Реферат по предмету "Культурология"


Ведическая культура Древней Индии

Если мы обратимся к наидревнейшим письменным памят­никам, об­наруженным на территории Древней Индии, то тек­сты индусской (харрапской) культуры (ок. 2500 - 1700 лет до н. э.), которые до сих пор ещё полностью не расшифрованы, являются первым источником инфор­мации о жизни (совместно с археологическими находками) древнеиндий­ского общества — так называемая ведическая литера­тура. Речь идёт об обширном наборе текстов, которые составлялись в те­чение приблизи­тельно девяти столетий (1500 - 600 лет до н. э.). Однако и в более позд­ний период создаются произведения, которые по своему содержанию от­носятся к этой литературе. Ведические тексты — это литература пре­имущественно ре­лигиозного содержа­ния, хотя ведические памятники не только являются ценным источ­ником информации о духовной жизни того времени, но и содержат много сведений об экономиче­ском развитии, классовой и социальной структурах общества, о степени познания окру­жающего мира и о многом другом.
Ведическая литература формировалась в течение дли­тельного и сложного исторического периода, который начина­ется с приходом индо­европейских ариев в Индию, их посте­пенным заселением страны (сначала северных и средних об­ластей) и завершается воз­никновением первых государствен­ных образований, объединяющих обширные терри­тории. В этот период в обществе происходят важ­ные изменения, и пер­воначально кочевые и пастушеские племенные общества ариев превра­щаются в классово дифференцированное об­ще­ство с развитым земледе­лием, ремёслами и торговлей, соци­альной структурой и иерархизацией, содержащей четыре главные варны (сословия). Помимо брахманов (священнослу-жителей и монахов) здесь были кшатрии (воины и пред­ставители прежней племенной власти), вайшьи (земледельцы, ремеслен­ники и торговцы) и шудры (масса не­посредственных производителей и преимущественно зави­си­мого населения). При этом данная социальная структура на­чинает развиваться и образует основу позднейшей чрезвы­чайно сложной системы каст. В процессе генезиса древнеин­дийской культуры веди­ческого периода участвуют различные этнические группы жителей тогдашней Индии. Кроме индоев­ропейских ариев это, в частно­сти, дравиды и мунды. Традиционно ведическая литература разделяется на не­сколько групп текстов. Прежде всего это четыре Веды (буквально: ведение — отсюда и название всего периода и его письменных памятников); ста­рейшая и важнейшая из них — Ригведа (знание гимнов) — сбор­ник гим­нов, который форми­ровался относительно длительное время и оконча­тельно сло­жился к XII в. до н. э. Несколько более поздними являются брахманы (возникающие примерно с Х в. до н. э.) — руко­во­дства веди­ческого ритуала, из которых важнейшее — Шата­пат­хабрахмана (брахмана ста путей). Конец ведического пе­риода пред­ставлен очень важными для познания древнеин­дийского религиозно - философского мышления упанишадами. Ведическая литература, к которой принадле­жат и другие группы текстов (Яджурведа, Атхар­ваведа) необычайно об­ширна, ведь только Ригведа содержит более 10 тыс. стихов, уло­жен­ных в 1028 гимнах. Ведические тексты, возникающие на фоне пёстрого и длитель­ного исторического процесса, не являются монолитной системой взглядов и идей, но представляют различные тече­ния мысли и взгляды от архаиче­ских мифологических обра­зов, литургического обращения к богам, раз­личных религиоз­ных (частично и мистиче­ских) спекуляций до первых попыток формировать философские взгляды на мир и место человека в нём. Ведическая религия — это сложный, постепенно разви­ваю­щийся комплекс религиозных и мифологических пред­ставлений и соответст­вующих им ритуалов и культовых об­рядов. В нём про­скальзывают час­тично архаические индоев­ропейские представления (восходящие к тем временам, когда арии задолго до прихода в Ин­дию жили вместе с дру­гими ин­доевропейскими племенами на общей территории) индоиран­ского культурного слоя (общего индийским и иранским ариям). Завершается формирование этого комплекса на фоне ми­фологии и культов туземных (не индоевропейских) обита­те­лей Индии. Ведическая религия является политеистической, для неё характерен антропоморфизм, причём иерар­хия богов не является закрытой, одни и те же свойства и атрибуты по­переменно приписы­ваются различным богам. В Ригведе важ­ную роль иг­рает Индра — бог грозы и воитель, который уничтожает врагов ариев. Значитель­ное место занимает Агни — бог огня, посредством которого испове­дующий Веды индус приносит жертвы и таким образом обраща­ется к остальным богам. Продолжают список божеств ригведского пан­те­она Су­рья (бог солнца), Сома (бог одноимённого опьяняющего на­питка, используемого при ритуалах), Ушас (богиня утренней зари), Дьяус (бог небес), Ваю (бог ветров) и многие другие. Некоторые бо­жества, как, на­пример, Вишну, Шива или Брахма, пробиваются в первые ряды божеств только в более поздних ведических текстах. В литературе в период VIII - VI вв. до н. э. новое божество выдвига­ется на первый план и за­тмевает большинство остальных — Прад­жапати, бог-творец, создатель вселен­ной и отец других богов, унаследовавший черты древнего Дьяуса. Мир сверхъестественных существ до­полняют различные духи — враги богов и людей (ракшасы и асуры). В некоторых ведических гимнах мы встречаемся со стремле­нием найти общий принцип, который мог бы объяс­нить отдельные явления и процессы окружающего мира. Этим принципом является универсальный космический порядок (рта), который властвует над всем, ему подчинены и боги. Благодаря действию рта движется солнце, рассвет прогоняет тьму, сменяются времена года; рта — это принцип, который руководит течением человеческой жизни: рожле­нием и смер­тью, счастьем и несча­стьем. И хотя рта — безличный прин­цип, иногда его носителем высту­пает бог Варуна, грозный су­дья и каратель людских грехов, наделённый огромной и неог­раниченной силой, который “поместил солнце на небо”. Основой ведического культа является жертва, посредст­вом ко­торой последователь Вед обращается к богам, чтобы обеспечить выполнение своих желаний. Жертва всемогуща, и если правильно при­несена, то по­ложительный результат обеспечен, ибо в ведическом ритуале работает принцип “даю, чтобы ты дал”. Ритуальной прак­тике посвящена сущест­вен­ная часть ведических текстов, в частно­сти брахманы, где от­дельные аспекты разработаны до мельчайших деталей. Веди­ческий ритуализм, касающийся практически всех сфер жизни людей, гарантирует особое положение брахманам, бывшим исполнителям культа. Среди множества гимнов Ригведы, обращённых к различ­ным богам и воспроизводимых при ритуалах, есть и первые проблески сомнения в не­обходимости жертвы, в силе богов, сомнению подвер­гается и само их существование. “Кто такой Индра?” — спрашивает автор одного гимна и отвечает: “О нём многие говорят, что он не существует. Кто его видел? Кто тот, кому мы должны приносить жертвы?” “Мы не знаем того, кто создал этот мир”,— констатиру­ется в одном месте, а в другом ставится вопрос: “Что это было за древо, что это был за ствол, из которого выте­сали небо и землю?”
Важным в этом отношении является гимн, в котором вы­ступает первосущество Пуруша, которое боги принесли в жертву и из час­тей тела которого возникают земля, небо, Солнце, Луна, растения и живот­ные, люди и, наконец, соци­альные сословия (варны), ритуаль­ные пред­меты, а также и сами гимны. Пуруша описывается как космический ги­гант ог­ромных размеров, который является “всем — прошедшим и бу­дущим”. В послеведический период его образ те­ряет все антропоморф­ные черты и в некоторых философских на­прав­лениях заменяется абст­рактным символом первоначальных суб­станций. В другом гимне основное внимание уделено поис­кам неизвестного бога, который даёт жизнь, силу, руководит всеми богами и людьми и который сотворил мир. Каждый стих оканчивается вопросом: “Кому приносить жертвы?”, и только последний стих (который является более поздним при­бавлением) на этот вопрос отвечает. Искомым является Праджапати, понимаемый здесь как персонифицированный символ первичной силы творения.
Деструкция традиционной мифологии и ведического ри­туализма, проявляется, в частности, в космологическом гимне, называемом Насадия, который принадлежит к более поздним частям Ригведы. Согласно этому гимну, вначале не было ни сущего (сат), ни не-сущего (асат), не было воздушного про­странства и неба, не было смерти и бессмертия, дня и ночи. Было только то единое (тад экам), понимаемое как нечто аморфное, нерасчленённое и лишённое конкретного содержа­ния, которое само по себе дышало. “Кроме этого, ничего дру­гого не было, тьма была вначале, тьма, покрытая тьмою, всё это [было] неразличимою водою”, наделённой принципом пе­ремены самой себя на более высоком уровне безличной силой, стимулирующей дальнейший процесс генезиса, который в тексте только обозначен. Участвуют в нём, в частности, тапас (тепло) и кама (стремление, желание) как самородящаяся сила жизни, первичный импульс бытия. Скептицизм, а час­тично и спекулятивный характер текста проявляются в за­ключении, где автор спрашивает: “Кто может сказать, откуда возникло это творение? Боги появились [только] с созданием этого [мира] . Откуда всё возникло, откуда всё образовалось? Возникло само или нет? Тот, кто на наивысшем небе следит за этим [миром], тот знает. Определённо он [это] знает или не знает?” Гимн не является целостным изложением генезиса мира, многое он лишь обозначает и формулирует вопросы, на которые не отвечает. Это открывало широкие возможности для позднейших спекуляций и интерпретаций; различным об­разом толкуют этот гимн и современные исследователи. И в более поздних ведических текстах — брахманах — встречается высказывание о происхождении и возникновении мира. В некоторых местах развиваются старые положения о воде как первосубстанции, на основе которой возникают от­дельные стихии, боги и весь мир. Процесс генезиса часто со­провождается спекуляциями о влиянии Праджапати, который понимается как абстрактная творческая сила, стимулирую­щая процесс возникновения мира, а его образ лишён антропо­морфных черт. Кроме того, в брахманах встречаются положе­ния. указывающие на различные формы дыхания (прана) как первичные проявления бытия. Здесь речь идёт о представле­ниях, первоначально связанных с непосредственным наблюде­нием человека (дыхание как одно из главных проявлений жизни), спроецированных, однако, на абстрактный уровень и понимаемых как основное проявление бытия. Брахманы являются прежде всего практическими руково­дствами ведического ритуала, культовая практика и связан­ные с нею мифологические изложения — это их главное со­держание. В брахманах мы не находим никакой целостной ре­лигиозно - философской системы, хотя в них впервые форму­лируются некоторые понятия, которые становятся централь­ной темой упанишад. С мифологией брахман во многом связан позднейший индуизм. Упанишады (буквально: “сидеть около”)[1] образуют завер­шение ведической литературы. Староиндийская традиция на­считывает их в целом 108, сегодня известно около трёхсот различных упанишад. Преобладающая масса текстов возникла в конце ведического периода (ок. VIII - VI вв. до н. э.), и взгляды, которые в них развиваются, уже некогда модифици­рованы и находятся под влиянием других, более поздних фи­лософских направлений. Старейшими и важнейшими явля­ются Брихадараньяка, Чхандогья, несколько более поздними — Айтарея, Каушитаки и ряд других. В упанишадах весь комплекс ведической идеологии, в ча­стности абсолютизация жертвы и её всепроникающей силы, подвергнут ревизии. Однако упанишады не дают целостной системы представлений о мире, в них можно найти лишь массу разнородных воззрений. Примитивные анимистические представления, интерпретации жертвенной символики (часто на мистической основе) и спекуляции жрецов перемежаются в них со смелыми абстракциями, которые можно охарактери­зовать как первые формы действительно философского мыш­ления Древней Индии. Господствующее место в упанишадах занимает прежде всего новое истолкование явлений мира, согласно которому в качестве первоосновы бытия выступает универсальный принцип — безличное сущее (брахма), отожде­ствляемое также с духовной сущностью каждого индивида (атман). Концепция брахмы восходит к давним ведическим попыткам найти основу того, что сообщает жертве её всемо­гущую силу и в конечном понятии представляет универсаль­ный космический принцип. В упанишадах брахма является абстрактным принципом, полностью лишённым прежних ри­туальных зависимостей и предназначенным для постижения вечной, вневременной и надпространственной, многоликой сущности мира. Понятие атман используется для обозначе­ния индивидуальной духовной сущности, души, которая, как уже говорилось, отождествляется с универсальным принци­пом мира (брахма). Эта констатация идентичности различных форм бытия, выяснение тождества бытия каждого индивида с универсальной сущностью всего окружающего мира являются ядром учения упанишад. Неотделимой частью этого учения является концепция круговорота жизни (самсара) и тесно с нею связанный закон воздаяния (карма). Учение о круговороте жизни, в котором человеческая жизнь понимается как определённая форма бес­конечной цепи перерождений, имеет своё начало в анимисти­ческих представлениях исконных жителей Индии. Оно также связано с наблюдением определённых циклических природ­ных явлений, с попыткой их интерпретации. Элементы уче­ния самсары можно найти уже в брахманах, однако в упани­шадах эта мысль абсолютизируется и возводится в один из главных тезисов. Закон кармы диктует постоянное включение в круговорот перерождений и детерминирует будущее рож­дение, которое является результатом всех деяний предшест­вующих жизней. Только тот, свидетельствуют тексты, кто со­вершал благие действия, жил в согласии с действующей мо­ралью, родится в будущей жизни как брахман, кшатрия или вайшья. Тот, чьи действия не были правильны, может в бу­дущей жизни родится как член низшей варны (сословия), либо же его атман попадёт в телесное хранилище животного; не только варны, но и все, с чем человек встречается в жизни, определено кармой.
Здесь представлена своеобразная попытка объяснить имущественные и социальные различия в обществе как след­ствия этнического результата деятельности каждого индивида в прошлых жизнях. Таким образом, тот, кто действует в соот­ветствии с существующими нормами, может, согласно упани­шадам, подготовить себе лучшую участь в некоторых из бу­дущих жизней.
Круговорот жизни вечен, и всё в мире ему подчиняется. Боги как личности не существуют, впрочем как не сущест­вует и человек, ограниченный пространством и временем. Ат­ман, когда покидает тело, сожжённое на погребальном костре, под влиянием кармы принуждён постоянно возвращаться в этот круговорот, находить следующие воплощения, или, как говорят тексты, идти путём отцов (питръяна). Познание (одна из центральных тем упанишад) состоит в полном осоз­нании тождества атмана и брахмы, и лишь тот, кто это един­ство осознаёт, освобождается из бесконечной цепи перерож­дений (самсары) и возносится над радостью и скорбью, жиз­нью и смертью. Его индивидуальная душа возвращается к брахме, где и остаётся вечно, выйдя из-под влияния кармы. Это и есть, как учат упанишады, путь богов (деваяна). Упанишады имели большое влияние на развитие после­дующего мышления в Индии. Прежде всего учение о самсаре и карме становится исходным положением для всех после­дующих религиозных и философских учений, за исключением материалистических. Ко многим идеям упанишад часто обра­щаются некоторые более поздние философские школы, пре­жде всего веданта. [1] Здесь — сидеть около учителя, чтобы выслушать его изложение содержания дан­ных текстов.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Роль элективных курсов в преподавании географии
Реферат Современный урок математики, требования к нему
Реферат Себестоимость продукта
Реферат Роль работы с природным материалом на уроках труда в развитии воображения у младших школьников
Реферат Роль мастера производственного обучения в формировании ученического коллектива
Реферат Семейная педагогика философия семейного воспитания
Реферат Русская национальная школа и ее традиции
Реферат Современная система образования в России
Реферат Скромность – добродетель японцев (Кэнкё)
Реферат Объектно-ориентированный анализ и проектирование деятельности ООО "Формула торговли"
Реферат словообразование
Реферат Система образования в США
Реферат Lesson Plan Essay Research Paper Lesson Plan
Реферат Руководство и организация классного коллектива
Реферат Понятие и виды договора перевозки грузов