Реферат по предмету "Философия"


Диалектическая философия Гегеля 2

Содержание
Введение
1. Система гегелевской философии
2. Гегелевская диалектика
Заключение
ЛитератураВведение
Секрет системы философии Гегеля состоит в том, что ее понимание (внедиалектической философии) существенно было и есть в частях, как состоящей изчастей, а должно быть в различении. Более того, вне «системы философии Гегеля»,понимаемой только как Энциклопедия философских наук, остаются феноменологиядуха и философия истории – важные составляющие философии Гегеля. Главное, неучитываются положения философии Гегеля, находящиеся в инобытии для нее. Еслиочень хочется использовать термин «система», то следует признать Энциклопедиюфилософских наук частной системой, подсистемой – это, например, системареальных наук философии или энциклопедическая система. Но это – не система(всей) философии Гегеля, что, надеемся, очевидно.
Кроме того, понимать систему философии Гегеля, как систему, значитотрывать познание философии Гегеля от объективной совокупности знаний, отсистемы всеобщих знаний, изложенных конкретным образом Гегелем, т.е. от{системы (знаний) философии}, изложенной Гегелем, что есть недопонимание кем-тосамого существа знаний или даже преднамеренная акция в целях умаления значенияфилософии Гегеля.
И еще один момент. Если ограничить систему философии Гегеля толькоЭнциклопедией, то его известная фраза из «Науки логики»: «Бытие естьнеопределенное непосредственное», устанавливает либо определение бытия из себя,чего не может быть в силу его данной неопределенности, либо наличие чего-товнешнего к бытию, что не входит в Энциклопедию, но не может не входить всистему философии Гегеля. Поэтому Энциклопедию, и то при великом желании, можноназвать только частной системой, подсистемой философии Гегеля.1. Система гегелевской философии
Завершением классического немецкого идеализма явилась философская системаГегеля. Собственные этапы диалектической философии – диалектическая философияГегеля и современная диалектическая философия. Они обусловлены различнымипроцессами: соответственно, феноменологизацией духа и феноменологизацией идеи,обуславливающими различные фазы (сферы) и процессы постижения, а также,соответственно, поэтапную актуализацию науки логики: напр., сейчас уже можноговорить о завершенной науке логики (хотя нельзя говорить об ее окончательномнаполнении).
Эпистемологически собственные этапы диалектической философии определяются,соответственно, познанием понятия единства различности и неразличности ипостижением отсутствия единства различенности и неразличенности.
Единство двух этапов диалектической философии – единство непротиворечия –обуславливает истинностную ее мощь, определяющую ее совершенное познание имощнейшие технологии. Важнейшей характеристикой философии Гегеля является ееединство с ее диалектической составляющей, с диалектической философией Гегеля.Поэтому достаточно распространенный термин «диалектическая философия Гегеля»имеет два понимания. Первое понимание, в обычном своем значении, соответственнотому, что философия Гегеля диалектична, является диалектическим учением. Второепонимание, которое идентифицировано и имеет свое раскрытие только в современнойдиалектической философии, определяется собственно диалектической составляющейфилософии Гегеля, непосредственно освобожденной от личногообщественно-политического мировоззрения великого мыслителя и представляющейсобою диалектические знания (действительные знания).[1]
Диалектическая философия (в) философии Гегеля – начинающаясянепосредственная актуализация диалектической философии, которая непосредственнов духе, всецело соответствует развитию духа, собственно, почему и былаактуализирована грандиозная философия Гегеля. Познание совпало с бытием, вдвуединстве могло быть изложено и было актуализировано**. (Отсюда следуетгегелевское представление о познании бытия через понятие, в частности, о том,что оно является истиной нечто; так что в понятии нет никакой мистики.)
Таким образом, в современной диалектической философии и в Новейшейфилософии  используются два различающихся термина: «философия Гегеля» –диалектическое учение, и «диалектическая философия Гегеля» – составляющаяучения великого мыслителя; а в недиалектическом смысле можно говорить лишь офилософии Гегеля (и о ее собственном воспроизведении).
Но следует все же отметить, что воспроизведение диалектической философииГегеля (как составляющей) есть продолжение и развитие непосредственно философииГегеля. Поэтому также можно сказать, что воспроизведение диалектическойфилософии Гегеля есть воспроизведение философии Гегеля (напр., в объективнойсфере).
Иными словами, для Новейшей философии развитие диалектической философииГегеля есть современная диалектическая философия, в частности, дополняющаяисследования бытия Изначальностью и положениями миросоздания, а развитиефилософии Гегеля есть Новейшая философия, в частности, дополняющая содержанияЭнциклопедии и областей диалектического познания.
Наука идеи – всеобщее постижение. Если рассмотреть употребление термина «наука» в труде «Наука логики», тоследует обратить внимание на то, что, во-первых, Гегель делает акцент на опыте,но не на эксперименте. Иными словами, великий мыслитель, в первую очередь,определяет сверхчувственность некоторой науки, а не ее рациональность(свойственную  обычным наукам). Во-вторых, эта, отдельно действующая наука,согласно Гегелю, – царство духа, что дает понимание кардинального отличия наукиот общепринятых наук и от науки логики или логики как науки (о логикефилософских наук и о формальной логике здесь речь вообще не идет). В-третьих,поэтому, в труде «Наука логики» некоторая наука выступает не как исследование,а как «имеющаяся идентификация»: понимание Логики, неизначальной объективности,моментов мышления (а не мышления) и т.д.
Таким образом, надо оговаривать особое значение термина «наука» (внастоящее время выделяемого курсивом), особенно, в приложении к термину«философия».
Наука (всегда курс.) или наука идеи (введенное синтетическое название) –система всеобщего постижения, полагаемая идеей и ведущая к философии.[2]
В первую очередь, следует понимать, что наука полагается идеей ивключается в науку логики, является ее образующей составляющей. (При этомтребуется учитывать сложность композиции сфер познания в гегелевской философии.Так, в современной диалектической философии произведена отдельная идентификациявзаимно связанных терминов «Логика», «Логика», «логика», «диалектическаялогика», «феноменология логики», «наука» и [синтезирующая] «наука логики».).
Следует также понимать, что наука диалектически актуализируется не как(некоторая конкретная) наука (без курсива), в частности, философская (например,этика), а, согласно труду Гегеля «Наука логики», как наука вообще,диалектическая область, ведущая к постижению философии и объективности.
Поэтому наука является началом пути к философии, но и, в определенномсмысле, ее опосредованной частью; философия образует науку и науки, но тольконаука представляет философию. И ясно, что наука – не философия, наука служитактуализации знаний и представляет философию в бытии.
Именно в науке определяется начало для науки логики, т.е. вне последней,но в ее образующей составляющей (здесь имеется указанная Гегелем, но нераскрытая, хитрость начала, теперь, же следует сказать – одна из егохитростей), и науку логики следует начинать с неопределенного непосредственного(см. п. «С чего следует начинать науку» труда Гегеля «Наука логики»).
Наука является началом пути к философии и представляет философию в бытии.Наука «являет себя как некоторый завитый в себя круг, в начало которого (впростое основание) опосредствование вплетает обратно его конец; при этом кругэтот есть круг кругов, ибо каждый отдельный член, …есть начало некоторогонового члена. Фрагменты этой цепи суть отдельные науки..
Одним из основных методов науки является метод определенного отрицания.Наука понимается в смысле постижения и в смысле постижения:
·         в первом смысле наука есть постижение(всеобще объективное само, соотносимое с мышлением). Наука, согласно Гегелю,есть духа действительность и царство, которое он создает себе в своейсобственной стихии»
·         во втором смысле наука естьдиалектическое постижение (познание диалектической философии, соотносимое сдиалектикой). Наука есть исследование и изложение определенной актуализациифилософии в бытии.
В Новейшей философии, когда познание движется уже на уровне феноменологийидеи, наука понимается и как движение в действительном разума. Поэтому наукаопределяет (но не полагает) не только науку логики, но в Новейшей философии инауки-логики-продолжение.
Теперь, в силу Второго акта осознания себя идеей, науку следует начинатьсызнова. Началом движения далее является новое (второе) начало или порожденноеиз первого (второе) неопределенное непосредственное – неопределеннонепосредственная область, включающая наличное бытие в самое себя как часть иобозначенная как «Начала…», – которое, во-первых, является и вторым началом(продолжения) науки, которой придется отразить весь процесс абстракции,проделываемый заново идеей (науки-логики-продолжение), и началом современнойнауки, и, во-вторых, есть отрицание отрицания, и пронзающее идею теперь иполагающее, в частности, основание нового движения (развития) философии Гегеля– ее воспроизведение.[3]
Гегелевская философская система вбирает в себя логику и философию природы,антропологию и психологию, философию права и этику, философию государства игражданского общества, философию религии и эстетику, историю философии ифилософию истории и др. Она вбирает в себя диалектику как систему принциповзаконов и категорий. Однако его философская система сдерживает диалектику, ибоимеет как бы законченный характер: в его философии абсолютная идея полностьюпознает себя, завершив тем самым процесс познания, а в прусской монархииобретается «венец всего здания» как наиболее совершенном воплощении разума вжизни человечества.
Система диалектической философии есть достояние самой философии. Пониманиесистемы диалектической философии Гегеля или диалектической философии, очевидно,относимой к термину «философия» (что, собственно, следует из обсуждаемогоназвания), связано с пониманием, в первую очередь, самой философии...
Но бесспорным является и то, что довлеющее материалистическоемировоззрение и установившиеся в философских науках догмы по ряду причин еще непозволят общественному сознанию (а, следовательно, и отдельно личностнымсознаниям) признать философию саму и выйти из узости восприятия мира, в которойпонимание системы диалектической философии Гегеля просто невозможно. Поэтомуобщедоступное понимание системы диалектической философии пока остаетсяневозможным.
Субстанциальная форма духа перестроилась – современная диалектическаяфилософия, и уже спадают увядающие листья, но многие из них все еще надежнодержатся за свои места, не давая возможности расти никакому новому. Но времяидет и берет свое – увядающие листья исчезнут. И диалектическое познание займетсвое место; а пока, смотря на увядание, спокойно, как почки, набухает...2. Гегелевская диалектика
Величайшая роль принадлежит Гегелю в разработке проблем диалектики. Он далнаиболее полное учение о диалектическом развитии как качественном изменении,движении от низших форм к высшим, переход старого в новое, превращение каждогоявления в свою противоположность. Он подчеркнул взаимосвязь между всемипроцессами в мире.
Диалектическая философия Гегеля и современная диалектическая философия,используя известное определение Гегеля относительно бытия и ничто, суть одно ито же, но они различны, ибо непрестанно соотносятся друг с другом, создаваяновые знания в Новейшей философии (поэтому она отлична от философии Гегеля).
Диалектическая философия Гегеля и современная диалектическая философияодинаковы в следующем.[4] Они
— определяют, что религия – высшее представление общественного сознания,
— понимают Логику, как царство чистой мысли,
— обладают элементами наддействительных знаний.
— являются, как диалектическая философия, разумной защитой от оккультизма,мракобесия, материализма и атеизма.
Но современная диалектическая философия имеет коренное отличие отдиалектической философии Гегеля, определяющееся в смысле уровня движенияпознания: современное движение познания осуществляется на более высокой ступени(о чем писал сам Гегель; см. ниже); если диалектическая философия Гегеляопределена постижением духом себя (феноменология духа), то процесс ее развития,продолжение философии великого мыслителя, определяется противоречием себя идеи.
Гегель разработал идеалистическую форму диалектики: он рассматриваетдиалектику категорий, их связи и переливы друг в друга, развитие «чистой мысли»- абсолютной идеи. Он понимает развитие как самодвижение, как саморазвитие,происходящее на основе взаимопроникновения противоположностей: посколькуявление противоречиво, оно обладает движением и развитием. У него каждоепонятие находится во внутренней необходимой связи со всеми остальными: понятияи категории взаимно переходят друг в друга. Так, возможность в процессеразвития превращается в действительность, количество — в качество, причина — вследствие и обратно. Он подчеркивает единство противоположных категорий — формыи содержания, сущности и явления, случайности и необходимости, причины иследствия и т.п.
И первое бытие (см. начало труда Гегеля «Наука логики») вошло впротиворечие с природой, можно сказать, что оно стало тесно и природе, и идее;расширение – неизбежно. И идее придется, определяя словами К. Маркса, проделатьвесь процесс абстракции (заново или в продолжении: на кругах), для чегоследует, по меньшей мере, пойти дальше. И это – так, ибо, по определению самогоГегеля, чистая истина, как последний результат, становится также и началомнекоторой другой сферы.[5]
Более того, изнутри себя также и бытие обрекает идею на ее изменение, ейприходится переосознавать себя, ибо (начавшаяся несобственная) субъективность вбытии довлеет в нем и («теперь») над идеей, причем в ее случае более чемобъективное и ее собственное. Для идеи наступило в себе отрицание, что и сталообъективным для либо нового процесса ее абстракции, либо продолжения процессаее абстракции.
Таким образом, идея переходит на другой круг своей абстракции, своегоразвития, что есть задействование новой (современной) актуализациидиалектической философии и диалектического познания в целом – Новейшаяфилософия, главным отличием которого является преодоление ограниченностипроцесса в себе объективно сущей идеи.
Поэтому в современной диалектической философии определяется тотальноепостижение, существенное в духе, но  в движении в новой сфере, когдаопределяется процесс утверждения и развития умозаключения о духе, в которомнаука проявляется как объективное познание и сызнова движущееся познание,предпосылкой которого является всеобщность и внеположенность, в качествепроцесса для себя объективно сущей идеи, теперь уже неотрывной для нас отпроцесса миросоздания (поэтому в Новейшей философии преодолена субъективностьпознания и ограниченность процесса в себе объективно сущей идеи).
Поэтому если для диалектической философии Гегеля существенна былафеноменология духа, то для современной диалектической философии актуальнымиоказываются феноменологии идеи. [6]
Различение феноменологии духа (раскрытой Гегелем) и феноменологий идеи(раскрываемых в современной диалектической философии), а также  развитиепознания в различных сферах (в силу движения идеи и осознания себя идеей)определяют развитие диалектической философии Гегеля и ее отличие от современнойдиалектической философии (соответственно, различие философии Гегеля и Новейшейфилософии).
Таким образом, современная диалектическая философия отличается отдиалектической философии Гегеля наличествующим привнесенным противоречием себяидеи и последующим развитием духа, т.е. познанием на более высокой ступени.Относительно этого сам Гегель написал следующее. «В своем уходе в себя он [дух]погружен в ночной мрак своего самосознания, но его исчезнувшее наличное бытиесохранено в этом мраке; и это снятое наличное бытие – прежнее, но вновь рожденноеиз знания – есть новое наличное бытие, некоторый новый мир и духовноеформообразование. В нем дух должен столь же не предвзято начинать сызнова,придерживаясь его непосредственности, и заново вырастить себя из него, словновсе предшествующее было потеряно для него, и словно он ничему не научился изопыта предшествующих духов… все же начинает он на ступени более высокой».
Он показал внутреннюю противоречивость, взаимопроникновения и переходытаких «парных категорий». Для него категории и по форме и по содержанию ненуждаются в чувственно воспринимаемом материале: они как чистые мысли и ступениразвития абсолютной идеи сами по себе содержательны и поэтому составляютсущность вещей. Раскрывая диалектику категорий как чистых мыслей, будучиубежденным в тождестве бытия и мышления, Гегель считал, что излагаемая имдиалектика категорий проявляется во всех явлениях мира: она всеобща, существуетне только для философского сознания, ибо «то, о чем в ней идет речь, мы уженаходим также и в каждом обыденном сознании и во всеобщем опыте. Все, что насокружает, может быть рассматриваемо как образец диалектики»[7].
Гегель создал фактически непревзойденную до сих пор систему категорийдиалектики. Определения категорий поражают своей точностью, лаконичностью иглубиной. Он дает такие определения, которыми мы можем воспользоваться исегодня: «результат есть снятое противоречие», «качество есть определенно сущее»,«мера — это качественное количество или количественное качество»,«действительность — единство сущности и существования», «случайность — то, чтоне имеет причину в самом себе, а имеет в чем-то другом» и др.
Категории у Гегеля плавно и органично переходят друг в друга. Он видитсвязь таких категорий, как сущность, содержание, общее, необходимое, закон, илитаких, как явление, форма, единичное, случайное.
Гегелю принадлежит открытие основных законов диалектики: законаколичественно-качественных изменений, закона взаимопроникновенияпротивоположностей и закона отрицания. Через диалектику категорий онрассматривает механизм действия основных законов диалектики. Вещь есть то, чтоона есть благодаря своему качеству. Теряя качество, вещь перестает быть самасобой, данной определенностью. Количество — это внешняя для бытияопределенность, характеризует бытие со стороны числа. Дом, говорил Гегель,остается тем, что он есть, независимо от того, будет ли он больше или меньше,так же как и красное остается красным, будет ли оно светлее или темнее.Подчеркивая всеобщий характер закона количественно-качественных икачественно-количественных изменений, Гегель показал его своеобразныепроявления в каждом отдельном случае.
Другой закон — взаимопроникновение противоположностей — позволилГегелю обосновать идею саморазвития, ибо в единстве и борьбе противоположностейон видит основной источник развития. Гегель гениально угадал в противоречияхмышления, в диалектике понятий противоречия вещей и их диалектику.
Наконец, закон отрицания. В нем Гегель видел не толькопоступательное развитие абсолютной идеи, но и каждой отдельной вещи. По Гегелю,мысль в форме тезиса вначале полагается, а затем как антитезиспротивополагается самой себе и, наконец, сменяется синтезирующей высшей мыслью.Гегель рассматривает природу диалектического отрицания, суть которого состоитне в сплошном, тотальном отрицании, а в удержании положительного изотрицаемого.
Гегель ввел диалектику в процесс познания. Для него истина — это процесс,а не раз и навсегда данный, абсолютно правильный ответ. Теория познания уГегеля совпадает с историей познания: каждая из исторических ступеней познания,развития науки дает «картину абсолютного», но еще ограниченную, неполную.Каждая следующая ступень богаче и конкретней предыдущей. Она сохраняет в себевсе богатство предшествующего содержания и отрицает предыдущую ступень, но так,что не теряет ничего ценного из нее, «обогащает и сгущает в себе всеприобретенное». Таким образом, Гегель разрабатывает диалектику абсолютной и относительнойистины.
Интересен и такой момент диалектики: совпадение диалектики, логики итеории познания. По Гегелю, логика категорий — это и диалектика их, которая всвою очередь дает возможность обнаружения сущности, закона, необходимости ит.п. Перед нами настоящее пиршество диалектики! Обращение к изучению диалектикиГегеля обогащает, способствует развитию теоретического творческого мышления,содействует генерации самостоятельных идей.[8]
Противоречие между методом и системой. Триумфальное шествие гегелевскойфилософии, начавшееся при жизни философа, не прекратилось и после его смерти.Последователи Гегеля образовали два направления: левогегельянство иправогегельянство. Первые обратили внимание на гегелевский диалектический методи использовали его для критики христианства; вторых больше привлекалафилософская система объективного идеализма. Ф. Энгельс в работе «ЛюдвигФейербах и конец классической немецкой философии» показал, что левогегельянцы иправогегельянцы не уяснили до конца значения философии Гегеля, они не увиделипротиворечия между его философской системой и диалектическим методом.Левогегельянцы, хотя и приняли диалектику Гегеля, все же остались в плену егоидеализма.
Система Гегеля представляла своего рода законченную философскую систему.Уже этими своими чертами она детерминировала ограниченность диалектики.Провозглашенная Гегелем идея всеобщего и непрекращающегося развития в егосистеме полностью не реализовывалась, ибо, как отмечалось выше, развитиеабсолютной идеи завершалось Прусским государством и гегелевской философией.
Философская система Гегеля содержит мысль о начале и конце развитияабсолютной идеи, что противоречит диалектической идее развития как вечного ибесконечного. К тому же, когда Гегель вел речь о материи, он подходил к ееразвитию не диалектически: не видел ее развития во времени, ибо полагал, чтовсе, что происходит в природе, есть результат материализации идеи или ееотчуждения.
Гегелевский диалектический метод оказался обращенным в прошлое, так какбыл подчинен требованиям философской системы, которая отражала путь, ужепройденный человечеством: настоящее у Гегеля оказалось конечной ступеньюразвития абсолютной идеи.
Эти противоречия были сняты К. Марксом и Ф. Энгельсом, когда ониосуществили преодоление гегелевского объективного идеализма и разработали новуюформу диалектики — материалистическую диалектику. Однако в дальнейшем произошлатакая догматизация марксизма, которая, как и в гегелевской философской системе,вела к утверждению мысли о «вершине» философского знания. Но теперь уже в формефилософии марксизма, которой единственно был приписан статус науки, что якобыотличает философию марксизма от всей предшествующей философской мысли.
И напротив, говорить о том, что философия Гегеля есть идеализм, значит, впервую очередь, поставить вопрос о том, что собою представляет идеализм.Идеализм есть всего лишь относящееся к реальности (той, или иной, иливсеобщей), в т.ч. к материи, несовершенное сознание, определившее толькоединичность.
Идеализм делится на субъективный идеализм и материализм по факту признаниядействительного сознания (или только человеческого сознания).
Если, как обычно считалось, идеализм – философское направление, в противоположностьматериализму рассматривающее сознание, как первичное по отношению к материи,то, получается, что сознание было до появления человека, т.е. объективно и внечеловеческого сознания, следовательно, по определению материи материализмом…есть материя, одна из форм материи. И тогда говорить о том, что первично(материя или какое-то ее представление, форма), становится бессмысленным. Есливсе равно не считать сознание материей или ее формой, тогда необходимо уточнитьили изменить определение материи, а это ведет к фундаментальному перевороту вфилософских науках и к переосознанию естественных наук; но этого не сделано,значит, материя признается, все еще, в ее архаическом определении, и этотребуется учитывать…
Если сознание – это дух или идея, то многое, считающееся идеализмом, но неопределенное на основе идеи или духа, тогда им не является, и требуетсяпереопределить термин «идеализм». Если же упорно вести вопрос к философииГегеля, то в ней 1) идея вне человеческого сознания и не зависит от него, т.е.получается «материальной», 2) более того, главное (!), сознание – не идея, анечто иное. Иными словами, как раз идея (понимание ее) мешает причислитьфилософию Гегеля к идеализму. Если же именно идея и дух означают идеализм, толучше сказать, что философия Гегеля уникальна, а философиям Канта и др.подыскать еще какое-то обобщающее определение.
Если, как иногда считается, идеализм – полное отрицание материальногомира, то такое понимание не относится к философии Гегеля, рассматривающейисторический ход событий и человеческое общество. Признание Бога есть вера, ане философия. Поэтому понимание идеализма как философского направления, впротивоположность материализму рассматривающего сознание, как первичное поотношению к материи, ни методологически, ни логически некорректно.[9]
Таким образом, говорить о том, что философия Гегеля является идеализмом,значит, поставить вопрос о самом идеализме или о материализме, и многие научныеиздания и работы окажутся в щекотливом положении. А если не считать философиюГегеля идеализмом, то его понимание обретает известные смыслы, но если невключает солипсизм и верования.
Таким образом, представление об идеализме философии Гегеля возникло в силунекорректного определения идеализма и материализма, а также в силу еенепонимания. А, быть может, в силу преднамеренных или непреднамеренных ееискажений или в силу материалистического противодействия ей, но неудачного.
Более того, используя термин «сознание» нужно знать его определение, а егонет в философских науках, как и понимания (источника) движения сознания. Адомыслы Энгельса не являются состоятельными: идея, дух или человеческоесознание – явно не сознание.
Сознание, как показал Гегель, когда единичность была установлена, какнегативное его самого, «удостоверилось в самом себе как в реальности, или втом, что вся действительность есть не что иное, как оно… оно, следовательно,относится к ней как идеализм»;
Но идеализм «провозглашает непосредственную достоверность, идеализмпровозглашает простое единство самосознания всей реальностью и непосредственновыдает это единство за сущность, не достигая понятия этого единства.
Итак, согласно диалектической философии, идеализм есть всего лишьотносящееся к реальности (той, или иной, или всеобщей) несовершенное (само)сознание, определившее только единичность. Иными словами, идеализм естьпредставления (исследования), еще только пытающиеся уйти от непосредственнойдостоверности, бытующие, поэтому в заблуждениях и/или ограничивающиеся «вещью всебе», т.е. идеализм есть все философские учения кроме диалектическойфилософии, взошедшей на ступень абсолютного знания.
Идеализм делится на субъективный идеализм и материализм, но по фактупризнания действительного сознания (или только человеческого сознания). Афилософию Гегеля ну никак нельзя назвать (ограниченным) идеализмом. Но мыскажем проще: попытки классификации философии Гегеля не укладываются визвестные рамки, более того, идеализм и материализм есть частности по отношениюк ней.
А если идеализм понимать в еще одном значении этого термина – какприверженность высоким нравственным идеалам, то в этом смысле философия Гегеляесть таковая. Тут возразить будет нечего. Действительность не естьматериальное.
Дополнение: современная диалектическая философия различает, в первуюочередь, сознание, действительное сознание, самосознание, непосредственноесознание, а также человеческое сознание, сознание чувственной достоверности,восприятие, рассудок, общественное сознание (напр., в силу последнегосущественно рассмотрение закономерностей развития общества, в т.ч. законыполитической экономии, в частности, марксов всеобщий закон капитализма).Заключение
Утверждение о представлении системы философии Гегеля как трех отделов,якобы образующих три основные ступени развития абсолютной идеи (логика,философия природы и философия духа), или еще каких-либо совокупностей трудовГегеля, опровергается актуализацией воспроизведения философии Гегеля, ибосовременные реальные науки философии, образующие Вторую Энциклопедиюфилософских наук, также создаются на основе системы философии Гегеля, но внеего Энциклопедии философских наук.
Современная диалектическая философия отличается от диалектическойфилософии Гегеля наличествующим привнесенным противоречием себя идеи ипоследующим развитием духа, т.е. познанием на более высокой ступени.Относительно этого сам Гегель написал следующее. «В своем уходе в себя он [дух]погружен в ночной мрак своего самосознания, но его исчезнувшее наличное бытиесохранено в этом мраке; и это снятое наличное бытие – прежнее, но вновьрожденное из знания – есть новое наличное бытие, некоторый новый мир и духовноеформообразование.
Современная диалектическая философия является образующей для Новейшейфилософии, но имеет себя оппозицию – российскую диалектику.
Современная диалектическая философия – завершающаяся актуализациядиалектической философии. Она должна быть, с одной стороны, разделением понятияимеющегося диалектического представления и бытия (или сознания и бытия), а, сдругой стороны, в начинании сызнова, когда, согласно Гегелю, «в своем уходе всебя он [дух] погружен в ночной мрак своего самосознания, но его исчезнувшееналичное бытие сохранено в этом мраке;  и это снятое наличное бытие – прежнее,но вновь рожденное из знания – есть новое наличное бытие, некоторый новый мир идуховное формообразование. В нем дух должен столь же не предвзято начинатьсызнова, придерживаясь его непосредственности, и заново вырастить себя из него,словно все предшествующее было потеряно для него, и словно он ничему ненаучился из опыта предшествующих духов… все же начинает он на ступени болеевысокой. И только при этом содержание уже оказывается на ступени более высокой.В философии Гегеля для современной диалектической философии идея, сознание,бытие и категориальности структурированы и позиционированы как в развитиивообще, так и относительно друг друга.Литература
1.        Библер В.С. /Что есть философия?// Вопросы философии. 1995. №1. С. 159, 171-183.
2.        Гегель Г.В Ф. Соч.: М., Л.,1929, С. 344.
3.        Гегель Г.В.Ф. Философия права.М., 1990 С 220—378.
4.        Гегель Г.В.Ф. Энциклопедияфилософских наук: В 3 т. М., 1977. Т. 3. С. 394-415.
5.        Ильенков Э. В. Диалектическаялогика: Очерки истории и теории. — 2‑еизд., доп. Москва, Политиздат, 1984. – 320 с.
6.        Попер К. Вопросы философии.—1995.— №1.— С. 118—138.
7.        Садовский В.Н. /Карл Поппер,Гегелевская диалектика и формальная логика. // Вопросы философии. 1995. №1. С.179-147.
8.        Философия: Учебник / Под ред.проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., испр. и доп. — M.: Юристъ. 2004. — 520 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.