Реферат по предмету "Менеджмент"


Кадровый потенциал сектора исследований и разработок

--PAGE_BREAK--
2.2.Анализ динамики численного состава персонала, занятого исследованиями и разработками в РФ и версии развития

         Для анализа динамического ряда (см. приложение, таблицу 1) рассчитаем показатели абсолютных и относительных величин. В качестве абсолютных величин рассчитаем показатели абсолютного прироста, при этом рассчитаем показатели цепного и базисного абсолютного прироста (см. таблица 1).

Таблица 1

Численность персонала, занятого исследованиями и разработками

Год

Численность персонала, тыс. чел.

Абсолютные приросты,

млн. руб.

Темпы роста, %

Темпы прироста, %

А,%

Цепные

Базис-ные

Цепные

Базис-ные

Цепные


Базисные


2000

887,7

-

-

-

100

-



-

2001

885,6

-2,1

-2,1

99,763

99,763

-0,237

-0,237

8,856

2002

870,9

-14,7

-16,8

98,340

98,107

-1,660

-1,893

8,709

2003

858,5

-12,4

-29,2

98,576

96,711

-1,424

-3,289

8,585

2004

839,3

-19,2

-48,4

97,764

94,548

-2,236

-5,452

8,393

2005

813,2

-26,1

-74,5

96,890

91,608

-3,110

-8,392

8,132

2006

807,1

-6,1

-80,6

99,250

90,920

-0,750

-9,080

8,071

Итого

5962,3















Данный динамический ряд свидетельствует о ярко — выраженной тенденции сокращения численности персонала (см. рис. 1), занятого исследованиями и разработками за 7 исследуемых лет. В среднем ежегодно численность персонала  составляла 851,7 тыс. чел., ежегодный прирост составлял в абсолютных цифрах -11,5 тыс. чел., средний темп роста 98%, в 2006 году численность персонала составляла 807,1 тыс. чел., темп роста составил 99%, по отношению к 2005 году прирост -0,75%, абсолютный прирост -6,1  тыс. чел., абсолютное содержание 1% прироста составляет 8,071 тыс. человек.

 Рис.1. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками.
Начиная с 2000 г. сохраняется общая тенденция сокращения численности занятых исследованиями и разработками (см. приложение 1,  таблицу 1). Самый низкий показатель отмечен на 1 января 2006г. – 807,1 тыс. человек, составивший 41,5% по отношению к 1990 г. В то же время нельзя не обратить внимания на замедление темпов снижения численности персонала, занятого исследованиями и разработками. Так за период 1995-2000 гг. численность занятых в науке снизилась на 9,1%.

Процесс сокращения численности занятых исследованиями и разработками затронул все категории персонала – исследователей, техников, вспомогательный персонал, прочих работников. При этом, как и в среднем по всему персоналу, наблюдается тенденция к понижению интенсивности сокращения численности по всем категориям персонала по сравнению с 1990-ми годами. В настоящее время задача оптимизации численности и состава кадрового потенциала науки остается актуальной. Это продуктивно не только потребностями российской экономики, но и тенденциями развития мировой науки. Воспроизводство кадрового научного потенциала возведено в ранг стратегических задач во всех странах – членах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), научные кадры рассматриваются как составляющая национального достояния, жизненно важная для перспектив их развития.

         Сегодня российская наука является одним из мировых лидеров по численности занятого персонала, несмотря на ее резкое понижение в 1990-е годы. В период 2000-2006 гг. было отмечено относительное замедление динамики показателя численности персонала, выполняющего исследования и разработки, в расчете на 10 тыс. занятых в экономике России (со 138 человек в 2000 г. до 120 человек в 2006 г.) по сравнению с предшествующим десятилетием (см. рис. 2).

 

Рис.2. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, в экономике России в 1990-2006 гг. (человек; в расчете на 10000 занятых в экономике)
Для того чтобы определить тенденцию развития численного персонала сектора исследований и разработок к 2010 году, используем метод аналитического выравнивания по прямой. Для этого выберем адекватную математическую модель, которая наилучшим образом отражает состояние развития указанного явления (см. приложение 1, таблица 1) и воспользуемся формулами из пункта 2.1.

Т.к. данный динамический ряд (см. таблицу 2) является нечетным, то середину обозначим как 0, а далее присвоим значения уровней ряда с шагом 1.

         Таблица 2

Год

Численность персонала, тыс.шт.

t

t2

y*t

Y
t


2000

887,7

-3

9

-2663,1

896,56

2001

885,6

-2

4

-1771,2

881,62

2002

870,9

-1

1

-870,9

866,69

2003

858,5







851,75

2004

839,3

1

1

839,3

836,82

2005

813,2

2

4

1626,4

821,88

2006

807,1

3

9

2421,3

806,95

Итого

5962,3



28

-418,2

5962,3



Из первого уравнения а0=851,75.

         Из второго уравнения а1=-14,93.

         Уt= 851,75+(-14,93)*t

         Для наглядного изображения полученных результатов применим графический метод, т. е. на одном графике представим фактические и теоретические уровни динамического ряда в 2000-2006 гг. (см. рис. 3).

Рис.3. Фактическая и теоретическая численность персонала в 2000-2006 гг. (тыс. чел.)
Рассчитаем теоретические уровни динамического ряда с учетом того, что в среднем за 7 лет численность персонала, занятого исследованиями и разработками, составляла 851,75 тыс. чел., а ежегодный прирост составлял     -14,93t(см. таблицу 3).

 В соответствии с выявленной тенденцией развития динамического ряда и полученным уравнением прямой, эксплуатируя полученную  тенденцию рассчитаем возможные уровни динамического ряда за его пределами.

Таблица 3

Численность персонала, занятого исследованиями и разработками в 2007-2010 гг. (тыс. чел.)

Год

t

Y
t


2007

4

792,01

2008

5

777,07

2009

6

762,14

2010

7

747,20



         Для наглядного изображения полученных результатов применим графический метод, т. е. на графике представим теоретические уровни численности персонала в 2007-2010 гг. (см. рис. 4).



Рис. 4.  Теоретическая численность персонала в 2007-2010 гг. (тыс. чел.)
Согласно динамике показателя численности персонала, занятого исследованиями и разработками, в расчете на 10 тыс. занятых в экономике (в эквиваленте полной занятости) Россия занимает 7-е место среди стран ОЭСР  (после Финляндии, Швеции, Дании, Японии, Франции и Новой Зеландии).  Если судить по аналогичному показателю, рассчитанному для исследователей, то Россия уже не входит в первую десятку стран-лидеров. Это связано с относительно низкой долей исследователей в структуре персонала, занятого исследованиями и разработками, по сравнению с ведущими странами ОЭСР.
2.3.Анализ структуры персонала, занятого исследованиями и разработками, по категориям
Обвальное сокращение научных кадров в 1990-е годы сказалось на структуре  и качественных характеристиках занятых в этой сфере (см.  таблицу 4). Анализ структуры персонала, занятого исследованиями и разработками, за период 1990-2000 гг. показывает постепенное уменьшение доли исследователей и техников, что было вызвано более интенсивными процессами их оттока из сферы исследований и разработок. Одновременно наблюдалось увеличение доли категории «прочих», численность которой сокращалась в этот период существенно медленнее других категорий персонала. Этот факт свидетельствует о расширении административно-управленческого аппарата, обслуживающего деятельность научных организаций напрямую не связанного с научно- исследовательским процессом. Доля вспомогательного персонала на протяжении указанного периода оставалась относительно неизменной.

Таблица 4

Структура персонала, занятого исследованиями и разработками, по категориям в 1990-2006 гг. ( в % по годам)



Изменения в структуре занятых по категориям персонала в период 2001-2006 гг. в целом можно оценить как незначительные, однако говорить о ее сбалансированном состоянии не приходится. Сегодня научные организации, по оценкам их руководителей, в основном испытывают потребность как в молодых, так и в зрелых исследователях. Не хватает также технических работников, непосредственно задействованных в проведении исследований и разработок. Известно, что снижение доли техников среди занятых исследованиями и разработками оборачивается ухудшением состояния научного оборудования и дополнительными потерями рабочего времени самих исследователей. В отношении вспомогательного персонала можно сказать, что чаще всего руководителей не устраивает качество работы этой категории персонала и поэтому деятельность научных организаций приходится поддерживать за счет более высокой численности таких работников. Численность «прочих» категорий персонала явно завышена.       Если в 1990 г. на 100 исследователей приходилось 24 техника, 52  вспомогательных работника и 20 прочих работников (100:24:52:20), то в 2006 г. Это соотношение заметно ухудшилось и составило 100:17:55:35.

         Соотношение различных категорий персонала, занятого исследованиями и разработками, варьируется по секторам деятельности (см. рис.5).

Рис.5. Структура персонала, занятого исследованиями и разработками, по секторам деятельности в 2006 г. (в процентах)

Структура персонала, занятого в государственном секторе, практически повторяет общую (усредненную) структуру. Отличие структуры занятых в предпринимательском секторе состоит в относительно более низкой доле исследователей и одновременно более высокой доле вспомогательного персонала, поскольку деятельность организаций этого сектора имеет преимущественно прикладной характер и связано с продвижением разработок в производство, а затем — на рынок продукций и технологий. Структура персонала, занятого в секторе высшего образования, отличается самым высоким удельным весом исследователей и самым низким — вспомогательного и «прочих» категорий персонала. Сложно оценить структуру занятых в секторе некоммерческих организаций, поскольку таких организаций в обследуемой совокупности мало (порядка 1%) и данные по численности занятого в них персонала недостаточно представительны.

         Разные категории персонала, занятого исследованиями и разработками, имеют существенные различия по уровню образования (см. рис. 6.).



Рис.6. Структура персонала, занятого исследованиями и разработками, по уровню образования в 2006г. (в процентах)

Представителей, занятых в научной сфере, отличает высокий уровень образования: по данным за 2006 г., 62,3% имели высшее профессиональное образование. Для сравнения заметим, что среди занятых в российской экономике высшее образование имеет только каждый четвертый работник. Категория исследователей представлена исключительно специалистами с высшим профессиональным образованием.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.