ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательноеучреждение высшего профессионального образования
АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ГОУВПО «АмГУ»)КафедраЭкономической теории и Государственного управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Государственная бюджетная политика инаправления по ее совершенствованию
по дисциплине Система государственного управления
Благовещенск 2010
РЕФЕРАТ
Работа 41 с., 12 источников
Государственнаябюджетная политика, государственный бюджет, бюджетная система, бюджетныйпроцесс, сущность государственной бюджетной политики, инструментыгосударственной бюджетной политики, вектор динамики государственной бюджетнойполитики, состояние государственной бюджетной политики в условиях мировогофинансового кризиса, совершенствование государственной бюджетной политики
Объектомисследования данной работы является государственная бюджетная политика.Цель работы – рассмотреть государственную бюджетную политику и проанализироватьосновные направления по её совершенствованию.
Цель работы обусловила решение следующихзадач: во-первых, рассмотреть государственную бюджетную политику, а именно, раскрытьпонятия государственного бюджета, бюджетной системы и бюджетного процесса,раскрыть сущность государственной бюджетной политики, а также охарактеризоватьместо государственной бюджетной политики в деятельности государства; во-вторых, рассмотреть и проанализировать состояние государственнойбюджетной политики в условиях мирового финансового кризиса; в-третьих,рассмотреть совершенствование государственной бюджетной политики,а именно, основные направления по совершенствованию государственной бюджетнойполитики, основные направления налоговой политики и формирование доходовбюджетной системы, основные приоритеты бюджетных расходов, политику в сферемежбюджетных отношений
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Государственная бюджетная политика
1.1 Понятие государственного бюджета
1.2 Бюджетная система
1.3 Бюджетный процесс
1.4 Сущность государственной бюджетной политики
1.5 Место государственной бюджетной политики в деятельности государства
1.5.1 Инструменты государственной бюджетной политики
1.5.2 Вектор динамики государственной бюджетной политики
2. Состояние государственной бюджетной политики в условиях мировогофинансового кризиса
3. Совершенствование государственной бюджетной политики
3.1 Основные направления по совершенствованию государственнойбюджетной политики
3.2 Основные направления налоговой политики и формирование доходовбюджетной системы
3.3 Основные приоритеты бюджетных расходов
3.4 Политика в сфере межбюджетных отношений
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕВнастоящее время Россия вступила в качественно новый этап развития. Мировоесообщество признало российскую экономику как рыночную структуру, происходитотносительная стабилизация экономики и финансов, расширяются социальные функциигосударства и местных органов самоуправления. Нынешний этап развития России вцелом можно охарактеризовать как этап государственного, экономического,финансового и социального реформирования. В то же время нельзя не отметить итот факт, что многие реформы не дают пока желаемого результата. Важнейшейпричиной тому обычно называют отсутствие достаточной и стабильной финансовойбазы. Однако в конечном счете все упирается в отсутствие целостной научнообоснованной концепции, стратегии и тактики развития государственного(муниципального) финансового хозяйства.Всовременных условиях проблемы формирования и реализации на практике эффективнойбюджетной политики в масштабах всей страны в целом и на субфедеральном уровнеприобретают особую значимость. Последний аспект является сейчас наиболееважным. Финансовая стабильность такой огромной страны, как Россия, будетгарантирована только при условии финансового благополучия ее многочисленныхтерриторий. Отсюда — значимость проблем разработки концепции эффективнойбюджетной политики в регионах и на местах, позволяющей на деле обеспечитьфинансовую самостоятельность, получение населением достаточного объемаобщественных благ, доходную самодостаточность и ответственность субъектов Федерациии их территорий.
1. ГОСУДАРСТВЕННАЯБЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА
1.1 Понятиегосударственного бюджета
В общепринятой практикепод бюджетом понимается «форма образования и расходования фонда денежныхсредств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функцийгосударства и местного самоуправления».
Однако кроме этогоопределения существует еще множество других, в которых каждый исследовательстарается подчеркнуть одну из сторон этого сложного понятия.
В основе экономическойприроды бюджета лежит деятельность публично-правовых образований(институциональных единиц) сектора государственного управления по реализациивластных полномочий. Последние представляют собой общественные активы (то естьсобираемые налоги) и обязательства (которые реализуются через соответствующиевыплаты). В свою очередь, вся работа госсектора направлена на то, чтобы влиятьна деятельность институциональных единиц других секторов экономики.
Речь идет онефинансовых и финансовых корпорациях, домашних хозяйствах, некоммерческих организациях,которые являются участниками отношений с государством как налогоплательщики,граждане, получатели различных социальных выплат и т. д.
В любом случае, какоебы понятие бюджета мы ни рассматривали, всегда будет подразумеваться, что речьидет о деятельности государства, об обеспечении его функционирования, ореализации присущих ему (или возложенных на него) функций. Секторгосударственного управления можно представить следующим образом (рис. 1). Приэтом критериями отнесения единиц к сектору государственного управления и егоподсекторам являются форма собственности и организационно-правовая форма.
/>
Рисунок 1 – Сектор государственногоуправления
Институциональныеединицы сектора государственного управления обладают исполнительной,законодательной и судебной властью. Кроме того, они способны владеть товарамиили активами от собственного имени. Институциональные единицы принимаютэкономические решения и осуществляют финансово-хозяйственную деятельность, закоторую несут непосредственную ответственность перед законом. Благодарясуществованию бюджета публично-правовые образования сектора госуправленияобеспечивают другие институциональные единицы экономики (включая домашние хозяйства)товарами и услугами на нерыночной основе, а также финансируют свою деятельностьв основном за счет налогов и других обязательных трансфертов от другихинституциональных единиц.
Ежегодно, когдапринимается Закон о бюджете государства, вся страна с напряжением ожидает этогособытия, понимая важность и значимость указанного федерального закона: какиесуммы будут определены на то или иное направление социально-экономическойжизни, так и будет развиваться государство. С другой стороны, те объемы предстоящихрасходов, которые фиксируются в ежегодном законе о бюджете, уже ранееопределены другими федеральными законами. Даже если бюджет на очередной год небудет принят, налогоплательщики все равно будут продолжать платить налоги,формируя активы государства, а выплаты, осуществляемые за счет средствфедерального бюджета, также будут производиться.
В связи с этим можноконстатировать, что бюджет — это не только фонд денежных средств для точноопределенных целей и задач, это также акт, устанавливающий план поступлений подоходам, ограничения по расходам и предельный объем государственного долга наконец планируемого периода.
Итак, «сложное»понятие «бюджет» можно разложить на составляющие, в зависимости оттой стороны общественно-политической жизни, на которую он воздействует.
1. Бюджет являетсясредством проведения в жизнь государственной политики (политическоесодержание).
2. Бюджет — это акт,устанавливающий план поступлений по доходам и ограничения по осуществлениюрасходов, а также предельный объем государственного долга на конец планируемогопериода (правовое содержание).
3. Бюджет — это потокденежных средств, возникающий в процессе управления активами и обязательствамипублично-правового государства (экономическое содержание).
1.2 Бюджетная система
Для проведениярациональной бюджетной политики важно правильное понимание бюджетной системы.Существуют различные точки зрения на ее сущность.
В Бюджетном кодексе РФ(БК РФ) записано, что «бюджетная система Российской Федерации — основаннаяна экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации,регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетовсубъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственныхвнебюджетных фондов».
Ряд специалистов, хотяи не ссылаются на БК РФ, фактически разделяют такой подход. Другие авторысчитают, что бюджетная система — это совокупность бюджетов государства,административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетномотношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономическихотношениях, государственном устройстве и правовых нормах.
Наконец, еще одна группаэкономистов полагает, что все действующие на территории Российской Федерациибюджеты представляют в совокупности определенную бюджетную систему. Бюджетнаясистема Российской Федерации представляет собой целостную совокупность бюджетоввсех уровней, основанную на принципах построения бюджетной системы федеративногогосударства. Бюджетная система РФ является составной частью финансовой системыРФ и включает:
— 21 республиканский бюджет республик в составе РФ;
— 55 краевых и областных бюджетов;
— бюджеты 2 городов — Москвы и Санкт-Петербурга;
— 1 бюджет автономной области;
— 10 бюджетов автономных округов;
— 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые исельские бюджеты).
Внутри данных систем авторыразличают три уровня. При этом к первому, наряду с федеральным бюджетом,относят еще и «бюджеты федеральных государственных внебюджетных фондов»,ко второму уровню — все остальные бюджеты, кроме местных бюджетов, которыеотнесены к третьему уровню.
Критический анализможно было бы продолжить. Однако уже ясно, что в анализируемых формулировкахбюджетной системы отсутствуют такие базовые понятия системного анализа, какопределения ее элементов, систематизирующих связей и целевой функции. Без этогонельзя характеризовать какой-либо объект как систему, а в нашем конкретномслучае анализируемые определения бюджетной системы скорее описывают лишь ееструктуру и уровни управления.
Попытаемся разобратьсяс сущностью бюджетной системы и начнем с выяснения вопросов: что является ееэлементами? Элементами бюджетной системы являются все юридические лица,получающие средства из любого уровня бюджета (федерального, регионального илиместного). Такое выравнивание статуса бюджетополучателей вполне оправданно, т.к. по большому счету источником всех денежных потоков являются «бюджетонаполнители»,включая налогоплательщиков, государственные и муниципальные унитарныепредприятия, отчисляющие в бюджеты часть своей прибыли, и ряд других, которыеотдают свои средства сначала государству, а уже затем, в зависимости отежегодной целесообразности, они расщепляются на три уровня бюджетов. При этоморганизации, получающие бюджетные средства, не должно, по большому счету,интересовать, из какого конкретно уровня бюджета они к ним поступают, так каквсе они получают средства одних и тех же налогоплательщиков и должныфинансироваться без какой-либо дискриминации, а лишь в зависимости отприоритетности стоящих перед ними задач по обеспечению стабильного развитиягосударства, включая его субъекты. Неотнесение же к элементам бюджетной системыфизических лиц можно объяснить, прежде всего, тем, что они получают средства ненапрямую из соответствующего бюджета, а непосредственно через конкретноеучреждение или организацию (например, пенсионеры — через отделение пенсионногофонда, учителя — через школы и т. д.).
В бюджетной системеимеется ряд элементов, являющихся ее ядром. Это — Министерство финансов РФ,органы управления бюджетами субъектов РФ и местного самоуправления. Онигенерируют информацию, на основе которой ассигнования, в конце концов,выделяются в определенном количестве конкретному бюджетному учреждению илиорганизации. В указанное ядро поступают также данные от других элементовсистемы, т. е. существует и обратная связь, которая используется для коррекциифинансового процесса.
Именно функционированиеядра бюджетной системы создает потоки средств и обеспечивает их движение кбюджетополучателям, т. е. создает системообразующие связи. При этом такие связиидут от ее ядра к элементам, а обратно должна поступать информация о выполненииконкретной работы, на реализацию которой государством были направлены деньги,т. е. сведения, характеризующие степень рациональности использовании финансов.
Целеполагающей функциейбюджетной системы, которая, наряду с ее элементами,ядром и системообразующими связями, создает данную систему, как раз и являетсявыполнение роли механизма, обеспечивающего своевременное и точное поступлениеденежных средств для получения бюджетополучателями необходимого качества иколичества людских и материальных ресурсов, требующихся для стабильногосуществования и развития государства, включая его субъекты и местноесамоуправление.
Таким образом, бюджетнаясистема — это совокупность элементов — бюджетополучателей, являющихсяюридическими лицами, включая элементы, составляющие ее ядро (Минфин РФ и органыуправления бюджетами субъектов РФ и местного самоуправления) и создающиесистемообразующие связи, т, е. движение денежных потоков к бюджетополучателям сцелью своевременного и точного поступления необходимого качества и количествалюдских и материальных ресурсов, требующихся для стабильного существования иразвития государства, включая его субъекты и местное самоуправление.
Необходимо также отметить,что бюджетная система:
— незамкнутая, т. е. открытая: денежные средства поступают в нееизвне от «бюджетонаполнителей», в т. ч. налогоплательщиков, и, в своюочередь, финансы из нее попадают в другие сферы; а кроме того, в бюджетнуюсистему поступают и влияют на ее функционирование регулирующие сигналы отисполнительных, законодательных и судебных органов власти и из нее идетобратная связь в эти структуры, которая должна служить информационной базой дляпринятия новых или уточнения ранее принятых решений;
— большая, т. е. состоит из нескольких подсистем: основной —федеральной бюджетной подсистемы и 86 региональных бюджетных подсистем,которые, в свою очередь, состоят из нескольких десятков местных бюджетныхподсистем;
— иерархическая, т. е. взаимосвязь элементов указанных вышеподсистем достаточно четко структурирована и функционирует в устойчивойзависимости от управляющих импульсов вышестоящей подсистемы, которая такжеподразумевает наличие определенной финансовой инфрастуктуры, обеспечивающейтакое взаимодействие (банковский, страховой и фондовый секторы экономики);
— фактически, даже при наличии в её составе нескольких подсистем,является единой, т. е. все её элементы — бюджетополучатели — в финансовом планеравнозначны по своему положению, и для равновесия и устойчивости система должнаобладать качествами рационального саморегулирования и саморазвития;
— предполагает, что субъекты РФ (республики в составе РФ, края иобласти) имеют равные бюджетные права и обязанности;
— поскольку является открытой, постольку взаимодействует с другимисистемами: налоговой, банковской, страховой, фондовой и некоторыми другими;
— в силу тесного взаимодействия с другими системами (см. выше)образует вместе с ними более сложную систему — финансовую и входит в ее состав;
§ является базовой, т. е. образует ядро для финансовой системы, таккак банковская, налоговая, страховая и фондовая системы могут функционироватьтолько при наличии государства;
— в рамках системы объединяются вышеперечисленные экономическиеинтересы граждан только при наличии их доброй воли, т. е. политическогосогласия в обществе, которое, собственно, является предпосылкой существованиялюбого государства;
— одновременно выступает и объектом, и субъектом управления, т. е.,с одной стороны, государство осуществляет регулирование ее функционирования, ас другой, она сама направляет развитие входящих в нее элементов —бюджетополучателей.
Очевидно, что бюджетная иналоговая системы не только тесно взаимодействуют между собой, но во многомимеют одни и те же элементы. В связи с этим можно говорить о слиянии двухсистем: бюджетной и налоговой. Тогда элементами такой объединенной системыстановятся как «бюджетонаполнители», так и «бюджетополучатели»,т. е. практически все юридические лица. Ядром данной системы станут Минфин РФ,Федеральная налоговая служба и их территориальные органы. В таком случаесистемообразующие связи — это потоки бюджетных финансовых средств отналогоплательщиков к бюджетополучателям и обратно от бюджетополучателей кналогоплательщикам. А целевой функцией следует считать своевременный и полныйсбор денежных средств, их рациональное распределение и перечисление для того,что обеспечить концентрацию людских и материальных ресурсов в конкретныхбюджетных организациях или учреждениях для выполнения ими определенного объемаработы с целью создания предпосылок стабильного существования и развитиягосударства, включая его субъекты и местное самоуправление. По нашему мнению,правильнее всего назвать такую систему большой бюджетной системой. Это вполнеоправданно, так как, во-первых, налоговая система, играет подчиненную роль поотношению к бюджетной системе, а во-вторых, чтобы отличать её от простобюджетной системы.
1.3 Бюджетный процесс
Согласно Бюджетномукодексу РФ, бюджетный процесс — это регламентируемая законодательством РФдеятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления ииных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектовбюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением,осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению иутверждению бюджетной отчетности.
Согласно ст. 169Бюджетного кодекса РФ, составлению проектов бюджетов предшествуют разработкапрогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, субъектовРоссийской Федерации, муниципальных образований и отраслей экономики, а такжеподготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органыисполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.
Не позднее марта года,предшествующего очередному финансовому году, Федеральному собранию РФнаправляется Бюджетное послание Президента РФ, где определяется бюджетнаяполитика на очередной финансовый год.
Важнымихарактеристиками бюджетного процесса являются цикличность и непрерывность,развитие по спирали, стабильность. Очевидно, что процесс подготовки иисполнения бюджета должен быть открытым в смысле сравнительно легкого доступа кинформации о составлении бюджета и его исполнении (например, требования кподготовке бюджета, информацию о бюджетном процессе следует сделать открытымидля широкой общественности).
Сущность бюджетногопроцесса заключается в том, что он является одной из составляющих деятельности исполнительных, законодательных исудебных органов власти, начиная с формирования целей и задач управлениябюджетной системой, включая сбор исходной информации для анализа факторов,влияющих на их достижение, составление социально-экономического прогнозаразвития страны, разработку проекта бюджета, его согласование и законодательноеутверждение, его исполнение, в т. ч. реализацию планов по доходам и расходам, атакже оценку полученных результатов, контроль на всех этих этапах, организациюуправления данным непрерывным, циклом и заканчивая отчетом об исполнениибюджета.
1.4 Сущностьгосударственной бюджетной политики
В условиях переходногопериода в формировании новой экономики, создания законодательной базы,продолжающихся реформ в налоговой и таможенной системах, нестабильноймеждународной торговой конъюнктуры, в т.ч. на основные экспортные товары, и,следовательно, весьма рискованной практики получения достаточной доходной частиконсолидированного бюджета Российской Федерации, с одной стороны, существенновозрастает значение проведения более эффективной политики в области доходов. Сдругой стороны, накопившиеся десятилетиями нерешенные проблемы в социальнойполитике, необходимость затрат на структурные реформы экономики, потребностьобеспечения безопасности страны в условиях реально существующих угроз, а такжеотсутствие гарантий бесперебойного поступления доходов в будущем на достаточномуровне для финансирования этих направлений, о чем было сказано выше, требуютосуществления более рациональной политики в области расходов.
В совокупности двеуказанные задачи делают весьма актуальным совершенствование бюджетной политики.В противном случае при финансировании общероссийских, региональных и местныхполномочий мы неизбежно будем сталкиваться или с нехваткой средств на ужезапланированные (заранее известные) и необходимые расходы, или будут появлятьсявсе новые и новые проекты, ассигнования на реализацию которых невозможно будетизыскать. В обоих вариантах мы будем иметь дело с дисбалансом доходных ирасходных полномочий на всех или отдельных уровнях бюджетной системы.Следовательно, фактически надо будет прикладывать немалые интеллектуальные,финансовые и другие усилия для решения искусственно созданной проблемы.
Бюджетная политика, являясьнеотъемлемой частью финансовой политики, представляет собой деятельностьорганов государственной власти и органов местного самоуправления:
— во-первых, по выбору наиболее рациональных способов расходованияимеющихся ограниченных на данный момент денежных средств между различнымивариантами их возможного использования на основе применения максимальнообъективных процедур такого выбора, конечный результат которого должен бытьнаправлен как на финансирование приоритетных направлений развития государства,так и на поддержание его развития;
— во-вторых, по профессиональной подготовке специалистов —представителей исполнительной и законодательной ветвей власти, а в перспективе,по мере усложнения процедур принятия решений, и судебной власти;
— в-третьих, нацеленную на улучшение финансового положения субъектауправления (государства, региона или местного самоуправления), которое может идолжно определяться через интегрированный объективный показатель;
— в-четвертых, тогда и только тогда способную дать положительныйрезультат, когда она будет осуществляться согласованно и по единому плану сантимонопольной, банковской, валютной, таможенной, страховой и фондовойполитикой, а также с учетом внешних факторов, которые могут повлиять наконечный результат (например, общественное мнение).
1.5 Место государственнойбюджетной политики в деятельности государства
1.5.1 Инструменты государственной бюджетнойполитики
/>Бюджетная политика играет важнейшую роль в политике государства вцелом, реализуя — в сочетании с другими направлениями финансовой политики —следующие основные функции:
§ финансовое обеспечение выполнения государством своих функций;
— поддержание финансовой стабильности в стране;
— обеспечение финансовой целостности федеративного государства;
— создание финансовых стимулов для поступательного социально-экономическогоразвития.
Бюджетная политика являетсяядром экономической и финансовой политики государства и отражает все егоденежные взаимоотношения с общественными институтами и гражданами. Приформировании бюджетной политики государство должно исходить из необходимостиобеспечения политической, экономической, финансовой и социальной стабильности.
На рисунке 2 отраженывзаимосвязи между государственной властью, бюджетной политикой, межбюджетнымиотношениями и уровнем жизни населения, что еще раз подчеркивает роль и значениебюджетной политики в РФ.
/>
Рисунок 2 – Схема взаимосвязеймежду государственной властью, бюджетной политикой, межбюджетными отношениями иуровнем жизни населения
В целях обеспеченияединства бюджетной политики и своевременного составления и исполнения бюджетоввсех уровней бюджетной системы Российской Федерации в нашей стране применяетсябюджетная классификация.
Согласно ст. 18 БК РФ,бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов,расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетнойсистемы РФ, видов государственного (муниципального) долга и государственных(муниципальных) активов, используемой для составления и исполнения бюджетоввсех уровней бюджетной системы РФ и обеспечивающей сопоставимость показателейбюджетов всех уровней.
В состав бюджетнойклассификации входят:
— классификация доходов бюджетов РФ;
— функциональная классификация расходов бюджетов РФ;
— экономическая классификация расходов бюджетов РФ;
§ классификация источников внутреннего финансирования дефицитовбюджетов РФ;
§ классификация источников внутреннего финансирования дефицитовбюджетов РФ;
§ классификация видов государственного внешнего долга РФ игосударственных внешних активов РФ;
— ведомственная классификация расходов федерального бюджета.
1.5.2 Вектор динамики государственнойбюджетной политики
Состояние бюджетной политикив 1990-е годы, ее ключевые проблемы в значительной мере обусловлены принципами,заложенными еще в 30-е гг. прошлого века, полностью отвечавшими характеру иметодам административно-командной системы управления народным хозяйствомстраны. Принципы единства и так называемого «демократического», а насамом деле «жесткого» централизма обусловили следующие характерныечерты направлений бюджетной политики, сохранявшиеся в течение длительноговремени:
— стягивание значительной доли финансовых ресурсов в центральныйбюджет;
— широкие масштабы перераспределения финансовых ресурсов междузвеньями бюджетной системы;
— субъективизм при решении вопросов об объеме средств, передаваемыхнижестоящему бюджету;
— ориентированная на расходы методология формированиятерриториальных бюджетов, воспитывавшая у нижестоящих управленческих структуриждивенчество и твердую уверенность в том, что за все в конечном счете отвечаетгосударство;
— множественность форм межбюджетного перераспределения финансовыхресурсов.
Указанные проблемы решалисьна протяжении 1990-х и начала 2000-х годов, в результате чего можноконстатировать положительную динамику в данной области. За последние шесть летпроисходит не меньшее количество преобразований, чем в начале 1990-х, когдаосуществлялось становление современной бюджетной системы. К положительнымизменениям, произошедшим в бюджетном устройстве России, надо отнести следующие:использование новых подходов к разграничению предметов ведения и полномочиймежду органами государственной власти РФ, субъектов и муниципальныхобразований, более четкое разграничение бюджетным законодательством полномочиймежду участниками бюджетного процесса, внедрение среднесрочного бюджетирования,ориентированного на результат, введение понятия расходных обязательств, реформабюджетного учета, изменения бюджетной классификации и прочие нововведения.
Основные тенденциипреобразования бюджетной политики в России нельзя сводить только к проблемамраспределения и перераспределения финансовых средств между бюджетами всехуровней и разграничению бюджетных полномочий и ответственности. Они должны бытьориентированы на более широкий спектр проблем финансового регулирования,формирование разумной структуры бюджетного устройства страны, гарантированиесбалансированности расходов и рациональности всех стадий бюджетного процесса.Этому в настоящее время способствует совершенствование системы бюджетногофедерализма, который вышел на очередную, несомненно, более высокую ступеньсвоего развития, что совсем не означает завершения процесса формирования самогофедерализма: очевидны сегодняшние проблемы развития, в то же время достаточнохорошо просматриваются как завтрашние трудности, так и перспективыпоступательного развития федеративных отношений.
Несмотря на внесенныеза последнее время изменения и дополнения в БК РФ на основе более 20федеральных законов, не в полной мере решен ряд проблем. К ним относятся: высокаястепень централизации налоговых полномочий и концентрация значительной долифинансовых ресурсов на федеральном уровне; значительные масштабыперераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы РФ,порождающие у субъектов РФ и муниципальных образований иждивенчество; субъективизмв распределении финансовой помощи нижестоящим бюджетам; отсутствие федеральныхсоциальных стандартов, социальных и финансовых нормативов — объективной основыраспределения финансовой помощи; необеспеченность расходных полномочийсубъектов РФ и муниципальных образований достаточными финансовыми ресурсами; низкаядоля собственных источников в бюджетах субъектов РФ и муниципальных образований,нарушающая важные принципы бюджетной системы: самостоятельность и равенствобюджетных прав всех уровней бюджетной системы.
Кроме того, фактором,влияющим на качество осуществляемой бюджетной политики, являлось отсутствиеконцепции развития государства. Это приводило к рассогласованности многихмероприятий из-за того, что в России долгое время не было единого документа,определявшего генеральное направление развития страны. Основу же бюджетнойполитики должны составлять стратегические приоритеты экономической и социальнойполитики государства, так как именно они обусловливают размеры и пропорциицентрализуемых государством финансовых ресурсов, перспективы использованиябюджетных средств в интересах решения главных задач государства. Отсутствиеконцепции развития государства привело к тому, что в бюджетной политике четконе устанавливались основные направления на ближайший период и перспективу,формулировка главных целей и первоочередных задач не подкреплялась наличиемсоответствующего механизма реализации. В условиях ограниченности денежныхсредств на уровне правительства не назывались четкие приоритеты в ихрасходовании, отсутствовали критерии эффективности осуществляемогофинансирования, не ставилась задача выявления связи между израсходованными деньгамии полученным результатом.
В настоящее времяпринято и действует Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1663-р «Основныенаправления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012года», где указаны основные приоритеты развитиягосударства. В свою очередь, бюджетная политика, как комплекс мероприятий пореализации соответствующих намерений власти, должна быть ориентирована именнона обеспечение достижения стратегических целей страны.
2. СОСТОЯНИЕГОСУДАРСТВЕННОЙ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА
Правительства стран,охваченных финансовым кризисом, объединяют свои усилия в поиске действенныхмеханизмов выхода из него. Совсем недавно вероятность национализации банков икрупнейших компаний рассматривалась и политиками, и учеными как наибольшее зло.Считалось, что время государственного регулирования осталось далеко позади.Однако кризис изменил эти взгляды. В сложившейся в мире финансов и экономикиситуации теперь всё больше надежд возлагается на активную экономическуюполитику государства. Всё больше подвергаются сомнению основыкапиталистического уклада современного общества — либерализм, свободнаяконкуренция, сверхдоходы отдельных групп граждан.
В апреле 2009 г. вЛондоне прошел саммит глав государств и правительств «Группы двадцати»по выходу из глобального финансового кризиса. На саммите одобреныбеспрецедентные согласованные фискальные меры на сумму 5 трлн. дол.,позволяющие сохранить миллионы рабочих мест и повысить объем производства на4%. Центральные банки соответствующих стран взяли на себя обязательствопроводить политику стимулирования экономического роста, в первую очередьснижения процентных ставок и обеспечения стабильности цен.
Серьёзные шаги предприняты для укрепления финансового надзора ирегулирования. В итоговом документе саммита отмечалось, что основными причинамикризиса явились крупные провалы в финансовом секторе, финансовом регулированиии надзоре. Важное значение приобретает сотрудничество между странами в созданиимеждународных стандартов финансовой системы, усиление регулирования и надзора,транспарентность, отказ от принятия чрезмерно рискованных решений, а такжеукрепление глобальных финансовых учреждений (МВФ), борьба с протекционизмом и развитиемеждународной торговли.
Причины финансового кризиса, начавшегося с рынка ипотечных ценныхбумаг и постепенно перекинувшегося на фондовый рынок, а затем и на весфинансовый сектор, обусловлены завышенной стоимостью активов, в первую очередьнематериальных существовавших в экономиках развитых стран. Субъекты финансовогорынка и его инфраструктур (финансовые консультанты, брокеры, юристы, аудиторы ит.д.) заинтересованы в постоянном росте стоимости активов, что способствовалораздуванию финансового пузыря.
Надежда, что Россияостанется островком стабильности, не оправдалась. Мировой финансовый кризисподтолкнул инвесторов к выводу своих средств из развивающихся стран, в томчисле и из рублевых активов. При высоком положительном балансе внешней торговлириски финансовой системы и бюджета были небольшими, поскольку российскийфондовый рынок пока не играет значительной роли в привлечении долгосрочногофинансирования инвестиций. Можно предположить, что уверенность в стабильностироссийских финансов основывалась на значительных золотовалютных резервах. Идействительно, они позволили смягчить удар при массовом оттоке капитала.
Российская экономикавступила в новую фазу развития: промышленное производство, доходы населения,прибыли и капитализация компаний существенно сократились. Кризис заставилпересмотреть приоритеты в бюджетной и денежно-кредитной политике, внестинеобходимые изменения в законодательство. В Бюджетном послании ПрезидентаРоссийской Федерации о бюджетной политике в 2010—2012 годах отмечается, чтобюджетная политика должна быть ориентирована на адаптацию бюджетной системы кизменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивогосоциально-экономического развития страны в послекризисный период.Консервативная бюджетная политика предусматривает сдерживание государственныхрасходов, но не в ущерб стратегическим целям развития. В среднесрочнойперспективе вводятся ограничения бюджетных расходов по конкретным направлениямгосударственной политики, чтобы ответственные министерства были заинтересованыв росте эффективности расходов, а не в их наращивании. В Послании нераскрываются конкретные предложения, но указывается, что цель бюджетнойполитики — не только сократить расходы бюджета, но и создать действенныйинструмент выхода из кризиса и поддержки производства и населения.
Финансовый кризиспотребовал внесения быстрых изменений в бюджет, пересмотра основныхмакроэкономических показателей. Впервые за последние 10 лет происходит нетолько реальное, но и номинальное снижение ВВП. Любые прогнозы макроэкономическихпараметров в динамично меняющихся кризисных условиях вряд ли могут бытьдостоверными. Серьезность кризиса заставляет пересматривать бюджет не толькодля констатации сложной ситуации и ответа на новое состояние экономики, но идля включения бюджетных механизмов в целях оживления экономики и смягчениякризисных явлений.
Сокращение доходов,превышающее прогнозируемые темпы снижения ВВП, еще раз доказывает высокуюзависимость экономики и федерального бюджета от нефтегазовых доходов,сократившихся более чем в 2 раза. Отметим, что снижение других доходов в целомсоответствует темпам падения ВВП. Консервативный подход представляетсяоправданным, поскольку в текущей ситуации за основу принимаются неблагоприятныеусловия развития экономики. Углубление кризиса посылает бизнесу негативныесигналы, сокращаются инвестиционные расходы, а потребители вынужденыоткладывать покупки до лучших времен. Сокращение срока бюджетного планированияс трех лет до одного года — временная, вынужденная мера, подрывающая инвестиционныйпотенциал российской экономики. В долгосрочной перспективе необходимо вернутьсяк трехлетнему бюджетному планированию с использованием заранее утвержденныхрасходов (инвестиционных) и расходов текущего года.
Идеологиягосударственной помощи нашла отражение в российском бюджете: несмотря насокращение доходов, расходы федерального бюджета не только не сокращаются, но инесколько возрастают. Безусловно, поддержка совокупного спроса за счетнаращивания государственных расходов важна, но не следует забывать, что подменарыночного спроса государственным возможна только ограниченно, на краткосрочнуюперспективу. В противном случае структурный дисбаланс российской экономикибудет законсервирован и сырьевая направленность экономики может сохраниться надолгие годы. Увеличение государственных закупок далеко не обязательно свидетельствуето поддержке отечественного товаропроизводителя, поскольку значительная частьзаказов размещается среди иностранных производителей.
На период кризиса неследует тормозить проекты, связанные с инновационным развитием экономики,модернизацией производств, транспортной инфраструктуры, в то же времянеобходимо проанализировать целесообразность дорогих проектов, например,строительство отдельных трубопроводов.
Общее увеличениерасходов связано с мерами по реализации антикризисной программы Правительства.Несмотря на увеличение расходов до 24% ВВП, отдельные расходы были сокращены.Подобная оптимизация оправданна, если относится к неприоритетным, неэффективнымпроектам.
Важно, чтоантикризисные меры не ограничиваются наращиванием госрасходов, но ипредполагают сокращение налоговой нагрузки (снижена ставка налога на прибыль с24% до 20%, импорт технологического оборудования, аналоги которого непроизводятся в РФ, не облагается НДС, увеличен размер инвестиционного вычета).Одновременно приняты нововведения, направленные на повышение прозрачностиналоговой отчетности и упрощение ее для налогоплательщиков, упорядочиваниеналогового контроля и ряд других мер (предоставление отсрочки по уплатеналогов, повышение ответственности банков за задержку налоговых платежей).
Бюджет 2009 г. имелвысокий дефицит — 2978 млрд. руб. (7,4% ВВП). Основными источникамифинансирования дефицита бюджета являлись средства Резервного фонда (2751 млрд.руб.). Следует рассмотреть возможности некоторого наращивания внешнегогосударственного долга, чтобы сбить темпы стремительного сокращения Резервногофонда.
Снижение ставки налогана прибыль с 24 до 20 процентов за счет ставки налога, зачисляемого в федеральныйбюджет, стимулирует развитие частного бизнеса. Одновременно предлагается внестидополнения в существующее регулирование амортизационной политики, а именноувеличивается размер инвестиционного вычета. Эта мера повысит инвестициихозяйствующих субъектов, в первую очередь в технологическое оборудование.Данная льгота не должна применяться к недвижимому имуществу, имеющему, какправило, длительный период пользования.
Внесены изменения и вналог на доходы физических лиц. До 2-х миллионов рублей увеличен максимальныйразмер имущественного налогового вычета, предоставляемого на новоестроительство или приобретение недвижимого имущества на территории РоссийскойФедерации.
В реальном сектореэкономики приняты дополнительные меры поддержания ликвидности всех хозяйствующихсубъектов. Изменился порядок перечисления в бюджет НДС. Принято решениеускорить возврат НДС экспортерам. Министру финансов РФ предоставляется право наотсрочку или рассрочку по уплате федеральных налогов на срок не более пяти лет.На сумму задолженности начисляются проценты по ставке, равной проценту ставкирефинансирования Центрального банка РФ.
Выход из мирового финансового кризиса потребует серьезных усилийсо стороны российских властей. В то же время для смягчения негативного влияниявероятных финансовых катаклизмов потребуется большая независимость России отфинансовой политики США. Немаловажное значение приобретет придание рублюстатуса мировой валюты и использование его в международных расчетах. Для этогонеобходимо совершенствование институтов, обслуживающих российский фондовыйрынок, повышение прозрачности отчетности и управления банками, инвестиционныхфондов, аудиторских и рейтинговых компаний. Важно сопоставить издержки созданиямирового финансового центра и как следствие свободного движения капитала дляподдержания высокого уровня резервов с теми преимуществами, которые получаетфинансовая система и реальный сектор экономики внутри страны. Такиепреимущества не всегда очевидны ни с политической, ни с экономической точкизрения.
Серьезный потенциалповышения эффективности механизмов бюджетной политики заложен всовершенствовании механизмов государственных закупок, которые должныпреимущественно размещаться среди российских товаропроизводителей.
При принятии решений по борьбе с кризисом важно не допуститьперегибов и ужесточения государственного регулирования в сферах, где нет такойнеобходимости. Самое важное — продолжить реализацию механизмов поддержкиреального сектора экономики. Одновременно необходимо стимулирование совокупногоспроса путем реализации инфраструктурных проектов, государственных закупокпродукции отечественных товаропроизводителей, осуществление денежной эмиссии всоответствии с реальными потребностями российской экономики. Развитие возможнов условиях, когда наращиваются инвестиции как государственные, так и частные,реализуются федеральные целевые программы в соответствии со стратегическимизадачами развития. Основой экономической политики должно стать продолжениефинансирования реального сектора экономики посредством государственно-частногопартнерства, повышение конкурентоспособности, а также интеграция России вмировую хозяйственную систему.
3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕГОСУДАРСТВЕННОЙ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
Политикапредшествующих лет позволила заблаговременно создать ряд инструментов ирезервов, необходимых для того, чтобы существенно смягчить воздействие нароссийскую экономику мирового финансового кризиса. Была заложена и хорошаяоснова для позитивных структурных изменений в экономической и социальной сфере.Но бюджетное планирование на среднесрочную перспективу осуществляется вситуации, при которой сохраняются высокие риски продолжения глобальногоэкономического кризиса.
В2010 году ожидается значительный спад ВВП, более глубокий по сравнению спервоначальными прогнозами. Перспективы восстановления положительного роста ВВПв 2011 году остаются неопределенными. Высок уровень числа безработных, медленноснижается инфляция, впервые за десятилетие прогнозируется снижение реальногоуровня доходов граждан.
Резкоепадение государственных доходов в условиях мирового финансового кризисазаставило нас скорректировать бюджет на текущий год. Впервые за последниедесять лет расходы бюджета будут выше доходов. Дефицит федерального бюджетасоставит не менее 7 процентов ВВП. Накопленные резервы позволили продолжитьустойчивое выполнение социальных обязательств, минимизировать сокращениегосударственного спроса по ряду направлений и заложить возможностьосуществления расходов на реализацию антикризисной программы. Общие расходыфедерального бюджета превысят ранее запланированный уровень.
Кризисзаставляет извлечь уроки, чтобы предотвратить в будущем подобные шоки дляроссийской экономики.
Во-первых,бюджетное планирование должно базироваться на консервативных прогнозах цен насырье. При этом необходимо продолжить сбережение части нефтегазовых доходов вусловиях конъюнктурно высоких цен на сырье. Кризис показал, что структурароссийской экономики обусловливает высокую зависимость не только нефтегазовых,но и других бюджетных доходов от нефтегазового сектора и внешнеэкономическойконъюнктуры.
Во-вторых,нужна разумная политика сдерживания роста государственных расходов. В нынешнихусловиях раздутые расходы становятся неподъемными для государства и могут статьдополнительным источником финансовой нестабильности.
В-третьих,при реализации антикризисных мер нельзя решать сиюминутные проблемы в ущербдолговременным приоритетам, принимать решения, влекущие за собой ростнеэффективных расходов, иждивенчество, консервацию сложившихся перекосов идисбалансов, нарушать базовые бюджетные принципы и процедуры, размываяфинансовую, а значит, и правовую ответственность государства.
В-четвертых,поддержание макроэкономической стабильности является фундаментальным условиемустойчивого развития экономики. Ее нарушение в конечном счете ведет кзамедлению экономического роста из-за удорожания кредитных ресурсов длячастного сектора, уменьшения частных инвестиций, роста инфляции и возрастаниярисков для предпринимательской деятельности.
Учетданных уроков позволит сформировать и реализовать ответственную бюджетнуюполитику, которая будет служить одним из ключевых инструментов достижениядолгосрочных целей.
3.1Основные направления по совершенствованию государственной бюджетной политики
Бюджетнаяполитика как целенаправленная деятельность государства поопределению основных задач и количественных параметров формирования доходов ирасходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основныхинструментов экономической политики государства. Бюджетная политика наочередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ,направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующегогода.
ВБюджетномпослании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010–2012 годахзакреплено следующее важнейшее положение: бюджетная политика всовременных условиях должна быть ориентирована на адаптацию бюджетной системы кизменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивогосоциально-экономического развития страны в посткризисный период. Сложностьсовременной экономической ситуации и связанные с этим проблемы формирования иисполнения бюджета не должны рассматриваться в качестве основания для отказа отранее определенных стратегических целей.
Бюджетне должен становиться ни источником финансовой нестабильности, нидополнительным фактором падения деловой активности. Бюджетная политика должнасоздавать источники повышения конкурентоспособности российской экономики, еемодернизации и технологического обновления. Эти обстоятельства требуютзначительной реструктуризации бюджетных расходов.
Наиболееважными направлениями современной бюджетной политики являются:
1.Обеспечение исполнения социальных обязательств. При этом надо добиться большей адрестностипредоставления социальной помощи, услуг и льгот. Деньги должны получить те, ктоне имеет возможности заработать на достойную жизнь самостоятельно и нуждается внаибольшей степени.
2.Ограничения размеров бюджетного дефицита в целях сохранения макроэкономическойстабильности и устойчивости выполнения социальных обязательств в последующиегоды.
3.Переход к режиму жесткой экономии бюджетных средств, предполагающему достижениемаксимально возможного мультипликативного экономического и социального эффектаот каждого бюджетного рубля.
Необходимочетко определить приоритеты и цели использования бюджетных средств, проведяподробную и внимательную инвентаризацию бюджетных расходов в целях исключениянеобязательных в текущей ситуации затрат. При принятии решений о финансированиидолжен быть ясно определен ожидаемый эффект и установлены индикаторы,позволяющие отслеживать его достижение.
4.Определение оптимальных форм поддержки реального сектора экономики и финансовойсистемы, исключающие иждивенчество и создающие стимулы для внедрения и развитиясовременных технологий, повышения энергоэффективности экономики ипроизводительности труда. Выполнение требований повышения эффективности должнобыть обязательным условием оказания государственной поддержки.
5.Обеспечение кардинального повышения качества предоставления гражданамгосударственных услуг, модернизацию сети оказания услуг гражданам за счетбюджетных средств.
Требуетсяразвитие, в том числе в рамках приоритетных национальных проектов игосударственных программ, современных форм организации предоставленияобразовательных, медицинских, социальных услуг в государственном секторе,обеспечение их оплаты за реальный результат, завершение внедрения новых системоплаты труда работников соответствующих учреждений.
6.Усовершенствование механизма государственных закупок за счет применениясовременных процедур размещения заказов, консолидации заказчиков, а такжеиспользования комплексных методов управления инвестиционными проектами.
Государственныезакупки должны использоваться в том числе в качестве инструмента управленияструктурными преобразованиями в российской экономике, способа стимулированиятехнологической модернизации и повышения конкурентоспособности эффективныхпроизводителей.
7.Определение экономически оправданного уровня налоговой нагрузки и структуруналогов, соответствующие современной стадии развития российской экономики истимулирующие развитие предпринимательства, поиск и применение передовыхтехнологий.
8.Обеспечение сбалансированности расходных полномочий и ресурсов для ихобеспечения на каждом уровне публичной власти, установить ответственность занеэффективное расходование средств, создать стимулы для расширения собственногодоходного потенциала.
9.Завершение формирования надежной и сбалансированной пенсионной системы,основанной на страховых принципах ресурсного обеспечения и позволяющейобеспечить достойный уровень жизни гражданам старшего поколения.
10.Определение и реализация комплекса мер по созданию «безбарьерной»среды для инвалидов, а также иные мероприятия, связанные с ратификациейКонвенции о правах инвалидов.
3.2Основные направления налоговой политики и формирование доходов бюджетнойсистемы
Налоговаяполитика должна быть нацелена на решение двух основных задач – модернизациюроссийской экономики и обеспечение необходимого уровня доходов бюджетнойсистемы.
Структураи уровень налогообложения должны минимизировать искажающее и оказыватьпозитивное воздействие на структурные изменения в экономике, формироватькомфортные условия для развития предпринимательской деятельности иинновационной активности.
Бизнесдолжен проявить высокую степень ответственности при выполнении обязанности поуплате налогов. Надо четко понимать — умышленное уклонение от уплаты налоговесть не что иное, как лишение общества особенно необходимых в современныхусловиях ресурсов. Поэтому подобные действия должны жестко пресекаться.
В2009–2011 годах должна быть продолжена работа по оптимизации налоговой системы.
Необходимырешения и активная работа по следующим направлениям:
инвентаризацияи оптимизация установленных федеральным законодательством льгот по региональными местным налогам (прежде всего по налогу на имущество физических лиц),расширение налоговой автономии региональных и местных властей;
скорейшеесоздание условий для введения местного налога на недвижимость, прежде всего,завершение формирования кадастра объектов недвижимости;
увеличениедоходов от использования недвижимости, в том числе на основе решения вопросовоформления собственности на земельные участки и недвижимое имущество, их объективнойоценки, а также взаимодействия федеральных органов государственной власти,органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органовместного самоуправления при администрировании налогов;
повышениеставок акцизов на табачную и алкогольную продукцию темпами, превышающимипрогнозируемую инфляцию, с учетом необходимости решения задач в области охраныздоровья населения;
оптимизациясистемы налогов и таможенных платежей, связанных с добычей и экспортом нефти инефтепродуктов, с учетом того, что поступления от данного сектора всреднесрочной перспективе будут в значительной степени формировать доходнуюбазу бюджетной системы.
3.3Основные приоритеты бюджетных расходов
Снижениепод воздействием мирового финансового кризиса доходов федерального бюджета инеобходимость соблюдения объективно обусловленных ограничений размера дефицитабюджета, а также обеспечение сбалансированности пенсионной системы в условияхее реформирования определяют потребность пересмотра объемов и структурыбюджетных расходов, что может привести по ряду направлений к сокращению объемоврасходов федерального бюджета в 2010–2012 годах по сравнению с 2009 годом.
Поотдельным направлениям государственной политики целесообразно использованиеследующих подходов.
1.Финансовое обеспечение пенсионной реформы
Формированиесовременной пенсионной системы, позволяющей обеспечить достойный уровень жизнипенсионерам, требует завершения перехода к новой структуре ресурсногообеспечения пенсионной системы в течение двух лет. Кроме того, необходимопринятие дополнительных решений, направленных на увеличение роли добровольногопенсионного страхования.
2.Безусловное выполнение социальных обязательств государства с одновременнымповышением адресности социальной помощи
Необходимоподготовить предложения по расширению полномочий субъектов Российской Федерациив сфере социальной защиты населения в целях увязки предоставления субсидий ильгот социального характера с уровнем доходов получателей соответствующих видовсоциальной поддержки.
3.Формирование заделов на будущее
Преждевсего требуется обеспечить полноценную реализацию приоритетных национальныхпроектов, сконцентрировав усилия на распространении наилучшего опыта,полученного в предшествующие годы. Целесообразно продолжить последовательный переходк реализации проектов в рамках долгосрочных государственных программ.
4.Стимулирование прогрессивных структурных сдвигов в экономике
Должныбыть четко определены приоритеты в расходовании бюджетных средств. Кризис недолжен становиться поводом для иждивенческих настроений в экономике исоциальной сфере. Государственная поддержка за счет бюджетных средств должнаоказываться по веским основаниям, при этом финансовая помощь должна выделятьсятолько в обоснованных и выверенных размерах.
5.Повышение обоснованности и прозрачности отбора получателей государственнойподдержки
Приоритетдолжен отдаваться мероприятиям, направленным на модернизацию производства исоздание спроса со стороны смежных отраслей. Поддерживать нужно только тепредприятия реального сектора экономики, которые имеют рынки сбыта своейпродукции. Или же государство само должно выступать заказчиком этой продукции.
6.Реализация мер, направленных на стабилизацию ситуации на рынке труда
Преждевсего бюджетные ассигнования следует направить на профессиональную подготовку ипереподготовку безработных и лиц, находящихся под риском увольнения, а также наподдержку граждан, которые хотят и готовы начать собственное дело, задействовавпри этом механизмы софинансирования региональных программ содействия занятостинаселения.
7.Финансовое обеспечение модернизации армии и формирования ее качественно новогооблика
Необходимокомплексное финансирование мероприятий по переходу к формированию нового обликаВооруженных Сил Российской Федерации, отвечающего характеру современных угроз исоответствующего положениям Стратегии национальной безопасности РоссийскойФедерации до 2020 года.
8.Финансовое обеспечение выполнения принятых Российской Федерацией международныхобязательств
Необходимопредусмотреть финансовое обеспечение выполнения принятых Российской Федерациеймеждународных обязательств, в том числе в части содействия развитию беднейшихстран, а также по проведению крупных международных мероприятий — саммитаАзиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества в г. Владивостоке в 2012году, Универсиады в г.Казани в 2013 году, Олимпиады в г.Сочи в 2014 году.
3.4Политика в сфере межбюджетных отношений
Несмотряна положительные изменения в системе межбюджетных отношений и в организациибюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальныхобразованиях, достигнутые в ходе реформы межбюджетных отношений, сохраняютсясущественные диспропорции доходных поступлений и расходов бюджетов субъектовРоссийской Федерации и муниципальных образований.
Вцелях решения проблем в сфере межбюджетных отношений следует действовать вследующих направлениях:
инвентаризация,анализ финансового обеспечения и оптимизация публичных обязательств;
обеспечениережима экономного и рационального использования бюджетных средств, оптимизациярасходов на содержание органов государственной власти субъектов РоссийскойФедерации и органов местного самоуправления;
обеспечениереструктуризации бюджетной сети при сохранении качества и объемовгосударственных и муниципальных услуг, разработка критериев качествапредоставления услуг, методик расчета финансового обеспечения государственных имуниципальных заданий, переход от финансирования бюджетных учреждений кфинансированию предоставления государственных и муниципальных услуг;
созданиестимулов для повышения качества управления бюджетным процессом на региональноми местном уровнях, включая создание системы мониторинга и оценки качествауправления бюджетным процессом в субъектах Российской Федерации и муниципальныхобразованиях, разработка показателей оценки качества такого управления;
выделениесубсидий субъектам Российской Федерации исключительно в случаях, когда они направленына снижение значительных различий между субъектами Российской Федерации вобеспечении предоставления отдельных государственных (муниципальных) услуг, атакже на повышение качества (объема) отдельных государственных (муниципальных)услуг в целом по Российской Федерации;
переходв ряде случаев от предоставления субсидий к конкурсной системе выделениягрантов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации наструктурные преобразования;
активноерасширение региональных и местных полномочий с учетом принципа закрепления закаждым уровнем власти тех из них, которые могут быть наиболее эффективно выполненына данном уровне власти;
дальнейшееусиление стимулов для увеличения собственной доходной базы бюджетов субъектовРоссийской Федерации и местных бюджетов, прежде всего за счет развития иподдержки малого и среднего предпринимательства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выполнение органами государственнойвласти своих функций и реализация задач, стоящих перед обществом игосударством, непосредственно зависит от наличия денежных ресурсов,сконцентрированных в федеральном бюджете. В процессе мобилизации ресурсов вбюджет и использования денежных средств из бюджета возникаютфинансово-кредитные отношения между властью в лице государства,налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований. Эти отношениястроятся в соответствии с бюджетной политикой, разрабатываемой и реализуемойорганами государственной власти.
Бюджетная политика — это многостороннийпроцесс, включающий действия органов власти всех уровней не только в бюджетнойсфере, но в налоговой, ценовой, кредитной и в целом в финансовой.
С точки зрениябюджетной сферы, бюджетная политика представляет собой совокупность действий имероприятий, проводимых органами власти в сфере управления формированием иисполнением бюджета по выполнению ими функций перед обществом и государством.
Бюджетная политика предполагает:
— определение целей и задач в области бюджетов;
— разработку механизма мобилизации денежных ресурсов в бюджеты ивнебюджетные фонды разных уровней бюджетной системы;
— в выбор направлений использования бюджетных средств и средстввнебюджетных фондов;
— управление бюджетным процессом;
— организацию регулирования экономических и социальных процессов спомощью бюджетных ресурсов.
Бюджетная политика какцеленаправленная деятельность государства по определению основных задач иколичественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управлениягосударственным долгом является одним из основных инструментов экономическойполитики государства. Бюджетная политика на очередной финансовый годопределяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом ФедеральномуСобранию в начале (не позднее марта) предшествующего года.
В Бюджетномпослании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010–2012 годахзакреплено следующее важнейшее положение: бюджетная политика всовременных условиях должна быть ориентирована на адаптацию бюджетной системы кизменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивогосоциально-экономического развития страны в посткризисный период. Сложностьсовременной экономической ситуации и связанные с этим проблемы формирования иисполнения бюджета не должны рассматриваться в качестве основания для отказа отранее определенных стратегических целей.
Наиболее важными направлениямисовременной бюджетной политики являются:
1. Обеспечение исполнениясоциальных обязательств.
2. Ограничения размеров бюджетногодефицита в целях сохранения макроэкономической стабильности и устойчивостивыполнения социальных обязательств в последующие годы.
3. Переход к режиму жесткойэкономии бюджетных средств, предполагающему достижение максимально возможногомультипликативного экономического и социального эффекта от каждого бюджетногорубля.
4. Определение оптимальных формподдержки реального сектора экономики и финансовой системы, исключающиеиждивенчество и создающие стимулы для внедрения и развития современныхтехнологий, повышения энергоэффективности экономики и производительности труда.Выполнение требований повышения эффективности должно быть обязательным условиемоказания государственной поддержки.
5. Обеспечение кардинальногоповышения качества предоставления гражданам государственных услуг, модернизациюсети оказания услуг гражданам за счет бюджетных средств.
6. Усовершенствование механизмагосударственных закупок за счет применения современных процедур размещениязаказов, консолидации заказчиков, а также использования комплексных методовуправления инвестиционными проектами.
7. Определение экономическиоправданного уровня налоговой нагрузки и структуру налогов, соответствующиесовременной стадии развития российской экономики и стимулирующие развитиепредпринимательства, поиск и применение передовых технологий.
8. Обеспечение сбалансированностирасходных полномочий и ресурсов для их обеспечения на каждом уровне публичнойвласти, установить ответственность за неэффективное расходование средств,создать стимулы для расширения собственного доходного потенциала.
9. Завершение формирования надежнойи сбалансированной пенсионной системы, основанной на страховых принципахресурсного обеспечения и позволяющей обеспечить достойный уровень жизнигражданам старшего поколения.
10. Определение и реализациякомплекса мер по созданию «безбарьерной» среды для инвалидов, а такжеиные мероприятия, связанные с ратификацией Конвенции о правах инвалидов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК
Нормативно-правовые акты
1. Бюджетныйкодекс Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 31 июля 1998г. №145-ФЗ // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 1998. — № 31, ст. 3823. –6512 с.
Учебные пособия
/>2. АлександровИ.М. Бюджетная система Российской Федерации / И.М. Александров. – М.: Дашков иК, 2007. – 486 с.
3. ВахринП.И. Бюджетная система Российской Федерации / П.И. Вахрин. – М.: Дашков и К,2004. – 344 с.
4. ВрублевскаяО.В. Бюджетная система Российской Федерации / О.В. Врублевская, М.В.Романовский. – СПб.: Питер, 2008. – 576 с.
5. ГодинА.М. Бюджетная система Российской Федерации / А.М. Годин, В.П. Горегляд. – М.:Дашков и К, 2007. –628 с.
6. КовалеваТ.М. Бюджетная политика и бюджетное планирование / Т.М. Ковалева. – М.: КноРус,2009. – 177 с.
7. КолесовА.С. Бюджетная политика и межбюджетные отношения в субъектах РоссийскойФедерации / А.С. Колесов. – М.: Финансы, 2007. – 600 с.
Монографическая литература
8. Бюджетноепослание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2010 годах// Финансы. – 2009. — № 6. – С.3-13.
9. Бюджетнаяполитика – важный инструмент в борьбе с кризисом // Финансы. – 2009. — № 4. –С.3-11.
10. Итогии задачи бюджетной политики // Финансы. – 2009. — № 5. – С.3-9.
11. АляутдиновФ.М. Бюджетная политика на современном этапе // Право и управление. XXIв.– 2008. — №1. – С. 22-29.