Реферат по предмету "Финансовые науки"


Расходы бюджета на социальную политику

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшегопрофессионального образования
АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ГОУВПО «АмГУ»)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
на тему: Расходы бюджета насоциальную политику
по дисциплине Государственные имуниципальные финансы
Благовещенск 2010

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Расходыбюджета на социальную политику
1.1 Социальнаяполитика, ее содержание и направления развития
1.2 Расходыбюджета на социальное обслуживание и социальную поддержку населения
Заключение
Библиографическийсписок

ВВЕДЕНИЕ
Очевидно, чторазвитие социальной инфраструктуры повышает качество жизни населения, чтоявляется, в конечном счете, основой роста национальной экономики, а такжеукрепления социальной стабильности в обществе. Эти проблемы весьма актуальныдля всех стран мира. Сводный показатель качества жизни — смертность изаболеваемость, состояние окружающей среды, уровень образования, динамикапреступности — в большинстве государств за последние годы вырос. По данным ООН(1996 год) наиболее высок этот показатель в Канаде, США, Нидерландах иНорвегии. В нашей стране — в одном из крупных регионов мира — качество жизнинаселения в 90-х годах ухудшилось, в результате чего возросло количествонерешенных проблем.
Традиционносоциальная сфера имеет бюджетное финансирование, что влечет за собой множествопроблем, особенно в переходный период.
Нынешнемуэтапу развития общества и экономики присущи противоречия между необходимостьюпостроения современной социальной системы и отсутствием надлежащихсоциально-экономических условий; между потребностями в значительных финансовыхресурсах и реальными возможностями государства и территорий по финансированиюсоциальной сферы; между старыми организационными формами, новыми задачами экономическойреформы и негативными явлениями в обществе. Своевременное решение всех этихпроблем должно стать залогом успешного развития страны в будущем.

1. РАСХОДЫБЮДЖЕТА НА СОЦИАЛЬНУЮ ПОЛИТИКУ
1.1Социальная политика, ее содержание и направления развития
 
Социальная политика представляетсобой систему действий органов государственного управления и местногосамоуправления, обеспечивающих решение ключевой задачи государства — повышенияуровня и качества жизни граждан, в том числе за счет эффективного использованияобщественных (государственных и муниципальных) финансов.
В целях создания условий для повышения уровня жизнинаселения на основе устойчивого развития российской экономики, а такжеобеспечения взаимодействия и координации деятельности федеральных органовисполнительной власти по решению задач в области социально-экономическогоразвития Российской Федерации Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1663-р были утверждены Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2012года. Данный документ определяет основные направления и ориентиры социальнойполитики на среднесрочную перспективу.
Свободный, образованный, здоровый, активный человек- основа конкурентоспособности страны. Исходя из этого главной цельюдеятельности Правительства Российской Федерации является создание условий дляповышения уровня жизни российских граждан, в том числе для повышенияматериального благополучия, обеспечения возможности получения качественногообразования и медицинской помощи, доступа к национальным и мировым культурнымценностям, обеспечения безопасности и правопорядка, благоприятных условий дляреализации экономической и социальной инициативы.
Социальная политика и экономическая политика должныдополнять и усиливать друг друга. При этом социальная политика будет гибкореагировать на изменения в обществе, а социальные институты — развиваться всоответствии с потребностями различных групп населения. Важнейшиминаправлениями формирования новой социальной модели станут общественный диалог,развитие механизмов социального партнерства.
Социальная политика будет ориентирована как надейственную поддержку людей, в силу объективных причин оказавшихся в сложнойжизненной ситуации, так и на создание условий для того, чтобы каждый человекмог самостоятельно формировать стабильные, благополучные социальные позиции длясебя и своей семьи.
Вышеуказанный документ предусматривает сокращениемасштабов бедности и развитие социальной помощи гражданам России на основе:поддержания высоких темпов экономического роста; обеспечения макроэкономическойстабильности; увеличения денежных доходов населения; повышения эффективности программсоциальной защиты; совершенствования механизмов социального партнерства. Длядостижения поставленных целей используются новые формы предоставления государственнойсоциальной помощи населению с соблюдением принципа адресности; продолжаетсязамена натуральных льгот денежными компенсациями; совершенствуется системасоциального обслуживания граждан, оказавшихся и сложной жизненной ситуации;ведется работа по повышению качества и увеличению объема государственныхсоциальных услуг, в том числе направленных на реабилитацию и социальнуюинтеграцию инвалидов.
Одной из важнейших проблем социального развития всееще остается низкий уровень жизни граждан, измерителем которого являетсякоэффициент соотношения среднедушевого дохода с прожиточным минимумом. Есливеличина такого показателя у конкретного человека составляет менее единицы, тоон относится к числу малообеспеченных. Численность россиян с доходами нижепрожиточного минимума составила за три квартала 2009 года 14% против 13,4% затот же период годом ранее. Всего за чертой бедности находилось 19,7 миллионароссиян, хотя по итогам 2008 года этот показатель составлял 18,9 миллионачеловек.
В соответствии с Законом РФ от31.03.2006г. № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом но Российской Федерации»прожиточный минимум — это стоимостной показатель минимального объема иструктуры потребления материальных благи услуг, необходимых для сохраненияздоровья и поддержания жизнедеятельности человека (потребительской корзины), атакже обязательные платежи и сборы. Его величина зависит отприродно-климатических условий, национальных традиции и местных особенностей потребленияпродуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. Этот показатель имеетпервостепенное значение при предоставлении социальной помощи и социальнойподдержки населению. Если реальные доходы на одного члена семьи нижепрожиточного минимума, то граждане вправе получать субсидии из бюджета паоплату жилья и коммунальных услуг; но многих субъектах РФ выплачиваетсясоциальная помощь пенсионерам в размере разницы между получаемой пенсией ипрожиточным минимумом и т. п.
В целом система социальной зашитынаселения нашей страны и ее финансового обеспечения построена на принципахразграничения полномочий и расходных обязательств между федеральным бюджетом,бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, а также государственнымивнебюджетными фондами. В этих фондах аккумулируются средства на реализациюважнейших социальных гарантий: пенсионного обеспечения, оказания бесплатноймедицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во времяотпуска по беременности и родам и т.д. Основным источником формирования данных фондовявляется единый социальный налог, плательщиками которого в соответствии с гл.24 Налогового кодекса РФ являются все работодатели независимо от формысобственности. Если налоговая база в расчете на каждое физическое лицосоставляет до 280 тыс. руб. в год, то ставка такого налога составляет 26%, изкоторых 20%, зачисляется в федеральный бюджет. Оставшиеся средства ноустановленным пропорциям распределяются между государственными внебюджетными фондами:социального страхования — 2,9%, обязательного медицинского страхования — 3,1%,из которых 1,1% поступает в Федеральный фонд ОМС, а 2,0% — в территориальныефонды ОМС.
В обшей сумме расходов федеральногобюджета на 2010 г. расходы по разделу 1000 «Социальная политика» составляют3,7%. К числу основных расходных обязательств федерального бюджета но этомуразделу относится пенсионное и социальное обеспечение граждан, что следует изтабл. 1.
Таблица 1 – Структура расходовфедерального бюджета на 2010г. по разделу 1000 «Социальная политика»Код Наименование расходов Сумма, тыс.рублей Удельный вес,% 1000 Социальная политика 328 751 096,0 1001 Пенсионное обеспечение 240 811 848,6 73,7 1002 Социальное обслуживание населения 6 326 211,0 1,9 1003 Социальное обеспечение населения 75 030 403,3 4,8 1004 Охрана семьи и детства 2 145 705,4 0,6 1005 Прикладные научные исследования в области социальной политики 132 556,6 0,04 1006 Другие вопросы в области социальной политики 4 304 371,1 1,3
За счет средств федерального бюджетаосуществляется также пенсионное обеспечение:
• государственных (федеральных) служащих;судей;
•военнослужащих;
• участников Великой Отечественнойвойны;
• граждан, пострадавших ирезультате радиационных или техногенных катастроф;
• инвалидов и некоторых других категорийнаселения.
Следует учесть, что дополнительноепенсионное обеспечение государственных служащих регионального уровня осуществляетсяза счет бюджетов субъектов РФ, муниципальных служащих — за счет местных бюджетов.При этом основным источником пенсионного обеспечения граждан является Пенсионныйфонд РФ, из которого в настоящее время выплачиваются трудовые пенсии, атакже, пенсии за выслугу лет и при потере кормильца. За счет Пенсионногофонда РФ финансируются различные, программы по социальной поддержке инвалидов,пенсионеров, детей, осуществляются единовременные денежные выплаты. Реформапенсионного обеспечения предусматривает внедрение накопительной системы инацелена на снижение государственного участия и пенсионных выплатах.Накопительная система основана на персонифицированном учете страховых взносов вПенсионный фонд РФ или негосударственные пенсионные фонды по выбору работникови представляет собой долгосрочный инвестиционный процесс. Размер накопительнойчасти трудовой пенсии будет зависеть от суммы пенсионных накопленийзастрахованного лица.
Помимо пенсионного обеспеченияфедеральный бюджет несет прямые обязательства по социальному обеспечениюбезработных граждан, выплачивая им пособия по безработице. За счет бюджетавыплачиваются также пособия и компенсации гражданам, подвергшимся воздействиюрадиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний (подраздел 1003).Порядок выплаты пособий по безработице регулируется Федеральным законом №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 31.12.2005г.)и «Положением о порядке финансирования мероприятии по содействию занятостинаселения и социальной поддержке безработных граждан», утвержденным приказом МинздравсоцразвитияРФ от 29.07.2005 г. № 485.
Важным направлением расходов,учитываемым по подразделу 1102, являются мероприятия, реализуемые в рамкахфедеральной программы «Жилище» па 2002-2010 гг., утвержденной ПостановлениемПравительства РФ от 17.09.2001 г. № 675. Среди главных целей и задач даннойпрограммы обозначены обеспечение доступности жилья и коммунальных услуг всоответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспеченияжилыми помещениями. В рамках указанной подпрограммы осуществляется выполнениегосударственных обязательств по обеспечению жильем следующих категорий граждан:
• военнослужащих, увольняемых своенной службы, и приравненных к ним лиц;
• граждан, выезжающих из районовКрайнего Севера и приравненных к ним местностей;
• вынужденных переселенцев;
• федеральных государственныхгражданских служащих:
• молодых ученых, прокуроров,следователей и др.
Отдельным категориям граждан вустановленном порядке выделяются средства в виде субсидий.
Кроме раздела 1000 «Социальнаяполитика» в федеральном бюджете предусматриваются значительные средства насоциальную поддержку так называемым федеральным льготникам, которые передаютсярегионам через Фонд компенсации и учитываются по разделу 1100 функциональнойклассификации расходов бюджетов «Межбюджетные трансферты». На 2010 г. объемФонда компенсаций составил 3 725 402 026,1 тыс. рублей, что позволяет выполнитьвес обязательства государства перед гражданами но реализации таких федеральныхзаконов, как «О социальной защите инвалидов», «О реабилитации жертвполитических репрессий» и др., делегированные на исполнение субъектам РФ. Засчет передаваемых средств субъекты РФ организуют предоставление мер социальнойподдержки «федеральным льготникам», полный перечень которых отражен вФедеральном законе от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений взаконодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательныхактов...», получившем второе название «О монетизации льгот».
Указанные граждане имеют право нальготы по оплате жилья и коммунальных услуг; ежемесячную денежную выплату,размер которой зависит от категории льготника, набор социальных услуг — обеспечение лекарственными средствами, санаторно-курортное лечение бесплатныйпроезд на пригородном железнодорожном транспорте и др.
Отдельные виды расходов по предоставлениюсоциальной помощи «федеральным льготникам» осуществляется за счетгосударственных внебюджетных фондов. К примеру, ежемесячные денежные выплатыосуществляются за счет Пенсионного фонда РФ; бесплатное лекарственноеобеспечение — за счет средств обязательного медицинского страхования. В своюочередь, субъекты РФ за счет собственных бюджетов несут ответственностьза финансовое обеспечение тех расходных обязательств, которые закреплены заними в соответствии с установленными полномочиями. К «региональнымльготникам» отнесены ветераны труда, труженики тыла, жертвы политическихрепрессий. На субфедеральном уровне по сравнению с федеральным системасоциальной поддержки населения представлена более широко (табл. 2). Этотперечень не является исчерпывающим, так как субъекты РФ вправе расширять каквиды, так и состав категорий граждан, имеющих право на социальную защиту,определять понятие и критерии сложной жизненной ситуации, исходя из финансовыхвозможностей и проводимой в регионе социальной политики. С учетом региональныхособенностей строятся и схемы организации социальной защиты населения, которыеотличаются большим разнообразием.

Таблица 2 — Перечень мер социальнойподдержки и форм социального обслуживания населения, финансируемых за счетсредств бюджетов субъектов РФ

П№
Пп/п Меры социальной поддержки и формы социального обслуживания населения Категории граждан Формы предоставления 1 1 Периодические денежные выплаты Ветераны труда и приравненные к ним категории граждан, жертвы политических репрессий и труженики тыла Адресная, денежная 2 2 Денежные компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг «Региональные льготники», специалисты, проживающие и работающие в сельской местности, многодетные семьи Адресная, денежная 33 Изготовление и ремонт зубных протезов «Региональные льготники» Адресная, натуральная 4 4 Социальная помощь в виде единовременной денежной выплаты или натуральной помощи Граждане, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации Адресная, денежная или натуральная 5 5 Социальное пособие и материальная помощь на погребение Родственники умерших Адресная, денежная 6 6 Ежемесячное пособие на ребенка Граждане, имеющие ребенка Адресная, денежная 7 7 Единовременное пособие при рождении ребенка Граждане, имеющие ребенка Адресная, денежная
8
88
I Оплата проезда на железнодорожном и автомобильном транспорте «Региональные льготники», пенсионеры, многодетные семьи, лица, сопровождающие инвалидов по зрению Адресная, денежная или натуральная
Следующим по значимостинаправлением расходов бюджетов субъектов РФ на социальную политику является «Социальноеобслуживание» — подраздел 1002, виды и формы которого приведены в табл. 3.
Социальное обслуживаниеосуществляется как на «бесплатной» основе (т. е. за счет средств бюджета), таки на платной. Его предоставление может быть организовано в учреждениях любой организационно-правовойформы — государственных муниципальных, государственных. Под негосударственнымсектором подразумеваются учреждения социального обслуживания, деятельностькоторых основана на негосударственной фор собственности, а также липа, осуществляющиечастную деятельность в данной сфере. К негосударственному сектору можно такжеотнести общественные объединения, в т числе профессиональные ассоциации,благотворительные и религиозные организации, деятельность которых связана ссоциальным обслуживанием граждан пожилого возраста и инвалидов.
В соответствии с Законом Амурскойобласти от 5 февраля 2009г. № 170-ОЗ «О социальном обслуживании населения вАмурской области» в области гарантируется право на социальное обслуживание,осуществляемое в государственном секторе системы социального обслуживания впорядке и на условиях, установленных законами и иными нормативными правовымиактами области.
Основнымивидами социальных услуг в зависимости от их назначения являются:
·  социально-бытовые,направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту;
·  социально-медицинские,направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан;
· социально-психологические,предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан в целях ихсоциальной адаптации;
· социально-педагогические,направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развитияклиентов социальных служб, формирование у них позитивных интересов, в том числев сфере досуга, на организацию их досуга, оказание содействия в семейномвоспитании детей;
· социально-экономические,направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня;
· социально-правовые,направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказаниеюридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан.
Социальноеобслуживание осуществляется в следующих формах:
·  обслуживаниев стационарных учреждениях социального обслуживания;
·  предоставлениевременного приюта;
·  реабилитационныеуслуги;
·  полустационарноесоциальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учрежденийсоциального обслуживания;
·  социальноеобслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);
·  дневноепребывание в учреждениях социального обслуживания;
·  социально-консультационнаяпомощь;
·  материальнаяпомощь;
·  срочноесоциальное обслуживание;
· предоставлениежилого помещения в специальных домах для одиноких престарелых граждан.
Ккатегориям граждан и группам населения, имеющим право на социальноеобслуживание в государственном и негосударственном секторах системы социальногообслуживания Амурской области, относятся:
1)дети(дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, беспризорные,дети-инвалиды, дети, имеющие отклонения в умственном, психическом и физическомразвитии, дети семей беженцев и вынужденных переселенцев, безнадзорные);
2)семьи (малообеспеченные, неполные, многодетные, имеющие в своем составеинвалидов, в том числе детей-инвалидов; с несовершеннолетними родителями);
3)отдельныеграждане (безработные, бездомные, оказавшиеся в экстремальной ситуации(пострадавшие от стихийных или приравненных к ним бедствий, беженцы ивынужденные переселенцы);
4)женщины (подвергшиеся психофизическому насилию, одинокие матери снесовершеннолетними детьми, несовершеннолетние матери, беременные женщины,кормящие матери);
5)граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) иинвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временнойпосторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельноудовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограниченияспособности к самообслуживанию и (или) передвижению;
6)граждане без определенного места жительства и занятий;
7)другие категории граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Особуюсоциальную значимость имеют вопросы опеки и попечительства над детьмисиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, детской беспризорности,отражаемые в подразделе бюджетной классификации 1004 «Охрана семьи и детства».
Такимобразом, в настоящее время при проведении мероприятий государственной социальнойполитики в Российской Федерации обеспечивается реализация принципов адресностии нуждаемости, а формы предоставления социальной помощи и социальногообслуживания взаимосвязаны с экономическими, демографическими, политическими и другиминеобходимыми факторами.

1.2 Расходы бюджета на социальноеобслуживание и социальную поддержку населения
Любойгражданин, оказавшийся в сложной жизненной ситуации, имеет право на социальнуюзащиту, которая реализуется по двум направлениям: социального обслуживания ипредоставления мер социальной поддержки. Полномочия в сфере социального обслуживаниянаселения федеральным законодательством возложены на субъекты РФ.Социальное обслуживание представляет собой деятельность по оказанию нуждающимсягражданам различных видов услуг па дому пли в учреждениях социальногообслуживания бесплатно или на льготной основе. К числу таких услуг относитсяуход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой,социально-психологической и натуральных видов помощи, содействие в организацииритуальных услуг и т. д.
Системасоциальном обслуживания включает в себя сеть стационарных иполустационарных учреждении дневного и круглосуточного пребывания (дома-интернатыдля престарелых и инвалидов, приюты, реабилитационные центры, социальныегостиницы и т. п.), центры социального обслуживания па дому. В соответствии сФедеральным законом от 02.08.1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживанииграждан пожилого возраста и инвалидов» государственные учреждения социальногообслуживания являются юридическими лицами и действуют на основании уставов, вкоторых определены основные направления деятельности и порядок еефинансирования. Финансовое обеспечение государственных учреждений социальногообслуживания осуществляется за счет средств областного бюджета в соответствии сбюджетным законодательством Российской Федерации и области. Дополнительнымивнебюджетными источниками финансирования учреждений и предприятий государственногосектора социального обслуживания являются:
·  средствагосударственных внебюджетных фондов;
·  благотворительныевзносы и пожертвования;
·  другиеисточники, не запрещенные федеральным и областным законодательством.
Среди перечисленных источников финансовогообеспечения социального обслуживания наибольший удельный вес (свыше 90%)приходится на средства бюджета, выделяемые государственным (муниципальным)учреждениям на «сметной» основе, которая до настоящего времени остаетсянаиболее распространенной формой финансового обеспечения деятельности системысоциального обслуживания. Порядок формирования смет расходов являетсястандартным независимо от вида и типа государственного или муниципальногоучреждения, поэтому сосредоточим внимание на более прогрессивной формефинансового обеспечения социального обслуживания, которая приобретает все болееширокое распространение благодаря проводимой бюджетной реформе,предусматривающей реализацию принципов бюджетирования, ориентированного нарезультат.
Исходя из решаемых социально-экономическихзадач органы власти должны формировать государственные задания (заказы) напредоставление населению услуг по социальному обслуживанию. Они вправе и наконкурсной основе размещать такие заказы в организациях различных организационно-правовыхформ, имеющих лицензию на оказание такого рода услуг. При этом осуществляетсяпереход от финансирования деятельности учреждения к финансированию бюджетныхуслуг, оказываемых организацией — победителем конкурса. Стоимость каждойуслуги регулируется тарифами, утверждаемыми нормативными правовыми актамисубъектов РФ. Качество каждой услуги должно соответствовать определеннымстандартам, информация о которых должна быть доступна обслуживаемому населению.
Контроль государства запредоставлением населению бюджетных услуг осуществляется через системусбалансированных показателей, увязывающих их объем и качество со степеньюдостижения поставленных целей. В Амурской области в число таких показателей, вчастности, включены: снижение заболеваемости, увеличение числасоциально-адаптированных граждан пожилого возраста и другие показатели.
Организация — исполнительсоциальных услуг получает средства бюджета исходя из расчета, основанного на:
• утвержденном тарифе (нормативестоимости) каждой услуги;
• количественном объемепредоставляемых услуг;
• численности населения, имеющегоправо на такие услуги па бесплатной основе за счет бюджета. Как правило, к этойкатегории относятся граждане, чей доход ниже установленного государствомуровня, например величины прожиточного минимума;
• численности населения, которомугосударство предоставляет социальное обслуживание на частично платной основе.Категории этого населения также могут быть выбраны исходя из их среднедушевогодохода, повышенной социальной уязвимости либо значимости, например многодетныесемьи.
В табл. 3 по областному бюджету Амурскойобласти на 2010 г. представлены объем и структура расходов на реализациюмероприятий социальной политики.
Таблица 3 — Структурарасходов областного бюджета Амурской области на 2010 г. по разделу 1000«Социальная политика»ККод Наименование расходов  Сумма, тыс.рублей Удельный вес,% 01000 Социальная политика 6 093 960,1 11001 Пенсионное обеспечение 154 501,8 2,5 11002 Социальное обслуживание населения 1 062 690,7 17,4 11003 Социальное обеспечение населения 4 812 447,4 79 11004 Охрана семьи и детства 19 576,6 0,3 11006 Другие вопросы в области социальной политики 44 743,6 0,7

 
Под мерами социальнойподдержки понимается комплексная адресная социальная помощь, предоставляемаяпри определенных условиях отдельным категориям населения для повышения ихсоциальной защищенности. Порядок ее оказания рассмотрим на примерепредоставления субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг как наиболеемассового вида социальной поддержки. Жилищным кодексом РФ определено, чтополучателями такой субсидии могут являться граждане — пользователи, наниматели,собственники жилого помещения, члены жилищного или жилищно-строительногокооператив. На одну семью предоставляется одна субсидия сроком на 6 месяцев.
Размер субсидии исчисляется помесячнои зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальныхуслуг, нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий:максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения икоммунальных услуг в совокупном доходе семьи, которые устанавливаются органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации. Общий порядок исчислениясовокупного дохода семьи установлен Законом РФ от 05.04.2003 г. № 44-ФЗ «Опорядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одинокопроживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания имгосударственной социальной помощи». Федеральный стандарт максимально допустимойдоли расходов семей на оплату жилья и коммунальных услуг составляет 22%, причёмсубъекты РФ могут установить более низкие стандарты.
В соответствии с российскимзаконодательством допускается делегирование полномочий по социальномуобслуживанию и социальной защите населения органам местного самоуправления спредоставлением субвенций из вышестоящих бюджетов на финансовое обеспечениеэтих полномочий. Объем субвенции определяется исходя из норматива расходов,рассчитанного в соответствии с методикой, утвержденной Законом о наделенииоргана местного самоуправления государственным полномочием, и численностьюнаселения, которому предоставляется социальное обслуживание или меры социальнойподдержки, и утверждается Законом о бюджете на соответствующий финансовый год.
Такимобразом, формы и методы планирования и финансирования расходов на реализациюсоциальной политики зависят от целого комплекса факторов, включая видырасходных обязательств, источники их финансирования, систему межбюджетныхотношений. Социальная политика должна быть эффективной, отвечать принципуадресности, равенства, что предполагает поддержание установленных стандартов,включает в себя помощь малообеспеченным, социальную интеграцию. Важнейшая рольв финансовом обеспечении мероприятий социальной политики отведена федеральному ирегиональным бюджетам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальная политика представляетсобой систему действий органов государственного управления и местногосамоуправления, обеспечивающих решение ключевой задачи государства — повышенияуровня и качества жизни граждан, в том числе за счет эффективного использованияобщественных (государственных и муниципальных) финансов.
В целях создания условий для повышения уровня жизнинаселения на основе устойчивого развития российской экономики, а такжеобеспечения взаимодействия и координации деятельности федеральных органовисполнительной власти по решению задач в области социально-экономическогоразвития Российской Федерации Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1663-р были утверждены Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2012года. Данный документ определяет основные направления и ориентиры социальнойполитики на среднесрочную перспективу.
Любой гражданин, оказавшийся в сложной жизненнойситуации, имеет право на социальную защиту, которая реализуется по двумнаправлениям: социального обслуживания и предоставления мер социальнойподдержки. Полномочия в сфере социального обслуживания населенияфедеральным законодательством возложены на субъекты РФ. Социальное обслуживаниепредставляет собой деятельность по оказанию нуждающимся гражданам различныхвидов услуг па дому пли в учреждениях социального обслуживания бесплатно или нальготной основе. К числу таких услуг относится уход, организация питания,содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической инатуральных видов помощи, содействие в организации ритуальных услуг и т. д.
Система социальном обслуживания включаетв себя сеть стационарных и полустационарных учреждении дневного икруглосуточного пребывания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, приюты,реабилитационные центры, социальные гостиницы и т. п.), центры социальногообслуживания па дому. Финансовое обеспечение государственных учрежденийсоциального обслуживания осуществляется за счет средств областного бюджета всоответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и области.Дополнительными внебюджетными источниками финансирования учреждений ипредприятий государственного сектора социального обслуживания являются: средствагосударственных внебюджетных фондов; благотворительные взносы и пожертвования; другиеисточники, не запрещенные федеральным и областным законодательством.
Под мерами социальной поддержки понимаетсякомплексная адресная социальная помощь, предоставляемая приопределенных условиях отдельным категориям населения для повышения ихсоциальной защищенности. Порядок ее оказания был рассмотрен на примерепредоставления субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг как наиболеемассового вида социальной поддержки.
Формы и методы планирования и финансирования расходовна реализацию социальной политики зависят от целого комплекса факторов, включаявиды расходных обязательств, источники их финансирования, систему межбюджетныхотношений. Социальная политика должна быть эффективной, отвечать принципуадресности, равенства, что предполагает поддержание установленных стандартов,включает в себя помощь малообеспеченным, социальную интеграцию. Важнейшая рольв финансовом обеспечении мероприятий социальной политики отведена федеральномуи региональным бюджетам.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативно-правовыеакты
1. Бюджетныйкодекс Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 31 июля 1998г. №145-ФЗ // Министерство финансов Российской Федерации [Офиц.сайт]. 2007. www1.minfin.ru
(22.03.2010).
2. Офедеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и2012 годов: Федер. закон Рос. Федерации от 2 декабря 2009 № 308-ФЗ //Министерство финансов Российской Федерации [Офиц.сайт]. 2007. www1.minfin.ru
(22.03.2010).
3. Опотребительской корзине в целом но Российской Федерации: Закон Рос. Федерацииот 31 марта 2006г. № 44-ФЗ // Правительство Российской Федерации [Офиц.сайт].2005. www.government.ru (23.03.2010).
4. Обобластном бюджете на 2010 год: Закон Амурской области от 18 декабря 2009 г. N281-ОЗ // Правительство Амурской области [Офиц.сайт]. 2006.www.amurobl.ru/ (22.03.2010).
5. Осоциальном обслуживании населения в Амурской области: Закон Амурской области от5 февраля 2009г. № 170-ОЗ // Правительство Амурской области [Офиц.сайт]. 2006.www.amurobl.ru/ (22.03.2010).
6. Основныенаправления деятельности Правительства РФ на период до 2012 года: РаспоряжениеПравительства Рос. Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р // Правительство Российской Федерации [Офиц.сайт]. 2005. www.government.ru (23.03.2010).
Учебная литература
7. ВрублевскаяО.В. Бюджетная система Российской Федерации / О.В. Врублевская, М.В.Романовский. – Спб: Питер, 2008. – 564 с.
8. ГодинА.М. Бюджетная система Российской Федерации / А.М. Годин, К.С. Максимова. – М.:Дашков и К, 2009. – 565 с.
9. ГрудцынаЛ.А. Бюджетное право России: Конспект лекций / Л.А. Грудцына. – М.: Эксмо,2006. – 160 с.
10. ПарыгинаВ.П. Бюджетная система России / В.П. Парыгина, К.Браун, Дж.Стиглиц, А.А.Тедеев. – М.: ЭКСМО, 2006. – 750 с.
11. ПолякГ.Б. Бюджетная система России / Г.Б. Поляк. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 550 с.
12. СтрижкинаВ.Н. Бюджет и бюджетная система: Учеб. пособие / В.Н. Стрижкина, И.В.Стрижкина. – Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 1998. — 81 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.