Реферат по предмету "Философия"


Диалектика как философская концепция развития

План:
Введение
1.        Понятиедиалектики. Исторические формы диалектики
2.        Основные принципыи законы диалектики
3.        Альтернативыдиалектики
Заключение
Литература

Введение
 
Постоянно развивающаяся борьба старого и нового,противоположного и противоречивого, возникающего и исчезающего приводит мир кновым структурам. Сама эта борьба объективно предполагает необходимостьдиалектики — научной теории развития, метода познания природы, общества имышления.
Всё, что происходит в мире, а именно: изменение, движение иразвитие — подчиняется законам диалектики. Диалектика как наука представляетсобой стройную систему экономических, социально-политических и философскихвзглядов и является бесценным творением человеческого разума.

1. Понятие диалектики. Исторические формы диалектики
Диалектика — учение о наиболее общих закономерных связях истановлении, развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении методмышления и действия.
Диалектика как термин используется в смысле отражениевсеобщих законов движения и развития объективной действительности.
Диалектика как понятие употребляется в трёх значениях:
1) Под диалектикой понимается совокупность объективныхдиалектических закономерностей, процессов, действующих в мире независимо отсознания человека. Это диалектика природы, диалектика общества, диалектикамышления, взятая как объективная сторона мыслительного процесса. Этообъективная реальность.
2) Субъективная диалектика, диалектическое мышление. Онапредставляет собой отражение объективной диалектики в сознании.
3) Философское учение о диалектике или теория диалектики.Выступает как отражение отражения. Называется учением о диалектике, теориейдиалектики.
В историческом плане принято выделять три формы диалектики: стихийнаядиалектика Древней Греции, идеалистическая диалектика немецкой классическойфилософии и материалистическая диалектика XIX века.
Само понятие диалектика родилось в древнегреческой философии,где с развитием античной демократии стало высоко цениться умениеполемизировать, убеждать, обосновывать свою точку зрения. Под диалектикойпонимали искусство спора, умение находить противоречия в мыслях собеседника,плодотворно развивать обсуждаемую тему, искусство классификации понятий,разделения вещей на роды и виды.
Выдающимся диалектиком является Гераклит. Диалектика у него —это концепция непрерывного изменения, которое мыслится им в пределахматериального космоса и в основном является круговоротом вещественных стихий —огня, воздуха, воды и земли. Все течет, все изменяется, в одну реку нельзявойти дважды, поскольку в каждый момент она все новая и новая.
Диалектике Гераклита присущи идеи становления, единства иборьбы противоположностей, совпадения абсолютного и относительного. Обращаявнимание на источник изменения и развития, Гераклит по-прежнему оставлял в тенипроблему поступательности развития. Его мысль была сосредоточена в основном наповторяемости и круговороте. Он еще не ставит проблемы скачкообразностипроцесса развития вещей и явлений, перехода одного качества в другое, в своюпротивоположность. В теории познания Гераклит начинал с сенсуализма (отлат. sensus— восприятие, чувство). Он учил осовпадении судьбы, необходимости и разума, развивая учение о единствепротивоположностей. Его диалектика наивна, но правильна, разработана в общейформе и не дошла до частностей.
Гераклит — первый греческий философ, вышедший за рамки чистонатуралистических построений мистики чисел и религиозно-этических исканий. Онсделал во многом успешную попытку определить единую объективно-логическуюзакономерность, лежащую в основе всякого процесса и состояния.
Аристотель считает изобретателем диалектики Зенона. Онпротивопоставил мышление чувственно-воспринимаемому, подметил неустойчивость,текучесть человеческих ощущений и чувственного бытия. Он отводил главную роль впознании мышлению. Зенон впервые попытались выработать понятие единого бытия исделали его основой философствования. Единое бытие понимается у него какнепрерывное, неизменное, нераздельное, одинаково присущее в каждом мельчайшемэлементе действительности. Оно исключает любую множественность вещей в ихдвижении. Зенон разработал сорок апорий, направленных против движения и противмножественности вещей. Он указал на противоречивость конечного и бесконечного,прерывного и непрерывного.
Платон представил диалектику как метод анализа и синтезапонятий. Понятия возникают не как итог обобщения чувственных данных, а врезультате вспоминания душой идей, которые она когда-то созерцала всверхчувственном мире, еще не будучи связанной с человеческим телом. У Платонадиалектика не только метод отыскания истины, но и учение о мире истинного бытиякак сферы вечных и неизменных идей.
В отличие от Платона Аристотель считал, что диалектика имеетдело не с истинным, а с вероятностным знанием. Он ввел термин«противоположности». Аристотель, стремясь познать сущность вещей через ихпонятия, в центр внимания поставил отношение общего к частному. Он первым создалсистему логики, главную задачу которой видел в установлении правил получениядостоверных выводов из определенных посылок.
В средние века диалектика становится одной из теологическихдисциплин, включавших в себя логику и силлогистику. Несмотря на господство вцелом метафизического мировоззрения, философия Нового времени также выдвигаетцелый ряд замечательных диалектических идей (Декарт, Спиноза, Лейбниц).
Особое место диалектика приобретает в работах представителейнемецкой классической философии, т.к. именно здесь впервые в истории философиибыла разработана целостная диалектическая концепция развития, поколебавшаягосподство метафизического метода. Самой развитой формой этой диалектикиявилась диалектика Гегеля. Однако, у истоков этого метода, предлагая порой неменее интересные и неортодоксальные ее разновидности, стоит все же Кант с егоантиномикой чистого разума. Диалектический метод пронизывает все разделы гегелевскойсистемы философии.
Диалектику, или метод развития, согласно Гегелю, следуетпонимать как методическое обнаружение и разрешение противоречий, содержащихся впонятиях. Сами противоречия Гегель понимал как столкновение противоположныхопределений и разрешение их путем объединения. Главной темой его диалектикистала идея единства взаимоисключающих и одновременно взаимно предполагающихдруг друга противоположностей, или тема противоречия. Оно полагается Гегелемкак внутренний импульс развития духа, который шаг за шагом переходит отпростого к сложному, от непосредственного к опосредствованному, от абстрактногок конкретному и все более полному и истинному результату. Такое прогрессирующеедвижение вперед придает процессу мышления характер постепенно восходящего рядаразвития. Высшая ступень развития включает в себя, таким образом, низшую, апоследняя отменяется в ней именно в этом двойственном смысле. Именнодиалектический метод позволил Гегелю критически переосмыслить все сферысовременного ему знания и культуры. В философии марксизма диалектика понимаетсякак учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия ипознания, а также как основанный на этом учении метод творчески познающегомышления. Таким образом, Маркс и Энгельс, вскрыв под мистической оболочкойсаморазвития гегелевской объективной идеи ее рациональное зерно, выработалиматериалистическое понимание диалектики.
В философии наших дней воспроизводятся и различныемодификации иного понимания диалектики. Каждая из них акцентирует иабсолютизирует какое-то реальное качество бытия и сознания человека в егопроекции на всю окружающую действительность.
2. Основные принципы и законыдиалектики
Издавна в истории философии под принципами понималось нечтопервичное, не нуждающееся в доказательстве, само собой очевидное. Принциптрактовался как основополагающее суждение о бытии. В качестве принциповобъяснения мира как единого Космоса у древних мыслителей выступали идеи остихиях, первоначалах природы (вода, воздух, огонь). Идеалисты навязывалипринципы природе, выводили их из мышления, а не из внешнего мира. Таковгегелевский принцип разумной действительности. Между тем, как и любые явлениясознания, принципы вторичны. Они – продукт философского познаниядействительности. В отличии от понятий диалектики ее принципы суть наиболееобщие идеи. Идея – это особая форма мысли. В ней не только в концентрированномвиде выражено мировоззренческое знание, но и дается нормативная ориентацияпознавательной и практической деятельности человека. Среди основных идейматериалистической диалектики особо выделяется принципы всеобщей взаимосвязиявлений и принцип развития.
Закон – это объективное, необходимое и существенноеотношение, имеющее устойчивый и повторяющийся характер. Как общее отношение длявсей совокупности явлений закон не терпит исключений. При одних и тех жеусловиях действие закона непременно и однозначно. Именно данные особенностиобъективных законов природы и общества позволяют человеку сознательноиспользовать их в своей практической деятельности.
В зависимости от пространства действия различают законыспецифические (функционирующие в какой-либо конкретной сфере бытия), общие(присущие в целом природе или обществу) и всеобщие, или законы диалектики. Какэлементы материалистической диалектики ее законы выражают универсальныесущественные связи бытия. Выступая по своей логической форме в виде суждений,законы диалектики являются отношением единства противоположных категорий:сущности и явления, качества и количества, возможности и действительности,отдельного и общего.
Закон единства и борьбыпротивоположности — основной закон диалектики. Этот закон определяется каксуть, ядро диалектики, так как он раскрывает самую существенную сторонуразвития – его источник и причину.
Единство и борьбапротивоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего.
Основные понятия закона –понятие диалектических противоположностей. Это такие две стороны единого,целостного предмета, явления, процесса, которые взаимно определяют и вместе стем отрицают, исключают друг друга в своем существовании: в математике – плюс иминус; в физике – положительное и отрицательное.
Единствопротивоположностей временно. Борьба противоположностей абсолютна.Взаимоотношение единства и борьба противоположностей составляет противоречия.Развития рассматривается как процесс возникновения, развития и разрешенияпротиворечия.
Противоречия бывают:
Внутренние –характеризуют противоборство, столкновение сторон, тенденций внутри самогопредмета.
Внешние – этопротиворечия между различными предметами. Определяющими противоречиями являютсявнутренние.
Основные противоречие –это противоречие, определяющее всю совокупность других противоложностей.
Не основные – этопроизводное противоречие, результат и следствие основного.
Антагонистическиепротиворечия – это противоречия между классами и другими социальными группами,характеризующиеся особой остротой, резкой враждебностью между ними. Нередко формойразрешения таких противоречий является социальные революции.
Неантагоническиепротиворечия – это противоречие разрешение которых возможно на путях реформ,эволюционных преобразований, это усовершенствование предмета, процесса,явления.
Неантагоническиепротиворечия можно в соответствующих условиях перерабатывать в антагоническое,и наоборот, антогонизм может ослабевать, превращаться в неантагонистическоепротиворечие.
Закон взаимного переходаколичественных и качественных изменений раскрывает внутренний механизмразвития, показывает, как непосредственно происходит этот процесс.
Основные категории,посредством которых выражается содержание закона, — это качество, количество,мера, свойство, диалектический скачок.
Качество характеризуетсявнутреннюю определенность предмета, тождественную бытию предмета, самому егосуществованию. Исчезновение качества ведет к исчезновению предмета илипревращению его в другой предмет.
Количество – это внешняяопределенность предмета, изменение которой в некоторых границах не влечет засобой изменения. Количественные характеристики включают такие показатели, какмера, объем, степень развития того или иного предмета или явления.
Границы, в которыхизменение количества происходит без изменения качества, называется мерой. Аточка, в которой происходит изменение качества и переход его в новоекачественное состояние, — это узловые точки меры.
Сущность закона состоит втом, что при накоплении количества и достижении узловой точки меры происходитпереход одного качественного состояния в другое. Возникшее новое качествооткрывает новые возможности для количественного роста.
Этот процесс переходаосуществляется посредством диалектического скачка. Форма или тип скачка зависитот особенностей развивающегося предмета.
Закон отрицания отрицанияпоказывает направление тенденции развития. Диалектическое отрицание – это такойвид отрицания, который указывает на связь, преемственность междупредшествующими и последующими ступенями развития. Диалектическое отрицаниехарактеризуется такой чертой как объективность. Субъективного отрицания небывает, существуют субъективное мнение, субъективная оценка. Отрицание по своейоценке объективно. Вторая его характеристика – всеобщность. Все в мирепроисходит через отрицание одних элементов, сторон, свойств развивающегосяпредмета и возникновение новых сторон, свойств. И, наконец, третьей характеристикойдиалектического отрицания является его специфичность. То есть отрицание всегдаосуществляется специфическим способом, определяемым как внутренней природойразвивающегося предмета, так и условиями, в которых осуществляется процессразвития.
Схематическим выражениемданного закона является спираль, раскрывающая и преемственность, цикличность,повторение каких-либо ступеней развития, и поступательность в развитии.
3. Альтернативы диалектики
Диалектический метод посвоей сущности альтернативен метафизическому и эклектическому. Диалектика какспособ мышления и миропонимания также противопоставляется софистике.
Метафизика отрываетпротивоположности друг от друга, не видит их связи или их противоречия.Метафизический способ мышления «за отдельными вещами не видит их взаимнойсвязи, за их бытием — их возникновения и исчезновения, из-за их покоя забываетих движение, за деревьями не видит леса».
Представления ометафизике приобретут более конкретный вид, если сравнить две концепцииразвития — диалектическую в метафизическую. Метафизическая рассматриваетразвитие как только уменьшение или увеличение (т.е. как только количественныеизменения) или как только качественные изменения без каких-либо количественныхизменений, т.е. отрывает противоположности друг от друга. Далее, метафизическаяконцепция видит источник развития только во внешнем воздействии на вещь.Наконец, она рассматривает развитие или как движение по кругу, или только какдвижение по восходящей или нисходящей прямой и т.п.
Диалектическая жеконцепция видит источник развития в единстве и борьбе противоположностей,рассматривает развитие как единство количественных и качественных изменений,как единство постепенности и скачков, как развитие по спирали.
Экстремизм в любом делетакже метафизичен, как реакционная позиция. Метафизик впадает в крайности,хочет найти единственное средство для социальных преобразований.
Диалектике чуждаодносторонность метафизики, она не совместима ни с догматизмом, ни срелятивизмом, которые произрастают на почве метафизического отрыва абсолютногои относительного друг от друга, она отвергает шараханье из одной крайности вдругую, претензию судить обо всем только «со своей колокольни».Диалектика стремится к всестороннему изучению вещей и отрицает эклектическое,произвольное выхватывание то одного, то другого в вещи.
Эклектика (греч. еklego — выбираю) — метод мышления, соединяющий в одном построений, одном отношениивзаимоисключающие принципы. Эклектик непоследователен, его взглядыпротиворечивы. Французский философ Виктор Кузен утверждал, что философскаясистема может быть создана из истин, содержащихся в самых различных учениях. Эклектическийспособ мышления не требует четкого обоснования для соединения в представлении опредмете мысли разностороннего содержания. На определенном этапе познанияреальных объектов это не лишено смысла, позволяет собрать и держать в полезрения информацию, которая «имеет отношения к делу». В научном познании такженередки ситуации, когда отсутствует теория исследуемого объекта, а имеющиеся онем знания соединяются в общий блок только на том основании, что они описываютданный объект. Однако в целом такой метод мышления является малопродуктивным,поскольку нивелирует эвристическую ценность и объяснительные возможностиконкурирующих подходов и представлений концептуальных схем, тормозя тем самымпроцесс исследования.
Софистика – это способрассуждения, основанный на преднамеренном нарушении законов и принципов логики,на употреблении ложных доводов и аргументов, выдаваемых за правильные. Наиболеераспространенный софистический прием – подмена предмета рассуждения, основаннаяне на игре слов, а на временами трудноуловимой подмене рассуждений оботношениях между объектами в посылках рассуждениями о самих объектах в выводах,неправомерном переходе от одного уровня реальности к другому в контексте одногои того же рассуждения.

Заключение
Особенности диалектикикак миропонимания и способа мышления были и остаются предметом пристальногофилософского внимания, так как во-первых существовали и существуют ееальтернативы, по отношению к которым надо доказать ее преимущества; во-вторыхнадо системно представить ее собственное содержание. Усилия в этом направленииклассической немецкой философии в настоящее время приняли форму работы посозданию теории диалектики, как общей теории развития, логики и теориипознания. Хотя и на сегодняшний день она остается незавершенной.
В современном сложном ипротиворечивом мире возрастает роль диалектики как метода и диалектическойлогики как науки об этом методе, его нормах мышления. Надо учиться предвидетьпечальные последствия хороших начинаний, надо бояться односторонности,очернительства и «розовых очков», следует овладевать умением вестидискуссии через разрешение противоречий, находить пути объединения различныхсил при достижении добрых, чистых целей или разрешении проблем. Без учета ядрадиалектики невозможно правильное решение проблем самостоятельности республик исуществования федерации, простора для рыночных отношений и плановости,существования различных видов собственности, свободы и ответственности и т.д.Диалектика и творчество неотделимы. Быть диалектиком — значит избегатьпредвзятости и субъективизма, утопий и отсталости.

Литература:
 
1.      Волчек,Е.З. Философия: учеб. пособие с хрестоматийными извлечениями / Е.З. Волчек. —Мн.: ООО «Современная школа», 2005. — 544 с.
2.      ВолковЮ.Г., Нечипуренко В.И., Социология: Курс лекций: Учебное пособие., Ростов-н/Д: Феникс,2000 — 512 с.
3.      КалмыковВ.Н. Основы философии:Учеб. пособие/ В.Н. Калмыков. – Мн.: Выш. шк., 2003. — 541 с.
4.      Канке В.А. Философия. – М.: Гуманитарный издательскийцентр ВЛАДОС, 1997. – 352 с.
5.      ТихонравовЮ.В. Философия. — М.:ЗАО «Бизнес-школа „Интел-Синтез“, 1998. — 304 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Pro Choice Letter To The Editor Essay
Реферат Дисперсія імпульсів в одномодових волокнах
Реферат Разработка инвестиционного проекта открытия ресторана китайской кухни
Реферат Факторы экономического подъёма фашистской Германии
Реферат Судебные штрафы. Рассмотрение дел о фактах, имеющих юридическое значение
Реферат Раневая инфекция
Реферат Трансформации при переводе (на материале общественно-политических текстов)
Реферат Особенности экономической модели США
Реферат Анализ особенностей функционирования агломератов звукоизобразительных единиц в художественных текстах
Реферат Новый многодисковый вариатор с «мягкой» рабочей характеристикой
Реферат Проект модернизации одноковшового экскаватора с целью повышения производительности и экономической
Реферат Формирование ценностей ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя
Реферат Ах, война, что ж ты, подлая, сделала Булат Окуджава
Реферат «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения»
Реферат СССР в 20 е 30 е годы