Реферат по предмету "Другое"


Особенности управления персоналом с преобладанием женщин


Андpeй Oлeгoвич Блинoв, доктор экономических наук, пpoфессор кафедры менеджмента Всероccийского заочного финaнсово-экономичecкого института (BЗФЭИ).


По данным социологических опросов среди руководителей разного ранга (мужчин и женщин) и по наблюдениям за фокус-группами, оказалось, что в ситуациях, требующих наказания подчиненных, женщины-руководители чаще прибегали к мерам морального и психологического воздействия, а мужчины-руководители - к административным мерам. Женщины, как правило, оправдывают подчиненных, в том числе коллег. Они перебирают больше вариантов воздействия. Ответы женщин руководителей характеризуются вниманием к своим подчиненным, больше воздействуют на подсознание; мужчины-руководители отделываются общими фразами и предпочитают материальное воздействие. В своих решениях женщины почти всегда допускают мирный исход возникающих конфликтов. В отличие от мужчин-руководителей женщины-руководители чаще идут на компромисс, долго думают и колеблются, прежде чем наказать своих подчиненных.


У более опытных руководителей (имеющих стаж работы в должности руководителя более 10 лет) - и у женщин, и у мужчин - готовность к принятию решений в условиях риска ниже, чем у руководителей с меньшим стажем. Женщины-руководители выбирают более осторожные стратегии. Мужчины-руководители склонны к более высокой степени риска, что обусловлено их большей степенью агрессивности независимости в действиях, более выраженной потребностью в преобладании и самоутверждении. С возрастом у мужчин готовность принимать решения в условиях риска снижается, а у женщин такой тенденции не замечено. Правда, у них готовность к риску при принятии решений реализуется при определенных условиях - в частности с ростом нервного напряжения, при стрессе, при разочаровании. Вообще у руководителей готовность к риску проявляется сильнее в условиях группы, но в большей степени это присуще женщинам руководителям.


У мужчин-руководителей независимость связана с большой осторожностью. В целом импульсивность поведения проявляется при принятии решений под влиянием обстоятельств или эмоций. Как у мужчин, так и у женщин она связана с активностью, целеустремленностью и мотивацией.


Влияние пола, возраста и образования на принимаемые решения


Процесс принятия решения руководителем в определенной степени обусловлен полом. Современные руководители - и мужчины, и женщины - сталкиваются с необходимостью предварительного мысленного «проигрывания», внутреннего апробирования различных вариантов решения, построения гипотез и допущений. После этого принимается окончательное решение. На основе фокус-групп было установлено, что у женщин-руководителей преобладают «уравновешенные», а также «осторожные» решения, а у мужчин чаще встречаются «уравновешенные» решения и «решения с риском». Таким образом, на типы решения определенное влияние оказывают различия по полу.


Исследование влияния возраста на характер мыслительного поиска у мужчин-руководителей и женщин-руководителей показало, что у женщин-руководителей на всем возрастном, диапазоне независимо от конкретного возраста преобладают уравновешенные и осторожные решения, т. е. тип принятия решения незначительно зависит от возраста. У мужчин-руководителей приобретенный жизненный опыт содействует преодолению крайностей, т. е. с возрастом имеет место тенденция к сокращению импульсивных и замедленных решений и к относительному возрастанию уравновешенных решений. Образование позволяет человеку увидеть больше альтернативных возможностей действия, руководители с высшим образованием принимают более оригинальные и самостоятельные решения.


Чем выше уровень образования как женщин, так и мужчин-руководителей, тем уравновешеннее соотношение между процессом выдвижения гипотез решения и критичностью их оценок. Явных различий между мужчинами и женщинами здесь не выявлено, причем для руководителей - и для мужчин, и для женщин - с высоким уровнем образования характерны не только уравновешенные, но и осторожные, а также рискованные решения. Крайние решения имеют незначительную долю.


В целом можно сделать вывод, что влияние уровня образования и возраста руководителей на типы решений направлено от краев к центру шкалы, благодаря чему преодолеваются крайности в решениях. Разумеется, это нельзя принимать в абсолютном смысле. Каков бы ни был уровень образования руководителя (мужчины или женщины), всегда имеет место некоторое своеобразие его мыслительного поиска, индивидуальный стиль и тип мышления.


Формирование коллектива


Формирование коллектива - важнейшая задача руководителя, от которой зависит эффективность всей организации или ее подразделения. На этом этапе главную роль играет взаимооценка руководителей всех уровней и их подчиненных, при формировании которой и проявляются различия в женской и мужской психологии. Сопоставление женских и мужских оценок показывает:


перечень качеств, присущих современному руководителю, по мнению женщин, охватывает больший диапазон;


женщины являются более строгими судьями по отношению к персоналу, чем мужчины;


женщины высоко ценят такие качества, как умение общаться с людьми и умение создавать дружный и сплоченный коллектив;


женщины-руководители способны более внимательно отнестись к персоналу, выслушать его, понять его проблемы;


женщины-руководители приветствуют и поощряют у персонала такие качества, как инициативность, энергичность, деловитость, организованность.


Женщины-руководители иначе, чем мужчины-руководители, понимают организованность. Организованности по-женски больше присущи психологичность, коллективность и мягкость. Умение организовывать в первую очередь означает сплачивать людей, умножать коллективные усилия при выполнении какой-либо задачи, находить взаимопонимание. В оценке женщин данное качество имеет прежде всего социально-психологические ценности, а потом уже более или менее совпадает с общепринятыми мужскими представлениями об организованности. Как показали опросы, мужчины-подчиненные не любят проявления в женщине-руководителе «мужской» грубости, подозрительности. В свою очередь женщины-подчиненные не приветствуют проявления у мужчин руководителей нерешительности, мягкости.


По социологическим опросам были выявлены качества, которые подчиненным неприятны. Они приведены в табл. 1.


Таблица 1. Группировка качеств женщины-руководителя по степени их неприятия подчиненными


Высокая степень неприятия


Средняя степень неприятия


Малая степень неприятия


Несдержанность


Крикливость


Мелочность


Истеричность


Нервозность


Завистливость


Бестактность


Вспыльчивость


Болтливость


Грубость


Частая смена настроении


Склонность к сплетням


Механизм взаимодействия вышестоящего и нижестоящего руководства


При изучении совместимости стилей интерес представляет такое отношение, как вышестоящий и нижестоящий руководитель. С учетом пола оно имеет следующие разновидности: мужчина - женщина; женщина - мужчина; мужчина - мужчина; женщина - женщина. На практике между ними возникают самые разнообразные ситуации, в которой проявляет себя и мужчина-руководитель, и женщина-руководитель.


Приведем фрагмент мнений друг о друге руководите чей обоего пола по таким признакам, как лидерство, давление мнений, противоречия, поведение, компромиссы, эффективность, выявленных на занятиях фокус-групп. Под буквой М будут идти мнения женщин о мужчинах, а под буквой Ж - мужчин о женщинах.


Лидерство:


М - мужчина честолюбив и стремится к лидерству. не учитывать данное обстоятельство - значит усугублять возможность быть смятой в служебных отношениях с ним;


Ж - женщина не столь честолюбива, как мужчина, и легче смирится с участью «руководителя без продвижения», уступая дорогу мужчине; но среди своих соплеменниц она хочет быть лидером по положению, внешности и вниманию к себе.


Давление мнений:


М - приходится постоянно сталкиваться со взглядами, что женщина создана не для руководства людьми, а для управления домашним хозяйством;


Ж - психологически доминирует мнение, что находиться под началом женщины-руководителя есть нечто умаляющее достоинство мужчины.


Противоречия:


М - если мужчина нормально относится к женщине как к руководителю, то именно в этом она иногда усматривает какую-то ненормальность;


Ж - женщина хочет, чтобы в ней видели хорошего руководителя, но иногда она сожалеет, что к ней относятся как к руководителю.


Компромиссы:


М - мужчины чаще идут на компромиссы, предавая такие понятия, как принципиальность, честь к достоинство; и от этого страдает прежде всего моральная сторона руководства людьми;


Ж - женщины менее предрасположены к компромиссам, зачастую не понимая их вынужденности и тактической необходимости, проявляя ретивую принципиальность, они накаляют себя, коллектив и вышестоящее руководство.


Эффективность:


М - мужской стиль предназначен для достижения эффективности в руководстве; соединение его с женским стилем может дать еще более высокие результаты;


Ж - женщине как руководителю трудно обеспечить стабильные результаты в работе из-за того, что она находится на двух «фронтах» - служебном и домашнем; но ее старательность и настойчивость достойны восхищения.


Рассматривая особенности стилей мужского и женского руководства, можно заметить интересную особенность. Мужчины-руководители, как правило, не придают особого значения тому, как они влияют на подчиненных. Для женщины-руководителя, наоборот, очень важно, как ее воспринимают подчиненные. Женщинам-руководителям больше присущ авторитарный стиль управления. Возникает парадокс: с одной стороны, женщинам присущ авторитарный стиль руководства, с другой - они поощряют инициативу у подчиненных, не терпят безынициативности. Искусство руководителя заключается не в «укрощении» неудобного персонала, а в попытке понять мотивы и предоставлять по мере возможности поле деятельности для удовлетворения притязаний и стремлений этого персонала. В этом искусстве современные женщины-руководители бесценны.


Список литературы


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru/


Дата добавления: 27.11.2013



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.