--PAGE_BREAK--Процесс планирования затрат в любой сфере в качестве своей первоосновы предполагает изучение их состава и структуры применительно к конкретному виду деятельности.
Производство образовательных услуг – сложный динамичный процесс, характеризующийся многообразием видов деятельности:
учебная;
научно-исследовательская;
учебно-воспитательная;
административно-хозяйственная.
Многонаправленность деятельности ВУЗа определяет его сложную производственно-организационную структуру. Все подразделения Вуза (кафедры, ректорат, деканат, аспирантура, докторантура, методические кабинеты, административно-хозяйственные подразделения и т.п.) при выполнении своих функций несут определенные затраты.
Каждый из ВУЗов имеет свое содержание затрат, которое определяется формой обучения (стационарная, заочная, вечерняя), профилем учебного заведения (технический, гуманитарный, педагогический), степенью подготовки (бакалавры, магистры), и т.д.
Однако при всех отличительных особенностях затраты высших учебных заведений похожи и делятся на две основные группы:
трудовые;
материальные и приравненные к ним.
Трудовые затраты включают в себя три элемента, которые впоследствии и являются обособленными статьями затрат: заработная плата, начисления на заработную плату, стипендиальный фонд.
Материальные и приравненные к ним затраты – это расходы, связанные с создание материально-технической базы ВУЗа и материальным обеспечением учебного процесса. В их составе выделяются следующие основные статьи:
оплата транспортных услуг;
оплата услуг связи;
оплата коммунальных услуг;
расходы на ремонт зданий, оборудования.
Таким образом, процесс планирования затрат учебных заведений основан на планировании их материальных и трудовых затрат.
Одной из основных статей расходов ВУЗа являются расходы на заработную плату.
При определении планового фонда заработной платы исходят из следующей структуры персонала:
профессорско-преподавательский состав (ППС);
учебно-вспомогательный персонал;
административно-хозяйственный персонал.
Плановый фонд оплаты труда ППС определяется путем умножения установленного оклада на одну педагогическую ставку на число педставок и числа месяцев в году (12).
Размер оклада на одну педагогическую ставку определяется умножением коэффициента для данной категории работника по единой тарификационной сетке на установленную Правительством ставку первого разряда. Полученный таким образом тарифный оклад дополняется системой поощрительных начислений (ученая степень, категория, стаж, персональная надбавка и т.д.).
Аналогичным образом, исходя из среднегодовой численности штатных единиц и оклада одной штатной единицы, рассчитывается плановый фонд оплаты труда учебно-вспомогательного и административно-хозяйственного персонала.
Планирование начислений на заработную плату основано на расчете плановых отчислений в Фонд социальной защиты населения.
Планирование стипендиального фонда осуществляется исходя из установленного государством размера стипендий и количества успевающих студентов.
Планирование материальных и приравненных к ним затрат осуществляется в отдельности по каждой статье расходов. Методика расчета планового объема затрат основана на использовании норм расхода средств на одного человека, одного студента, на одно структурное подразделение и т.п. Множественность этих норм и нормативов осложняет процесс планирования материальных затрат. Нередко на практике процесс их планирования сводится к использованию прошлогодних объемов затрат по отдельным статьям с незначительной их корректировкой на текущий момент.
Механизм финансирования вуза за счет бюджетных средств жестко регламентирован законодательно и формируется с учетом потребностей студентов, сотрудников и страны, продвигая высокое качество образования в соответствии с национальными и региональными потребностями.
Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год» от 29.12.2006 г. №191-3 предусмотрены в целом по республике расходы на высшее образование и послевузовское образование в сумме 716 176 161,0 тыс. руб.
Учреждения образования расходуют выделенные средства на внутренние нужды по статьям бюджетной классификации в соответствии с Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь «О бюджетной классификации Республики Беларусь» от 15.03.2007 г. №44.
В целях эффективного управления бюджетными финансовыми ресурсами, усиления контроля за поступлением и целевым использованием государственных средств в Республике Беларусь создана единая централизованная система органов казначейства с подчинением ее Министерству финансов. Применение казначейской системы исполнения бюджета позволяет сконцентрировать оба потока денежных средств (доходный и расходный) на одном счете. В качестве субъектов казначейской системы выступают органы, исполняющие бюджет (отделения и управления казначейства), бюджетополучатели (учреждения образования), органы управления образованием (Министерство образования Республики Беларусь).
Учреждения образования предоставляют бюджетную заявку (смету доходов и расходов) на очередной финансовый год Министерству образования и имеет право осуществлять расходы и платежи в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов.
Проект сметы подписывается руководителем (ректором) и главным бухгалтером и предоставляется в Министерство образования в установленный срок. При рассмотрении проекта сметы вышестоящая организация тщательно проверяет правильность определения основных показателей работы учреждения образования, необходимость, целесообразность и обоснованность включения в смету расходов, соблюдение действующего законодательства и установленных норм расходов. После проверки и уточнения расходов намечается поквартальное распределение сумм ассигнований по каждой статье сметы, что позволяет учитывать сезонный характер отдельных расходов (по заработной плате и налогам на фонд оплаты труда, по коммунальным услугам и т.д.).
Смета утверждается вышестоящей организацией после утверждения бюджета, оформляется подписью министра образования, скрепляется печатью. В исключительных случаях в утвержденные сметы учреждений образования могут вноситься изменения в части перераспределения средств между статьями.
Управление казначейства по территориальному расположению вузов доводит показатели бюджетной росписи до учреждений образования, проверяет своевременность и правильность платежных документов и списывает их с бюджетного счета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу получателей платежа.
Некоторые особенности имеет финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности университета.
Выделение финансовых ресурсов из бюджета планируется на основании сводной заявки на финансирование научной и инновационной деятельности в целом по вузу в разрезе источников финансирования. Заявка на финансирование приобретения специального научного оборудования и проведение научных конференций формируется отдельно.
Ведомственные организации предоставляют заявку на выделение финансирования из бюджета в Комитет по науке и технологиям, который ежегодно готовит сводную заявку на финансирование научной деятельности за счет средств республиканского бюджета по направлениям исследований и представляет ее в Министерство финансов и Министерство экономики для разработки Прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь и расчета норматива средств в целом по учреждениям образования на очередной год.
Министерство финансов перечисляет в установленном порядке средства республиканского бюджета на текущие счета заказчиков для направления этих ассигнований исполнителям.
Объем финансирования по фундаментальным научным исследованиям определяется в процентах от общего объема бюджетных ассигнований на научную, научно-техническую и инновационную деятельность. Ассигнования из республиканского бюджета на проведение фундаментальных научных исследований предусматриваются отдельно для каждого из заказчиков финансовых средств.
Заказчики, которым выделены средства из республиканского бюджета на осуществление научной, научно-технической и инновационной деятельности, обязаны расходовать эти средства строго по целевому назначению и в порядке, установленном Министерством финансов и Комитетом по науке и технологиям, представлять необходимую информацию об их использовании, а также отчеты о выполненных работах.
Для принятия решений о продлении (или прекращении) финансирования работ проводится оценка результатов научных исследований. Характер и содержание результатов научной деятельности зависят от сферы приложения научного труда (естественные, технические, общественные науки) и видов научных исследований (фундаментальные, прикладные). Результаты научной деятельности могут быть подтверждены соответствующими государственными или общественными формами признания (регистрацией изобретения, выдачей патента, изданием монографии и иными формами) и характеризоваться с помощью системы критериев. Результаты научных исследований оцениваются по критериям новизны, значимости для науки и практики, объективности, доказательности и точности.
В целях осуществления контроля за целевым использованием средств вузы ежемесячно составляют «Отчет по исполнению сметы расходов организаций, финансируемых из бюджета» (форма № 2) с предоставлением в Министерство образования и казначейство по месту нахождения учреждения образования. Неиспользованные в течение календарного года ресурсы полностью изымаются в бюджет.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что каждый из ВУЗов имеет свое содержание затрат, которое определяется формой обучения (стационарная, заочная, вечерняя), профилем учебного заведения (технический, гуманитарный, педагогический), степенью подготовки (бакалавры, магистры), и т.д.Однако при всех отличительных особенностях затраты высших учебных заведений похожи и делятся на трудовые и материальные и приравненные к ним.
Трудовые затраты включают в себя три элемента, которые впоследствии и являются обособленными статьями затрат: заработная плата, начисления на заработную плату, стипендиальный фонд. Материальные и приравненные к ним затраты – это расходы, связанные с создание материально-технической базы ВУЗа и материальным обеспечением учебного процесса. Плановый фонд оплаты труда ППС определяется путем умножения установленного оклада на одну педагогическую ставку на число педставок и числа месяцев в году (12).
Выделение финансовых ресурсов из бюджета планируется на основании сводной заявки на финансирование научной и инновационной деятельности в целом по вузу в разрезе источников финансирования.
Глава 2. Расходы на содержание школ и их планирование
2.1 Анализ состава, структуры и динамики расходов на содержание школ
Основными показателями, которые характеризуют объем работы школ и определяют расходы на их текущее содержание, являются количество классов и число учащихся. Количество классов устанавливается по группам классов: 1-4, 5-9 и 9-11 и зависит от общего числа учащихся и наполняемости классов, т.е. числа учеников в среднем на один класс. В настоящее время предельная наполняемость устанавливается в 1-9 классах до 30 человек, в 10-11 (12) классах до 25 человек.
Фактическая наполняемость нередко не соответствует предельной, что связано с плотностью населения, контингентом учащихся, количеством школ в данной местности, типом школьного здания. В сельских районах с незначительной плотностью населения, где нельзя укомплектовать классы по установленным нормам, начальные классы объединяются в классы-комплекты. Класс-комплект в бюджетных расчетах приравнивается к классу.
Количество школ, классов и учащихся определяется на 01 января и на 01 сентября. Число учащихся и классов на 1 января принимается по фактическому состоянию на последнюю отчетную дату с учетом возможного их изменения до конца текущего года. Число учащихся на 1 сентября планируемого года определяется в плане экономического и социального развития с учетом приема, перевода и выпуска учащихся. Прием в первые классы планируется исходя из числа детей, которым до 1 сентября или в сентябре текущего года исполнится 6 лет. Прием в последующие классы определяется исходя из числа учащихся предшествующих классов.
Для упрощения расчетов расходов по школам исчисляется среднегодовой контингент. Исходный контингент финансируется в течение 8 месяцев ( с 1янв до 1сент), а новый – в течение 4 месяцев (с 1сент до конца года). Отсюда расчет среднегодового контингента может быть произведен по следующим формуле:
где Кс – среднегодовой контингент;
Кн и Кк – контингент на начало и конец года;
К1 – исходный контингент.
Расчет производится по группам классов. Среднегодовое количество классов является исходным показателем для определения расходов на текущее содержание школ.
Произведем расчет среднегодового контингента учащихся СОШ №49 за 2006 – 2007 учебный год.
В 2007 – 2008 учебном году среднегодовой контингент увеличился на 2 человека или 0,4 п.п.
На примере сметы расходов СОШ №49 г. Гомеля, находящейся по адресу П.Бровки 34, представленной в таблице 2.1 рассмотрим состав, структуру и динамику расходов общеобразовательной школы по кварталам.
Всего расходы за 2006 год составили 97 204 270,8 бел. Рублей из них наибольшая часть расходов пришлась на четвертый квартал, что составило 53255160 бел. руб. и на третий квартал — 34 226 006,4 бел. рубля.
Из таблицы видно, что наибольший удельный вес в первые 2 квартала занимают закупка товаров и оплата услуг-99,69% и 89,32% или 45629689,8 бел. рублей и 512391,9 бел. Рублей соответственно. Это связано с приобретение СОШ № 49 нового компьютерного оборудования и комплектующих к ним. Следующей по величине идет заработная плата, которая в первом квартале составляла 45,53%, а во втором квартале произошло увеличение удельного веса до 3,9%. На протяжении всего года удельный вес заработной платы оставался стабильным приблизительно 53,8%. Начисления на заработную плату по кварталам колеблются от 15,8% до 18,3%. Так же немаленькую долю составляют расходы на продукты питания 13,43%, снижение расходов на продукты питания было обусловлено оздоровлением учеников старших и средних классов в санаториях Республики Беларусь. Оплата коммунальных услуг составляет от 17 до 20%. В теплое время года существенно снижается за счет отсутствия оплаты потребления тепловой энергии.
В таблице 2.2. мы можем проследить динамику расходов СОШ № 49 за 2006-2007 год. Видно, что абсолютное изменение суммы текущих расходов составило 14520212,75 бел. рублей или 14,94п.п. Расходы на закупку товаров и оплату услуг снизились на 28п.п, заработная плата рабочих и служащих снизилась на 24,7% п.п. или на 2115130,36, что связано с сокращением численности штата школы. Вследствие снижения заработной платы снизились надбавки и начисления на заработную плату 12,1 п.п. и 27 п.п. соответственно. Снижение капитальных расходов в 2007 году на 40,7 п.п. обусловлено приобретением необходимого количества оборудования и окончанием ремонта зданий в прошлом году.
Таблица 2.2-Динамика расходов в СОШ № 49 г. Гомеля за 2006-2007 гг.
Статьи расхода
2006
2007
Отклонения, руб.
Темпы роста,%
Текущие расходы
97204271
111724484
14520212,75
114,94
Закупки товаров и оплата услуг
16960284
12380308,7
-4579975,654
72,996
Заработная плата рабочих и служащих
8565216
6450085,64
-2115130,36
75,306
в том числе: основной оклад гражданских
5174420,4
4753583,89
-420836,5116
91,867
Надбавки к заработной плате гражданских
2077087,2
1827483,99
-249603,2136
87,983
Дополнительная оплата гражданских служащих
275785,2
269026,932
-6758,268
97,549
Оплата труда внештатных сотрудников
0
0
0
0
Прочие денежные выплаты гражданским
1928557,2
1455625,25
-472931,952
75,477
Начисления на заработную плату
2929308
2140191,3
-789116,7
73,061
в том числе: Обязательные страховые взносы
2921444,4
2122425,06
-799019,34
72,65
Страховые взносы в фонд обязательного страхования
7863,6
4930,872
-2932,728
62,705
Приобретение объектов снабжения
2588088
1923902,4
-664185,6
74,337
в том числе: канцелярские принадлежности
172464
129403,608
-43060,392
75,032
Мягкий инвентарь и обмундирование
60000
60000
0
100
Продолжение таблицы 2.2
Продукты питания
2348760
1723840,34
-624919,6608
73,394
Прочие расходные материалы и предметы
6864
6864
0
100
Командировки и служебные разъезды
26606,118
27384
777,882
102,9
В том числе: Командировки и служебные разъезды
14484
13633,8
-850,2
94,13
Оплата транспортных услуг
423972
403578
-20394
95,19
Оплата услуг по связи
199980
192680,046
-7299,954
96,35
Оплата коммунальных услуг
2311440
1426340,59
-885099,4128
61,708
В том числе: оплата потребления тепловой энергии
1617516
997163,011
-620352,9888
61,648
Оплата потребления газа
112968
112968
0
100
Оплата потребления электрической энергии
375480
309155,52
-66324,48
82,336
Прочие коммунальные услуги
418776
280835,744
-137940,2556
67,061
Прочие текущие расходы по закупке товаров
73632
43295,28
-30336,72
58,8
Оплата текущего ремонта оборудования
42060
27265,08
-14794,92
64,824
Оплата текущего ремонта зданий и помещений
8904
801,36
-8102,64
9
Прочие текущие расходы
22668
11407,68
-11260,32
50,325
Субсидии и текущие трансферты
52920
38471,712
-14448,288
72,698
Субсидии
0
0
0
0
Трансферты населению
52920
38483,3856
-14436,6144
72,72
В том числе: Выплаты пенсий и пособий
0
0
0
0
прочие трансферты населению
207624
75119,2594
-132504,7406
36,18
Капитальные расходы
1440000
853920
-586080
59,3
Капитальные вложения в основные фонды
1440000
345888
-1094112
24,02
Приобретение оборудования и предметов
240000
51576
-188424
21,49
приобретение непроизводственного оборудования
240000
177912
-62088
74,13
Капитальный ремонт
1200000
864240
-335760
72,02
Капитальный ремонт объектов социального назначения
1200000
583590
-616410
48,633
Итого:
98644271
112578404
13934132,75
114,13
продолжение
--PAGE_BREAK--