Реферат по предмету "Финансовые науки"


Формирование доходов бюджетов различных уровней

Оглавление
Введение
Глава 1 Особенности формированиядоходов бюджета
1.1 Бюджетная классификация,сбалансированность бюджета
1.2 Налоговые и неналоговые доходыбюджета
1.3 Доходы региональных и местныхбюджетов
Глава 2 Анализ динамики поступленийденежных средств в федеральный бюджет
2.1 Анализ динамики налоговых иненалоговых поступлений
2.2 Основные направления бюджетнойреформы в сфере доходов на современном этапе
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Ведущую, определяющуюроль в формировании и развитии экономической структуры любого современногообщества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамкахизбранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов,позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование,является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеномкоторой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системыгосударство образует централизованные и воздействует на формированиедецентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнениявозложенных на государственные органы функций.
Экономические иполитические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также немогли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь,бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средствоммобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической властиреальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурнуюперестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики,обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Очевидно, что успехэкономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того,в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества,насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.
Функционирование государственного бюджета происходитпосредством особых экономических форм — доходов и расходов, выражающихпоследовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта,концентрируемой в руках государства.
Тема данной курсовой работы: «Формирование доходов бюджетовразличных уровней», эта тема актуальна в наше время, потому что доходы бюджетавыражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями,предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны ислужат финансовой базой государства, что является немаловажным аспектом дляэкономики нашей страны.
Объектом исследования в данной курсовой работе являетсяформирование доходов бюджетов различных уровней, предметом исследования – непосредственнодоходы бюджетов различных уровней.
Цель работы: рассмотреть понятие доходов бюджета РФ ипроанализировать формирование доходов бюджета Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели был определен ряд задач:
— Изучить бюджетнуюклассификацию, сбалансированность бюджета;
— Выявить налоговые иненалоговые доходы бюджета;
— Изучить доходырегиональных и местных бюджетов;
— Провести анализдинамики налоговых и неналоговых поступлений;
— Предложить основныенаправления бюджетной реформы в сфере доходов на современном этапе.

Глава 1 Особенностиформирования доходов бюджета
1.1 Бюджетнаяклассификация, сбалансированность бюджета
Для составления иисполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всехуровней бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетнаяклассификация Российской Федерации.
Бюджетная классификацияРоссийской Федерации является группировкой доходов и расходов бюджетов всехуровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источниковфинансирования дефицитов этих бюджетов, используемой для составления иисполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всехуровней бюджетной системы Российской Федерации. Бюджетная классификация даетвозможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетовРФ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов.
Согласно БК РФ (Глава 4)бюджетная классификация включает:
— классификацию доходов бюджетов;
— классификацию расходов бюджетов;
— классификацию источниковфинансирования дефицитов бюджетов;
— классификацию операцийпублично-правовых образований.
Доходыбюджета — поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств,являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансированиядефицита бюджета;
Единымидля бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппамидоходов бюджетов являются:
1)налоговые и неналоговые доходы:
- налоги наприбыль, доходы;
- налоги и взносына социальные нужды;
- налоги на товары(работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;
- налоги на товары,ввозимые на территорию Российской Федерации;
- налоги насовокупный доход;
- налоги наимущество;
- налоги, сборы ирегулярные платежи за пользование природными ресурсами;
- государственнаяпошлина;
- задолженность иперерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;
- доходы отвнешнеэкономической деятельности;
- доходы отиспользования имущества, находящегося в государственной и муниципальнойсобственности;
- платежи припользовании природными ресурсами;
- доходы отоказания платных услуг и компенсации затрат государства;
- доходы от продажиматериальных и нематериальных активов;
- административныеплатежи и сборы;
- штрафы, санкции,возмещение ущерба;
- доходы бюджетовбюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий исубвенций прошлых лет;
- возврат остатковсубсидий и субвенций прошлых лет;
- прочиененалоговые доходы;
2)безвозмездные поступления:
- безвозмездныепоступления от нерезидентов;
- безвозмездныепоступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- безвозмездныепоступления от государственных (муниципальных) организаций;
- безвозмездныепоступления от негосударственных организаций;
- безвозмездныепоступления от наднациональных организаций;
- прочиебезвозмездные поступления.
Единымидля бюджетов бюджетной системы Российской Федерации элементами доходовявляются:
1)федеральный бюджет;
2)бюджеты субъектов Российской Федерации;
3)бюджеты муниципальных районов;
4)бюджеты городских округов;
5)бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значенияМосквы и Санкт-Петербурга;
6)бюджеты городских и сельских поселений;
7)бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;
8)бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;
9)бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
10)бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
В любом бюджете доходы ирасходы должны быть сбалансированы.
При дефиците бюджета — превышении расходов над доходами — должны быть указаны источники финансированиядефицита (перечень источников финансирования различен для разных уровнейбюджетной системы РФ). Законодательством РФ установлены предельные размерыдефицита бюджета. Например, размер дефицита федерального бюджета не можетпревышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживаниегосударственного долга РФ (государственный долг — долговые обязательства РФперед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами,международными организациями и иными субъектами международного права). Дляпокрытия дефицита бюджета используются государственные заимствования — займы,привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств,международных финансовых организаций, по которым возникают долговыеобязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками,выраженные в иностранной (внешние) или российской валюте (внутренниезаимствования).
1.2 Налоговые иненалоговые доходы бюджета
Решающее значение вдоходах бюджета имеют налоги. Налоги – обязательные платежи, взимаемыегосударством (центральными и местными органами власти) с физических июридических лиц. Исторически их возникновение относится к периоду разделенияобщества на социальные группы и появления государства.
Государство без налоговсуществовать не может, поскольку они — главный метод мобилизации доходов вусловиях господства частной собственности и рыночных отношений.
Налоги, участвуя вперераспределении новой стоимости — национального дохода, выступают частьюединого процесса воспроизводства, специфической формой производственныхотношений, которые формируют их общественное содержание. Общественноесодержание налогов дает возможность проникнуть в их глубинную сущность,раскрыть внутреннюю природу и эволюцию, важнейшие признаки и особенности, атакже механизм воздействия налогов на производственные отношения в обществе.Налоги как часть распределительных отношений общества отражают закономерностипроизводства.
Кроме общественногосодержания, налоги имеют материальную основу, т. е. представляют собой реальнуюсумму денежных средств общества, мобилизуемую государством. Приперераспределении национального дохода налоги обеспечивают органыгосударственной власти частью новой стоимости в денежной форме. Эта частьнационального дохода, присвоенная принудительно в форме налогов со всегонаселения страны, превращается в централизованный фонд финансовых ресурсовгосударства.
Доходы бюджетов разныхуровней формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также доходовцелевых внебюджетных фондов. Объем поступлений неналоговых доходов и их видыустанавливаются в соответствующих бюджетах.
К налоговым доходамотносятся федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы, местныеналоги и сборы, а также пени, предусмотренные в налоговом законодательствеРоссийской Федерации. Это обязательные, безвозмездные, невозвратимые платежи,взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворениягосударственных потребностей. В налоги включаются также прибыль, переводимаяфискальными, экспортными и импортными государственными монополиями, а такжеприбыль от государственных монопольных закупок и продаж иностранной валюты (доходыакцизного типа).
Все налоги делятся напрямые и косвенные.
Прямые налогипредполагают непосредственное изъятие части доходов налогоплательщика. К нимотносятся налог на доходы физических лиц, налог на прибыль предприятий иорганизаций, поимущественный налог и ряд других. Косвенные налоги – это налоги,взимаемые в ценах товаров и услуг. Косвенные налоги включают налог надобавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольныеналоги.[1]
В зависимости от органа,который взимает налог и его использует, различают: федеральные налоги;региональные налоги- налоги национально-государственных иадминистративно-территориальных образований (республик в составе РФ, краёв,областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга);местные налоги.
Охарактеризуем конкретнейфедеральные налоги. Первоначально насчитывалось 17 федеральных налогов. Нозатем произошли изменения в налогообложении. В 1994 г. налог на доходы банков и налог на доходы страховых организаций были отменены, и они сталиуплачивать налог на прибыль как другие предприятия и организации. С 1 января 1994 г. был введён специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержкиотдельных отраслей народного хозяйства (в основном угольной промышленности),который с 1 января 1996 г. был отменён.
Произошли изменения и ворганизации отдельных налогов. Так с 1 января 1996 г. при обложении налогом на прибыль предприятий и организаций отменено обложениесверхнормативной оплаты труда.
В настоящее время послеизменений осталось 10 федеральных налогов и 5 региональных и местных налогов[2].Основные федеральные налоги: НДС, акцизы, госпошлина, налог на прибыльпредприятий и организаций, налог на доходы физических лиц.
Полностью в федеральныйбюджет поступают платежи за пользование природными ресурсами. Акцизы, налог наприбыль предприятий и организаций, налог на доходы физических лиц — эторегулирующие доходы, которые процентных отчислений направляются также в бюджетысубъектов Федерации и в местные бюджеты.
Основное место вфедеральном бюджете занимают косвенные налоги. В 2004-2008гг. на нихприходилось от 62% до 66% общей суммы доходов федерального бюджета.
Важнейшее значениепринадлежит налогу на добавленную стоимость (НДС). С фискальной точки зренияэто исключительно эффективный налог. Принципиальное отличие НДС от налога соборота и других форм универсального акциза состоит в том, что на каждой стадиипроизводства и реализации товара (работ, услуг) выделяется добавленнаястоимость.
В Российской ФедерацииНДС взимается с 1 января 1992г. Он заменил действовавшие два налога — налог соборота и налог с продаж. Под добавленной стоимостью понимается оплата трудаработников предприятий вместе с начислениями плюс валовая прибыль. Всоответствии с Законом РФ “О внесении изменений и дополнений в налоговуюсистему России” от 16 июля 1992 г. налог на добавленную стоимость представляетсобой форму изъятия а бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всехстадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованныхтоваров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержкипроизводства и обращения.
Акцизы также взимаютсячерез цены товаров и услуг. Объектом обложения акцизами выступают как объём,так и стоимость реализованных подакцизных товаров (спирт этиловый из всех видовсырья, спиртосодержащая продукция (лечебно-профилактические средства, препаратыветеринарного предназначения, парфюмерно-косметическая продукция, товарыбытовой химии в аэрозольной упаковке), алкогольная продукция, пиво, табачнаяпродукция, ювелирные изделия, легковые автомобили и мотоциклы, автомобильныйбензин, дизтопливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей,минеральное сырьё (нефть и стабильный газовый конденсат, природный газ)) взависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок.
Большие поступленияобеспечивают акцизы на алкогольную продукцию, нефть и газ.
Что касается прямых налогов,то в России важное значение принадлежит налогу на прибыль предприятий иорганизаций. Плательщиками налога на прибыль являются российские организации и иностранныеорганизации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянныепредставительства и (или) получающие доходы от источников в РФ. Объектомналогообложения является прибыль, получаемая налогоплательщиками.[3]
Неналоговые доходыбюджетов разных уровней имеют существенные отличия от налоговых поступлений.Порядок их установления, исчисления и взимания регламентируется комплексомнормативных документов. Например, порядок перечисления средств, получаемых впорядке приватизации государственного или муниципального имущества,определяется законодательством Российской Федерации о приватизации, а взиманиеотдельных санкций — Гражданским и Уголовным кодексами Российской Федерации.Неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер,взиматься на добровольной и принудительной основах. У них не определеныконкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы.
В структуре неналоговыхдоходов федерального бюджета Российской Федерации наибольшую долю составляютдоходы от внешнеэкономической деятельности, а вторыми по значению являютсядоходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности.
Резервом ростаненалоговых доходов является увеличение доходов от имущества, находящегося всобственности государства, в частности, в виде дивидендов по акциям, от сдачи варенду объектов недвижимости.
Кненалоговым доходам бюджетов относятся:
- доходы отиспользования имущества, находящегося в государственной или муниципальнойсобственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательствомо налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а такжеимущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числеказенных;
- доходы от продажиимущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасовдрагоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной илимуниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренныхзаконодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономныхучреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарныхпредприятий, в том числе казенных;
- доходы от платныхуслуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов,предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
- средства,полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной иуголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, атакже средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РоссийскойФедерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иныесуммы принудительного изъятия;
- средствасамообложения граждан;
- иные неналоговыедоходы.
Неналоговыедоходы федерального бюджета формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46Бюджетного Кодекса за счет:
- доходов отиспользования имущества, находящегося в государственной собственностиРоссийской Федерации (за исключением имущества федеральных автономныхучреждений, а также имущества федеральных государственных унитарныхпредприятий, в том числе казенных), доходов от платных услуг, оказываемыхфедеральными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органовгосударственной власти Российской Федерации, — по нормативу 100 процентов;
- доходов отпродажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственныхзапасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося вгосударственной собственности Российской Федерации, за исключением имуществафедеральных автономных учреждений, а также имущества федеральныхгосударственных унитарных предприятий, в том числе казенных, — по нормативу 100процентов;
- части прибылиунитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплатыналогов и иных обязательных платежей, — в размерах, устанавливаемыхПравительством Российской Федерации;
- сборов за выдачулицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотомэтилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключениемсборов за выдачу лицензий, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РоссийскойФедерации и местные бюджеты и указанных в статьях 57 и 62 настоящего Кодекса),- по нормативу 100 процентов;
- прочихлицензионных сборов — по нормативу 100 процентов;
- таможенных пошлини таможенных сборов — по нормативу 100 процентов;
- платы заиспользование лесов в части минимального размера арендной платы и минимальногоразмера платы по договору купли-продажи лесных насаждений — по нормативу 100процентов;
- платы запользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, — понормативу 100 процентов;
- платы запользование водными биологическими ресурсами по межправительственнымсоглашениям — по нормативу 100 процентов;
- платы занегативное воздействие на окружающую среду — по нормативу 20 процентов;
- консульскихсборов — по нормативу 100 процентов;
- патентных пошлин- по нормативу 100 процентов;
- платы запредоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество исделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержаниеодносторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, — по нормативу100 процентов.
доходбюджет региональный местный

1.3 Доходы региональных иместных бюджетов
Региональные бюджеты — центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансовогообеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъектаРоссийской Федерации.
В современных условияхвсе в большей степени региональные органы власти призваны обеспечитькомплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной инепроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастаетих координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.
В последнее десятилетиенаблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большеймере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровнейгосударственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетовусиливается, а сфера их использования расширяется.
Через региональныебюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основепредоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетовосуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства,строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом кругфинансируемых мероприятий расширяется.
С помощью региональныхбюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического исоциального развития территорий, которые в результате исторических,географических, военных и других условий отстали в своем экономическом исоциальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталостиразрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.[4]
В соответствии сБюджетным кодексом РФ доходы региональных бюджетов формируются за счетсобственных и совместных доходов.
Собственные доходывключают следующие региональные налоги и сборы:
— налог на имуществопредприятий;
— транспортный налог;
— налог на игорныйбизнес.
К собственным доходамотносятся также доходы от использования имущества, находящегося в собственностисубъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями,находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ.
Основные направленияиспользования средств региональных бюджетов:
- обеспечениефункционирования органов законодательной (представительной) и исполнительнойвласти субъектов Российской Федерации;
- обслуживание ипогашение государственного долга субъектов Российской Федерации;
- проведениевыборов и референдумов субъектов Российской Федерации;
- обеспечениереализации региональных целевых программ;
- формированиегосударственной собственности субъектов Российской Федерации;
- содержание иразвитие предприятий учреждений и организаций, находящихся в ведении органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации;
- обеспечениедеятельности средств массовой информации субъектов Российской Федерации;
- оказаниефинансовой помощи местным бюджетам;
- компенсациядополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации, приводящих к увеличениюбюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов.
Главное место (около 40%)в расходах занимают ассигнования на народное хозяйство (промышленность, энергетика,строительство, сельское хозяйство и рыболовство, транспорт, дорожное хозяйство,связь, жилищно-коммунальное хозяйство); на втором месте — расходы насоциально-культурные мероприятия (образование, культура и искусство,здравоохранение и физическая культура, социальная политика) — более 25%;расходы на управление и содержание правоохранительных органов составляютпримерно 8%.
Следует отметить, чторегиональные бюджеты являются наиболее весомым источником бюджетногофинансирования расходов на сельское хозяйство и рыболовство (48% всех расходовконсолидированного бюджета Российской Федерации), на транспорт, дорожноехозяйство и информатику — 43% расходов.
Велика роль региональныхбюджетов в финансировании промышленности, энергетики и строительства — более32% расходов консолидированного бюджета России, жилищно-коммунального хозяйства- 30%, здравоохранения — 33%, культуры и искусства — 34%.
Развитие производительныхсил, рост производства новых видов химической и биологической продукции,химизация сельского хозяйства, увеличение числа городов и городского населенияусиливают нагрузку на природу, приводят к резким нарушениям природной среды.Это отрицательно сказывается на условиях жизни населения и требует, в своюочередь увеличения затрат общества на поддержание необходимого состоянияокружающей среды. Поэтому одной из постоянно возрастающих статей расходоврегиональных бюджетов являются ассигнования на охрану окружающей среды, черезкоторые проходит примерно 40% бюджетных расходов на эти цели.
Местный бюджет – бюджетмуниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляюторганы местного самоуправления. Для выполнения функций, возложенных на местныепредставительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественнымии финансово-бюджетными правами.
Бюджетные и имущественныеправа, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять,рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными вих ведение предприятиями и получать от них доходы.
Экономическая сущностьместных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:
- формированиеденежных фондов, являющихся финансовым, обеспечением деятельности местныхорганов власти;
- распределение ииспользование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
- контроль зафинансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений,подведомственных этим органам власти.
Важное значение имеютместные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальныхзадач — в первую очередь в распределении государственных средств на содержаниеи развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят черезсистему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных,поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политикитребует больших материальных и финансовых ресурсов.
Местные органы властизаинтересованы в собственных источниках доходов. Они позволяют шире проявлятьхозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет. Однако,поступления местных налогов и сборов в местные бюджеты незначительны. Их доляза последние 5 лет не превышала 12-15% общей суммы доходных источников местныхбюджетов.
Одним из показателей децентрализации доходов служитдоля доходов местных бюджетов в доходах консолидированного бюджета страны.Однако, общая сумма доходов, поступающих в бюджетную систему, не учитываетреальной степени самостоятельности местных бюджетов в вопросах регулированияобеспеченности собственными доходами, на которые местные органы власти могутвлиять, изменяя ставку либо базу налогов. Используя классификацию налоговыхполномочий, принятую в Организации экономического сотрудничества и развития,автор предлагает рассматривать собственные доходы бюджета обособленно оттрансфертов и закрепленных отчислений в местные бюджеты от федеральных,региональных налогов и налогов со специальными режимами в силу ограниченныхполномочий власти на местах по законодательному регулированию данных налогов.
За местными бюджетами Бюджетным кодексом РоссийскойФедерации закреплены доходы от местных налогов и минимально гарантированные,единые для всех муниципальных образований определенного типа, нормативыотчислений от федеральных налогов, специальных налоговых режимов. Бюджетнымкодексом Российской Федерации вменяется в обязанность органам государственнойвласти субъектов Российской Федерации передать местным бюджетам по единым и(или) дополнительным (дифференцированным) нормативам отчислений не менее 10%налоговых доходов от налога на доходы физических лиц, подлежащих зачислению вконсолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. Помимо этоготребования, Бюджетный кодекс Российской Федерации не налагает ограничений наразмеры дополнительно передаваемых отчислений налогов в местные бюджеты.Законом субъекта Российской Федерации могут быть дополнительно установленыединые для всех муниципальных образований определенного типа нормативыотчислений от отдельных федеральных и региональных налогов и сборов, а также налогов,предусмотренных специальными налоговыми режимами, однако дальнейшая возможностьрасширения доли единых закрепленных нормативов в объеме доходов местныхбюджетов ограничена неравномерностью распределения налоговой базы междумуниципалитетами.
Для повышениязаинтересованности муниципальных образований в увеличении собираемостиналоговых доходов, целесообразно предоставить право субъекту РоссийскойФедерации частично или полностью заменять дотации на выравнивание бюджетнойобеспеченности дифференцированными нормативами не только от налога на доходыфизических лиц, но и других налоговых доходов, зачисляемых в бюджет субъектаРоссийской Федерации (в настоящее время такое право установлено только напереходный период). Также необходимо предоставить право муниципальным районамчастично или полностью заменять дотации дополнительными нормативами отналоговых доходов, зачисляемых в бюджет муниципального района.
Основным доходнымисточником для бюджетов поселений является земельный налог, который с 2005г.полностью зачисляется в местные бюджеты.
В целях мобилизацииненалоговых доходов в бюджеты муниципальных образований органам местногосамоуправления следует постоянно проводить проверки, в том числе и выездные, повопросам предоставления и использования земельных участков, правильностиначисления и уплаты арендной платы за землю и муниципальное имущество,зачисления средств от аренды и продажи земельных участков и муниципальногоимущества.
Существенную роль вдоходах бюджетов МО играют в последнее время доходы от предпринимательскойдеятельности и иной, приносящей доход деятельности. В основном это доходы отплатных услуг, предоставляемых населению бюджетными учреждениями образования,здравоохранения, культуры и др. Доходы от предпринимательской деятельностиявляются важным источником финансирования бюджетных учреждений. При этомследует иметь в виду, что социально гарантированный минимум услуг долженпредоставляться населению бесплатно и финансироваться за счет средств местныхбюджетов.
В целях упорядочениявзимания платных услуг с населения органы местного самоуправления обязаныразработать и утвердить перечень услуг, оказываемых бюджетными учреждениями заплату, единую методику предоставления платных услуг в муниципальномобразовании, а также рекомендации по размерам платы за предоставление различныхвидов услуг муниципальным бюджетным учреждениям.
Постоянно увеличивающиесярасходы местных бюджетов при недостаточном росте объема собственных доходоввызывали необходимость наделения средствами этих бюджетов. Это осуществлялосьглавным образом за счет средств, поступивших из источников вышестоящихбюджетов.

Глава 2 Анализ динамикипоступлений денежных средств в федеральный бюджет
2.1 Анализ динамикиналоговых и неналоговых поступлений
В 2009 году в федеральныйбюджет планируется поступление доходов 3 000,7 млрд. рублей, что на 493,9млрд. рублей, или на 19,7% больше, чем за 2008 год (см. рис.1).[5]Доходы бюджетов Российской Федерации состоят из налоговых и неналоговыхдоходов, а также средств целевых бюджетных фондов.
/>Рис. 1 Показатели поступлений доходов в бюджет в 2008-2009гг
Государственные доходы вянваре-августе 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 годаувеличились. Основной рост пришелся на таможенные поступления. Налоговые доходывыросли незначительно.
Рост доходов федеральногобюджета, главным образом, объясняется увеличением неналоговых поступлений,включающих таможенные пошлины.
Налоговые доходы вянваре-июле 2009 года составили 14,1% ВВП, что ниже прошлогоднего значения на0,1 п.п. ВВП. Неналоговые доходы составили 9,8% ВВП. Поступления отвнешнеэкономической деятельности, включающие таможенные платежи, достигли 8,8%ВВП, что на 1,6 п.п. ВВП выше прошлогоднего показателя.
Решающее значение вдоходах бюджета имеют налоги. Налоговые доходы – это обязательные,безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета. К налоговым доходамотносятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные налоги исборы, налоги и сборы субъектов Федерации и местные налоги и сборы, а такжепени и штрафы. Через налоговые платежи мобилизуются денежные средства враспоряжение органов государственной власти.
Налоги представляют собойчасть национального дохода, мобилизуемого во все звенья бюджетной системы. Этообязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству взаранее установленных законом размерах и в определенные сроки. Исторически ихвозникновение относится к периоду разделения общества на социальные группы ипоявления государства. Государство без налогов существовать не может, посколькуони – главный метод мобилизации доходов в условиях господства частнойсобственности и рыночных отношений.
В соответствии с налоговымкодексом налоги подразделяются на прямые, которые платит непосредственноналогоплательщик, и косвенные, оплачиваемые потребителем товаров и услуг,поскольку они входят в цену этих товаров и услуг. К прямым налогам относятся:налог на прибыль (доход) организаций, налог на имущество, подоходный налог сфизических лиц и др. Косвенные налоги отличаются простотой взимания и включают:налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины.
В Российской Федерацииустанавливаются и взимаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налогии сборы, налоги и сборы субъектов Федерации (региональные) и местные налоги исборы[6]. Охарактеризуем их.
В настоящее времядействует 10 федеральных налогов. Основные федеральные налоги: НДС, акцизы,таможенная пошлина, налог на прибыль предприятий и организаций, налог добычуполезных ископаемых, ЕСН (см. рис.2).
Структура поступлений доходовв Федеральный бюджет по видам налогов в 2009 году (в %)
/>Рис.2. Структура поступлений доходов в федеральныйбюджет
Важнейшее значениепринадлежит налогу на добавленную стоимость (НДС), в 2009 году составили 924,2млрд. рублей и по сравнению с 2008 годом выросли на 4,1% (36,2 млрд. рублей). Сфискальной точки зрения это исключительно эффективный налог. Принципиальноеотличие НДС от налога с оборота и других форм универсального акциза состоит втом, что на каждой стадии производства и реализации товара (работ, услуг)выделяется добавленная стоимость. В соответствии с Законом РФ “О внесенииизменений и дополнений в налоговую систему России” от 16 июля 1992 г. налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленнойстоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разницамежду стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальныхзатрат, отнесённых на издержки производства и обращения.
Акцизы также взимаютсячерез цены товаров и услуг. Объектом обложения акцизами выступают как объём,так и стоимость реализованных подакцизных товаров (спирт этиловый из всех видовсырья, спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, табачная продукция, ювелирныеизделия, легковые автомобили и мотоциклы, бензин, минеральное сырьё (нефть,газ) в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок. По сводной группе акцизов поступленияв федеральный бюджет составили в 2009 году 93,2 млрд. рублей и вырослиотносительно 2008 года на 16,5%. Большие поступления обеспечивают акцизы наалкогольную продукцию, нефть и газ. Поступления акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья и спиртосодержащуюпродукцию в федеральный бюджет Российской Федерации в 2009 годусоставили 4,1 млрд. рублей, или на 14% больше, чем в 2008 году. В федеральныйбюджет в 2009 году мобилизовано акцизовна табачную продукцию, производимую на территории Российской Федерации,35,5 млрд. рублей, что на 22,8% больше поступлений 2008 года. Поступления акцизов на нефтепродукты (бензинавтомобильный, дизельное топливо и моторные масла) в федеральный бюджет в 2006году составили 50,1 млрд. рублей и относительно 2005 года выросли на 9,3%.
Поступленияединого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в 2009 году составили 315,8 млрд.рублей и выросли по сравнению с 2008 годом на 18,1%.
Что касается прямых налогов,то в России важное значение принадлежит налогу на прибыль предприятий иорганизаций. Плательщиками налога на прибыль являются российские организации и иностранныеорганизации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянныепредставительства и(или) получающие доходы от источников в РФ. Объектомналогообложения является прибыль, получаемая налогоплательщиками. Поступленияналога на прибыль организаций в федеральный бюджет Российской Федерации в 2009году составили 509,9 млрд. рублей. По сравнению с 2008 годом они выросли на146,3 млрд. рублей, или в 1,4 раза. Налогана добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в 2009 годупоступило в федеральный бюджет 1 094,3 млрд. рублей, в том числе на добычунефти – 986,5 млрд. рублей, на добычу газа горючего природного – 89,9 млрд.рублей; на добычу газового конденсата из всех видов месторождений – 7,2 млрд.рублей. По сравнению с 2008 годом поступления НДПИ выросли в 1,3 раза.
Неналоговые доходыбюджетов имеют существенные отличия от налоговых поступлений. Порядок ихустановления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативныхдокументов. Неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательныйхарактер, взиматься на добровольной и принудительной основах. У них неопределены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговыеэлементы. В структуре неналоговых доходов федерального бюджета РоссийскойФедерации наибольшую долю составляют доходы от внешнеэкономическойдеятельности, а вторыми по значению являются доходы от сдачи в арендуимущества, находящегося в государственной собственности. Неналоговые доходысоставили 9,8% ВВП. Поступления от внешнеэкономической деятельности, включающиетаможенные платежи, достигли 8,8% ВВП, что на 1,6 п.п. ВВП выше прошлогоднегопоказателя. К неналоговым доходам относятся:
Хотя доля неналоговыхпоступлений уступает налоговым, эти доходы стали увеличиваться. С 2003г. по 2008г.наблюдается рост неналоговых доходов в процентном соотношении, особенно яркоэтот рост заметен с 2005 года, когда неналоговые доходы увеличились посравнению с 2004 годом на 0,7 %.
В составе неналоговыхдоходов федерального бюджета на протяжении последних пяти лет основной удельныйвес занимают доходы от государственной собственности и предпринимательскойдеятельности, что составляет по годам
1.  2004г. – 27 %,
2.  2005г. – 20 %,
3.  2006г. – 23 %,
4.  2008г. – 27 %,
5.  2009г. – 53 %
Второе место занимаютадминистративные сборы и платежи (в 2009 году этот показатель равен 6,6 %).Наименьший процент среди всех неналоговых доходов занимают в 2009 году занимают«Доходы от оказания платных услуг».
Наиболее значительныетемпы роста доходов в 2009г. по отношению к 2008г. предусматриваются именно засчет роста неналоговых доходов — 136,7 %, в т.ч. прочих неналоговых доходов —200,6 %, доходов от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности —133,9 % и доходов от использования имущества, находящегося в государственнойсобственности — 130,4 %.
2.2 Основные направлениябюджетной реформы в сфере доходов на современном этапе
Отношения в бюджетнойсфере являются ключевым элементом финансовой системы современной России. Безполноценного решения проблемы сбора налогов и пополнения государственногобюджета переход на траекторию быстрого экономического роста практическинеосуществим. За несколько последних лет выкристаллизовались следующие основныедиспропорции между доходами экономики и налоговыми поступлениями:
Во-первых, уровеньналогового бремени реального сектора экономики (исключаяэкспортоориентированные сектора) не позволяет финансировать даже простоевоспроизводство.
Во-вторых, значительнаячасть экономики (теневой сектор, сфера обращения и финансовый сектор)фактически выведены из-под налогообложения.
В-третьих, общая величинанедоимок и неуплаченных санкций превысила все мыслимые пределы. Устранениевышеназванных диспропорций требует мер по снижению налогового бремени дляпроизводителей, упорядочению налоговых поступлений и расходов государства.
Основным принципомдостижения сбалансированного и ориентированного на экономический рост бюджетаявляется опережающий рост доходов бюджета при эффективном контроле надрасходными статьями. Источником роста доходов бюджета должны являться, в первуюочередь, доходы, генерируемые экономическими агентами в результатеэкономического роста. Поэтому принципиальную важность имеют налоговые стимулыдля поддержания экономической конъюнктуры, особенно в сфере малого и среднегобизнеса. Важной статьей пополнения доходной части бюджета являются также доходыот реализации государством своей собственности, что предполагает эффективноеуправление государственной собственностью, рентные доходы от использования природныхбогатств России, повышенные ставки налогообложения предметов роскоши,недвижимости, алкоголя.
Несмотря на то, чтоправительство РФ приступило к налоговой реформе, в указанном направленииостаются крайне настоятельными следующие меры.
1. Экстренная реструктуризациязадолженности с установкой на получение максимума “живых” денег в бюджет принеукоснительном исполнении дальнейших бюджетных платежей (причем в современныхусловиях обеспечение своевременных текущих платежей важнее взысканиязадолженности – не только пеней и штрафов, но и основной суммы долга).
2. Срочное упрощениеналоговых платежей для мелких и средних предприятий, установление для мелкихпредприятий только двух платежей – социального налога и платы за лицензию(патент), а для средних предприятий – трех – дополнительно еще и НДС.
3. Проведение реформыналогообложения для предприятий реального сектора экономики, которая должнапривести к снижению нормы обложения и увеличению налоговой массы (особенно ввиде денежных платежей). В частности, необходимы значительное снижениеналоговой нагрузки для исправно платящих налоги предприятий, а такжевозможность для всех остальных перейти в категорию пониженного налогообложенияпосле погашения недоимок.
4. Сохранение неизменногоуровня номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условииподдержания сбалансированности бюджетной системы.
5. Обеспечениеустойчивости бюджетной системы РФ;
6. Повышениеинвестиционной привлекательности;
7. Выравнивание уровняразвития различных регионов РФ;
8. Экономический рост,развитие налогового потенциала, улучшение расчетов налогоплательщиков сбюджетом;
9. Необходимо повыситьответственность администраторов доходов за администрированием закрепленныхдоходов, особое внимание уделив администрированию доходов от оказания платныхуслуг.
10. Полный переводбюджетных денег в Казначейство под управление структур Центрального банка, какпо доходам, так и по расходам. При этом в отношении расходов Казначействодолжно выполнять все свои функции, в том числе по выплате наличных денег. Дажеесли это потребует определенных затрат, они будут меньше тех потерь, которыебюджет и бюджетополучатели несут сегодня. Вместе с тем, учитывая, что внастоящее время маневрирование свободными остатками средств на бюджетных счетахявляется важным инструментом воздействия региональных администраций наэкономику территорий, необходимо предусмотреть механизм использования подконтролем администраций временно свободных бюджетных средств длякратковременного кредитования экономики регионов.

Заключение
Формирование доходов какфедерального бюджета, так и бюджетов регионального и местного уровня являетсяосновной задачей правительства, так как в зависимости от уровня доходов,поступивших в бюджет зависит развитие страны, уровень благосостояния населения,и многое другое.
Целью данной курсовойработы являлось рассмотрение доходов бюджета РФ и анализ формирования доходовбюджета Российской Федерации. В ходе написания курсовой работы данная цель былаполностью выполнена. В первой главе были даны теоретические особенностиформирования доходов бюджета, была дана бюджетная классификация, определеныособенности налоговых и неналоговых доходов бюджета, дано понятие доходовбюджетной системы, определены особенности региональных и местных бюджетов.
Во второй главе дананализ поступлений денежных средств в федеральный бюджет в 2009 году и егосравнение с поступлениями денежных средств в 2008 году, а также предложеныосновные направления бюджетной реформы в сфере доходов на современном этапе.

Список использованнойлитературы
1.  Бюджетный кодекс Российской Федерацииот 31 июля 2003 г. N 145-ФЗ (с изм. идоп.)
2.  Федеральный закон от 24 июля 2008 г. N 198-ФЗ «О федеральном бюджетена 2009 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»
3.  ФЗ от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ «О бюджетнойклассификации Российской Федерации» (с изм. и доп.)
4.  Вахрин П.И. Бюджетная системаРоссийской Федерации — М: «Дашков и Ко», 2008.
5.  Иохин В.Я. Экономическая теория:Учебник. – М.: Юристъ, 2005. – 861с.
6.  Курс экономической теории // Под ред.Чепурина М.Н., Киселевой Е.А., Киров, «АСА», 2008 г.
7.  Бюджетная система России /Под ред.Г.Б. Поляка. – М., ЮНИТИ, 2009. – 540 с.
8.  Бюджетная система РФ: Учебник /Подред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М., Юрайт, 2006.
9.  Лушин С.И. Государственные финансы вновых условиях. // Финансы, 2009, № 5.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.