СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1Общая характеристика налоговой системы Республики Беларусь
1.1Элементы налоговой системы Республики Беларусь
1.2Перспективы перестройки налоговой системы в ближайшие годы
2Субъекты и объекты налоговых отношений в Республике Беларусь
2.1Права субъектов налоговых отношений
2.2Обязанности субъектов налоговых отношений
2.3Объекты налоговых отношений
3Виды налогов и сборов (пошлин) действующих на территории Республики Беларусь
3.1Налоги (сборы), включаемые в выручку от реализации товаров (работ, услуг)
3.2Налоги (сборы), взносы и отчисления, относящиеся на себестоимость продукции,товаров (работ, услуг)
3.3Налоги (сборы), уплачиваемые за счет прибыли (дохода), остающейся в ихраспоряжении после уплаты налогов, сборов (пошлин), других обязательныхплатежей
3.4Необходимость совершенствования механизма построения налогов и сборов
Заключение
Списокиспользованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В течение нескольких тысячелетий истории человечества налогам уделяетсяпристальное внимание всех слоев населения. Любое изменение в налоговой системестановится объектом политической борьбы, критики в средствах массовойинформации. Такое внимание было и остается оправданным, поскольку налоги – этовычеты из доходов налогоплательщиков, основной источник доходов современногогосударства, эффективный инструмент регулирования рыночной экономики.
Сегодня комплексвопросов, связанных с состоянием налоговой системы Республики Беларусь, еевозможностями полноценной реализации своих функций приобретает первостепенноезначение как для большинства предприятий и граждан налогоплательщиков, так идля самого государства. Необходимость изъятия в пользу государства частиполученных с таким большим трудом средств всегда воспринималась оченьболезненно, особенно на современном этапе. Налоговая система РеспубликиБеларусь включает в себя достаточно большое число налогов и различных другихплатежей как на республиканском так и на и местном уровнях.
Применение налоговявляется одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязиобщегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, формсобственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налоговопределяются взаимоотношения субъектов предпринимательской деятельности сгосударственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящимиорганизациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельностьналогоплательщиков, включая привлечение иностранных инвестиций путемпредоставления налоговых льгот инвесторам.
С 1 января 2004 введенв действие Налоговый Кодекс Республики Беларусь (Общая часть). Налоговый кодексзаконодательно закрепил правовой базис, на котором строятся налоговыеотношения, а именно принципы построения и функционирования налоговой системы;состав, права и обязанности плательщиков налогов, сборов(пошлин) и налоговыхорганов; основания возникновения и порядок исполнения налогового обязательства;механизм осуществления налогового контроля.
Цель данной работы –рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь, перспективы перестройки ее вближайшие годы.
Задачи курсовой работы:
Ø рассмотретьналоговую систему Республики Беларусь;
Ø охарактеризоватьосновные элементы налоговой системы Республики Беларусь;
Ø рассмотретьперспективы перестройки ее в ближайшие годы;
Ø охарактеризоватьосновные виды налогов;
Ø проанализироватьроль налоговой системы в регулировании экономики;
Ø проанализироватьналоги, уплачиваемые в Республике Беларусь;
Ø определитьосновные направления совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь.
Даннаякурсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и спискаиспользованной литературы.
1ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИБЕЛАРУСЬ
В условиях рыночных отношений налоговая система является одним изважнейших экономических регуляторов. Налоги – основная форма доходовгосударства. Налог взимается для покрытия общественно полезных потребностейвсего общества, а не конкретного налогоплательщика.
Налоговая система Беларуси формировалась на классических принципахналогообложения, с учетом разработанных налоговой практикой других странпринципов налогообложения. В силу сложных условий переходного периода не всеони легли в основу нашей налоговой системы, другие дополнены и уточненыположениями, вытекающими из практической необходимости.
В основу налоговой системы Республики Беларусь положены следующиепринципы:
· однократность обложения, то есть один и тот же объект одного виданалогов облагается только один раз за определенный законом период;
· оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов;
· одинаковый подход ко всем хозяйствующим субъектам обложения;
· установленный порядок введения и отмены органами власти разногоуровня налогов, их ставок, налоговых льгот;
· четкая классификация налогов, взимаемых на территории страны, воснову которой положена компетенция соответствующей власти;
· обоснование и точное распределение налоговых доходов между бюджетамиразных уровней;
· стабильность ставок налога в течение довольно длительного периодаи простота исчисления платежа.
В Республике Беларусь разработан налоговый кодекс (НК РБ), которыйявляется единым систематизированным сводом законов государства, регулирующимотношения в области налогообложения, сборов и пошлин, где отражены основныепринципы налогообложения Республики Беларусь (приложение А).
1.1ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
В налоговом законодательстве нашли отражение полномочия налоговыхорганов, их права и обязанности, а также права и обязанности налогоплательщикови основные виды ответственности за нарушения налогового законодательства.
Основными элементами налоговой системы выступают:
ü плательщикиналогов (субъекты налогообложения)
ü объектыналогообложения
ü налоговаябаза
ü налоговыйпериод
ü налоговаяставка
ü налоговыельготы
ü порядокисчисления
ü источникуплаты
ü порядоки сроки уплаты
ü санкции.
Субъектналогообложения – это основополагающий элемент, по отношению к которомустроится вся налоговая система в комплексе. Все последующие функциональныеэлементы налога используются уже в рамках конкретного плательщика.Плательщиками налогов, сборов (пошлин) признаются организации и физическиелица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом возложена обязанностьуплачивать налоги, сборы (пошлины).
Вторым элементом налогового механизма являетсяобъект налогообложения. Объектами налогообложения признаются обстоятельства, сналичием которых у плательщика Налоговый Кодекс Республики Беларусь, другиезаконы Республики Беларусь и (или) акты Президента Республики Беларусь либорешения местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов)связывают возникновение налогового обязательства.
Каждый налог, сбор (пошлина) имеет самостоятельныйобъект налогообложения. Один и тот же объект может облагаться определеннымналогом, сбором (пошлиной) у одного плательщика только один раз засоответствующий налоговый период.
Налоговая база представляетсобой стоимостную или физическую характеристику объекта налогообложения.Налоговая база и порядок ее определения устанавливаются применительно к каждомуналогу, сбору (пошлине).
Налоговые ставкиустанавливаются при планировании и формировании бюджета на предстоящий год икоторые представляют собой величину налоговых начислений на единицу измеренияналоговой базы.
В механизме построения налоговой системы Беларуси важное местозанимают налоговые льготы, которые используются государством в качестверегулирующей и стимулирующей функции. Их умелое применение способствует ростуэффективности производства, повышению благосостояния населения.
Как правило, по каждому налогу предусматриваются специальныеналоговые льготы, имеющие строго целенаправленный характер. Все льготы должныприменяться только в соответствии с действующим законодательством и, какправило, не должны носить индивидуальный характер. При проведении политикиналоговых льгот государство учитывает условия развития экономики, чтобы большоеколичество налоговых льгот не ограничивало доходы бюджета и одновременно быловыгодно налогоплательщику.
При принятии решения по налоговым льготам учитываются интересытрех субъектов:
Ø государства, заинтересованного в росте доходов бюджета;
Ø юридических лиц, чтобы не сократилось производство;
Ø населения, чтобы неравномерность распределения льгот не привела ксоциальной напряженности в обществе.
Налоговые льготы по республиканским налогам устанавливаются толькореспубликанскими органами власти. Местные органы власти имеют право вводитьльготы только в пределах сумм налогов, зачисляемых в местные бюджеты.
Государство не только вводит налоговые льготы, поощряяналогоплательщиков, но и применяет санкции к тем, кто нарушил налоговоезаконодательство. При несоблюдении законов о налогах юридические и физическиелица несут ответственность, виды и размер которой регулируютсязаконодательством. Налогоплательщик, преступивший закон, несет имущественнуюответственность в трех видах:
Ø взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода или суммыналога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения;
Ø уплата штрафа за отсутствие учета объекта налогообложения иливедение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, атакже непредставление или несвоевременное представление в налоговые органыдокументов для исчисления налогов;
Ø уплата пени за каждый день задержки перечисления налогов в бюджет.
Источники уплаты налогов определяются налоговым законодательствомРеспублики Беларусь. Это может быть себестоимость, выручка, прибыль, либо доходыфизических лиц.
Порядок и сроки уплаты налогов, сборов (пошлин) устанавливаютсяналоговым или таможенным законодательством Республики Беларусь применительно ккаждому налогу, сбору (пошлине). Уплата налогов может производиться в наличномили безналичном порядке в белорусских рублях:
— разовой уплатой всей причитающейся суммы
— в ином порядке, предусмотренном законодательством
Таким образом, под налоговой системой понимается совокупностьналогов, пошлин, сборов, взимаемых на территории государства в соответствии сналоговым законодательством, а также совокупность норм и правил, форм иметодов, определяющих правомочие и систему ответственности сторон, участвующихв налоговых правоотношениях.
1.2 ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕРЕСТРОЙКИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ
В2010 году планируется продолжить работу по упрощению налоговой системы иснижению налогового бремени на экономику.
Предусматриваетсяотменить сбор в республиканский фонд поддержки производителейсельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, а такжеотменить местные целевые сборы из прибыли, взимаемые по ставке 3%.
Согласно Основных направленийсоциально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 — 2015 годыосновной целью бюджетно-налоговой политики является обеспечение финансовой исоциальной стабильности.
Налоговая политика в 2006 — 2015 годах будетформироваться, исходя из необходимости существенного упрощения налоговойсистемы, поэтапного снижения налоговой нагрузки, качественного улучшенияналогового администрирования, повышения рациональности, прозрачности,справедливости и стабильности налоговой системы.
Справедливость и нейтральность налоговой системыобеспечивается в основном за счет прекращения практики налогового льготированияи предоставления преференциальных режимов налогообложения, отмены имеющихнегативное влияние на экономический рост и неэффективных налоговых платежей.
Формирование прозрачного и стабильного механизманалогообложения будет обеспечено за счет законодательного закрепления покаждому налоговому платежу всех обязательных элементов налогообложения: составаплательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, налоговых ставок,налоговых льгот, а также порядка исчисления налогов, сборов (пошлин) и срокових уплаты.
Реализация бюджетной политики в 2006 — 2015 годахбудет осуществляться путем оптимизации государственных обязательств, повышенияэффективности и результативности бюджетных расходов на основе совершенствованияформ и процедур их финансирования, снижения рисков, связанных с условнымиобязательствами бюджетов.
Предусматривается обеспечить устойчивость бюджетнойсистемы, а также прозрачность процедур планирования, исполнения и оценкирезультатов бюджетных расходов.
Повышение эффективности использования бюджетныхсредств будет осуществляться за счет перехода к программно-целевому методубюджетного планирования, обеспечивающему прямую взаимосвязь выделяемыхбюджетных ресурсов с достижением конкретных результатов деятельностигосударственных органов и бюджетных организаций.
Предусматривается обеспечить переход ксреднесрочному бюджетному планированию с ежегодным формированием по скользящемупринципу среднесрочной финансовой программы Республики Беларусь, что станетосновой для разработки бюджетов республиканскими и местными органамигосударственного управления, достижения прозрачности и ясности при планированиибюджетных расходов в пределах имеющихся ресурсов.
Будет завершена работа по приведению бюджетнойклассификации Республики Беларусь в соответствие с международными стандартамистатистики государственных финансов, что позволит получать необходимые дляанализа бюджетно-налогового сектора данные, сопоставимые со статистикой другихсекторов экономики, и осуществлять сопоставление итоговсоциально-экономического развития республики с показателями других стран.
Упорядочение государственной поддержки реальногосектора экономики будет реализовано за счет оптимизации ее форм и сокращенияобъема. [13]
Так с 1 января 2010 года планируется:
— Отменитьналог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от мобильныхисточников выбросов, налог за производство и (или) импорт пластмассовой,стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона и иных товаров, после утратыпотребительских свойств с которых образуются отходы, оказывающие вредноевоздействие на окружающую среду и требующие организации систем сбора,обезвреживания и (или) использования, а также за импорт товаров, упакованных в пластмассовую,стеклянную тару, тару на основе бумаги и картона;
— Сократитьколичество ставок платежей за сбросы сточных вод или загрязняющих веществ вокружающую среду с 83 до 4;
— Отменитьместный налог с продаж товаров в розничной торговле;
— Отменитьсбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственнойпродукции, продовольствия и аграрной науки.
2 СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ВРЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Субъект налоговых отношений – это лицо, на которое всоответствии с законом возлагается ответственность за уплату налога, а такжеосновополагающий элемент, по отношению, к которому строится вся налоговаясистема в комплексе. Все функциональные последующие элементы налога (объектыналогообложения, ставки, льготы и пр.) используются с учетом возможностейконкретного плательщика.
В соответствии с НК РБ, статья 13 «плательщикаминалогов, сборов (пошлин) (далее — плательщики) признаются организации ифизические лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом РеспубликиБеларусь, Таможенным кодексом Республики Беларусь и (или) актами ПрезидентаРеспублики Беларусь возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины).
Под организациями понимаются:
— юридическиелица Республики Беларусь
— иностранныеи международные организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами;
— простыетоварищества (участники договора о совместной деятельности);
— хозяйственныегруппы.
Филиалы, представительства и иные обособленныеподразделения юридических лиц Республики Беларусь, имеющие отдельный баланс итекущий (расчетный) либо иной банковский счет, исчисляют суммы налогов, сборов(пошлин) и исполняют налоговые обязательства этих юридических лиц, если иное неустановлено Президентом Республики Беларусь или законами Республики Беларусь.
Участник простого товарищества, на которого всоответствии с договором о совместной деятельности между участниками возложеноведение дел этого товарищества либо который получает выручку по деятельностиэтого товарищества до ее распределения, исполняет налоговое обязательство этоготоварищества.
Головная организация (центральная компания) либоучастник хозяйственной группы, который в соответствии с законодательством илидоговором наделен полномочиями по ведению дел этой группы, исполняют налоговоеобязательство этой хозяйственной группы.
Под физическими лицами понимаются:
— граждане Республики Беларусь;
— граждане либо подданные иностранного государства;
— лица без гражданства (подданства)».ПЛАТЕЛЬЩИКИ НАЛОГОВ (СБОРОВ)
Хозяйственные группы /> /> /> /> /> /> /> />
Иностранные юридические лица и международные организации
Организации Республики Беларусь />
Рисунок 1. Плательщики налогов
2.1 ПРАВА СУБЪЕКТОВ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Плательщик имеет право:
1. получатьот налоговых органов по месту постановки на учет бесплатную информацию одействующих налогах, сборах (пошлинах), актах налогового законодательства, атакже о правах и обязанностях плательщиков, налоговых органов и их должностныхлиц;
2. получатьот налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменныеразъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства;
3. представлятьсвои интересы в налоговых органах самостоятельно или через своегопредставителя;
4. использоватьналоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленных настоящимКодексом и иными актами налогового законодательства;
5. назачет или возврат излишне уплаченных, а также излишне взысканных сумм налогов,сборов (пошлин), пеней в порядке, установленном настоящим Кодексом;
6. присутствоватьпри проведении налоговой проверки;
7. получатьакт налоговой проверки; представлять в налоговые органы и их должностным лицампояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин), а также возражения(разногласия) по актам проведенных налоговых проверок;
8. требоватьот должностных лиц налоговых органов соблюдения актов налогового законодательствапри совершении ими действий в отношении плательщиков;
9. требоватьсоблюдения налоговой тайны;
10. обжаловатьрешения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц;
11. навозмещение убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов,неправомерными действиями (бездействием) их должностных лиц, в порядке,установленном законодательством.
Плательщики имеют также иные права, установленныенастоящим Кодексом и иными актами налогового законодательства.
Плательщикам гарантируется административная исудебная защита их прав и законных интересов в порядке, определяемом настоящимКодексом и иными актами законодательства.
Права плательщиков обеспечиваются соответствующимиобязанностями налоговых органов.
2.2 ОБЯЗАННОСТИ СУБЪЕКТОВ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Плательщик обязан:
1. уплачивать установленные налоговымзаконодательством налоги, сборы (пошлины);
2. стать на учет в налоговых органах в порядке и наусловиях, установленных Налоговым Кодексом Республики Беларусь;
3. вести в установленном порядке учет доходов(расходов) и иных объектов налогообложения, если такая обязанностьпредусмотрена актами налогового законодательства;
4. представлять в налоговый орган по меступостановки на учет в установленном порядке бухгалтерские отчеты и балансы,налоговые декларации (расчеты), а также другие необходимые документы исведения, связанные с налогообложением;
5. вести учет дебиторской задолженности и не позднеедесяти рабочих дней со дня возникновения задолженности по уплате налогов,сборов (пошлин), пеней представлять в налоговый орган по месту постановки научет перечень дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности, а такжекопии документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности;
6. представлять в налоговые органы и их должностнымлицам, а в части налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате в связи сперемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь (далее — таможенные платежи), и в таможенные органы и их должностным лицам припроведении налоговых проверок документы и сведения, необходимые дляналогообложения. Обеспечивать должностным лицам налоговых органов, прибывшимдля проведения выездной налоговой проверки, возможность осуществления их прав иобязанностей, включая предоставление помещений, пригодных для рассмотрения иоформления необходимой документации;
7. подписать акт налоговой проверки
8. выполнять законные указания налогового,таможенного органа об устранении выявленных нарушений налоговогозаконодательства;
9. сообщать в налоговый орган по месту постановки научет:
— об открытии или закрытии текущего (расчетного) илииного счета в банке (для белорусских организаций — о счетах в РеспубликеБеларусь и за ее пределами, а для иностранных организаций — о счетах вРеспублике Беларусь (за исключением вкладных (депозитных) и (или)корреспондентских счетов, открытых Центральным (Национальным) банкоминостранного государства и иностранным банком, включенным в международныйсправочник «Bankers Almanac» (издательство Reed Business Information)и тех счетах, через которые осуществляется их деятельность в РеспубликеБеларусь) — в срок не позднее пяти рабочих дней со дня открытия или закрытиясчета. Настоящее положение не применяется в отношении физических лиц, неявляющихся индивидуальными предпринимателями, за исключением частныхнотариусов;
— об участии в белорусской или иностраннойорганизации — в течение пяти рабочих дней со дня, когда плательщик сталучастником организации. При этом физическое лицо, не являющееся налоговымрезидентом Республики Беларусь, или иностранная организация не обязаны сообщатьоб участии в других иностранных организациях, если такое участие не связано сналогообложением в Республике Беларусь;
— о принятии решения о ликвидации или реорганизацииорганизации, а индивидуальным предпринимателем — о прекращениипредпринимательской деятельности — в срок не позднее пяти рабочих дней со дняпринятия такого решения;
— об обособленных подразделениях организации — всрок не позднее десяти рабочих дней со дня их создания или ликвидации;
— об изменении места нахождения организации илиместа жительства индивидуального предпринимателя — в срок не позднее десятирабочих дней со дня такого изменения;
— иные сведения, обязанность сообщения которых дляплательщиков предусмотрена законодательными актами, — в порядке и сроки,установленные такими законодательными актами;
10. представлять в налоговый орган по меступостановки на учет либо налоговому агенту документы, подтверждающие право наиспользование налоговых льгот;
11. обеспечивать в течение сроков, установленныхзаконодательством, сохранность документов бухгалтерского учета, учета доходов(расходов) и иных объектов налогообложения, других документов и сведений,необходимых для налогообложения;
12. обеспечивать, если иное не установленозаконодательством, наличие документов, форма которых утверждена уполномоченнымигосударственными органами:
подтверждающих приобретение (поступление)товарно-материальных ценностей, — в местах хранения этих товарно-материальныхценностей и при их транспортировке;
подтверждающих приобретение товарно-материальныхценностей при их непосредственном поступлении в места реализации или отпусктоваров в места реализации, — в местах реализации;
13. при реализации товаров (работ, услуг) заналичный расчет обеспечивать прием наличных денежных средств в порядке,определяемом законодательством;
14. являясь источником выплаты дохода для другихорганизаций и физических лиц, в случаях, установленных настоящим Кодексом,удерживать и перечислять в бюджет соответствующие налоги, сборы (пошлины);
15. выполнять другие обязанности, установленные НалоговымКодексом Республики Беларусь и другими актами налогового законодательства.[9]
За невыполнение или ненадлежащее выполнениевозложенных на плательщика обязанностей он несет ответственность в соответствиис законодательными актами (приложение Б).
Привлечение организации к ответственности неосвобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований отадминистративной, уголовной или иной ответственности, предусмотреннойзаконодательными актами.
2.3 ОБЪЕКТЫ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Объектами налогообложения признаются обстоятельства,с наличием которых у плательщика налоговое законодательство связываетвозникновение налогового обязательства.
Следует отметить, что каждый налог, сбор (пошлина)имеет самостоятельный объект налогообложения и в соответствии с принципаминалогообложения один и тот же объект может облагаться определенным налогом,сбором (пошлиной) у одного плательщика только один раз за соответствующийналоговый период.ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг /> /> /> /> /> /> /> />
Дивиденды, проценты
Фонд заработной платы />
Рисунок 2. Объекты налогообложения
Работой признается деятельность, результаты которойимеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворенияпотребностей организации и (или) физических лиц.
Услугой признается деятельность, результаты которойне имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессеосуществления этой деятельности.
Доходом признается экономическая выгода в денежнойили натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере,в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая применительно кконкретному налогу, сбору (пошлине).
Доходом признается экономическая выгода в денежнойили натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере,в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая применительно кконкретному налогу, сбору (пошлине).
Дивидендом признается любой доход, начисленныйунитарным предприятием собственнику его имущества, иной организацией (кромепростого товарищества) участнику (акционеру) по принадлежащим данному участнику(акционеру) долям (паям, акциям) в порядке распределения прибыли, остающейсяпосле налогообложения.
Реализацией товаров (работ, услуг) признаетсяотчуждение товара одним лицом другому лицу на возмездной или безвозмезднойоснове, если иное не установлено настоящей статьей, вне зависимости от способаприобретения прав на товары или формы соответствующих сделок. [9]
3 ВИДЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ (ПОШЛИН) ДЕЙСТВУЮЩИХ НАТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Состав налоговналоговой системы Республики Беларусь можно классифицировать определеннымобразом, объединив группы налогов по классификационным признакам: объектобложения, особенности ставки, полнота прав соответствующих бюджетов виспользовании поступающих налоговых сумм и др.
Наибольшеераспространение получило деление налогов по способу изъятия, то есть по характеру взаимоотношений между государством исубъектами налогов – на прямые и косвенные.
Первые устанавливаютсянепосредственно на доход или имущество налогоплательщика. К числу прямыхотносятся: подоходный налог с физических лиц, налоги на доходы и прибыль, налогина недвижимость и имущество, владение и пользование которыми служит основаниемдля обложения.
В свою очередь прямые налоги делятся на личные и реальные.
Личные налоги уплачиваются с действительно полученногоналогоплательщиком дохода (прибыли), отражая при этом фактическуюплатежеспособность плательщика налога. К ним относятся налог на прибыль,подоходный налог с физических лиц и др. Реальными налогами облагаются недействительные доходы, а предполагаемый средний доход, получаемый от того илииного объекта налогообложения (единый налог для производителейсельскохозяйственной продукции; единый налог с индивидуальных предпринимателейи иных физических лиц, осуществляющих реализацию товаров, работ (услуг) и др.).
Косвенные налогивключаются в виде надбавки в цену товаров (работ, услуг) или тарифа на услуги иоплачиваются потребителями. Это налог на добавленную стоимость, акцизы,таможенная пошлина, налог с продаж и другие.
В свою очередь косвенные налоги в зависимости от объекта обложенияподразделяются на косвенные индивидуальные, которыми облагаются определенныегруппы товаров (акцизы) и косвенные универсальные, которыми облагаются все (заисключением тех, на которые распространяются налоговые льготы) товары, работы,услуги (налог на добавленную стоимость).
По субъекту уплаты выделяют следующие виды налогов:
— налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц идр.);
— налоги с юридических лиц (налог на прибыль, налог на игорныйбизнес, налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности и др.);
— смешанные налоги, которые уплачивают как юридические, так ифизические лица (земельный налог, налог на недвижимость и др.).
Возможно, более правильным было бы именовать налоги с юридическихлиц налогами с предприятий и организаций, основываясь на том, что многиесубъекты хозяйствования выступают плательщиками какого-либо налога, не являясьпри этом юридическим лицом, например филиалы, представительства, обособленныеструктурные подразделения.
По уровню бюджета, в который зачисляются суммы налогов, различаютзакрепленные и регулирующие налоги.
Закрепленные налоги полностью поступают в конкретный бюджет.Например, суммы налога на добавленную стоимость и акцизов на товары, ввозимыена таможенную территорию полностью поступают в республиканский бюджет;подоходный налог, земельный налог и налог на недвижимость с юридических ифизических лиц, единый налог от предпринимательской деятельности и другиеналоги полностью зачисляется в бюджеты районов.
Регулирующиеналоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции,установленной Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовыйгод. Примером таких налогов являются налог на добавленную стоимость (заисключением взимания налога на добавленную стоимость при перемещении товаровчерез границу Республики Беларусь), налоги на доходы и прибыль, единый налогдля производителей сельскохозяйственной продукции, налог на игорный бизнес.
В зависимости от целевой направленности введения налога выделяютобщие и целевые налоги. Общие налоги обезличиваются и поступают в бюджет дляфинансирования общегосударственных мероприятий. Целевые налоги зачисляются вобособленные целевые бюджетные или внебюджетные фонды.
Наиболее важное значение для предпринимательской деятельностисубъектов хозяйствования Республики Беларусь имеет классификация налогов взависимости от источника уплаты налоговых платежей и сборов.
По данному признаку налоги подразделяются на:
— налоги и отчисления, включаемые в выручку от реализациипродукции (работ, услуг) (налог с продаж автомобильного топлива, отчисления вреспубликанский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции,продовольствия и аграрной науки и отчисления средств пользователямиавтомобильных дорог и др.);
— налоги и отчисления, относимые на себестоимость продукции(работ, услуг) (отчисления в Фонд социальной защиты населения, земельный налог,экологический налог и др.);
— налоги и сборы, уплачиваемые за счет средств, остающихся враспоряжении субъектов хозяйствования (налог на прибыль, налог на недвижимость,местные налоги и сборы и др.).
Налоги можно также классифицировать и по другим основаниям: пометоду налогообложения (от ставки — равные, пропорциональные, прогрессивные ирегрессивные), по способу налогообложения (кадастровые, декларационные,налично-денежные, безналичные) и т.д.
В зависимости от принадлежности и уровня управления органов,взимающих налог и в распоряжение которых налог поступает, они классифицируются.
Налоговая системаРеспублики Беларусь предусматривает два вида налогов, сборов (пошлин) по уровнюих введения:
— республиканскиеналоги, сборы (пошлины);
- местные налоги исборы.
Республиканские налоги устанавливаются и вводятся в действие порешению высшего представительного органа государства в форме закона. Это неозначает, что эти налоги обязательно поступают в республиканский бюджет. Онимогут зачисляться в бюджеты различных уровней. По действующему законодательствук ним относятся
Местные налоги устанавливаются местными органами власти, взимаютсяна подведомственной им территории и поступают в доход местных бюджетов. Местныеналоги и сборы вправе вводить на территории соответствующихадминистративно-территориальных единиц областные, Минский городской Советыдепутатов, Советы депутатов базового территориального уровня в соответствии сполномочиями, которые предоставлены им Законом о бюджете, принимаемым на каждыйфинансовый год.
Классификация налогов Республики Беларуси поосновным классификационным признакам приведена в приложении В.
3.1 НАЛОГИ (СБОРЫ), ВКЛЮЧАЕМЫЕ В ВЫРУЧКУ ОТРЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ)
К налогам (сборам), включаемым в выручку отреализации товаров (работ, услуг) относятся:
v налогна услуги
v налогна добавленную стоимость
v сборв республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции,продовольствия и аграрной науки
v акцизы(для подакцизных товаров)
Объектом налогообложения налогом с продаж товаров врозничной торговле являются операции по реализации в розничной торговой сети товаров(за исключением товаров по перечню, утверждаемому Советом Министров РеспубликиБеларусь).
Налоговая база — выручка от реализацииплательщиками товаров исходя из розничных цен без включения в них налога спродаж товаров в розничной торговле.
Ставка налога устанавливается областными и Минскимгородским Советами депутатов, Советами депутатов базового территориальногоуровня в размере, не превышающем 5 процентов налоговой базы.
Объектом налогообложения налогом на услуги являютсяоперации по оказанию организациями и индивидуальными предпринимателями услуг: рынков,ярмарок, выставок-продаж; гостиниц (кемпингов, мотелей); ресторанов (баров,кафе); дискотек, бильярдных, боулинг- клубов; парикмахерских (салонов красоты),соляриев; с недвижимым имуществом; сотовой подвижной электросвязи, оказываемыхабонентам; кабельного телевидения; по техническому обслуживанию и ремонтутранспортных средств для физических лиц; туристических и косметических услуг.
Налоговая база — выручка от реализации плательщиками услуг без включения в них налога на услугиустанавливается областными и Минским городским Советами депутатов, Советамидепутатов базового территориального уровня в размере, не превышающем 5процентов налоговой базы.
Объектомналогообложения налогом на добавленную стоимость являются обороты по реализациитоваров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь итовары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь.
Налоговая базаопределяется плательщиком в зависимости от особенностей реализациипроизведенных или приобретенных им товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Основная ставка — 20процентов. В специальных случаях: 24;15,25; 10; 9,09; 0,5; 0 процентов.
Объектом налогообложения сбором в республиканскийфонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия иаграрной науки является выручка, полученная от реализации продукции, товаров(работ, услуг); для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, заисключением Национального банка Республики Беларусь,- доход за вычетом расходовпо уплате процентов, комиссионных и прочих банковских расходов; для организацийнезависимо от организационно-правовой формы, осуществляющих торговую,заготовительную деятельность и деятельность по предоставлению услугобщественного питания, — валовой доход; для страховых организаций – прибыль.
Ставка налогасоставляет 1 процент.
Объект обложенияакцизами товаров, в отношении которых установлены твердые (специфические)ставки акцизов, определяется: по произведенным товарам — как объемпроизведенных подакцизных товаров в натуральном выражении; по товарам, ввозимымна таможенную территорию Республики Беларусь, — как объем ввозимых подакцизныхтоваров в натуральном выражении; при реализации ввезенных на таможеннуютерриторию Республики Беларусь без уплаты акцизов подакцизных товаров — какобъем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении. При исчисленииакцизов (кроме акцизов, взимаемых при ввозе подакцизных товаров) в облагаемыйоборот включаются фактически отгруженные (переданные, использованные насобственные нужды) в отчетном периоде подакцизные товары .
Ставки установленыПрезидентом Республики Беларусь твердые (специфические) ставки акцизов по видамподакцизных товаров: спирт гидролизный технический; спиртосодержащие растворы;алкогольная продукция; пиво; табачная продукция; автомобильные бензины,дизельное топливо, иное топливо, используемое в качестве автомобильного, маслодля дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей; микроавтобусы иавтомобили легковые.
3.2 НАЛОГИ (СБОРЫ),ВЗНОСЫ И ОТЧИСЛЕНИЯ, ОТНОСЯЩИЕСЯ НА СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ, ТОВАРОВ (РАБОТ,УСЛУГ)
К налогам (сборам)включаемым в себестоимость продукции относят:
v Платежиза землю
v Платежиза древесину, отпускаемую на корню
v Налогза пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды в пределахустановленных лимитов (экологический налог)
v Сборс заготовителей
v Сборза проезд автотранспортных средств по автодорогам общего пользования
v Таможенныепошлины и сборы
v Государственнаяпошлина
v Местныеналоги и сборы
К отчислениямвключаемым в себестоимость продукции относят:
v Отчисленияна государственное страхование в фонд социальной защиты населения
v Наобязательное страхование от несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний
v Винновационный фонд министерства архитектуры и строительства РБ
v Винновационный фонд промышленных предприятий и др.
Объектомналогообложения сбором с заготовителей является осуществление промысловойзаготовки (закупки) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического илекарственного сырья растительного происхождения, сельскохозяйственнойпродукции в целях их промышленной переработки или реализации.
Налоговая база — стоимость объема заготовки (закупки) продукции, исчисленная исходя иззаготовительных(закупочных) цен
Ставки устанавливаютсяобластными и Минским городским Советами депутатов, Советами депутатов базовоготерриториального уровня в зависимости от вида заготовленной (закупленной)продукции и не могут превышать 5 процентов налоговой базы.
Объект налогообложенияземельным налогом – земельный участок, который находится во владении,пользовании или собственности. Земельным налогом облагаются земли:сельскохозяйственного назначения; населенных пунктов (городов, поселковгородского типа и сельских населенных пунктов), садоводческих товариществ идачного строительства; промышленности, транспорта, связи, обороны и иногоназначения; лесного фонда; водного фонда.
Ставки земельногоналога установлены в зависимости от кадастровой оценки, качества,местоположения земельного участка. В 2009 году ставки земельного налогаиндексируются на 87 процентов.
Плата за проездтяжеловесных и крупногабаритных автомобильных транспортных средств поавтомобильным дорогам общего пользования Республики
Беларусь взимается с владельцев (пользователей) тяжеловесных и крупногабаритныхавтомобильных транспортных средств при согласовании маршрута движения с цельюкомпенсации ущерба, наносимого автомобильным дорогам.
Ставки платы за проездтяжеловесных и крупногабаритных автомобильных транспортных средств по автомобильнымдорогам общего пользования Республики Беларусь установлены в долларах за одинкилометр проезда в зависимости от величины допустимых весовых и габаритныхпараметров этих автомобильных транспортных средств.
Объект обложенияотчислениями в инновационные фонды является себестоимость продукции, товаров(работ, услуг).
Ставка не более 0,25процента. В отдельных отраслях устанавливаются повышенные размеры отчислений.
3.3 НАЛОГИ (СБОРЫ),УПЛАЧИВАЕМЫЕ ЗА СЧЕТ ПРИБЫЛИ (ДОХОДА), ОСТАЮЩЕЙСЯ В ИХ РАСПОРЯЖЕНИИ ПОСЛЕУПЛАТЫ НАЛОГОВ, СБОРОВ (ПОШЛИН), ДРУГИХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
К налоговым платежам,выплачиваемым из прибыли (прямым) относятся:
v Налогна недвижимость
v Налогна прибыль
v Налогна доходы
v Налогна приобретение автотранспортных средств
К сборам и отчислениям,выплачиваемым из прибыли относятся:
v Оффшорныйсбор
v Гербовыйсбор
v Транспортныйсбор
v Сборна развитие инфраструктуры города (района)
v Прочиеотчисления в местный бюджет
Годовая ставка налогана недвижимость:
для организаций — 1 процент;для физических лиц, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей,а также для гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатациюавтомобильных стоянок, садоводческих товариществ, — 0,1 процента.
Объекты налогообложения:здания и сооружения, в том числе не завершенные строительством, являющиесясобственностью или находящиеся во владении, в хозяйственном ведении илиоперативном управлении плательщиков- организаций; здания и сооружения, в томчисле не завершенные строительством, включая жилые дома, садовые домики, дачи,жилые помещения (квартиры, комнаты), хозяйственные постройки, принадлежащиеплательщикам — физическим лицам; здания и сооружения, взятые в аренду (лизинг)индивидуальными предпринимателями, признаваемыми плательщиками налога. Налоговойбазой признается стоимость объектов налогообложения.
Основная ставка налогана прибыль 24%. В специальных случаях: 10, 12 процентов.
Объект налогообложения– валовая прибыль. Налоговой базой налога на прибыль признается денежноевыражение валовой прибыли, определяемой в соответствии с Законом РеспубликиБеларусь от 22.12.1991 N 1330-XII «О налогах на доходы иприбыль», подлежащей налогообложению.
Объекты взиманияоффшорного сбора: перечисление денежных средств резидентом Республики Беларусьнерезиденту Республики Беларусь, зарегистрированному в оффшорной зоне, иномулицу по обязательству перед этим нерезидентом или на счет, открытый в оффшорнойзоне; исполнение обязательства в неденежной форме перед нерезидентом РеспубликиБеларусь, зарегистрированным в оффшорной зоне; переход в соответствии сзаконодательством имущественных прав и (или) обязанностей в связи с переменойлиц в обязательстве, сторонами которого выступают резидент Республики Беларусьи нерезидент Республики Беларусь, зарегистрированный в оффшорной зоне.
Ставка сбора – 15процентов.
Объектомналогообложения транспортным сбором на обновление и восстановление транспортаобщего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском,пригородном и междугородном автобусном сообщении; сбором на содержание иразвитие инфраструктуры города (района) является осуществлениепредпринимательской деятельности на территории соответствующихадминистративно-территориальных единиц. Налоговая база: для плательщиков-организаций– сумма прибыли, остающаяся в распоряжении организации после налогообложения; дляплательщиков – индивидуальных предпринимателей — сумма дохода, остающаяся враспоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налогов, сборов(пошлин), других обязательных платежей.
Налоговые ставкиустанавливаются областными и Минским городским Советами депутатов, Советамидепутатов базового территориального уровня в размере, не превышающем (посовокупности) 3 процентов налоговой базы, в том числе: транспортный сбор наобновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого намаршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусномсообщении, — не менее 2 процентов; сбор на содержание и развитие инфраструктурыгорода (района) — не более 1 процента.
3.4 НЕОБХОДИМОСТЬСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВ И СБОРОВ
Упрощение налоговойсистемы — одна из актуальных государственных задач.
Одним из направлениймодернизации налоговой системы на национальном и местном уровне должно бытьсовершенствование структуры налогов с ориентацией на значительное повышениероли прямого подоходного налогообложения, что в большей степени соответствуетинновационному типу развития экономики, позволяет снизить темпы инфляции, использоватьпреимущества регулирующей функции налогообложения.
Высокие налоги ибольшое количество налоговых льгот приводят к снижению стимулов к производствуи труду, поэтому необходимо действовать в направлении снижения налоговых ставокпри одновременном сокращении перечня предоставляемых плательщикам налоговыхльгот. Снижение высоких налогов обеспечит рост сбережений, инвестиций,занятости и как следствие повышение размера совокупного дохода, подлежащегоналогообложению. В результате можно ожидать увеличение суммы налоговыхпоступлений и рост объема государственных доходов.
Считаю целесообразнымотказаться от местных целевых сборов (транспортного сбора на обновление ивосстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах вгородском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении исбора на содержание и развитие инфраструктуры города (района)). В настоящеевремя из прибыли организаций уплачиваются налог на прибыль и местные сборы.Отмена последних существенно упростит налогообложение прибыли – из прибылибудет уплачиваться только налог на прибыль. Дополнительные средства белорусскихпредприятий, высвобождаемые в результате отмены целевых сборов, станут, помоему мнению, существенным инвестиционным источником для развития производства.
Помимо этих платежейизлишнее налоговое давление создают и отчисления в инновационные фонды, сфераиспользования которых постоянно расширяется и ставки колеблются от 3 до 30%, атакже многочисленные и высокие налоги на фонд заработной платы (в частности,чрезвычайный налог) и мелкие специальные сборы в отдельных отраслях (например,отчисления в фонд строительной науки). Как правило, в соседних странах такихсборов и отчислений нет. Требует серьезного упорядочения и сокращения иприменяемая система регистрационных и лицензионных сборов. И по количеству, ипо размерам в других странах эти сборы обычно меньше.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоговая система — один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главныминструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определенияприоритетов социального и экономического развития.
Следует отметить, что впоследние годы и в настоящее время идет работа по упрощению налоговой системыРеспублики Беларусь. Создана рабочая группа для подготовки предложений об упрощенииналоговой системы Республики Беларусь под руководством заместителя премьер –министра Республики Беларусь А.В. Кобякова. С момента начала деятельностирабочей группы обеспечена отмена 18 налоговых платежей, выработаны предложениястратегического и стимулирующего характера по комплексному упрощению налоговойсистемы и снижению налогового давления на экономику.
В 2009 году в законахРеспублики Беларусь «О республиканском бюджете на 2009 год» и «О внесенииизменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросамналогообложения» реализованы следующие меры по упрощению налоговой системы иснижению налоговой нагрузки:
· Сниженаставка сбора в республиканский фонд поддержки производителейсельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки с 2 до 1процента от выручки, полученной от реализации продукции, товаров (работ,услуг);
· Исключенаиз объекта обложения налогом на недвижимость активная часть основныхпроизводственных фондов и налог распространен только на объекты недвижимогоимущества;
· Установленыединые ставки местного налога с продаж в розничной торговле и местного налогана услуги в размере не превышающем 5 процентов налоговой базы;
· Уменьшенас 5 до 3 ставка налога на приобретение автомобильных транспортных средств;
· Осуществленпереход к применению линейной шкалы подоходного налога с физических лиц вразмере 12 процентов;
· Продолженапрактика уплаты местных налогов и сборов ежеквартально;
· Сниженаставка налога при упрощенной системе на 2 процентных пункта (налогооблагаемаябаза — выручка), на 5 процентных пунктов (налогооблагаемая база – валовыйдоход);
· Представленавозможность плательщикам подавать налоговые декларации (расчеты) по налогам,сборам (пошлинам) в форме электронного документа.
Нестабильность нашихналогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д.несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода экономики крыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так ииностранным.
Нестабильностьналоговой системы на сегодняшний день-главная проблема реформы налогообложения