Реферат по предмету "Психология"


Личностный вызов как техника организации конструктивного конфликта

Введение
То, очем речь пойдет в моей работе, касается особенного пространства –дополнительного образования, и тех возможностей для старшеклассников, которыеоно может дать. Конструктивный конфликт и личностный вызов как техника организациитакого конфликта один из важных возможных инструментов конструирования такогопространства и управления его динамикой.
Современныепсихологические представления о подростковом возрасте предписывают последнемуважную потребность в самоуважении и уважении, а отсюда вытекает потребность втворчестве, в самовыражении. Школа (основное образование) – это место, гдеподросток проводит много своего свободного времени, при этом, не толькоосваивая новые предметы и запоминая формулы и даты, но и осуществляя важную дляэтого возраста деятельность – общение. Вполне естественно, что в этом жеобразовательном пространстве он хочет поддерживать статусность, созидатьчто-нибудь уникальное, осуществлять новую деятельность, но в рамкахтрадиционной школы такая деятельность невозможна, потому что заранее носитдефицитный характер, а у учителей нет ни средств, ни методик, ни технологий, нинеобходимых компетентностей (экспертной, медиаторской).
Учителя в обычной школевообще с большим опасениям относятся к такого рода инициативам со стороныучеников. Здесь нет, как правило, таких механизмов и технологий, нет знаний иподходящих специалистов для обеспечения субъектной деятельности учащегося.Поэтому сейчас так актуальна потребность в дополнительном образовании, в частностив интенсивных его формах. Образовательная действительность здесь кардинальноиная, нежели в традиционном образовании. Главное здесь – решиться начать делатьхоть что-нибудь, а медиаторы помогут справиться с возникшими дефицитами.
Конфликт – это одна изатрибутивных сторон (характеристик) любого взаимодействия как внешнего – другимчеловеком, так и внутреннего – с собой. Следовательно, есть они и вобразовательном пространстве. Разрешение противоречий учебного материалаявляется ядром учебного процесса, а управляемость учебного процесса задаетсяосознанным конструированием конфликтов. В дополнительном образовании онпредставляет, прежде всего, актуализировавшееся противоречие, более того,конфликт в рамках моей работы можно рассматривать как «механизм» развитиячеловеческой деятельности».
Во многих программахдополнительного образования культивируется творческий тип мышления, здеськонфликтность деятельности проявляется особенно остро из-за невозможностистереотипного действия и из-за неизбежного столкновения своего представления окаком-либо явлении, культурном образце или норме с чужим, в итоге происходитстолкновение стереотипного действия со скрытым разрывом своего собственногодефицитного действия, то есть скрытый конфликт. Приводит к противоречию и несовместнаядеятельность участников конфликта, когда не прикладываются совместные,однонаправленные усилия для разрешения конфликта. Таким образом, конфликт – этовсегда столкновение деятельностей, но при верно организованном взаимодействииприводящее к возникновению нового содержания.
Здесь определяющуюфункцию выполняет медиатор (посредник). Он помогает опредметить конфликт, темсамым выделить учебную задачу, четко оформить предполагаемый продуктдеятельности ребенка, то есть цель. В некоторых случаях возможно появлениеновой компетенции (конструктивное ведение конфликта), но здесь есть свояпроблема: такой результат трудно спрогнозировать, еще труднее выявить. Важноодно, при личностном вызове подросток перестает воспринимать свой конфликт каквнутренний, субъективный, он трансформируется в объективный, с ясным осознаниемсвоих дефицитов и своих возможных средств. Положительное разрешение конфликтаво многом зависит от конфликтной компетентности медиатора (умения различить ивыделить основание конфликта).
Система деятельностей,которую создает разработчик, в аспекте рассматриваемой мной проблемыпредставляет собой систему столкновений и взаимодействий между носителями этихдействий, позиционировать которых можно как:
—  Подросток, сосвоей дефицитной деятельностью
—  Носитель вызова(мастер, эксперт, носитель культурной нормы), который указывает на это самыйдефицит и на то, насколько он соответствует уровню культуры в определеннойпрофессиональной среде
—  Медиатор(посредник), который собственно и занимается превращением личностного вызова вконструктивный конфликт, помогая понять ребенку экспертное решение и оказатьпомощь в преодолении своих дефицитов
При этом можнопроследить динамику разворачивания этих деятельностей:
—  Возникновение статусного конфликта у подростка – перваядеятельность сталкивается со второй;
—  Здесь имеет место внутренний конфликт, переживание статусногоконфликта;
—  Процесс материала затруднения, опредмечивание конфликта –взаимодействие первой позиции с третьей;
—  Окончание конфликта – автономия действий, имеющееся решение,возможно появление нового типа действия.
Итак, методикаорганизации такова: во-первых, решение задач должно достигаться в результатесогласованных совместных действий; во-вторых, решение задачи должно быть личнозначимо, когда подросток фактически должен доказать свое право насуществование, свою выбранную, прежде всего, им самим статусность.
Объект: конфликтв дополнительном образовании.
Предмет:личностный вызов как техника организации конструктивного конфликта.
Гипотеза:личностный вызов помогает предъявить ученику объективные противоречия в егодеятельности через специально организованный конфликт.
Цель: описатьпрецеденты и выделить схему.
Результат: былапроанализирована ситуация личностного вызова на выездной летней школе ивыделена его структурная схема.

Глава 1. Ситуация развития в открытомдополнительном образовании
дополнительно образованиеконфликт
Дополнительноеобразование сегодня берет на себя наряду с политической и экономическойответственность за будущее. Возможно даже, что будущее Росси и нового поколенияроссиян начнет строиться не хозяйственными и политическими, а образовательнымисредами. Это, по существу, означает, что дополнительное образование должностать сферой социального партнерства, в которой выращиваются деятельностныеобразы и представления Будущего. Именно с такой миссией образование сегодня всечаще начинает связывать его социальную и образовательную эффективность ивостребованность. С другой стороны, как пишет А.А. Попов, образование должноперестать быть сферой социальных обязательств государства, а статьинвестиционно-привлекательной сферой, в которую выгодно вкладывать.
Дополнительноеобразование сегодня ближе всего подошло к решению этой задачи. На сегодняшнийдень она реально становится сферой, в которой пересекаются интересы самыхразных групп: государства, города (региона), профессиональных сообществ (в томчисле педагогического), родителей и самой молодежи. Идея дополнительности начинаетрассматриваться в связи с необходимостью включения образования в широкийсоцио-культурный контекст, а само дополнительное образование обсуждаться поотношению к возможным (складывающимся) процессам муниципального и региональногоразвития.
Ориентируясь напоколенческий характер образовательных программ, предложенный Поповым, можновыдвинуть одно принципиальное требование к проектированию содержаниядополнительного образования – оно должно строиться на основе концептаоткрытости, а, следовательно, предполагать работу с самоопределением в пространствекультуры и истории, освоение культурных способов мышления и деятельности. Ктому же эта открытость предполагает многообразное включение в себядеятельностных позиций, которых просто нет в традиционном образовании.
Дополнительноеобразование, исходя все из той же программы Поколения XXI, обеспечивает развитие и становление у человека:
· Рефлексии ицелеполагания
· Техники действийи коммуникаций
· Возможностисамоопределения по отношению к культуре и социуму
· Способностиорганизации, самоорганизации, организации знаниевых систем.
Все перечисленноеявляется компонентами, заключающими в себе понятия человеческого потенциала –«важнейшего фактора развития современного общества». Формирование человеческогопотенциала в рамках дополнительного образования является одним из способовработы с будущим. Именно благодаря ему (человеческому потенциалу) появляютсявозможности осуществление процессов развития, появляются люди, способные кразвитию собственных и общественных возможностей, принятию нестандартных решенийпо отношению к себе и способам социальной организации.
Фигуры, которыесобственно и обеспечивают, нормальное функционирование системы дополнительногообразования являются: региональными и менеджерскими представителями, тьюторами,экспертами, консультантами и медиаторами, все они осуществляют сопровождениеобразовательного процесса.
Понимание дополнительногообразования в рамках его открытости переводит его из вторичной, обеспечивающейсферы, где решаются частные, сиюминутные задачи в область управления развитием,т.е. «от руководства отраслью дополнительного образования к созданию сферыоткрытого дополнительного образования».
На уровне организации открытость означает выход за границыведомственных структур существующей системы образования, переход к управлению,развитию и использованию образовательных ресурсов территории. Речь идет оформировании открытой образовательной среды, включающей помимо сетигосударственных и муниципальных образовательных учреждений, музейные ибиблиотечные комплексы, информационные и Интернет-центры, СМИ и т.д.
На уровне содержания открытость означает работу ссамоопределением в пространстве истории и культуры, освоение культурныхспособов мышления и деятельности, построение новых образов и представленийБудущего, ориентацию на аналитику и интерпретацию современных событий, наактивное включение в процессы социокультурного развития страны. Идеядополнительности рассматривается в связи с необходимостью включения образованияв широкий социокультурный контекст, а само дополнительное образованиеобсуждается (Попов, Проскуровская, Блинов) по отношению к возможным(складывающимся) процессам городского и регионального развития. Адемократические механизмы (конкурсы, тендеры) способствуют появлению различныхобразовательных инициатив и предоставляют возможность осуществлятьобразовательную деятельность в рамках сформулированных приоритетов.
Как говорилось ранее,дополнительное образование должно быть инвестиционно привлекательным, а дляэтого оно должно стать востребованным и рентабельным, а, следовательно,эффективным, концентрированным, управляемым, разнообразным. Этой задачеотвечают такие формы организации образовательных программ как модульные формы(интенсивные школы, эликтивные курсы, социальные тренинги, выездные летниешколы и т.п.).
Развитие деловойактивности в России практически полностью обошло стороной сферу образования иподготовки педагогических кадров. Существует существенный разрыв междусодержанием педагогического образования и инновационными технологиями. Отсюдапостепенное снижение качества человеческого (кадрового) ресурса вобразовательной сфере. Складывается такое впечатление, что школа осталась зачертой быстрого общественно-экономического развития страны. Какое отношениеможет сложиться у ребенка к школе, если в большинстве из них нет современныхкомпьютеров и программ к ним, а сотовый телефон среди учителей – это какая-тодиковинная штука, тогда как в жизни, где подросток проводит большинство своеговремени это непременный атрибут нормальной, современной личности. Естественно,у учащихся возникает вполне закономерный вопрос: а чему собственно,по-настоящему полезному для жизни могут научить в школе? Я провела небольшоемикроисследование, в результате которого были опрошены ребята в возрасте 13 –16 лет. Кому-то из них интересно возиться с компьютером, другому писать музыку.Один мальчик, когда им задали сочинения на дом на свободную тему, написал целыйнаучный трактат о влияния классической литературы на развитие русского рока.Когда он принес, свою работу в школу, учительница поставила ему двойку и велелавыбрать более «понятную и приличную» тему. Оказывается, учительница слабопредставляла, что же такое русский рок! (А ведь это существующая в реальностикультура!) Это уже потом, на каком-то там конкурсе он занял первое место с этойсамой работой. Все эти ребята, на вопрос о том, что полезного им дает сейчасшкола, насколько там интересно и как они там могут проявить себя, слышитсяпримерно одно и тоже: «Да какое там полезное, заходишь в школу, и как будтопереносишься в 70-е года, когда учились наши родители, темнота беспросветная!»
Очевидно, что школаотстала от реальной жизни, той, которая является для подростка определяющей.Вот дополнительное образование и должно выполнять образовательную и развивающуюфункцию, ориентируясь при этом на актуальные изменения, которые сейчаспроисходят. А представленные позиции, такие как тьюторы,педагоги-проектировщики, эксперты и медиаторы, а так же менеджеры открытыхобразовательных систем своей деятельностью сделают этот процесс болееэффективным и продуктивным.
К тому же в этомпространстве учитывается возрастные особенности детей. По мнению ведущихотечественных педагогов в подростковой (а речь сейчас пойдет именно об этомвозрасте) школе должна меняться вся система отношений между педагогами иучащимися, прежде всего в сторону расширения сферы самостоятельности, изменениехарактера требований, формы контроля. Повышение требований и требовательности,усилие ответственности учащихся должны олицетворять новое отношение кподросткам – как к взрослым.
Однако существующиеорганизация и содержания образовательного процесса в основной школе неспособнырешить проблему формирования самостоятельности и инициативы, которая являетсяосновополагающей для деятельности подростка:
· Так же, как в начальнойшколе учитель сам решает чему учить, как учить, выдвигает критерии оценки,контролирует, причем нередко довольно в жесткой форме, деятельность ученика;
· Для учащихсяотсутствует реальный выбор (вариативность) в содержании и в организационныхформах образования;
· Учителя в лучшемслучае могут владеть активными формами и методами обучения, но не способами иинструментами учения учащихся (преобладает вербально-репродуктивный способобучения).
На сегодняшний день лишьтакое пространство, как дополнительное образование способно формироватьиндивидуальный субъект учебной деятельности подростка, способного учить самогосебя и предоставлять образовательную площадку для разворачивания принципиальноиной деятельности, нежели в традиционной школе (проявлять инициативу,самостоятельность, доказывать свою статусность). Все вышеперечисленные здесьэлементы являются базовыми для деятельности подростка, которая, согласновозрастной переодизации Б.Д. Эльконина, направлена на самоуважение и уважениеокружающих.
Дополнительноеобразование также способно сформировать учебную самостоятельность подростка,способного на заключительном этапе школьного образования построить собственнуюиндивидуальную программу и выполнить ее.
Для «выращивания» учебнойсамостоятельности как одного из главных (ведущих) результатов в дополнительномобразовании обеспечивается за счет:
1. В содержании: поисково-исследовательскийконфликтный характер предметного содержания, связанный с моделированием,опробованием в рамках образовательных областей; повышения проектной итворческой деятельности подростка, что успешно делается в интенсивных формахдополнительного образования. Особую значимость этому виду деятельностиподростков придает то, что она носит выраженный поисково-исследовательскийхарактер и оформляется в виде конкретного продукта – текста, видеофильма,компьютерной программы, макета и т.п.; намеченным возможным индивидуальнымобразовательным маршрутам (траекториям) в рамках образовательных областей,исходящих из индивидуальных особенностей и наклонностей подростков.
2. В организации: системы концентрированного обучения;специальных мест (образовательных пространств) – творческих мастерских илабораторий, издательств и киностудий с целью помощи подростку в освоении новыхсредств и способов обучения, в выборе индивидуальных образовательных маршрутовв отдельных областях знаний; сосредоточение контрольно-оценочной деятельностиподростков в форму объективизации продукта своей деятельности, направленную наанализ и оценку способов и средств посредством:
· Общего обсуждения
· Рефлексии
(Все это являетсянепременными компонентами организации и содержания личностного вызова).
В дополнительномобразовании обеспечивается условие для постепенного перехода отколлективно-распределительнных форм учебной деятельности к ее индивидуальнымформам, опирающимся на самостоятельную работу ребят с различными источникамиинформации.
Кроме того, подросткампредоставляются возможности свободного выбора и источников информации длярешения самостоятельно поставленных пред собой целей и последующего ихоформления в учебные задачи. Помимо этого здесь еще ставятся ключевые задачи«выращивания» у подростков ответственности за свои действия, умение сделатьличный выбор, выделить с помощью посредников и медиаторов предмет своей деятельности,критерии оптимальной ее реализации в форме конечного продукта своейдеятельности.
Формы дополнительногообразования (интенсивные и выездные школы, образовательные модули и пр.)выполняют и еще одну важную функцию – окультивируют подростковое поведение.Обучение здесь призвано помочь подростку выйти в культурные формы организациидеятельности и опробовать их. Таким образом, осмысленно организованноепространство организует обучение подростка как расширяющийся опыт, определенияпространства возможностей своих действий, определение зоны возможных целей.
Умение ставить цели иопределять с помощью посредников, так называемых агентов дополнительногообразования, общие способы как ресурс собственных действий – вот стратегическаязадача выстраивания деятельности подростка. Она отвечает критериям возрастнойотнесенности и преемственности этапов обучения.
Пока лишь вдополнительном образовании подростком в полной мере может осуществлятьсяпроектная деятельность, т.е. преобразование объекта из одного состояния вдругое, требуемое при этом определить основные черты деятельности в начале и вконце микрообразовательного процесса и через сравнительный анализ и рефлексиювыделить то новое, что появилось.
Возрастной аспект требуетучета смены смыслового центра жизни ребенка (ведущей деятельности). Дляподросткового возраста существенно оформление интереса к сфере и форме личногообщения. Личное общение – это сфера, в которой субъективные основания поведенияполучают особый статус и становятся осознанной ценностью. Именно эти основанияв дополнительном образовании и выступают как предмет опробования (что отнюдь неучитывают в основной школе). Основание, т.е. замысел и мотив того или иногодействия становятся критерием его важности и нужности.
Подростки особо чувствительнык вопросам неформального социального статуса и собственных возможностей вдостижении значительного в глазах других результата. Действие начинаетмыслиться исключительно и с «большой буквы» — как Событие выразительногосамопроявления. В рамках традиционной школы с ее оценочной шкалой идогматированным преподаванием в форме непреложных учебных канонов подросток неможет подтвердить выбранный им самим статус. Да в школе можно получить хорошуюоценку, но это ни в коей мере не послужит основанием для признания к кругусвоих друзей и товарищей.
Доминирующийхарактеристикой нормальной деятельности в дополнительном образовании является,как говорилось ранее, индивидуальная образовательная программа подростка. Всамом общем виде дополнительное образование подготавливает подростка к принятиюи осуществлению этой новой образовательной формы. Образовательная программатребует от подростка подлинного самоопределения, умения опробовать иосуществлять свои учебные интересы, умение ставить достижимые, т.е. соотнесенныес ресурсом цели (последнее очень хорошо удается осуществить в организованномличностном вызове, в конфликтной деятельности).
Образовательнаядействительность в традиционной школе такова, что ребенок в лучшем случаеспособен поставить цель без учета условий и ресурса действия, в дополнительномже образовании существуют необходимые площадки для организованностидеятельности подростка как расширяющегося опыта определения пространствавозможностей своих действий, определения зоны возможных целей.
Таким образом, вдополнительном образовании подросток способен ставить цели и определять общиеспособы как ресурс собственных действий.
Для меня наибольшийинтерес представляют те компетентности, которые сформировываются у подросткапосредством конструктивного конфликта;
1. В областидеятельности: умениепреобразовывать собственный способ действия; мобилизовываться для отысканияновых средств, действий или адекватно выбирать среди уже имеющихся; умениедостраивать ситуацию действия до полноты условий ее выполнения; умениеопределять условия возможности достижения результата и ограничения достижений взависимости от условий действия
2. В областикоммуникации: умениепривлекать других людей, особенно в форме непосредственного взаимодействия ксовместной постановке целей и их достижению; умение оценивать свои и чужиедействия в соответствии с их целями, задачами, возможностями, нормамиконкретной ситуации.
Глава II. Понятие конфликта и его описание
Всамом общем виде, как уже было сказано ранее, конфликт – это такая специфическаяорганизованность деятельности, в которой противоречие удерживается в процессеего разрешения.
Также подходит такаятрактовка конфликта, как то «специальная организованность взаимодействия,которая позволяет удерживать единство столкнувшихся действий за счет процессапоиска или создания ресурсов и средств разрешения представленного встолкновении противоречия.
Конфликт не существуеткак вещь независимо от нас. С ним нельзя столкнуться как с другим человеком, нанего нельзя натолкнуться как на стенку. В него нельзя попасть как в темнуюкомнату. Конфликт – это одна из неизбежных сторон жизни человека. Вместе с тем,любое взаимодействие можно квалифицировать как конфликтное. Все зависит оттого, представляет ли какую-либо трудность его осуществление.
Если взаимодействиереализуется по известным схемам и с автоматизированным привлечением имеющегосяресурса, мы не фиксируем его конфликтный аспект. Он просто не нуждается вовнимании, так как конфликт разрешается сам собой. Точно также мы не фиксируемоперациональный аспект любого действия. Это ведь не значит, что его нет.
Если для реализациивзаимодействия необходимы какие-либо новые формы и/или имеющийся ресурс неудовлетворяет требованиям данного взаимодействия, мы фиксируем его какконфликтное. Оно просто представлено нам своей трудной, требующей вниманиястороной. Иными словами, вопрос о появлении феномена конфликта связан не толькосо спецификой взаимных действий, но и с их интенсивностью. Существует такаяграница в столкновении, когда взаимодействие становится видимым и требует насебе специального сосредоточения. Эту видимую часть интенсивного взаимодействияобычно и называют конфликтом.
Независимо откачественных характеристик структуру конфликта составляют внутренние и/иливнешние действия, образующие единство взаимодействия.
Отсюда конфликт – этотакая характеристика взаимодействия, в которой не могущие сосуществовать внеизменном виде действия взаимодетерминируются и взаимозаменяют друг друга,требуя для этого специальной организации.
В нашем исследованиибудут фигурировать как внутренние, так и внешние конфликты, которые по своейструктуре принципиально не отличаются, но надо заметить, что во внешнемконфликте действия, образующие единство взаимодействия буквально принадлежатразным персонам или группам, реализующим совокупное действие. Здесь важнообратить внимание на то обстоятельство, что внешние взаимодействия всегда имеютодновременно и внутренний план, о чем свидетельствуют наши исследованияситуации личностного вызова на выездной школе, следовательно, структуры такихконфликтов существенно сложнее и образуют как минимум два уровня.
Итак, структурноеописание конфликта предполагает определение тех действий индивидуальных илисовокупных, внешних или внутренних (мыслимых), образующих конфликт как действительность.
В современных пособиях поконфликтологии структуру конфликта стоит понимать «как совокупность устойчивыхсвязей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе,отличие от других явлений социальной жизни без которых он не может существоватькак динамически взаимосвязанная целостная система и процесс».
Повторюсь еще раз, что поопределению, которое дает Хасан конфликт представляет собой актуализировавщеесяпротиворечие, то есть воплощенные во взаимодействии мотивы, но такиеопределения отрываются от категории деятельности, которая лежит в основе моейработы. Проблема управления и взаимодействия теряет при таком толкованииконфликта всякий смысл, поскольку не обнаруживает своего предмета. Ведь мнения,мотивы и прочие могут реализовываться только через действия участниковконфликта. Деятельность и действия – непременные условия их столкновения.
Столкновение действий приих взаимозависимости и взаимовлиянии – такой подход открывает возможностивоздействия управления протеканием конфликта.
Под конфликтом здесьпонимается «специфическая характеристика применяющихся в столкновениидеятельностей представляющая собой процесс приобретения деятельностями вовзаимодействии нового содержания обеспечивающего соответствие новым условиям.
Изменение деятельности вконфликте означает, прежде всего, появление новых целей, обусловленныхстолкновением, включение дополнительных средств и организацию нового действия,обеспечивающего реализацию конфликтных стратегий.
Что бы описать конфликт спроцессуальной стороны, нужно ответить на вопрос: что изменяется в деятельностилюдей, когда она приобретает конфликтный характер и как протекают этиизменения.
С того времени, когдадействие встречает помеху и его осуществление становится невозможным без преодоленияэтой помехи, то есть с того момента, который принято называть столкновениемдействие теряет свою автономию, становится зависимым от другого действия,собственно составляющего нашу схему, которая будет представлена в конце моейработы.
Деятельность становитсяболее сложной по структуре, потому что «начинает действовать преобразование,связанное с помехой и появлением зависимости». Одно действие всегда боле простопо своей сути, но только во взаимном взаимодействии возможно разрешитьконфликт. Нужно что бы произошел переход от до-конфликтной организованностидействия к конфликтной, то есть обусловленной конкретной помехой. Такаяпереорганизация предполагает еще один процесс — объективация новых условий исобственно помехи для ее преодоления.
Это обстоятельствоявляется чрезвычайно важным, так как позволяет выделить до-конфликтнуюдеятельность и появившуюся новую, а вместе с тем и появление новых средств иресурсов, которые использует подросток в этой новой деятельности. Этот процессможет представлять собой инвентаризацию уже имеющихся ресурсов и выбор срединих, либо переход к разработке, созданию действительного нового ресурса,такого, какого раньше не было в опыте. В этом случае мы можем говорить оразвитии человеческой деятельности, как было заявлено еще в начале моей работы.
Таким образом, конфликт вэтом аспекте является процессуальным комплексом, образованным из процессов:переорганизации деятельности в связи с новыми обстоятельствами; оформлениеновых предметов деятельности для их преобразования; мобилизация для овладеванияситуацией.
В сложной структуреконфликтного взаимодействия можно выделить его подлинных субъектов –позиционеров в конфликте и их агентов и фигуры, так или иначе представляющиесобой ресурсы сторон.
Прямые участникиконфликта – те, чьи интересы и цели оказались недостижимыми в неизменном виде,в результате сложившейся конфликтной ситуации, чья позиция прямо определяетдинамику и характер разворачивание конфликтного взаимодействия.
Непосредственныеучастники конфликта – те, кто своими непосредственными действиями вовлечен вконфликтные взаимодействия. Буквально – это исполнители, своеобразные актерыили агенты, действующие по определенному сценарию, зачастую не вполне осознаваясвою роль, действительный характер происходящего и последствия. Подлинныедействующее лицо конфликта – субъект.
Как замечает Б.И. Хасан,принятие той или иной стороны в конфликте, зачастую совсем не связано сотношением к разрешающему в нем противоречию или другим содержательным и дажеформальным характеристикам взаимодействия, но появление на стороне одного изосновных действующих лиц дополнительных фигур может рассматриваться какдополнительный ресурс участника, который учитывается при принятии решения.
Таким образом, круг лиц,вовлеченных в конфликт либо как активно действующих, либо по сопричастностиможет быть довольно велик.
Для реалистичногоописания конфликта и действующих в нем участников чрезвычайно важно выяснениеподлинных интересов и целей всех, связанных с данным конфликтом лиц. При этомнаряду с прямыми и косвенными участниками следует отметить такую важную фигуру,которая привлекается к разрешению конфликта в силу профессиональныхобязанностей (медиатор, посредник). Он является носителем стратегии, котораязаключается в использовании конфликтной формы для удерживания противоречия вразрешаемом виде. То есть обеспечивает подростку возможность поиска и апробацииадекватных для данного противоречия средств его разрешения.
Главной компетенциеймедиатора является умение разобраться, насколько точно в оформляемом конфликтепредставлены именно те противоречия, которые в этом процессе могут и должныбыть разрешимы. С этой точки зрения всякий эффективный конфликтный процесс –это совместная исследовательская работа его участников.
Исходя из высказывания Хасана,что «процесс учения-обучения имеет противоречивый характер», то следуетобсуждать именно конфликтную компетентность как базовую характеристикуэффективной учебной и, шире – образовательной – коммуникации. Здесь надопояснить, что именно понимается под противоречивым характером образовательныхпроцессов: это и оценивание – самооценивание, и показатели идентичности ипринадлежности, и учебная, социальная успешность-неуспешность и т.п.Разумеется, такая противоречивость порождает множество конфликтов, разрешениекоторых и составляет собственно учебный и, в целом образовательный, процесс. Нов какую сторону будет направлен этот процесс и к каким результатам но приведетбудет зависеть от того, насколько медиатор оснащен способами работы сконфликтом, как он его организует.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Победное шествие барокко по Европе
Реферат Анализ и поиски путей совершенствования работы предприятия Фортуна на основе экспертного анализа
Реферат Напитки и онкологические заболевания
Реферат Получение гексанитрокобальтата натрия
Реферат Предвыборная агитация в средствах массовой информации
Реферат Проблема зависимости от социальной сети
Реферат Функции государства и их содержание
Реферат The Hunchack Of Notre Dame Essay Research
Реферат Крым смотрит в небо
Реферат Nuclear Regulatory Commission Essay Research Paper The
Реферат Современная роль компьютера в археологии
Реферат Ю.С. Гиренко «СТАЛИН – ТИТО»
Реферат Антропогенные факторы формирования ландшафтов северной части западного берега р. Иордан
Реферат Развитие у ребенка понятий правильного и неправильного
Реферат Технология предоставления СПА-услуг в гостиничных комплексах