Реферат по предмету "Педагогика"


Как реализовать принцип метапредметности в процессе обучения

Как реализовать принципметапредметности в процессе обучения
Фисенко Т.И., доцент
кафедры ТиМО

Установленные стандартомновые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменениисодержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижениявысокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новыхпедагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использованиеобобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов восвоении знаний.
При изучении освоенииновых подходов школьного образования перед педагогами встаёт целый переченьвопросов:
— Что такоеметапредметность, метадеятельность, метазнания, метаспособы? Как онисоотносятся друг сдругом?
— Что такое метапредметы?Где их взять (или как их разработать)? Кто их будет вести? Как изыскатьвозможность их включения в учебный план при сегодняшней перегрузки учебногоматериала?
— Как увязатьнеобходимость реализации принципа метапредметности в обучении с высокойподготовкой к ЕГЭ?
— Существуют ли другиепути обеспечения принципа метапредметности в школе?
— Какие технологии иметодики способствуют формированию метапредметных результатов?
Прежде всего давайтеразберемся с понятиями метапредметность, метазнания, метаспособы, метаумения,метадеятельность, мыследеятельность, определить иерархию их отношений.
«Мета „–(«за»,«через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет,метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальнымизнаниями и способами. Иногда — мыследеятельностью.
Метадеятельность — универсальнаядеятельность, которая является “надпредметной». Предметная — этолюбая деятельность с предметом (строю, учу, лечу, книги пишу, людей кормлю,здания проектирую…). В любой предметной деятельности есть то, что делает ееосознанной и ответственной, то есть:
• стратегической(мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ);
• исследовательской(факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод);
• проектировочной(замысел, реализация, рефлексия);
• сценирующей(выстраивание вариантов сценария разворачивания событий);
• моделирующей (построение посредствомзнаковых систем мыслительных аналогов – логических конструктов изучаемыхсистем).
• конструирующей(выстраивание системы мыслительных операций, выполнение эскизов, рисунков,чертежей, позволяющих конкретизировать и детализировать проект);
• прогнозирующей (мысленноеконструирование будущего состояния объекта на основе предвидения).
Метадеятельность какуниверсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнемвладения им метазнаниями и метаспособами, т.е. уровнем развития личности.
Метазнания — знания о знании, отом, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмыи методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним (смотрифилософия, методология, многоотраслевая метанаука). Понятие «метазнания»указывает на знания, касающиеся способов использования знаний, и знания,касающиеся свойств знаний. Метазнания, выступают как целостная картина мира снаучной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из«знающего» в «думающего».
Примерами метазнанийявляются:
— Диаграмма знаний(отражает все элементы знаний, находящихся в организации, и отношения междуними);
— Карта знаний (отражаетраспределение элементов знаний между различными объектами организации);
— Базы знаний,представления об их устройстве.
Метазнания включают всебя философию предмета и общую философию. Философия предмета включает в себяпонятие, границы и методологию предмета как части науки. Философия физики,например, анализирует, проблему несовпадения онтологической и физическойпроекций: понимание физикой времени как течения наиболее стабильного процесса ионтологическое понимание времени как течения времени вообще или смены фаз:прошлое, настоящее, будущее. К философии физики относится также проблемапричинности, проявляющейся только в физическом мире, а в связи с последней — ипроблема корреляции.
Философские проблемы географиизаключаются в рамках ключевых аспектов взаимодействия общества и природы,проблем экологии, строящейся на основе принципов философии природы(натурфилософии), признающей целостность материального и духовного Мира. Кчислу общих проблем, относятся также: эволюция Земли и жизни на ней, пространственноеразнообразие природных условий, влияние природы на человека и общества наприроду. Все эти проблемы — предмет как философии, так и географии. Проблемасохранения жизни на Земле становится краеугольным камнем формированиягеографической культуры.
Философия искусства исследует сущность и смысл искусства на основе искусства в целоми на основе частных видов искусства, учитывая при этом содержание, смысл и егофункции внутри культуры и всей сферы ценностей. Искусство, как творческаядеятельность, в процессе которой создаются художественные образы, отражающие туили иную форму действительности и отношение к ней человека, всегда направленона человека, на его познание. В этом непосредственная близость искусства сфилософией.
Философия музыки – это понимание ее сущностии особенности, история зарождения и развития, современное состояние и значениев обществе и духовной жизни человека, как творящего музыку, так и воспринимающегоее.
Метаспособы — методы, с помощьюкоторых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипныепланы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач. (Ю.Н. Кулюткин)
Метаумения – присвоенныеметаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательныеумения и навыки. К ним относятся:
— теоретическое мышление(обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательствои т.п.);
— навыки переработкиинформации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация,умение сворачивать информацию);
— критическое мышление(умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам,достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанныепозиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);
— творческое мышление(перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации,видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известныхспособов деятельности с новыми);
— регулятивные умения(задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование,выбор тактики, контроль, анализ, коррекция свей деятельности);
-качества мышления(гибкость, антиконфоризм, диалектичность, способность к широкому переносу ит.п.).
В настоящее времяформирование метаумений становится центральной задачей любого обучения.
В схеме, предложеннойА.Г.Кузнецовой, современный подход к организации содержания процесса обученияпредставлен в двух уровнях: предметном и метапредметном (см. схема 1).
 
Содержаниеобразования (метапредметный уровень)
/>

Таким образом, метапредметныйподход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний напредметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. По-мнениюА.А. Кузнецова, метапредметные (компетентностные) результаты образовательнойдеятельности — способыдеятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и прирешении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базеодного, нескольких или всех учебных предметов.          Метапредметность какпринцип интеграции содержания образования, как способ формированиятеоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формированияцелостной картины мира в сознании ребёнка. При таком подходе у учащихсяформируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире,выраженном в числах и фигурах (математика), в веществах (химия), телах и полях(физика), художественных образах (литература, музыка, изобразительноеискусство) и т.д.
Уровни интеграциисодержания учебного материала могут быть разные. Самый высший уровень, на котором соприкасаютсявсе учебные предметы, отражает взаимосвязи «человек – общество – природа». Наэтом уровне рассматриваются всеобщие связи, регулируемые всеобщими законами.Это философский уровень. Раскрытие его – общая задачагуманитарно-эстетического, общественно-исторического и естественнонаучногоциклов предметов. Следующий уровень — общий, включающий системы, законы, методыфункционирования систем общепредметного уровня, внутри систем «природа»,«общество», «предметный мир». Ему предшествует внутрипредметный уровеньинтеграции. Каждый из этих уровней имеет возможности для фрмирования метазнаний,метаспособов, метадеятельности.
Возможности формированияметадеятельности заложены в ряде методик, подходов и технологий:
• развивающееобучение Эльконина-Давыдова;
• мыследеятельностнаяпедагогика;
• коммуникативнаядидактика;
• эвристическоеобучение;
• логико-смысловогомоделирования;
• школаМ.Щетинина и др.
Метапредметный подходобеспечивает целостность общекультурного личностного и познавательного развитияи саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательногопроцесса, лежит в основе организации и регуляции любой деятельности учениканезависимо от ее специально-предметного содержания. Для реализации принципа метапредметностиможно использовать технологии:
• Самостоятельныеучебные предметы в учебном плане.
• Метапредметныйкомпонент в содержании учебного курса («Экология и диалектика» Л.Тарасова).
Эпистемотека (эпистемология — наука ознании и его основаниях. Занимается вопросами: «Возможно ли познание?», «Какмы знаем то, что знаем?»).
• Детско-взрослыенаучно-промышленные комплексы.
Метапредмет — учебный предмет нового типа, воснове которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала. Метапредметы — это новая образовательная форма, котораявыстраивается поверх традиционных учебных предметов, это учебный предмет новоготипа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебногоматериала, каковыми являются метазнание, метаспособы, метадеятельность. В наукеи педагогической практике все больше сторонников находит мыследеятельностнаяпедагогика (Ю.В.Громыко), которая является продолжением теории развивающегообучения В.В.Давыдова. Она направлена на формирование столь важного сейчастеоретического мышления и универсальных способов деятельности. Идея состоит втом, что дети исследуют принципы построения их мышления в процессе порожденияновых знаний, самоопределения в проблемной ситуации с помощью особых курсов –метапредметов. Блок метапредметов надстраивается над преподаванием традиционныхучебных предметов. В этом блоке у учащихся формируются метазнания иметаспособы.        В качестве метапредметов Громыко Ю.В. были выделены:«Знание», «Знак», «Проблема», «Задача».
В рамках метапредмета«Знак» у школьников формируется способность схематизации на основевыделения главного в материале. Это работа в дальнейшем позволяет им болееосознанно использовать те графические изображения, которые они заучивают врамках традиционных учебных предметов (формулы химических соединений и записихимических реакций; различные таблицы с данными; чертежи фигур и сами фигуры;формулы и чертежи изучаемых процессов и т.д.). За этими разными графическимиизображениями они учатся мысленно видеть то идеальное содержание, которое в нихвыражено. Поэтому исчезает проблема с заучиванием большого объема учебногоматериала.
В рамках метапредмета «Знание»у обучающихся формируется способность работать с понятиями как особой формой знания. Изучая строение ключевых научных понятий, воспроизводя их в собственноммышлении, учащиеся осваивают универсальные техники работы с понятием на любомпредметном материале. В рамках предмета изчается генезис таких понятий, как«государство», «город», «движение», «функция» и пр.
Метапредмет«Проблема» задает образец разрешения проблемы через доведение понятиядо набора операций, формул и расчётов.
Метапредмет «Задача»помогает ученикам осмыслить устройства процесса решения задач.
Разработка надпредметныхпрограмм как программ достижения конкретных метапредметных результатов получиларазвитие во многих школах России. Среди них «Основы проектной деятельности»,которые уже несклько лет внедряются в некотрых школах и Хабаровского края, «Книга»(обучение эффективному чтению и выбору книг), «Дискуссия», «Грамотныйпокупатель», «Дом» (как использовать школьные знания в домашних делах), «Перваяпомощь», «Инструкция» (как научиться читать инструкции, пользоваться ими исамому составлять инструкции), «Как стать успешным», «Культура познания»,«Культура мышления», «Самопознание», «Факт», «Исследование»и пр.
Такие программы могутбыть рассчитаны на отдельную ступень школьного образования и даже на меньшийпериод времени. В надпредметной программе указываются: ключевые компетентности,для формирования которых она составлена; предметы, на материале которых реализуетсяпрограмма; виды познавательной и практической деятельности; формы совместнойработы по различным учебным предметам (решение комплексных задач, выполнениепроектов, защита выполненной работы перед группой специалистов разногопрофиля).
По надпредметнымпрограммам можно работать на уроках (и других видах занятий) по обычнымшкольным предметам за счёт отбора тем, сюжетов, способов деятельности,совокупность которых в итоге и позволяет получить желаемый метапредметныйрезультат.
Разработка надпредметныхпрограмм может стать одним из перспективных направлений инновационнойдеятельности образовательных учреждений, поскольку содержание этих программможет и должно учитывать особенности конкретной школы — социальной среды,состава учащихся, потенциала педагогического коллектива.
Однако перегруженностьсовременного содержания образования далеко не всегда позволяет включить вучебный план дополнительные предметы, поэтому рекомендуем использовать в рамкахпредметных курсов метапредметные темы («Пространство и время», «Мир как системасистем», «Знание — незнание», «Пространство и время», «Модель — способ — рисунок», «Порядок и хаос» и т.д.) или включать метапредметные темы впредметную тему урока: например, при изучении темы «Свойства воды»исследуется и метатема «Порядок и хаос», при изучении темы «Уравнение»- метатема «Гармония». Метапредметные задания («Образ»,«Идея», «Закономерность», «Задача»,«Знак», «Опыт», «Сочинение»,«Конструкция»,         «Счастье», «Любовь»,«Здоровье» и т.п.). Содержание учебного материала и форма, в какой онпреподносится учащимся, должны быть таковы, чтобы формировать у них целостноепредставление видение мира и понимание места и роли человека в нем, чтобыполучаемая учащимися информация становилась для них личностно-значимой. Например,если при изучении темы «Второй закон Ньютона» ученикам задать вопрос «Что былобы, если бы в законе вместо ускорения стояла скорость?», ученики придут квыводу, что тогда все будет определяться сиюминутным воздействием. Прошлое небудет влиять на настоящее, а настоящее на будущее, что мир без инерции – этомир, где нет причинно-следственных связей. Без инерции наш мир просто не смогбы существовать. И если бы люди еще на школьной скамье приобщались к этойистине, то и в обществе, по-мнению автора модели школы «Экология и диалектикаЛ.В. Тарасова, «не появлялись бы горе-руководители, требующие, чтобы всеизменилось немедленно, в соответствии с их сиюминутными указаниями. Никто не выдвигалбы таких требований – ведь они вступали бы в противоречие с законами природы».
Освоение метаспособовдеятельности как процесса мыследеятельности и мыслепознания, основной упор которыхнаправлен на формирование надпредметных компетентностей, происходит прииспользовании в учебном процессе определенных технологий обучения:
• развивающегообучения;
• критическогомышления;
• ТРИЗ(АРИЗ);
• технологическийкомпонент личностно-ориентированного урока;
• общеучебныеумения и навыки (ремейк-программа Пономаревой и др.).
По мнению специалистов (М.Е. Бершадский, М.В. Кларин,П.И. Третьяков, А.В. Хуторской и др.), общей основой разнообразных инновационныхмоделей обучения, имеющей поисковую направленность, является интегративнаянадпредметная поисковая учебная деятельность, т.е. специальнаядеятельность по построению учебного познания – исследовательская,эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая. Сутьдеятельности заключается в том, что усвоение любого материала (понятия, способадействия и т.п.) происходит в процессе решения практической илиисследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. При этом, чем сложнееситуацию вы подберете, тем выше будет личностный развивающий потенциал занятия.«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают егобольше, нежели те, которые пришли в голову другим» Б. Паскаль.
В последние годы в дидактике появилось новоенаправление: метапроектное обучение (Колесина К.Ю.), источниками которого могутявляться: метод проектов; крупноблочная организация учебного процесса;проблемное обучение; исследовательское обучение, задачный (а не заданиевый)подход, межпредметная интеграция, включая ее транс — и кросс-интеграционныеварианты.
Механизмом развитияметадеятельности может стать система инновационных творческих проектов. При ихсоздании у учеников формируются понятия, факты, идеи, законы, общие для всехнаук, развивается способы, действия, которые они приобретают в процессеобучения, появляется привычка мыслить и действовать в соответствии с принципамиметапредметности, то есть происходит интеграция знаний, приобретается опыттворческой деятельности.
Принцип «метапредметности»состоит также в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцаммыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которыевоспроизводятся при работе с любым предметным материалом (Ю.Громыко). Этосоставление ментальных карт, деревьев понятий, кластеров, денотатные графы,схем «фишбоун» (рыбьи косточки – технология «за и против»), различные техникиграфические модели знания, приемы сворачивания информации (конспект, таблица,схема) и пр.
В рамках Госстандартанового поколенияв систему учебных действий включены личностные, метапредметные и предметныерезультаты, описанытребования к ним, даны учебные задачи и ситуации. Метапредметныеобразовательные результаты предполагают, что у учеников будут развиты:уверенная ориентация в различных предметных областях за счет осознанногоиспользования при изучении школьных дисциплин философских и общепредметных; владениеосновными общеучебными умениями информационно-логического характера, умениямиорганизации собственной учебной деятельности, основными универсальными умениямиинформационного характера, информационным моделированием как основным методомприобретения знаний, широким спектром умений и навыков использования средствинформационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения,преобразования и передачи различных видов информации, базовыми навыкамиисследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов, способамии методами освоения новых инструментальных средств, основами продуктивноговзаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Начиная работу в школах по реализациипринципа метапредметности, необходимо тщательно изучить все документы постандартам.
Конечно, предложенные рекомендации –всего лишь схема, модель принципиальных направлений по обеспечениюметапредметных результатов. В реальном процессе они наполняются личностнымсодержанием, действуют через сознание, волю, эмоции, индивидуальностьпедагогов, которые и определят выбор содержания и способов обучения.

Используемая литература
1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартовобщего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А.Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008.
2. http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/
3. Словарь-справочник по педагогике. Автор-составитель В.А. Мижериков,под ред. П.И. Пидкасистого, М. 2004, с.197.
4. ВальковаГ., Зайнуллина Ф., Штейнберг В. Логико-смысловые модели — дидактическаямногомерная технология / В. // ДИРЕКТОР ШКОЛЫ: науч.-метод. журн. для рук. учеб.заведений и органов образования. — 2009. — № 1. — C.49-54
5. ГромыкоЮ.В. «Метапредмет „Знак“.- М., 2001.- 285 с.
6. ГромыкоН.В. „Метапредмет “Знание».- М., 2001.- 540с.
7. ГромыкоЮ.В. «Метапредмет „Проблема“.- М., 1998. – 376 с.
8. КолесинаК.Ю. Метапроектное обучение: теория и технологии реализации в учебном процессе:Автореф. дисс. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2009. 35 с.
9. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второгопоколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации иэксперимент. — 2008. — № 2. — С. 3-6.
10. Ковалева Г.С., Красновский Э.А.,Краснянская К.А., Логинова О.Б., Татур О.А. Модель системы оценки результатовосвоения общеобразовательных программ. /www. standart. edu. ru/.
11. ФедороваС.Ш. Технология присвоения метазнаний/http://festival.1september.ru/articles/100689/.
12. ФоменкоИ.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основепринципов метапредметности/fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/.
13. ХуторскойА.В. Эвристический тип образования: результаты научно-практическогоисследования // Педагогика. –1999. — №7. – С.15-22.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.