Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Хозяйственный контроль в Украине

Содержание работы
Вступление
1. Суть и значение хозяйственного контроля и его организацияв Украине
2. Характеристика законодательных и нормативно-правовыхактов, а также других источников информации для регулирования финансово-хозяйственногоконтроля в Украине
3. Виды и функции хозяйственного контроля
4. Государственное регулирование хозяйственного контроля
5. Организация внутрихозяйственного контроля на предприятии
Выводы и предложения
Список использованных источников
Приложения

Вступление
Формирование в Украинерыночных отношений и адекватных им принципов управления,развитие разнообразных форм собственности предопределяет необходимость нового осознанияпонятия «хозяйственный контроль», а также переосмысление форм его реализациив современных условиях. Хозяйственный контроль играет важную роль в обеспечениифункционирования экономики любой страны. Он являетсясложной и многоуровневой системой, которая развивается согласно основнымпринципам функционирования экономических систем.
В рыночных условияхсистемная организация хозяйственного контроля приобретает особое значение: емуотведена регулятивная роль по отношению к экономическим процессам на всехуровнях ведения хозяйства. Новое методологическое восприятие хозяйственногоконтроля предусматривает разработку концепции его системной организации, котораяреализует принцип гармонизации экономических интересов государства,предприятий, общества. Объективная потребность в усовершенствовании системхозяйственного контроля на разных уровнях, поиск путей возможного ихвзаимодействия в современных условиях хозяйствования, а также потребность впересмотре многих теоретических и практических положений предопределяет проведениеобстоятельных исследований данного вопроса.
Методологическисовременную систему хозяйственного контроля след принимать как органическое единствоего видов: государственного, внутрихозяйственного, аудиторского и общественногоконтроля.
Существенноезначение в научных исследованиях теоретических аспектов хозяйственного контролязанимают труды ведущих отечественных научных работников: Ф. Бутинця, Я. Гончарука,Л. Кулаковской, О. Нетикши, В. Немченко, О. Петрик, А. Пшеничной, Л. Сударевой,В. Савчука, В. Хомутенко и других.
Вопросоморганизации ревизии и контроля посвящены работы Б. Усача, который раскрываетвиды и формы контроля и уделяет особенное внимание методике проведения ревизиифинансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций и приводитклассификацию видов контроля и их основных функций. Проведенные исследованиясвидетельствуют о приобретении особой актуальности данного вопроса.
Главнойцелью написания данной курсовой работы является изучение хозяйственногоконтроля и его организации в Украине.
Длядостижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— раскрыта суть и значение хозяйственного контроля;
— проведен обзор законодательных, нормативно-правовых актов и других источниковинформации по хозяйственному контролю в Украине;
— изучены виды и функции хозяйственного контроля;
— изучен порядок государственного регулирования хозяйственного контроля;
— освоен порядок организации внутрихозяйственного контроля на предприятии.
Длярешения вышеперечисленных задач в курсовой работе использованы следующие методыи приемы исследования: анализ и синтез, монографический метод, методыфинансового анализа, графический и табличный приемы и другие.

1. Суть и значениехозяйственного контроля и его организация в Украине
Однимиз основных вопросов контроля является определение его сущности. Контроль (отфр. controle — список, который ведется в двухэкземплярах; здесь — повторное возвращение ранее рассмотренного вопроса, его проверка)означает проверку выполнения тех или других хозяйственных решений с цельюустановления их законности и экономической целесообразности.
Важнымзвеном единственной системы хозяйственного контроля является экономическийконтроль. Понятие «экономический» подчеркивает сферу распространенияконтрольных функций лишь на область экономики как совокупность производительныхсил и производственных отношений общества, его базис.
Финансовый контроль — одна из форм управления финансами, особенная сфера контроля, обусловленнаяформированием и использованием финансовых ресурсов во всех структурныхподразделениях экономики государства. Он предусматривает проверку хозяйственныхи финансовых операций относительно их законности, экономическойцелесообразности и достижения позитивных конечных результатов работы. Сферойфинансового контроля являются хозяйственные операции, осуществляемые сиспользованием денег, а в отдельных случаях и без них (например, бартерныесоглашения).
Финансовый контрольохватывает такие показатели: выручка от реализации продукции и другиепоступления, основные виды расходов, состояние оборотных средств, активов ипассивов баланса, рентабельность, финансовое состояние и платежеспособностьпредприятия, расчеты с бюджетом и по кредитными обязательствам, дебиторскую икредиторскую задолженность и тому подобное.
Изучаясостояние бухгалтерского финансового учета необходимо учитывать, что основнымисточником контроля является экономико-правовая структура финансов субъектовпредпринимательской деятельности: пассив – откуда поступили деньги, и актив — куда они вложены (инвестированные).Детальному исследованию подлежат затраты и прибыли, то есть данныеуправленческого учета по центрам ответственности. Таким образом, суть финансово-хозяйственногоконтролю состоит в регуляции процесса воспроизводства в соответствии сдействующим законодательством.
Основнымизадачами хозяйственного контроля в соответствии с действующим законодательствомявляются:
— проверка соблюдения порядка реализации государственной политики контроля заиспользованием предприятиями средств бюджетов всех уровней и внебюджетныхфондов, состояния учета и отчетность;
— принятиеорганами государственной контрольно-ревизионной службы обязательных квыполнению предприятиями решений по фактам нарушений финансовой дисциплины,нецелевого использования средств, неуплаты налогов, сборов (обязательныхплатежей), неналоговых платежей и сокрытия полученных прибылей;
— обращениеорганов государственной контрольно-ревизионной службы в интересах государства всуды и арбитражные суды;
— периодическоепроведение плановых ревизий и проверок использования бюджетных средств ивнебюджетных фондов, хранения имущества, однако не реже одного раза в течение3-х лет;
— установлениеадминистративной ответственности за несоблюдение порядка проведения операций сбюджетными средствами, нецелевое использование средств бюджетов и внебюджетныхфондов, за невыполнение требований контрольных органов относительно устранениянарушений;
— осуществлениефинансового контроля контрольно-ревизионной службой и взаимодействия с органаминалоговой службы, государственного казначейства, суда и прокуратуры с цельюнедопущения параллелизма и дублирования;
— систематическоеинформирование органов исполнительной власти и органов местного самоуправленияо фактах нарушений финансовой дисциплины и внесения предложений относительнообеспечения их устранение и привлечение виновных к ответственности .
Врыночных условиях ведения хозяйства контроль является важным факторомэффективного управления производственными и коммерческими структурами,осуществляемой для получения максимальной прибыли и выполнения обязательствперед государством относительно уплаты налогов.
Соответственнозаконодательным, нормативно-правовыми актами контролирующие органы наделеныширокими правами. Это дает им возможность добиться полноты и качества контроля.Они имеют право не только исследовать документы, финансовую отчетность, но ипроводить обследование, осуществлять контрольные обмерки выполненных работ,инвентаризации, анализировать технико-экономические показатели, делать выводы ивносить рекомендации относительно устранения обнаруженных негативных явлений иих предупреждение.
Система хозяйственногоконтроля состоит из следующих элементов:
— предмет;
-объект;
-субъект;
-сфера деятельности;
-принципы; процесс;
-метод (методика);
-техника и технология;
-механизм;
-сбор и обработкаисходных данных (информация) для проведения контроля;
-результат;
-принятие решения по результатамконтроля.
Важным условиемреализации хозяйственного контроля являются финансовая информациябухгалтерской, статистической и оперативной отчетности и обобщенные финансовыепоказатели, комплексно отражающие различные стороны хозяйственной деятельности.
Результатом хозяйственногоконтроля являются документальные материалы (акты, отчеты, справки, заключения),в которых достоверно отражена информация о финансово-хозяйственном состоянииобъекта контроля, обнаруженные в процессе проведения контроля отклонения отдействующих норм и правил.
Принятие решения порезультатам контроля производится субъектами управления и ставит перед собойцель устранения недостатков и нарушений, выявленных в процессе контроля.
2. Характеристиказаконодательных и нормативно-правовых актов, а также других источниковинформации для регулирования финансово-хозяйственного контроля в Украине
Государственныйфинансовый контроль в Украине основывается на Конституции Украины, Гражданском,Налоговом и Бюджетном кодексах Украины, законах и законодательных актах Украиныи органов местного самоуправления.
Главной цельюгосударственного финансового контроля В Украине является установлениесоответствия практики управления финансовыми ресурсами во всех сферахпроизводства и распределения общественного продукта задачам финансовой политикигосударства.
Важнейшая обязанностьгосударственного финансового контроля в Украине состоит в обеспечении органовгосударственной власти и обществ всеобъемлющей и достоверной информацией оформировании и использовании государственных средств.
Контрольныефункции Президента Украины в сфере финансовой деятельности выплывают из егостатуса как главы государства и главы исполнительной власти в Украине.Президент Украины непосредственно осуществляет свои контрольные функции,например, когда он подписывает законы Украины о регуляции финансовойдеятельности. В то же время необходимо отметить, что президентская веткагосударственного контроля за финансами в Украине еще окончательно несформировалась.
ВерховнаяРада Украины в соответствии со статьей 85 Конституции Украины осуществляетфинансовый контроль в ходе рассмотрения проектов и утверждения Государственногобюджета Украины и отчетов о его выполнении, на специальных парламентскихслушаниях Кабинета Министров Украины, которые именуются «днями правительства»,в ходе экспертиз и заслушиваний Программ деятельности правительства, обсуждениеи принятие специального финансового законодательства.
Особеннымиконтрольными полномочиями наделенная Счетная палата Верховной Рады Украины.Голова, первый заместитель, заместитель, главные контролеры и секретарь Счетнойпалаты избираются на сессии Верховной Рады Украины тайным голосованием исчитаются избранными на семь лет, если за это проголосовало большинствонародных депутатов от конституционного состава Верховной Рады. ПолномочияСчетной палаты распространяются на Верховную Раду Украины, органыисполнительной власти, Национальный банк Украины, Антимонопольный комитет, Фондгосударственного имущества и другие органы государства, созданные всоответствии с действующим законодательством Украины.
Содержаниемфинансово-хозяйственного контроля является хозяйственно-финансовая деятельностьпредприятий, хранение материальных ценностей и денежных средств, состояниеучета и отчетности, законность действий должностных лиц. Основные задачи и целифинансово-хозяйственного контроля изложены в Законе Украины «О государственнойконтрольно-ревизионной службе в Украине», Указе Президента Украины «Омероприятиях по повышению эффективности контрольно-ревизионной работы»,инструктивно-нормативных положениях, разработанных Главнымконтрольно-ревизионным управлением и в других нормативно-правовых актах по вопросамконтроля и ревизии.
Содержаниефинансово-хозяйственного контроля включает систему конкретных мероприятий,направленных на обеспечение рационального хозяйствования предпринимателей.Кроме того, содержание контроля предусматривает проверку выполнения плановэкономического и социального развития, рационального использованияматериальных, трудовых и финансовых ресурсов, предотвращение непродуктивныхзатрат и потерь, укрепление партнерских связей, соблюдение хозяйственного итрудового законодательства, обеспечение сохранения ценностей, финансовогосостояния предприятия, конкурентоспособности его продукции на внутреннем имировом рынках. Экономический контроль должен предотвращать банкротство предприятия.
Контрольпризван проявлять все факты нарушения сметно-финансовой дисциплины, оказыватьсодействие режиму экономии и укреплению хозрасчета, снижению затрат и повышениюрентабельности предприятий, выявлению и использованию резервов роста иповышение эффективности производства.
ЗакономУкраины о государственной контрольно-ревизионной службе предусмотрено созданиеее при Министерстве финансов Украины в составе Главного контрольно-ревизионногоуправления Украины, контрольно-ревизионных управлений в Автономной РеспубликеКрым, областях, городах Киеве и Севастополе, контрольно-ревизионных подразделах(отделов, групп) в районах, городах и районах в городах.
Главнойзадачей государственной контрольно-ревизионной службы является осуществлениегосударственного контроля за расходованием средств и материальных ценностей, ихсохранностью, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и отчетности вминистерствах, ведомствах, государственных комитетах и государственных фондах,бюджетных учреждениях, а также на предприятиях и в организациях, которыеполучают средства из бюджетов всех уровней и государственных валютных фондов,представления предложений относительно устранения обнаруженных недостатков и нарушенийнормативных актов и предотвращения их в последующей деятельности.
Государственнаяконтрольно-ревизионная служба имеет централизованную организационную структуру.Главное контрольно-ревизионное управление Украины возглавляет заместительминистра финансов Украины, который назначается Кабинетом Министров Украины.Руководителей региональных контрольно-ревизионных управлений и подразделовназначают высшие руководители за подчиненностью. Структурные подразделенияконтрольно-ревизионной службы являются юридическими лицами, имеют самостоятельныесметы, расчетные и другие счета в банках.
Функциигосударственной контрольно-ревизионной службы заключаются в проведении ревизийи проверок финансовой деятельности, состояния сохранения средств и материальныхценностей, достоверности учета и отчетности в министерствах, ведомствах,предприятиях и организациях, которые содержатся за счет государственногобюджета. К ее функции также принадлежат проведения ревизий и проверокправильности расходования государственных средств на содержание местных органовгосударственной исполнительной власти, учреждений и организаций, которыедействуют за рубежом и финансируются из государственного бюджета, контролируютполноту оприходования, использование и сохранность валютных средств, проверяютвыполнение решений по результатам проведенных ревизий.
Важной функциейгосударственной контрольно-ревизионной службы является составление нормативно-методическихдокументов относительно проведения контрольно-ревизионной работы, обобщенияопыта этой работы и распространения его в контрольно-ревизионных подразделах.
Также,Исходным элементом правовой регламентации хозяйственного контроля выступаютобщие статусные законы относительно правовой регуляции органов исполнительнойвласти всех уровней — законы «О Кабинете Министров Украины», «Оминистерствах и других центральных органах исполнительной власти», «Оместных государственных администрациях», в которых функция контроля, ееобъем и пределы осуществления должны быть четко определены.
Закон «ОГосударственных налоговых администрациях» определил полномочияГосударственных налоговых администраций по взысканию налогов и другихобязательных платежей, осуществлению контроля за правильностью исчисления иуплаты этих платежей, и соблюдению налогового законодательства.
Особеннаяроль в осуществлении государственного финансового контроля принадлежитспециализированным органам государственной исполнительной власти по управлениюфинансами, для которых самая финансовая деятельность является основной. Как ужеотмечалось выше, эти органы созданы специально для осуществления финансовогоуправления и составляют собой внутренне единственную подсистемуфинансово-кредитных органов.
Министерствофинансов Украины является центральным специализированным органом государственнойисполнительной власти по управлению финансами, а значит — и по контролю задвижением и расходованием государственных финансовых ресурсов
Важноеместо в системе органов государственного финансового контроля занимаетНациональный банк Украины. В первую очередь НБУ осуществляет наблюдение задеятельностью коммерческих банков, их отделений, филиалов, представительств повсей территории Украины. Это наблюдение направлено на обеспечение стабильностибанковской системы, защита интересов вкладчиков путем уменьшения рисков вдеятельности коммерческих банков. Содержание наблюдения определяетсяполномочиями, установленными НБУ Законом Украины «О банках и банковскойдеятельности».
В Украине до настоящего времени отсутствует теоретическипроработанная и законодательно оформленная концепция общегосударственногофинансового контроля. Все существующие и обсуждаемые в экономической литературепредложения и варианты ограничиваются только государственным финансовымконтролем и основываются на двух подходах.
Первый подход отражает позицию ряда авторов, рассматривающихпроцесс реформирования действующих органов финансового контроля в единую, иерархически,сверху донизу, выстроенную системную вертикаль. Крайнее выражение подобнойточки зрения — объединение всех контролирующих и даже надзорных органов вединый контрольный орган федерального подчинения, который либо функционируетсамостоятельно, либо подчиняется Счетной палате или Генеральной прокуратуреУкраине [5, с. 61]
Усиление роли Счетной палаты как органа, осуществляющего функцииконтроля за бюджетным процессом, за целесообразностью и эффективностьюрасходования государственных средств и коммерческого применения государственнойсобственности является одним из основных постулатов этого подхода. Поэтому дляполноценного выполнения названных функций рекомендуется принять ряд новыхправообеспечивающих деятельность Счетной палаты решений.
По поводу построения системы государственного финансовогоконтроля в Украине существует и другой подход, авторы которого активновыступают против создания жестко иерархической соподчиненной контрольнойсистемы, возглавляемый единым государственным органом. Они считают, что «системность»вовсе не требует «монолитности», то есть многоуровневойсоподчиненности по принципу иерархической замкнутости, не позволяющей мобильнореагировать на динамичное изменение рыночных отношений. Системность при этомтрактуется как наиболее рациональное соотношение между элементами централизациии децентрализации органов контроля, обеспечение координации деятельности контрольныхорганов в части научного и методического потенциала при сохранении ихсамостоятельного статуса.
Всоответствии с рассматриваемой позицией структурная основа государственнойсистемы контроля должна складываться, с одной стороны, из высших органов государственнойвласти и управления, наделенных Конституцией Украины изаконодательно-нормативными актами в области государственного контроля. Сдругой стороны, ее составной частью могут стать специальные органыгосударственного контроля как ныне действующие, например. Департаментгосударственного финансового контроля Минфина Украины и вновь созданный —Комитет финансового мониторинга. Специальные органы государственного контролядолжны осуществлять свою деятельность в конкретных областях, являясь либо самостоятельнымицентральными органами исполнительной власти, либо крупными специализированнымиподразделениями федеральных министерств. В рамках их полномочий возможносоздание своих территориальных органов, делегирование им своих прав и функций.
Важно,чтобы контроль получил более конкретную регламентацию в локальных актах — оконкретных министерствах и ведомствах, их подчиненных звеньях. Причем такаярегламентация не должна ограничиваться лишь ссылкой на необходимостьосуществления контроля, а должна содержать его функциональные и процессуальныемеханизмы и определения последствий контролирования.
Сцелью благоустройства и повышения действенности их контрольной деятельностинужно законодательно установить принципы, которыми нужно руководствоваться приих создании, подведомственность и надел контрольными полномочиями. Все этоцелесообразно закрепить в специальном законодательном акте о контрольныхинспекциях.
Какобщий, так и специализирован внутренний контроль в сфере исполнительной властинуждается в координации и упорядочивании системы контрольных органов.Координация контрольной деятельности в сфере государственного управления науровне общегосударственного органа со специальным статусом сможет освободитьобъекты контроля от нерегулированных проверок и предоставит такому контролю комплексногохарактера.
Сцелью усиления информационно-аналитической функции контроля следует обязатьсоответствующие органы к обеспечению «прозрачности» своейдеятельности, особенно той, которая представляет широкий интерес для граждан иявляется объектом государственного контроля.
Правоваярегламентация осуществления государственного контроля в сфере исполнительнойвласти должна осуществляться преимущественно путем его нормирования в актахотносительно соответствующих государственных органов.
3. Виды и функциихозяйственного контроля
Повышению эффективности функционирования финансовой системы иее составляющих способствует финансово-хозяйственный контроль.
С одной стороны, финансово-хозяйственный контроль являетсяотдельным типом в общей системе контроля, который охватывает административный,правовой, технический, экологический и другие специализированные типы контроля.С другой стороны, финансово-хозяйственный контроль является специализированнымвидом управленческой деятельности и отдельной сферой экономических знаний,связанной с изучением хозяйственных процессов и операций с позиции законности,достоверности, хозяйственной целесообразности, обеспечения сохранения средств.
Объективной основой финансово-хозяйственного контроля являетсяконтрольная функция финансов, то есть органично присущее им свойство управлятьпутем наблюдения за формированием, распределением и использованием валовогообщественного продукта.
Сущность финансово-хозяйственного контроля заключается в комплексном, органичновзаимосвязанном изучении законности хозяйственных и финансовых операций, ипроцессов на основе использования финансовой отчетности, бухгалтерского учета,нормативной и другой экономической информации в сочетании с исследованиемфактического состояния объектов контроля с целью обеспечения эффективногоиспользования финансовых ресурсов.
Объектом финансово-хозяйственного контроля распределительныеи перераспределительные процессы приформировании и использовании финансовых ресурсов на всех уровнях экономическойсистемы страны. В сферу финансово-хозяйственного контроля попадают практическивсе операции, связанные с движением хозяйственных средств и хозяйственнойдеятельностью.
Различают такие виды финансово-хозяйственногоконтроля: государственный, аудиторский и внутрихозяйственный. Эти видыфинансового контроля выполняются в формах, которые определяются по определеннымпризнакам:
— по времениосуществления выделяют предварительный, текущий и последующий контроль;
— по источникам данных,которые проверяются, — документальный и фактический;
— по методам выполнения — ревизию (комплексную или некомплексную), проверку, анализ и обследование.
Схематическиклассификация хозяйственного контроля приведена в Приложении. Рассмотримнекоторые из них.
Предварительный контроль — это форма финансово-хозяйственного контролю, которыйосуществляется до начала хозяйственных операций. К нему привлекаются почти всеорганы, которые выполняют контрольные функции. Четкая организация учета ипредыдущего контроля способствует предотвращению злоупотреблением виспользовании средств, товарно-материальных ценностей.
Текущий (оперативный) контроль, который сопровождает осуществлениехозяйственных операций, способствует своевременному выявлению отклонений вфинансово-хозяйственной деятельности подконтрольного объекта.
Последующий контроль (контроль за фактом) осуществляют после хозяйственныхопераций. С помощью такого контроля обнаруживают незаконное выполнениехозяйственных операций, а также виновных в этом. Цель контроля за фактом — возместить убытки, привлечь виновных к ответственности, создать условия,которые будут делать невозможным повторение злоупотреблений.
Документальный контроль значит, что проверяется достоверность, законность ихозяйственная необходимость хозяйственных операций на основании документов, вкоторых они отображены. Контроль осуществляется по форме и содержаниюдокументов; путем встречных проверок достоверности бухгалтерских операций,зафиксированных в документах; взаимного контроля операций и документов; аналитическимии логическими приемами.
Фактический контроль заключается в проверке фактического наличия средств, основныхсредств, товарно-материальных ценностей, расчетов, их соответствия даннымбухгалтерского учета.
ВУкраине финансово-хозяйственный контроль выполняет такие основные функции:профилактическую, информационную и мобилизирующую.
Врыночной среде контролю подлежит вся хозяйственно-финансовая деятельностьпредприятия, который побуждает предпринимателей ответственно относиться квыполнению своих обязанностей. С другой стороны, ликвидируются условия, которыепорождают бесхозяйственность. Контроль в этом случае призван обнаруживатьподобные явления и способствовать их ликвидации, реализуя при этомпрофилактическую функцию.
Информационнаяфункция заключается в том, что полученная во время контроля информация являетсяоснованием для принятия соответствующих решений и проведения корректирующихдействий, благодаря которым обеспечивается нормальное функционирование,проверяемого объекта.
Впроцессе контроля обнаруживают не только недостатки, но и позитивные стороныдеятельности. Последние как передовой опыт могут стать приобретением другихсубъектов ведения хозяйства, благодаря чему реализуется функция контроля,который мобилизирует.
Крометого, функциями контроля является проверка:
— выполненияЗаконов Украины, Указов Президента, постановлений Верховной Рады, КабинетаМинистров и других нормативно-правовых актов, которые регулируют отношениягосударственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения;
— полнотыи своевременности поступления доходов в бюджет, целевого и расчетливогоиспользования средств государственного бюджета и внебюджетных фондов;
— законностии эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсовсубъектами предпринимательской деятельности и предприятиями, которые находятсяна государственном обеспечении;
— соблюдениеразмеров установленных штатов, ставок и фонда заработной платы;
— кассовойдисциплины и законности операций по счетам в банках;
— обеспечениеполноты оприходования и законности расходования товарно-материальных ценностей;
— правильностиведения бухгалтерского учета и достоверности финансовой отчетности;
— использованиявычислительной (компьютерной) техники с целью повышения контрольных функцийбухгалтерского учета в деле обеспечения эффективного использования общественнойсобственности и устранение условий, которые порождают искажение отчетныхпоказателей и бесхозяйственность.
Функцииконтроля в обществе с рыночной экономикой находятся в содействии с деятельностьюсубъектов ведения хозяйства разных форм собственности с помощью экономическихрычагов и стимулов (кредитование, инвестирование, налогообложение и томуподобное).
Финансово-хозяйственныйконтроль помогает государству осуществлять непрерывное наблюдение и проверкуработы на объекте управления, устанавливать причины нарушения законодательства,следить за правильностью распределения и потребления общественного продукта ииспользование финансовых ресурсов. Функции финансово-хозяйственного контроляобусловливаются действием основного экономического закона общества и егоинтересов. Контроль является функцией управления общественными процессами.
4. Государственноерегулирование хозяйственного контроля
Организацияконтроля нуждается в четком определении субъекта контроля. Он, как правило,определяется законодательством государства, нормативно-правовыми актами субъектовфинансовой деятельности.
Субъектамифинансового контроля выступают органы государственной власти в зависимости отуровня инициирования, а также институты независимого финансового контроля:
— всистеме государственного финансового контроля — Счетная палата Украины,Министерство финансов Украины, Государственная контрольно-ревизионная службаУкраины, Государственная таможенная служба Украины, Государственная налоговаяадминистрация Украины, Государственное казначейство Украины, Национальный банкУкраины, региональные счетные палаты, Агентство по вопросам банкротства;
— в системе коммунального финансовогоконтроля — контрольные комиссии, которые создаются представительскими органамиместного самоуправления;
— в системе независимого финансовогоконтроля — аудиторские фирмы, независимые аудиторы, временные контрольныегруппы, ревизионные комиссии.
Органыфинансового контроля взаимодействуют с правоохранительными органами по вопросамосуществления финансового контроля на принципах самостоятельности в принятиирешения, независимости в действиях. При условии нанесения государству убытков вбольших размерах они передают материалы к правоохранительным органам.
Приопределении в законодательном порядке субъекта контроля определяется,соответственно, объект контроля.
Объектамифинансового контроля являются денежные отношения, распределительные процессыпри формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в формеденежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйства. Объектом финансового контроля являются также доходы и недвижимоеимущество граждан Украины, доходы иностранных граждан в той части, в которойотмеченные лица выступают как налогоплательщики, других обязательных платежей.
Непосредственнопредметом проверок выступают такие стоимостные показатели, как доходы, прибыль,рентабельность, себестоимость, расходы производства.
Важнейшее место средиорганов, которые проводят общегосударственный контроль, принадлежитГосударственной налоговой администрации Украины и Государственной контрольно-ревизионнойслужбе Украины.
Государственная налоговаяадминистрация являетсяцентральным органом исполнительной власти, имеет статус министерства, состоитиз Государственной налоговой администрации Украины, Государственной налоговойадминистрации в Автономной Республике Крым, областях, районах, городах ирайонах городов.
Главными задачамиГосударственной налоговой администрации Украины являются:
— контроль за соблюдениемналогового законодательства, правильностью начисления, полнотой исвоевременностью уплаты в бюджеты налогов, сборов, других обязательныхплатежей, установленных законодательством;
— принятие решенийотносительно наложения финансовых санкций и административных штрафов нанарушителей налогового законодательства и обеспечения их взыскания;
— защита интересовгосударства в судебных органах в делах, которые касаются уплаты налогов, сборови других обязательных платежей;
— принятие нормативных иметодических документов по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета иотчетности для выполнения соответствующих законодательных актов.
Права, которымипользуются государственные налоговые администрации:
1) осуществлять напредприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности проверкибухгалтерской и финансовой документации, связанной с начислением и уплатойналогов и сборов; получать от служебных лиц и граждан объяснения, справки повопросам налогообложения;
2) получать бесплатно отпредприятий, учреждений и организаций (включая банковские и финансовые),граждан справки про деятельность, полученные доходы, затраты, счета и другуюинформацию;
3) обследовать любыепроизводственные, складские, торговые и прочие помещения субъектов хозяйствованиенезависимо от форм собственности и граждан;
4) требовать отруководителей и других служебных лиц, предприятий, учреждений, организаций, атакже от граждан, которые проверяются, устранения выявленных нарушенийзаконодательства о налогах и других платежах, про предпринимательскуюдеятельность;
5) приостанавливатьоперации предприятий, учреждений, организаций и граждан по счетам вфинансово-кредитных учреждениях;
6) изымать документы,которые свидетельствуют про утаивание (занижение) объектов налогообложения,неуплату налогов и платежей, а граждан -предпринимателей, которые нарушаютпорядок ведения предпринимательской деятельности – регистрационноесвидетельство, патенты с последующей передачей материалов о нарушениях органам,которые выдали эти документы;
7) применять кпредприятиям, учреждениям, организациям и гражданам финансовые санкции;
8) взыскивать в бюджеты игосударственные целевые фонды доначисленые по результатам проверок суммыналогов, платежей (суммы недоимки);
9) за несвоевременноевыполнение банковскими и другими финансово-кредитными учреждениями распоряженийгосударственных налоговых администраций про неопровержимое взыскание налогов,взносов, сборов, а также поручений субъектов хозяйствования и граждан на оплатуэтих платежей взимать с указанных учреждений пеню за каждый день прострочки, вразмерах, установленных действующим законодательством;
10) накладывать административныештрафы на конкретных должностных лиц, граждан, виновных в нарушенияхдействующего финансового законодательства.
Размеры административныхштрафов устанавливаются в определенных количествах необлагаемых налогами минимумовдоходов граждан в зависимости от характера нарушений;
11) пользоватьсябеспрепятственно в служебных целях средствами связи, которые принадлежат предприятиям,учреждениям и организациям независимо от форм собственности;
12) в случае выявлениязлоупотреблений давать поручения органам государственной контрольно-ревизионнойслужбы на проведение ревизий;
13) требовать отруководителей предприятий, учреждений, организаций, которые проверяются,проведения инвентаризации основных фондов, товарно-материальных ценностей,средств и расчетов; в нужных случаях опечатывать кассы, составы, архивы;
14) предоставлятьинформацию из Государственного реестра физических лиц – налогоплательщиков идругих обязательных платежей другим государственным органам соответственнодействующему законодательству.
Государственнаяконтрольно-ревизионная служба Украины действует при Министерстве финансов Украины и емуподчиняется. Расходы на содержание этой службы финансируются изгосударственного бюджета.
Государственнаяконтрольно-ревизионная служба состоит из Главного контрольно-ревизионногоуправления Украины, контрольно-ревизионных управлений в Республике Крым,областях, городах Киеве и Севастополе, контрольно-ревизионных подразделов(отделов, групп) в районах, городах и районах городов.
Органы Государственнойконтрольно-ревизионной службы выполняют следующие функции:
1) организовывают работуконтрольно-ревизионных подразделений на местах по проведению ревизий ипроверок, обобщают следствия ревизий и проверок, в случаях, предусмотренныхзаконодательством, сообщают о них органам законодательной и исполнительнойвласти;
2) проводят ревизии ипроверки финансовой деятельности, состояния и сохранения средств и материальныхценностей, достоверности учета и отчетности в министерствах, ведомствах,государственных комитетах и других органах государственной исполнительнойвласти, в государственных фондах, бюджетных учреждениях, а также на предприятияхи в организациях, которые получают средства из бюджета и из государственныхвалютных фондов;
3) проводят ревизии ипроверки правильности расходования государственных средств на содержаниеместных органов государственной исполнительной власти, учреждений иорганизаций, которые действуют за границей и финансируются за счетгосударственного бюджета;
4) контролируют полнотуоприходования, правильность расходования и сохранение валютных средств;
5) осуществляют контрольза устранением недостатков и нарушений, выявленных предшествующими ревизиями ипроверками;
6) разрабатываютинструктивные и прочие нормативные акты о проведении ревизий и проверок;
7) осуществляютметодическое руководство и контроль за деятельностью подчиненныхконтрольно-ревизионных подразделов; обобщают опыт проведения ревизий и провероки распространяют его среди контрольно-ревизионных служб, разрабатываютпредложения относительно усовершенствования контроля.
По инициативегосударственной контрольно-ревизионной службы ревизия или проверка предприятия,учреждения, организации может проводиться не чаще чем один раз в год. Но попоручению правоохранительных органов ревизия или проверка может быть проведенав любое время.
Права государственныхконтрольно-ревизионных служб аналогичны тем, которыми пользуются налоговыеадминистрации.
В 1997г. был принят закон«О Расчетной палате Верховной Рады Украины», согласно которому должнабыть создана Расчетная палата как постоянно действующий орган государственногофинансово-экономического контроля. Основными задачами палаты являются: контрольза своевременным выполнением Государственного бюджета, финансированиемобщегосударственных программ, заключением соглашений о государственных займах икредитах; контроль за использованием золотого запаса, драгоценных металлов,камней; предоставления кредитов и осуществления операций по размещению золотогорезерва и резерва в иностранной валюте. Палата осуществляет ревизии и проверкипо финансовым вопросам в аппарате Верховного Совета, органах исполнительнойвласти, Национальном банке, в Фонде государственного имущества, другихподчиненных Верховной Раде органах, а также на предприятиях и в организациях.
В современных условияхсоздания основ рыночного хозяйства особого значения приобретает аудиторскийконтроль.
В 1993 г. в Украине былпринятый Закон «Об аудиторской деятельности», который определяетправовые основы осуществления аудиторской деятельности и направленный насоздание системы независимого финансового контроля с целью защиты интересовсобственника.
Закон определяет аудиткак проверку публичной бухгалтерской отчетности, учета, первичных документов идругой информации относительно финансово-хозяйственной деятельности субъектовхозяйствование с целью определения достоверности их отчетности, учета, егополноты и соответствия действующему законодательству и установленнымнормативам.
Аудит осуществляетсянезависимыми лицами – аудиторами или аудиторскими фирмами. Аудиторские проверкимогут проводиться по инициативе руководства или собственников, основателей,хозяйничающего субъекта. Кроме того, для определенного перечня предприятий иорганизаций действующим законодательством установлен обязательный аудит, вчастности: банков, инвестиционных фондов, инвестиционных компаний, другихнебанковских финансовых учреждений, которые осуществляют привлечение средствграждан или привлечение или торговлю ценными бумагами (кроме операций повыпуску (эмиссии) собственных корпоративных прав), бирж, страховых компаний,кредитных союзов, негосударственных пенсионных фондов.
Такимобразом, можно сделать вывод, что в Украине субъектами финансово-хозяйственногоконтроля выступают такие учреждения и организации как Счетная палата Украины,Министерство финансов Украины, Государственная контрольно-ревизионная службаУкраины, Государственная таможенная служба Украины, Государственная налоговаяадминистрация Украины, Государственное казначейство Украины, Национальный банкУкраины, региональные счетные палаты, Агентство по вопросам банкротства; контрольныекомиссии, которые создаются представительскими органами местногосамоуправления; аудиторские фирмы, независимые аудиторы, временные контрольныегруппы, ревизионные комиссии.
5. Организациявнутрихозяйственного контроля на предприятии
Внутрихозяйственныйконтроль в условиях функционирования автоматизированной системы обработкиинформации организуется в интересах предприятия и с целью помочь ему эффективновыполнять свои функции.
Внутреннийконтроль предусматривает проверку соблюдения условий законодательных инормативных актов по осуществленным хозяйственным операциям и оценкуэкономичности и эффективности операций, проведенных на предприятии. Онохватывает такие основные направления: контроль политики и метода управленияпредприятием, организационной структуры предприятия, реальности, полноты,расположения, точности, классификации учетных данных; проверку уровнядостижения программных целей предприятия; проверку правильности формированиякорреспонденции счета по хозяйственным операциям сопоставлениям всех операцийсо Справочником соответствия бухгалтерских проводок; проверку соответствияданных инвентаризации фактическим данным выборочной имитацией процесса инвентаризациии сверкой ее результатов с фактическими данными; проверку итоговых данных,установлением взаимосвязей между ними и получением необходимой информации оботклонении; выявление отклонений от установленных нормативных данных сверкамфактических расходов на производство из нормативно справочной информацией;выявление причин и виновников отклонений на основе базы знаний; подтверждениедостоверности информации, которая содержится в бухгалтерской отчетности; оценкудеятельности предприятия; моделирование учетного процесса с целью получениянеобходимой информации для управления предприятием; имитацию учетных данных дляпланирования и прогнозирования финансово хозяйственной деятельности предприятия.
Передначалом контроля следует уточнить степень автоматизации учетных, контрольныхзадач и технологию их решения. На основе полученных сведений составляют планпроведения внутрихозяйственного контроля. В плане проведения контроля должныбыть отраженные вопросы организации обследования операций, которыеосуществляются на низовых звеньях управления. Этот процесс предусматривает 5этапов, на каждом из которых проверяют:
1)правильность применения учетных номенклатур;
2)правильность вычисления учетных показателей;
3)полноту входной информации;
4)порядок контроля информации;
5)порядок коррекции НИИ.
Этаппроверки правильности применения в первичных документах учетных номенклатур ианализа данных на соответствие выставленным требованиям особенно важный. Здеськонтролируются законность составления первичных записей, их достоверность,точность и всесторонность. При одновременной выписке и отображении первичныхдокументов на машинных носителях проверяются правильность и соответствиеавтоматически выписанного первичного документа. Кроме того, определяют маршрутзаполнения первичных данных, порядок исправления ошибок и возобновления информации.
Особоевнимание уделяется контролю процесса автоматизированной регистрации первичнойинформации. На этапе контроля правильности вычисления необходимых учетныхпоказателей проверяется порядок расчета того или другого показателя. Этодостигается сравнением фактических показателей и показателей, вычисленныхимитацией данных с использованием информационного языка показателей учета,контроля и анализа. Уделяется внимание способу защиты информации отнесанкционированного доступа.
Натретьем этапе осуществляется контроль за правильностью расчетов. При этомпроверяют полноту входящей информации пересмотром содержания информационнойбазы данных.
Начетвертом этапе уделяется внимание методам контроля, которые применяются:контролю на значимость, проверке допустимости корреспонденции счетов,допустимости или наличия данных нормативно справочной информации, контролюитоговых сумм и т.п. При этом выясняется, какая именно действующая системаиспользуется для контроля, как осуществляется автоматизированный контроль свыдачей сообщений об имеющихся отклонениях на дисплей и печатное устройство.
Пятыйэтап контроля особенно важен, поскольку практика свидетельствует, чтонесвоевременная и неточная коррекция нормативно-справочной информации приводитк грубым нарушениям финансово-хозяйственной деятельности предприятия(неправильное начисление заработной платы, отчислений и перечислений налогов,занижения себестоимости продукции и тому подобное). Поэтому проверяютсяпорядок, правильность, своевременность и законность коррекции нормативно-справочнойинформации. Дальше проверяется технологическая цепочка обработки данных с цельювыяснить, не теряется ли информация на любом участке обработки данных, отвечаютли данные входящей информации данным исходной информации.
Организационноепостроение системы внутрихозяйственного контроля на разных предприятиях можетиметь свои отличия и особенности. Не существует единственной унифицированнойструктуры внутрихозяйственного контроля, которая была бы приемлемой для любогосубъекта ведения хозяйства и способствовала повышению эффективности егохозяйственной деятельности. Это предопределено тем, что на организационнуюструктуру системы внутрихозяйственного контроля влияет ряд факторов, которые всущности, является критериями ее построения.
Формированиеи обеспечение действенной систем внутрихозяйственного контроля требует разработки,утверждения и внедрения в действие соответствующего регламентного обеспечения,которое будет определять основные критерии деятельности службывнутрихозяйственного контроля. При этом необходимо исходить из особенностейорганизационно-правовой формы ведения хозяйства предприятия, размера, спецификиего деятельности но др. То есть для регламентного обеспечения системывнутрихозяйственного контроля разных субъектов ведения хозяйства присущинекоторые характерные положения.
Вместес тем, должно быть обеспеченно единство цели, задач, принципов, требованийотносительно проведения контроля внутренними подразделами и должностнымилицами. Отдельные требования к созданию и функционированию службывнутрихозяйственного контроля зафиксированы в действующих нормативно правовыхдокументах. В частности, в Хозяйственном кодексе Украины отмечено, что одним изпринципов деятельности производственного кооператива есть принцип контроля, идля его реализации формируется правление, наблюдательный совет и ревизионнаякомиссия. Наблюдательный совет предназначен для контроля за деятельностью исполнительногооргана (дирекции, правления). Ревизионная комиссия осуществляет контроль зафинансово-хозяйственной деятельностью предприятия.
Гражданскимкодексом определенно организационные принципы внутрихозяйственного контроляобщества с ограниченной ответственностью и акционерного общества.
Однако в результатеотсутствия единственного нормативного акта по вопросам внутрихозяйственногоконтроля невозможно полностью обеспечить соблюдение единства организационных иметодических подходов. Кроме того, высокое качество внутрихозяйственногоконтроля может быть обеспечено за счет соблюдения регламентированныхтребований, принципов и процедур. В свою очередь, эффективность ицелесообразность применения регламентного обеспечения зависит от егокачественного содержания, четкости и логичности выписанных норм.
Таким образом, контрольиграет важную роль в системе управления предприятием и его подразделами.Внутрихозяйственный контроль — это проверка соответствия фактическиххарактеристик (процессов, деятельности, объектов) установленным требованиям(ограничением).
В процессе контролясобирается и анализируется необходимая информация, оказываются отклоненияфактических показателей от установленных (плановых, стандартных) и их причины.Объект внутрихозяйственного контроля — это то, которое подлежит проверке.Субъект внутрихозяйственного контроля — это отдельная должностная личность,службы (отделы) или внутрихозяйственные подразделы предприятия, которыепроверяют тот или другой объект.

Выводы и предложения
Таким образом, послеизучения и изложения данной темы, можно сделать следующие выводы.
1) Финансовый контрольявляется формой реализации контрольной функции финансов.
2) Назначение финансовогоконтроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политикигосударства, обеспечении процесса формирования и эффективного использованияфинансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.
3) Финансовый контроль – это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.
4) Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке.
5) Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.
6) Выделяют предварительный финансовый контроль, текущий (оперативный) финансовый контроль, Последующий финансовый контроль, контроль за финансовой деятельности.
Организация и функционирование эффективной системыфинансового контроля — обязательный и непременный элемент государственнойфинансовой политики. Государственный финансовый контроль, играя существеннуюроль в обеспечении функционирования государства, одновременно можетквалифицироваться как функция социального управления и правового регулирования.
Сегодня назрела необходимость должного правовогорегулирования организации и деятельности органов государственногоконтроля, таккак контрольная деятельность в Украине пока малоэффективна.
В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствованиедействующего законодательства, призванное способствовать развитиюметодологической базы, терминологического единообразия и механизма формированияи функционирования системы финансового контроля. Важным является устранениенезавершенности в вопросах формирования правовой базы государственногоконтроля. Нужно законодательно закрепить задачи, права, сферу действия каждогооргана финансового контроля.
При совершенствовании системы финансового контроля,принципиально важно использование зарубежного опыта. Здесь речь может идти опоэтапной частичной или полной апробации отдельных областей данной практики.
Принципиально значимым представляется достижение вдеятельности органов муниципального финансового контроля, региональных контрольно-счетныхорганов и Счетной палаты Украины такой меры взаимосогласованности, котораяисключала бы обособленность, самозамкнутость финансового контроля на любом изуровней исполнительной власти. Лишь после решения соответствующих задач можнобудет говорить об успешном формировании целостной системы финансового контроляв Украине.
Совершенствование государственного финансового контроля вРоссии позволит целесообразно и эффективно использовать государственныефинансовые ресурсы страны, а также движение финансовых потоков от отправителя кадресату. Снизится вероятность, что денежные средства будут использованы снарушениями законодательства и будет уверенность, что данные денежные средствабудут использованы по целевому назначению.

Список использованныхисточников
1. Закон України «Про аудиторськудіяльність» від 22 квітня 1993р № 3125 (із змінами та доповненнями)
2. Закон України «Про бухгалтерський облік тафінансову звітність в Україні» від 16.07.1999 р. № 996 (із змінами тадоповненнями)
3. Закон України «Продержавну контрольно-ревізійну службу в Україні» № 2939 – ХІІ від26.01.93р. із змінами та доповненнями.
4. Закон Украины «О государственной налоговой службе вУкраине» №509-XII от04.12.1990г. (с изменениями и дополнениями)
5. Закон Украины «О внесенииизменений в некоторые законодательные акты Украиныотносительно предотвращения финансовых правонарушений, обеспечения эффективногоиспользования бюджетных средств, государственного и коммунального имущества»№3201-IV от 15.12.2005г.
6. Інструкція про порядок вилучення істягнення коштів, застосування фінансових санкцій за результатами ревізій іперевірок. Затверджена наказом Головного КРУ України від 12.01.1995 р. № 2.
7. Інструкція про проведення ревізійі перевірок державною контрольно-ревізійною службою в Україні. Затвердженанаказом Головного КРУ України від 03.10.1997 р. № 121.
8. Наказ Головногоконтрольно-ревізійного управління України «Про затвердження Стандартівдержавного фінансового контролю за використанням бюджетних коштів, державного ікомунального майна» від 9 серпня 2002 р. № 168 // Офіційний вісникУкраїни. — 2002. — № 38. — Ст. 1803
9. Аудит и ревизия. Под ред. А.Л. Бавдей, И.Н. Белый, Н.П.Дробышевский. Минск, «Мисанта», 1994. — 221 с.
10. Белуха Н.Т. Контроль и ревизия в отраслях народного хозяйства: Учебник. — М., 1992. — 368 с.: ил.
11. Білуха М.Т. Теорія фінансово-господарського контролю іаудиту Підручник. – Вища школа Київ 1996. — 320с.
12. Білуха М.Т. Теорія фінансово-господарського контролю іаудиту. — К.: Вища школа, 2004. — 364 с.
13. Бутинець Ф.Ф. Контроль і ревізія. Підручник. — Ж.: ЖІТІ, 2002 — 544с.
14. Бутинець Ф.Ф., Бардаш С.В., МалюгаН.М., Петренко Н. І. Контроль і ревізія: Підручник. — Житомир: ПП «Рута»,2000. — 509 с.
15. Вітвицька Н.С., КузьмінськаО.Е. Контроль і ревізія:Навчально-методичний поабник для самостійного вивчення дисципліни.—К.: КНЕУ, 2000. — 166 с.
16. Жила В.Г. Ревізія і аудит: Навч.посіб. — К.: МАУП, 1998. — 96 с.
17. ЗавгороднийВ.П., Савченко В.Я. Бухгалтерский учет, контроль и аудит в условиях рынка.-2-еизд. К.: Фирма «ДИ-КСИ», 2002.-832с.
18. Контроль і ревізія. Практикум:Навчальний посібник для студентів спеціальності 7.050106 «Облік і аудит»/С.В. Бордаш, В.А. Дерій, Н.І. Петренко; за ред. Проф. Ф.Ф. Бутинця. – Житомир,ЖіТі, 2000. – 384с
19. КужельныйН.В. Бухгалтерский учет и его контрольные функции. Практическое руководство. — М.: Финансы и статистика, 1998. — 143с.
20. Немченко, В.В. Практичний курс внутрішньогоаудиту: підручник / В.В. Немченко, В.П. Хомутенко, А.В. Хомутенко; Одеськанац. академія харчових технологій, Одеський держ. економ. ун-т. — К.: ЦУЛ,2008. — 240 с.
21. Павлюк В.В. Контроль і ревізія. Навчальний посібник рекомендовано МОНУкраїни, К: ізд-во ЦУЛ, 2006.-с.196
22. Петрик О.Л. Аудит: методологія і організація: Монографія.— К.: КНЕУ, 2003. — 260 с.
23. Пшенична, А.Ж. Аудит: навчальний посібник / А.Ж.Пшенична; Мін-во освіти і науки України, Полтавський ун-т споживчої коопераціїУкраїни. — К.: ЦУЛ, 2008. — 320 с.
24. Романів М.В. Державний фінансовий контроль і аудит. Навчально- методичнийпосібник. К.: ТОВ «НІОС». 1998. — 224 с.
25.СивульськийМ.І. Державний внутрішній фінансовий контроль в Україні: результати, проблемита перспективи розвитку // Фінанси України, 2005, № 7. с. – 8 – 18
26.УсачБ.Ф. Контроль і ревізія: Підручник. – К.: Знання – Прес, 2002. – 253с.

Приложения
Классификацияфинансово-хозяйственного контроля по типам, видам и формам
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.