Федеральноеагентство по образованию Российской Федерации
ГОУ ВПО
«МОСКОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.А.ШОЛОХОВА»
Уфимскийфилиал
КУРСОВАЯРАБОТА
подисциплине: «Правовые основы государственного и муниципальногоуправления»
на тему:«Экологическая экспертиза и предупреждение негативного воздействия наокружающую среду».
Выполнила:
студентка 3курса
очногоотделения
факультетаСПО
спец. «ГМУ»,гр.3/9
ШайхлисламоваАльмира.
Проверила:
ст. преп.,доцент, к.и.н.
НуртдиноваЗ.Н.
УФА – 2008
План:
Введение
1. Экологическаяобстановка в России как обоснование необходимости охраны окружающей среды
2. Экологическаяполитика и экологическое законодательство РФ
3. Экологическаяэкспертиза, оценка воздействия на окружающую среду и экологическое аудирование
3.1. Государственная ЭЭ
3.2. Общественная ЭЭ
3.3. Государственный экологический контроль
4. Экономическоестимулирование рационального природопользования и охраны окружающей среды
Заключение
Библиография
Введение
Одним из важнейшихфакторов в жизни человека является экологическая обстановка. Человек, наблюдаяприроду и присущую ей гармонию, невольно стремился внести эту гармонию в своюжизнь. Это желание стало особенно острым лишь сравнительно недавно, после тогокак сделались очень заметными последствия неразумной хозяйственнойдеятельности, приводящие к разрушению природной среды. А это в конечном итогеоказало неблагоприятное влияние на самого человека.
Современная эпоха имеетмножество эпитетов: электронная, космическая, ядерная. Сегодня за ней все чащезакрепляется определение «эпоха глобальных проблем». В этом названии —свидетельство растущей взаимозависимости всех стран нашего противоречивогомира.
Глобальные проблемы —проблемы, касающиеся всего человечества. Они затрагивают взаимоотношения междустранами мирового сообщества, отношения между обществом и природой, вопросысовместного решения ресурсообеспеченности. К их числу относятся прежде всего:
· экологическаяпроблема, связанная с разрушением природной среды;
· энергетическая исырьевая проблемы, вызванные ограниченностью минерально-сырьевых и другихприродных ресурсов планеты;
· проблемы Мировогоокеана, связанные в первую очередь с уменьшением его биологической продуктивностии загрязнением и др.
Экологическая проблемакак неизбежный результат производства и потребления, сопровождает общественноеразвитие на всем его протяжении. Для того чтобы предотвратить экокризис,необходимы: новое мировосприятие, новая система ценностей, новая философия,новый образ жизни и программа конкретных действий на всех уровнях.
В России до второйполовины 80-х годов решения по развитию и размещению производительных силпринимались практически без учета экологических факторов. В связи с этим кконцу XX века в стране возникла напряженная экологическая обстановка, а вотдельных районах и городах создалось кризисное, а подчас и катастрофическоеположение. В ряде мест необратимая деградация окружающей среды зашла стольдалеко, что они стали непригодными для жизни и хозяйственной деятельности.
Спад производства в 90-хгодах в базовых отраслях экономики не дал заметного снижения фоновойэкологической нагрузки в промышленных центрах, городских агломерациях.Увеличивается рост аварийности из-за стрессовых нагрузок (невыплата зарплаты,угроза безработицы), оттока квалифицированных кадров (из районов КрайнегоСевера, зон нестабильности), трудностей с обновлением оборудования (особенноимпортного), что ухудшает экологическую обстановку.
Актуальность темыопределяется тяжелым состоянием окружающей среды в России и необходимостьюобеспечения экологической безопасности населения.
Оздоровлениеэкологической обстановки в Российской Федерации затрагивает интересы каждогогражданина нашей страны и относится к наиболее острым проблемамжизнеобеспечения населения. Экологическая ситуация в России остается тревожнойи сопровождается ухудшением основных показателей здоровья населения, особеннодетей раннего возраста, снижением средней продолжительности жизни и ростомсмертности. Среди факторов, оказывающих негативное воздействие на здоровьенаселения, экологический — стал одним из наиболее значимых.
Цель работы – определитьмеханизмы осуществления экологической экспертизы в России.
Курсовая работа состоитиз введения, 4 глав и заключения.
1. Экологическаяобстановка в России как обоснование необходимости охраны окружающей среды
Все доступные данныесвидетельствуют о том, что экологическая обстановка в России – самаянеблагополучная на земном шаре. В период гласности по меньшей мере 200 городовРоссии были признаны экологически опасными для здоровья населения вследствиезагрязнения воздуха и вод. По программе «грязные города» около 30 городов былиотобраны для очистки от загрязняющих отходов производства, но эффект оказалсяминимальным. Ежегодно в районе Норильска, где сосредоточены богатейшиеместорождения полиметаллических руд, в окружающую среду выбрасывается 2 млн. тдиоксида серы, почти 2 млн. т оксида меди, 19 млн. т закиси азота, почти 44тыс. т свинца и огромное количество других опасных для здоровья человекавеществ. Продолжительность жизни в этом районе самая низкая в России. В однойиз местных больниц, по данным за шестилетний период, 90% пациентов страдалиразличными заболеваниями легких. Эти болезни плохо поддаются лечению в условияхслабой и устаревшей системы здравоохранения.
Завод по переработкеникелевых руд в городе Никель на Кольском п-ове настолько сильно загрязняетокружающую среду, что соседняя Норвегия предложила выделить средства на заменуустаревшего оборудования. В советское время было засекречено до 50 ядерныхпредприятий, и только в 1994 выяснилось, что многие местности зараженырадиоактивными отходами. Взрывы отходов производства атомного оружия вЧелябинской области (1957) и атомного реактора Чернобыльской АЭС близ Киева(1986) привели к радиоактивному заражению обширных территорий. Нередки случаиаварий на нефте- и газопроводах. Широко распространено загрязнение вод стокамипромышленных и сельскохозяйственных предприятий. В 1990-х годах в Россиинеоднократно отмечались вспышки холеры из-за плохой очистки воды.
Россия, где насохранившиеся сплошные массивы ненарушенных экосистем приходится почти 65%площади страны (11 млн. км2), имеет ключевое значение для глобальнойэкодинамики. Вместе с некоторыми прилегающими территориями этот массив образуеткрупнейший в мире Северный Евразийский центр стабилизации окружающей среды,значение которого для восстановления биосферы Земли будет все большевозрастать.
Однако 15% территорииРоссии (по площади больше, чем Западная и Центральная Европа, вместе взятые),на которой сосредоточена основная часть населения и производства, находится внеудовлетворительном экологическом состоянии, экологическая безопасность здесьне гарантирована. При этом удельные показатели негативных воздействий наокружающую среду в расчете на душу населения и единицу валового внутреннегопродукта в России являются одними из самых высоких в мире.
Все это подтверждаетнеобходимость ведения экологической политики, как инструмента предупреждениянегативного воздействия человека на окружающую его среду.
2. Экологическаяполитика и экологическое законодательство РФ
Государственнаяэкологическая политика Российской Федерации в области природопользованиядолжна быть направлена на реализацию закрепленных в Конституции страны правграждан на благоприятную окружающую среду, прав будущих поколений напользование природно-ресурсным потенциалом в целях поддержания устойчивогоэкономического развития, а также на решение текущих социально-экономическихзадач в неразрывной связи с осуществлением необходимых мер по защите иулучшению окружающей среды, сбережению и восстановлению естественных ресурсов.Ее стратегическая цель — обеспечение неистощимого рационального использования иохраны всего комплекса природных ресурсов, реализация права настоящего ибудущего поколений людей на благоприятную среду обитания, создание основыперехода к устойчивому развитию и обеспечение экологической безопасностиРоссии.
Исходя из этой цели,можно выделить следующие важные направления экологической политики РоссийскойФедерации в области природопользования:
1. Государственноерегулирование использования природных ресурсов и охраны окружающей среды,которое должно включать совершенствование правовых и экономических рычаговприродопользования, поддержку внедрения ресурсо- и энергосберегающихтехнологий, развитие сети особо охраняемых природных территорий, организациюэффективного государственного и общественного контроля за исполнениемприродоохранного законодательства.
2. Сохранениежизнеобеспечивающих функций гео- и экосистем на основе поддержания такихантропогенных нагрузок, при которых масштабы изъятия возобновляемых ресурсовне превышают скорость их возобновления, а темпы использования невозобновимыхресурсов соответствуют темпам разработки их устойчивой возобновляемой замены.
3. Приоритет охраныздоровья нынешнего и будущих поколений людей от неблагоприятного воздействияантропогенных факторов, последовательное достижение на каждой конкретнойтерритории качества среды обитания, отвечающего не только принятым сегоднясанитарно-гигиеническим нормам, но и той системе оценок, которая учитывала быгенетическое здоровье населения.
4. Приоритет вопросовохраны окружающей среды и устойчивого развития в разработке и принятииполитических и экономических решений; поддержание экологической безопасностигосударства как важнейшего элемента национальной безопасности РоссийскойФедерации, включая предотвращение возможных опасных последствий при развитии иразмещении производительных сил в процессе природопользования.
5. Восстановление свойстви функций гео- и экосистем, нарушенных в результате хозяйственной деятельностичеловека, для улучшения экологического состояния среды и рационального использованияих природно-ресурсного потенциала.
Реализации перечисленныхнаправлений экологической политики должно способствовать формированиеэффективной системы органов государственного управления в областиресурсопользования и охраны окружающей среды.
Российская Федерацияосуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды пообщепризнанным принципам и нормам международного права и положениям международныхдоговоров РФ.
Одной из причиннегативных экологических тенденций в России является несовершенство правовогоинструментария. Его отличают фрагментарность и непрямой характер действия, чтовкупе с частыми перестройками природоохранительных органов не способствуетулучшению качества окружающей среды. Понятно, что усилия, предпринятые вкакой-то области права (совершенствование уголовной ответственности заэкологические преступления, законодательства об административных правонарушениях,экологическое страхование, экологическое лицензирование), вряд ли окажутсядолговременно эффективными. Но их полезность возрастет многократно, есликаждое такое усилие будет являться составной (и непротиворечивой) частьюнекоего механизма, работающего на одну цель — поддержание благоприятногокачества окружающей среды.
Каждое экологизированноеправовое предписание Уголовного кодекса Российской Федерации, документов обэкологическом аудите, планировании, нормировании должно быть не просто нужнымсамо по себе и ситуативно правильным, но и вписанным как составная часть вмеханизм управления качеством окружающей среды.
Правовые основыгосударственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающиесбалансированное решение социально-экономических задач, сохранениеблагоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсовв целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепленияправопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологическойбезопасности, определяет Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от10.01.2002 № 7-ФЗ. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества иприроды, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности,связанной с воздействием на природную среду, в пределах Российской Федерации, атакже на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.
Федеральный закон «Обохране окружающей среды» является базовым законом, на основании которогостроится все природоохранное законодательство Российской Федерации.
Правовые отношения вобласти охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности,рационального природопользования определены в действующих законах, которыеусловно можно разбить на четыре группы: общие законопроекты (ФЗ «Об охранеокружающей среды», ФЗ «Об экологической экспертизе» и др.), блок законопроектовпо экологической безопасности, блок законопроектов по радиационной безопасностинаселения, блок законопроектов по природным ресурсам.
С 1 января 1997 г. действует Уголовный кодекс Российской Федерации, в котором в гл. 26 рассмотрены вопросыэкологических преступлений.
С 1 июля 2002 г. на территории Российской Федерации вступил в действие новый Кодекс Российской Федерации обадминистративных правонарушениях. Вопросы защиты окружающей среды затронуты вгл. 7 «Административные нарушения в области охраны собственности» и гл. 8«Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды иприродопользования» Кодекса Российской Федерации об административныхправонарушениях.
3. Экологическая экспертиза(ЭЭ), оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическое аудирование(ЭА)
Экологическая экспертизаи ОВОС являются одними из методов управления природопользованием и охранойокружающей среды. Разграничим эти и другие понятия.
Закон РоссийскойФедерации “Об экологической экспертизе” определяет экологическую экспертизу(ЭЭ) как “установление соответствия намечаемой хозяйственной и инойдеятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализацииобъекта экологической экспертизы”. При этом в действующем российскомзаконодательстве существует определение понятия “государственная экологическаяэкспертиза” (ГЭЭ), содержащееся в ст. 35 и 36 Закона “Об охране окружающейприродной среды”: «государственная экологическая экспертиза являетсяобязательной мерой охраны окружающей природной среды, которая проводится сцелью проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности экологическойбезопасности общества, предшествующей принятию хозяйственного решения,осуществление которого может оказывать вредное воздействие на окружающуюприродную среду». Комментарий к данному закону определяет экологическуюэкспертизу как “организационно-правовую форму предупредительного контроля и…самостоятельный вид управленческой деятельности”, а эколого-правовой словарь,прилагаемый к Комментарию, добавляет к определению "… предварительнуюпроверку соответствия хозяйственных проектов, предпроектной документации,программ, изделий, материалов, сырья, продукции, стандартов и иных веществ…решений требованиям экологической безопасности и охраны окружающей среды(ОС)".
Пока единственныйдействующий российский нормативный документ, регламентирующий ОВОС ‑Положение «Об оценке воздействия на окружающую среду в РоссийскойФедерации» (утв. приказом Минприроды России от 18.07.94 г. № 222),определил оценку воздействия на окружающую среду как «процедуру учетаэкологических требований законодательства РФ при подготовке и принятии решенийо социально-экономическом развитии общества… с целью выявления и принятиянеобходимых и достаточных мер по предупреждению возможных неприемлемых дляобщества экологических и связанных с ними социальных, экономических и другихпоследствий реализации хозяйственной или иной деятельности».
На первый взгляд похожиедруг на друга понятия имеют и некоторые смысловые различия.
1. ОВОС ‑ это«процедура учета» экологических требований (или обоснование ‑информационная мера) при подготовке оптимального решения (в ходепроектирования), то ЭЭ ‑ «установление соответствия» этимтребованиям уже готового проекта… и «определение допустимости»принятия решения о его реализации (т.е. разрешение ‑ административнаямера).
2. ОВОС по своей сутиявляется процессом исследования воздействия проектируемой деятельности ипрогноза его последствий для окружающей среды и здоровья человека, в то времякак экологическая экспертиза (прежде всего, государственная ЭЭ) являетсяпроцессом предварительной контрольной проверки принимаемых хозяйственныхрешений на соответствие требованиям экологического законодательства.
3. Целью ОВОС является«выявление и принятие» (т.е. разработка) необходимых природоохранныхмер, в то время как цель ЭЭ ‑ «предупреждение» (т.е. запрет)неблагоприятных воздействий, несмотря на принятые (или нет) в результате ОВОСпрофилактические меры.
Не имеющее поканормативно-правового закрепления, понятие «экологическое обоснование»(ЭО) определяется специалистами Госкомэкологии (Минприроды) РФ как совокупностьдоводов (доказательств) и научных прогнозов, позволяющих оценить экологическуюопасность намечаемой хозяйственной и иной деятельности для экосистем и человека(вариант: «доказать допустимость вероятного воздействия намечаемойдеятельности на окружающую природную среду»). Очень похожее на ОВОС,экологическое обоснование в ещё большей степени, чем экологическая оценка,нацелено на проектную деятельность, фактически являющееся его составной частью(часто даже предшествует ей).
Рассматриваяорганизационный ряд («жизненный цикл проекта»): обоснование ‑проектирование ‑ экспертиза ‑ решение о реализации, можно довольноточно указать место каждого из выше определяемых мероприятий. Так,экологическое обоснование ‑ предваряет проектирование, являясь егоначальной стадией; ОВОС (экологическая оценка) ‑ или входит как составнаячасть в проект, или проводится параллельно проектированию, подготавливаяматериалы для экспертизы; экологическая экспертиза, в свою очередь, завершаетпроектную стадию, подготавливая решение о возможности (или невозможности)реализации проекта. Существует и ещё одно мероприятие, выходящее за рамкипроектной стадии жизненного цикла хозяйственной деятельности, относящееся уже кего реализации, т.е. действующему объекту. Речь идет об экологическомаудировании.
Стремительно вторгающеесяв российскую практику, новое для нас экспертное мероприятие, выходит за рамкине только проектной стадии, но и меры чисто экологической направленности. Такжене имея нормативно-правового закрепления в российском экологическомзаконодательстве, «экологическое аудирование» (ЭА) по-разному определяетсяотечественными специалистами, в частности:
как объективный независимыйанализ, оценка разработка соответствующих рекомендаций и предложений пофактическим результатам любой экологически значимой деятельности;
как предпринимательскаядеятельность..., заключающаяся в сборе и оценке информации обэколого-экономическом положении аудируемого предприятия....
Устоявшегося определенияЭА не существует и за рубежом. Используется целый ряд терминов, обозначающихсходные с экологическим аудитом процедуры: оценка эксплуатации, обзорнаяоценка, экологическая ревизия, проверка соответствия экологическим требованиями т.д. (audit, review, survey, surveillance, assessement). Наиболее частоприводят два определения ЭА:
инструмент управления,охватывающий систематическую, документированную, периодическую и объективнуюоценку того, насколько соответствует организационная система… ифункционирование оборудования экологическим целям, что предполагает усилениеконтроля..., а также оценку соответствия деятельности производстваэкологической политике компании, включая и соответствие нормативнымтребованиям...;
систематическая,документированная, периодическая и объективная оценка регулируемых субъектамиэксплуатации объектов и деятельности в соответствии с экологическимитребованиями.
По своей сути ЭА являетсяни чем иным, как эколого-экономической экспертизой послепроектной стадиижизненного цикла действующего объекта (хозяйственной деятельности).
В самое последнее время вРоссии появился ещё один термин, в рамках которого делается попытка объединитьвсе выше перечисленные эколого-экспертные мероприятия, учитывающиеэкологический фактор на всех этапах хозяйственной деятельности. Это предложеноназывать «экологическим сопровождением хозяйственной деятельности»(ЭСХД). По другому, более точным будет не «экологическоесопровождение». а «экологическое регламентирование хозяйственной деятельности»(ЭРХД).
Из всего многообразияпредставленных понятий в рамках данной работы обсуждается только экологическаяэкспертиза, так как именно она юридически закреплена в российскихнормативно-правовых документах. Экологическая экспертиза бывает двух видов:государственная (ГЭЭ) и общественная (ОЭЭ).
3.1. Государственнаяэкологическая экспертиза (ГЭЭ)
Экологическая экспертиза— установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельностиэкологическим требованиям и определение допустимости ее осуществления в целяхпредупреждения возможных неблагоприятных воздействий на окружающую природнуюсреду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий. Порядокорганизации и проведения экологической экспертизы определен Федеральным законом«Об экологической экспертизе».
Экологическую экспертизумогут проводить государственные структуры и общественные организации. В томслучае, когда экологическая экспертиза организуется и проводится специальноуполномоченными государственными органами, она называется ГЭЭ.
Специальноуполномоченными Правительством РФ государственными органами в областиэкологической экспертизы является некий федеральный орган исполнительной властии его территориальные органы (в настоящее время — МПР России), которые имеютисключительное право на проведение ГЭЭ и осуществляют соответствующие функциичерез свои подразделения, специализированные в области ее организации ипроведения. В соответствии с требованиями Федерального закона «Об экологическойЭкспертизе» ГЭЭ осуществляется на федеральном уровне и уровне субъектовРоссийской Федерации.
Проведение ГЭЭобязательно для всех проектов хозяйственных объектов, а также для планов ипрограмм территориального и отраслевого развития, нормативно-техническихдокументов, законодательных актов и др. Таким образом, она требуется как науровне проектов, так и на уровне стратегических документов.
Проведение ГЭЭрегламентируется Федеральным законом «Об экологической экспертизе», а такжерядом подзаконных актов, уточняющих его положения. В этих положениях определенытребования к охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасностинаселения.
Конкретные требования,учитывающие отраслевую и ведомственную специфику, отражены в многочисленныхнормативных документах, рассматривающих экологические вопросы припроектировании и строительстве различных объектов, в том числе охранывоздушного бассейна, поверхностных и подземных вод, почв и недр, растительногои животного мира, природно-культурного наследия и пр.
Общие требования к ОВОС,проводимой заказчиком, определяются рамочным «Положением об оценкевоздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду вРоссийской Федерации».
Эти требования развиты вболее поздней редакции Федерального закона «Об охране окружающей среды» от10.01.2002 № 7-ФЗ и конкретизируются в многочисленных нормативно-правовыхактах (Земельном, Лесном, Водном и Градостроительном кодексах, законах, УказахПрезидента РФ и постановлениях Правительства РФ, приказах министерств иведомств, ГОСТах, СНи-Пах, других нормативных актах). Перечисленные документыне только формулируют различные требования к намечаемой деятельности и еевоздействию на окружающую среду, но и к порядку принятия тех или иных решений,аттестации методик расчетов и т.д. Приказом Госкомэкологии России от 25.09.97 №397 утвержден подробный «Перечень нормативных документов, рекомендуемых киспользованию при проведении государственной экологической экспертизы, а такжепри составлении экологического обоснования хозяйственной и иной деятельности».
Законодательствомопределено, что экологическая экспертиза основывается на следующих принципах:
· презумпциипотенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и инойдеятельности;
· обязательностипроведения ГЭЭ до принятия решений о реализации объекта экологическойэкспертизы;
· комплексностиоценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и инойдеятельности и его последствий;
· обязательностиучета требований экологической безопасности при проведении экологическойэкспертизы;
· достоверности иполноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
· независимостиэкспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий вобласти экспертизы;
· научнойобоснованности, объективности и законности заключений экологическойэкспертизы;
· гласности,участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;
· ответственностиучастников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию,проведение, качество экологической экспертизы.
Государственнаяэкологическая экспертиза, в том числе повторная, проводится при условиисоответствия формы и содержания представляемых заказчикам материаловтребованиям Федерального закона «Об экологической экспертизе» и других нормативно-правовыхдокументов, установленному Правительством РФ порядку проведения.
Документация, предметэкспертизы анализируются экспертной комиссией, формируемой специальноуполномоченным органом. Результатом ГЭЭ является заключение, которое может бытьположительным или отрицательным, причем положительное заключение являетсяодним из необходимых условий для осуществления намечаемой деятельности.
Перечень объектов, длякоторых проведение ГЭЭ обязательно, определяется ст. 11, 12 Федерального закона«Об экологической экспертизе». Этот перечень чрезвычайно широк, охватывает многочисленныевиды документации проектного и стратегического уровней. К тому же ст. 11допускает расширительное толкование, поскольку содержит ссылку на «иные видыдокументации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, которая способнаоказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду».
Наиболее подробно порядокпроведения ГЭЭ регулируется «Регламентом проведения государственнойэкологической экспертизы» (утвержден Приказом Госкомэкологии России от17.06.97 № 280). Регламент определяет порядок представления документации наэкспертизу, порядок формирования и работы экспертной комиссии, разграничениеответственности между экспертами — членами комиссии и специально уполномоченныморганом, порядок утверждения заключения экспертизы и пр.
Участниками (субъектами)ГЭЭ выступают:
· специальноуполномоченный государственный орган, организующий проведение экспертизы (органсистемы Минприроды России);
· экспертнаякомиссия (эксперты), формируемая специально уполномоченным органом попроведению экспертизы;
· заказчикдокументации, подлежащей экспертизе, — предприятие, организация, учреждение, вотношении объектов которого должна проводиться экологическая экспертиза.
Государственнойэкологической экспертизе подлежат все предплановые, предпроектные и проектныематериалы по объектам и Мероприятиям, намечаемым к реализации на территорииРоссийской Федерации, независимо от их сметной стоимости и принадлежности, атакже экологические обоснования лицензий и сертификатов.
Созданию и регистрациипредприятий с иностранными инвестициями, связанных с проведениемкрупномасштабного строительства или реконструкцией, осуществление которыхможет оказывать вредное воздействие на природную среду, должна предшествоватьэкологическая экспертиза на федеральном уровне в случае, когда объеминостранных инвестиций превышает 500 тыс. долл. и на уровне субъекта РоссийскойФедерации в случае меньшего объема инвестиций.
Объектом экологическойэкспертизы является предпроектная, проектная или иная документация, описывающаянамечаемую деятельность. Она должна содержать в своем составе (Федеральныйзакон «Об экологической экспертизе», ст. 14):
· материалы оценкивоздействия на окружающую среду;
· положительныезаключения и (или) документы согласований органов федерального надзора иконтроля с органами местного самоуправления, получаемые в установленномзаконодательством Российской Федерации порядке;
· заключенияфедеральных органов исполнительной власти по объекту государственнойэкологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами изаключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;
· материалыобсуждений объекта экологической экспертизы с гражданами и общественнымиорганизациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.
Анализ сопоставленияобъектов экологической экспертизы на федеральном уровне и уровне субъектаРоссийской Федерации показывает, что объекты экологической экспертизы на федеральномуровне и уровне субъекта Российской Федерации в пределах своей компетенциипохожи. Однако ряд объектов экологической экспертизы присутствует только нафедеральном уровне.
Хотелось бы подчеркнуть,что экологическая экспертиза материалов комплексного экологическогообследования участков территорий, обосновывающего придание этим территориямправового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения,зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации, атакже программы реабилитации этих территорий, проводится только на федеральномуровне.
Также на федеральномуровне проводится ГЭЭ документации по объектам, намечаемая деятельность которыхзатрагивает интересы нескольких субъектов Российской Федерации. Примером являетсядокументация по строительству Балтийской трубопроводной системы (БТС).
Исключительно на уровнесубъекта федерации проводится экологическая экспертиза всех видовградостроительной документации, в том числе:
· схемы и проектырайонной планировки административно-территориальных образований;
· генеральные планыгородов, других поселений и их систем;
· проекты городскойи поселковой административной черты, а также сельских поселений;
· генеральные планытерриторий, подведомственных органам местного самоуправления, а такжеселитебных, промышленных, рекреационных и других функциональных зон;
· проекты детальнойпланировки общественного центра, жилых районов, магистралей городов;
· проекты застройкикварталов и участков городов и других поселений;
· проектырекультивации земель, нарушенных в результате геологоразведочных, добычных,взрывных и иных видов работ.
При проведении экспертизыградостроительной и проектной документации ГЭЭ является одним из элементовгосударственной экспертизы.
Государственнойэкспертизе в Российской Федерации подлежит градостроительная, предпроектная ипроектная документация до ее утверждения, независимо от источников финансирования,форм собственности, принадлежности и стоимости строительства, за исключениемотдельных жилых малоэтажных домов для одной или двух семей с хозяйственнымипостройками к ним, расположенных в сельской местности или пригородной зоне,строительство которых осуществляется за счет средств владельцев, а такжевременных сооружений общей площадью менее 150 м2. Контроль за качеством документации таких построек осуществляется органами местногосамоуправления.
На федеральном уровнегосударственная экспертиза градостроительной, предпроектной и проектнойдокументации проводится:
1) экспертным советом приПравительстве Российской Федерации;
2) главным управлениемгосударственной вневедомственной экспертизы при Государственном комитетеРоссийской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу с участиемследующих федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных напроведение специализированной экспертизы (органы специализированнойэкспертизы):
o МинистерстваРоссийской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям иликвидации последствий стихийных бедствий (государственная экспертиза в областипредупреждения чрезвычайных ситуаций);
o Министерстваприродных ресурсов Российской Федерации (государственная экспертиза в областиохраны окружающей природной среды, использования и охраны водных объектов инедр);
o Министерстватруда и социального развития Российской Федерации (государственная экспертизаусловий труда);
o Федеральногогорного и промышленного надзора России (экспертиза промышленной безопасности ирационального использования недр);
o другихфедеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведениегосударственной экспертизы;
3) федеральными органамиисполнительной власти, уполномоченными на проведение ведомственной экспертизы(органы ведомственной экспертизы) в соответствии с положениями о разграничениифункций по государственной экспертизе и утверждению предпроектной и проектнойдокументации между соответствующими федеральными органами исполнительнойвласти и Государственным комитетом Российской Федерации по строительству ижилищно-коммунальному комплексу.
На уровне субъектовРоссийской Федерации государственная экспертиза градостроительной,предпроектной и проектной документации проводится организациями государственнойвневедомственной экспертизы субъектов Российской Федерации с участиемтерриториальных органов специализированной экспертизы.
Государственнойэкологической экспертизе подлежит раздел «Охрана окружающей среды» объектовэкспертизы федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации соответственно.
Государственнаяэкологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной МПРРоссии для объектов федерального уровня или территориальными подразделениямиМПР России для объектов уровня субъектов Российской Федерации. Результатом еепроведения является заключение государственной экологической экспертизы.Повторное проведение осуществляется на основании решения суда.
Государственнаяэкологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченнымигосударственными органами в области экологической экспертизы.
В настоящее время ГЭЭ нафедеральном уровне проводится Главным управлением природных ресурсов и охраныокружающей среды МПР России, специализированным в этой области. В регионах исубъектах Российской Федерации ГЭЭ организуют и выполняют структурныеподразделения указанного Главного управления (в ранге департаментов илиотделов), осуществляющие возложенные на них полномочия по объектам ГЭЭ наподведомственной территории. Основными задачами отделов ГЭЭ являются:
· участие, впределах своей компетенции, в реализации на подведомственной территориипроводимой МПР России государственной политики;
· обеспечениеорганизации и проведения экологической экспертизы по объектам экспертизы,указанным в ст. 12 Федерального |закона «Об экологической экспертизе», другихправовых актах российской Федерации и субъектов Российской Федерации, дляустановления соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельностиэкологическим требованиям, для определения допустимости реализации объектаэкологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятныхвоздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с нимисоциальных, экономических и иных последствий;
· участие, впределах своей компетенции, в разработке и реализации мер, направленных наобеспечение охраны, оздоровления и Улучшения качества окружающей среды,рационального использования природных ресурсов;
· участие, впределах своей компетенции, в осуществлении комплексной оценки ипрогнозирования состояния окружающей среды и использования природных ресурсов;
· обеспечение, впределах своей компетенции, соблюдения физическими и юридическими лицамиприродоохранного законодательства.
Основания и случайпроведения экологической экспертизы в законодательстве четко не определены. Какотмечают практики, «представляется важным дать более определенное описаниеслучая, не ограничиваясь только перечнем объектов, подлежащих ГЭЭ...».Предлагаются критерии для определения случая ГЭЭ, к числу которых относятся:
· конкретный переченьобъектов (проектов), имеющих нормативно и документировано выраженные требованияпо своему составу и объему;
· решениесоответствующего органа законодательной, исполнительной или судебной власти;
· инициативноерешение самого специально уполномоченного в области ЭЭ государственного органа(органа государственной ЭЭ);
· решение органаместного самоуправления или результаты референдума (опроса — для ОЭЭ),выражающие мнение не менее одной трети голосов граждан, проживающих на даннойтерритории.
Исходя из принциповпрезумпции потенциальной экологической опасности любой деятельности иобязательности ЭЭ, она очевидно должна проводиться во всех случаях по указаннымв законе объектам ‑ на основании представления материалов в экспертизу.Но отсюда не следует прямое основание для её назначения, а только лишькосвенное, определяемое через права и обязанности специально уполномоченныхгосударственных органов в области ЭЭ ¾ это решение соответствующего уровня органауправления. Единственное прямое, законодательно закрепленное основаниепроведения ГЭЭ относится только к повторной экспертизе, которая осуществляетсяна основании решения суда или арбитражного суда (ст. 14) закона “Об ЭЭ”.
На уровне подзаконныхактов (в Регламенте проведения ЭЭ) основания сформулированы следующим образом ‑Государственная экологическая экспертиза проводится на основании:
· порученийПравительства Российской Федерации;
· решений органовгосударственной власти субъектов РФ (для территориальных органов);
· указанийруководства Госкомэкологии России;
· заявлениязаказчика материалов, подлежащих государственной экологической экспертизе;
· решения судебныхорганов соответствующей инстанции;
· в порядкевыборочной проверки проведения государственной экологической экспертизыспециально уполномоченными государственными органами в области экологическойэкспертизы.
Статья 12 этого же законаконкретизирует случаи проведения повторной экологической экспертизы пообъектам, ранее получившим положительное заключение ГЭЭ:
изменения условий природопользованияспециально уполномоченным на то государственным органом в области охраныокружающей среды;
доработка объектов ГЭЭ по замечаниямпроведенной ранее ГЭЭ;
внесение изменений в документациюпосле получения положительного заключения ГЭЭ;
реализация объекта ГЭЭ сотступлениями от документации, получившей положительное заключение ГЭЭ и (или)в случае внесения изменений в указанную документацию;
истечение срока действияположительного заключения ГЭЭ;
Положение «О порядкепроведения ГЭЭ» конкретизирует некоторые нормы Закона в отношениигосударственной ЭЭ, устанавливая, что ГЭЭ организуется и проводится приусловиях:
регистрации представляемых материаловв установленном порядке и предварительной проверки их полноты и достаточности;
оплаты заказчиком в течение 30 днейсо дня получения уведомления о регистрации и при необходимости представления заказчиком вустановленный срок запрашиваемых органом экологической экспертизы материалов;
соответствии материалов установленнымтребованиям;
создания экспертной комиссии иназначения приказом по специально уполномоченному органу в области ЭЭ еёсостава;
назначения тем же приказом срока проведенияГЭЭ (до 4 месяцев, а в исключительно сложных случаях ‑ до 6 месяцев);
выполнения Регламента государственнойэкологической экспертизы;
информирования заинтересованныхорганизаций о её результатах.
Все вышеперечисленныеусловия организации и проведения экологической экспертизы применяются как вслучае государственной, так и ОЭЭ.
Процедура ГЭЭ закрепленаеё Регламентом, описывающим эколого-экспертный процесс. Регламент разработан сцелью установления единых правил проведения государственной экологическойэкспертизы в Российской Федерации и предназначен для использования:государственными органами, организующими государственную экологическуюэкспертизу; экспертами государственной экологической экспертизы; заказчикамиматериалов, подлежащих государственной экологической экспертизе. Регламентрекомендован для общественных организаций (объединений), осуществляющихэкологическую экспертизу.
Государственнаяэкологическая экспертиза проводится за плату. Финансирование государственной ЭЭосуществляется за счет средств заказчика материалов, подлежащих ГЭЭ. Стоимостьпроведения государственной экологической экспертизы определяется в соответствиис нормативными документами Госкомэкологии России, утвержденными в установленномпорядке (в частности, постановления Правительства).
При непоступлениидокумента, подтверждающего оплату проведения государственной экологическойэкспертизы в течение 30 дней со дня получения заказчиком документации счета наоплату, государственная экологическая экспертиза не проводится, а материалывозвращаются заказчику с письменным уведомлением.
Начало срока проведениягосударственной экологической экспертизы устанавливается не позднее, чем через30 дней после ее оплаты (после получения копии платежного поручения).
В течение этого срокаответственный исполнитель подготавливает предложения по кандидатурамруководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии (ответственныйсекретарь экспертной комиссии назначается из числа штатных сотрудников, обычноэто — ранее назначенный ответственный исполнитель).
Руководитель экспертнойкомиссии и ответственный исполнитель: уточняют численный состав экспертнойкомиссии, определяют персональный состав экспертной комиссии и формируют при необходимостигруппы экспертов; подготавливают проект календарного плана работы экспертнойкомиссии; подготавливают техническое задание руководителям групп. Число членовэкспертной комиссии должно быть нечетным и не менее трех.
Ответственный исполнительподготавливает: техническое задание на проведение ГЭЭ; трудовые соглашения скаждым членом экспертной комиссии; проект приказа на проведение ГЭЭ ипредставляет его руководству Госмкомэкологии России или его территориальногооргана.
Государственнаяэкологическая экспертиза объекта начинается со дня подписания приказаГоскомэкологии России (его территориального органа) о проведении экспертизы.
Продолжительностьпроведения ГЭЭ определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ пообъекту экспертизы, но не должна превышать 120 дней.
Ответственный исполнительв течение 10 дней после подписания приказа о проведении ГЭЭ информирует об этоморганы государственной власти и органы местного самоуправления, на территориикоторых намечается реализация объекта экспертизы.
Руководитель экспертногоподразделения утверждает техническое задание на проведение ГЭЭ, а такжетехнические задания руководителям групп и экспертам. Государственнаяэкологическая экспертиза объектов федерального уровня, реализация которыхзатрагивает интересы субъекта Российской Федерации, проводится с участиемсоответствующего территориального органа Госкомэкологии России. Участиетерриториального органа может осуществляться в следующих формах:территориальный орган делегирует в состав экспертной комиссии своегопредставителя (или нескольких экспертов); территориальный орган передает своиаргументированные заключения с выводами о возможности реализации объектаэкспертизы.
Члены экспертной комиссииизучают материалы, представленные на государственную экологическую экспертизу,и подготавливают индивидуальные экспертные заключения. Проекты групповыхзаключений обсуждаются на заседаниях экспертных групп. Руководитель экспертнойкомиссии и ответственный секретарь анализируют и обобщают заключения экспертови готовят проект сводного заключения.
До проведениязаключительного заседания экспертной комиссии ответственный секретарьинформирует заказчика о проекте заключения государственной экологическойэкспертизы и приглашает на заключительное заседание экспертной комиссиипредставителя заказчика документации.
Проект заключенияэкспертной комиссии обсуждается на заключительном заседании экспертнойкомиссии, на которое приглашаются заказчик, разработчики материалов,представители других заинтересованных организаций. Принятие решения по сводномузаключению государственной экологической экспертизы проводится в присутствиитолько членов экспертной комиссии и сотрудников Госкомэкологии России (еготерриториального органа).
Положительное заключениегосударственной экологической экспертизы не должно содержать замечаний. Выводымогут содержать рекомендации, если они не меняют существа предложенныхзаказчиком (разработчиком) документации проектных решений.
Заключение, подписанноеквалифицированным большинством членов экспертной комиссии, обретает статусзаключения ГЭЭ после его утверждения руководством Госкомэкологии России(территориального органа).
Заключения ГЭЭ,утвержденные в установленном порядке, аннулированию не подлежат, за исключениемслучаев: утраты документами юридической силы в соответствии с законом;признания документов недействительными решением суда или арбитражного суда.
При отрицательномзаключении ГЭЭ заказчик вправе обеспечить доработку документации в соответствиис изложенными в заключении замечаниями и предложениями и вновь представитьматериалы на ГЭЭ.
При несогласии заказчика,общественных организаций и других заинтересованных лиц с заключением ГЭЭ,результаты государственной экологической экспертизы могут быть обжалованы всудебном порядке. В данном случае повторная ГЭЭ проводится по решениюАрбитражного суда.
3.2. Общественнаяэкологическая экспертиза
Государственная иобщественная экологические экспертизы регулируются одними и теми же законами,однако функции этих процедур, а также их место в системе принятия решений существеннымобразом различаются. При этом процедура ОЭЭ пока практически нерегламентирована.
Организовывать участиеобщественности в процессе экологической оценки может инициатор деятельностиили государственные органы. По российскому законодательству мероприятия поучастию общественности могут проводиться по инициативе самой общественности иорганизовываться в форме ОЭЭ.
Общественнаяэкологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан иобщественных организаций (объединений), а также органов местногосамоуправления общественными организациями (объединениями), основнымнаправлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охранаокружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологическойэкспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленномзаконодательством Российской Федерации.
Рассматривая общиепринципы проведения экологической экспертизы, установленные законодательством,можно определить, что к ОЭЭ применимо большинство из них. Общественнаяэкологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов ГЭЭ заисключением тех, сведения о которых составляют государственную, коммерческуюили иную охраняемую законом тайну. Общественная экологическая экспертизапроводится до проведения государственной или одновременно с ней. Общественнаяэкологическая экспертиза осуществляется при условии государственнойрегистрации заявления общественных организаций о ее проведении.
В заявлении общественнойорганизации о проведении ОЭЭ должны быть приведены наименование, юридическийадрес, характер предусмотренной уставом деятельности, сведения о составеэкспертной комиссии, сведения об объекте экспертизы, сроки ее проведения.Регистрацию осуществляет орган местного самоуправления, который в семидневныйсрок со дня подачи заявления о проведении ОЭЭ обязан его зарегистрировать илиотказать в его регистрации.
В государственнойрегистрации заявления о проведении ОЭЭ может быть отказано в случае, если:
· она ранее была дваждыпроведена в отношении объекта;
· она проводилась вотношении объекта, сведения о котором составляют государственную, коммерческуюи иную охраняемую законом тайну;
· порядокгосударственной регистрации общественной организации (объединения) не соответствуетустановленному порядку;
· уставобщественной организации (объединения), организующей и проводящей ОЭЭ, несоответствует требованиям ст. 20 настоящего Федерального закона;
· требования ксодержанию заявления о проведении ОЭЭ, предусмотренные ст. 23 настоящегоФедерального закона, не выполнены.
Должностные лица органовместного самоуправления несут ответственность за незаконный отказ отгосударственной регистрации заявления о проведении ОЭЭ.
Общественные организации,организующие ОЭЭ, должны известить население о начале и результатах еепроведения.
Общественные организации(объединения), осуществляющие ОЭЭ в установленном настоящим Федеральным закономпорядке, имеют право:
· получать отзаказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе, в объеме,установленном в п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе»;
· получать отструктурных подразделений МПР России, специализированных в областиэкологической экспертизы, для ознакомления нормативно-технические документы,которые устанавливают требования к проведению ГЭЭ;
· участвовать вкачестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертныхкомиссий ГЭЭ и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений ОЭЭ.
Получив обращение гражданили общественных организаций, муниципальное образование создает временнуюкомиссию по проведению общественного обсуждения объекта ОЭЭ и организуетсобрание представителей заинтересованных сторон, на котором утверждаются срокии регламент общественных слушаний.
Эксперты, принимающиеучастие в ОЭЭ, получают от заказчика техническое задание, во многом,естественно, сходное с заданием на ГЭЭ. Эксперт обязан выполнить следующее.
1. Ознакомиться сматериалами обоснования инвестиций и ОВОС проекта.
2. Определитьдостоверность и достаточность представленной информации. В случае невыполненияэтих условий в дальнейшем не использовать такие данные, а перейти к данным пообъектам-аналогам.
3. Рассмотретькачество проведения ОВОС и достоверность этих оценок.
4. Проанализироватьсоответствие технических решений современным требованиям.
5. Оценитьэкономическую эффективность предложенных природоохранных решений.
6. Определитьсоответствие намечаемой деятельности и ее последствий нормативным правовымактам РФ и международным обязательствам России.
7. Сделатьобоснованные выводы о допустимости реализации намечаемой деятельности поэкологическим требованиям.
Заключение ОЭЭнаправляется специально уполномоченным государственным органам в областиэкологической экспертизы, осуществляющим ГЭЭ, заказчику документации,подлежащей ОЭЭ, органам, принимающим решение о реализации объектов экологическойэкспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другимзаинтересованным лицам.
Заключение ОЭЭприобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченнымгосударственным органом. Заключения могут публиковаться в СМИ, передаватьсяорганам местного самоуправления, органам ГЭЭ, заказчикам документации,подлежащей общественной экологической экспертизе, и другим заинтересованнымлицам.
Финансирование ОЭЭосуществляется за счет собственных средств общественных организаций(объединений), общественных экологических и других фондов, целевых добровольныхденежных взносов граждан и организаций, а также за счет средств, выделяемых всоответствии с решением соответствующих органов местного самоуправления.
3.3. Государственныйэкологический контроль
Государственнаяэкологическая экспертиза является организационно-правовой формойпредупредительного контроля. Как уже отмечалось, ее основным документомявляется заключение, содержащее обоснованные выводы о допустимости воздействияна окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и овозможности реализации объекта ГЭЭ. Для осуществления контрольных функций завыполнением требований заключения ГЭЭ информация о нем направляется органамгосударственного экологического контроля, исполнительной власти субъектов иместного самоуправления. В отдельных случаях по решению государственногооргана в области экологической экспертизы информация о заключении ГЭЭ можетбыть направлена банковским организациям, которые осуществляют финансированиереализации объекта экспертизы.
Задачами экологическогоконтроля являются: наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ееизменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности; проверка выполненияпланов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природныхресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдению требованийприродоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей природнойсреды.
В соответствии сФедеральным законом «Об охране окружающей среды» экологический контроль — этосистема мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушениязаконодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдениясубъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том численормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.
В Российской Федерацииосуществляется государственный, производственный, муниципальный и общественныйэкологический контроль.
Правительством РФопределен особый порядок организации и осуществления государственногоэкологического контроля в закрытых административно-территориальныхобразованиях, на режимных, особорежимных и особо важных объектах ВооруженныхСил России, объектов вооружения и военной техники, военных объектов и военнойдеятельности. Этот особый порядок в первую очередь касается порядка допускауполномоченных должностных лиц, осуществляющих государственный экологическийконтроль над ними.
Заключения ГЭЭ пофедеральным объектам поступают для осуществления государственногоэкологического контроля в Департамент государственного контроля иперспективного развития в сфере природопользования и охраны окружающей среды и(или) Управление (Главное управление) природных ресурсов и охраны окружающейсреды по субъекту (субъектам) Российской Федерации МПР России, поскольку всоответствии с требованиями Федерального закона «Об охране окружающей среды»федеральные государственные инспекторы в области государственного экологическогоконтроля осуществляют контроль федеральных объектов. Осуществлениегосударственного экологического контроля за выполнением заключений ГЭЭ нарежимных, особорежимных и особо важных объектах Вооруженных Сил России неотличается от контроля за другими объектами.
4. Экономическоестимулирование рационального природопользования и охраны окружающей среды
В Российской Федерации наосновании федеральных законов и иных НПА осуществляется стимулированиерационального природопользования и охраны окружающей природной среды путем:
· установленияналоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и другим предприятиям,учреждениям и организациям, в том числе природоохранительным, при внедрениималоотходных и безотходных технологий и производств, использовании вторичныхресурсов, осуществлении другой деятельности, обеспечивающейприродоохранительный эффект;
· освобождение отналогообложения экологических фондов;
· передачи частисредств экологических фондов на договорных условиях под процентные займыпредприятиям, учреждениям, организациям и граждан для реализации мер погарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
· установленияповышенных норм амортизации основных производственных природоохранительныхфондов;
· применениепоощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию;
· введениеспециального налогообложения экологически вредной продукции, а также продукции,выпускаемой с применением экологически опасных технологий;
· применениельготного кредитования предприятий, учреждений, организаций независимо от формсобственности, эффективно осуществляющих охрану окружающей природной среды.
ЗаконодательствомРоссийской Федерации и республик в составе Российской Федерации могут бытьустановлены другие виды экономического стимулирования охраны окружающейприродной среды.
Заключение
Самой остройэкологической проблемой современности оказывается проблема выживания самойцивилизации. В ближайшее время человечество обязано сделать выбор: либопродолжать экстенсивное использование природных ресурсов, либо переключитьэкономику на экологически чистые источники минерального сырья и энергии. Важноосознать, что без процедуры экологической оценки и экологического сопровожденияпроекта вопросы экологической безопасности хозяйственной и иной деятельностиположительно решены быть не могут.
Для эффективного развитияЭО необходима организация «обратной связи», дающей возможность оценитьсоответствие или несоответствие сделанных предсказаний реальному воздействиюна окружающую среду и при необходимости осуществить мероприятия покорректировке деятельности. Эта цель достигается путем разработки порезультатам ОВОС и ГЭЭ планов экологического менеджмента и программпослепроектного анализа.
Завершая обсуждениевопросов экологической экспертизы, следует отметить, что в ряде стран созданыспециальные библиотеки или депозитарии (хранилища), в которые передаются ОВОСпосле завершения процесса ЭО. Эти библиотеки доступны для заинтересованныхлиц—практиков, исследователей, студентов. Доступность таких хранилищ вноситзначительный вклад в улучшение практики ЭО, способствует как качественнойподготовке ОВОС в конкретных случаях, так и развитию национальной системыэкологической оценки в целом. Хранилища существенно ускоряют накопление,анализ и распространение опыта в этой области.
Подобные хранилища могутсоздаваться при соответствующих государственных органах или исследовательскихцентрах. В России для проектов, проходящих экологическую экспертизу федеральногоуровня, эти функции выполняет журнал «Экологическая экспертиза и оценкавоздействия на окружающую среду», издаваемый с 1996 г.
Библиографический список:
1. Бганба В.Р. «Социальная экология»,учебное пособие, М., 2004
2. Бринчук М.М. «Введение вэкологическое право», учебник, М., 1996
3. Донченко В.К., Питулько В.М. и др.«Экологическая экспертиза», учебное пособие для студентов ВУЗов, М., 2004
4. Емельянов А.Г. «Основыприродопользования», учебное пособие для студентов ВУЗов, М., 2003
5. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б.«Экологические основы природопользования», учебное пособие, М., 2001
6. Федеральный закон «Об охранеокружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ
7. Федеральный закон «Об экологическойэкспертизе» от 23.11.1995 №174-ФЗ (с изм. и доп. от 15.04.98)
8. Комментарии к федеральным законам