Реферат по предмету "Финансы"


Финансовые методы управления расходами и доходами предприятия

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»
Кафедра финансов
Курсовая работа
Финансовые методы управления расходами и доходами предприятия
Оглавление
Введение
1. Расходы предприятий.
1.1 Содержание и классификация расходов.
1.2 Расходы, не учитываемые в целях налогообложения.
1.3 Состав затрат на производство и реализацию продукции.
1.4 Классификация затрат, относимых на себестоимость продукции (товаров, работ, услуг).
1.5 Калькулирования себестоимости продукции.
1.6 Система «Директ-Костинг» (Калькуляция покрытия).
1.7 Планирование затрат на объем реализуемой продукции.
2. Доходы. Формирование денежных доходов организации (предприятия).
2.1 Доходы организации их виды и условия признания.
2.2 Формирование и использование выручки от реализации.
2.3 Планирование выручки от реализации (объемов продаж).
Заключение
Список литературы
Введение
Финансы организаций занимают важное место в системе финансов страны. Экономические реформы, связанные с переходом к рыночным отношениям, обусловили существенные изменения в системе финансов России. Значительно изменились и условия хозяйствования для российских предприятий.
Увеличение роли негосударственного сектора в экономике, расширение границ финансовой самостоятельности предприятий с одновременным усилением их полной ответственности за результаты хозяйственной деятельности придают особую значимость рыночным методам регулирования финансовых отношений.
Основная цель предпринимательской деятельности — получение прибыли. Именно прибыль является основным источником развития предприятия, повышения конкурентоспособности, роста его расходов и доходов собственников. Для получения этой цели необходимо решить множество задач, связанных с формированием финансовых ресурсов и определением направлений их использования, с выбором рациональных форм и методов финансирования организации, определением оптимальной структуры и стоимости их капитала, с необходимостью планирования финансовых результатов деятельности предприятий.
1. Расходы предприятий
1.1 Содержание и классификация расходов
В процессе производственно-хозяйственной деятельности предприятия осуществляют множество денежных расходов, различающихся по экономическому содержанию, целевому назначению, источникам возмещения. Прежде чем становится на содержании и классификации денежных расходов, необходимо уяснить сущность понятий, в ряде случаев взаимозаменяемых (используемых как синонимы): «Издержки», «Затраты, «Расходы».
Под издержками производства в экономической теории понимается совокупность затрат на приобретение вводимых факторов производства. Различают бухгалтерские и экономические издержки. Бухгалтерские издержки включают в себя только явные затраты, т.е. платежи за приобретаемые ресурсы. Неявными издержками являются альтернативная стоимость услуг труда собственника – управляющего предприятием и альтернативная стоимость применения других ресурсов – земли, капитала, которые используют их собственники в своей деятельности. Экономические издержки работы предприятия состоят из явных затрат (бухгалтерские издержки) и стоимости непокупных ресурсов (неявных расходов). Таким образом, понятие «издержки» связанно с затратами собственных ресурсов. Между тем понятие «затраты на производство» и «Издержки производства» можно рассматривать как идентичные.
Затраты характеризуют в денежном выражении фактический объем ресурсов, использованных в определенных целях независимо от источника финансирования и имеющих отношение к данному отчетному периоду. По существу затраты – это явные издержки предпочтения, которые приводят в конечном итоге к получению экономических выгод, а расходы это затраты, не приводящие к получению экономических выгод, но приводящие к уменьшению капитала организации.
Термин «расходы» в большей степени имеет отношение к бухгалтерскому учету затрат в целях налогообложении, поскольку не все затраты признаются расходами а только те из них, которые: а. не указанны в ст. 270 НК; б. документально подтверждены; в. направлены на получение дохода; г. экономически оправданы.
Термин «расходы» имеет отношение и к расходам будущих периодов, которые капитализируются и отражаются в активе баланса.
Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
Не признается расходами, а следовательно, не влияет на величину капитала выбытие активов организации в связи со следующими обстоятельствами:
Приобретением (созданием) внеоборотных активов.
Вкладами в уставные (складочные) капиталы других организаций и приобретением акций и иных ценных бумаг не с целью перепродажи.
Договорами комиссии, агентскими и иными аналогичными договорами в пользу комитента, принципала и т.п.
Предварительной оплатой материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг.
Перечислением авансов и задатков--PAGE_BREAK--
Погашением кредитов и замов, полученных организацией.
В бухгалтерском законодательстве расходы в зависимости от характера, условий осуществления и направления деятельности предприятия, подразделяются;
На расходы по обычным видам деятельности.
Прочие расходы.
Расходы по обычным видам деятельности:
Расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, выполнением работ и оказанием услуг.
Расходы осуществление которых связанно с деятельностью по предоставлению за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды (если это является предметом деятельности организации)
Расходы, осуществление которых связанно с деятельностью по предоставлению за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности (в организациях, предметом деятельности которых является данная деятельность)
Расходы организации по возмущению стоимости основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, осуществляемые в виде амортизационных отчислений
Расходы по обычным видам деятельности включают а) связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов; б) возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг; в) связанные с продажей продукции (работ, услуг) и товаров
Расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности.
При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспеченна их группировка по следующим экономическим элементам: а) материальные затраты; б) затраты на оплату труда; в) отчисления на социальные нужды; г) амортизация; д) прочие затраты.
На базе расходов по обычным видам деятельности определяется себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг для целей формирования финансового результата от обычных видов деятельности.
К прочим расходам относятся:
Расходы связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации, если эти операции не являются для предприятия предметом основной деятельности;
Расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретение, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, если это не является предметом деятельности организации;
Расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций, если эти операции не являются для предприятия предметом основной деятельности;
Расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукций;
Проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование ей денежных средств (кредитов, займов);
Расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
Отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.) а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;
Штрафы, пени, неустойки, за нарушение условий договоров;
Возмещение причиненные организацией убытков;
Убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;
Суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;
Курсовые разницы;
Суммы уценки активов (за исключением внеоборотных активов).
К прочим относятся также расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.)
Для того чтобы расходы были приняты в уменьшении налогооблагаемой базы, необходимо выполнение следующих условий:
Расходы должны быть обоснованными, т.е. должны быть экономически оправданными затратами, направленными на осуществление деятельности с целью получения дохода;
Расходы должны быть документально подтверждены, т.е. оформлены у установленном законодательством порядке;
Данные расходы не должны быть включены в перечень не учитываемых расходов для целей налогообложения;
Расходы не должны возникнуть от уценки основных средств по состоянию на 01.01.2002 и более позднюю дату.
Если расходы удовлетворяют перечисленным требованиям, то они подразделяются на расходы текущего периода и расходы будущих отчетных периодов.
Расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, подразделяются:
На материальные расходы
Расходы на оплату труда
Суммы начисленной амортизации
Прочие расходы
В состав внереализационных расходов включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде. Внереализационные расходы можно учесть при расчете налогооблагаемой прибыли, только если они значатся в ст. 265 НК РФ.
Таким образом, расходами признаются только те затраты которые участвуют в формировании прибыли определенного периода, а оставшаяся часть затрат капитализируется в активах предприятия в виде готовой продукции, незавершенного производства, остатков полуфабрикатов для собственного потребления, незавершенных объектов капитального строительства, нематериальных активов и т.п.
Тем самым «затраты» выступают в качестве более широкого понятия, составной частью которого являются «расходы», поскольку последние – это часть затрат, понесенных предприятием на изготовление продукции, отгруженной (реализованной) покупателю в данном учетном периоде (расходы получают количественную определенность в основном в момент реализации продукции (работ, услуг), когда поступившая выручка определяет доход, а связанные с получением этого дохода затраты становятся расходами).
На основании изложенного отметим: «затраты» и «расходы» — близкие по экономическому содержанию понятия, но не являющиеся синонимами. Однако в ряде случаев, о которых мы говорили, они могут быть взаимозаменяемы.
1.2 Расходы, не учитываемые в целях налогообложения
Концепцию признания расходов, изложенную в ст. 252 НК РФ, часто называют открытым перечнем расходов». Между тем существуют затраты, которые однозначно не могут быть учтены для целей налогообложения ни при каких обстоятельствах. И они прямо установлены ( рис. 1.2).
В то же время ПБУ (Положения по бухгалтерскому учету) 10/99 «Расходы организации» таких ограничений не предусматривает. Кратко проанализируем, какие типы расходных операций не приводят к уменьшению налогооблагаемой прибыли на основании ст. 270 НК РФ (табл. 1.1).
Для некоторых видов расходов Налоговый кодекс РФ устанавливает особый порядок признания. Это так называемые нормируемые расходы, к которым относятся следующие:
Представительские расходы (подп. 22 п. и п. 2 ст. 264 НК РФ). Определенные их виды признаются для целей налогообложения в пределах 4% от величины расходов на оплату труда за отчетный (налоговый) период;
Расходы на подготовку и переподготовку кадров (подп. 23 п. 1. и п. 3 ст. 264 НК РФ). Признаются в целях налогообложения определенные их виды и при определенных условиях;
Таблица 1.1.
Типы расходных операций, не приводящих к уменьшению налогооблагаемой базы
Содержание операции
Пункт ст.270
Операции инвестиционного характера
Взнос в уставной капитал, вклад в простое товарищество
п. 3
Приобретение или создание амортизируемого имущества
п. 5
Движение ценностей, не связанное с расходами организации
Передача имущества комиссионерам, агентам, поверенным
п. 9
Передача имущества по договорам кредита и займа
п. 12
Передача имущества виде предварительной оплаты
п. 14
Передача имущества в качестве задатка, залога    продолжение
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
Отчисление на социальные нужды
Амортизация
Прочие расходы --PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
1.8
1.1
0.6
6.Рентабильность продаж %
9.5
5.4
2.5
Таким образом, как видно из расчета в таблице 1.6, рентабельность продаж товаров с учетом оборачиваемости товарных запасов изменилась. Это значит, что организации следует сосредоточить усилия по увеличению закупок и реализации товаров А и Б.
1.6 Система «Директ-Костинг» (Калькуляция покрытия)
В настоящее время использование российскими организациями и предприятиями модели полного распределения затрат и расчета на этой основе цен приводит к неконкурентоспособности отечественной продукции, поскольку происходит постоянное повышение цен. Между тем завоевание и удержание рынков сбыта возможны при продаже продукции по оптимальным ценам, что в свою очередь, вызывает необходимость ускорить процесс управления затратами. Это предполагает целесообразность использования широко применяемой в западных странах системы «директ-костинг».
В основу системы «директ-костинг» (модели частичного распределения затрат) положен принцип контроля затрат в связи с колебаниями объема производства или степени загрузки оборудования. Суть классического «директ-костинга» состоит в том, что себестоимость продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат. Система же учета затрат в зависимости от загрузки производственных мощностей предполагает включение в себестоимость переменных и части постоянных расходов, определяемых в соответствии с коэффициентом использования производственной мощности.
Модель частичного распределения затрат имеет ряд преимуществ: а) дает возможность установить связи и пропорции между затратами и объемами производства; б) позволяет получить информацию о прибыльности и убыточности производства в зависимости от его объема; в) дает возможность выявлять изменения суммы покрытия как по организации в целом, так и по ее различным структурным подразделениям, а так же конкретным изделиям; г) позволяет прогнозировать поведение себестоимости и проводить эффективную политику; д) дает возможность выявить более рентабельные изделия и внести изменения в ассортиментную политику предприятия; е) дает возможность определит прибыль которую приносит продажа каждой дополнительной единицы продукции, и др.
Кроме того, выделение суммы постоянных затрат позволяет оценить их влияние на сумму прибыли предприятия, а значит, способствует более эффективному управлению затратами организации.
Однако система частичного распределения затрат не лишена некоторых недостатков, среди которых отметим следующие: а) ведение учета затрат только по производственной себестоимости, что не отвечает требованиям российского законодательства в части формирования себестоимости единицы продукции.
1.7 Планирование затрат на объем реализуемой продукции
Затраты на производство и реализацию продукции, формирующие ее себестоимость, — один из важнейших качественный показателей коммерческой деятельности предприятий. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, определяет размер прибыли предприятия, а следовательно, и налоговых отчислений в бюджет. Поэтому в процессе финансового планирования большое.
Планирование себестоимости продукции предусматривает возможность ее снижения, поскольку руководство предприятия все время стоит перед необходимостью выбора оптимальных решений, касающихся цены реализации, номенклатуры, ассортимента и объема выпускаемой продукции, кредитной и инвестиционной политики предприятия и многого другого.
Планируемый объем затрат рассчитывают исходя из намечаемой структуры (номенклатуры и ассортимента) продукции и объема ее производства.
План по себестоимости продукции включает в себя следующие основные элементы (разделы):
Плановая смета затрат на производство продукции;
Плановые калькуляции (на единицу продукции, сводная общезаводская калькуляция себестоимости товарной продукции)
Расчет резервов снижения себестоимости товарной продукции.
Себестоимость реализуемой продукции не равна полной себестоимости, поскольку известно. Что не вся произведенная в определенном периоде товарная продукция будет реализована в том же периоде. Объем реализации, а соответственно, и ее финансовый результат зависят также от величины переходящих остатков нереализованной продукции. Поэтому себестоимость товарной продукции должна быть соответствующим образом скорректирована с учетом этого обстоятельства и в конечном итоге исчислена полная себестоимость объема реализуемой продукции на плановый период.
Иными словами, разница между полной себестоимостью и себестоимостью реализуемой продукции равна остаткам нереализованной продукции на складе на конец и начало планируемого периода. Таким образом, полная себестоимость реализуемой продукции) определяется по формуле
При этом составы остатков на конец и начало планируемого периода различаются по сумме, они также неодинаковы при различных методах планирования выручки от реализации продукции.
2. Доходы. Формирование денежных доходов организации (предприятия)
2.1 Доходы организации их виды и условия признания
Доходами организации в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашение обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
Не относятся к доходам, а следовательно, не приводят к увеличению капитала организации:
Суммы налога на добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и других аналогичных обязательных сумм, подлежащих перечислению в бюджет;
Поступление по договорам комиссии;
Суммы, полученные предприятием в виде авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг;
Суммы полученных задатков;
Суммы полученных залогов;
Суммы, полученных в погашение кредита (займа), предоставленного ранее заемщику.
Следовательно, под доходами организации (предприятия) следует понимать часть поступлений денежных средств и иного имущества, которая:
Поступает на безвозвратной основе;
Становится собственностью организации (предприятия);
Не связанна с увеличением имущества за счет вкладов участников или собственников предприятия;
Включается в финансовую отчетность предприятия «Отчет о прибылях и убытках» и полежит включению в налогооблагаемую прибыль (за исключением чрезвычайных доходов и в соответствии с требованиями налогового учета).
Доходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности подразделяются:
На доходы от обычных видов деятельности (выручка от продажи);
Прочие доходы, в том числе: а) операционные; б) внереализационные; в) чрезвычайные.
Доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продажи продукции и товаров, а так же поступления, связанные с выполнением работ и оказанием услуг. Выручка отражается в системе учета в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности.
Иными словами, выручка от продаж ) определяется по формуле
В=Д+ДЗ
где ДС – поступление денежных средств и иного имущества; ДЗ – величина дебиторской задолженности, образовавшейся при продаже продукции, товаров (работ, услуг) на условиях коммерческого займа.
Поступления и дебиторская задолженность определяются исходя из цены (тарифа), установленной договорами между предприятием и покупателем (заказчиком) или пользователем активов организации. При продаже продукции, выполнении работ, оказании услуг на условиях коммерческого кредита, предоставленного в виде отсрочки и рассрочки оплаты, выручка учитывается в полной сумме дебиторской задолженности.
Доходы, отличные от доходов по обычным видам деятельности, считаются прочими поступлениями. Таковыми могут быть:
Поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации (когда это не является предметом деятельности организации);
Поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;
Поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);
Прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);
Поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;
Проценты, полученные организацией за предоставление в пользование денежных средств, а также проценты за пользование банком денежными средствами, находящимися на счете организации в этом банке;
Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров (присужденные или признанные)
Активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения (принимаются к учету по рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету);    продолжение
--PAGE_BREAK--
Прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
Суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;
Курсовые разницы;
Сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов).
Все приведенные доходы должны признаваться лишь в том случае, если удовлетворяются следующие условия:
Организация имеет право на получение выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное соответствующим образом;
Сумма выручки может быть определена;
Имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации; подобное имеет право на получение выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное соответствующим образом;
Сумма выручки может быть определена;
Имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации; подобное имеет место в том случае, если организация получила в оплату актив либо соответствует неопределенность в отношении получения актива;
Право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);
Расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.
Перечень доходов не учитываемых при определении налоговой базы, приведен в ст. 251 НК РФ.
2.2 Формирование и использование выручки от реализации
В международной практике под выручкой понимают поступление или иное увеличение активов предприятия или выполнение его обязательств, которое происходит в результате основной, или главной, деятельности предприятия.
В российском бухгалтерском законодательстве нет однозначного определения данного понятия. Вместе с тем в п. 5 ПБУ 9/99 «Доходы организации» указывается, что выручка от реализации определяется исходя из поступлений, связанных с продажей продукции и товаров, выполнением работ, оказанием услуг. При этом отмечается, что выручкой считаются поступления, получение которых связано с основной (главной) деятельностью организации, что в принципе соответствует сущности выручки, определяемой в международной практике.
Своевременное поступление выручки – очень важный момент в хозяйственной деятельности предприятия, так как выручка от продаж является основным регулярным источником доходов для организации из всех возможных поступлений средств.
Значение выручки в деятельности организации (предприятий) выражается в следующем.
Выручка от продаж служит основным оценочным показателем результативности работы предприятий, так как по ее поступлению можно судить о том, что выпускаемая продукция по объему, качеству, цене соответствует рыночному спросу.
От своевременности поступления выручки зависят устойчивость финансового положения организации, размер ее прибыли, своевременность расчетов с бюджетом, внебюджетными фондами, банками, поставщиками, работниками.
За счет выручки от реализации предприятия покрывают свои текущие затраты на производство и реализацию продукции и формируют прибыль. Несвоевременное поступление выручки приводит к задержке расчетов за сырье, материалы, комплектующие, в связи с чем организация вынуждена выплачивать штрафы, а это в конечном итоге обусловливает не только потери прибыли предприятия-поставщика, но и перебои в работе и остановку производства смежных предприятий.
Поступление выручки на счета предприятий имеет не меньшее значение и для государственного бюджета, так как она является источником уплаты всех налоговых платежей и отчислений в государственные внебюджетные фонды.
Момент реализации (продажи) продукции (работ, услуг) подтверждается правом перехода собственности от одних владельцев к другим. Передача этого права осуществляется в соответствии с условиями договора купли-продажи, обмена, передачи и т. д. По договорам поставки (ст. 506-524 ГК РФ), как правило, переход права собственности происходит в момент отгрузки товаров и передачи товаросопроводительных документов. Если выручка от продажи отпущенных (отгруженных) готовой продукции и товаров определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете, то до момента признания выручки эти товары учитываются на счете 45 «товары отгруженные».
Данный счет правомерно применять для учета отгруженных товаров только в трех случаях:
а) для учета товаров, отгруженных комитентом по договору комиссии или другому посредническому договору;
б) для учета товаров, отгруженных по договору мены, до его исполнения, т.е. поступления встречного товара;
в) для учета товаров, отгруженных согласно договорам купли-продажи (поставки) с особым порядком перехода права собственности (например, по факту оплаты товара).
Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности.
Метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) устанавливается предприятиями самостоятельно и отражается в приказе по учетной политике.
Выручку от продаж определяют исходя из объема реализации продукции, товаров, работ, услуг и применяемых цен (тарифов) без налога на добавленную стоимость, акцизов, экспортных таможенных пошлин.
На размер выручки от реализации влияют следующие группы факторов:
а) общеэкономические факторы – уровень инфляции, процентных ставок; уровень цен на товарных рынках, валютный курс и др.;
б) производственные – связаны с объемом производства, с наличием и использованием производственных мощностей предприятия, качеством продукции и ее ассортиментом, с ритмичностью выпуска, уровнем отпускных цен и др.;
в) факторы в сфере обращения (коммерческие факторы) – связаны с ритмичностью отгрузки, с соблюдением условий договора, с выбором оптимальных форм расчетов, со сроками прохождения расчетных документов, с развитием дилерской сети, с оптимальным использованием посреднических фирм и др.;
г) факторы, зависящие от деятельности контрагентов, — связаны с перебоями в материально-техническом снабжении, несвоевременностью оплаты продукции покупателями, с недостатками отдельных форм безналичных расчетов и т. п.
Одним из наиболее существенных факторов, влияющих на формирование доходов, а следовательно, и прибыли предприятия является уровень применяемых в экономике цен. Цена есть основа распределительного процесса, поскольку в ней отражены основные элементы стоимости, через цены реализуются конечные цели предпринимательской деятельности, определяются ее эффективность. Цены обеспечивают конкретному предприятию запланированную прибыль, определяют во многом степень конкурентоспособности производимой им продукции, уровень спроса на нее.
В системе рыночных отношений проблеме ценообразования уготовлена ключевая роль. Существо ее состоит в том, что проведенная в России в конце 1980-х годов реформа по либерализации цен привела к резкому сокращению государственного регулирования процесса ценообразования и свелась к применению свободных, т. е рыночных, цен, величина которых определяется соотношением спроса и предложения. На долю государственного регулирования цен приходится лишь узкий круг товаров, производимых предприятиями-монополистами. Между тем как свободные, так и регулируемые цены могут быть оптовыми (отпускными) и розничными.
2.3 Планирование выручки от реализации (объемов продаж)
В мировой практике расчет выручки от реализации базируется на глубоком изучении рынков сбыта продукции, оценке их емкости. При этом вначале оценивается общая потенциальная емкость рынка, т. е. общая стоимость товаров, которые могут быть реализованы в данном регионе с учетом степени его насыщенности и тенденции изменения спроса. Затем определяется доля рынка, которую предприятие способно захватить, получив максимальную сумму реализации. В итоге прогнозируется объем продаж при имеющихся условиях работы, уровне цен, наличии конкурентов.
При планировании выручки от продаж финансовые отделы (департаменты) предприятий действуют в тесном контакте с отделами (департаментами) маркетинга и вместе с ними несут совокупную ответственность за результаты сбыта.
Вместе с тем нельзя сбрасывать со счетов и столь важный внутренний фактор, влияющий на размер объемов производства и продаж, как наличие производственных мощностей предприятия позволяющих выпустить такой объем продукции, который востребован рынком.
Безусловно, фактор емкости освоенного рынка, а также потенциального рынка продаж в условиях жесткой конкурентной борьбы является определяющим.
Выручка от реализации продукции рассчитывается на основании объема реализованной на сторону продукции и действующих цен без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок, без экспортных тарифов. И поскольку не вся произведенная в том или ином периоде товарная продукция (ТП) в нем же и реализуется, то при планировании выручки от реализации учитываются также объемы переходящих ее остатков на начало (О1) и конец (О2) планового периода, в результате чего планируемый объем продаж (Вп) рассчитывается по следующей формуле:
К основным методам планирования выручки относят метод прямого счета, расчетный метод, метод, основанный на использовании порога рентабельности, и др.
Метод прямого счета заключается в том, что по каждому изделию в отдельности подсчитывается объем реализации в отпускных ценах, а затем результаты складываются.
— объем реализации i-го вида продукции в натуральном выражении.
Этот метод применяется при небольшом ассортименте выпускаемой продукции и в случае, когда имеются заказы потребителей на все виды продукции на плановый период, заключены договоры с потребителями, в которых указаны количество поставляемой продукции и цена ее реализации.
Рассмотрим пример. Как рассчитать выручку методом прямого счета. (Таблица 2.1.)
Таблица 2.1.
Прямой расчет выручки от реализации продукции на предприятии.
Изделие
Остатки на начало года, ед.
План выпуска, ед.
Остатки на конец года, ед.
Объем реализации, ед.
Стоимость в отпускных ценах










Единицы продукции, руб.
Всего объема реализации, руб. (гр.5 гр.6)
1
2
3
4
5
6
7
А
4000
100 000
3000
101 000
100
10 100 000
В
6000
250 000
4000
252 000
120
30 240 000
С
3000
300 000
2000
301 000
250
75 250 000
Итого
115 590 000     продолжение
--PAGE_BREAK--
При этом остатки нереализованной продукции на начало планируемого периода включают в себя следующие элементы: а) готовая продукция на складе; б) товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил; в) отгруженные, но не оплаченные в срок включая товары на ответственном хранении у покупателей.
Заключение
В условиях рыночной экономики важное значение приобретает своевременный и правильный учет доходов и расходов.
В процессе исследования пришли к следующим выводам, что доходы группируются на доходы от основной и неосновной деятельности, а расходы группируются по видам деятельности предприятия.
Учет расходов и затрат ведется по статьям затрат согласно налогового законодательства. Большое значение приобретает правильный расчет налогооблагаемого дохода и учет расходов относящихся к вычетам.
Основная задача снижение непроизводственных затрат, расходов, выявление ресурсов, резервов по повышению доходов предприятия.
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. – М.: ИНФРА-М, 2001
2. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.99 №32н).
3. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.99 №33н).
4. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (утв. Приказом Минфина РФ от 06.07.99 №43н).
5. О формах бухгалтерской отчетности: Приказ Минфина РФ от 22.07.2003 №67н.
6. Бочаров В.В. Финансовый анализ. – СПб.: Питер, 2005.
7. Бочаров В.В. Управление денежным оборотом предприятий и корпораций. – М.: Финансы и статистика, 2000
8. Гаврилова А.Н., Попов А.А. Финансы организации (предприятий): учебн. пособие. – М.: КНОРУС, 2008.
9. Ковалева А.М., Лапуста М.Г. Скамай Л.Г. Финансы фирмы: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005.
10. Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003.
11. Павлова Л.Н. Финансы предприятий: Учебник для вузов. – М.: Финансы: ЮНИТИ, 1998.
12. Управление финансами (Финансы предприятий): Учебник / А.А. Володин и др. – М.: ИНФРА-М, 2008
13. Финансы предприятий: Учеб. пособия / Под общ. ред. Н.Е. Заяц, Т.И. Василевской. – Мн.: Выш. шк., 2005.
14. Финансы предприятий: Учебник / Е.С.Стоянова, Т.Б. Крылова, И.Т. Балабанов; под общ. ред. Е.С. Стояновой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2000
15. Финансы предприятий: Учеб. пособие / под ред. М.В. Романовского. – СПб.: Бизнес-пресса, 2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.