--PAGE_BREAK--
d) прочие поступления.
В бюджет Фонда медицинского страхования зачисляются:
e) налоговые доходы:
- единый социальный налог по ставке, установленной Налоговым Кодексом Российской Федерации
- доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по нормативам установленным Бюджетным Кодексом Российской Федерации (Приложение В), поступающие от уплаты налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами;
f) неналоговые доходы:
- недоимки, пени и штрафы по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
- доходы от временно размещенных денежных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
- штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
g) безвозмездные поступления: межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Федеральному фонду обязательного медицинского страхования;
h) прочие поступления.
Главой 24 части второй Налогового кодекса РФ был введен Единый социальный налог (ЕСН). В составе ЕСН консолидированы взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования — с целью мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.
Налогоплательщиками налога признаются:
1) лица, производящие выплаты физическим лицам:
— организации;
— индивидуальные предприниматели;
— физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям. Сумма единого социального налога должна исчисляться налогоплательщиками отдельно по каждому социальному внебюджетному фонду (ПФР, ФСС, Федеральному и Территориальным ФОМС) и перечисляется на счета фондов отдельными платежными поручениями по ставкам, утвержденным статьей 241 Налогового Кодекса РФ.
Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов осуществляется органами Федерального казначейства.
2 Социальные внебюджетные фонды.
2.1 Пенсионный фонд Российской Федерации.
Сложившиеся в Российской Федерации социально-экономические условия потребовали проведение пенсионной реформы:
- заработная плата перестала играть заметную роль при исчислении размера пенсии;
- сузилась финансовая база пенсионного обеспечения (сократилась доля заработной платы, с которой взимаются взносы на финансирование пенсий, в общей доле доходов населения);
- возникла непростая демографическая ситуация в стране, усилился процесс старения населения.
22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» был образован Пенсионный фонд Российской Федерации для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) — крупнейшая и самая эффективная система оказания социальных услуг в Российской Федерации. В результате колоссальной ежедневной работы фонд обеспечивает своевременную выплату пенсии каждому гражданину России в полном соответствии с его пенсионными правами.
В структуре Пенсионного фонда — 8 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также почти 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 133 000 специалистов.
Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:
- учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
- назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров;
- назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.
- персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;
- взаимодействие с работодателями — плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;
- выдачу сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;
- управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;
- реализацию Программы государственного софинансирования пенсии. На данный момент в Программу вступили свыше 3 500 000 россиян.
С созданием Пенсионного фонда Российской Федерации решились следующие основные задачи:
- средства пенсионной системы выводились из ранее консолидированного федерального бюджета и становились сферой самостоятельного бюджетного процесса;
- основным источником финансирования пенсионных выплат выступали страховые взносы, уплачиваемые работодателями за застрахованных лиц;
- вместо ранее применявшихся методик учета трудового стажа внедрялась система индивидуального (персонифицированного) учета, где фиксируются все платежи, сделанные работодателями в интересах своих работников;
- обеспечивался переход от государственного пенсионного обеспечения (распределительной пенсионной системы) к обязательному пенсионному страхованию (накопительной пенсионной системы).
Распределительная пенсионная система предусматривает, что выплата пенсионерам производится за счет текущих доходов работающих. Финансовая бака этой пенсионной системы основана на принципе солидарности накоплений.
Солидарность накоплений заключается в том, что выплата пенсий производится за счет средств, перечисляемых в текущем периоде в качестве взносов экономически активного населения, а не за счет прошлых накоплений.
При этой системе важнейшее значение имеет соотношение численности плательщиков взносов к численности пенсионеров, которое составляло на 2008 год: 1,4 работающих к 1 пенсионеру. На формирование пропорций влияет много факторов (войны, уровень экономического развития страны и др.).
При распределительной системе размер пенсии зависит, прежде всего, от трудового стажа и среднего заработка.
Доходы распределительной составляющей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации формируются за счет следующих поступлений:
- страховых взносов на выплату страховой части трудовой пенсии;
- налогов, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;
- сумм недоимки, пени, штрафов и иных финансовых санкций;
- доходов от размещения временно свободных средств, сформированных за счет сумм страховых взносов на страховую часть трудовых пенсий;
- доходов от использования имущества;
- средств федерального бюджета;
- иных источников.
Накопительная пенсионная система представляет собой следующее:
- каждый работающий по найму подлежит обязательному пенсионному страхованию;
- каждый застрахованный по обязательному пенсионному страхованию имеет право на трудовую пенсию в соответствии с продолжительностью страхования и заработком, с которого уплачивались страховые взносы;
- средства обязательного пенсионного страхования используются исключительно на пенсионное обеспечение застрахованных лиц по правилам и нормам, установленным законом. Часть этих средств централизуется и перераспределяется в целях обеспечения пенсионных гарантий граждан независимо от их места жительства на территории Российской Федерации;
- часть страховых взносов не расходуется на выплату пожилым людям, а накапливается, инвестируется и вместе с полученными от инвестирования доходами в дальнейшем используются для пенсионного обеспечения именно тех, кто осуществлял накопление;
- расходы на пенсионное обеспечение лиц, не участвовавших в пенсионном страховании, покрываются за счет средств федерального бюджета.
Первый уровень накопительной пенсионной системы образуют базовые трудовые пенсии — выплачиваются тем, кто не имел возможности накопить необходимые средства в процессе трудовой деятельности. Базовая часть трудовой пенсии должна выплачиваться каждому гражданину Российской Федерации и обеспечивать материальные условия жизни человеку при наступлении инвалидности, или по достижении пенсионного возраста, или в случае потери кормильца не зависимо от наличия трудового стажа.
Второй уровень – страховые трудовые пенсии предусмотрены для всех лиц, работающих по найму и охваченных обязательным государственным пенсионным страхованием. Страховая часть трудовых пенсий построена на принципе индивидуального финансирования пенсии каждым работником за счет процента от заработной платы и инвестиционного дохода.
Третий уровень – накопительные трудовые пенсии. Этот уровень пенсионной системы может быть как обязательным для отдельных категорий работодателей и работников, так и носить добровольный характер. Он должен достигать более высоких стандартов пенсионного обеспечения.
Преимущества накопительной системы:
- не зависит от демографической ситуации в стране, от соотношения работающих и пенсионеров, хотя продолжает зависеть от темпов экономического роста;
- обеспечивает дифференциацию пенсий в зависимости от того, сколько сумел накопить человек, и насколько эффективны были инвестированы его накопления;
- позволяет использовать аккумулируемые деньги для долгосрочного инвестирования в экономику;
- сочетается с системой конкурирующих друг с другом негосударственных пенсионных фондов, что облегчает внедрение рыночных начал в пенсионное страхование.
Доходы накопительной составляющей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации формируются за счет следующих поступлений:
- страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии;
- доходов, полученных от временного размещения Пенсионным фондом Российской Федерации средств пенсионных накоплений;
- средств пенсионных накоплений, полученных от негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих обязательное пенсионное страхование;
- дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений, поступившего от управляющих компаний;
- средств пенсионных накоплений, полученных от управляющих компаний для осуществления выплат в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- прочих доходов – штрафы, пени и иные финансовые санкции, поступившие в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в связи с неисполнением страхователем обязанностей по уплате страховых взносов на формирование накопительной части трудовой пенсии, проценты за хранение средств на счетах в кредитных организациях и др.
Страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии страхователи уплачивают ежемесячно исходя из законодательно установленной базы для начисления страховых взносов. Органы Федерального казначейства, поступающие суммы страховых взносов, перечисляют в отделение Пенсионного фонда Российской Федерации. Суммы страховых взносов считаются поступившими с момента зачисления их на счет отделения Пенсионного фонда Российской Федерации. Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации перечисляют суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в полном объеме в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. Контроль над правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами.
2.2 Фонды обязательного медицинского страхования
Система обязательного медицинского страхования создана с целью обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации.
Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.
Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
В качестве субъектов медицинского страхования Законом определены: гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.
В настоящее время в Российской Федерации созданы как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 84 территориальных фондов обязательного медицинского страхования для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.
В 2009 году в Российской Федерации в системе обязательного медицинского страхования работало по договорам 8142 медицинских учреждений, (на 52 медицинских организаций больше, чем в 2008 году).
В медицинские организации поступило 491, 5 млрд. рублей (в 2008 г.- 419,2 млрд. рублей), в т.ч. на оплату территориальной программы обязательного медицинского страхования 486,0 млрд. рублей. Структура системы ОМС была представлена 84 территориальными фондами ОМС, 106 страховыми медицинскими организациями (СМО) и 246 филиалами СМО.
Численность граждан, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, составила 142,3 млн. человек; в том числе 58,8 млн. работающих граждан, застрахованных 9 млн. работодателей, и 83,4 млн. неработающих граждан.
Страховые медицинские организации осуществляли обязательное медицинское страхование в 82 субъектах Российской Федерации и г.Байконур. В Чукотском автономном округе страховые медицинские организации не работают. продолжение
--PAGE_BREAK--