактического проживания.
8. По письменным запросам паспортно-визового подразделения вотношении лиц, обратившихся по вопросу приобретения гражданства ПМР, проводитьпроверку фактического проживания данных лиц по месту регистрации, а такжеподтверждения их трудовой деятельности. О результатах проверки в месячный срокнаправлять рапорт инициатору запроса.
9. Участвовать в проверках соблюдения гражданами идолжностными лицами на территории административного участка правил храненияогнестрельного оружия и боеприпасов, а также правил хранения организациямивзрывчатых веществ и материалов, законодательства о частной детективной и охраннойдеятельности. При выявлении фактов нарушений информировать об этомзаинтересованные подразделения органов внутренних дел для принятия мер по ихустранению.
10. Привлекать население административного участка,общественные объединения правоохранительной направленности, граждан и частныеохранные предприятия к работе по предупреждению преступлений, проведениюиндивидуальных профилактических мероприятий в отношении лиц, допускающихправонарушения.
11. Проверять на причастность к совершенным преступлениям ранеесудимых лиц, других категорий правонарушителей, состоящих на профилактическомучете, а также жителей административного участка с противоправным поведением.
12. Устанавливать доверительные отношения с гражданами вцелях получения информации, способствующей предупреждению и раскрытиюпреступлений и иных правонарушений, розыску преступников и лиц, пропавших безвести.
13. Выявлять на административном участке лиц, допускающихправонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, потребление наркотическихсредств и психотропных веществ без назначения врача, хронических алкоголиков,психически больных, создающих непосредственную опасность для себя и окружающих.Применять к указанным лицам своевременные меры профилактического, правового имедицинского воздействия в целях недопущения совершения ими преступлений иадминистративных правонарушений.
14. Проводить разъяснительную работу по склонению надобровольное лечение в специальные наркологические учреждения лиц, больныхнаркоманией, а также допускающих потребление наркотических средств ипсихотропных веществ без назначения врача, и хронических алкоголиков,систематически нарушающих общественный порядок, либо ущемляющих законные праваи интересы других лиц на почве систематического употребления спиртных напитков,наркотических средств и психотропных веществ. Оказывать содействие работникамздравоохранения в направлении на добровольное либо принудительное лечениепсихически больных лиц, представляющих опасность для окружающих.
15. Контролировать соблюдение лицами, освобожденными из местлишения свободы, ограничений, установленных для них законодательством, а такжев пределах своей компетенции в установленном порядке принимать участие вконтроле за поведением лиц, осужденных к мерам уголовного наказания, несвязанным с лишением свободы.
16. Выявлять и пресекать преступления, не представляющиеобщественной опасности, в целях предупреждения тяжких и особо тяжкихпреступлений против жизни и здоровья граждан, общественного порядка иобщественной безопасности.
17. Оказывать содействие сотрудникам подразделений по деламнесовершеннолетних органов внутренних дел в выявлении родителей или лиц, ихзаменяющих, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности повоспитанию и обучению детей, а также работников образовательных,воспитательных, лечебных либо иных учреждений, нарушающих права и законныеинтересы несовершеннолетних, совершающих в отношении их противоправныедействия, и по принятию к ним мер в соответствии с законодательством.
18. Выявлять на административном участке лиц; нарушающихустановленные правила торговли, а также лиц, осуществляющих предпринимательскуюдеятельность без регистрации либо без специального разрешения (лицензии).Принимать к ним в установленном порядке и в пределах своей компетенции меры, предусмотренныезаконодательством.
19. Знать места расположения на административном участке иосуществлять периодические проверки автостоянок, гаражных кооперативов, станцийтехнического обслуживания, автосервисов и автомастерских, созданных частнымилицами, в целях выявления угнанного, похищенного или причастного к совершениюпреступлений автотранспорта, а также лиц, занимающихся изменением маркировочныхобозначений.
20. Выявлять на административном участке брошенный,бесхозяйный и разукомплектованный автотранспорт, принимать меры к установлениюего принадлежности, проводить проверку на предмет его нахождения в розыске
Категория лиц, подлежащих индивидуальному профилактическому воздействию со стороны участковогоинспектора милиции.
Участковый инспектор при осуществлении индивидуальнойпрофилактики правонарушений с лицами, состоящими на профилактическом учете,должен:[12]
1. Осуществлять в пределах своей компетенции контроль ипрофилактическую работу со следующими категориями граждан:
— Освобожденными из мест лишения свободы, в отношении которыхустановлены ограничения в соответствии с законом.
— Осужденными к мерам наказания, не связанным с лишениемсвободы.
— Освобожденными от уголовной ответственности понереабилитирующим основаниям.
— Допускающими правонарушения в сфере семейно-бытовыхотношений.
— Хроническими алкоголиками и лицами, больными наркоманией, атакже допускающими потребление наркотических средств и психотропных веществ безназначения врача, из числа состоящих на учете в учреждениях здравоохранения.
— Психически больными лицами, представляющиминепосредственную опасность для себя и окружающих, состоящими на учете вучреждениях здравоохранения.
— Несовершеннолетними правонарушителями, состоящими на учетев подразделениях по делам несовершеннолетних.
2. Выявлять на административном участке лиц, подлежащихиндивидуальному предупреждению совершения ими преступлений и других правонарушений.
3. Собирать, систематизировать и использовать полученную отаких лицах информацию в целях осуществления мер индивидуального предупреждениясовершения ими преступлений и других правонарушений.
4. Применять к профилактируемым лицам меры индивидуальногопредупреждения преступлений в соответствии с принципами и нормами служебнойдеятельности и при наличии соответствующих законодательных оснований.
5. Заводить на лицо, состоящее на учете в органе внутреннихдел, контрольную карточку.
Важным участком работы участкового инспектора милицииявляется предупреждение рецидивной преступности. От участкового инспекторамилиции во многом зависит как будет проходить процесс адаптации в обществелица, освобожденного из мест лишения свободы или снятого с учета спецкомендатуры.Чтобы этот процесс проходил благоприятно, с формированием позитивныхустановок в доведении ранее судимого лица, необходимо создание условий труда ибыта, исключение негативного влияния преступной среды.
Выполнить данную задачу можно лишь при условии полноговыявления и учета ранее судимых лиц.
На основе поступившей из ИТУ (спецкомендатуры) информации оличности ранее судимого, поставленного на учет, а также иных данных, полученныхв ходе непосредственного его изучения, в том числе с помощью сотрудников другихслужб ГОРОВД, участковый инспектор определяет степень рецидивоопасности этоголица, т.е. насколько вероятно совершение им повторного преступления в будущем. Наиболеерецидивоопасных ранее судимых лиц отмечает условным знаком в карточках на профилактируемыхлиц (или выделяет в отдельную картотеку) для проведения с ними интенсивнойкомплексной индивидуально-профилактической работы своими силами, а также спомощью иных служб ГОРОВД, соответствующих государственных органов иобщественных организаций по месту жительства и работы.
При этом участковый инспектор принимает во внимание, чтонаибольшая опасность совершения повторного преступления существует присочетании нескольких, но иногда и при наличии одного, двух нижеследующихотрицательных признаков, если ранее судимое лицо:
а) находясь в пестах лишения свободы, не исправилось,высказывало намерения продолжать преступную деятельность;
б) не работает, живет на нетрудовые доходы;
в) имеет большой преступный опыт, поддерживает отрицательныесвязи;
г) пьянствует,употребляет наркотические или другие одурманивающие средства;
д) было осуждено за преступление, совершенное на почвесемейно—бытовых отношений, конфликтует с членами семьи и соседями.
е) не имеет семьи;
к) допускает нарушения правил административного надзора, иныеправонарушения.
Необходимо также иметь ввиду, что социальная адаптация кновой жизненной обстановке лица, освобожденного из мест лишения свободы, какправило, проходит тем сложнее, чей больший срок наказания отбыт им в условияхизоляции от общества.
В целях обеспечения непрерывного контроля за поведением ранеесудимого лица с высокой степенью рецидивоопасности, закрепления его в трудовомколлективе и оказания активного профилактического воздействия, участковыйинспектор милиции:[13]
1. Обеспечивает ежемесячное поступление информации оповедении ранее судимого лица по месту жительства и работы; использует в этомпомощь администрации и общественности трудового коллектива, работников ЖЭК,уличного и домового комитетов, членов наблюдательной комиссии, совета ОПОП,товарищеских судов, ежеквартально истребует на это лицо характеристики с местаработы и жительства.
2. Устанавливает тесный деловой контакт с советомпрофилактики правонарушений трудового коллектива и советов ОПОП по местужительства. Разъясняет активу советов необходимость постоянного наблюдения заповедением данного лица на производстве, по месту жительства и в сфере досуга,проведения с ним шефской работы: рекомендует наиболее целесообразные формы кметоды контроля за шефской работой с ранее судимыми лицами, оказания шефамметодической и практической помощи; участвует в подготовке материалов дляобсуждения на заседании совета проступков ранее судимых лиц,
3. Совместно с активом советов осуществляет подбор шефов изчисла представителей собственных организаций трудового коллектива, членовсоветов ОПОП или другого общественного формирования по месту жительства.Инструктирует шефов о целях, наиболее приемлемых формах и методахпрофилактического воздействия на данное ранее судимое лицо, необходимостивзаимодействия в этой работе поддерживает сними постоянный контакт,обменивается информацией о поведении профилактируемого, оказывает имнеобходимую помощь.
4. Периодически докладывает руководителю ГОРОВД о недостаткахв работе общественных формирований по предупреждению повторных преступлений состороны конкретных ранее судимых лиц и необходимых мерах по их устранению.
5. По указанию руководителя ГОРОВД осуществляет привод длярегистрации и официального предостережения о недопустимости антиобщественногоповедения ранее судимого лица, не вставшего на путь исправления, допускающегоправонарушения.
6. Ежемесячно проверяет лиц, подпадающих по признакамсудимостей под действие Положения об административном надзоре, по справочнымкартотекам правонарушителей, использует информацию приемников-распределителей,центра по вытрезвлению граждан, дежурных частей ГОРОВД. По каждому факту нарушенияобщественного порядка и правил общежития такими лицами делает нарушителюписьменное предупреждение о необходимости прекращения антиобщественного образажизни и возможном установлении административного надзора. Если это лицо последвух письменных предупреждений продолжает нарушать общественный порядок иправила общежития, вновь принимает меры по привлечению к ответственности идокладывает рапортом начальнику ГОРОВД о целесообразности установления за нимадминнадзора, а также свои предложения об установлении предусмотренныхограничений.
7. С учетом фактического поведения админподнадзорногоопределяет периодичность, но, как правило, не реже одного раза в неделю,посещает его по месту работы или месту жительства, проверяет соблюдение имправил админнадзора и установленных ограничений, правил общежития и трудовогораспорядка дня, паспортных правил; взаимодействует при этом с работниками УР иОБЭП, в этой работе, особенно при посещении поднадзорного по месту жительства,как правило, использует возможности народных дружинников, внештатныхсотрудников милиции, членов совета ОПОП.
8. На инструктажах перед заступлением на дежурство по охранеобщественного порядка патрульно-постовых нарядов милиции, народных дружинников,членов оперативных отрядов, внештатных сотрудников милиции информирует опроживающих на маршруте патрулирования поднадзорных. лицах, при этом: указываетих установочные данные и домашний адрес, по возможности предъявляет ихфотографии, разъясняет правила админнадзора и суть установленных этим поднадзорнымограничений, определяет наиболее вероятные места появления таких лиц,обеспечивает поступление от указанных работников милиции и общественниковнеобходимой информации об поднадзорных, полученной в процессе патрулирования.
9. Исходя из конкретного поведения поднадзорного, вносит нарассмотрение руководителя ГОРОВД:
а) материалы о привлечении к административной или уголовнойответственности лица, систематически нарушающего правила административногонадзора и установленные ограничения, допускающего правонарушения в общественныхместах, в сфере быта;
б) предложения о снятии или введении дополнительныхограничений, продлении или прекращении (по согласованию с работником уголовногорозыска) административного надзора.
О прекращении надзора в отношении особо опасного рецидивистаготовит информацию для направления в ИЦ УВД.
10. После прекращения административного надзора продолжаетобеспечивать (до окончания трехлетнего срока со дня освобождения данного лицаиз мест лишения свободы) контроль за его поведением и образом жизни, приниматьдругие меры профилактического характера.
Активная,целенаправленная работа участкового инспектора милиции в отношении каждогоранее судимого лица, состоящего на профилактическом учете, предусматриваетосуществление периодического анализа выполненной профилактической работы иоценку достигнутых результатов. На этой основе участковый инспектор планирует вотношении них дальнейшие мероприятия. При совершении состоящим напрофилактическом учете повторного преступления, участковый инспектор долженопределить, какие мероприятия профилактического характера в необходимых случаяхне были выполнены, реализованы несвоевременно или с ненадлежащим качеством исделать соответствующие выводы, которые необходимо использовать в своейдальнейшей работе с ранее судимыми лицами.
Научно-исследовательской лабораторией МВД РФ им. Ф. Э.Дзержинского разработана прогнозно-профилактическая методика в виде Карты учетаинформации на подучётного. Ее многократное испытание в органах внутренних делотносительно профилактируемых лиц, состоящих на учетах участковых инспекторовмилиции, позволило уточнить действительное число подучётных, «расчистить» ихсостав более чем на одну треть; изучить каждого из них в рациональных пределах,необходимых для прогноза его поведения; путем прогноза выделить лиц снезначительной вероятностью совершения преступления; относительно которыхпрофилактическое воздействие, по существу, не вызывается необходимостью (околополовины состоящих на учете), и подучетных с высокой вероятностью преступногоповедения, требующих повышенного внимания и интенсивной профилактики; наметитьв отношении последних соответствующие прогнозу целенаправленныепрофилактические меры; за счет их полного осуществления добиться резкогоувеличения количества исправившихся профилактируемых, а также сокращениясовершенных этой категорией новых преступлений[14].
Проведение профилактических мер нам показывает что уровеньпреступности по отношению к прошлым годам значительно упало это видно из:доклада Министра МВД ПМР на Коллегии МВД ПМР за 2006г. Решение Коллегии МВДПМР.
Так, оценивая криминогенную обстановку, необходимоотметить, что с 2002 года на территории республики продолжает сохранятьсяустойчивая тенденция к снижению регистрируемой преступности.
Посостоянию на 31 декабря 2006 года правоохранительными органами ПМР былозарегистрировано 6907 преступлений, что на 4,0% меньше, чем в 2005 году.
Реальностьснижения подтверждается сокращением числа таких общественно опасных видовпреступлений, как убийства с покушением (-14,3%), изнасилования с покушением(-5,0%), разбойные нападения (-25,0%), грабежи (-28,9%).
РуководствоМВД ПМР осознает, что не все преступления попали в сферу внимания органоввнутренних дел ввиду латент-ности преступности, но тем не менее считает, чторегистрируемый массив преступных посягательств отражает главные особенностисостояния и тенденции развития криминальной обстановки в республике. При этомособое внимание нами уделяется контролю за полнотой регистрации и последующимрассмотрением сообщений граждан о совершенных преступлениях, а такжеискоренению из практики случаев укрывательства информации о преступлениях.
С этойцелью второй год подряд Министерством внутренних дел ПМР проводится изучениеобщественного мнения о деятельности ОВД. Опрос 2007 года показал, чтоколичество граждан, положительно оценивающих деятельность ОВД, возросло на +6%и составило 63,2%. Наиболее высокий процент доверия сотрудникам милициивыразили жители Каменского (87%), Слободзейского (75%) и Рыбницкого (68%)районов. Неудовлетворительную оценку деятельности ОВД выставили 12,8%опрошенных граждан, что лучше показателя прошлого года на -8,6%. Значительноулучшили показатели по этой позиции сотрудники УВД г. Тирасполь (-25,4%), УВДг. Бендеры (-9,6%) и Рыбницком ОВД (-11,4%).
Овозросшем доверии к ОВД говорит и то, что 73,2% респондентов за защитой своихправ и законных интересов обратятся в ОВД. В прошлом году этот показательсоставил 64,7%.
При этомследует признать, что положение дел с преступностью остается сложным.
В 2006году в совершении преступлений (из числа расследованных) участвовало 5174человека, из которых 3902 или 75% — совершили преступление впервые, 3208человек (62,0%) — не имели постоянного источника дохода.
Несмотряна существенное сокращение преступлений, совершенных подростками (на 18,0%),криминальный потенциал их остается значительным. Так, ими совершено 757преступлений, а это практически каждое 7-ое преступление в республике.
Как ираньше, общую мотивацию преступности определяла корыстная направленность. Вструктуре зарегистрированных преступлений практически половину (45%) составляютпосягательства против собственности, в том числе 33% — кражи.
На 1,8%сократилось число преступлений, совершенных в общественных местах, в том числена 0,6% — на улицах, вместе с тем ситуация в городах и районах республикидалека от идеальной, а в Рыбницком ОВД допущен рост (с 23 до 72преступлений).
Результатыборьбы с преступностью традиционно оцениваются с учетом уровня раскрываемостипреступлений. По состоянию на 31 декабря 2006 года общая раскрываемостьпреступлений возросла на 4,5% и составила 78,6%.
Улучшилась       раскрываемостьтяжких (+5,7%) и особо тяжких (+3,2%) преступлений.
Показательраскрываемости возросво всех горрайорганах внутренних дел. Так, в УВД г. Бендеры общаяраскрываемость увеличилась на +2,4%, Слободзейском РОВД на +2,9%,Григо-риопольском РОВД на +8,8% и т.д. Исключение составляет лишь ДубоссарскийРОВД, где данный показатель остался на уровне прошлого года, составив 74%, чтоявляется ниже среднереспубликанского показателя на — 4,6%.
Переходяот общей оценки криминальной обстановки к вкладу каждой службы, следуетотметить, что одним из ведущих направлений нашей деятельности является борьба сорганизованной преступностью.
Втечение 2006 года сотрудниками УБОПиК МВД ПМР были разобщены 8 преступныхгруппировок, действующих на территории республики.
Выявленыи задокументированы факты вывоза в Турцию для занятия проституцией жительницыГригориопольского района и попытки приобретения несовершеннолетней девушкитакже для последующей отправки ее за границу[15].
Такжебыл выявлен факт хищения путем мошенничества денежных средств в сумме 102000долларов США, предназначенных на оплату обучения детей-инвалидов, работникомМинистерства просвещения ПМР.
По линииБЭП за 12 месяцев 2006г. выявлено 986 преступлений, что на 11,3 больше, чем зааналогичный период 2005г. Из общего числа выявленных преступлений сотрудникамиБЭП горрайорганов выявлено 788 преступлений, что на 9,3% больше.
Участковымиинспекторами милиции в 2006г. раскрыто 909 преступлений, что на 76 преступленийменьше, чем в 2005году.
Исходяиз этих статистических данных в дальнейшем даются указания начальникамподразделений и происходит дальнейшее планирование их деятельности:
— УБОПиКМВД ПМР выработать и провести комплекс мер по разобщению действующихорганизованных преступных группировок и привлечению членов ОПГ к уголовнойответственности. Совместно с МГБ ПМР организовать проведение ОРМ по выявлению,документированию и пресечению фактов незаконного оборота оружия, боеприпасов ивзрывчатых веществ. Особое внимание обратить на активизацию работы по сборудоказательств вины и установление лиц, причастных к заказным убийствам.
— УУРМВД ввести в действие и спланировать исполнение «Комплексной программыпротиводействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на2007-2011гг.».
— УБЭППМР организовать и провести комплекс оперативно-профилактических мероприятий,направленных на пресечение фальшивомонетничества; получения взяток должностнымилицами; действия лиц, занимающихся незаконной предпринимательскойдеятельностью, легализацией денежных средств, добытых преступным путем, созданиемлжепредприятий.
— СУ МВДактивизировать работу по УД по фактам ДТП со смертельным исходом.
— УМОБактивизировать профилактическую работу с несовершеннолетними, а также с лицами,находящимися под административным надзором.   

Заключение
 
Рассмотрев такую темукурсовой работы как: Функции криминологической науки. Связь криминологии спрофилактической деятельностью, и осветив такие вопросы как: понятие и предметкриминологии её задачи как науки, функции криминологической науки, связькриминологии с профилактической деятельностью, можно сказать, что:криминология, является общетеоретической наукой о преступности, и имеетнепосредственное практическое значение.
Криминология весьмапрактическая наука. Она дает в руки тех, кто этого хочет, и понимание проблемыпреступности в целом, и понимание того, что общество может в борьбе с ней,какими средствами оно обязано пользоваться, как заниматься законотворчеством сучетом состояния, характера, структуры преступности, какие меры в борьбе спреступностью первичны, какие вторичны, каково место правоохранительных органовв борьбе с преступностью, кто же такие преступники, что первично в борьбе спреступностью – закон и наказание или меры экономического, социального,воспитательного плана и т.п.
Я считаю что задачи и вопросыпоставленные передо мной в данной курсовой работе я осветил целиком иполностью.

Списокиспользованной литературы
 
1. Конституция ПМРот 24.12. 94
2. Уголовный         кодекс ПМР от 22. 07. 2002
3. Закон ПМР “Омилиции” от 18 июля 1995 г
4. Приказ МВД ПМР №25 от 21 января 2003 г. ’’Об утверждении и введении в действие ’’Положения опрохождении службы в ОВД ПМР’’.
5. Приказ № 80 от 24февраля 2004 г. “Об утверждении Инструкции об организации деятельностиучасткового инспектора милиции”.
6. Приказ МВД ПМР №64 от 11 марта 1996 г. ’’Об утверждении Устава патрульно-постовой службымилиции общественной безопасности ПМР’’.
7. «Криминология» В.Д. Молков М; Юстицинформ 2004
8. «Криминрлогия» А.И. Долгова М; Норма- инфра-М 2004
9. «Криминология»С.ю Е. Вицин, В. А. Уткин М; 2001г
10. «Криминология» В.М. Бурменов, Н. М. Кропочев С.- Петербург 2002
11. «Криминология» Г.Ф. Хохренов М; Юрист 2002
12. «Криминология» Г.Г. Шиханцов М; Зерцало 2001
13. «Криминология»(конспект лекций) М; 2003
14. «Криминология» С.М. Иншаков М; 2000
15. Бурлаков В.Н.,Кропачев Н.М. Криминология. Учебник. С.-П.2005г.
16. Криминология подредакцией В. Н. Кудрявцева Москва 1995г
17. Криминология Конспектлекций Москва 2005г
18. Криминология подред. Долговой А. И. Москва2005г
19. Кузнецова Н.Ф.Криминология. М.2005г.
20.Алексеев А.И. Криминология. Курс лекций. М.2004г.
21. Чуфаровский Ю.В. Криминология ввопросах и ответах. М.2001г.
22. Антонян Г.А. Криминология. М. 2005г.
23. Каменщик В.С., Щербина А.В.Организационно-тактические основы работы участкового инспектора милиции наобслуживаемом участке. Методические рекомендации. Часть 1. г. Запорожье, 1990 г.
24.Черепанов В.В. ’’Организация деятельности участкового уполномоченногомилиции’’, -М. 2002 г.
25. Доклад Министра МВД ПМР на Коллегии МВД ПМР за 2006г.Решение Коллегии МВД ПМР


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.