Реферат по предмету "Другое"


Об опыте преподавания истории науки и техники в современном вузе


А.В. Бармин


Как известно, в конце прошлого и начале нынешнего тысячелетия в нашей стране произошли грандиозные и очень противоречивые изменения. Была осуществлена серьезная модернизация содержания высшего образования. Наука и образование деполитизировались. Исчез ряд учебных дисциплин, таких как история КПСС, марксистко-ленинская философия, научный коммунизм. Появились новые дисциплины: культурология, социология и ряд других, возросла роль гуманитарного знания. Отражением этих процессов в нашем вузе - Уральском государственном техническом университете-УПИ (ныне - Уральском федеральном университете имени первого Президента России Б. Н. Ельцина) стало внедрение нового курса истории науки и техники.


Известно, что в связи с реформой высшего образования в течение 1990-х гг. шло постепенное структурное преобразование Уральского политехнического института (УПИ) в Уральский государственный технический университет. Новый статус учебного заведения требовал и нового осмысления учебных дисциплин, в том числе и гуманитарных.


Необходимо было создать уникальные и интегральные курсы, устраняющие различия между естественно-научным, техническим знанием, с одной стороны, и знанием гуманитарным - с другой. История науки и техники представлялась именно такой формой, воплощающей единую культуру человечества. В этом качестве она одинаково важна для гуманитарного, естественно-научного и технического образования.


Кафедра истории науки и техники Уральского государственного технического университета была создана по приказу ректора (№454/03 от 06.12.1999 г.), заведующим кафедрой был избран В. В. Запарий. Однако в Уральском политехническом институте была предшественница этой кафедры. Она называлась кафедрой истории техники. В соответствии с приказом министра высшего образования СССР от 19.11.1948 г. №° 1643 и на основе положительного решения ученого совета института исполняющим обязанности заведующего кафедрой истории техники с 1 января 1949 г. был назначен А. С. Качко, директор института.


На кафедре истории техники в конце 40-х - начале 50-х гг. XX в. работали старшие преподаватели Н. Н. Крюков и П. А. Плотников, старшие лаборанты Г. И. Корчемный и Ю. Д. Киселев.


Преподаватели и сотрудники кафедры занимались пропагандой знаний по истории отечественной техники, выполняли преподавательскую работу на различных факультетах института, читали курс истории техники, занимались исследовательской работой. Так, П. А. Плотников написал книгу «Наука и производство», статью «Ученый-механик А. И. Сидоров»; Н. Н. Крюков - «Очерки истории энергетики»; Г. И. Корчемный - «Историю возникновения и развития первых машиностроительных предприятий Екатеринбурга». Сотрудники кафедры принимали участие во всесоюзных научных конференциях по истории техники, а также в работе семинара для преподавателей истории техники, проходившем в московских вузах под руководством профессора А. А. Зворыкина.


По поручению дирекции института и деканата инженерно-экономического факультета сотрудники кафедры выполняли, как тогда говорили, работу, связанную с содружеством института с промышленностью, а также производственной практикой студентов. Так, П. А. Плотников сначала был директором Уральского дома техники, а затем переведен в УПИ на должность начальника научного отдела и старшего преподавателя кафедры истории техники.


Конечно, новая кафедра существует в совершенно других условиях и решает совершенно другие задачи, чем кафедра истории техники, что отражено даже в названии кафедры, где слово «наука» вынесено на первое место.


В конце 90-х гг. на кафедре истории России в течение нескольких лет читался курс «История науки и техники» в качестве гуманитарного спецкурса, а на кафедре философии читались курсы по философии науки и техники. В 1998 г. на кафедре истории России была создана секция истории науки и техники в составе трех преподавателей. Инициатором создания секции стал доцент


В.В. Запарий, которого активно поддержал заведующий кафедрой истории России профессор Б. В. Личман. В 1999 г. по решению ученого совета УГТУ была создана кафедра истории науки и техники.


Первоначально новым структурным подразделением читались спецкурсы по истории науки и техники на 3-4-х курсах ряда факультетов в рамках гуманитарного спецкурса. С 1 сентября 2000 г. такой курс начал читаться на первых курсах всех факультетов. Кроме этого кафедра подготовила курс «Концепции современного естествознания». В 2005 г. на кафедре была создана секция «Концепции современного естествознания» (КСЕ) во главе с В. А. Дорошенко, в состав которой входили А. И. Кузнецов и М. Р. Москаленко.


В течение последних лет на кафедре идет активная разработка мультимедийного учебно-методического комплекса по истории науки и техники [19]. Ряд преподавателей прошли специальную подготовку на факультете повышения квалификации УГТУ-УПИ. Кроме созданного на кафедре мультимедийного учебно-методического комплекса, на учебных занятиях достаточно широко применяются мультимедийные энциклопедии по истории, музеям, городам, странам и т. д., мультимедийные учебники, позволяющие организовать учебный процесс с использованием новых методов обучения, мультимедийные тестовые программы для контроля знаний студентов, онлайновые мультимедиа продукты и многое другое. Мультимедийные технологии позволяют разнообразить образовательный процесс, способствуют формированию интереса к истории науки и техники и актуализируют творческий потенциал студентов.


Интегративный курс истории науки и техники состоит из следующих частей: история науки и техники с древнейших времен до современности (будущие инженеры и менеджеры знакомятся с общими закономерностями развития науки и техники на протяжении всей истории человечества); философское осмысление роли и места науки и техники, ее истории и современного состояния, рассмотрение определенных прогностических аспектов; осмысление современного состояния той отрасли человеческого знания, которой будет заниматься будущий специалист.


Студенты слушают лекции, составляют сравнительные таблицы, пишут эссе и рефераты, создают презентации, выступают с этими творческими работами перед своими коллегами. Их работы посвящены важнейшим этапам в развитии науки и техники, деятельности выдающихся ученых или научных школ, заметным изобретениям, истории предприятий или отраслей науки и техники.


По завершении курса студенты сдают зачет. Курс способствует формированию у студентов патриотизма, любви к своей профессии, ответственности. Планирование учебной деятельности, работа с учебной и научной литературой, справочными и энциклопедическими изданиями, ведение записей лекций, использование компьютерных источников информации и т. д. - все это составляет своеобразный инструментальный фундамент подготовки будущих специалистов. Это содействует формированию учебно-познавательных, учебно-организационных, учебно-методологических и поисково-информационных умений. На основе приобретенных умений и навыков такой работы в дальнейшем развиваются сложные интегрированные свойства мышления, такие как логичность, креативность, индивидуальность, творческий подход, необходимые специалистам высшей профессиональной квалификации.


Более чем за десять лет существования кафедры накоплен определенный опыт преподавания курса. Было издано методическое пособие с программой курса, а также два варианта курса лекций [7, 9]. Сокращенный электронный вариант пособия для студентов-заочников имеется на сайтах ряда университетов в Интернете [8]. Коллективом кафедры (В. В. Запарий, А. В. Бармин, С. А. Нефедов, В. А. Дорошенко, А. И. Кузнецов) также написан полный курс, который пользуется большой популярностью у студентов [10, 11].


В.А. Дорошенко подготовил пособие по курсу «Концепции современного естествознания» и мультимедийный курс, который представлен на сайте УГТУ- УПИ. На кафедре истории науки и техники сложился работоспособный коллектив, куда входят четыре профессора, десять доцентов, четыре старших преподавателя, три аспиранта, ряд соискателей.


В 2002 г. заведующий кафедрой В. В. Запарий защитил докторскую диссертацию, а в 2004 г. стал профессором. В 2005 г. аспирант кафедры И. Е. Ероб- кин защитил кандидатскую диссертацию и стал кандидатом исторических наук, первым кандидатом наук, воспитанным на кафедре. Затем защитились соискатели кафедры А. М. Кот (2011) и И. И. Васина (2012). Организацией учебной, учебно-методической и исследовательской работы на кафедре занимается ученый секретарь кафедры доцент А. В. Бармин.


Коллектив кафедры ведет большую научную работу. Регулярно организуются всероссийские конференции «Урал индустриальный», ставшие заметным явлением в региональной исторической науке. В сентябре 2011 г. проведена уже Десятая юбилейная Всероссийская конференция [25]. Установлено тесное сотрудничество с Институтом истории и археологии УрО РАН. В составе кафедры много лет плодотворно работали директор Института истории и археологии УрО РАН академик РАН В. В. Алексеев, главный научный сотрудник, заслуженный деятель науки РФ профессор Д. В. Гаврилов. Продолжают работать старшие научные сотрудники института профессор С. А. Нефедов, доценты Е. Ю. Рукосуев, Н. В. Суржикова, Е. Ю. Баранов, Н. Н. Мельников.


За время работы кафедры ее сотрудниками написан ряд крупных научных работ [4-6; 15-18]. Преподаватели кафедры активно участвуют в международных и региональных конференциях. Их деятельность заметна в историческом сообществе Урала. Научная работа кафедры координируется ежегодными научными конференциями кафедры, которые проводятся в День науки - 8 февраля. Всего состоялось три конференции.


По решению ректора еще в начале деятельности кафедры ей был подчинен Музей УГТУ-УПИ на правах проблемной лаборатории с отдельным финансированием и штатом работников. Сотрудники музея (Г. Я. Таратоненков, Н. П. Селиванов, Л. Д. Митрофанов, И. А. Кашина, бывший директор музея С. В. Скро- бов) вели большую работу по сохранению исторической памяти о выдающихся ученых и педагогах нашего вуза. Однако в 2010 г. музей был выведен из-под научного подчинения кафедры, и сейчас он реструктурируется.


Большая работа была проделана коллективом кафедры в связи с подготовкой и празднованием 60-летия и 65-летия победы в Великой Отечественной войне. Была издана книга «Уральский индустриальный в годы Великой Отечественной», посвященная Великой Победе [27]. К 85-летию родного вуза при активном участии работников кафедры вышла монография «УГТУ-УПИ: Очерки истории» [24] и презентационное издание «Уральский государственный технический университет-УПИ» [26], а также два «Вестника УГТУ-УПИ», посвященные его истории [2]. Ряд книг был подготовлен к 90-летию вуза [28].


Значительную роль в подготовке этих изданий сыграл один из старейших работников университета доцент кафедры Н. П. Селиванов. Этот человек прошел Халхин-Гол, Великую Отечественную войну. Он был ведущим доцентом на кафедре истории, заведовал этой кафедрой, работал деканом. Сейчас Н. П. Селиванов активно передает свой опыт молодым коллегам.


Признанием значимости работы коллектива кафедры стало избрание заведующего кафедрой профессора В. В. Запария национальным представителем России в Международном комитете за сохранение индустриального наследия (Т1СС1Н). Кафедра развивает направление, связанное с сохранением и реабилитацией национального индустриального наследия, принимает участие в деятельности Свердловского отделения Российского вольного экономического общества. Большая научно-исследовательская работа ведется сотрудниками кафедры: профессором Б. В. Личманом, который является автором многоконцептуальной парадигмы развития российской истории, редактором и автором известного учебника по отечественной истории для вузов [12, 13]; профессором С. А. Нефедовым, разрабатывающим концепцию технологической интерпретации истории [20, 21]; доцентом Е. Ю. Рукосуевым [23].


С введением нового кандидатского экзамена по истории и философии науки в 2005 г. существенно возросла роль кафедры истории науки и техники как регионального координатора организации данного экзамена. Преподаватели кафедры (В. А. Дорошенко, А. И. Кузнецов, А. В. Бармин) во главе с заведующим прошли повышение квалификации и получили сертификаты, дающие право принимать новые кандидатские экзамены по истории и философии науки. Методическая разработка кафедры (программа) [3] включена в пакет методических материалов для подготовки преподавателей, имеющих право вести с аспиратами занятия по данному курсу и принимать соответствующий экзамен, а кафедра объявлена базовой на Урале по всеобщей истории науки и техники.


С 2009 г. преподаватели кафедры разрабатывают сетевые учебные курсы для студентов факультета дистанционного обучения всех специальностей. Во-первых, это учебный курс по истории науки и техники (В. В. Запарий, А. В. Бармин и Е. С. Лахтионова) и, во-вторых, курс «Концепции современного естествознания» (В. А. Дорошенко, М. Р. Москаленко, А. И. Кузнецов). Данные сетевые учебные курсы прошли апробацию и введены в учебный план кафедры с 2010/11 уч. г.


Программа сетевого учебного курса рассчитана на один семестр обучения. Обучение проходит в основном дистанционно. На первой неделе обучения предусмотрена установочная лекция. Все остальные занятия проводятся с использованием электронной образовательной среды (ЭОС) «ЭЛИОС» им. В. Б. Бур- нева.


Дистанционная технология обучения позволяет студентам заниматься в удобное время без отрыва от основной работы. В ЭОС выложены задания на весь период обучения, рекомендации по их выполнению, материалы, содержащие теоретические сведения по изучаемым вопросам. Готовые выполненные работы студенты также размещают в ЭОС для рецензирования. Если в ходе выполнения работы у студента возникают вопросы, можно задать их преподавателю и получить ответ через ЭОС.


Кроме курсов «Истории науки и техники» и «Концепции современного естествознания» на кафедре разработаны программы и курсы по другим учебным дисциплинам. Для студентов-магистров металлургического, механико-машиностроительного, электротехнического и теплоэнергетического факультетов преподаются «История и методология науки и производства» и «История и методология создания и производства материалов», для студентов-магистров химико-технологического факультета - «История и методология химической технологии» и «История и методология наук в области защиты окружающей среды», для студентов факультета гуманитарного образования - «История материальной культуры и хозяйства» и «Этнология», а для студентов факультета безопасности - «История защиты в чрезвычайных ситуациях».


В последние годы на факультетах, которые были преобразованы в институты университета, произошел переход на подготовку специалистов-бакалав- ров. Учебная дисциплина «История науки и техники» является дисциплиной цикла ГСЭ по выбору (университета, факультета, выпускающей кафедры). В рамках разрабатываемого ФГОС данная учебная дисциплина относится к циклу Б1. Общий объем дисциплины - 72 часа, объем аудиторных занятий - 36 часов (лекции - 18 часов, практические занятия - 18 часов), объем самостоятельной работы - 36 часов. Лекционный курс делится на базовую (14 часов) и вариативную (4 часа) части. Вариативные части (модули) дисциплины всегда формировались в соответствии со спецификой факультета. Так, на металлургическом факультете - это «История металлургии»; строительном факультете - «История строительного дела и техники»; механикомашиностроительном - «История механики (теоретической и практической)»; электротехническом - «История электротехники»; химико-технологическом - «История химических наук и технологий»; факультете строительных материалов - «История и технология строительных материалов»; теплоэнергетическом - «История теплоэнергетической отрасли»; радиотехническом - «История радиотехники и информационных систем»; факультете гуманитарного образования - «История развития гуманитарного и естественно-научного знания» или «История развития гуманитарного знания в сфере экономики, управления и организации производства»; факультете экономики и управления - «История экономики»; факультете военно-технического образования и безопасности - «История военного дела и военной техники»; факультете информационно-математических технологий и экономического моделирования - «История информационно-математических технологий и экономического моделирования».


Вместе с тем данные вариативные модули по потребности и желанию университета, института или выпускающей кафедры могли бы стать полноценными и самостоятельными учебными дисциплинами.


Особенно важно в преподавании курса «Истории науки и техники» сочетать авторский творческий подход преподавателя к учебному процессу и исследовательский, творческий подход учащихся. На достижение этой цели должны быть направлены создаваемые преподавателями кафедры обширная информационная база и специальные программы данного курса. Одно из перспективных направлений работы кафедры - это ее хоздоговорная научная деятельность.


Однако в связи с переходом на новые Федеральные государственные образовательные стандарты по подготовке бакалавров в последние год-два произошло резкое сокращение учебных дисциплин. В первую очередь институты расстались с гуманитарными дисциплинами. В большой степени это затронуло кафедру истории науки и техники. Несмотря на все заслуги кафедры и заинтересованность технических институтов в сотрудничестве с ней, резко сократилась учебная нагрузка (за прошлый учебный год - с 15 ставок до 7). Подобная тенденция может привести к ликвидации кафедры. Это ударит не только по учебной и научной составляющей вуза, но и по его престижу, ведь небольшая кафедра истории науки и техники делает большую и нужную работу в одном из самых крупных вузов России, насчитывающем более 50 тыс. студентов и более 8 тыс. преподавателей и сотрудников.


В заключение хотелось бы подчеркнуть, что необходимо создание всероссийской структуры по изучению истории науки и техники, пропаганде российского опыта, которую, возможно, возглавит Российская академия наук. Это может быть институт истории естествознания и техники.


Список литературы


Алексеев В. В. Общественный потенциал истории. Екатеринбург, 2004.


Вестник УГТУ-УПИ (Екатеринбург). 2005. Вып. 3, № (2).


Всеобщая история науки и техники // История и философия науки : учеб.-метод. материалы по Федер. программе переподготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава. Екатеринбург, 2005. С. 95-109.


Гаврилов Д. В. Горнозаводской Урал XVII-XX вв. : избр. тр. Екатеринбург, 2005.


Запарий В. В. Черная металлургия Урала. XVIII-XX вв. Екатеринбург, 2001.


Запарий В. В. История черной металлургии Урала в 90-е гг. ХХ в. М., 2003.


Запарий В. В., Нефедов С. А. История науки и техники : курс лекций. Екатеринбург, 2003.


Запарий В. В., Нефедов С. А. История науки и техники : курс лекций [Электронный ресурс]. URL: http://hist1.barod.ru.


История науки и техники : рабочие программы для студентов фак. гуманит. образования (кафедра социологии и социальных технологий управления) по учеб. курсам и дисциплинам специальности 06110 «Менеджмент организаций», специализации «Административный менеджмент», «Управление сервисом». Екатеринбург, 2003. С. 23-34.


История науки и техники : курс лекций / под ред. В. В. Запария. Екатеринбург, 2005.


История науки и техники : курс лекций / под ред. В. В. Запария. 3-е изд., испр. и доп. Екатеринбург, 2007.


История России с позиций разных идеологий / под ред. проф. Б. В. Личмана. Ростов н/Д, 2007.


Личман Б. В. Толерантная история России. Екатеринбург, 2008.


Личман Б. В. Уральская индустрия в экономической политике Советского государства второй половине 50-х - середине 80-х гг. Екатеринбург, 2008.


Кауфман А. А., Запарий В. В. Очерки истории коксохимической промышленности. Екатеринбург, 2007.


Кауфман А. А., Запарий В. В. Металлургическая промышленность России XVIII-XX веков. Саранск ; Екатеринбург, 2007.


Металлургические заводы Урала XVII-XX вв. : энцикл. Екатеринбург, 2001.


Металлурги Урала : энцикл. Екатеринбург, 2001, 2003.


Мультимедийный учебно-методический комплекс инновационная образовательная программа «История науки и техники». ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2008 [Электронный ресурс]. URL: http://study.ustu.ru/view/ aid_view.aspx?AidId=8063. Ресурс 8063.


Нефедов С. А. Демографически-структурный анализ социально-экономической истории России: конец XV - начало XX века. Екатеринбург, 2005.


Нефедов С. А. Война и общество: факторный анализ исторического процесса. М., 2008.


Рукосуев Е. Ю. Золото и платина Урала: история добычи в конце XIX - начале XX в. Екатеринбург, 2004.


Рукосуев Е., Григорьев Г. Правители стран мира с древнейших времен до наших дней : в 3 кн. Екатеринбург, 2008.


УГТУ-УПИ: очерки истории. 1920-2005 / под ред. чл.-корр. РАН С. С. Набойченко. Екатеринбург, 2005.


Урал индустриальный: Бакунинские чтения : материалы Десятой юбилейной Все- рос. науч. конф., Екатеринбург, 27-28 сент. 2011 г. : в 2 т. Екатеринбург, 2011.


Уральский государственный технический университет-УПИ. Екатеринбург, 2005.


Уральский индустриальный в годы Великой Отечественной. 1941-1945. Екатеринбург, 2005.


Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. 1920-2010: Этапы большого пути. Екатеринбург, 2010.


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://urfu.ru/


Дата добавления: 26.11.2013



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.