Реферат по предмету "Разное"


Img src= 296920 html m6d569a14

Москва «Просвещение» 2009 УДК 37.01 ББК 74.202 Д 18Серия «Стандарты второго поколения» основана в 2008 годуВыпуск издания осуществлён в рамках проекта «Разработка общей методологии, принципов, концептуальных основ, функ$ ций, структуры государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения» (2005).ISBN 978 5 09 022138 2 © Издательство «Просвещение», 2009 © Художественное оформление. Издательство «Просвещение», 2009 Все права защищеныСодержаниеОбщие положения 41. Национальный воспитательный идеал 102. Цель и задачи духовно нравственного развития и воспитания 123. Духовно нравственное развитие и воспитание 154. Базовые национальные ценности 185. Основные принципы организации духовно нравст венного развития и воспитания 20Заключение 23^ Общие положенияВ соответствии с Конституцией Российской Федерации чело век, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом каждый гражданин Российской Федерации, обладая на её терри тории всеми правами и свободами, несёт равные обязанности. Конституция Российской Федерации гласит: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исто рически сложившееся государственное единство, исходя из об щепризнанных принципов равноправия и самоопределения на родов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверен ную государственность России и утверждая незыблемость её де мократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Роди ну перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Современный период в российской истории и образова нии — время смены ценностных ориентиров. В 90 е гг. прошло го столетия в России произошли как важные позитивные пере мены, так и негативные явления, неизбежные в период круп ных социально политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, граж данское самосознание, на отношение людей к обществу, госу дарству, закону и труду, на отношение человека к человеку. В период смены ценностных ориентиров нарушается духов ное единство общества, меняются жизненные приоритеты мо лодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколе ния, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. В России указанный период был обусловлен быстрым де монтажем советской идеологии, поспешным копированием за падных форм жизни. Несмотря на установленные российским законодательством общественные нормы и приоритеты, у российских граждан в то время не сложилась ясно выраженная система ценностных ори ентиров, объединяющих россиян в единую историко культур ную и социальную общность. В российском обществе стал ощущаться недостаток созна тельно принимаемых большинством граждан принципов и пра вил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и4 конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федераль ному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как поли тическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориен тиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к са мобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит осно вой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономичес ких и политических отношений». Образованию отводится ключевая роль в духовно нрав ственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении со циальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, на стоящему и будущему своей страны. Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфе ре массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наибо лее системно, последовательно и глубоко духовно нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укла дом школьной жизни. Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную мо дернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только ин теллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному соци альному институту, через который проходят все граждане Рос сии, является индикатором ценностного и морально нравствен ного состояния общества и государства. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально ценностному, духовно нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в после дующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой пси хологической устойчивостью. При этом особое значение име ют следующие друг за другом переходы от детства к подростко вому возрасту, а затем к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, — утверждал Л. С. Выготс5 кий, — есть основной момент при переходе от возраста к воз расту»1. Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее — Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Зако ном Российской Федерации «Об образовании», на основе еже годных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.^ Концепция является методологической основой разра ботки и реализации федерального государственного образо вательного стандарта общего образования. Концепция представляет собой ценностно нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно нравственного развития и воспитания обучающихся. Концепция определяет:характер современного национального воспитательного идеала;цели и задачи духовно нравственного развития и воспита ния детей и молодежи;систему базовых национальных ценностей, на основе ко торых возможна духовно нравственная консолидация многона ционального народа Российской Федерации;основные социально педагогические условия и принци пы духовно нравственного развития и воспитания обучаю щихся. Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты мо лодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семья ми обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции. Концепция формулирует социальный заказ современной об щеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших обще национальных задач.Социальный заказ образованию устанавливается в следую щей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними:1Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 4. — М., 1983. — С. 385.6нация — государственно территориальная и политико правовая общность, существующая на основе общих поли тических, историко культурных и духовно ценностных харак теристик и общего самосознания. Такой общностью является многонациональный народ Российской Федерации, который представляет собой многоэтничную гражданскую нацию, вклю чающую этнические общности, которыми в России могут назы ваться «нации» (в этнокультурном и социально политическом смыслах), национальности и народы. Двойное использование категории «нация» (в общегражданском и этнокультурном зна чении) не противоречит конституционному положению «мы, многонациональный народ Российской Федерации», означая, что Россия есть национальное государство, а её народ пред ставляет собой нацию наций;национальное государство — государство с общей, конт ролируемой центральной властью, хозяйственно экономиче ской основой, общей территорией, общими историко культур ными ценностями жителей страны. Российская Федерация — национальное государство, имеющее разнообразный этниче ский и религиозный состав населения и отличающееся большой региональной спецификой;национальное самосознание (идентичность) — разделя емое всеми гражданами представление о своей стране, её наро де, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба;формирование национальной идентичности — форми рование у личности представления о многонациональном наро де Российской Федерации как о гражданской нации и воспита ние патриотизма;патриотизм — чувство и сформировавшаяся позиция вер ности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т. е. край, республику, город или сельскую местность, где граж данин родился и рос. Патриотизм включает активную гражда нскую позицию, готовность к служению Отечеству;гражданское общество — общество, способное к само организации на всех уровнях, от местных сообществ до общена ционального (государственного) уровня, активно выражающее свои запросы и интересы как через свободно и демократически избранные органы власти и самоуправления, так и через инсти туты гражданского общества, к которым относятся прежде все го общественные группы, организации и коалиции, а также формы прямого волеизъявления. Гражданское общество обла дает способностью защищать свои права и интересы как через власть и закон, так и путём контроля над властью и воздействия на власть и на правовые нормы. Гражданское общество обяза7 тельно предполагает наличие в нём ответственного гражданина, воспитание которого является главной целью образования;многообразие культур и народов — культурное многооб разие, существующее в стране и в мире в целом. Для России это существование, диалог и взаимообогащение всех культурных потоков (или слоёв): общенациональной, общероссийской культуры на основе русского языка, этнических культур много национального народа Российской Федерации и глобальных или мировых культурных явлений и систем. Культурное много образие и свобода культурного выбора являются условием раз вития, стабильности и гражданского согласия;межэтнический мир и согласие — единство в многооб разии, признание и поддержка культур, традиций и самосо знания всех представителей многонационального народа Рос сийской Федерации, гарантированное равноправие граждан независимо от национальности, а также политика интеграции, предотвращения напряжённости и разрешения конфликтов на этнической или религиозной основе. Межэтнический мир включает политику толерантности, т. е. признания и уважения культурных и других различий среди граждан страны и прожи вающих в ней граждан других стран;социализация — усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных свя зей, принятия ценностей различных социальных групп и обще ства в целом, активного воспроизводства системы обществен ных отношений;развитие — процесс и результат перехода к новому, бо лее совершенному качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему, к некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурнос ти и пр.;воспитание — педагогически организованный целена правленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества;национальный воспитательный идеал — высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о челове ке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объедине ний и общественных организаций;базовые национальные ценности — основные мораль ные ценности, приоритетные нравственные установки, сущест вующие в культурных, семейных, социально исторических, религиозных традициях многонационального народа Россий ской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и8 обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях;духовно нравственное развитие личности — осущес твляемое в процессе социализации последовательное расшире ние и укрепление ценностно смысловой сферы личности, фор мирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нрав ственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;духовно нравственное воспитание личности граждани на России — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный на род Российской Федерации, государство, семья, культурно тер риториальные сообщества, традиционные российские религиоз ные объединения (христианские, прежде всего в форме русско го православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.^ 1. Национальный воспитательный идеалВоспитание ориентировано на достижение определённого иде ала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно исторических социокультурных условиях. В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренён в религии и представлен для православных христиан прежде всего в образе Иисуса Христа. Православная церковь направля ла и объединяла деятельность семьи, народа и государства в об щем пространстве религиозного, духовно нравственного воспи тания. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа. Для сохранения целостности страны, территория которой постоянно расширялась, нужна была общая система нравствен ных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких, как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь. Православие объединяло русских людей (ими считались все принявшие православие, а не только этнические русские) в единый народ. Именно поэтому защита русской земли прирав нивалась к защите православия, что и породило такой компо нент самосознания, как образ Святой Православной Руси. В XVIII в. Россия стала империей, сила которой заключа лась в централизации и концентрации государственной власти в руках правящего монарха — императора. Государство возвыша лось над церковью, был сформулирован новый воспитательный идеал — «человек государственный, слуга царю и Отечеству». Образовательная система стала ориентироваться на задачи под готовки профессиональных кадров для государственных нужд. «Всяческое беззаветное служение на благо и на силу Отечест ва, — утверждал М. В. Ломоносов, — должно быть мерилом жизненного смысла»1. Главным в воспитании стало формирова ние человека патриота, отличающегося высокой нравствен ностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России. Для императорской России был характерен идеал полезного го сударству и Отечеству гражданина.В советский период государство обрело всю полноту власти над гражданином и его частной жизнью. Устраняя влияние церк ви на общественную и личную жизнь, подавляя религиозное со1Ломоносов М. В. Для пользы общества. — М., 1990. — С. 42.10 знание, советское государство само стало претендовать на роль новой вселенской церкви. Спектр жизненных смыслов был сжат до веры в коммунизм и служения коммунистической партии. Вместе с тем советская эпоха в отечественной истории сформировала высокий педагогический идеал — воспитание всесторонне развитой личности, дала примеры массового пат риотизма, героического служения, вплоть до самопожертвова ния, во имя будущего своей страны и своего народа, пренебре жения материальным во имя идеального. В 90 е гг. ХХ в. в России сформировался идеал свободной в своём самоопределении и развитии личности, «освобождённой» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед об ществом. Сегодня, на новом этапе развития Российской Федерации, при определении современного национального воспитательного идеала необходимо в полной мере учитывать:преемственность современного национального воспита тельного идеала по отношению к национальным воспитатель ным идеалам прошлых эпох;духовно нравственные ценности, определённые в соответ ствии с действующим российским законодательством;внешние и внутренние вызовы, стоящие перед Россией. Национальным приоритетом, важнейшей национальной за дачей является приумножение многонационального народа Российской Федерации в численности, повышение качества его жизни, труда и творчества, укрепление духовности и нрав ственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры. Решение этой задачи способно обеспечить устойчивое и успешное развитие России.^ Современный национальный воспитательный идеал определяется:в соответствии с национальным приоритетом;исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох;согласно Конституции Российской Федерации;согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» в части общих требований к содержанию образования (ст. 14) и задачам основных образовательных программ (ст. 9, п. 6).Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.11^ 2. Цель и задачи духовно нравственного развития и воспитанияВажнейшей целью современного отечественного образо вания и одной из приоритетных задач общества и государст ва является воспитание, социально педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственно го, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.В сфере личностного развития воспитание обучающих ся должно обеспечить:готовность и способность к духовному развитию, нрав ственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному пове дению;готовность и способность к реализации творческого по тенциала в духовной и предметно продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе мо ральных норм, непрерывного образования и универсальной ду ховно нравственной установки «становиться лучше»;укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;формирование морали как осознанной личностью необходи мости определённого поведения, основанного на принятых в об ществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом; развитие совести как нравственного самосознания личнос ти, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, тре бовать от себя выполнения моральных норм, давать нравствен ную самооценку своим и чужим поступкам;принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;готовность и способность выражать и отстаивать свою об щественную позицию, критически оценивать собственные на мерения, мысли и поступки;способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответ12 ственности за их результаты, целеустремленность и настойчи вость в достижении результата;трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способ ность к преодолению трудностей;осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духов ной безопасности личности, умение им противодействовать;свободолюбие как способность к сознательному личност ному, профессиональному, гражданскому и иному самоопреде лению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поко лениями;укрепление веры в Россию, чувства личной ответственнос ти за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими по колениями.В сфере общественных отношений духовно нравствен ное развитие и воспитание обучающихся должно обеспе чить:осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;развитость чувства патриотизма и гражданской солидар ности;заботу о благосостоянии многонационального народа Рос сийской Федерации, поддержание межэтнического мира и со гласия;осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Рос сийской Федерации, Отечеству;понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого че ловека;бережное отношение к жизни человека, забота о продол жении рода;законопослушность и сознательно поддерживаемый граж данами правопорядок;духовную, культурную и социальную преемственность по колений.В сфере государственных отношений духовно нрав ственное развитие и воспитание обучающихся должно со действовать:13формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти и учас тию в государственных делах;укреплению и совершенствованию демократического фе деративного правового государства с республиканской формой правления;повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;повышению эффективности усилий государства, направ ленных на модернизацию страны;укреплению национальной безопасности.^ 3. Духовно нравственное развитие и воспитаниеОбеспечение духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей совре менной государственной политики Российской Федерации. За конопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отноше ний — всё это непосредственно зависит от принятия граждани ном России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные прог раммы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию фе дерального государственного образовательного стандарта с учё том типа и вида образовательного учреждения, образователь ных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся». Таким образом, духовно нравственное развитие и воспита ние обучающихся является первостепенной задачей современ ной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Содержание духовно нравственного разв


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.